Жизнь и творчество И.Е. Репина
В 1863 году 19-летний Репин скопил 100 рублей и поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Однако поступить в Академию с первого раза ему не удалось, и Репин поступил в подготовительную художественную школу Общества поощрения художеств. Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И. Н. Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. В январе 1864… Читать ещё >
Жизнь и творчество И.Е. Репина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Илья Ефимович Репин — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А.П.Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.
Русский художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в Украине. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. Художественные способности у мальчика впервые обнаружились когда он помогал матери расписывать пасхальные яйца. Однако мать не имела возможности дать Илье художественное образование, и мальчик был отдан в местную школу топографов. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Здесь Репин получил необходимые навыки, и с пятнадцати лет стал принимать участие в росписи сельских церквей.
В 1863 году 19-летний Репин скопил 100 рублей и поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Однако поступить в Академию с первого раза ему не удалось, и Репин поступил в подготовительную художественную школу Общества поощрения художеств. Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И. Н. Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. В январе 1864 года Репин был принят в Академию художеств вольнослушателем. Материальное положение художника в этот период было очень тяжелое, и ему приходилось браться даже за малярные работы.
Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам».
Академической программой Репина была картина на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1872), удостоенная большой золотой медали, вместе с которой художник получал право пенсионерской поездки за границу. Илья Ефимович блестяще справился с поставленной задачей: он сумел передать в картине жизненные, правдивые черты. Многие наши современники сходятся во мнении, что это была одна из лучших дипломных работ за все время существования Академии художеств.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд — провинциального иконописца — в Петербург, счастьем — сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа.
Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было.
Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж.
«Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Экспонированная в Петербурге, Москве, на Всемирной выставке в Вене картина стала центром внимания всего русского общества. Демократические круги восприняли ее как большую победу передового искусства, зато ректор Петербургской Академии художеств Ф. Бруни отозвался о ней как о «величайшей профанации искусства»; министр Зеленой, оскорбленный видом «этих горилл, наших лапотников», настаивал, чтобы руководство Академии внушило «этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрепанные онучи на показ Европе на всемирных выставках…». А Ф. М. Достоевский писал: «Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится!».
В мае 1873 г. Репин уезжает за границу. Сначала он отправляется в Италию, которая его, в общем, разочаровывает — нравится только Венеция, из художников — один Веронезе, да ещё Микеланджело (его «Моисей»). Рафаэль не нравится настолько, что Репин пишет об этом Стасову, не подозревая, впрочем, что Стасов процитирует это его суждение в своей статье, ужаснувшей «академистов». Зато Париж Репину очень понравился, и он остается в этом городе на три зимы и два лета (1873−1876 г.). Здесь он сближается с В. Поленовым, посещает салон Полины Виардо и И. Тургенева, которого тогда же и портретирует.
В Париже 1870-х было на что посмотреть. Импрессионисты находились в расцвете. Репин задумывает и пишет большую картину «в местном вкусе».
— «Парижское кафе», спокойствие посетителей которого нарушено присутствием кокотки. В Париже создана и картина «Садко в подводном царстве» (1876), вызвавшая насмешки и названная «аквариумом». Парижские воспоминания, в частности впечатления от искусства импрессионистов, разнообразно преломятся и в других работах Репина, созданных уже в России («На дерновой скамье»; 1876).
В 1876 г. Репин приезжает в Чугуев, в котором не был 8 лет. Здесь он создаёт портреты крестьян — «Мужик с дурным глазом» (моделью для которого послужил золотых дел мастер И. Радов, крёстный отец художника), «Мужичок из робких», а также великолепного «Протодьякона» (портрет Чугуевского протодьякона И. Уланова). В Чугуеве Репина навещает Н. Мурашко, основавший в 1876 г. в Киеве художественную школу. Репин дарит старому другу несколько своих произведений, а в 1878 г. участвует в выставке, устроенной в пользу Киевской рисовальной школы Н. Мурашко.
Однако оставаться в родном городе навсегда Репин не собирался. Он решает поселиться в Москве.
В своем творчестве Репин уделил место и революционной тематике. Художник пишет картины «Под конвоем» (1876), «Сходка» (1883), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста» (1878−92), «Отказ от исповеди» (1879−85).
Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции.
В 1887 году Репин расходится с женой Верой Алексеевной. В том же году Илья Ефимович выходит из Товарищества передвижных художественных выставок, обвинив его в бюрократизме. Кроме того ухудшилось здоровье художника. Чтобы обрести душевную гармонию, он приобретает имение Здравнево в Витебской губернии на берегу Западной Двины, занимается хозяйством и творческой деятельностью.
В 1894—1907 годах — Репин руководитель мастерской в Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову.
В 1899 году Репин женится во второй раз. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Настали трудные времена. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. В 1926 году Репин получает приглашение от советского правительства приехать в СССР, однако здоровье не позволило этого сделать.
В 1926 г. Репин задумывает новую картину — «Гопак». Художник посвящает её памяти М. Мусоргского. «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но всё же, опираясь то на шкапы, то на стены, всё же не бросал Сечи — подползал и отползал… Картина выходит красивая, весёлая» (из письма Д. Яворницкому).
Умирающий Репин в забытьи не переставая водил рукой (левой — правая давно отказала), полагая, что работает над своей последней, «красивой, весёлой» картиной: «Даже столетний дид в присядку пошёл. Подвыпили, скачут… Кругом весёлый пейзаж: какой и был…».
Умер художник Илья Ефимович Репин 29 сентября 1930 года, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть.