Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На следующем этапе вводится понятие «характер». В изученных нами материалах семинаров для учителей он определяется как-то, кем человек является на самом деле, что проявляется через свойственное ему поведение. Человеком с хорошим характером считается тот, кто знает различия между правильным и неправильным (right and wrong) и старается поступать правильно во всех ситуациях. Интересным… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • глава 1. теоретико-методологические основы исследования современного состояния и тенденций совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в сша
    • 1. 1. проблема нравственного воспитания и воспитания характера в отечественной и американской педаеоеике
    • 1. 2. Исторические предпосылки и этапы развития системы нравственного воспитания учащихся в США
    • 1. 3. Современный всеохватывающий подход к воспитанию характера как ведущая концепция совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США
  • Выводы по главе
  • глава 2. американская программа нравственного воспитания учащихся «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» и условия ее реализации
    • 2. 1. оыцая характеристика и содержание программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»
    • 2. 2. Реализация программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в США
    • 2. 3. ОПЫТ внедрения программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в РФ и РТ
  • Выводы по главе 2

Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

В современной России воспитание детей и подростков происходит в условиях экономических и политических реформ, вследствие которых существенно меняется культурная жизнь общества, происходит смена духовно-нравственных ценностей. На первый план выходят материальные и личные интересы, что ведет к противоречиям в нравственном развитии личности, падению уровня нравственности в обществе, это непосредственно сказывается на детях.

Традиционно задачи нравственного воспитания детей и подростков выполняет в первую очередь семья. Однако в настоящее время в России растет количество неполных, экономически неблагополучных семей, либо семей, где родители чрезмерно заняты своей работой, что ведет к недостатку их внимания к детям. Следствием является снижение воспитательного воздействия семьи на ребенка.

Вторым по значимости воспитательного влияния социальным институтом являются детские образовательные учреждения. Их работа, в том числе и воспитательная, существенно изменилась за последнее десятилетие. Если в прошлом нравственное воспитание учащихся обеспечивали пионерская и комсомольская организации, то после их распада в этой сфере образовался вакуум, для заполнения которого необходима новая модель воспитания, поиск которой активно ведется современными российскими педагогами. Для разработки такой модели может быть полезно изучение зарубежного опыта, выявление глобальных тенденций в развитии системы нравственного воспитания учащихся. Это связано с тем, что в настоящее время ряд зарубежных стран столкнулись с теми же проблемами, что и Россия, — неблагополучные семьи, недостаточное участие образовательных учреждений в воспитательном процессе, и как следствие, асоциальное поведение, наркозависимость детей и подростков. Педагог и этих стран видят решение данных проблем в разработке новых стратегий нравственного воспитания. Особый интерес представляет опыт, накопленный в американской педагогике.

В последнее десятилетие в США ведется поиск новой модели нравственного воспитания учащихся, результатом которого является современная концепция всеохватывающего подхода к воспитанию характера (comprehensive approach to character education). В рамках данного подхода в США существует целый ряд федеральных программ воспитания. Одной из них, получившей широкое распространение, является «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» («CHARACTER COUNTS!»). Программа рассчитана на все возрастные группы детей, ее цель — воспитание нравственной культуры ребенка, умения принимать нравственные решения, формирование навыков поведения в обществе. Универсальность общечеловеческих ценностей, на которых основана программа, дает возможность не ограничивать масштабы ее реализации одной страной. В настоящее время с программой знакомы и имеют возможность ее использовать педагоги разных стран.

В России первое знакомство с программой «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» произошло в 1996 г. в Алтайском крае. Результаты апробации программы получили положительную оценку. Однако при этом программа вызвала большой общественный резонанс. Определились как сторонники, так и противники программы. Что касается последних, то суть их аргументов сводилась примерно к следующему: сначала нам навязали эксплуататорскую экономическую систему со всеми ее пороками, теперь пытаются внедрить и соответствующую систему воспитания индивидуалиста-супермена «с сильным характером», который только и может в этой системе выжить. Следует отметить, что основной причиной расхождения в понимании основного смысла программы явился неадекватный перевод. В английском языке термин «strong character» имеет несколько другое значение, чем его дословный перевод на русский язык «сильный характер». Он не исчерпывается силой характера, также включая в себя его содержание (положительные нравственные качества) и волю, которая направляет эту силу на хорошие поступки. Поэтому данный термин представляется более соотносимым с российским понятием «хороший характер». Ошибка перевода была учтена при дальнейшей работе по программе, и нами использовался термин «хороший характер». Следует также отметить, что в программе мы не находим каких-либо конкретно-исторических реалий «эксплуататорского» общества. Па самом деле в ней речь идет о добре и зле, честности и лживости, то есть категориях сугубо нравственных, актуальных во все времена и в любых обществах.

В Республике Татарстан, начиная с 1998 г., ведется работа по внедрению и адаптации программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» к отечественным условиям. Между Центром формирования характера (США) и Министерством по делам молодежи и спорту (РТ) заключен договор о сотрудничестве, на основании которого в республике ежегодно проводятся обучающие семинары для педагогов с участием специалистов Центра. Программа используется в РТ в работе как школ, так и учреждений дополнительного образования. Опыт практической реализации программы обсуждается во время регулярно проводимых городских и районных круглых столов, публикуется в выпускаемых методических разработках. Полученные результаты говорят об эффективности ряда методик и стратегий программы.

