Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на несомненную социальную значимость процесса взросления, современная педагогическая наука не фиксирует и атрибутивно не обозначает специфику процесса обретения самостоятельности и общественной ценности растущего индивида, в то время как традиции народной культуры всегда актуализировали механизмы инкультурации и социальной адаптации. Социально-культурная деятельность постперестроечного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности городских подростков в проблемном поле исследований СКД
    • 1. 1. Социально-культурные тенденции организации досуга современных городских подростков
    • 1. 2. Возрастной кризис детей и подростков в контексте психологии, педагогики и социально-педагогической деятельности
    • 1. 3. Опыт использования форм и средств коррекции возрастного кризиса подростков народной педагогикой в сфере социально-культурной деятельности (ретроспективный анализ)
  • Глава II. Разработка и апробация культурно-досуговой программы педагогической коррекции возрастного кризиса подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры
    • 2. 1. Коррекционные возможности народной смеховой культуры в социально-культурном программировании досуговой деятельности городских подростков

    2.2. Теоретическое обоснование структуры и содержания культурно-досуговой программы педагогической коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры.

    2.3. Культурно-досуговая программа как фактор оптимизации социальной адаптации, коммуникации и инкультурации городских подростков

Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью общественного влияния на воспроизводство межпоколенческих механизмов трансляции культуры и обеспечения стабильности социально-культурного развития социума. В ситуации перехода в новое тысячелетие, когда кризисные моменты общего социокультурного положения России с очевидностью осложняются недостатками и просчетами в системе воспитания детей и подростков, обращение к педагогическому наследию, основанному на принципах народной педагогики, оказывается не только оправданным, но едва ли не единственно продуктивным. Национальная доктрина образования, изложенная в «Стратегии модернизации общего образования на период до 2010 года» одним из условий качества воспитания выдвигает умение полноценно, предметно-ориентированно организовывать личностный досуг и досуг в среде. В социально-культурной деятельности досуг традиционно рассматривается как фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразное временное пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников. Вместе с тем, сложившийся в конце XX века плюрализм культур и субкультур, расширившийся диапазон целей и ценностей нередко с трудом усваивается молодыми людьми, детерминирует маргинальность сознания, стимулирует внутреннее беспокойство, создает своеобразный «горючий материал» для агрессии и конфликтного взаимодействия с миром. В наиболее трудном положении в этой ситуации оказались дети, находящиеся на подростковом этапе онтогенеза, представляющего собой период остро протекающего перехода от детства к взрослости и получившего название «подростковый кризис».

Возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития человека. Однако подростковый возраст относят к числу критических периодов онтогенеза по причине того, что с ним связаны кардинальные изменения в физическом развитии, преобразования в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений. Вместе с тем, противоречия между изменившимися духовными и физическими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающим миром приводят к конфликту. Зоной риска оказываются отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, потенциал познавательной сферы, спектр творческих интересов. Определяющее значение здесь имеет ярко выраженный личностный характер общения подростка. Даже при относительно благоприятной ситуации сложившихся отношений, когда кризис внешне протекает мягко, подростки сами активно ищут возможности противопоставить себя миру взрослых и действительности, окружающей их. В этом проявляется факт самоопределения юности, мятеж против окружающей, но не ею созданной культуры, предчувствие нового, хотя и неопределенного будущего. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей и притязаний самоутверждение подростка может принимать деструктивные формы.

Несмотря на несомненную социальную значимость процесса взросления, современная педагогическая наука не фиксирует и атрибутивно не обозначает специфику процесса обретения самостоятельности и общественной ценности растущего индивида, в то время как традиции народной культуры всегда актуализировали механизмы инкультурации и социальной адаптации. Социально-культурная деятельность постперестроечного периода использовала элементы народной педагогики и формы народной художественной культуры в работе с детьми и подростками, однако не ставила задачи преодоления сложностей кризисного периода взросления. Вместе с тем, народная педагогика имеет многовековой опыт коррекции возрастных кризисов с помощью тех элементов народной культуры, которые представляют ее сме-ховое начало. Смех — эффективное средство преодоления кризисных состояний вследствие того, что обладает способностью ослаблять напряжение личности или процесса межличностного взаимодействия, производить эмоциональное отстранение, достигать объективного взгляда на мир и свое место в нем. В связи с этим представляется актуальной социально-педагогическая коррекция кризиса взросления подростков на основе объединения теории и практики использования народной смеховой культуры и ее модернизированных форм, что позволит оптимизировать процесс социальной адаптации, коммуникации и инкультурации подростков, переживающих возрастной кризис.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что специализированных исследований по коррекции возрастного кризиса подростков с использованием элементов народной смеховой культуры до настоящего времени не проводилось. Однако накоплен богатый теоретический и практический опыт исследования культуры детства. Он описан в работах зарубежных и отечественных философов, культурологов, этнографов: И. А. Андреева, Ф. Арьеса, Г. С. Виноградова, И. И. Клявиной, М. Мид, Г. М. Науменко, И. И. Шангиной и др.

