Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
Разработке педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников, включающей когнитивный, эмотивный и деятельностный компонентыформы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка), методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование развития чувства цвета у младших школьников
- 1. 1. Историко-теоретический анализ изучения цвета и его воздействия на человека
- 1. 2. Генезис чувства цвета как эстетического качества личности у детей младшего школьного возраста
- 1. 3. Современные концепции и программное обеспечение художественно-эстетического развития детей младшего школьного возраста
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства
- 2. 1. Диагностика развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства
- 2. 2. Реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников
- 2. 3. Динамика развития чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности
- Выводы по второй главе
Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современные тенденции развития общества, его социально-экономические проблемы заставляют переосмыслить цели школьного образования, усилить его социально-гуманитарную, ценностную ориентацию, что нашло свое отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Концепции модернизации российского образования до 2010 г. Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и эстетическое развитие, что невозможно без включения в учебно-воспитательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла, содержание которых отражает традиции народа, чувства человека и его отношение к миру. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе эстетической. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.
Цвет рассматривается в философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство, средство эстетической выразительности. В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания художественного образа, как средство выражения внутреннего содержания произведений и создания соответствующего эмоционального настроя зрителя. Цвет как природный феномен, и его воздействие на человека является предметом внимания ученых с античных времен (Аристотель, Платон, Эмпедокл). Цвет обычно понимается как характеристика зрительного ощущения, позволяющая распознавать качественные различия излучений. Ощущение цвета человеком, происходящее через все органы чувств, изучали В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, С. В. Крав-ков, А. С. Новомейский, И. М. Сеченов, П. В. Яныдинсинестезические ощущения рассматривали Б. Г. Ананьев, Б. М. Галеев. Взаимосвязь цвета и эмоций была предметом изучения Р. Арнхейма, Г. Э. Бреслава, В. Вундта, Ч. А. Измайлова, М. Люшера, А. Е. Ольшанпиковой, Г. Роршаха, JI. Н. Соб-чик, Г. Фрилинга, Б. М. Теплова, П. В. Яныиина. В педагогике взаимосвязь цвета и слова, цвета и музыки, цвета и движения рассматривалась И. JI. Вах-нянской, Е. П. Кабковой, Н. Г. Тагильцевой, Е. М. Торшиловой, о необходимости цветового воспитания и развития чувства цвета у ребенка писали Т. С. Комарова, Н. М. Сокольникова, М. О. Сурина, Б. П. Юсов. Чувство цвета как природосообразное эстетическое чувство рассматривала А. Ф. Яфальян.
Современные программы образовательной области «Искусство» (Н. Э. Басина, Т. А. Копцева, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Ю. А. Полуянов, JI. Г. Савенкова, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов) уделяют большое внимание развитию эмоционально-чувственной сферы младших школьников, изучению основ цветоведения. Между тем целенаправленное и организованное ознакомление с цветом в процессе учебной и творческой деятельности, проведения экскурсий, организация наблюдения за изменениями цвета в природе, а также положительная эмоциональная окрашенность занятий может способствовать развитию чувства цвета как эстетического качества личности ребенка.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы и практика работы в начальной общеобразовательной школе позволили выявить необходимость развития чувства цвета у младших школьников и противоречия между:
— объективной необходимостью развития чувства цвета у младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса;
— объективной необходимостью развития чувства цвета у младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса;
— преобладанием в программах по изобразительному искусству направленности на получение знаний, умений и навыков в области цветоведе-ния и необходимостью развития чувства цвета как эстетического качества личности;
— потенциалом уроков изобразительного искусства в развитии чувства цвета у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических технологий, направленных на развитие чувства цвета.
Все вышеизложенное определило проблему исследования, а именно разработки педагогической технологии развития чувства цвета у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: ."Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе".
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогическую технологию развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: педагогический процесс художественного образования младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В основу исследования положена следующая гипотеза.
Работа по развитию чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства окажется эффективной, если:
— чувство цвета будет рассматриваться как эстетическое качество личности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности;
— чувство цвета у младших школьников будет развиваться поэтапно от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности;
— будет разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, включающая когнитивный (знания о цвете, символике цвета, роли цвета в произведениях изобразительного искусства), эмотивный (эмоциональная реакция на цвет, отзывчивость на цвет), деятель-ностный компоненты (умение составлять и применять благоприятные цветовые сочетания).
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования с целью выявления возможностей развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
2. Дать рабочее определение чувства цвета как эстетического качества личности младшего школьника.
3. Разработать содержание компонентов, форм и методов педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методологической и теоретической основой исследования являются: концепции художественного образования (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов) — теории художественного развития младших школьников (Е. И. Игнатьев, А. М. Мелик-Пашаев) — теории эстетического развития и воепитания (Н. И. Киященко, Н. JI. Лейзеров, JI. П. Печко) — теории эстетических эмоций и эстетических чувств (А. И. Буров, JI. С. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Лук, А. С. Молчанова, П. М. Якобсон, Е. Г. Яковлев) — теории воздействия цвета на организм человека (Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, В. М. Бехтерев, Г. Э. Бреслав, В. В. Кандинский, М. Люшер, А. С. Новомейский, А. С. Оль-шанникова, Г. Фрилинг) — теории взаимосвязи эмоции и цвета (Н. Н. Волков, Ч. А. Измайлов, Е. М. Соколов, А. М. Черноризов, П. В. Яныпин), идеи о цвете как средстве эстетической выразительности (В. В. Бычков, Н. В. Дол-гоаршинных), разработки в области педагогических технологий (В. И. Загвя-зинский, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская).
В ходе исследования использовались следующие методы:
— теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической, искусствоведческой литературы по теме исследованияанализ учебных программ, учебников, методических пособийсистемный подход в раскрытии сущности проблемы и формирования понятийно-терминологического аппарата исследованиятеоретическое моделирование;
— эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, анализ учебных и творческих работ учащихсядиагностические заданияэкспертное заключениестатистическая обработка результатов опытно-поисковой работыизучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База проведения опытно-поисковой работы — Муниципальное образовательное учреждение начального общего образования (далее МОУ НОШ) № 34 (г. Нижний Тагил), МОУ СОШ № 64 (г. Нижний Тагил), МОУ ДОД «Асбестовская детская художественная школа» (г. Асбест), МОУ СОШ № 57 (г. Новоуральск), педагогический колледж (г. Камышлов Свердловской области).
Исследование проводилось в течение 2000;2008 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2000;2005 гг.) проводились изучение и анализ литературы по проблеме, уточнение теоретических положений исследования, систематизация комплекса значимых для исследования терминов, разработка научного и диагностического аппарата исследования, были определены основные направления работы по развитию чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
На втором этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась разработка и уточнение гипотезы, понятийного аппарата исследования, организация и проведение исследования исходного уровня развития чувства цвета у младших школьников и разработка педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
На третьем этапе (2008;2009 гг.) осуществлялась реализация педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, проведены анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования, формулирование выводов, оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в:
— определении принципов педагогической технологии развития чувства цвета (уподобленияцелостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусствасочетания художественного восприятия и практической деятельностипостоянства связи с жизньюсочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке);
— разработке педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников, включающей когнитивный, эмотивный и деятельностный компонентыформы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка), методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие, коллективных работ), приемы («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов», «приближение-отодвигание») и средства (наглядные пособия по цветоведению, репродукции, литературный и музыкальный ряд, выбор поэтических и музыкальных произведений к картине, подбор цветовой шкалы к произведению, «цветовая угадай-ка»);
— выявлении педагогических условий развития чувства цвета у детей младшего школьного возраста: включение детей в различные виды деятельностипоэтапное освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета- «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенкаиспользование возможностей разных видов искусстваиспользование разнообразных художественных материалов и изобразительных техник (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, аппликация, обрывная аппликация, пальцеграфия, акварель по-сырому).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— сформулировано рабочее определение «чувство цвета», которое является эстетическим качеством личности младшего школьника, проявляющимся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности;
— определены этапы развития чувства цвета у младших школьников: от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и к собственно чувству цвета как качеству личности, в отличие от традиционного представления о развитии чувства цвета на основе цветовосприятия.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы занятий «Цветомир» по развитию чувства цвета и ее учебно-методического обеспечения, включающего тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации к проведению занятий по программе, наглядный материал к занятиям, диагностические задания, выявляющие уровень развития чувства цвета. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и проведении занятий в начальной школе, при разработке курсов и семинаров по выбору для студентов педагогических колледжей и вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определение чувства цвета у младших школьников, под которым понимается эстетическое качество личности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности.
2. Этапы развития чувства цвета как эстетического качества личности у младших школьников от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности.
3. Принципы педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства: уподобленияцелостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусствасочетания художественного восприятия и практической деятельностипостоянства связи с жизньюсочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке.
4. Педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства включает когнитивный, эмо-тивный и деятельностный компоненты (когнитивный компонент: знания о цвете, символике цвета, роли цвета в произведениях изобразительного искусстваэмотивный компонент: эмоциональная реакция на цвет, отзывчивость на цветдеятельностный компонент: умение составлять и применять благоприятные цветовые сочетания) — формы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка) — методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие, коллективных работ) — приемы («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов», «приближениеотодвигание») — средства (наглядные пособия по цветоведению, репродукции, литературный и музыкальный ряд, выбор поэтических и музыкальных произведений к картине, подбор цветовой шкалы к произведению, «цветовая угадай-ка»).
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены научным, методологическим подходом к решению данной проблемыиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования и результатами опытно-поисковой работы.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора работы по проблеме исследования на базе МОУ НОШ № 34 (г. Нижний Тагил) в течение 2000;2008 гг. в условиях естественного учебно-воспитательного процессаМОУ СОШ № 64 (г. Нижний Тагил), МОУ ДОД «Асбестовская детская художественная школа» (г. Асбест), МОУ СОШ № 57 (г. Новоуральск), педагогического колледжа (г. Камышлов Свердловской области).
Основные положения исследования обсуждались на международных (Черногория, 2008 г., Екатеринбург, 2007 г., 2009 г.), всероссийских (Нижний Тагил, 2008 г., 2009 г.,), межвузовских (Екатеринбург, 2007 г., 2008 г.), региональных (Нижний Тагил 2007 г., 2008 г., 2009 г.) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в публикациях сборников научных статей и тезисов докладов в журналах «Искусство в школе» (2000 г., 2003 г.), «Фундаментальные исследования» (2008 г.), «Начальная школа плюс До и После» (2008 г.), «Детский сад от, А до Я» (2009 г.).
Структура и объем диссертации
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 178 наименований, 4 таблиц, 6 приложений.
Результаты исследования отражают следующие выводы.
1. Анализ рассмотренных нами теорий цвета и воздействия цвета на человека, теорий эстетических эмоций и чувств позволили нам сформулировать определение чувства цвета у младших школьников, под которым понимается эстетическое качество личности, проявляющееся в способности эмоционально реагировать на цвет, выделять благоприятные цветовые сочетания, создавать их и сознательно использовать в эстетической деятельности.
2. Чувство цвета как эстетическое качество личности у младших школьников развивается поэтапно от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности.
3. Чувство цвета проявляется у младших школьников в способности выделять цвет в окружающей среде, эмоционально реагировать на цвет, передавать цвет в художественно-творческой деятельности.
4. Считая, что процесс развития чувства цвета у младших школьников наиболее эффективно происходит на уроках изобразительного искусства, мы выделяем концепцию приобщения к мировой художественной культуре Б. М. Неменского как в наибольшей степени отвечающую задачам исследования. Проведенный нами анализ программ позволяет выделить программу Б. М. Неменского как одну из ведущих и в наибольшей степени способствующую развитию чувства цвета у младших школьников. Разработанная нами педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства дополняет и расширяет возможности программы Б. М. Неменского.
5. Мы считаем, что работа по развитию чувства цвета будет эффективной, если учитывать возрастные особенности младших школьников (эмоциональная чувствительность к цвету, форме, звуку, ритму) и следующие педагогические условия: включение детей в различные виды деятельностипоэтапное освоение детьми цвета от цветоощущения к положительным эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета как эстетическому качеству личности- «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенкаиспользование возможностей разных видов искусстваиспользование разнообразных художественных материалов и изобразительных техник.
6. Разработанная нами педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства базируется на принципах педагогики искусства и включает когнитивный, эмотив-ный и деятельностный компоненты, формы проведения занятий (урок-путешествие, урок-игра, урок-праздник, урок на пленэре, экскурсия, выставка), методы проведения занятий (устное сочинение по картине, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация картины, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие, коллективных работ), приемы («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов», «приближение-отодвигание»), и средства (наглядные пособия по цветоведению, репродукции, литературный и музыкальный ряд, выбор поэтических и музыкальных произведений к картине, подбор цветовой шкалы к произведению, «цветовая угадай-ка»),.
7. В процессе реализации педагогической технологии развития чувства цвета решались следующие задачи: расширять представления о цвете как средстве выразительности в изобразительном искусстве, символике цвета, представления овоздействии цвета на человекаразвивать эмоционально-чувственную сферу младших школьников, эмоциональную отзывчивость к цвету, умение выражать свое отношение к цветуформировать умение работать в разных техниках и разными материалами, использовать цвет для характеристики создаваемого образа.
8. С целью определения эффективности реализации педагогической технологии нами определены критерии («выделяет цвет в окружающей среде», «эмоционально реагирует на цвет», «передает цвет в художественнотворческой деятельности»), показатели и уровни (эстетический, частично-эстетический, предэстетический) развития чувства цвета у младших школьников.
9. Для выявления уровня развития чувства цвета нами предложены диагностические задания, которые позволили отследить динамику развития чувства цвета у младших школьников.
10. В процессе проведения опытно-поисковой работы определена эффективность разработанной педагогической технологии развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства, обеспечивающей положительную динамику развития чувства цвета у учащихся экспериментальных классов, что дает нам основания утверждать, что сформулированные в гипотезе условия нашли практическое подтверждение.
Таким образом, цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи реализованы. Перспективы исследования проблемы развития чувства цвета, на наш взгляд могут быть сосредоточены на выявлении возможностей эффективного развития чувства цвета как эстетического качества личности у детей дошкольного возраста в процессе проведения занятий по изобразительному искусству в дошкольных образовательных учреждениях.
Заключение
.
Список литературы
- Айсмен, J1. Дао цвета Текст. / Л. Айсмен- пер. с англ. Т. Новиковой. -М.: ЭКСМО, 2006.- 176 с.
- Алексеев, С. С. Элементарный курс цветоведения Текст. / С. С. Алексеев. -М.-Л.: Искусство, 1939. 48 с.
- Алексеева, В В. Изобразительное искусство в школе Текст. / В. В. Алексеева. -М.: Просвещение, 1985. 183 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г Ананьев. М.: Учпедгиз, 1960.-488 с.
- Аристотель. Собрание сочинений Текст.. в 4 т. / Аристотель // под ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. — Т. 1: 1975. — 550 с.
- Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы Текст. / Е. А. Аркин. М.: Учпедгиз, 1948. — 445 с.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм- пер. с англ. М.: Наука, 1974. — 392 с.
- Арнхейм, Р. Новые очерки психологии искусства Текст. / Р. Арнхейм- пер. с англ. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
- Артамонов, И. Д. Иллюзии зрения Текст. / И. Д. Артамонов. М.: Наука, 1969.-224 с.
- Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика Текст. / Б. А. Ба-зыма. СПб.: Речь, 2007. — 205 с.
- Басин, Е. А. Философская эстетика и психология искусства Текст. / Е. А. Басин, В. П. Крутоус. М.: Гардарика, 2007. — 287 с.
- Басина, Н. Э. Цвет. Звук. Материал: программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников Текст.: программа / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.
- Белкин, А. С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Технологии XXI века Текст. / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. Екатеринбург, 2001.- 108 с.
- Белый, Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория Текст. / Б. И. Белый. -СПб.: Каскад, 2005. 240 с.
- Бертулис, А. В. Пространственное цветовое зрение Текст. / А. В. Бер-тулис, В. Д. Глезер. Л.: Наука, 1990. — 144 с.
- Берхин, Н. Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников Текст. / Н. Б. Берхин // Педагогика // 1995. — № 2-С. 42−45.
- Бехтерев, В. М. Объективная психология Текст. / В. М. Бехтерев. -М.: Наука, 1991.-480 с.
- Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии Текст. / М. Бетенски- пер. с англ. М. Злотник. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. -256 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
- Бреслав, Г. Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции Текст. / Г. Э. Бреслав. СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
- Бреслав, Г. Э. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст. / Г. Э. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Бурно, Н. Е. Терапия творческим самовыражением Текст. / Н. Е. Бурно. М.: Медицина, 1989. — 304 с.
- Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры Текст. / А. И. Буров. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
- Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства Текст. / А. И. Буров. — М.: Искусство, 1956.-292 с.
- Бычков В. В. Эстетика Текст. / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2008. — 573 с.
- Вахнянская, И. Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности Текст. / И. Л. Вахнянская. М.: 1996.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. -М.: Изд.-во МГУ, 1976. 142 с.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
- Волков, Н. Н. Цвет в живописи Текст. / Н. Н. Волков. М.: Искусство, 1984.-320 с.
- Выготский, Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 1008 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника: проблемы синестезии в искусстве Текст. / Б. М. Галеев. Казань, 1987. — 266 с.
