Организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в образовательном учреждении
Предпочтение во многих исследованиях отдается процессу самообразования педагогических кадров. Можно утверждать, что разработаны теоретические основы педагогического самообразования, общая концепция его педагогического стимулирования, обоснована взаимосвязь между самообразованием и эффективностью профессиональной деятельности личности учителя. Вне поля зрения остались многие вопросы, в частности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования"
- 1. 1. Самообразование как социокультурный феномен
- 1. 2. Характеристика самообразования как непрерывного процесса, 35 его сущность и компоненты
- 1. 3. Моделирование процесса организации самообразовательной 56 деятельности педагогов и мастеров производственного обучения
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений системы начального и среднего профессионального образования
- 2. 1. Диагностика уровня самообразовательной деятельности педа- 88 гогов и мастеров профессионального обучения
- 2. 2. Модель организации самообразовательной деятельности пе- 103 дагогов и мастеров профессионального обучения в условиях ресурсного центра
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по организа- 138 ции самообразовательной работы педагогов и мастеров профессионального обучения в условиях общеобразовательного учреждения
- Выводы по второй главе
Организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В концепции модернизации российского образования поставлена задача повышения качества образования и более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи возможно через организацию самообразовательной деятельности специалистов в системе непрерывного образования.
К педагогам и мастерам профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования предъявляют такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. От уровня их профессиональной культуры, способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит качество образования учащихся. Следовательно, выполнение образовательных задач в современных условиях требует от педагогов и мастеров профессионального обучения постоянного личностного самообразования.
В настоящее время решение рассматриваемой проблемы на современном этапе развития педагогической науки также обусловлена необходимостью познания процесса самообразования с позиций информационного общества, научный и социальный прогресс которого зависит от степени подготовленности специалиста к самообразовательной деятельности. Но, как показывает анализ существующей в настоящее время практики у педагогов и мастеров-профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования имеет. место недопонимание того, что самообразование — это путь к творчеству, самовыражению, становлению неповторимого индивидуально-творческого стиля собственной профессиональной деятельности.
Самообразование широко изучается социальными и психолого-педагогическими науками, исследованы важнейшие вопросы его теории и практики. Самообразование в исследованиях определяется как социальный процесс, связанный, прежде всего, с практической деятельностью человека.
А.Я. Айзенберг, Н. Ф. Голованова, А. К. Громцева, A.B. Даринский, Б. Ф. Райский и др.), как особая целенаправленная познавательная деятельность, имеющая положительную мотивационную активность и самоорганизованность, характеризуемая проявлением волевых усилий и наличием определенной системы познавательных умений и адекватного уровня самооценки (JI.C. Колесник, Ю. К. Кулютнин, Г. С. Сухобская, О. Д. Полонская и др.). Самообразование является высшей формой самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека (А.Г. Мысливченко, И. Л. Наумченко и др.).
Предпочтение во многих исследованиях отдается процессу самообразования педагогических кадров. Можно утверждать, что разработаны теоретические основы педагогического самообразования, общая концепция его педагогического стимулирования, обоснована взаимосвязь между самообразованием и эффективностью профессиональной деятельности личности учителя. Вне поля зрения остались многие вопросы, в частности, недостаточно изучены содержание, формы и методы организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образованияне обоснованы в достаточной мере условия, обеспечивающие эффективность процесса самообразования и его влияние на личностно-профессиональный рост специалистов среднего звена.
В связи с этим возникает необходимость исследования проблемы организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования в современных условиях. Анализ опыта работы этих учреждений и наш многолетний эмпирический опыт подтверждает существование проблемы в повышении квалификации мастеров производственного обучения и необходимость поиска модели организации их самообразовательной деятельности. В нашем исследовании научная организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения рассматри4 вается в условиях учреждений системы начального и среднего профессионального образования как образовательного партнёра предприятий и организаций соответствующего направления.