Проблемы духовно-нравственного развития личности на основе традиций отечественной культуры и народной педагогики получили освещение в работах Т. И. Баклановой, В. И. Белова, Е. В. Борисовой, Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, М. Забылина, A.B. Юдина и др.

В своих педагогических концепциях подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного развития подрастающего поколения В.В. Зень-ковский, И. А. Ильин, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и т. д.

Типология возрастных кризисов и современное понимание феномена «подростковый кризис» излагается в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М. Кле, И. С. Кона, H.A. Носова, Л. Ф. Обуховой, К. Н. Поливановой, Д. И. Фельдштейна, Э. Эриксона.

Для осмысления феномена инициальных и других посвятительных обрядов в период изменения социальной идентичности мы обращались к работам JI. Винничук, В. В. Малявина, Р. Б. Пандея, В. Я. Проппа, В. Тэрнера, Д. Д. Фрезера, М. Элиаде и др.

Значимые для темы исследования теоретико-методологические проблемы досуга как базовой категории социально-культурной деятельности разработаны в трудах JI.A. Акимовой, М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, A.B. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и т. д.

Социологический аспект изучения досуговых предпочтений подростков и молодежи представлен в работах Р. Н. Азаровой, В. И. Гладилиной, O.A. Копцевой, Г. К. Селевко, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, A.B. Федорова, С. А. Шмакова и др.

Весомый вклад в разработку проблематики подростково-молодежных субкультур внесли отечественные социологи и культурологи A.C. Запесоц-кий, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, И. А. Невский, E.JI. Омельченко, З. В. Сикевич, Т. Б. Щепанская и т. д.

Методологически значимыми для данного исследования являлись труды по народной смеховой культуре и философско-культурологическому анализу феномена смеха: М. М. Бахтина, А. Бергсона, А. Я. Гуревича, Л.В. Кара-сева, А. Г. Козинцева, Д. С. Лихачева, А. Н. Лука, A.M. Панченко, А. Обухова, В. Я. Проппа, Л. Н. Столовича, Б. А. Успенского и др.

В диссертационном исследовании использовались работы по теоретико-методологическим основам педагогического и социокультурного проектирования: B.C. Безруковой, С. Б. Брижатовой, И. А. Липского, Л.В. Марда-хаева, Г. Н. Селевко, И. О. Яковлевой.

Отдельные аспекты методического обоснования социально-педагогической и психологической поддержки детей и подростков представлены в работах: В. П. Добридень, Ю.В. и Т. А. Васильковых, Т. Д. Зинкевич.

Евстигнеевой, М. Н. Зыковой, В. П. Кащенко, М. А. Костенко, Ю.С. Моздоко-вой, Л. Д. Назаровой, Р. В. Овчаровой, Ю. С. Шевченко и др.

Таким образом, противоречие между потребностью общества эффективно влиять на молодое поколение для поддержания традиций культуры взросления и недостаточной реализацией педагогического потенциала государственных институтов в современной социокультурной ситуации, незначительная позитивная результативность большинства форм организованного детско-подросткового досуга актуализирует проблему педагогической коррекции мировосприятия и досугового поведения городских подростков, стимулирует поиск механизмов конструктивного социокультурного воздействия на развивающуюся личность. Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность дали основание для выбора темы исследования.

Объект исследования: социально-культурная деятельность в среде городских подростков, находящихся в ситуации возрастного кризиса.

Предмет исследования: социально-педагогический процесс коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной сме-ховой культуры.

Цель исследования: разработать и апробировать досуговую социально-педагогическую программу коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что социально-педагогическая деятельность в сфере досуга городских подростков способна оптимизировать коррекцию возрастного кризиса при условии использования воспитательного потенциала народной смеховой культурывыступать фактором повышения позитивной результативности большинства форм организованного развлекательного досуга городских подростковоказывать конструктивное воздействие на личность подростка в процессе формирования механизмов социальной адаптации, коммуникации и инкультурации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-культурные факторы, влияющие на содержание досуга городских подростков.