- Гете, И. В. Избранные сочинения по естествознанию Текст. / И. В. Гете- пер. с нем. И. И. Канаева. -М.-Л.: изд-во АН СССР, 1957. 556 с.
- Городилина, Т. В. Цвет и психофизическое состояние человека Текст. / Т. В. Городилина // Соционика: психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. 2005. — № 1. — С. 37−43.
- Грегг, Дж. Опыты со зрением в школе и дома Текст. / Дж. Грегг- пер. с англ. А. И. Коган. М.: Мир, 1970. — 200 с.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
- Даниэль, С. М. Искусство видеть Текст. / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990.-223 с.
- Денисов, В. С. Восприятие цвета Текст. / В. С. Денисов, М. В. Глазова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2008. — 176 с.
- Дерибере, М. Цвет в деятельности человека Текст. / М. Дерибере- пер. с фр. А. М. Григорьева. М.: Советский художник, 1964. — 88 с.
- Дивненко, О. В. Эстетика Текст. / О. В. Дивненко. М.: Изд. центр «Аз», 1995.-288 с.
- До донов, Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. До донов. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
- Долгоаршинных, Н. В. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы Текст.: автореф.дисс. .канд. пед. наук Текст. / Н. В. Долгоаршинных. Москва, 1999. -18 с.
- Журавлев, А. П. Звук и смысл Текст. / А. П. Журавлев. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Academia, 2001. 208 с.
- Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска Текст. / В. И. Загвязинский. Тюмень.: Изд-во Легион-Групп, 2005. -74 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1986. — т. 1: 320 с.
- Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е. И. Игнатьев. М.: Учпедгиз, 1961. — 224 с.
- Изард, К. Е. Эмоции человека Текст. / К. Е. Изард- под ред Л. Я. Гоз-мана, вст. ст. А. Е. Ольшанниковой М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
- Измайлов, Ч. А. Психофизиология цветового зрения Текст. / Ч. А. Измайлов, Е. М. Соколов, А. М. Черноризов. М.: Изд-во МГУ, 1989.-206 с.
- Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя. Текст. / под ред. Б. П. Юсова, И. Д. Минц. Минск: Народная асвета, 1992.- 192 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−9 кл. Текст. / под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2009 — 142 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−9 кл. Текст. / под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
- Инайят Хан, X. Мистицизм звука Текст. / X. Инайят Хан- пер. с англ. А. Михалкович. М.: Сфера, 1998. — 336 с.
- Иттен, И. Искусство цвета Текст. / И. Иттен- пер. с нем. Л. Монаховой. М.: Изд. дом Аронов, 2001. — 96 с.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве Текст. / В. В. Кандинский. М.: Архимед, 1992. — 112 с.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись Текст. / Ю. М. Кирцер. М.: Высшая школа, 2005. — 272 с.
- Киященко, Н. И. Сущность прекрасного Текст. / И. И. Киященко. -М.: Молодая гвардия, 1977. 192 с.
- Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс Текст. / Н. И. Киященко. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Киященко, Н. И. Эстетическое воспитание и формирование коммунистического мировоззрения Текст. / И. И. Киященко // Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. — 255 с.
- Киященко, Н. И. Эстетические эмоции, переживания, чувства, эстетический вкус Текст. / И. И. Киященко // Эстетическое сознание и процесс его формирования. -М.: Искусство, 1981. 191 с.
- Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. / А. Ю. Козырева. Пенза: Научно-методический центр городского отдела образования, 1994. — 341 с.
- Комарова, Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе Текст. / Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова. М.: Педагогическое общество России, 2006. -160 с.
- Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве Текст. / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 144 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации Текст. //Искусство в школе. 2002. — № 2. — С. 84−85.
- Копылова, А. В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики Текст. / А. В. Копылова. М.: Тач Маркетинг, 2004. — 279 с.
- Коротеева, Е. И. Система развития способностей младших школьниковк художественно-творческой деятельности Текст.: автореф. дисс. д-рапед. наук Текст. / Е. И. Коротеева. М.: 2006. — 48 с.
- Кравков, С. В. Глаз и его работа Текст. / С. В. Кравков. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1950.-532 с.
- Кряжева, Н. JI. Развитие эмоционального мира детей Текст. / Н. Л. Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах Текст. / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1984. -319 с.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1—4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений Текст. / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. М.: Дрофа. 2008. — 48 с.