Таким образом, в результате изучения проблемы, анализа накопленного педагогической наукой и практикой теоретического и фактического материала в исследуемом направлении мы констатируем особо обострившиеся в последнее десятилетие противоречия между:
— социально-экономическим развитием общества, обеспечивающим инновационное развитие образования и дефицитом теоретических и методических разработок по организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования;
— между познавательной, прогностической, развивающей функциями самообразовательной деятельности, заданными технологичностью и управляв- ' мостью процесса достижения отдельных результатов и нереализованностью их в практике;
— между необходимостью создания условий профессионального саморазвития педагогов и мастеров профессионального обучения и возможностями обеспечить требуемый уровень их самообразовательной деятельности.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в образовательном учреждении».
С учетом выявленных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования?
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем проверить модель организации самообразовательной дея5 тельности педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Объект исследования — организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия, способствующие организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза: организация самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования будет эффективной, если:
— развита положительная мотивация к самообразовательной деятельности у педагогов и мастеров профессионального обучения;
— определена сущность и структура самообразовательной деятельности;
— обоснована и разработана модель организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения;
— разработаны организационно-педагогические условия самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть социокультурные предпосылки и специфику организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
2. Разработать и научно обосновать модель организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
4. Выявить и охарактеризовать компоненты, показатели и уровни самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
5. Экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения в сфере начального и среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория формирования личности учителя (И.А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, JIM. Митина, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.) — теория и методология профессионально-педагогического образования (Н.Е. Астафьева, А. П. Беляева, JI.K. Веретенников, A.A. Вербицкий, В. М. Данильченко, JLH. Макарова,.
A.JI. Денисова, В. П. Кузовлев, В. П. Онушкин, В. П. Симонов, В. А. Сластенин и др.) — исследования общих закономерностей развития высшей и средней профессиональной школы (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский,.
B.П. Беспалько, С. И. Зиновьев, Н. Д. Никандров и др.) — теоретические положения системного подхода в образовании (Р. Акофф, Э. Н. Гусинский, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, Л. И. Новикова, И. А. Рудакова, В. Н. Садовский, В. П. Симонов и др.) — теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Т. В. Машарова, П. И. Пидкасистый, Е. С. Полат, Г. К. Селевко и др.).
При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на следующие подходы:
— деятельностный подход в развитии, обучении, воспитании, в формировании концептуального мышления будущего педагога и становлении его 7 профессиональной компетентности (B.B. Давыдов, JI.C. Выготский,.
B.C. Дашошенков, Т. А. Ильина, B.C. Леднев, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин,.
C.Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, и др.);
— личностно-ориентированный подход (Л.И. Божович, Е. В. Бондаревская, B.C. Данюшенков, В. В. Зайцев, М. В. Кларин, И. В. Лысенко, Т. В. Машарова, М. И. Рожков, В. В. Сериков, A.B. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) — андрагогический подход (C.B. Вершловский, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, А. П. Панфилова, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина и др.).
Методы исследования:
— теоретические методы: теоретический анализ литературы и диссертационных работ, учебной документации по проблеме исследованиямоделирование. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать исходные позиции исследования;
— эмпирические методы: анализ и обобщение педагогического опыта, а также практики организации самообразовательной деятельности специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования с целью выявления состояния, тенденций и условий этой организации. Применялись анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ самообразовательной деятельности специалистов, прогностические методы (проектирование, моделирование), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), лонгитюдный метод (для выявления динамики процесса самообразовательной деятельности), методы математической и статистической обработки результатов.
Научная новизна исследования.
Определена сущность самообразовательной деятельности как целенаправленная, систематическая, познавательная деятельность, управляемая самой личностью, направленная на целенаправленный поиск, системное изучение объектов реальной действительности, выработку новых знаний об этих объектах и обеспечивающая непрерывное личностное и профессиональной саморазвитие.
Раскрыты и охарактеризованы компоненты (мотивационный, информационно-содержательный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный), показатели (мотивация, знания, активность, эмоции, воля, технологические умения, самоанализ, самооценка, самокоррекция) и уровни самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования (высокий, средний, низкий).
Разработана модель самообразовательной деятельности пелдгогов и мастеров профессионального обучения, основанная на непрерывности самообразовательной деятельности и построения на основе деятельностного, личност-но-ориентированного и андрагогического подходов.