2.Изучить педагогические аспекты специфики проявления возрастного кризиса подростков.

3. Осуществить теоретический анализ использования опыта народной педагогики в преодолении возрастного кризиса подростков.

4. Определить конструктивный социально-педагогический потенциал народной смеховой культуры в современных условиях, его роль в процессе социальной адаптации городских подростков.

5. Теоретически обосновать и методически разработать программу социально-педагогической коррекции возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры в сфере подросткового досуга.

6. Апробировать досуговую социально-педагогическую программу коррекции возрастного кризиса подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры и выявить ее эффективность.

Методологические основы исследования. Методологически значимыми для данного исследования являются идеи Т. И. Баклановой, Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, А. Ф. Некрыловой, A.B. Юдина и др. о роли этнической культуры в развитии личностио развитии нравственного сознания и поведения подростков в контексте традиционной культурыобоснование возможности использования этнопедагогических факторов в условиях современной социокультурной деятельности. Определяя специфику современных механизмов трансляции ценностей традиционной культуры, мы опирались на наблюдения и выводы И. А. Андреева, М. Мид. При осмыслении конструктивного потенциала народной смеховой культуры, обусловленного амбивалентностью смеха, были учтены идеи М. М. Бахтина, JI.B. Карасева, А. Г. Козинцева, Д. С. Лихачева, Б. А. Успенского. При изучении феномена возрастных кризисов и источников кризиса взросления подростков были приняты во внимание концепции Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Д.Б. Элько-нина, Э. Эриксона. Анализируя факторы, влияющие на досуговые ориентации подростков, мы опирались на данные исследований И. И. Клявиной, Е. Л. Омельченко, Г. К. Селевко, Б. А. Титова и др. На концепцию работы оказали влияние методологические подходы, ставящие в центр научной проблематики тенденции развития отечественной сферы социокультурной деятельности и досуга, представленные в работах М. А. Ариарского, С. Б. Брижатовой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, A.B. Соколова, В. В. Туева и др.

Методы исследования. На основе парадигмы междисциплинарного характера исследования и на разных стадиях его проведения были использованы общенаучные методы: системного, сравнительно-исторического и аксиологического анализа, методы индукции и дедукцииспециальные методы: педагогической эвристики, проектирования и программирования, включенного наблюдения, контент-анализа, анкетирования, беседы.

Организация и этапы исследования. Была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач. Данное исследование по специальности 13.00.05 — теория, история и организация социально-культурной деятельности осуществлялось с 1998 по 2006 годы и проходило в четыре этапа.

На первом этапе (1998;2003 гг.) был проведен анализ исходного состояния объекта социально-культурного воздействия — городских подростков. Проведено социологическое исследование, включающее наблюдение, анкетирование, тестирование, систему специально разработанных заданий.

Опрошено более 350 подростков и старшеклассников городов Алтайского края: Барнаула, Рубцовска, Камня-на-Оби, Бийска, Алейска, Заринска с целью выявления их индивидуальных представлений о духовно-нравственной атмосфере микросоциума и их культурных потребностей, интересов, досуго-вых предпочтений.

На втором этапе (2003;2004 гг.) апробировались основные теоретические положения, изучался и систематизировался опыт народной педагогики в преодолении вероятностных поведенческих отклонений подростков. Акцентировалось как значимое: последовательность и систематичность педагогической деятельности в народной традициисинтез этического и эстетического опыта, передающегося внеинституциональным путемпредпочтение использования смехового начала народной художественной культуры как наиболее оптимального варианта преодоления вероятности девиантного поведения в период возрастного кризиса подростков. Были сформулированы цель, задачи, гипотезы исследованияопределялись теоретическая и методологические основы диссертационного исследования. Исследовательский материал был включен в программу преподавания следующих учебных дисциплин: «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками», «Теория социокультурной анимации», «Основы программирования анимационной деятельности», «Педагогика народного художественного творчества».

На третьем этапе (2004;2005 гг.) было осуществлено пилотажное социологическое исследование на базе экспериментального учреждения «Алтайский краевой кризисный центр для мужчин», школ-гимназий № 85 и № 42, лицеев № 73 и № 130, МОУ СОШ № 82 г. Барнаула с целью диагностики культурно-досуговых предпочтений подростков и выявления объектов, вызывающих у них тревогу и состояние дискомфорта. Параллельно разрабатывалась и апробировалась досуговая социально-педагогическая программа, варианты которой были внедрены в подростковых досуговых группах учреждений системы общего, дополнительного, специального образования и целевой группе подростков «Алтайского краевого кризисного центра для мужчин» г. Барнаула.