- Кузин, В. С. Психология живописи Текст. / В. С. Кузин. М.: Оникс, 2005.-304 с.
- Кузнецова, Н. А. Опора на витагенный опыт в процессе воспитания эстетической культуры младших школьников Текст.: дисс. .канд. пед. наук [Текст] / Н. А. Кузнецова. Шадринск, 2005. — 205 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2 т. Текст. / Леонардо да Винчи. СПб.: Изд. дом «Нева" — М.: Изд. ОЛМА-ПРЕСС, 1999. -Т. 2.-479 с.
- Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов Текст. / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 123 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1971. 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 е., Т. 2 — 320 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 574 с.
- Лобова, А. Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку Текст. / А. Ф. Лобова. Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2000. — 156 с.
- Лобова, А. Ф. Школа самовыражения Текст. / А. Ф. Лобова. Урал, гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998. — 248 с.
- Ломоносов, М. В. Избранные произведения Текст.: в 2 т. / М. В. Ломоносов. -М.: Наука, 1986. Т. 1. — С. 242−259.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.
- Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.-127 с.
- Лук, А. Н. Эмоции и личность Текст. / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982. -176 с.
- Лук, А. Н. Эмоции и чувства Текст. / А. Н. Лук. М.: Знание, 1972. -79 с.
- Лукьянец, Н. Г. Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цвето-музыкальной синестезии Текст.: дисс. .канд. пед. наук [Текст] / Н. Г. Лукьянец Екатеринбург: [б. и. ], 2007. — 150 с.
- Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы Текст. / М. Люшер- пер с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1993.- 160 с.
- Мастера искусства об искусстве Текст.: в 10 т. / Мастера искусства об искусстве. -М.: Искусство, 1969. Т. 5. — ч. 1. — 448 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Как оценивать художественное развитие ребенка? Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская // Искусство в школе. -2002. № 6 .-С. 3−7.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребенка в семье) Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. -М.: Искусство в школе, 1995. 144 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Миронова, Л. Н. Цветоведение Текст. / Л. Н. Миронова. Минск, Вышейшая школа, 1984. — 286 с.
- Молчанова, А. С. „На вкус, на цвет.“ Текст. / А. С. Молчанова. -М.: Искусство, 1966. 200 с.
- Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия Текст. / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2007. — 158 с.
- Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта Текст. / В. С. Мухина. -М.: Педагогика, 1981.- 240 с.
- Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания в начальной школе Текст. / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1987.-255 с.
- Неменский, Б. М. Принципы программы непрерывного художественного образования Текст. / Б. М. Неменский // Искусство в школе. 2003.- № 1.-С. 3−9.
- Немов, Р. С. Психология Текст.: учебник для студентов пед. вузов. Т. 1−3 [Текст] / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — Т. 3. — 360 с.
- Новомейский, А. С. О реакциях глаза на невидимое излучение цветных образцов Текст. / А. С. Новомейский // Ленинская теория отражения и проблемы психологии.: Сб. науч. тр. / Свердл. гос. пед. инст-т. Свердловск, 1973.-С. 44−62.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 1996. — 240 с.
- Олыпанникова, А. Е. Эмоции и воспитание Текст. / А. Е. Олыпанни-кова. -М.: Знание, 1983. 80 с.
- Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка Текст. / О. А. Орехова. СПб.: Речь, 2006. — 112 с.
- Основы эстетического воспитания Текст. / под ред. Н. А. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986.-240 с.
- Переверзева, И. А. Исследования некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачами изучения эмоциональности Текст. /
- И. А. Переверзева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. -М.: Педагогика, 1981.-т. 10.-С. 137−146.
- Печко, Л. П. Эстетическое развитие школьников основными видами деятельности Текст. / Л. П. Печко // Теория эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1979.-255 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг Текст. / Н. М. Погосова. -СПб.: Речь, 2005.- 152 с.
- Познавательные процессы ощущения, восприятия Текст. / под ред. Запорожца А. В., Ломова Б. Ф., Зинченко В. П. изд. АПН СССР, М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
- Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 14 классов Текст. / Ю. А. Полуянов // Вестник образования. 2000. — № 20. — С. 31−52.
- Полуянов, Ю. А. Цвет свой и „чужой“ Текст. Ю. А. Полуянов. Н Искусство в школе. 2002 — № 5. — С. 12−18.
- Претте, М. К. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания Текст. / М. К. Претте, А. Капальдо- пер. с итал. А. Б. Махова. -М.: Советский художник, 1981. 112 с.