Определена совокупность организационно-педагогических условий организации самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ресурсном центре:
— обеспечение непрерывного личностно-профессионального развития педагогов и мастеров профессионального обучения;
— включение в содержание самообразовательной деятельности спецкурса «Основы профессионального самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения»;
— разработка деловых игр, практикумов, тренингов, комплекса заданий, ориентированных на прогнозирование личностного и профессионального развития;
— определение этапов самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения;
— использование современных технологий самообучения и саморазвития;
— разработка компонентов оценки (мотивационный, информационно-содержательный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) уровней самообразования (высокий, средний, низкий).
Теоретическая значимость исследования. Обоснована необходимость и целесообразность самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
Расширены имеющиеся представления о содержании и методике самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
Выделены этапы самообразовательной деятельности: целевой, познавательный, технологический, оценочный.
Выявлены функции самообразовательной деятельности: познавательная, интеграционная, прогностическая, инновационная, моделирующая.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы отражены в методических рекомендациях, применение которых позволяет совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов и мастеров профессионального обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
Разработанная модель и организационно-педагогические условия внедрены в практику деятельности учебных заведений начального и среднего профессионального образования ГОУ НПО ПУ № 4 г. Кирова, ГОУ СПО «Кировский государственный техникум промышленности и автомобильного сервиса», ГОУ СПО «Лесопромышленный колледж».
Разработаны тренинги и спецкурсы по адаптации на рынке труда, комплекс заданий, ориентированные на прогнозирование личностного и профессионального развитияспецкурс «Основы профессионального самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования" — психолого-педагогические тренинги по самообразованию.
Методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения могут быть применены в процессе профессиональной переподготовки на курсах повышения квалификации специалистов системы начального и среднего профессионального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров работы, опирающихся на личностно-ориентированный, деятельностный и системно-интегрированный подходыприменением современных научных концепций в области педагогики и психологии, адекватных цели и задачам исследованиядостаточным охватом участников экспериментаобширным фактическим материаломразносторонним качественным и количественным анализом данных, свидетельствующих о позитивном изменении в организации самообразовательной деятельности и повышения квалификации специалистов системы начального и среднего профессионального образованиядлительной экспериментальной работой и её репрезентативностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и Ученого Совета Вятского социально-экономического институтакафедры профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета, на педагогических советах учреждений начального и среднего профессионального образования Кировской областина научных конференциях и семинарах молодых ученых: Москва (2003, 2004, 2006), Санкт-Петербург (2005), Н. Новгород (2005), Киров (2004, 2005, 2006, 2007, 2008) и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ НПО ПЛ № 18 г. Кирова, ГОУ НПО ПУ № 33 г. Кирова, ГОУ НПО ПУ № 4 г. Кирова, ГОУ.
НПО ПУ № 45 пгт Кумены, ГОУ СПО «Кировский государственный техни.
11 кум промышленности и автомобильного сервиса", ГОУ СПО «Лесопромышленный колледж».
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 г. по 2008 г. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2000;2002 гг.) — поисково-теоретическом — проводилось комплексное изучение историко-философской, социально-психологической, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования с целью определения его методологии, разработка гипотезы, научного аппарата исследования, составление методики опытно-экспериментальной работы и проведение констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2003;2007 гг.) — опытно-экспериментальном — выявлялись теоретические основы организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения, разрабатывалась модель и определялись организационно-педагогические условия организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения, проведение формирующего эксперимента в течение пяти лет, спецкурса «Основы профессионального самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения», а также комплексных заданий на личностное и профессиональное развитие.
На третьем этапе (2007;2009 гг.) — обобщающем — анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялось внедрение их в практику, систематизация и оформление диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Самообразовательная деятельность — целенаправленная, систематическая, познавательная деятельность, управляемая самой личностью, направленная на целенаправленный поиск, системное изучение объектов реальной действительности, выработку новых знаний об этих объектах и обеспечивающая непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие.
2. Модель организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения предполагает определение целей, разработки программы, этапов и условий осуществления самообразовательной деятельности на основе андрогогического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов.
3. Совокупность организационно-педагогических условий организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения системы начального и среднего профессионального образования:
— обеспечение непрерывного личностно-профессионального развития педагогов и мастеров профессионального обучения;
— включение в содержание самообразования спецкурса «Основы профессионального самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения»;
— разработка деловых игр, практикумов, тренингов, комплекса заданий, ориентированных на прогнозирование личностного и профессионального развитиянаправленных на самообразование;
— определение этапов самообразовательной деятельности педагогов и мастеров производственного обучения;
— использование современных технологий самообучения и саморазвития;
— разработка компонентов оценки (мотивационный, информационно-содержательный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) уровней самообразовательной деятельности (высокий, средний, низкий).
Структура диссертации отражает общую логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 209 наименований, приложений. Общий объем диссертации составляет 178 страниц. В работе приведено 5 таблиц, 2 гистограммы, 3 схемы.
Выводы по второй главе.
1. С целью разрешения выявленных нами противоречий организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
2. Определены цели этапов опытно-экспериментального исследования.
Констатирующий эксперимент был направлен на изучение состояния проблемы организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения, в соответствии с чем были определены оценочные процедуры в виде комплекса методов, критериев и уровней, позволяющих изучить уровень сформированности самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения.
3. По результатам исследования в ходе констатирующего эксперимента общий уровень сформированности самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения определён как низкий. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения происходит стихийно и в недостаточной степени, эта работа требует целенаправленного формирования.
4. Во втором параграфе второй главе диссертации дано описание практической реализации модели процесса организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения.
Для эффективной организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения на этапе формирующего эксперимента были апробированы организационно-педагогические условия, включающие:
— обеспечение непрерывного личностно-профессионального развития педагогов и мастеров профессионального обучения;
— включение в содержание самообразовательной деятельности спецкурса «Основы профессионального самообразования педагогов и мастеров профессионального обучения»;
— разработка деловых игр, практикумов, тренингов, комплекса заданий, ориентированных на прогнозирование личностного и профессионального развития;
— определение этапов самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения;
— использование современных технологий самообучения и саморазвития;
— разработка компонентов оценки (мотивационный, информационно-содержательный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) уровней самообразования (высокий, средний, низкий).
5. Результаты контрольного эксперимента показали возрастание числа педагогов и мастеров профессионального обучения со средним и высоким уровнями и снижение низкого уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Определено понятие самообразовательная деятельность — целенаправленная, систематическая, познавательная деятельность, управляемая самой личностью, направленная на целенаправленный поиск, системное изучение объектов реальной действительности, выработку новых знаний об этих объектах и обеспечивающая непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие.
2. Разработана модель организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения предполагает определение целей, разработки программы, этапов и условий осуществления самообразовательной деятельности на основе андрогогического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов.
3. Компонентами и показателями самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профессионального обучения образовательных учреждений системы начального и среднего профессионального образования являются следующие: мотивационный (осознание смысла, потребность в личностном и профессиональном самоутверждении), информационно-содержательный (знание технологии самообразования, разработка собственной технологии самообразования, умственная активность), эмоционально-волевой (позитивное восприятие своих возможностей, целеустремлённость, устойчивость при преодолении препятствий), операционно-деятельностный (умения выстраивать траекторию самообразования, владение технологиями самообучения и саморазвития), оценочно-рефлексивный (самоанализ процесса и результата самообразования, самоизучение, самооценка, самокоррекция). Выделено три уровня развития самообразования: творческий, средний, критический.
4. Выявлена совокупность организационно-педагогических условий организации самообразовательной деятельности педагогов и мастеров профес.
Список литературы
- Абдуллоев, Ш. Педагогические основы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, не имеющих базового педагогического образования: Автореф.дисс. канд. пед. н. Душанбе, 1990.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
- Авдеев, А.П. Влияние дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения на развитие у них стремления к самообразованию //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976. С. 43 — 49.
- Айзенберг, Л.Я. Педагогические проблемы самообразования //Советская педагогика. — 1968. № 11. — С.51−61.
- Акофф, Р. Идеализированное проектирование. Как предотвратить завтрашний кризис сегодня. М., 2007. — 320 с.
- Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ. Методические рекомендации. М.: Прометей, 1993. — 137 с.
- Амосова, Р.Т. Опыт внедрения результатов педагогических исследований в практику // Советская педагогика. № 9. — 1976. — С.57−62.
