Эволюция идейных взглядов и общественно-политическая деятельность князя Федора Петровича Шаховского
Современный период развития отечественной исторической науки требует переосмысления многих прежних подходов и стереотипов в изучении движения декабристов, в том числе его раннего этапа. В отечественной историографии в исследованиях, посвященных проблеме генезиса декабризма, зарождения и формирования идеологии дворянских революционеров убедительно показано, что само движение декабристов было… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Становление общественно -политических взглядов и деятельность кн. Ф. П. Шаховского в 1816—1826 гг.
- 1. 1. Участие Ф. П. Шаховского в тайных обществах и формирование мировоззрения будущего декабриста
- 1. 2. Деятельность кн. Шаховского в Нижегородской губернии в 1822—1826 гг.
- 1. 3. Арест Ф. П. Шаховского и следствие
- Глава II. В ссылке: завершающий период жизни
- 11. 1. В Сибири на поселении
- 11. 2. Научные исследования
Эволюция идейных взглядов и общественно-политическая деятельность князя Федора Петровича Шаховского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1.
Актуальность темы
исследования.
Современный период развития отечественной исторической науки требует переосмысления многих прежних подходов и стереотипов в изучении движения декабристов, в том числе его раннего этапа. В отечественной историографии в исследованиях, посвященных проблеме генезиса декабризма, зарождения и формирования идеологии дворянских революционеров убедительно показано, что само движение декабристов было вызвано объективными предпосылками: противоречия российской действительности начала XIX века создали объективные условия образования тайных обществ, ставивших перед их участниками радикальные задачиосвобождение страны от крепостничества и самодержавия1. Особое внимание следует обратить на малоизученную проблему соотношения декабризма и либерализма. В ряде публикаций подчеркивалась мысль о том, что многие декабристы соединили либеральные ценности (требования свободы личности и свободы совести и освобождения от крепостного состояния крестьян) с признанием монарха как инициатора преобразований в стране. Не в меньшей мере проявляется интерес к основоположникам русской либерально-реформаторской традиции, их мировоззрению и деятельности.
Участники первых тайных обществ Союза Спасения и Союза Благоденствия, оппозиционно настроенных к существующему режиму, отнюдь не все были сторонниками революционных.
1 Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989.
2 См.: Империя либералы //Звезда. СПб., 2001; Бокова В. И. Тайные общества первой половины XIX века. М., 2003; Секиринский С. С. Либеральный идеал и российская действительность XIX века: некоторые аспекты взаимодействия. / Русский либерализм, исторические судьбы и перспективы. М., 1999. С. 185−200. радикальных методов борьбы. Уже в ранних декабристских организациях фактически существовало три направления деятельности: первая группа, наиболее консервативная и к многочисленная, патриотическая и религиозная, руководствующаяся строго первой частью устава Союза Благоденствия «Зеленой книги" — сторонники улучшения положения своих крепостных, правосудия и просвещениявторая группа — значительно радикальнее, сторонники конституционной монархии, допускавшие насильственные действия и посредством войсккостяк будущего.
И Северного общества. Третья группа — это убежденные республиканцы, отстаивающие идею революционного насильственного переворота, костяк будущего Южного общества.
Декабристская школа отечественных историков всегда обращала большое внимание на революционное направление, освященное отблеском 14 декабря 1825 года. Другое же направление пока остается в тени. А оно не менее достойно освещения. В этой связи несомненный интерес для исследователей представляет полузабытая фигура одного из видных представителей первых тайных организаций князя Федора Петровича Шаховского. Жизнь и деятельность этого человека довольно сложна и противоречива: отдав дань политическому экстремизму в начальный период общественной деятельности, со временем он пересматривает свои взгляды и видит единственно верный путь развития для России не в революционном заговоре и насильственном ниспровержении строя, а в эволюционном, постепенном пути развития, просвящении и проведении в жизнь либеральных реформ в рамках государственного порядка. Поэтому кн. Шаховского можно считать одним из родоначальников российского либерализма, ориентировавшегося на русскую дворянскую культуру и западное общественно — политическое развитие.
Между тем, роль Ф. П. Шаховского в декабристском движении, его взгляды и деятельность изучены недостаточно. Многое в его судьбе остается невыясненным до сих пор.
Степень изученности проблемы.
Всю отечественную исследовательскую литературу, посвященную рассмотрению жизни и общественно — политической деятельности кн. Шаховского можно условно разделить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветский.
В историографии роль Ф. П. Шаховского в декабристском движении не была еще предметом отдельного исследования.
Первые попытки обращения к фигуре Шаховского были предприняты дореволюционными историками П. Е. Щеголевым и 1.
А.С. Пругавиным. В их работах в хронологическом порядке излагаются основные этапы жизненного пути Шаховского. В статьях отсутствует научный анализ его деятельности и сведения о нем носят чисто биографический характер.
Определенное внимание к декабристу проявил В.И. Семевский4, исследуя вопрос о связях масонства и декабристов, и оценивая влияние масонства на декабристское движение как незначительное, но интересное в силу своего существования5.
Идейную близость и преемственность с дореволюционными историками сохранили советские декабристоведы.
См: Щеголев П. Е. Декабрист кн. Ф.П. ШаховскойЛ Былое. 1907. № 8/20- Пругавин А. С. Декабрист Ф.П. Шаховской в СпасоЕфимьевском монастыре / Русское богатство. 1911 .№ 1.
4 Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов. Спб., 1903; Он же. Н. И. Тургенев о крестьянском вопросе. /Вестник Европы. 1909. Февраль. С.576−577.
5 Семевский В. И. Декабристы — масоны /Минувшие годы. 1908. № 2,3,5 — 6.
Б.Л. Модзалевский и С.Н. Чернов6 в оценке деятельности Шаховского как активного учредителя и участника первых тайных обществ и решительного цареубийцы. к.