Таким образом, американский опыт нравственного воспитания учащихся на примере программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» представляет особый интерес для развития отечественной системы воспитания, что обуславливает необходимость и актуальность более подробного исследования данного вопроса.

Проблемы функционирования и развития системы нравственного воспитания учащихся в США нашли частичное отражение в отечественной педагогической литературе.

Первым диссертационным исследованием, посвященным этим вопросам, явилась работа М. В. Павловен «Современная буржуазная педагогика о нравственном воспитании подростков» (1973 г.) [77]. В ней проведен анализ подходов к нравственному воспитанию в США, рассмотрены его психолого-педагогические и социальные основы, представлены взгляды педагогов и психологов на цели и задачи нравственного воспитания, освещены вопросы нравственного воспитания в процессе обучения, внеклассной работе, совместной деятельности семьи и школы. Однако за годы, прошедшие после защиты данной диссертации, система нравственного воспитания учащихся в США претерпела существенные изменения, которые рассмотрены в диссертационном исследовании Л. М. Даниловой «Буржуазная теория и практика нравственного воспитания учащихся в США, конец 1960;х начало 1980;х годов» (1988 г.) [30]. В нем комплексно раскрыты неопрогрессивистская, гуманистическая и клерикальная концепции нравственного воспитания молодежи и показано их влияние на нравственное воспитание учащихся в школах и молодежных организациях США. Данные исследования имели большое значение для нашей работы, их материалы использовались при анализе исторических предпосылок возникновения современного всеохватывающего подхода к воспитанию характера в США.

Различные вопросы нравственного воспитания в США на современном этапе освещены в работах последних лет. В диссертационном исследовании М. А. Якобсон «Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90-х гг. XX века» (1997 г.) [1211 изучается система нравственного воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе в условиях нетоталитарного общества на примере нескольких школ Сиэтла и Москвы. Нравственное воспитание рассматривается в работе в непосредственной связи с построением гражданского общества, при этом предлагаются различные пути усвоения гражданской нравственности. Процесс развития и содержание системы нравственно-полового воспитания подростков в урочной и внеурочной работе школ рассматривается в диссертации Н. С. Нуриевой «Нравственно-половое воспитание подростков в школах США» (2000 г.) [76]. В ней дается ретроспективный анализ социально-политических и исторических предпосылок развития процесса нравственно-полового воспитания подростков в США, его современные тенденции. Особое внимание в работе уделяется вопросам полового воспитания подростков.

В данных исследованиях затрагиваются проблемы нравственного воспитания учащихся в США, однако не дается полной характеристики современной концепции всеохватывающего подхода к воспитанию характера.

Для получения общей картины развития американской системы образования нами были изучены монографии и статьи таких отечественных ученых, работающих в области сравнительной педагогики, как В. В. Веселова [16,17,18], Н. М. Воскресенская [20], Ь. Л. Вульфсон [21,22,23,24,25], А.II. Джуринский [31], Г. Д. Дмитриев [32, 33], З. А. Малькова [61,62,63, 64,65,66,67], B.C. Митина [68], М. В. Кларин [51,52], Н. Д. Никандров [72,73,74], В. Я. Пилиповский [84,85,86,87], Т. В. Цырлина [109,110, 111,112,113]. В их работах рассматриваются отдельные черты системы нравственного воспитания учащихся в США, элементы школьных реформ в этом направлении.

Для понимания современного состояния системы образования в США были изучены диссертации последних лет, посвященные частным вопросам американской педагогики: гражданскому образованию (А.В. Фахрутдинова [101]), содержанию образования (А.Э. Бабашев [4]), гуманистически направленному обучению (О.С. Толстова [99], О. А. Шиян [119]), работе детских загородных лагерей (О.П. Торговкина [100]), организации досуга подрастающего поколения (И.А. Новикова [75]), профилактике делинквентного поведения молодежи (А.А. Кузнецова [56], И. М. Саламатина [92]), работе с одаренными детьми (П.Г. Тишенко [98], С. Н. Цветкова [108]), подготовке учителей (Г.В. Андреева [1], П. В. Гольцова [29J, В. Н. Жирова [38], Е. Н. Хабутдинова [103]).

Для понимания проблемы нравственного воспитания потребовалось специальное изучение работ отечественных педагогов В. И. Андреева [1], В. А. Блюмкина [7], Н. И. Болдырева [10,11], О. С. Богдановой [8,9], Е.В.

Бондаревской [12], О. Г. Дробницкого [34,35], Б. Т. Лихачева [57,58], И. Н. Подласого [88]. И. Ф. Харламова [105], А. И. Шемшурипой [114,115,116] и др.

Также был рассмотрен ряд диссертаций, посвященных нравственному воспитанию: его общим вопросам (А.А. Корзинкин [54], А. С. Романова [90], А. Д. Солдатенков [95]), роли народной педагогики в нравственном воспитании (А.К. Бердиев [6], С. А. Мухамедьянов [70], З. Г. Нигматов [71], Р. А. Сахипова [93], А. Б. Хузина [107]), возможности нравственного воспитания школьников через содержание учебных дисциплин, таких как музыка, литература, физическая культура, иностранный язык (И.Т. Гайсин [26], В. В. Гетьман [27], В. Н. Казанцев [49], К. И. Тадбаков [97]), воспитанию таких нравственных качеств личности, как ответственность, гражданственность, заботливость (А.В. Беляев [5], Н. Г. Елузова [37]) и др.

Особое значение для разработки нашей проблемы имели работы таких современных американских педагогов и психологов, как Томас Ликона (Thomas Lickona [163, 164]), Майкл Джозефсон (Michael Josephson [153, 154, 155, 156]), Мишель Борба (Michele Borba [128, 129]), Рудольф Бернардо (Rudolph Bernardo [226]), Крэйг Каннингэм (Craig Cunningham [137, 138]), Ховард Киршенбаум (Howard Kirschenbaum [158, 159, 160]), Альфи Кон (Alfie Kohn [162]), Уильям Хьюитт (William Huitt [149, 150, 151]), которые помогли выявить основные современные психолого-педагогические концепции воспитания характера в США.

В ходе исследования использовались американские источники: периодическая печать, радиопрограммы, отчеты школ. Значительный материал по теме исследования представили научно-педагогические журналы: «Phi Delta Kappan», «American Journal of Education», «Social Education», «Religious Education», «Педагог ика».

Благодаря доступу в сеть Internet при работе над диссертацией был использован широкий круг оригинальных источников, результаты опросов общественных мнений и социологических исследований.

Все перечисленные работы явились хорошей предпосылкой и источником для изучения исследуемой проблемы. Однако они не позволяют утверждать, что вопрос современного состояния системы нравственного воспитания учащихся в США и тенденций ее совершенствования можно считать исчерпанным. До настоящего момента всеохватывающий подход к воспитанию характера как ведущая современная концепция совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США и работа в его рамках коалиции «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» не получили системного освещения в отечественной педагогической литературе, что определяет значимост ь и актуальность данной работы.

Таким образом, очевидно наличие противоречий между:

• объективной необходимостью разработки новой модели нравственного воспитания учащихся в условиях отечественной школы, наличием соответствующего положительного опыта в американской педагогике и недостатком систематического исследования современного состояния и тенденций совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США;

• использованием американской программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в российских условиях и отсутствием общего и целостного анализа механизмов ее внедрения в России.

Данные противоречия определили проблему исследования: в чем состоят особенности трактовки понятия «нравственное воспитание» в отечественной и американской педагогике, каковы возможности и механизмы использования в российских условиях опыта США по совершенствованию системы нравст венного воспитания учащихся?

Объективная потребность изучения системы нравственного воспитания учащихся в США определила выбор темы исследования: «Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США».

Цель данной работы состояла в том, чтобы выявить современное состояние и основные тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США на основе целостной характеристики п рогра м м ы «Г Л АВ Н О Е-ХАР АКТ Е Р!».

Объектом исследования явилась система нравственного воспитания учащихся в США.

Предмет исследования составили современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США на примере программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!».

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность трактовки нравственного воспитания учащихся в США.

2. Охарактеризовать исторические предпосылки и выявить этапы развития системы нравственного воспитания учащихся в США.

3. Раскрыть сущность всеохватывающего подхода к воспитанию характера как ведущей современной концепции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США.

4. Дать целостную характеристику целей, содержания и методов реализации программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!».

5. Определить возможности использования программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в образовательных учреждениях РФ и РТ.

Методологическими основами исследования явились:

• общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета факторов, порождающих то или иное явление, а также предполагающий исключение субъективизма в подборе и оценке фактов;

• методологический принцип единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям, который указывает на необходимость изучения истории объекта, его современного состояния и перспектив развития;

• системный подход к изучению педагогических процессов в аспекте сравнительной педагогики.

Для проверки исходных положений и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

• теоретический анализ педагогической и методической литературы, в частности монографий отечественных и американских ученых, материалов педагогической и общественно-политической печати, американских программ воспитания, отчетов американских учебных заведений, справочной литературы, методических пособий и проспектов, оригинальных материалов программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!»;

• исторический и сравнительно-сопоставительный методы;

• методы описания, обобщения и систематизации;

• анкетирование.

Большое значение имели: метод включенного наблюдения за деятельностью школ и учреждений дополнительного образования в РГ, реализующих программу «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!" — участие в проводимых в РТ и Перми семинарах по программеличные встречи, беседы, переписка с руководителями и специалистами Центра формирования характера (США).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (1999 2000 гг.) был посвящен осмыслению и оценке современного состояния проблемы, ознакомлению с отечественной и зарубежной литературой по исследуемой проблеме, формированию общих принципов исследования, его ключевых идей, определению проблемы, объекта, предмета, формулированию цели работы.

Второй этап (2000 — 2001 гг.) включал в себя выявление и изучение основных направлений и тенденций развития системы нравственного воспитания учащихся в США, анализ программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!», экспериментальную работу по ее реализации в РТ и оценку полученных результатов.

На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) проводилась обработка и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических положений, разработка методологических рекомендаций, текстовое оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

• Дана периодизация развития системы нравственного воспитания учащихся в США с XVIII по начало XXI века, и выявлены следующие этапы:

I. XVIII — конец XIX века — характеризуется использованием библейских текстов в качестве материалов и строгой дисциплины как метода нравственного воспитания.

II. Конец XIX — начало XX века — знаменуется отделением церкви от государства и государственной общеобразовательной школы, и вследствие этого активным поиском альтернативы «христианской морали».

III. 1920 — 1930;е гг. — примечателен тем, что нравственное воспитание признается основной целью общеобразовательной школы.

IV. Конец 1930;х — начало 1960;х гг. — характеризуется отказом от нравственного воспитания в школе, стремлением к реализации практических целей образования.

V. 1960;е — начало 1980;х гг. — примечателен появлением новых подходов к нравственному воспитанию, таких как «нравственное развитие» и «прояснение ценностей».

VI. 1980;е гг. — характеризуется возвращением к традиционной форме нравственного воспитания в школе, поиском стратегий его реализации.

VII. 1990;е гг. — начало XXI века — интересен разработкой концепции всеохватывающего подхода к воспитанию характера, в котором комплексно используются традиционные и новые методы.

• Выявлены и систематизированы современные тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США: расширение круга вопросов воспитания, которыми интересуются многие общественные и государственные деятелипоиск новой модели воспитаниякомплексное использование всех известных эффективных стратегий и методов воспитания.

• Дана сущностная характеристика одной из самых распространенных программ воспитания в США — «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!», основанной на концепции всеохватывающего подхода, раскрыты ее цели и задачи (воспитание нравственной культуры ребенка, умения принимать нравственные решенияформирование навыков поведения в обществе), содержание (общечеловеческие ценности: надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость, гражданственностьмеханизм принятия нравственно верных решений) и методы реализации (наглядность, личный пример, лекции, беседы, диспуты, включение в деятельность, проведение общеорганизационных мероприятий, конкурсы, поощрения, наказания, педагогическое наблюдение, анализ результатов). Выявлены такие достоинства программы, как: четкая структурированность содержанияполная разработанность и гибкость технологий внедренияподробный механизм реализации.

• Выявлены возможности использования программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в детских образовательных учреждениях России и Татарстана, а именно: разработка подробного механизма реализации программы (включающего в себя следующие этапы: обоснование необходимости воспитания характераполучение поддержки государственных учрежденийсоздание координационного совета по реализации программыорганизация подготовки и переподготовки педагоговадаптация программы к региональным условиям и ее реализацияпереработка результатов и поиск новых идей для усовершенствования программы) — учет региональных особенностей при наполнении содержания программы (использование русского и татарского историческою и литературного наследияперевод программы на татарский язык) — полное методическое обеспечение программы (выпуск информационно-методических ' сборников и методических рекомендаций).

Теоретическая значимость исследования:

• На основе анализа понятий «воспитание характера», «нравственное воспитание» и «ценностное воспитание», использовавшихся в американской педагогике в разное время, выявлена сущность трактовки наиболее популярного в настоящее время американского понятия «воспитание характера», который включает в себя передачу знаний о нравственности, воспитание нравственных чувств и поведения, а также его соответствие российскому педагогическому понятию «нравственное воспитание». Выявлено отличие употребляющихся в настоящее время как синонимы американских понятий «нравственное воспитание» и «ценностное воспитание» от «воспитания характера», заключающееся в отсутствии в них задачи воспитания нравственного поведения.

• Раскрыта сущность современного всеохватывающего подхода к воспитанию характера как основной концепции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США, на которой основано большинство программ нравственного воспитания, обоснована его всесторонность в содержании (учет вопросов этики, нравственных ценностей, хорошего характера, нравственного поведения, принятия нравственных решений), технологии (комплексное использование таких методов воспитания, как убеждение, дискуссии, анализ, моральные дилеммы, обучение в действии, личный пример учителя и т. д.) и в масштабах использования (объединение усилий школы, семьи и общественности).

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе работы данные о современном состоянии и тенденциях развития системы нравственною воспитания учащихся в США могут быть полезны для дальнейшего исследования американской педагогики в этой области. Программа «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» может быть использована при совершенствовании отечественной модели нравственного воспитания учащихся в современных условиях. Материалы данного исследования могут заинтересовать руководителей, педагогов школ, учреждений дополнительного образования и вузов для обогащения в содержательном и методическом плане курса зарубежной педагогики, страноведческих дисциплин, для разработки спецкурсов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системным и целостным подходом к изучению проблемы, внутренней непротиворечивостью логики исследования, адекватностью выбранных методов исследования его логике и задачам, опорой на фундаментальные исследования по данной проблеме, широким кругом использованных оригинальных американских и отечественных источников, непротиворечивостью выводов современным научным представлениям о воспитании.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ (2000 — 2002 гг.), республиканской научно-практической конференции «Современная молодежь: образ жизни» (2000 г.). Всероссийской научно-методической конференции «Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов» (2002 г.), а также в выступлениях перед студенческой, учительской аудиторией и нашли отражение в 8 публикациях автора. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе профориентационной работы с абитуриентами и преподавательской работы со студентами в Казанском государственном технологическом университете, Казанском государственном педагогическом университете, Татарском государственном гуманитарном институте.

Выполненная работа позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. Нравственное воспитание преимущественно понимается американскими педагогами как передача нравственных знаний, воспитание нравственных чувств и поведения. Для обозначения процесса нравственного воспитания в настоящее время в США используется термин «воспитание характера», который аналогичен российскому понятию «нравственное воспитание», что позволяет использоват ь их в данной работе как синонимы.

2. Наиболее значимыми современными тенденциями совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США являются:

— расширение круга вопросов воспитания, интересующих многих общественных деятелей (место общечеловеческих ценностей в системе воспитаниявзаимодействие школы, семьи и общества в воспитании ребенкаэффективность воспитания характера в школе);

— поиск новой модели воспитания, учитывающей как накопленный в этой сфере опыт, так и современные подходы к проблеме;

— комплексное использование стратегий и методов всех известных подходов, как традиционных, так и открытых в XX веке.

Данные тенденции нашли отражение в концепции всеохватывающего подхода к воспитанию характера, который получил широкое распространение в США. Подход является всеохватывающим в содержании, так как включает в себя все вопросы нравственного воспитания, а именно, вопросы этики, нравственных ценностей, хорошего характера, нравственного поведения, принятия нравственных решенийв технологии, так как в нем используется комбинация таких известных методик, как убеждение, дискуссии, анализ, моральные дилеммы, обучение в действии, личный пример учителя и т. д.- в масштабах, так как он требует объединенных усилий всей школы, семьи и общества.

3. В рамках современного всеохватывающего подхода к воспитанию характера наиболее распространенной в США программой является «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!». Цель программы состоит в воспитании нравственной культуры ребенка, умения принимать нравственные решения, формировании навыков поведения в обществе и достигается через воспитание хорошего характера. Основное содержание программы составляют общечеловеческие ценности, сведенные в шесть категорий, названных «шесть столпов характера» (Six Pillars of Character): надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость и гражданственность, каждый из которых включает в себя ряд близких по значению качеств.

План реализации программы в образовательных учреждениях предполагает следующие этапы:

— оценка школьной среды- - ознакомление учеников с.

— создание команды программойединомышленников- - определение целей и сроков.

— презентация программы их выполнения, распределение учителямобязанностей;

— привлечение родителей- - реализация программы;

— оценка результатов.

4. Педагогическими условиями, соблюдение которых позволяет в США и позволит в России реализовать комплексную программу воспитания характера в детских образовательных учреждениях, являются:

— разработка подробного механизма реализации программы (включающего в себя следующие этапы: обоснование необходимости воспитания характераполучение поддержки государственных учрежденийсоздание координационного совета по реализации программыорганизация подготовки и переподготовки педагоговадаптация программы к региональным условиям и ее реализацияпереработка результатов и поиск новых идей для усовершенствования программы);

— учет региональных особенностей при наполнении содержания программы (использование национального исторического и литературного наследияперевод программы на национальный язык);

— полное информационно-методическое обеспечение программы (проведение круглых столов, конкурсов, межорганизационных мероприятий, выпуск методических сборников и рекомендаций).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (255 источников, из них 134 на иностранном языке), в ней имеется 2 рисунка и 6 таблиц.

Выводы по Гпаве 1.

1. В настоящее время в российской педагогической науке воспитание представляет собой осознание и принятие личностью общечеловеческих ценностей. Нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс, сочетающий в себе передачу нравственных знаний, формирование нравственного сознания, воли и поведения. Задачи нравственного воспитания определяются требованиями общества, современной тенденцией развития которого выступает глобализация во всех сферах человеческой деятельности. Это определяет интерес к изучению вопросов нравственного воспитания в американской педагогике.

2. Анализ американской литературы показывает, что здесь в педагогике XX века для обозначения процесса нравственного воспитания в школе в разное время использовались термины «воспитание характера», «нравственное воспитание» и «ценностное воспитание». В настоящее время наиболее популярным является термин «воспитание характера». Он аналогичен российскому понятию «нравственное воспитание». И тот, и другой включают в себя передачу знаний о нравственности, воспитание нравственного сознания, воли и поведения. Американские термины «нравственное воспитание» и «ценностное воспитание» в большинстве случаев употребляются в настоящее время как синонимы, их главным отличием от «воспитания характера» является отсутствие в них задачи выработки нравственного поведения. Все это позволяет нам использовать в данной работе американский термин «воспитание характера» как синоним российского педагогического понятия «нравственное воспитание».

3. Особое влияние на развитие системы воспитания в США в XX веке оказали работы Джона Дьюи, педагога и философа начала века. Во второй половине XX проявилось множество новых подходов к нравственному воспитанию. Каждый из них отражал те или иные социальные изменения и имел свои преимущества и недостатки. Большой вклад в нравственное воспитание внесли такие подходы, как «теория нравственного развития» и «прояснение ценностей».

4. В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития системы нравственного воспитания учащихся в США:

— расширение круга вопросов воспитания, которыми интересуются многие общественные и государственные деятели;

— поиск новой модели воспитания, учитывающей как накопленный в этой сфере опыт, так и современные подходы к проблеме;

— комплексное использование стратегий и методов всех известных подходов, как традиционных, так и сформировавшихся в XX веке.

5. Данные тенденции нашли отражение во всеохватывающем подходе к воспитанию характера, который рассматривается нами как основная современная концепция совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США. Подход является всеохватывающим в содержании, технологии и масштабах использования. На нем основано большинство программ нравственного воспитания в стране.

Глава 2. Американская программа нравственного воспитания «главное-характер!» и условия ее реализации.

2.1. Общая характеристика и содержание программы.

ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!".

Как показывает проведенный в § 1.3 данного исследования анализ современного всеохватывающего подхода к воспитанию характера в США, для его реализации в настоящее время в стране существует и используется целый ряд различных по содержанию, но единых по цели программ. Рамки одного исследования не позволяют дать полную характеристику всем программам, поэтому здесь мы подробно остановимся только на одной из них, CHARACTER COUNTS!, что при дословном переводе на русский язык звучит как «характер имеет большое значение». Для простоты и удобства запоминания в качестве русского эквивалента программе было дано название «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!». Выбор именно этой программы для подробного рассмотрения обусловлен тем, что сейчас она входит в число самых распространенных общенациональных воспитательных программ США. Это подтверждает созданная на ее основе коалиция с одноименным названием, членами которой являются более 450 организаций [133]. История ее возникновения была кратко затронута в § 1.3 настоящего исследования. Обратимся к ней еще раз. В июле 1992 г. по инициативе Института Этики Джозефа и Эдны Джозефсон (the Joseph & Edna Josephson Institute of Ethics) в г. Аспен штата Колорадо была организована и проведена конференция, посвященная вопросам воспитания характера [205]. В итоге конференции была сформулирована и подписана Аспенская декларация [144], текст которой рассмотрен и проанализирован в § 1.3 настоящего исследования. На основании принципов этой декларации в 1993 г. в Институте Этики Джозефсона была разработана программа «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!». Прежде чем перейти к ее описанию, кратко расскажем об институте, авторе программы.

Институт находится в г. Марина Дель Рэй, штат Калифорния (Marina Del Ray, California) [236]. Проспекты института описывают его как общественную организацию, освобожденную от уплаты налогов и существующую на средства, поступающие в качестве членских взносов, грантов, платы за предоставленные услуги, а также доходов с продажи методической литературы и другой продукции. Институтом ежегодно проводится множество семинаров и конференций, посвященных вопросам этики и воспитания характера. Помимо психологов и педагогов, в них принимают участие члены конгресса, работники законодательных и руководящих органов, мэры, судьи, адвокаты, военные и полицейские. Основным проектом института является программа «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!», президент института также выполняет роль руководителя коалиции «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!».

Президент института — Майкл Джозефсон. Как показывает проведенное в ходе исследования изучение средств массовой информации США — чтение газет и журналов, прослушивание радиопередач, в настоящий момент он — один из популярных в стране педагогов по вопросам нравственного воспитания и воспитания характера. Его идеи и комментарии часто звучат на радио CBS’s KNX News и освещаются во многих телевизионных передачах и печатных изданиях [239, 154, 166, 135, 209]. Среди популярных книг о воспитании, изданных за последние годы в США, есть те, которые были написаны Майклом Джозефсоном лично [156, 155], или в соавторстве с другими педагогами [153]. Он работает со многими официальными лицами, высшим административно-командным персоналом таких крупнейших корпораций, как Bank of America, Goodyear Tire and Rubber, Lcvi-Strauss и др., является автором программ нравственного тренинга для многих крупных компаний, например, Internal Revenue Service. В американской педагогической литературе и периодике последних лет часто встречаются ссылки на его высказывания. Таким образом, видно, что руководитель программы является одним из лидеров в области воспитания характера в стране, и уже это дает программе «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» высокий статус.

Рассмотрим более подробно программу «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!».

Программа «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» предназначена для работы по воспитанию характера в школьных и внешкольных организациях с детьми 4−6 лет — дошкольники, 6−9 лет — начальная школа, 9−11 и 11−13 — средняя школа и подростками от 16 лет. Для каждой возрастной группы предусмотрены специальные учебники [80, 81, 82, 78, 79]. Цель программы — воспитание нравственной культуры ребенка, умения принимать нравственные решения, формирование навыков поведения в обществе. Цель достигается через воспитание хорошего характера. Содержание программы можно условно поделить на три блока, на этапах прохождения каждого из них ставятся различные задачи. Рассмотрим их подробнее.

Первый блок включает в себя такие понятия, как «нравственность», «ценности», «характер». На первоначальном этапе главной задачей выступает объяснение и уточнение значения слов «нравственность» (ethics) и «нравственный» (ethical) в контексте данной программы. «Нравственность» здесь рассматривается как нормы поведения, применимые для любого человека, а идеальное поведение основывается на нравственных ценностях и принципах, определяющих верность и правильность поступков. Как качество человека, нравственность предполагает присутствие в нем двух черт: способности различать правильное и неправильное (right and wrong), добро и зло, а также убежденности в необходимости поступать только правильно, делать добро. Кроме того, в программе рассматриваются такие понятия, как «нравственный долг» и «нравственная добродетель». Первое предполагает обязанность совершать или не совершать какие-либо поступки, руководствуясь нравственными принципами, второе описывает нравственно совершенное поведение человека. Все вышесказанное дает основание говорить, что в программе «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» нравственность напрямую связывается с поведением, это подчеркивает ее практическую направленность.

Целесообразным можно считать и проведенное в программе сравнение нравственности с таким понятием, как «ценности» (values). Здесь выделяются две категории ценностей нравственные и нравственно нейтральные. К первым относятся убеждения человека о том, что правильно, представления о добре и зле, ко вторым — его желания и стремления, то, что является для него важным. Ценности как первой, так и второй категории часто противоречат друг другу. В этом случае для принятия правильного решения необходима расстановка приоритетов. В идеале, на первое место должны выдвигаться общечеловеческие нравственные ценности, являясь правилами и способами получения ценностей второй категории. Достижение именно такого уровня нравственного развития человека авторы видят конечным результатом реализации цели программы.

Анализ задач первоначального этапа показывает, что здесь у ученика формируются точные и верные представления относительно таких понятий, как «нравственность» и «ценности», знание различий между ними.

На следующем этапе вводится понятие «характер». В изученных нами материалах семинаров для учителей [28] он определяется как-то, кем человек является на самом деле, что проявляется через свойственное ему поведение. Человеком с хорошим характером считается тот, кто знает различия между правильным и неправильным (right and wrong) и старается поступать правильно во всех ситуациях. Интересным представляется проведенное в материалах семинаров сравнение характера с репутацией и совестью. Репутация понимается как мнение общества о человеке, а характер как его истинное «я», поступки в случаях, когда он находится наедине сам с собой. В данном контексте совесть определяется как тот «внутренний голос», который говорит человеку, что он может быть не один. Такое сравнение проводит четкую границу между этими, казалось бы, близкими понятиями. В материалах тех же семинаров говорится о том, что характер не дается человеку от рождения, его воспитывает среда, окружающие люди, и, в первую очередь, сам человек. На данном этапе у ученика формируется такое понятие, как «характер», а также знание его отличий от понятий «совесть» и «репутация». Здесь, опять же, прослеживается тесная связь с поведением.

Так, первый блок программы можно назвать «философским введением», в котором даются все основные понятия, о которых далее будет идти речь в программе. Ученикам объясняется важность воспитания характера, подчеркивается общечеловеческая природа, универсальность и вечность основополагающих нравственных ценностей и принципов.

Исходя из всего вышесказанного, нужно заметить, что общая трактовка характера в данной американской программе воспитания практически полностью совпадает с определениями, которые даются в отечественной научной литературе. Но, если в отечественной педагогике понятие «хорошего характера» представляется достаточно размытым, в разных источниках авторы дают различный набор положительных качеств, при этом обычно он бывает незавершенным, то в американской программе «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» ему дается четкое определение, приведенное ниже.

Формирование более точного представления о содержании понятия «хороший характер» входит в основной блок программы, на котором мы остановимся подробнее [39]. Хороший характер понимается в программе как присутствие в человеке шести качеств — надежности, уважения, ответственности, справедливости, заботливости и гражданственности. Как ясно следует из данного определения, за основу хорошего характера авторы взяли признанные во всем мире, неоспоримые общечеловеческие ценности. Их можно также рассматривать как нравственные концепции, которые всегда присутствуют в любом обществе и являются нравственной истиной. Именно такой выбор качеств дает основание говорить, что программа направлена на интериоризацию общечеловеческих ценностей как основных правил и норм поведения, что в последнее время признается главной целью воспитания также и в отечественной педагогической науке.