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. — Труды Государственного института мозга им. В. М. Бехтерева. М. Л., 1935, т.4. — с. 53−57.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во Казанского университета — 1996. — 567 е.- Кн. 2- 1998.-318 с.
- Анисимов, П.Ф., Демин, В.М., Олейникова, О. Н. Финансирование профессионального образования за рубежом. М.: Мастерство, 2001. — 88 с.
- Арсеньев, A.M. Школа и современная научно-техническая революция / Советская педагогика, 1969. № 1.
- Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.
- М.: высшая школа, 1974. 122 с.
- Астафьева, Н.Е. Региональная стратегия обеспечения устойчивого функционирования и развития системы профессионального образования Тамбовской области. Тамбов, 2006.
- Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. — М.: Знание, 1978.-48 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 249 с.
- Безниско, Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: Автореф.канд.пед.н. — Ростов-на Дону, 2007.- 19 с.
- Башкина, Г. В., Якушева, К.В. Методика расчета федеральных нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. -М., АПК и ПРО, 2000. 44 с.
- Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: Академия, 2003.
- Белая книга российского образования. — М.: Издательство МЭСИ, 2000. 344 с.
- Беляева, А.П. Тенденции развития профессионального образования. М.: Педагогика, 1998.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1997. — 304 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. — С.213.217.
- Бондаревская, E.B. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) / Стратегия воспитания в образовательной системе России. И.: Агентство «Издательский сервис», 2005. — С. 131 — 141.
- Бордовский, Г. А., Извозчиков, В.А., Карпенко, A.B. Проблема непрерывной компьютерной подготовки учителя // Проблемы повышения квалификации учителей по ОИ и ЭВТ. Сборник научн. трудов / под ред. А. Е. Марона. М.: АПН СССР, 1988. — С. 4−11.
- Борисова, Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Автореф.дисс. канд.пед.н. -М.: МГУ, 1987.
- Бродская, Т.А. Влияние профессиональной культуры руководителя на эффективность функционирования системы управления персоналом коммерческих предприятий : Дис.. канд. экон. наук. М., 1999. — 201 с.
- Борк, А. «История» новых технологий в образовании. М.: РОУ, 1990.-27 с.
- Будко, Е.Я. Проблемы и перспективы развития профессионального образования. Исследование приоритетных проблем развития профобразования. Сб. результатов научных исследований. — АПО, 2001. — С. 19−29.
- Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Издательство МГУ, 1998.-268 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Выс. школа, 1991.
- Веретенникова, Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. -М., 2001.
- Вершловский, С.Г. Прогноз развития дополнительного образования. В кн.: Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. СПб., 1998. — С. 85−100.
- Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. -458 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Владиславлен, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978. — 175 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Рязань, 1979.
- Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. — М.: Академический Проект, 2004.
- Гальперин, П.Я. Теоретические основы инноваций в педагогике. -М., 1991.-326 с.
- Гаськов, В.М. Управление системой профессионального образования: Уч. пособие для руководителей учреждений проф. образования, органов управления обр. / Перевод с англ. H.H. Петрова. М., ИРПО, 2001. — 288 с.
- Гершунский, B.C. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский, B.C. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогика, 2005.
- Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность. Минск: Нар. ас-вета, 1966. — 211 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940) // Педагогическое образование России: сборник нормативных документов. МО РФ. — С. 94−100.
- Грабарь, М.М., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Гребенкина, Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «педагогический поиск», 2000. С.87
- Гринько, B.C. Начальное профессиональное образование Российской Федерации: Статистический сборник основных показателей состояния развития на 01.01.2003 г. -М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. 78 с.
- Громцева, А.К. Самообразование как социальная категория //Учебно-методическое пособие по спецкурсу. — Л.: ЛГПИ, 1976, — С. 23
- Гузеев, В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 288 с.
- Гурченко, В.Н. Научно-техническая революция в образовании. — М.: Политиздат, 1973. 96 с.
- Гурченко, В.Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Гусинский, Э.Н. Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования. М., 2003.
- Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Просвещение, 1972.-356 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Данильченко, В.М. Дистанционное обучение как средство развития глобального образования // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 121−124
- Данюшенков, B.C. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения : монография / B.C. Данюшенков, С. А. Барамзина. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. — 160 с.
- Даринский, A.B. Непрерывное образование // Совет. педагогика,-1975.-№ 1,-С. 16−25.
- Даринский, A.B. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров // Советская педагогика, 9, 1987. С. 51−60.
- Денисова, A.JI. Методологические проблемы подготовки современного менеджера в инновационной образовательной среде: теоретические аспекты и практика. Самара: Издательство СГЭА, 2004
- Довжко, Ф.Е. Подготовка кадров по рабочим профессиям: социально-экономические аспекты // Профессиональное образование. 2001. — № 12. — С. 22−23.
- Дьяченко, М.И., Кандыбович, JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Минск: «Хел-тон», 1998.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1989.
- Есипов, Б.П. Педагогика. М, 1939.
- Журавлев, И.К. Дидактические основания для формирования содержания учебных предметов. М.: НИИОПАПН СССР, 1980. — 38 с.
- Журавлев, П.В., Карташов, С.А., Маусов, Н.К., Одегов, Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 1999. — 512 с.
- Заборщикова, М.М. Методика проведения семинаров, конференций, экскурсий и других нелекционных форм занятий // Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы. JL, 1980. — С.94−109.
- Завьялова, В.И. Игры в которые играют деньги. М., 2006. — 256 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 381 с.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования Текст.: учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков / Е.С. Заир-Бек. — СПб.: «Просвещение», 1995. 243 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Закиров, Г. С. Самообразование учащихся. Казань, 1967. С. 55
- Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1968.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Змеев, С.И. Технологии обучения взрослых. М., 2005.
- Зовина, А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров г. Москва. М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
- Иванов, В.Г. Научные основы кадрового обеспечения профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы. Вестник казанского технологического университета, 1998. — № 1. — С. 141−149.
- Ильин, B.C. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. — 508 с.
- Исаев, Р.И. Педагогическая модель регионального партнерства профессионального училища с предприятиями: Автореф.канд.пед.н. -М., 2002. -25 с.
- Исаева, З.А., Тихомирова, В.Т. Обучение для организационного и личностного роста: Учебное пособие для магистратуры и системы повышения квалификации преподавателей высшей школы. Алматы: Казак университета, 2003.
- Каган, М.С. Избранные труды. В 2 т. — М., 1986.
- Карпов, В.В. Повышение квалификации специалистов профессионального образования как исследовательская проблема // Сборник «Актуальные проблемы профессионального образования». СПб.: ЦИП-КРО, 1995. -15 с.
- Киуру, Е.А. Управление профессиональным лицеем в условиях регионализации образования: Дисс.канд.пед.н. — М., 2000. — 206 с.
- Кларин, М.В. Инновации мировой педагогики. М., 1991.
- Князева M.JI. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. -С.49 50
- Козиев, H.H. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф.дисс. канд.пед.н. Л., 1980.
- Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. С.69
- Колесник, Л.С. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования. М.: Просвещение, 2006.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981.
- Конституция Российской Федерации. М., 1994.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
- Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации, 2005.
- Корнев, Г. П. Практикум на курсах повышения квалификации // Народное образование, 2, 1982. С. 34−35.
- Корнев, Г. П. Система повышения профессиональной квалификации учителей физики: Дисс. докт.пед.н. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1988. -363 с.
- Корнев, Г. П. Теоретические обобщения в методике решения физических задач. — Новосибирск: НГПИ, 1981. 73 с.
- Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов.педагогика. 1970, № 9.
- Котляр, В.Н. Методологические и научно-педагогические основыинтенсификации воспитания и образования //Интенсификация учебного процесса в вузе культуры. Барнаул, 1988
- Кочетов, А.И. Воспитание и самовоспитание подростка: Авто-реф.дисс. докт.пед.н. М., 1968.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985.-128 с.
- Кузьмин, И.П. Принципы системности в педагогической теории. — М.: Педагогика, 1986. 398 с.
- Кузьмин, И.П. Принципы системности в теории и методологии повышения квалификации. М., 1996. — 266 с.
- Кузьмина, Н.В. Методика аттестации учителей как средство активизации педагогического творчество. Гомель, 1978.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1982.-116с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1982.-172 с.
- Кузьмина, Н.В. Основы вузовской педагогики. Учебное пособие. -Л.: ЛГУ, 1972.
