Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этническая и социокультурная самобытность русского православия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако философско-религиоведческий анализ истоков, конкретных причин, особенностей детерминации и взаимосвязей основных структурных компонент православной религиозности осуществлен в современной научной литературе явно недостаточно. Имеющийся эмпирический материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и требует философского, религиоведческого и социологического обобщения, формулирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки и эмпирические реалии генезиса этнической и социокультурной самобытности русского православия
    • 1. Этническая самобытность русского православия как предмет философского и религиоведческого анализа
    • 2. Соборность как национально-культурная основа русского православия
    • 3. Проблема завершенности христианизации в философском и социальном преломлении
  • Глава II. Диалектика этнической и социокультурной самобытности русского православия
    • 1. Развитие этнической и социокультурной самобытности русского православия до и во время Раскола
    • 2. Развитие этнической и социокультурной самобытности русского православия после Раскола

Этническая и социокультурная самобытность русского православия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русское православие, как специфическая религия русских, оказала решающее влияние на формирование мировоззрения, системы ценностей и самого характера русского народа. В настоящее время в российском обществе растет понимание ведущей роли религии в становлении всех сфер национальной культуры России. Весь ход отечественной истории неразрывно связан с развитием to русского православия, которое давало идеологическое обоснование российской государственности и патриотизма. И поныне русская идея детерминирована православной традицией.

Русское православие давно вышло за пределы контроля со стороны Русской православной церкви, сейчас оно связано с интенсивными социальными и этнополитическими процессами, протекающими в современной России. В то же время сохраняются устойчивые характеристики религиозной психологии воспитанного в православной культуре русского человека, особенности, свойственные русскому православию на протяжении ряда веков. Ф.

Проблема изучения традиционных и нетрадиционных религиозных верований особо актуализируется в кризисные переходные периоды, подобные нынешнему.

Актуальность темы

«Этническая и социокультурная самобытность русского православия» состоит в насущной потребности зафиксировать и не растерять самобытность, оригинальность русского православия и его высокий духовный статус среди других конфессий и идейных движений России и всего мира. Важно помнить, что ареал культурного влияния русского православия в поликонфессиональном государстве гораздо шире канонической территории распространения этой религии. Русское православие всегда выступало фактором мирного взаимодействия народов и религий России.

Результаты всероссийских социологических исследований, проводившихся научными коллективами институтов Российской Академии наук, вузов и независимых центров в 90-х годах XX столетия, позволяют сделать вывод о том, что за последние годы под влиянием радикально изменившихся условий жизни людей, политики государства в сфере религии и деятельности общественно-религиозных организаций в России произошли заметные сдвиги в массовом, групповом и индивидуальном сознании по отношению к религии. В обществе утверждается взгляд на нее как на широкий социально-культурный феномен, содержащий позитивные моральные и духовные ценности.

Однако философско-религиоведческий анализ истоков, конкретных причин, особенностей детерминации и взаимосвязей основных структурных компонент православной религиозности осуществлен в современной научной литературе явно недостаточно. Имеющийся эмпирический материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и требует философского, религиоведческого и социологического обобщения, формулирования научных и практических выводов. Это в первую очередь касается анализа этнической и социокультурной самобытности русского православия. Не выявлены закономерности и специфические черты, которые определяют этническую и социокультурную самобытность русского православия.

Особенная сложность анализа русского православия разных эпох, выявления сквозных черт его самобытности, заключается в следующем противоречии. Любая религия ориентирована на традицию, а среди христианских направлений православие наиболее консервативно, в то же время работа по выявлению постоянных черт и закономерностей существования этой религии происходит в быстро меняющейся исторической, социальной, национальной, идейной обстановке современной России.

Степень разработанности проблемы.

Проблема этнических и социокультурных особенностей русского православия в современной России включается в рамки более общей проблемы влияния религии на общественную и политическую жизнь. Так как в 90-е годы общественно-политическая ситуация в России существенно изменилась и ^ усложнилась, увеличилась и роль религии в этнополитических процессах в стране, соответственно вырос интерес российских исследователей к православию вообще, и в еще большей степени к русскому православию в его связи с различными конфессиями.

Исторически сложилось так, что большинство верующего русского населения исповедует православие. Инославные и иноверцы среди русских составляют незначительный процент. Еще меньше доля тех, кто является неправославным во втором, третьем и так далее поколении. Поэтому в дальнейшем, употребляя слово «русские», мы будем иметь в виду приверженцев русского православия, проживающих на территории России.