На четвертом этапе (2005;2006 гг.) уточнялись цель, задачи, гипотезы исследования, анализировались результаты апробации экспериментальной программыопределялись проблемы и перспективы исследования, подведен итог сравнения и сопоставления полученных результатов. В ходе опытно-экспериментальной работы проверена эффективность и достоверность досу-говой социально-педагогической программы коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры и предложены варианты использования фрагментов программы в социально-культурной деятельности.

Научная новизна исследования заключаются в том, что:

1. Выявлены социокультурные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций и досуговых предпочтений городских подростков в современных социально-культурных условиях.

2. Определены социально-культурные и социально-педагогические возможности смеховых элементов народной художественной культуры (в традиционном и модернизированном вариантах) для коррекции возрастного кризиса городских подростков.

3. Использован воспитательный потенциал народной художественной культуры в преодолении девиантных форм проявления возрастного кризиса городских подростков.

4. Обоснована социально-педагогическая результативность использования элементов народной смеховой культуры по формированию защитных механизмов у подростков в период возрастного кризиса. При этом доказывается, что действенность смехового начала обусловлена амбивалентностью смеха, где утверждение позитива через отрицание приводит к сублимации деструктивных поведенческих реакций.

5. Разработана и апробирована на муниципальном и региональном уровнях культурно-досуговая социально-педагогическая программа коррекции возрастного кризиса городских подростков, основанная на использовании элементов народной смеховой культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач по оптимизации социально-культурных условий для коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры. Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования важны для расширения направлений реализации социально-культурной деятельности (работа с педагогами досуга и организаторами внеклассной работы систем общего и дополнительного образования, в кризисных центрах), а также для разработки в современном обществе подходов к оптимизации условий социальной адаптации и инкультура-ции городских подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно послужило основой оптимизации социально-педагогического процесса в городских центрах коррекции возрастных кризисов детей и подростков в Алтайском краевошло в качестве альтернативной культурно-досуговой программы внеклассной работы для школьников среднего звена образовательных учреждений г. Барнаула (школы-гимназии № 85 и № 42, лицеи № 73 и № 130, МОУ СОШ № 82) — стало органичной частью цикла учебных дисциплин в Алтайской государственной академии культуры и искусств. Изданы и используются в учебном процессе учебно-методическое пособие «Социально-культурные аспекты работы с детьми-сиротами», учебные лекции по теме «Народная педагогика в системе социальной адаптации подростков».

Внедрение результатов исследования осуществлено через практику подготовки и переподготовки специалистов по работе с подростками по программе «Социальный педагог по работе с детьми и подростками» на факультете дополнительного образованиячерез систему повышения квалификации специалистов Алтайского края и Западно-Сибирского вузовского округа художественного образования, работающих в системе общего и дополнительного образования.

Материалы исследования используются в ряде учебных курсов специализаций «Организатор-постановщик социально-культурных программ», «Экономика и управление в социально-культурной сфере», а также при написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

Практическая значимость исследования подтверждается и тем, что научные студенческие работы, выполненные в контексте авторской концепции коррекции возрастного кризиса подростков, получили в 2001 и 2004 гг. признание на Всероссийском конкурсе научных студенческих работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: многолетней опытно-экспериментальной практикойреально функционирующей теоретической моделью программы коррекции возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культурылогичностью исходных теоретико-методологических позицийпоследовательным использованием комплекса теоретических и эмпирических мето дов познания, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом результатов экспериментальной работы, проведенной в течение нескольких лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Коррекция возрастного кризиса подростков — это социально-педагогический процесс, в основе которого лежит органичное единство традиционных и инновационных принципов, заключающихся в соединении модернизированных элементов народной смеховой культуры с современными формами социально-культурной деятельности.

2. Культурно-досуговые социально-педагогические программы, построенные на единстве традиционных и инновационных принципов воспитания подростков, позволяют преодолеть возможность перехода кризисных явлений в девиантные формы поведения, поскольку элементы народной смехо-вой культуры обладают значительным потенциалом коррекции, снятия и сублимации кризисного напряжения.

3. Оптимальными формами социально-педагогической коррекции подросткового кризиса является подростковый неофольклор, элементы празднично-обрядовой смеховой культуры, результативность которых обусловлена: а) амбивалентностью смехового начала, где негатив компенсируется позитивомб) сублимацией агрессии и неуверенности в себе в художественно-творческие акции.