- Кузьмина, Н.В. Очерки о психологии труда учителя. Л., 1967. -183 с.
- Ш. Кузьмина, Н.В., Кухарев, Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. М., 1994. — 187 с.
- Кузьмина, М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976.-С.15 18
- ПЗ.Кулютнин, Ю. К. Эвристические методы в мыслительной деятельности в обучении взрослых: Автореф. дисс. докт. пед. н. Л., 1977.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Леднев, B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. -М.: МПСИ, 2003.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1989. — 569с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.96 с.
- Лихачев, Б.Г. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Лобанова, H.H. Проблемы развития педагогической компетентности преподавателей системы образования взрослых // Информ. бюлл. Проблемы непрерывного образования взрослых. 1996. — № 6. — С. 22.
- Лопатина, Т.С. Развитие творческого потенциала инженерно-педагогического коллектива условие гуманизации учебного процесса в профтехучилище. — СПб., 1992. — 60 с.
- Лошкарева, H.A. Функции учебников в формировании учебных умений и навыков // Советская педагогика. № 3. — 1981. С. 24−27.
- Лукин, Г. И. Концепция модернизации организационно-экономического механизма региональной системы НПО // Профессиональное образование. -2001. № 8. -С. 13−15.
- Лукьянова, М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Самара, 2009.
- Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980.- 184 с.
- Лында, A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. — М.: Высшая школа, 1979. — 159 с.
- Макарова, Л.В. Преподаватель, модель деятельности и аттестация / под ред. проф. В. Л. Балакина. М., 1992. — 148 с.
- Макарова, JI.H. Технология профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: Сфера, 2005.
- Максимова, В.Н. Педагогические основы повышения квалификации // Сборник «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования». М., 1990. — С. 14−30.
- Максимова, В.Н. Принципы формирования содержания повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования / Содержание подготовки инженеров-педагогов. Свердловск. — 1987. — С. 126−132.
- Максимова, В.Н. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: системно-структурный подход. Л.: ВИПК РР и СПТО.-1990.-С. 1−18.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Марон, А.Е., Глинский, И.П. Проблемы повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин // Сборник научных трудов. Л.: НИНОВ АПН СССР. 1980. — С. 63−65.
- Масюк, A.B. Межшкольный учебный комбинат как ресурсный центр //Профессиональное образование. М., 2007. — № 4. — С. 29.
- Матюшкин, A.M. Психологические принципы готовности к самообразованию /Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: материалы симпозиума. М.: НИИ СИМО АНН СССР. 1980. С. 30
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов, М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Машарова, Т.В. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Текст.: учебное пособие / Т.В. машарова, Е. А. Ходырева. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 1998.-78 с.
- Менеджмент. Проект «Телематериал. Разработка учебных планов и учебных материалов» СПб.: Типография Петровского колледжа, 1998−99.61 с.
- Менеджмент в профессиональном образовании. Модуль I Основы управления: Учебно-консультационное пособие. Европейский фонд образования. — Люксембург: Служба официальных публикаций Европейского сообщества, 2002. — 130 с.
- Менеджмент в профессиональном образовании. Модуль II Планирование: Учебно-консультационное пособие. Европейский фонд образования. — Люксембург: Служба официальных публикаций Европейского сообщества, 2002.-71 с.
- Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Митина, Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.58−64.
- Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. Европейский фонд управления качеством. — СПБ.: Издательский отдел Петровского колледжа, 2002. 35 с.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М., 1993.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.
- Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Мысливченко, А.Г. Человек как предмет философского познания. -М., 2009.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений: избр. психол. труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 368 с
- Наумченко, И.Л. Интеграция региональных систем образования.1. Саранск, 1996.
- Национальная доктрина образования // Поиск. — 2000. № 41.
- Никандров, Н.Д. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. -М&bdquo- 2004.-526 с.
- Никитин, М.В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. — Методические рекомендации для системы повышения квалификации. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2004.- 198 с.
- Никитин, М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. М.: Издательский центр АПО. 2001. — 221 с.
- Никитин, М.В. Проблема финансирования Ресурсных центров // Профессиональное образование. № 12. — 2003. — С.34.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., Эгвес. — 2000. — 272 с.