Доминирующая церковная организация русского православия — это Русская православная церковь. Её история тщательно исследована светскими и церковными историками дореволюционного, советского и постсоветского периода. Наиболее известны труды историков церкви и религиоведов, таких как Н. С. Борисов, Е. Е. Голубинский, Н. С. Гордиенко, Е. Ф. Грекулов, А. Д. Дмитриев, А. В. Карташев, А. Н. Кашеваров, А. И. Клибанов, П. К. Курочкин, отец Макарий (Булгаков), Н. М. Никольский, В. П. Сидоров, Р. Г. Скрынников, митрополит Филарет (Гумилевский), а также историки И. У. Будовниц, Б. Д. Греков, В.В. * Мавродин, Б. А. Рыбаков, М. Н. Тихомиров, И. Я. Фроянов, Я. Н. Щапов и др.

Собран и обобщен обширный материал как о внутрицерковных событиях, так и об отношениях церкви и государства. Вместе с тем данные авторы подходили к изучению истории церкви, как правило, либо с исторической, либо с церковно-апологетической точки зрения, не ставя задачи целостной культурологической интерпретации рассмотренных событий.

Обыденные религиозные представления составляют основу этнической и социокультурной самобытности русского православия. В народной вере тесно переплетены анимистические, демонологические, политеистические представления с христианскими. Исследованию языческо-христианского синкретизма в русском православии посвящено много работ. Известны труды таких авторов как Е. В. Аничков, Н. М. Гальковский, А. А. Панченко. В настоящее время народное русское православие активно обогащается образами и понятиями, почерпнутыми из восточных религий. Данное явление рассматривает современный исследователь В.А. Богданов1. Однако, философская сущность двоеверия данными авторами не раскрывалась.

Исследования русской психологии вообще и религиозной психологии в частности с особым вниманием начали проводиться в рамках культуры «серебряного века». Основоположником ее считается B.C. Соловьев. Его доклад «Русская идея» был прочитан в Париже в 1888 году, а позже опубликован на французском и русском языках. Как решающую черту в русском характере Соловьев определил связь национального и религиозного. «Русская идея была.

— у сформулирована Соловьевым именно как идея национально-религиозная". Преемники Соловьева, внося вклад в разработку русской идеи, всегда имели в виду ряд ключевых вопросов, связанных между собой. Во-первых, это вопрос о роли России для судеб Европы и всего мира. Во-вторых, это проблема.

1 См.: Богданов В. А. Еретический Императив. СПб., 2003.

2 Маслин М. «Велико незнанье России.» //Русская идея. М., 1992. С. 8. становления и характера российской государственности. В-третьих, это вопрос о национальном характере, ставший фундаментальной основой отечественной философии.

Вплотную подошел к выявлению структуры русской идеи В. Ш. Сабиров.1 Он выделяет идею спасения в качестве главной. Теорию взаимоотношения светской и.

•у духовной властей разрабатывает Б. А. Успенский. Религиозная антиномия народа и государства не попадает в полной мере в поле зрения указанных ученых.

Вслед за перечисленными исследователями мы присоединяемся к мнению о том, что религиозная составляющая в психологии русского человека весьма значительна. Она, безусловно, присутствует даже у людей, формально к верующим себя не относящих. Православие и язычество имплицированы в языке, устройстве жилья, одежде, бытовых нормах. По сути дела, религиозные представления неявно окружают нас повсюду. Они оказывают влияние на человека независимо от его желания и степени сознательной религиозности.

Тем не менее философы и культурологи отдельно не рассматривали вопрос о завершенности христианизации русского народа и государства, не сопоставляли его эмпирический и теоретический аспекты. И, наконец, никем из авторов не. рассматриваются диалектические закономерности развития русского православия в его основных признаках.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования — определить содержание, роль и философский смысл этнических и социокультурных особенностей русского православия на различных этапах развития отечественной культуры. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1 Сабиров В. Ш. Русская идея спасения. СПб., 1995. * 2 Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. М., 1998.

1. Дать определение понятия «русское православие» и раскрыть его содержание через признак самобытности.

2. Выявить периодизацию русского православия с позиций диалектического метода.

3. Выявить связь и взаимовлияние процессов генезиса русского этноса и формирования русского православия.

