Введение.
Музыкальная импровизация как средство обучения и развития воспитанников старшего школьного возраста
Музыкальное воспитание детей и подростков, приобщение их к музыкальному творчеству, совместной музыкальной деятельности положительно сказывается на их духовном развитии. Это отмечается многими исследователями и практиками (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. В. Виноградов, Л. А. Баренбойм, О. В. Апраксина, Т. М. Савельева и др.). О возможности и необходимости включения детского… Читать ещё >
Введение. Музыкальная импровизация как средство обучения и развития воспитанников старшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Музыкальное воспитание детей и подростков, приобщение их к музыкальному творчеству, совместной музыкальной деятельности положительно сказывается на их духовном развитии. Это отмечается многими исследователями и практиками (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. В. Виноградов, Л. А. Баренбойм, О. В. Апраксина, Т. М. Савельева и др.).
Психологами также подчеркивается, что не пассивное восприятие музыки и размышления о ней, а практическое освоение элементов музыкальной речи во всевозможных видах музыкальной деятельности способствует быстрому изменению мышления учащихся, активизирует их творческий потенциал, и, как следствие, оказывает большое влияние на развитие не только музыкальных, но и общих психических способностей (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Божович, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков и др.).
Искусство музыки в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественнообразного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальной образности, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями «повествования». Л. С. Выготский писал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» [3, c. 16].
Значение творчества в музыкальном развитии детей определяется тем, что оно — прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.
Для взрослеющего подростка очень важен и необходим активный контакт с искусством. Причины, по которым учащиеся оставляют систематические занятия музыкой (в музыкальных школах), хорошо известны: ранняя эксплуатация, а не развитие музыкальных задатков (способностей); большие временные затраты на разучивание музыкального произведения при обучении игре на инструменте; сложности такого музыкального предмета, как сольфеджио и др. [16, c.4].
Данная работа ставит целью показать что развитие музыкальных творческих способностей невозможно без занятий импровизацией, ведь как говорит Головинский Г. Л.: «Импровизация предоставляет возможность, особенно в жанрах массовых, коллективных, каждому, независимо от одарённости, почувствовать себя творцом"[4, c.279]. Это субъективное ощущение возможности выразить себя, по мнению автора, рождает увлечённость, энтузиазм, вдохновение, которым всегда отличается подлинная импровизация. Импровизация также выкристаллизовывает индивидуальность субъекта обучения и укрепляет веру в способность сказать нечто новое, написать об этом своим особым творческим почерком.
О возможности и необходимости включения детского музыкального творчества в систему музыкального «всеобуча» говорил в свое время Б. В. Асафьев, считая, что «путь развития музыкально-творческих навыков — необходимейший и, пожалуй, самый действенный этап музыкальной эволюции» [1, c. 92].
Цель: развитие творческого потенциала у воспитанников старшего школьного возраста через обучение музыкальной импровизации.
Объект исследования: музыкальное обучение старших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого потенциала старших школьников в процесс обучения музыкальной импровизации.
Задачи:
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме импровизации и ее роли в обучении школьников.
- 2. Проанализировать подходы в обучении импровизации в отечественной музыкальной практике и в зарубежной.
- 3. Показать методику обучения музыкальной импровизации старшеклассников.
- 4. Проанализировать влияние обучения импровизации на развитие творческого потенциала старших школьников.
Методы исследования:
- 1. Наблюдение.
- 2. Беседа.
- 3. Изучение продуктов деятельности учащихся.
- 4. Педагогический эксперимент.
База исследования: ДШИ № 1 г. Минска.