Основные идеи и направления
В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисаттвы; соответственно здесь возрастала значимость молитв, эмоциональной и иррациональной связи с высшими существами, важность обряда, магии, усложнялся пантеон. Причина всех страданий — желания; 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого… Читать ещё >
Основные идеи и направления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учение буддизма излагается в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает канон Типитака (или Трипитака — Три корзины, на языке пали).
По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций, или «потоков», нематериальных частиц — дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны — состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.
Основу учения составляют «четыре великие истины», которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхс Гаутаме в момент его «просветления». Истины провозглашают: 1) жизнь есть страдание;
2) причина всех страданий — желания; 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь, но законам «правильного поведения» и «правильного знания».
«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром, а также есть после полудня. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание — медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволят человеку рано или поздно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.
По буддийскому канону люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогают Будда и бодхисаттвы.
По мере ассимиляции буддизма региональными культурами сформировался буддийский пантеон, объединяющий множество богов как индийского происхождения, так и пришедших из верований других народов, принявших буддизм.
Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: «узкий» путь освобождения — тхеравада {хинаяна) и «широкий» — махаяна. В тхераваде путь к освобождению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания. Здесь относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника объявлялся архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского.
В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисаттвы; соответственно здесь возрастала значимость молитв, эмоциональной и иррациональной связи с высшими существами, важность обряда, магии, усложнялся пантеон.
Если в III—I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения тхеравады, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем и на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь. В самой же Индии, не выдержав конкуренции типологически близких учений и школ, таких, например, как учение адживиков или джайнизм, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претерпевшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное — прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии в начале II тыс. н.э. под ударами мусульманских завоевателей, целенаправленно разрушавших последние оплоты буддийской учености — монастыри-университеты в долине Ганга. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Каковы социально-экономические и культурные предпосылки возникновения буддизма в Индии?
- 2. Как, согласно преданию, царевич Гаутама стал Буддой?
- 3. Назовите «три драгоценности» буддизма.
- 4. Перечислите «четыре благородные истины» буддизма.
- 5. Кто такие бодхисаттвы?
- 6. Какие два направления сформировались в буддизме к началу нашей эры?