- Проблемы эстетического развития личности школьника Текст. / под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. -М.: Педагогика, 1987. 96 с.
- Психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко- СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 633 с.
- Психология цвета Текст. / под ред. Удовик С. Л. М.: Рефл-букл, Ваклер, 1996.-352 с.
- Психология эмоций. Тексты. Текст. / Под ред В. К. Вилюнаса. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
- Рабкин, Е. Б. Цветовое зрение Текст. / Е. Б. Рабкин // Здоровье. -1969. -№ 11.-С. 1−2.
- Разумный, В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы Текст. / В. А. Разумный. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Ремезова, Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6−7 лет. Методика Текст. / Л. А. Ремезова. М.: Школьная пресса, 2006. — 96 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст. / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Рожкова, Е. А. Изобразительное искусство в начальной школе Текст. / Е. А. Рожкова. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе Текст. / Н. Н. Ростовцев. М.: АГАР, 1998. — 256 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
- Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учебное пособие Текст. / Л. Б. Рылова. Ижевск: изд. Удм. ун-та, 1992.-310 с.
- Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство и среда (природа-пространство-архитектура) Интегративная программа полихудожественного развития. 1−11 класс Текст. / Л. Г. Савенкова. М.: Магистр, 1995. -76 с.
- Савенкова, Л. Г. Когда все искусства вместе. Взаимодействие предметов художественного цикла Текст. / Л. Г. Савенкова. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
- Саксонова, Л. П. Цветовые системы на уроках ИЗО Текст. / Л. П. Саксонова // Начальная школа. 2000. — № 12. — С. 89−92.
- Сельчёнок, К. В. Новейшая цветопсихология Текст. / К. В. Сельче-нок. Минск: Харвест, 2007. — 672 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенсорные системы. Зрение Текст. / под. ред. Г. В. Гершуни. JI.: Наука, 1982.-212 с.
- Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Серикова, И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе Текст.: дисс.. канд. пед. наук [Текст] / И. А. Серикова. Екатеринбург, 2005.- 169 с.
- Серов, В. Н. Лечение цветом. Архетип и фигура Текст. / В. Н. Серов. СПб.: Речь, 2005. — 224 с.
- Сеченов, И. М. Избранные произведения Текст. / И. М. Сеченов. -М.: Учпедгиз, 1953. 334 с.
- Симонов, П. В. Что такое эмоция Текст. / П. В. Симонов. М.: HayIка, 1966. 85 с. Ii 139. Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов Текст. / Л. Н. Собчик. //
- Школьные технологии.-2005.-№ 1. С. 143−152.t
- Соколов, Е. Н. Психофизиология цветоразличения Текст. / Е. Н. Соколов //Вопросы психологии. 1977. -№ 5. — С. 98−104.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе Текст. / Н. М. Сокольникова. М.: Изд. центр Академия, 1999. — 368 с.
- Сташевская, Г. Исцеляющий цвет Текст. / Г. Сташевская. СПб.: Комплект, 1997.-320 с.
- Сурина, М. О. История образования и цветодидактики Текст. / М. О. Сурина, А. А. Сурин. -М.: Ростов-на-Дону: Март, 2003. — 352 с.
- Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре — Текст. / М. О. Сурина, А. А. Сурин. М.: Ростов-на-Дону: Март, 2003.288 с.
- Тагильцева, Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки. Методическое пособие Текст. / Н. Г. Тагильцева. Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. — 64 с.
- Теплов, Б. М. Психология Текст. / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1954.-256 с.
- Торшилова, Е. М. Можно ли поверить алгеброй гармонию?: (критический очерк экспериментальной эстетики) Текст. / Е. М. Торшилова. -М.: Искусство, 1988.-208 с.
- Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет. Теория и диагностика Текст. / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 141 с.
- Ульянова, Н. С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников: об уроках изобразительного искусства Текст. / Н. С. Ульянова // Искусство и образование. 2005. — № 5. — С. 29−31.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии Текст. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение: Владос, 1995. -292 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания Текст. / Собр. соч. в 10 т. / К. Д. Ушинский. М.: Изд. АПН РСФСР, М.-Л. 1950. — Т. 8. -1950.-776 с.
- Фребель, Ф. Будем жить для своих детей Текст. / Ф. Фребель- сост. Л. М. Волобуева. М.: Изд. дом „Карапуз“, 2001. — 288 с.