Изучая жизнь декабристов в Сибири, историки С. Штрайх, у.
Б. Кубалов, В. Гонцова-Берникова описывают в своих работах пребывание Ф. П. Шаховского в ссылке, не затрагивая его основной деятельности в Союзе Спасения и Союзе Благоденствия.
Лишь в исследованиях М. В. Нечкиной, И. В. Пороха, А.Г. Грумм-Гржимайло, В. В. Сорокина, Н.М. Дружинина8 освещаются некоторые аспекты участия Ф. П. Шаховского в работе ранних декабристских организаций. В рамках традиционного советского декабристоведения отечественные историки явно преувеличивают леворадикализм в идейной эволюции взглядов Ф. П. Шаховского на раннем этапе развития. Донесение следственной комиссии создало ему бурную славу цареубийцы, но истинность приписываемых ему донесением настроений и планов доказать невозможно. И поэтому обвинение, вынесенное следственным комитетом в том, что кн. Шаховской вызвался совершить покушение на императора, остается абсолютно недоказанным. Предвзятость и несправедливость Верховного суда, приведшего кн. Шаховского в Сибирь, не раз упоминались в отечественной историографии9.
После весьма значительного перерыва историки вновь обратились к полузабытой фигуре кн. Ф. П. Шаховского в свете новых научных.
40 6 См.: Модзалевский Б. Л. Декабрист Шаховской (его записная книжка). // Сб. статей по русской v истории, посвященный С. Ф. Платонову. Пг., 1923; Чернов С. Н. Несколько справок о Союзе.
Благоденствия перед Московский съездом 1921 г. // У истоков русского освободительного движения. Саратов. 1969.
7 См.: Штрайх С. Декабристы на каторге и в ссылке.//Каторга и ссылка. 1925 № 8(21) — Кубалов Б. Сибирское общество и декабристы. // Каторга и ссылка. 1925. № 8- Гонцова — Берникова В. Из жизни декабристов на каторге и в ссылке. М., 1925.
8 См.: Нечкина М. В. Движение декабристов. М. 1955. Т.1- Порох И. В. Деятельность декабристов в Москве. //Декабристы в Москве. М., 1963; Грумм-Гржимайло А.Г., Сорокин В. В. Общество Громкого смеха. // Декабристы в Москве. М., 1963; Дружинин Н. М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX веке. М., 1985. С. 312−313. интересов по истории декабризма. На современном этапе, начавшемся с конца 1970;х годов, рассматривать различные вопросы, связанные с идейной эволюцией взглядов кн. Шаховского продолжают С. И. Суворова, А. В. Семенова, А.И. Серков10.
Обращаясь к истории масонства в 1815—1822 годах, Серков А. И. приходит к выводу о том, что роль вольных каменщиков в формировании позиций отдельных дворянских революционеров была различной. Автор оценивает влияние масонства на декабристское движение как значительно положительное в истории России. Основными направлениями современных исследований темы являются: 1) соотношение идеологии и практики в с к декабристом движении- 2) причины неучастия ряда видных представителей Союза спасения и Союза Благоденствия последующих тайных обществах- 3) преемственность и эволюция декабристских организаций. Обращение к этим сюжетам позволит существенно расширить рамки традиционных представлений в декабристоведении советского образца.
В обобщающей статье С. В. Тютюкина «От декабризма до посткоммунизма"11, посвященной анализу книги «Империя и либералы» поднимается ряд проблем, ставших весьма актуальными для отечественного декабристоведения в последнее время. По мнению автора, неправильно видеть в декабристах только революционеров, поскольку они были и основоположниками либеральной традиции, предшественниками кадетов и современных.
9 См.: Пругавин А. Указ.соч. С.63- Щеголев П. Е. Указ. соч С. 285,287.
Суворова С. И. Декабрист Ф.П. Шаховской в Туруханской ссылке// Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977; Семенова А. В. Записка декабриста Ф. П. Шаховского о путях улучшения положения крестьян // Советские архивы 1989 № 6. С. 59−63- Серков А. И. История русского масонства XIX века. Спб.2000.
11 Тютюкин С. В. От декабризма до посткоммунизма (заметки о книге «Империя и либералы») //Отечественная история. 2002. № 6.
12 Империя и либералы// Звезда. Спб.2001. неолибералов13. В этой связи фигура кн. Ф. П. Шаховского вписывается не столько в рамки революционного декабризма, сколько в одного из основоположников русского либеральнореформаторского направления. На судьбе кн. Шаховского можно увидеть переплетение революционных и реформаторских тенденций, опирающихся на русские традиции и реалии Запада.
Идея преемственности либеральной идеологии отражена в публикациях А.В. Лубкова14. Обращение к фигурам князей Федора Петровича и Дмитрия Ивановича Шаховских — деда — декабриста и его внука — видного кадета и общественного деятеля, — может показаться парадоксальным, но на наш взгляд, оно глубоко оправдано. В истории освободительного движения в России семейные традиции далеко не всегда играли решающую роль в выборе молодым человеком своего жизненного пути. Напротив, этот выбор полагал уход из семьи и решительный разрыв с прежним кругом родных и близких, коренной пересмотр всех сложившихся ранее отношений. Эстафета преемственности свободолюбивых идей и формирование новых поколений борцов с существующим режимом осуществлялись по своим законам. Правда, при этом следует признать, что атмосфера семьи порою становилась одним из первых побудительных источников будущего социального протеста. Удивительным образом в семье Шаховских сохранились и передавались от поколения к поколению традиции свободолюбия, гражданственности и патриотизма. Судьбы деда и внука причудливо переплелись на фоне российской истории и жизни, которая по.
13 Тютюкин С. В. Указ.соч. С. 148.
14 Лубков А. В., Лубкова Е. Я. Князья Шаховские и русское освободительное движение.// Научные труды Московского Педагогического государственного университета. Серия Социально-историческое науки. М., 1998; Лубков А. В. Д. И. Шаховской: путь русского либерала.// Шаховской Д. И. Избранные статьи и письма. 1881−1895. М., 2002. представлению Д. И. Шаховского, во все времена характеризовалась устремленностью к воплощению братства15. И не лучшее ли тому подтверждение жизненный путь князей Шаховских — подлинных русских интеллигентов с их мучительными исканиями и заблуждениями и искренней верой в свое Отечество.
Среди вопросов отечественного декабристоведения важное значение имеет проблема, кого нужно и можно считать декабристами. Автор разделяет точку зрения М.А. Рахматулина16, который справедливо полагает, что, несомненно, следует различать декабристов, непосредственно участвующих в восстании 14 декабря 1825 года и «декабристов без декабря», сочувствовавших движению, участвовавших в ранних тайных обществах, но организационно отошедших от движения. В этой связи, кн. Ф. П. Шаховского можно причислить ко второй группе «декабристы без декабря», не принимавшего участия в декабрьских событиях 1825 года в Петербурге, но попавшего в поле зрения следственных органов.
В целом следует признать, что опубликованные статьи дают нам многое для понимания личности и характера деятельности Ф. П. Шаховского в декабристском движении. Однако, имеющиеся публикации не позволили их авторам глубоко и всесторонне рассмотреть различные аспекты деятельности Шаховского, ограничивались в основном тезисным изложением тех или иных направлений его работы.
Эти обстоятельства дают нам основание рассмотреть более обстоятельно жизнь, деятельность и идейную эволюцию мировоззрения Ф. П. Шаховского, и показать его как самобытную личность и родоначальника русской либеральной традиции. Данную.
15 Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. Спб., 1995. С. 279.
16 Рахмаллин М. А. // Империя и либералы. СПб., 2001. задачу призвана выполнить настоящая диссертация, которая в перспективе может стать основой для написания монографии о Ф. П. Шаховском. р).
Новизна исследования.
На основе привлечения произведений Шаховского, архивных материалов, документов эпистолярного жанра, многие из которых до сих пор не вводились в научный оборот, в диссертации предпринята попытка впервые в историографии воссоздать полную картину жизни, общественной и политической деятельности кн. Шаховского.
В ней сделан акцент на изучение неизвестных и слабо изученных моментов его биографии, таких как участие в тайных обществах Союзе Спасения и Союзе Благоденствия, агрономической деятельности в Нижегородской губернии, педагогическая, просветительская деятельность и научная деятельность в Туруханской ссылке, что позволяет создать наиболее полный портрет замечательного человека, мыслителя, просветителя, русского интеллигента и общественного деятеля начала XIX века, прошедшего долгий и трудный путь исканий и ошибок, и вставший на позиции мирного умеренного либерализма. В диссертации наиболее полно, по сравнению с публикациями предшественников, раскрыты факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения кн. Шаховского и его участие в освободительном движении.
Цель исследования заключается в разработке научной биографии Шаховского с учетом его вклада в развитие основ либерального 0 движения России, конкретной деятельности в тайных обществах Союзе Спасения и Союзе Благоденствия, литературном «Обществе Громкого смеха». Одновременно представляется важным выяснить политические причины отхода кн. Шаховского от общественной деятельности и организационного разрыва с декабристами, проанализировать его научные статьи, написанные им, когда он уже отошел от политической работы и не принимал участия в последующих декабристских организациях.
Для реализации намеченной цели и исходя из состояния историографии в диссертации предполагается решить следующие конкретные задачи: показать роль Ф. П. Шаховского в организации первых тайных обществ и охарактеризовать эволюцию его основных идейных и политических взглядов в этот периодпроанализировать деятельность Ф. П. Шаховского в Нижегородской губернии и его мировоззрение в 1822—1826годахрассмотреть педагогическую, просветительскую и агрономическую деятельность Шаховского в сибирской ссылкеисследовать научные публикации Ф. П. Шаховского, написанные в Туруханском крае.
Предметом исследования является научная, педагогическая и общественно-политическая деятельность Ф. П. Шаховского.
Объектом исследования является политическая история России в начале XIX века и развитие основ русской либеральной мысли, освободительного движения в целом.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и историзма в освящении биографии Ф. П. Шаховского, установление истинности фактов путем сравнительного анализа источников, а также системный подход при рассмотрении исторической действительности.
Хронологические рамки определяются временем формирования и последующей эволюции идейных взглядов Ф. П. Шаховского с 1812 по 1829 гг.
Источниковая база исследования.
В процессе работы над темой диссертации были использованы источники разнообразного характера: архивные материалы, публицистические статьи, научные записки самого Ф. П. Шаховского, мемуары, источники эпистолярного жанра. Широко использовались изданные материалы следствия по делу й декабристов: показания Ф. П. Шаховского, Никиты Муравьева,.
Сергея Муравьева-Апостола, Александра Муравьева, Ивана Дмитриевича Якушкина, Михаила Лунина, Михаила Фонвизина, Матвея Муравьева — Апостола. Отдельно следует остановиться на следственном деле кн. Ф. П. Шаховского, это один из основных источников нашего исследования. По всей вероятности, значительная часть документов была уничтожена самим * декабристом в 1822 году (при обыске по делу выступления.
Семеновского полка) и перед арестом в 1826 году. Многочисленные показания членов тайного общества на следствии безусловно являются ценнейшим источником, но требуют критического отношения и проверки.
При написании диссертации особое внимание было обращено на архивные материалы, связанные с жизнью и деятельностью кн. Шаховского, которые хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).
