Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характерные черты культуры Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культура Возрождения создавалась разнородной по происхождению группой людей (праобораз интеллигенции), социальный статус которой определялся профессиональной деятельностью, государственной службой или церковным саном (в Германии и Нидерландах в первые десятилетия 16 в. бюргерство сыграло ведущую роль в развитии ренессансной культуры. Во Франции на протяжении всего периода Ренессанса доминирующие… Читать ещё >

Характерные черты культуры Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «Культура Возрождения» относится к новым собственно ренессансным явлениям, характеризующимся рядом типологических черт.

  • — ориентировка на античность (древнеримскоелатинское и древнегреческое составляющие) и творческая переработка её наследия (Уже в творчестве Данте (в период проторенессанса) сквозит неприкрытый интерес к античной культуре, который становится ведущим в культуре Возрождения. Если Петрарка собирал в основном древние рукописи, то позднее объектом внимания коллекционеров становятся статуи, мозаики, ювелирные изделия, монеты и любые другие предметы старины);
  • — двойственность позиции по отношению к культурным традициям средневековья (её негативное восприятие как «варварства» и преемственность христианского мировоззрения, которое сохраняется, только акцент делается на то, что все существующее — и природа, и человек — есть создания Божьи, и как таковые обладают красотой и совершенством, достойным восхищения и любви. Чтобы приблизиться к Богу, надо не предаваться подвигам аскезы, а быть художником, уподобляясь Богу в творчестве);
  • — антропоцентризм (в центре внимания стояло «земное царство человека», человек теперь не просто «сосуд греха», как считалось в средневековье, но прежде всего — «венец творения», созданный по образу и подобию Бога; утверждалось величие человека, сила его разума и воли);
  • — выдающиеся личности Ренессанса отличаются титанизмом (каждый совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (практически все творцы этой эпохи реализуют себя сразу в нескольких областях, так, Леонардо да Винчи — художник, скульптор, ученый, инженер, Микеланджело — художник, скульптор, архитектор, поэт и т. д.).
  • — культура выходит из-под опеки церкви, начинается триумфальное развитие светского искусства (живописи, архитектуры, музыки, театра, литературы).

Культура Возрождения создавалась разнородной по происхождению группой людей (праобораз интеллигенции), социальный статус которой определялся профессиональной деятельностью, государственной службой или церковным саном (в Германии и Нидерландах в первые десятилетия 16 в. бюргерство сыграло ведущую роль в развитии ренессансной культуры. Во Франции на протяжении всего периода Ренессанса доминирующие позиции в новой культуре принадлежали дворянству). Для возрожденческой культуры характерны новые формы самоорганизации лиц творческого труда—гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Эти содружества отличались открытостью, разнообразием позиций и мнений.

Черты культуры Возрождения особо отчётливо отразились в сфере художественной культуры.

Искусство отразило представления о ценности личности и красоте земного мира, стало инструментом познания (изучение перспективы, анатомии, пропорций) и одновременно поэтизации действительности (запечатлевает идеал прекрасного гармоничного человека); в искусстве возрождается принцип жизнеподобия и подражания природе. В нем рождаются станковая картина, возрождается свободно стоящая статуя, новые виды архитектурных сооружений — дворец, вилла. Появляется портрет, утверждающий значение индивида, разрастаются изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие об интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи и скульптуры, героизирующие человека. Ренессансная архитектура обретает соразмерность человеку, не подавляет, а возвеличивает его. В новом зодчестве возрождается значение античной ордерной системы в конструкции зданий, а не только в их украшении. Внешний вид здания и его интерьер получают гармоническую взаимосвязь.

Происходят изменения в положении художника (он постепенно освобождается от обязательных цеховых связей, возрастает значение индивидуальности), а также в отношении общества к искусству (расцвет меценатства и светского заказа при сохранении заказа и патронажа церкви (С папы Евгения IV (1431 — 1447 гг.) открывается список так называемых пап-меценатов, которые покровительствовали искусству, сами были ценителями античных раритетов, заказчиками многих выдающихся произведений искусства эпохи Возрождения. Однако их нравы были зачастую аморальны. Самый яркий пример этого— Родриго Борджиа — папа Александр VI (1492—1503 гг.)).

Процессы, отражающие названные черты культуры Возрождения, происходили в литературе, театре, музыке. В литературе возродились забытые античные жанры диалога, трагедии, комедии, появились новые формы —новелла и сонет. В музыке эпоха Возрождения ознаменовалась возникновением оперы, балета, мадригала. Театральное искусство, где традиционными были мистерии на религиозные темы и праздничные карнавальные действа, обогащается светской драматургией, воплощавшейся в придворных и городских театрах, где стала возможной встреча ренессансного искусства с самым массовым зрителем эпохи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой