Литература и искусство
Особенно большой вклад в создание подобной иллюзии внесло кино. В документальном кино работали выдающиеся мастера — Д. Вертов, Л. Новицкий и др. Документальную хронику смотрела вся страна; зритель видел многочисленные стройки, новые заводы, электростанции, жилые дома, радостные лица людей. Таким образом, в народе поддерживались радостное ощущение жизни, трудовой энтузиазм. Художественное кино… Читать ещё >
Литература и искусство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В области литературы и искусства в начале 1920;х гг. значительную роль играл так называемый Пролеткульт. Сторонники его считали необходимым отбросить все культурные достижения прошлого и создать новую, чисто пролетарскую культуру. Российская ассоциация пролетарских писателей оценивала достоинство каждого произведения, прежде всего с точки зрения социального происхождения автора. Однако такой перегиб не был поддержан властью. Ленин неоднократно критиковал взгляды пролеткультовцев как «…теоретически неверные и практически вредные…».
В годы НЭПа было создано много талантливых произведений писателями нового поколения: «Разгром» — А. Фадеева, «Чапаев» — Д. Фурманова, «Конармия» — И. Бабеля, «Любовь Яровая» — К. Тренева; выходили сатирические произведения — рассказы М. Зощенко, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок». Расцветает искусство политического плаката (Дени, Моор). В 1918 г. Ленин подписал декрет о монументальной пропаганде: были сняты памятники царям и устанавливались памятники руководителям народных восстаний, революционерам — Пугачёву, Разину, Робеспьеру, Радищеву, Марксу и др.
До 1925 г. в литературе и искусстве ещё существовали плюрализм, различные направления. Но с укреплением позиций Сталина усиливается партийный диктат в художественном творчестве, всё настойчивее внедряется метод «социалистического реализма». Суть соцреализма состоит в том, что писатели, художники обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности (хотя формально это было как раз требованием соцреализма), а такой, какой она должна быть в идеале, в соответствии с социалистическими принципами и нормами. Отсюда неизбежны были приукрашивание, лакировка действительности и т. п., искусство насаждало мифы, которым верили многие советские люди. Создавалась иллюзия, что счастливое время уже наступило или вот-вот наступит.
Особенно большой вклад в создание подобной иллюзии внесло кино. В документальном кино работали выдающиеся мастера — Д. Вертов, Л. Новицкий и др. Документальную хронику смотрела вся страна; зритель видел многочисленные стройки, новые заводы, электростанции, жилые дома, радостные лица людей. Таким образом, в народе поддерживались радостное ощущение жизни, трудовой энтузиазм. Художественное кино находилось под личным контролем Сталина, который смотрел каждую новую картину и определял её судьбу. В фильмы любого жанра (кроме исторических), как правило, вводились сюжеты о борьбе с троцкизмом, врагами народа, вредителями, империалистами. И всё-таки в это время было создано немало замечательных фильмов, герои которых были близки массам: трилогия о Максиме, «Подруги», «Трактористы» и др. Выдающимся стал фильм режиссёров Г. и С. Васильевых о Гражданской войне — «Чапаев», с блестящим исполнением Б Бабочкиным роли главного героя. В1925 г. режиссёр С. Эйзенштейн создал киноэпопею «Броненосец «Потёмкин», признанную одним из лучших мировых кинофильмов.
В 1930;е годы вышли первые советские музыкальные кинокомедии режиссёра Г. А. Александрова — «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», в которых проявился многогранный, яркий талант Л. Орловой; в самый канун Великой Отечественной войны на экранах появилась кинокомедия И. Пырьева «Свинарка и пастух» с М. Ладыниной в главной роли. Под сталинской редакцией выходили исторические фильмы: «Пётр I», «Александр Невский», «Иван Грозный». По инициативе Сталина М. Роммом были созданы фильмы о Ленине: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Стали сниматься фильмы и о самом Сталине; в них он предстает как великий продолжатель дела Ленина и даже иногда затмевает его.
Огромную роль в идеологической обработке масс занимало музыкальное искусство. И здесь важную роль играли вкусы Сталина и его окружения. Новаторская музыка Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева поначалу отвергалась. Много внимания уделялось песенному жанру. Популярные песни И. Дунаевского, Б. Мокроусова, М. Блантера и других прославляли Родину, армию, труд, Сталина, звучали везде, создавали хорошее настроение, оказывали сильнейшее воздействие на человека.
Перед художниками была поставлена задача — показывать строящуюся светлую жизнь просто и доступно. Первостепенное внимание уделялось прославлению вождей. Было создано огромное количество скульптур и бюстов Ленина, Сталина и др. Поощрялось художественное творчество в духе соцреализма. В то же время преследовались художники-авангардисты: К. С. Малевич, А. В. Лентулов и др.
Несмотря на строгий партийный диктат, в 1930;х гг. в стране творили талантливые писатели: А. Н. Толстой («Хождение по мукам», «Пётр I»), M.А. Шолохов («Тихий Дон»), Булгаков («Дни Турбиных», «Бег»). Выходили книги Л. М. Леонова, В. В. Маяковского, А. П. Платонова, П. П. Бажова, А. Т. Твардовского, детских писателей — К. И. Чуковского, С. Я. Маршака.
Советский народ жил как бы в двух измерениях. Весёлая, радостная жизнь происходила на фоне судебных процессов над врагами народа, ночных арестов. Страшная тень ГУЛАГа нависла над страной.