В ГАРФе находится личный фонд князей Шаховских (ф.635), по документам которого можно установить родословную ветвь князей Шаховских, показать процесс становления идейных взглядов и определить влияние семьи на формирование его мировоззрения. и.
Просмотр личного фонда позволил остановить внимание на таких неопубликованных, но чрезвычайно важных для уяснения идейной эволюции кн. Шаховского документах, как «Записка о Туруханском крае», «Описания» его ботанических и зоологических наблюдений, заметки о способах ведения сельского хозяйства крестьянами Туруханского края, результаты его сельскохозяйственных экспериментов — все это потом вошло в его «Черновые записки о Туруханском крае». Записки составлены были князем в первый год ссылки, написаны в основном на французском языке. Статьи Ф. П. Шаховского, скорее наброски работ имеют определенное историческое и краеведческое значение и являются первой по времени работой, написанной декабристами. В них описываются природные условия, богатство и красота Сибирского края, быт, обычаи и нравы местных жителей, пути сообщения.
К описанию Туруханского края автор дает приложение «Записки и рассказы о Туруханском крае, вниз по реке Енисею, путь к Северному морю от Туруханска». Приложение состоит из списка населенных пунктов, «зимовий» с указаниями в них количества жителей, домов, церквей. Приложение является историко-статистическим и географическим документом, так как дает сведения о Енисейском Севере в 20-ые годы ХГХ^ка. Наброски работ дают основание видеть в авторе «Заметок» серьезного ученого и исследователя.
В фонде 635 хранятся материалы, свидетельствующие о передовых, прогрессивных педагогических воззрениях князя Шаховского: «Записки о методах обучения детей русскому языку» и «Новые правила Российского языка», которые он посвятил сыновьям (Дмитрию и Ивану) и российскому императору Николаю Павловичу. Данные материалы были использованы князем при обучении малолетних детей российской грамоте в школе и позволяют рассмотреть просветительскую деятельность.
Шаховского в Сибирской ссылке.
Важное значение имеют источники эпистолярного наследия. В диссертации были использованы материалы в основном личного происхождения, частная переписка кн. Шаховского, которая позволила отразить в исследовании отдельные моменты жизни не только Федора Петровича, но и его семьи. В ней содержатся интересные оценки деятельности князя как человека, так и политического и общественного мыслителя. Письма Шаховского к Наталье Дмитриевне повествуют о формировании экономических воззрений князя после 1822 года и в ссылке, определении его общественно — политической позиции по отношению к государю и правительству. Документы позволяют считать князя Шаховского одним из родоначальников умеренного русского либерализма.
Архив III отделения Собственной его Императорского Величества канцелярии (ф.189, 1 экспедиция) вскрывает переписку, письма, различные выписки между шефом III отделения А. Х. Бенкендорфом и генерал-губернатором Восточной Сибири, тайным советником Лавинским, губернатором Красноярского края А. П. Степановым и оказывают большую помощь в исследовании жизни и деятельности кн. Шаховского в Туруханске, Красноярске и Енисейске, его болезни и отправке в Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь в 1829 году.
Документы Следственной комиссии Верховного уголовного суда по делу декабристов (ф.48) освещают работу Следственного комитета и предоставляют компрометирующие материалы на князя Шаховского, доказывающие его причастность к тайным обществам Союза спасения и Союза Благоденствия и присутствия на.
Московском совещании в 1817 году, когда было принято решение о цареубийстве.
Записка Шаховского об имущественном положении семьи, составленная князем 5 октября 1826 года в Туруханске и опубликованная в 1925 году в журнале «Красный архив», носит более фактологический характер, нежели оценочный. Документ содержит сведения о близких родственниках Шаховского (отце.
Петре Ивановиче Шаховском, жене — Наталье Дмитриевне и детях, сестрах — Прасковье и Екатерине Шаховских), а также справку о имущественном положении каждого из членов семьи.
Ценнейшим документом в изучении данной темы стала опубликованная Б. Л. Модзалевским в 1923 году «Записная книжка.
1 Й декабриста Шаховского", обнаруженная спустя сто лет при инвентаризации вещей, оставленных князем в Енисейске.
Небольшая книжка была написана Шаховским за полтора года до привлечения к следствию по делу декабристов с 1 сентября 1824 года, закончена в ссылке, в далеком Туруханске, через год после осуждения. Записки указывают на круг интересов князя и содержат фактические данные, касающиеся периода суда над ним, ссылки и жизни в Сибири. В конце записной книжки опубликован черновик письма Шаховского от 29 июня 1826 года, написанного из.
Петропавловской крепости на имя шефа III отделения А.Х.
Бенкендорфа, в котором подчеркнут тот факт, что он добровольно сдался на руки следователей. Письмо кн. Шаховского не было привлечено к следствию. Материалы записной книжки освещают.
17 Имущественное положение декабристов. Записка военного министерства 20 августа 1827. «О состоянии и домашних обязательствах ближайших родных и государственных преступников». //Красный архив. № 2 (15) 1925. (26).
18 Модзалевский Б. Л. Декабрист Шаховской (его записная книжка). //Сб. статей по русской истории, посвященный С. Ф. Платонову. Пг., 1923. отдельные периоды личной, общественной деятельности князя и позволяют сделать вывод о том, что уже после отхода от политической деятельности и участия в первых тайных обществах, Шаховской поддерживал дружественные отношения с декабристами, с Никитой Муравьевым, и, по всей видимости, знал о существовании Южного и Северного обществ. Записки также позволяют отразить в исследовании литературные вкусы Шаховского, и пополнить сведения об образовании Федора Петровича.
Особого внимания заслуживает «Записка по улучшению положения помещичьих крестьян», адресованная Николаю I и опубликованная А.В. Семеновой19 в 1989 году в журнале «Советские архивы». Записка была составлена кн. Шаховским в конце 1825 года или в начале 1826 года, то есть после восстания 14 декабря 1825 года, и характеризует позицию автора на проблему дальнейшего развития России. Записка чрезвычайна важна, так как дает представление о сложившихся взглядах кн. Шаховского накануне ареста 1826 года. Историческую перспективу для России князь связывал с укреплением самостоятельного крестьянского хозяйства, в реформах и просвещении русского народа, что и позволяет считать его одним из родоначальников российского либерализма.
Важное значение для настоящего исследования имеют источники личного происхождения: воспоминания, дневники, письма. Значение каждого конкретного источника определяется рядом фактов: степенью знакомства автора с описываемыми событиями, характером его личности, целями написания мемуаров и их источниковой базой, широтой охвата исторической.
19 Семенова А. В. Записка декабриста Ф. П. Шаховского о путях улучшения положения крестьян. //Советские архивы. 1989. № 6. С.60−63. действительности. Особое значение для настоящего исследования.
АЛ имеют мемуары самих декабристов — И. Д. Якушкина, В. П. Зубкова, Д. И. Завалишина об участии кн. Шаховского в Союзе Спасения и Союзе Благоденствия, в литературном «Обществе Громкого смеха" — воспоминания замечательного поэта «декабриста без декабря» Петра Андреевича Вяземского23, записки одного из основателей и членов литературного «Общества Громкого смеха».
Л i.
Михаила Александровича Дмитриева, дающие оценку общественной деятельности кн. Шаховского на раннем этапе развития его взглядов.
Несомненный интерес представляют «Записки о Енисейской губернии» единственного автора в начале XIX века, губернатора Красноярского края Александра Петровича Степанова, свидетельствующие об условиях жизни на поселении Ф. П. Шаховского.
Интересные сведения о мерах надзора, принятых администрацией в отношении ссыльных декабристов, о поведении и образе мыслей государственного преступника Шаховского можно почерпнуть из секретной переписки и.о. туруханского заседателя сотника Сапожникова с гражданским губернатором А. П. Степановым, опубликованной в журнале «Сибирские записки» в 1917 году.
Важное значение для изучения процесса становления Шаховского как одного из представителей формирования либеральной идеологии.
20 Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М., 1951.
21 Зубков В. П. Записки Василия Петровича Зубкова о заключении в Петропавловской крепости по делу 14 декабря 1825 года. Спб., 1906.
22 Завалшпин Д. И. Записки декабриста. Мюнхен, 1904.
23 Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929.
24 Дмитриев М. А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.
25 Степанов А. П. Енисейская губерния. В 2-х ч. Спб., 1835.
26 Ауэрбах Н. Материалы по истории декабристов. Декабристы в Туруханском крае. //Сибирские записки. 1917. № 6. имеет переписка между родственниками князя — П.Я. Чаадаевым27, И. Д. Щербатовым, декабристом И. Д. Якушкиным, в которой на основе ранее опубликованных материалов, автор проанализировал причины отхода от политической деятельности и организационного разрыва с декабристами.
Среди источников эпистолярного жанра выделяется письмо Шаховского к императору Николаю 1, которое было опубликовано В. Гонцовой — Берниковой28 в 1925 году в связи со 100-летием восстания декабристов. Письмо было написано декабристом уже в ссылке, по прибытии в Туруханский край, в котором Шаховской просил облегчить его участь и несколько оправдать себя. Учитывая верноподданнические чувства Шаховского к государю, автор признает за князем изменение внутренних качеств нравственного образования. Проанализировав документ, делает вывод о предвзятости следственной комиссии и юридической недоказанности обвинения, выдвинутого против Ф. П. Шаховского.
Справочные материалы представлены энциклопедическими словарями: Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, Гранат, «Русский биографический словарь Половцева А.А.», биографический справочник по декабристам29. Они содержат сведения о фамилии, имени, отчестве, происхождении, дате рождения, образовании, семейном и имущественном положении. Однако, следует заметить, что заметки написаны в энциклопедическом жанре и поэтому информация носит краткий характер без глубокого анализа.
Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991.
28 Гонцова — Берникова В. Из жизни декабристов на каторге и в ссылке в 1827 году. //Декабристы на каторге и в ссылке. M., 1925.
29 См.: Энциклопедический словарь Брокгауз Ф. А. и Эфрон И. А. СПб., 1903; Энциклопедический словарь Гранат. СПб., 4944. Русский биографический словарь Половцева А. А. Спб., 1901; Декабристы. Биографический словарь. Под ред. Мироненко С. В. М., 1988.
Таким образом, привлечение к изучению самых разнообразных источников о жизни и деятельности Шаховского позволили нам создать портрет человека и общественного деятеля, стоящего у истоков либерального движения и оставившего определенный след в истории русского освободительного движения и в истории передовой интеллигенции.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории Отечества, истории общественно — политических движений в России, истории литературы. Основные положения и выводы, сформулированные автором могут быть использованы при подготовке спецкурсов и дипломных работ. Выводы о деятельности Шаховского как политика и общественного деятеля, умевшего сохранить при любых обстоятельствах чувство собственного достоинства, высокую моральную и нравственную чистоту своих взглядов, могут служить современным политикам образцом нравственности и поведения.
Апробация результатов. Автором опубликован ряд статей по теме диссертации. Результаты диссертационного исследования были заслушаны на заседании кафедры истории факультета социологии, экономики и права МПГУ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, библиографии и приложения.
Заключение
.
В первой половине XIX века в русском освободительном движении постепенно зарождаются основы либерального миросозерцания. Планы революционного переворота первых тайных обществ и восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади означали первую победу радикализма над умеренным либерализмом, и тем самым способствовали укреплению революционной традиции в России.
Анализ жизни, деятельности и идейной эволюции одного из видных представителей раннего декабристского движения кн. Ф. П. Шаховского, позволяет сделать вывод, что его судьба отразила в себе основные черты формирования либеральной идеологии в истории России.
Жизненный путь и политическую деятельность условно можно разделить на несколько основных периодов, обусловленных особенностями общественной деятельности, долгом службы и семейными обстоятельствами.
Каждый из выделенных этапов имел собственное значение для развития личности и идейной эволюции.
1-й этап: 1796−1819 гг. — время духового становления Ф. П. Шаховского как общественного и политического деятеля, начало военной службы, самообразование, знакомство с Западной Европой, активное участие в ранних тайных организациях декабристов, увлечение идеологией масонства.
2-й этап: 1820−1826 гг. — постепенное отдаление от общественной деятельности, разочарование в некоторых идеях и методах политической борьбы, хозяйственная деятельность, переосмысление взглядов на проблему выбора исторического пути России и формирование основ либеральной идеологии.
3-й этап: 1826−1829 гг. — арест, Петропавловская крепость, осуждение, ссылка в Сибирь, жизнь ссыльнопоселенца, научные исследования по истории, ботанике, географии, химии, педагогикеокончательное подтверждение социальных и политических воззрений Ф. П. Шаховского на развитие России.
Получив домашнее образование и участвуя в заграничных походах русской армии в 17-летнем возрасте, кн. Ф. П. Шаховской в дальнейшем становится ревностным масоном, активным участником ранних декабристских организаций, ставивших своей целью нравственное усовершенствование человечества, ограничение самодержавия, ликвидацию крепостничества и улучшение положения крестьян.
Пройдя тяжкий путь испытаний и уходя из жизни в расцвете сил, кн. Шаховской никогда не вспоминал с сожалением об участии в освободительном движении, ибо любовь к отечеству и желание трудиться для блага России явилось побудительным стимулом его политической и общественной деятельности.
Заграничные походы подтолкнули кн. Шаховского к активным действиям. Будучи военным, общие разговоры об унижении личности, о крепостном праве, неизбежно приводили к критике самодержавного строя, к критике системы обучения и воспитания, которая тогда господствовала.
В поисках ответа на вопрос, каковы должны быть пути дальнейшего развития России, передовая русская интеллигенция, в том числе и кн. Шаховской, опираясь на русскую дворянскую культуру, обратились к просветительский западноевропейской литературе.
Но не от работ западноевропейских мыслителей он шел к русской действительности, а от исторической действительности в первой четверти XIX века, под ее непосредственным воздействием, из данного положения государства и общества, из данного самим государством воспитания он шел за ответом к этим авторам. Пример западноевропейского образца был последующим и второстепенным явлением. Крепостное право расценивалось им как тормоз хозяйственного развития России, что обрекало ее на экономическую отсталость. Критическое отношение к самодержавному строю привело кн. Шаховского к созданию тайных организаций и выработке программы.
Участие в Московском совещании 1817 года создало кн. Шаховскому славу решительного цареубийцы. Отдав дань леворадикализму в начальный период деятельности Федор Петрович с 1819 года отдаляется от тайных обществ и фактического участия в последующих декабристских организациях не принимает. Этому способствовал ряд обстоятельств: служебные и семейные обязанности, конфликт между руководителями московских управ. Расхождения и отсутствие единых действий повлекли за собой выход кн. Ф. П. Шаховского из организации.
После участия в заседании Коренной управы след князя окончательно теряется. При наметившейся радикализации тайной организации Шаховской покинул общество. Но полного разрыва не произошло, сохранялась идейная связь с революционерами.
Выйдя в отставку кн. Шаховской вместе с семьей поселился в имении жены, где большую часть времени уделяет улучшению положения крепостных крестьян. Практический опыт работы, приобретенный в период хозяйственной деятельности, в немалой степени способствовал укреплению его взглядов на необходимость коренного переустройства общества не путем насильственных действий и революционного заговора, а проведением в жизнь либеральных реформ в рамках государственного порядка. К моменту своего ареста, князь пересмотрел свои воззрения не только на деятельность тайных обществ, но и на вопрос дальнейшего развития России.
Историческую перспективу для страны кн. Шаховской связывал с укреплением самостоятельного крестьянского хозяйства, в постепенных реформах и просветительстве народа. В требованиях человеколюбия, нравственного поведения, осуществлении образования князь исходил из принципов борьбы против крепостного права в России, всегда подчеркивая решающую роль правительства и государя.
Арест, заточение в Петропавловскую крепость, ссылка в Сибирь, тяготы ссыльнопоселенца не изменили его прежние идеалы, а подтвердили социальные и политические взгляды. Его просветительская, научная, педагогическая, а особенно агрономическая деятельность явилась подтверждением его идейной эволюции. Туруханская ссылка • открыла в личности Ф. П. Шаховского истоки тех нравственных начал, которые впоследствии перейдут от пледы декабристов к их потомкам, а именно, любовь и служение Отечеству и всему народу, создание уникального явления русской жизни — русского интеллигента. Хозяйственная деятельность кн. Ф. П. Шаховского показывает ряд новых черт в экономической жизни первой четверти XIX века. Пример князя показывает, что в России в начале XIX формирование нового буржуазного мышления происходило среди передовой дворянской интеллигенции.
Жизнь, педагогическая, общественная, политическая и научная деятельность кн. Ф. П. Шаховского является примером служения своему народу и России. Все помыслы и устремления князя были направлены на процветание человеческого общества, повышение общественного и личного благосостояния. Представитель русской либеральной традиции в освободительном движении во взглядах, несостоявшийся ученый, преданный друзьям в личной жизни Ф. П. Шаховской был глубоко порядочным и высоконравственным человеком, глубоко веря в русский народ, монарха и свое Отечество.