4. Провести содержательный анализ двоеверия, свойственного русскому православию.

5. Определить место соборности как специфической ценности русского православия в системе духовной культуры России.

6. Показать роль государственной идеологии в деятельности властных институтов, детерминированной ценностями, образами и традициями русского православия на разных этапах.

7. Раскрыть содержание понятия «Святая Русь» на основе систематизации взглядов на проблему окончательной христианизации нашего Отечества.

8. Дать анализ этнических и социокультурных ценностей русского православия в Основах социальной доктрины Русской православной церкви.

Методология и источники исследования.

Теоретической и методологической основой исследования явились принципы системности, диалектики и историзма. Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико-методологических, философско-исторических, религиоведческих и культурологических работ.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Впервые русское православие рассмотрено как саморазвивающаяся системаоткрыта циклическая закономерность существования русского православия как саморазвивающейся системы и дан прогноз его развития на основе выявленной закономерности.

2. Определены основные признаки этнической и социокультурной самобытности русского православия и с их учетом дано определение феномена «русское православие" — установлено, что русское православие явилось основой и фактором ускорения этногенетических процессов в формировании древнерусской народности, великорусского народа, русской нации.

3. Систематизированы философские, культурологические, религиоведческие и исторические интерпретации двоеверия и определено его смысловое место в ряду черт этнической и социокультурной самобытности русского православия. I.

4. Выявлена двойственность русской религиозной идеи как содержащей антиномию идеальной «Святой Руси» и реального иерархического государства «Великой России».

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены закономерности исторического развития православия в его этнокультурных и социокультурных аспектах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и теоретические выводы, содержащиеся в диссертации можно использовать в процессе преподавания религиоведения, культурологии, философии истории, а также при чтении специальных курсов «Этническая самобытность русского православия», «Социокультурные особенности русского православия в XX веке», «Философия русской истории».

4 Г.

Апробация диссертации.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в сообщениях на Герценовских чтениях, Царскосельских чтениях, на научных конференциях Ассоциации исторической психологии, конференциях Петербургского отделения Российского философского общества.

Концептуальные положения работы получили отражение в 10 научных публикациях.

Структура диссертационного исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование дает основание сформулировать следующие итоги и выводы.

1. Русское православие, с одной стороны, предстает как часть русской духовной культуры, а с другой стороны являет собой саморазвивающуюся систему. Главным фактором, определяющим конкретные пути развития русского православия, является его национальная специфика, или этническая самобытность. Термин самобытность наиболее полно характеризует русское.

A ^Л^Жг'/^с 'су^р православие. Он означает уникальную онтологичность и •,. русского православного мировоззрения.

2. Этничность детерминируется религиозной самоидентификацией. Установлено, что становление этнической самобытности русского православия тесно связано с этногенетическими процессами и развитием национального характера. Православие было основой этнической фузии, то есть послужило идейной базой слияния восточнославянских племен в древнерусскую народность, таким образом, заявив о себе как об общенациональной религии Руси, а также выступило фактором государствообразования Киевской Руси.

3. .На начальных этапах развития русского православия заложены его основные идеи, принципы и особенности, которые в конкретно-историческую эпоху приобретают созвучные ей формы. Политические потребности древнерусского государства способствовали взаимопроникновению этнических, религиозных и политических процессов. Моменты качественных скачков в культурном развитии не всегда фиксированы документально. Вместе с тем начальным моментом становления социокультурной самобытности русского православия послужило «крещение Руси». Длительность самого процесса приобщения к христианству, связь его с особенностями государствообразования стали дополнительным факторообразующим признаком самобытности.

4. Одним из свойств русского православия является антиномичность. Она проявляется: в двойной реальности религиозного сознанияв сочетании христианской догматики и язычествав приверженности строгому соблюдению внешней обрядности при одновременном приоритете духовных ценностей перед материальнымив разделении русской религиозной идеи на государственную идею и народную идею.

5. Категории «русское» и «православное?част<�э>Г сближаются в обыденном и догматическом сознании, что выражает тождество этнического и религиозного. Национальная самобытность русского православия имеет ограничения, связанные с определением христианства как мировой религии.

6. В ходе реформаторских процессов в истории Русской православной церкви (Великий раскол, обмирщение церкви в петровскую эпоху, секуляризационные явления и т. д.) сформировалась ментальная установка ответственности народа за судьбы национальной религии.

