Типы манипуляций в рекламной и PR-деятельности
Именно созданием иллюзии вот этого всего и занимается та самая реклама и связи с общественностью, которая так или иначе срабатывает хотя бы на части своей аудитории. Специалисты в этой области выделяют несколько способов дезориентации потребителя: Люди по большей части склонны к тому, чтобы поддаваться на уловки, провокации и манипуляции самого разнообразного толка. Так уж мы все устроены, что… Читать ещё >
Типы манипуляций в рекламной и PR-деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Люди по большей части склонны к тому, чтобы поддаваться на уловки, провокации и манипуляции самого разнообразного толка. Так уж мы все устроены, что «и обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад» .
Все способы манипуляции и обмана связаны с одними и теми же вещами. С базовыми человеческими потребностями, которые составляют пирамиду Маслоу и ее вариации, это, кстати, связано в наименьшей степени. Еда, вода, сон и секс — это очень важно, но уж больно примитивно.
В нынешнем обществе давно уже на передний план вышли совсем другие потребности. Человеку, которое суть животное общественное, бесконечно важно удовлетворение нужд другого порядка: быть любимым и быть крутым, что бы последнее ни значило. На это начинают играть сейчас рекламщики и PR — специалисты.
Именно созданием иллюзии вот этого всего и занимается та самая реклама и связи с общественностью, которая так или иначе срабатывает хотя бы на части своей аудитории. Специалисты в этой области выделяют несколько способов дезориентации потребителя:
- 1. Прямая дезориентация, то есть, ложь.
- 2. Косвенная дезориентация, другими словами, введение в заблуждение.
- 3. Нарушение логических связей, подмена причины следствием.
- 4. Воздействие на подсознание потребителя.
Соответственно этим способам можно выделить четыре основных типа манипулятивной рекламы:
Первый тип: у потребителя формируют заведомо ложный образ рекламируемого товара. Признаками этого типа являются слова «лучший», «самый», «исключительный», «единственный», «неповторимый» .
Второй тип: потребителю предоставляют часть информации о товаре, например, о лечебном эффекте лекарства, скрывая от него противопаказания и побочные эффекты.
Третий тип: потребителю предлагают ложный силлогизм, внешне звучащий вполне убедительно, например: «С тех пор, как она пользуется этим стиральным порошком, ее белье выглядит всегда безупречно». Следовательно, как бы вы хорошо не стирали, у вас нет шансов сделать свое белье безупречным, если вы не пользуетесь именно этим порошком.
Четвертый тип: сегодня воздействуют на подсознание массового потребителя, как правило, акционерные, инвестиционные, холдинговые компании, которые построенные по принципу пирамиды. Создатели подобной рекламы забывают о том, что она нарушает основной постулат коммуникации: ожидание истинности рекламного сообщения. Массовое недоверие к рекламе как таковой — следствие обмана ожиданий потребителя. Кроме описанных четырех перечисленных типов существуют так называемые косвенные манипуляции, воздействие которых разрушительно для психики потребителей.
К числу самых распространенных косвенных манипуляций можно отнести известную в НЛП «пристройку сбоку»: программирование внутренних стереотипов человека, структурирование его намерений, желаний и отношений в интересах создателей рекламы. Такая реклама не запрещена законом РФ, но подобные манипуляции разрушают внутренний мир потребителя, деформируют его психику. В качестве примера можно привести рекламу «Nescafe «, которое налаживает отношения между детьми и родителями, соединяет возлюбленных или погружает девушку в состояние покорности и блаженства. По тому же пути идут создатели стереотипов «мачо», который закуривает сигарету, чтобы принять единственно верное решение или женского дезодоранта, запах которого сворачивает на 180 градусов шеи всем мужчинам. «Пристройка сбоку» навязывает потребителю те представления, которых у него не было раньше, заставляя его принимать решения и делать выбор соответственно чуждым его психике установкам и желаниям.
Манипуляторными можно считать и те рекламы, которые вызывают у человека страх или тревогу за собственное здоровье, например, жевательной резинки, которая освободит полость рта от микробов. Подобная реклама имеет угрожающий контекст: если потребитель не будет пользоваться именно этой жевательной резинкой, кариеса ему не избежать. 6, 85].
По данному разделу, изучив типы манипуляций в рекламе и PR — деятельности, которые используются для воздействия на аудитории, можно сделать следующий вывод: применение манипуляторных способов и различных типов манипуляций приводит потребителя к дезориентации, что побуждает его к покупке не всегда нужных товаров, или полезных для его здоровья. Для человека, желающего продать свой товар, такие приемы манипуляций могут быть пригодны в деятельности, для увеличения продаж товара и привлечения внимания потребителей, даже если покупка не состоялась. Хорошая реклама или PRмероприятие, проведенное с манипуляторными технологиями останется в памяти зрителя, что способствует распространению информации о компании/ организации — личности.