- Фрилинг, Г. Человек цвет — пространство. Прикладная цветопсихо-логия Текст. / Г. Фрилинг, К. Ауэр- пер с нем. О. В. Гавалова. — М.: Стройиздат, 1971. — 117 с.
- Фрумкина, Р. М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа Текст. / Р. М. Фрумкина. М.: Наука, 1984. — 175 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию Текст.: учебное пособие /
- A. В. Запорожец и др. — под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Шихалев-ской. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 400 с.
- Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи: Книга для воспитателя детского сада Текст. / Р. М. Чумичева. -М.: Просвещение, 1992. 126 с.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства Текст. /
- B. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 153 с.
- Шереметева, Г. Б. Семь цветов здоровья Текст. / Г. Б. Шереметева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 368 с.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для 1−4 классов. Текст. / Т. Я. Шпикалова, JT. В. Ершова, Н. Р. Макарова. М.: Просвещение, 2008. — 96 с.
- Штайнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос Текст. / Р. Штайнер — под ред Л. Н. Банзелюк. Калуга: Духовное познание, 1992. — 108 с.
- Штайнер, Р. Из области духовного знания Текст . / Р. Штайнер- пер. с нем., под ред. С. В. Казакова. М.: Энгима, 1997. — 560 с.
- Экспериментальные программы комплексного художественно-творческого развития школьников. 1−8 кл. Текст. / под ред. Б. П. Юсова. -М.: НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1989. 150 с.
- Эстетика Текст. / под ред. А. А. Радугина. М.: Изд. Центр, 2002. -240 с.
- Эстетика: Словарь Текст. / под ред. А. А. Беляева, Л. И. Новиковой, В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание Текст. / под ред. Г. С. Лабковской. -М.: Просвещение, 1983.-304 с.
- Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) Текст. / под. ред. Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1980. 136 с.
- Юсов, Б. П. Взаимодействие культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области „Искусство“ Текст. / Б. П. Юсов. — М.: Спутник, 2004. 252 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
- Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Якобсон, П. М. Психология чувств Текст. / П. М. Якобсон. М.: Изд. АПН СССР, 1958. — 384 с.
- Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника. Психологический очерк Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
- Яковлев, Е. Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение Текст. / Е. Г. Яковлев. М.: Изд. КДУ, 2005. — 640 с.
- Яковлев, Е. Г. Эстетическое сознание, искусство и религия Текст. / Е. Г. Яковлев. М.: Искусство, 1969. — 175 с.
- Яньшин, П. В. Психосемантика цвета Текст. / П. В. Яньшин. СПб.: Речь, 2006.-368 с.
- Яньшин, П. В. Цвет как фактор психической регуляции Текст. / П. В. Яньшин // Прикладная психология. 2000. — № 4. — С. 14−28.
- Яньшин, П. В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета Текст. / П. В. Яньшин. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.-218 с.
- Педагогическая технология развития чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства
- Диагностика уровня развития чувства цвета у младших школьников
- Диагностические задания Процедура выполнения Оценка результатов, уровни
- Нарисовать цветок (дерево), растущий в волшебном саду (цветок войны или мира, цветок радости и печали, счастья, богатства и т. д.).
- Эстетический уровень: ребенок активно использует возможности цвета, цветовая гамма рисунка способствует созданию образа цветка, ребенок может объяснить и обосновать выбор цвета.
- Программа по развитию чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности
- Программа „Цветомир“ направлена на развитие чувства цвета у младших школьников через использование возможностей разных видов искусства и предназначена для проведения факультативных занятий. Программа рассчитана на 34 часа.
- Цель: развитие чувства цвета у младших школьников в процессе изобразительной деятельности.1. Задачи:
- Углубление знаний об эмоциональной выразительности цвета и воздействии цвета на человека.
- Формирование умения эмоционально воспринимать цвет в окружающей природе и произведениях художников и выражать свое отношение к цвету в слове, движении.
- Закрепление навыков использования выразительных возможностей цвета в практической деятельности.»
- Программа курса по выбору «Развитие чувства цвета у младших школьников"подготовки бакалавра по направлению 507 062 «Педагогика»
- Цель: овладение студентами теоретическими основами цветоведения и практическими навыками использования цвета в процессе проведения занятий по изобразительному искусству в начальной школе. Задачи:
- Углубление теоретических знаний в области цветоведения.
- Ознакомление с задачами художественно-эстетического образования в начальной школе и изучением основ цветоведения в начальной школе.
- Формирование представлений о воздействии цвета на ребенка и необходимости развития чувства цвета у младших школьников.