7. Историософичность русского православия выражается в таких этнопсихологических особенностях русского народа, как смирение перед величием Бога, уверенность в особом предназначении России, вера в заданную Богом и воплощаемую во времени по-разному историко-религиозную идею. Прослеживается развитие русской идеи как идеи призвания народа Богом, и идеи Российского государства как находящегося под особым божественным покровительством. Чертой этнической самобытности русского православия является его мессианский характер. Русский народ-богоносец, подобно Христу-мученику, искупает грехи человечества.

8. Две идеи — народная и государственная — заключают в себе два разных образа царя. Сильному государству — Великой России — соответствует фигура властного государя, царя-реформатора, просвещенного государя. Народной идее отвечает образ доброго православного царя-богомольца «Святой Руси».

9. Соборность — ведущая черта русского православия. Соборность была свойственна восточнославянскому менталитету и язычеству еще до принятия христианства, а так же византийскому православию. Соборная ментальность определяла пути христианизации страны и обогащалась с развитием православия и государственности. Соборность как черта социокультурной самобытности русского православия проявилась в участии в религиозно-философском творчестве представителей разных социальных слоев. В церковно-религиозном плане соборность понимается как необходимость вырабатывать догматы веры, обряды, решения совместными усилиями, она изначально несет анонимность. В повседневной жизни соборность связана с общинными формами быта.

Ю.Софийность — любовь к высшей, божественной мудрости, благодати выступает также важной чертой самобытности русского православия.

11 .До сих пор не выделены критерии измерения степени христианизации. Полная христианизация — идеал, не достижимый в реальной истории.

12.В работе дано авторское определение русского православия. Русское православие — развитая религиозная система, включающая в себя церковную организацию, именуемую Русской православной церковьюрелигиозную догматику, общую со всеми православными церквамиязыческие в своей основе обыденные религиозные представления или народную верукомплекс обрядов и обычаев, точному соблюдению которых придается важное значение, иначе называемый религиозным культомсвоеобразную религиозную философию, основными идеями которой являются соборность, софийность, мессианизм, историософичность, аскетизм, отсутствие агрессииа также особый эмоционально-психологический склад приверженцев данной религиозно-философской системы.

13.Становление самобытности русского православия происходило поэтапно. Доминанты конкретного этапа в дальнейшем переходят на уровень ментального субстрата, а при соответствующих культурно-исторических условиях активизируются. В работе проанализированы шесть этапов:

1. Христианство начального периода — от крещения Руси князем Владимиром до XII века, начала распада Киевской Руси. Апогеем данного периода следует признать середину XI века, время создания и материальной, и духовной базы русского православия. Религиозно-смысловым центром этого периода является 1054 год, в который умер Ярослав Мудрый и произошло формальное разделение церквей на православную и католическую. На этом этапе закладываются вектора развития самобытности православной веры.

2. Этап формирования двоеверия и веротерпимости. Он охватывает постепенный закат Киевского государства, период феодальной раздробленности, наиболее тяжелые времена монголо-татарского ига, и хронологически простирается от окончания великого княжения Мстислава Владимировича до XIV века — собирания земель вокруг Москвы. Этот этап характеризуется нарастанием автономности церкви, налоговыми привилегиями православной церкви перед Ордой, прекращением княжеской борьбы с язычеством.

З.Этап Московского православия. Он продолжается от конца XIV века до конца XVII века. Это время величия русской православной церкви, монастырской мощи, эпоха патриаршества и обоснования идеи «Святой Руси». Апогеем данного периода мы считаем разработку историософской концепции «Москва — третий Рим». Это период борьбы за единство русского православия и драматическая история Раскола.

4. Период имперского православия, охватывающий XVIII — начало XX века, время, синодального управления в истории Русской православной церкви. Оно характеризуется дальнейшей дифференциацией духовенства на бедное приходское и власть предержащее, оттеснением духовенства на периферию общественной жизни, развитием русской религиозной философии трудами светских лиц. Вершиной государственной идеологии данного периода явилась теория официальной народности.

5. Православие советского периода. Для этого времени характерен массовый отход населения от христианства. Это время полной подконтрольности церкви государству, восстановления патриаршества, попыток преодоления противостояния никониан и старообрядцев. Наиболее существенной чертой социокультурной самобытности русского православия в советский период является динамизм развития, который отражает высочайшую концентрацию историософских событий в коротком историческом промежутке существования советского государства.

6. Православие в постоветскую эпоху характеризуется конфликтами внутри церкви, сепаратистскими внутрицерковными, массовым возвратом к религии на базе всплеска национального самосознания, обрядоверия. Как внутренняя, так и внешняя церковная жизнь становится более динамичной и в определенной степени отражает процессы, происходящие в российском обществе.

14. В диссертации дан прогноз развития русского православия. Будущее этой религии определяется следующими факторами:

Общая религиозная политика государства.

Отношение государства к церкви и церкви к государству, что нашло свое отражение в Социальной концепции РПЦ.

Религиозно-психологическая ситуация в современном российском обществе. Активность неправославных религиозных организаций и идейных движений.

По нашему мнению, на протяжении некоторого времени, пока у власти в стране остаются прежние политические круги, роль церкви и традиционного православия в жизни общества будет возрастать. Все большее число людей станут называть себя православными. Церковь накопит значительные материальные богатства и станет весомой политической силой. Параллельно будет активизироваться «еретический императив». Глубинное чувство тождества русского и православного не позволит многим, отошедшим от церкви, стать адептами какой-либо другой конкретной религии. Религиозные потребности уйдут в сферу нравственных исканий и различных видов творчества. Внешне это выразится в религиозной индифферентности, пассивном атеизме, снижении числа прихожан Русской православной церкви.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме. // Вопросы экономики. 1993, № 11.
  2. P.M. Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа // Религия и нравственность в секулярном мире. СПб. 2002.
  3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.
  4. II. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. // Православная миссия сегодня. СПб., 1999.
  5. Анализ и синтез // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
  6. Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914.
  7. М.А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д. Русская культурология. 4.1. Культура российского самоуправления. СПб., 2003.
  8. Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.
  9. Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб., 1996. Ю. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи. / Вопросыфилософии. № 2, 1996. П. Афанасьев А. Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству.
  10. Вопросы философии. 1996, № 10. 12. Балабанова И. Москва третий Рим // Русская философия.
  11. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. 1 З. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре.
  12. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. И. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
  13. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  14. В.Б. Анализ //Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  15. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
  16. В.А. Еретический Императив. СПб., 2003.
  17. Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV—XV вв.еков. М., 1986.
  18. И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV XVI веках. М., 1966.
  19. С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  20. И.А. Церковь и государство в России XVIII века. Секуляризация церковных владений. // История Европы. В 8-и тт. Т. 4. Европа Нового времени. М., 1994.
  21. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  22. Г. В. Киевская Русь. М., 1996.
  23. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1888.
  24. А.Н. Мистический опыт как культурно-антропологический феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2002.
  25. Вышеславцев Русский национальный характер. / Вопросы философии, № 6, 1995.
  26. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX XIX вв. JI., 1989.
  27. А.А., Филиппович А. В. Аналитическая философия // Новейший философский словарь. Минск, 2003.
  28. М.Н. История русской философской мысли // История философии: Запад, Россия, Восток. Кн. 1, М., 1995.
  29. .Д. Киевская Русь, М., 1953.
  30. Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX начало XX в.). М., 1969.
  31. Е.Е. История русской церкви. М., 1901.
  32. К. Запад и Россия // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 194.
  33. Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. JL, 1986.
  34. Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1997.
  35. Н.С. Мистика на службе современного православия. М., 1981
  36. Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.
  37. М. Соборы церковные // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. СПБ., 1900.
  38. Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.
  39. А.Д. Церковь и идея самодержавия в России. М., 1931.
  40. Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти т. Т. 10. Л., 1974.
  41. А.И. Философские аспекты русской богословской мысли второй половины XVIII начала XIX века. Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2000.
  42. А.И. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки. Архангельск, 1988.
  43. Задонщина // Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.
  44. С.И. Наука и православие. М., 1984.
  45. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
  46. Иларион Киевский Слово о законе и благодати. // Русская идея, М., 1992.
  47. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
  48. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1857.
  49. История религии. В 2 тт. / Под общей редакцией И. Н. Яблокова. М., 2002.
  50. История России с древнейших времен до конца XX века. М., «Дрофа», 2001.
  51. Итс. Р. Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
  52. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  53. А.С. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. СПб., 2002.
  54. А.С. Самоорганизация рода как антропологическая основа разрешения социальных противоречий. Афтореф. дис. на соискание ученой степени доктора филос. наук. СПб., 2004.
  55. А.С. Российская соборная мысль. М., 1993.
  56. В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии, 2003. № 7. С. 6.
  57. Л.Н. Сочинения./ под ред. А. К. Клементьева и С. Ю. Клементьевой. СПб., 1997.
  58. Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М., 1981.
  59. А.Н. Печать Русской православной церкви в XX веке. СПб., 2004.
  60. А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т.1
  61. И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея. М., 1992.
  62. А.И. Реформационные движения в России в XIV первой половине первой половине XVI в. М., 1960.
  63. С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб., 2004.
  64. И.А. История религий. В 2-х т. М., 1988.
  65. И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982.
  66. Ю.В., Павлова Т. П. Двоеверие на Руси. // Как была крещена Русь. М., 1990.
  67. И.А. История религий. М., 1988.
  68. Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
  69. П.К. Социальная позиция русского православия. М., 1969.
  70. С.В. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2004.
  71. К.Н. Византизм и славянство //Россия глазами русского. СПб., 1991.
  72. С.А. Психологические условия формирования менталитета в секулярном обществе // Религия и нравственность в секулярном мире. СПб., 2002.
  73. В.В. Образование единого русского государства. Л., 1951.
  74. А.И. Русская религиозная философия в «пути». Сергий Булгаков.1. СПб., 1993.
  75. Макарий (Булгаков) История русской церкви. Изд. 2-е. Т.1. СПб., 1868.
  76. К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. т. 29.
  77. М. «Велико незнание России .» // Русская идея. М., 1992.
  78. А. «Волшебная гора» метод метемпсихозы и духовного реализма. / Волшебная гора. № 3. М., 1995.
  79. В.И. Русская идея в конце XX века. // Вопросы философии. № 3, 1996.
  80. В. Двоеверие.// Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  81. В. Иларион // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  82. .Н. История в цифрах. Л., 1991.
  83. Л.Н. Философия религии. М., 1993.
  84. Мифологический словарь. Гл. ред. Мелетинский Е. М. М., 1992.
  85. М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996.
  86. Н.Н. Россия и русские в мировой истории. М., 2003.
  87. А.Б. К вопросу о так называемом «естественном праве свободы совести» // Религия и нравственность в секулярном мире. СПб., 2002.
  88. Нила Сорского предание и устав. Вступ. Статья М. С. Боровковой-Майковой. СПб., 1912.
  89. О.В. Значение устной проповеди для распространения и утверждения христианства на Руси в X XVII вв. // Клио. № 4(19). СПБ., 2002.
  90. О.В. Нил Сорский как источник русской духовности. // Герценов-ские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998.
  91. О.В. Эстетизм древних русичей как фактор принятия православия. // VII Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция 22−23 апреля 2003 года. Том 2. СПб., 2003.
  92. Н.М. История русской церкви. М., 1988.
  93. Новейший философский словарь. Минск, 2003.
  94. М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973.
  95. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М., 1999.
  96. Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР («Соловецкое послание») //Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: 1917 1990. М., 1994.
  97. В.Л. Что такое реалистическая философия? // День Петербургской Философии 2002. Материалы круглых столов. Реалистическая философия в петербургской традиции. СПб., 2003.
  98. С.И. Словарь русского языка. М., 1953.
  99. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
  100. Отец Сергий Лепин. Православие //Новейший философский словарь. Минск, 2003.
  101. Ю.Панкратов П. А. От Востока на право. История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000.
  102. А.А. Народное православие. СПб., 1998.
  103. И.С. К вопросу об особенностях становления и развития русской политической мысли //VIII Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция. 21−22 апреля 2004 г. СПб., 2004. Т. II. С. 183 185.
  104. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.
  105. П.А. Нечто о врожденном свойстве душ Российских // Зритель. 1792. 4.1.
  106. К.П. Курс гражданского права. СПб., б.г.
  107. Повести Древней Руси, Л., 1983.
  108. Повесть временных лет. СПб., 1996.
  109. Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. // Журнал Московской Патриархии, № 10,2004.
  110. Православный молитвослов и Псалтирь. Изд. Московской Патриархии. М., 1988.
  111. Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и его устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех его писаний, извлеченных из рукописей. СПб., 1864- 2-е изд. М., 1869.