Список литературы
- Источники. 1. Архивы.
- ГАРФ Государственный архив Российской Федерации. Ф.635. Личный фонд князей Шаховских. Оп.1. Д. 9.100,39,45,47, 52, 53, 88,100,112, 114,154,174,178,199.
- ГАРФ. Ф.48 Следственная комиссия и Верховный уголовный суд по делам декабристов. Оп.1. Д. 44,235,454. ч.З.
- ГАРФ. Ф. 109. 1 экспедиция. Архив III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Д. 61. ч.118.
- Опубликованные материалы: мемуары, воспоминая записки.
- Ауэрбах Н. Материалы по истории декабристов. Декабристы в Туруханском крае.// Сибирские записки. 1917. № 6.С. 84−87.
- Богданова М. Неизданные записки декабриста Ф.П. Шаховского.//Енисей. 1961. № 2. С. 97−102
- Восстание декабристов. Дела следственной комиссии о злоумышленных обществах. Алфавит декабристов. Л., 1925. Т.8. С. 205,421−422.
- Восстание декабристов. Материалы. М.-Л., 1927. Т.1. 450с.
- Восстание декабристов. Материалы. М.-Л., 1927. Т. 3.447с.
- Восстание декабристов. Материалы. М.-Л., 1927. Т. 9.490 с. Ю. Восстание декабристов. Материалы. М.-Л., 1929. Т. 17.456 с.
- Восстание декабристов. Документы. Дела Верховного Уголовного суда и Следственной Комиссии. М., 2001. Т.20.5®-2- с.
- Вяземский П.А. Старая записная книжка. Л., 1929. С. 69−77, 297 298.
- Он же Полное собрание сочинений. 1813−1852. СПб., 1884. Т-9. С. 88.
- Гонцова Берникова В. Из жизни декабристов на каторге и в ссылке в 1827 г.// Декабристы на каторге и в ссылке. М., 1925. С. 57−81.
- Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. 752с.
- Древняя Российская Вивлиовика. 2 изд. ч.9. М., 1789. С. 262−268.
- Имущественное положение декабристов. Записка военного министерства 20 августа 1827 года. «О состоянии и домашних обязательствах ближайших родных и государственных преступников». //Красный Архив. № 2(15). 1925(26). С. 164−213.
- Модзалевский Б.Л. Декабрист Шаховской (его записная книжка). // Сборник статей по русской истории, посвященный Е. Ф. Платонову. Петербург, 1922. С. 396−408.22.0стафьевский архив князей Вяземских. Из С. Д. Шереметьева. СПб., 1889. Т.2.500 с.
- Письма И.Д. Якушкина к И.Д. Щербатову (1816−1821гг.)// Декабристы и их время. М., 1928. Т.1. С. 147−190.
- Российская родословная книга. СПб., 1854. ч.1 С. 167−180.
- Свербеев Д.Н. Записки. М., 1899. Т.2. С. 126.
- Семенова А.В. Записки декабриста Ф.П. Шаховского о путях улучшения положения крестьян.// Советские архивы. 1989. № 6.С. 59−63.
- Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. В 2-тт. 180 с.
- Тургенев Н. Россия и русские. М., 1907. ч.1. С. 49−59. 29. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма.1. М., 1991. Т.1. 800с.
- Шаховской Д.И. Избранные статьи и письма. 1881−1895. М., 2002. 320 с.
- Якушкин И.Д. Записки Ивана Дмитриевича Якушкина. Лондон, 1862−1863. С.27
- Он же. Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. Под ред. Штрайха С. Я. М., 1951. 320 с. 3. Справочники
- Декабристы. Биографический справочник. Сост. Мироненко С. В. М., 1988.446с.
- Дворянские роды Российской империи. Т.1. Князья. СПб., 1993. С. 257−272.35.3ензинов. Декабристы. 86 портретов. М., 1906. С. 264.
- Политические деятели России 1917 г. Биографический словарь. Под ред. П. В. Волобуева. М., 1993. С.358−359.
- Русский биографический словарь Половцева А. А. СПб., 18 961 913- СПб., 1901. Т. 21. С. 154, 571, 585- СПб., 1905. Т.22. С. 571, 600.
- Бокова В.И. Тайные общества первой половины XIX века. М., 2003. 456 с.
- Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969. С. 142−143.
- Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX веке. М., 1985. С. 312−313.
- Жолудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции). Енисейск, 1961. С. 8−10.44.3амалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 338с.
- Кубалов Б. Декабристы в Восточной Сибири. Иркутск, 1925. С. 34−35.
- Максимов С.В. Сибирь и каторга. В 3-х ч. Изд. 3. СПб., 1900. ч1. С. 390−442.
- Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989. С. 84−93.
- Нечкина М.В. Движение декабристов. М., 1955. Т.1. С. 143−158, 177.
- Общественное движение в России в первую половину XIX века. СПб., 1905. Т.1. С. 187−188.
- Попов А.А. Декабристы-исковичи. Л., 1980. С. 146−168.
- Прокин А., Соловьев Ю., Макаров А. По родным местам. Декабристы в Васькино. М., 1967. С. 48−51.
- Пругавин А.С. В казематах. СПб., 1909. С. 191−193,230−231.
- Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Изд. 5. Пг., 1918. Т. 3. С. 340−341.54.0н же. Русское масонство XVIII и первой четв. Х1Хв. Пг., 1918. 380 с.
- Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России во второй половине XVIII и первой половине Х1Хв. СПб., 1905. С. 213.56.0н же. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. С. 130−291,678.
- Серков А.И. История русского масонства XIX века. С-П., 2002. 400с.
- Соколовская Т. Масонство, как положительное движение русской мысли в начале XIX века. СПб., 1904. С. 3−17.
- Сопиков В. Опыт Российской библиографии. СПб., 1813. Т.I. ч. I. С. 3−4,9−10.
- Тарасов Б. Чаадаев М., 1980. 575 с.
- Федоров В.А. Своей судьбой гордимся мы. Следствие и суд над декабристами. М., 1988. С. 61−62,169−264.
- Трошев Жорес. Словом и примером. Декабристы Енисейской губернии. Красноярск, 1975. С. 15−103.
- Щеголев П.Е. Исторически этюды. Грибоедов и декабристы. Спб., 1913. С. 28−29,253−316.5. Статьи.
- Азадовский М. Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири. // В сердцах отечества сынов. Декабристы в Сибири. Иркутск, 1975. С. 67−68.
- Богданова М. Декабрист Ф. П. Шаховской в Туруханском крае.// Енисей. 1973. № 6. С. 69.
- Голубев А.П. Первые земляки (о декабристах в Енисейской ссылке). // Енисейская ссылка. Енисейск, 1934. С. 9−21.
- Гречанинова B.C. Библиотека П. Я. Чаадаева.// Федоровские чтения. М&bdquo- 1978. С. 124−127.
- Грумм-Гржимайло А.Г., Сорокин В. В. Общество Громкого смеха.//Декабристы в Москве. М., 1963. С. 143−149
- Жолудев Д.Г. Из истории народного образования в Красноярском крае.// Ученые записки Енисейского государственного педагогического института. Енисейск, 1958. С. 121−195.
- Империя и либералы// Звезда. СПб., 2001. 350 с.
- Кубалов Б. Сибирское общество и декабристы.// Каторга и ссылка. 1925 № 8.56−70С.72.0н же. Сибирское общество и декабристы. // 100-летие восстания декабристов. М., 1928. С. 139−179.
- Лубков А.В. Путь русского либерала.// Шаховской Д. И. Избранные статьи и письма. 1881−1895. М., 2002. С. 9−54 .
- Лубков А.В., Лубкова Е. Я. Князья Шаховские и русское освободительное движение. // Научные труды Московского Педагогического Государственного университета. Серия. Социально-исторические науки. М., 1998. С. 52−57.
- Лужин А.Н. Нижегородские декабристы. Из истории создания управы и «Союза и спасения» и «Союза благоденствия» в Нижнем Новгороде.// Волга. 1990 № 7. С. 187−191.
- Лужин А.Н. Свободные каменщики в Нижегородской губернии в конце 18−1 пол. 19 В. // Записки краеведов: очерки, статьи, воспоминания, документы, хроника краеведов. Н. Новгород, 1991. С. 156−159.
- Мироненко С.В. Московский заговор 1917 года и проблема формирования декабристской идеологии.// Революционеры и либералы. М., 1990. С. 239−250.
- Подосенов О.П. Правовое положение декабристов, находившихся на поселении в Туруханске. // Актуальные вопросы государства и права. Томск, 1972. С. 15−21.
- Порох И.В. Деятельность декабристов в Москве.// Декабристы в Москве (1816−1825гг.) М., 1963. С. 9−106.
- Пругавин А. С. Декабрист кн. Ф.П. Шаховской в Спасо-Ефимьевском монастыре.// Русское богатство. 1911. № 1. С. 55−83.
- Пыпин А.Н. Материалы для истории масонских лож.// Вестник Европы. 1872. Т. 1. кн.И. № 2. С. 601 -602.
- Секиринский С.С. Либеральный идеал и российская действительность XIX века: некоторые аспекты взаимодействия.// Русский либерализм, исторические судьбы и перспективы. М., 1999. С. 185−200.
- Семевский В.И. Декабристы масоны. Гл. I-VI.// Минувшие годы. 1908. № 3. С. 127−170.
- Он же. Н. И. Тургенев о крестьянском вопросе в царствование Александра I. // Вестник Европы. 1909. № 2. С. 548−580.
- Серков А.И. Из истории русского масонства. (Ложа «Трех Добродетелей» и декабристы).// Вестник МГУ. Серия 8. История. 1988. № 5. С. 65−78.
- Смирнов В.Н. Декабристы в Красноярске. // Сибирские огни. 1925. № 3. С. 149−162.87.0н же. Жизнь декабристов в Туруханске. // Сибирские огни. 1925. № 6. С 102−121.
- Соколовская Т. Масонская ложа и ее члены-декабристы. // Русский архив. 1908 № 10. С. 223−230.
- Суворова С. И. Декабрист Ф.П. Шаховской в Туруханской ссылке.//Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977. С. 143−150.
- Тютюкин С.В. От декабризма до посткоммунизма (заметки о книге «Империя и либералы»)// Отечественная история. 2002. № 6. С. 148−154.
- Цявловская. Мария Волконская и Пушкин.// Прометей. 1966. № 1. С. 61.
- Чернов С.Н. Несколько справок о Союзе Благоденствия перед Московским съездом в 1921г.// У истоков русского освободительного движения. Саратов, 1969. С. 1−45. 93. Чулков Н. П. Декабристы в Москве. // Московский краевед. Вып. 6. М., 1928. С. 6−12.
- Щеголев П. Е. Декабрист кн. Ф.П. Шаховской.// Былое. 1907. № 8. С. 274−289.
- Щепкина Е. Извлечения из материалов о помещичьем хозяйстве декабристов.// Декабристы и их время. М., 1932. С. 375−376.
- Штрайх С. Декабристы на каторге и ссылке. //Сибирь и каторга. 1925. № 8−9. С. 12.
- Шумков А.А. Князья Шаховские.// Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. Сост. В. П. Старк. СПб., 2000. С. 209−218.
- Яновский Р.Г., Сухова С. И. Декабрист Ф.П. Шаховской.// Известия СО АН СССР. 1975. № 11. Серия Общественных наук. Вып. 3. С. 109−115.