Главным отличием американской программы является четкая структурированность ценностей, сведенных в шесть основных категорий, каждая из которых содержит ряд близких по значению слов. Шесть основных категорий получили название «шесть столпов характера» (Six Pillars of Character) и приведены выше. Во избежание путаницы в терминологии, всем им даются точные определения. Приведем и проанализируем их. Надежность, или, в более точном переводе, достоинство доверия (trustworthiness), понимается как способность заслужить доверие и не потерять его. Уважение (respect) трактуется как признание значимости и ценности как других людей, так и самого себя. Ответственность (responsibility) должна присутствовать у человека в отношении его выбора, поступков и их последствий. Справедливость (fairness) предусматривает принятие непредвзятых решений согласно общепризнанным стандартам, без учета собственных чувств и намерений. Заботливость (caring) определяется как умение ценить, любить, интересоваться и внимательно относиться к другим людям, своему городу, стране и всему миру. Гражданственность (citizenship) понимается как соблюдение прав, выполнение обязанностей, и ответственность гражданина страны за свое поведение. Как видно из приведенных определений, эти ценности имеются во всех культурах, в том числе и нашей, что подтверждает возможность использования программы в любых условиях. Очевидно и то, что понятия, заложенные в шесть столпов, не могут ограничиваться данными выше, максимально обобщенными определениями. Поэтому включение в каждый из них, как категорию, ряда близких, но значению качеств человека можно считать хорошим дополнением программы. Данные качества проявляются в поступках, и все они были сведены нами в следующую таблицу (см. табл. 4).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудности, возникшие в ходе работы по программе.
  2. Ваши вопросы, замечания, предложения к разработчикам программы.
  3. Ваши намерения по дальнейшему участию в программе (подчеркнуть и уточнить):имею материалы по реализации программы, готов поделиться своим опытом работы, выступить на семинарах, провести открытое мероприятие, имею видеоматериалы и др.
  4. Если программа не используется, укажите причину (подчеркнуть и уточнить):не имею методических материалов, нет времени, нет поддержки со стороны коллектива и др. 39J.
  5. При этом различается степень использования программы. В большинстве случаев используются отдельные элементы программы — 34 (62%) педагога, частично используют программу 17 (31%) педагогов, и лишь 3 (5%) занимаются реализацией программы в полном объеме.
  6. При ответе на вопрос о намерениях по дальнейшему участию 19 (35%) педагогов выразили желание продолжать работать по программе, 24 (44%) — желание не только работать самостоятельно, но и обменяться опытом с другими педагогами.
  7. Таким образом, анализ полученных в ходе опроса результатов свидетельствует об их схожести с результатами опроса учителей в США, а, следовательно, о возможности реализации программы в нашей стране, ее гибкости и возможности адаптации к нашим условиям.
  8. В результате проведенного исследования решены поставленные задачи. Это позволило сделать следующие выводы:
  9. Периодизация развития системы нравственного воспитания учащихся в США с XVIII по начало XXI века представлена нами в виде 7 этапов, которые охарактеризованы нами следующим образом:
  10. XVIII конец XIX века. Использование библейских текстов для нравственного воспитания.1. Конец XIX начало XX века. Поиск альтернативы «христианскойморали» вследствие отделения церкви от государства и государственной общеобразовательной школы.
  11. V. 1960-е начало 1980-х гг. Появление новых подходов к нравственному воспитанию, таких как «нравственное развитие» и «прояснение ценностей».
  12. VI. 1980-е гг. Возвращение к традиционному воспитанию характера в школе, поиск методов и стратегий ею реализации.
  13. VII. 1990-е it. начало XXI века. Разработка всеохватывающего подхода к воспитанию характера, в котором комплексно используются традиционные и новые методы.
  14. Данные тенденции нашли отражение во всеохватывающем подходе к воспитанию характера, на котором в настоящее время основано большинство программ нравственного воспитания.
  15. В целом, исследование доказало гибкость, возможность внедрения и результативность программы «ГЛАВНОЕ-ХАРАКТЕР!» в нашей стране.
  16. При адаптации американского опыта в российских средних школах необходимо использовать весь накопленный в отечественном образовании опыт воспитательной работы.
  17. В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития. — Казань, Центр инновационных технологий, 2002. 272 с.
  18. Г. Б. Подготовка, адаптация и повышение квалификации сельских учителей в США: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2000. — 154 с.
  19. Бабанский К). К., Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М., Просвещение, 1988. —- 479 с.
  20. А.Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе США: Дисс.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1997. — 191 с.
  21. А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф.. д-ра пед наук. — Екатеринбург, 1997. —41 с.
  22. А.К. Формирование гуманности у школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики: Автореф.. канд. пед наук. — М., 1995. — 16 с.
  23. , В.А. и др. Нравственное воспитание: (Философско-этическая основа) / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990.— 141 с.
  24. О.С. и др. О нравственном воспитании подростков / Богданова О. С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. — М.: Просвещение, 1979. 111с.
  25. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 206 с.
  26. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  27. Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. — М.: 1966. — 180 с.
  28. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК.
  29. Ростов-на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  30. Р. А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Дисс.. д-ра пед. наук. — Казань: КГГ1У, 1997. — 387с.
  31. Васильева Гангнус Л. П. Азбука вежливости: Для детей. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 127 с.
  32. Р.Б. Американская школа лазами американцев // Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 81−87.
  33. В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. — 1999. — № 8. — С. 91−99.
  34. В.В. Психолого педагогическая служба «гайденс» в средней школе США // Сов. педагогика. — 1982. — № 6. — С. 116−119.
  35. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. — 1996. — № 2. — С. 102−108.
  36. Н. М. .И проснешься боссом: Справ, по психологии управления. — М.: Инфра-М— Новосибирск: Фирма «ЭКОР», 1994.
  37. Н.М., Митина B.C. Обновление содержания образования в школах капиталистических стран // Советская педагогика. — 1989. — С. 116 122.
  38. .Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика. — 1994. — № 2. — С. 103— 112.
  39. .Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания //11едагогика. — 1999. — № 2. — С. 79 89.
  40. .Л. Стратегии развития образования на Западе на пороге XXI века. — М.: УРАО, 1999.24.
Заполнить форму текущей работой