  112. А.С. Евгений Онегин // Соч. в 3-х томах. М., 1955. Т.З.
  113. А.А. Введение в религиоведение. М., 1999.
  114. .А. Люди и нравы Древней Руси. М. Л., 1966.
  115. Российская соборная мысль. М., 1993.
  116. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М&bdquo- 1995.
  117. .А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
  118. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  119. В. Соборность // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  120. В.Ш. Русская идея спасения. СПб, 1995.
  121. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.
  122. А.П., Грушевицеая Т. Г. Этнология. М., 2001.
  123. А.П. Этнология. М., 2000.
  124. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Сост. О. А. Платонов. М., 2000.
  125. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния (Кн. 1−12). М&bdquo- 1918.
  126. В.И. Вече и князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М., 1867.
  127. В.П. Социально-политическая доктрина Русской православной церкви. (XX столетие). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 1996.
  128. В.В. Национальные движения и молодежь. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.
  129. А. Апостольское христианство на Руси // Волшебная гора, М., вып. III, 1995.
  130. Н.Г. Этничность и трансформационные процессы. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.
  131. Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.
  132. А.В. «Онто-эсхатологический и нравственый смысл» истоиософской теории старца Елеазарова монастыря Филофея (Псковского) Нравственный идеал русской философии. Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии (3 -5)
  133. С.А. Культурный возраст человека: Философское введение в философию развития. Новосибирск,. 2001.
  134. З.В. Русская мысль первой половины XIX века и проблема исторической традиции //Вопросы философии, 1995. № 9.
  135. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.
  136. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1. / отв. ред. М. Бур до, С. Б. Филатов. М., 2004.
  137. B.C. Русская идея // Русская идея. М., 1992.
  138. И. Восточно-православное богословие миссии сегодня.
  139. Православная миссия сегодня. СПб., «Апостольский город», 1999.
  140. Г. В. Культура как предмет социально-философского познания: теоретико-методологический аспект. Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 1999.
  141. В.Ю. К генеалогии современного русского национализма. // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., 1995.
  142. Д.А. Синкретические религии и секты. Словарь-справочник. М., 2001.
  143. М.Н. Религиозно-философские основы истории. М., 1998- 2003.
  144. А. Постижение истории. М., 1996.
  145. С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
  146. .А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. М., 1998.
  147. В.М. Православная церковь и современное общество. Алма-Ата., 1976.
  148. Н.Ф. Философия общего дела. М., 1913.
  149. Г. П. Лицо России. // Судьба и грехи России: В 2-х тт.1. СПб., 1991. Т.1.
  150. Филарет (Гумилевский) История русской церкви. Изд. 6-е. СПб., 1894.
  151. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
  152. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  153. П.А. Сочинения. В 4-х тт. Том 2.
  154. М.И. Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941 — 1944. СПб., 2004.
  155. И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974.
  156. И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
  157. Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
  158. А.С. Поли. собр. соч. в 8-ми тт. М., 1900.
  159. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. М., 1993.
  160. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004.
  161. К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.
  162. В., протоиерей. История Русской православной Церкви: 1917 1990. М., 1994.
  163. Чижевский A. J1. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
  164. В.Ф. Византия, православие и Русь в историческом контексте. // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995
  165. А.А. Православие и русская культура: церковные притязания и историческая реальность. М., 1980.
  166. С.М. Этнос. Шанхай. 1923. Цит. по: Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
  167. О. Закат Европы. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1999.
  168. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.
  169. Е.М. Минерва //Мифологический словарь /Гл. ред. Мелетинский Е. М. М., 1992.
  170. Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972.
  171. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. СПб., 1904.
  172. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Том Святая Русь. М., 2000.
  173. Этнография. / Под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М., 1982.
  174. Юрьев А. И. Предназначение Санкт-Петербурга для судеб России
  175. Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия, СПб., 1999.
  176. Beta К. Die russische Seele: Vom Denken, Fiihlen und Beter des russisch-orthodaxen Christen. Wien: Herold, 1988.
  177. Kluckhohn C. Myths and Rituals: A General Theory // Myth and Literature: Contemporary Theory and Practice. Lincoln, 1966. P. 40.
  178. О. Вселенськое православ’я. Суть. 1стор1я. Сучасний стан. КиТв. 2004.
Заполнить форму текущей работой