- Новикова, Л.И. Педагогическая концепция детского коллектива. -М, 1978.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику. -М: Высшая школа, 1990.
- Олейникова, О.Н. Актуальные вопросы реформирования профессионального образования — М., Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. 148 с.
- Онушкина, В.Г., Кулюткин. Ю. Н. Непрерывное образование приоритетное направление науки // Сов.Педагогика. — 1989. — № 2. — С. 86−91.
- Папарин, А.И. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 54.
- Педагогический энциклопедический словарь
- Петров, А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров : дисс.. докт. пед. наук. Н. Новгород, 2007. — 320 с.
- Петров, Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: ВИПИ, 1994. — 327 с.
- Петров, Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы. — М.: ВЛАДОС, 2006. 333 с.
- Петров, Ю.Н., Вазина, К.Я. Педагогический менеджмент. М., 1991. -251 с.
- Петров, Ю.Н., Вазина, К.Я. Технология развивающего управления и непрерывного профессионального саморазвития. Н. Новгород: ВИПИ, 1996. — 296 с.
- Петров, H.H., Васина, Е.В., Иванов, Е.В., Веретенникова, Е. П. Управление ресурсным центром профессионального образования: Учебно-консультативное пособие. М.: Логос, 2005. — 212 с.
- Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
- Пидкасистый, П.И., Фридман, Л.М., Гарунов, М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общество России, 1994. — 354 с.
- План мероприятий правительства РФ по приоритетному развитию начального профессионального образования (от 03.11.2003 г.).
- Планирование деятельности профессионального учреждения. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Е. В. Весниной. СПб.: Полиграф-С, 2003. — 136 с.
- Поташник, М.И. Управление качеством образования. Методическое собие. М.: Педагогическое общество, 2006. — 448 с.
- Приказ Минобразования РФ от 15.09.99 г. № 06.51.6/ин 17.06 «Об экономике образовательных учреждений НПО».
- Райский, Б.Ф. О комплексном подходе к формированшо у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. — С. З — 11
- Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Просвещение, 1993.
- Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. — М., 2009.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1976.-c.85.
- Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. -140 с
- Садовский, В.Н. Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика. М., 1995.
- Сарев, И. Методологические основы дидактики. М.: Педагогика, 1987.-224 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеева, Т.А., Мироненко, Ю.Д., Максимова, Е. В. Ресурсный центр: идея и возможное воплощение // Профессиональное образование, № 2, 2004.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
- Скаткин, М.Н. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы /Под ред. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1983. -С. 6.
- Сластенин, В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -№ 1. С. 16−25.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. Учебное пособие. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. Учебное пособие. © 2002-—2008 Торговый Дом Книги «Москва»
- Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании. Пособие для работников профессионального образования. -СПб.: Северо-Западное агентство международных программ, 2002. 48 с.
- Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, Л. И. Косовой. СПб.: Полиграф-С, 2002. — 79 с.
- Соколовская, Е.А. Русский язык. Самара: Самарский государственный университет, 2005.
- Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся. М., 1984. — С.45.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
- Типовое положение «Об учреждении начального профессионального образования».
- Типовое положение «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования».
- Турченко, В.Н. Концептосфера гуманистического образования: Учебно-методическое пособие / Н. Е. Буланкина, В. Н. Турченко. Новосибирск, 2004.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. Л: Педагогика, 1956. -499 с.
- Федеральный закон «Об образовании» (в ред. от 13.01.96 г.).
- Хуторской, A.B. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2006.
- Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека. М., 2004.
- Шадрина, T.B. Правовое положение обществ взаимного страхования: проблемы законодательства и практики его применения // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2003, Вып. 3: Т. 1. — С. 966−969.
- Щербакова, А.И. Психология труда и личности учителя. Сб. науч. трудов. Вып.1. Под ред. Щербакова А. И. JL, 1976 — 134 с.
- Щуклина, Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Дисс.. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1995. — 163 с.
- Щуклина, Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект //Общественные науки и современность. — 1999. № 5. — С.140 — 151
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Values in education and education in values / Ed. by J. Halstead and M. Taylor. L.: The Falmer Press, 1996.
- White, P. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society / P. White. N.Y.- L.- Teachers College Press, 1996.