4. Результатом реализации культурно-досуговой программы, основанной на использовании элементов народной смеховой культуры, является оптимизация педагогической коррекции возрастного кризиса подростков, что проявляется в формировании механизмов социальной адаптации, социальной коммуникации и инкультурации.

Базами экспериментального исследовании явились государственные образовательные учреждения г. Барнаула: гимназии № 42 и № 85, лицеи № 73 и № 130, МОУ СОШ № 82. Экспериментальной базой исследования и внедрения досуговой социальнопедагогической программы стало экспериментальное учреждение «Алтайский краевой кризисный центр для мужчин» (АККЦМ), а также Алтайская государственная академия культуры и искусств, кафедры социально-культурной деятельности и теории и истории художественной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности (1998;2006гг), кафедры теории и истории художественной культуры (2005;2006гг) Алтайской государственной академии культуры и искусств, а также были представлены в виде докладов и выступлений на научно-практических конференциях и семинарах: Международной научно-практической конференции «Сохранение и воспроизводство культурного наследия Сибири» (Барнаул, 15−16 марта 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура.

Литература

Искусство. Регион" (Тюмень, 12−13 апреля 2000 г.), V межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные задачи реализации учебно-научно-творческого потенциала Западно-Сибирского округа художественного образования» (Барнаул, 16−17 мая 2005 г.), межвузовском научно-практическом семинаре «Социально-культурная деятельность и образование XXI века» (Улан-Удэ, 13 марта 2000 г.), краевой научно-методической конференции «Реабилитация и интеграция в общество детей-инвалидов» (Барнаул, 15 декабря 2004 г.), краевом научно-практическом семинаре на базе Алтайского краевого центра народного творчества и досуга «Деятельность учреждений культуры по формированию духовного мира подрастающего поколения» (Барнаул, 20−21 марта 2003 г.), на курсах повышения квалификации вожатых общеобразовательных школ и слушателей курсов для студенческих педагогических отрядов (ежегодно).

Структура и объем диссертации

обусловлены авторским замыслом и логикой исследования, направленной на достижение указанных нами целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.

Список литературы

включает 182 наименования. Анкетный материал, использовавшийся в ходе опытно-экспериментальной работы, наглядно иллюстрирует содержание диссертационного исследования в четырех сводных таблицах и двух рисунках. Общий объем работы составляет 162 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Спецификой современного этапа общественно-экономического и социально-культурного развития России становится неадекватность снятия пси-ф хологического напряжения такими видами активности, которые не соотносятся с общественными нормами поведения и социокультурными ценностя-, ми. Реальную угрозу сегодня представляют интеллектуальное невежество, бездуховность и низкая культура сознания и поведения как фон развития и личностного становления детей и подростков. Принятая ЮНЕСКО Конвенция о правах ребенка (1986 г.) указывает на необходимость учитывать в вос-' питании и образовании детей культурные ценности каждого народа с целью защиты и гармоничного развития подрастающего поколения. В настоящее ® время в России наблюдается процесс смещения акцентов в содержании основных направлений социальной политики в области детства в сторону поиска нетрадиционных путей к уму и сердцу детей, подростков и юношества.

В контексте обозначенной позиции следует выделить приоритет техно-^ логий педагогической поддержки взросления, на которые указывает современная психология, социальная педагогика, социально-культурной деятельность. Важнейшим основанием педагогической поддержки является процесс автономизации мира подростков от мира взрослых, признание особого смыслового пространства ценностей, установок, способов деятельности и форм ® общения, которые составляют содержание подростковой субкультуры. Наполняемое на протяжении всего социогенеза, содержание субкультурного ' пространства подростков включает: традиционные народные игры, детский фольклор, детский правовой кодекс, юмор, мифотворчество, философствование, эстетические и религиозные представления. Оно выполняет следующие функции: социализирующую, психотерапевтическую, культуроохранитель-ную, прогностическую. Субкультура представляет собой самобытный способ освоения подростками новых сторон социальной действительности и самоутверждения в ней.

Вместе с тем, разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — патриархальной семьи и детского игрового сообщества, а также влияние телеинформационной среды обратили внимание специалистов, работающих с детьми и подростками, на потенциал народной педагогики как системы ценностей, личностно развивающей, обеспечивающей актуализацию механизмов инкультурации и социальной адаптации подростков.

Социально-культурная деятельность активно включает в систему педагогической поддержки формы и средства народной педагогики и народной художественной культуры. При этом она стремится к соединению народного и социокультурно-деятельностного подходов в гармонизации процесса взросления городских подростков. Амбивалентность смеховых аспектов народной художественной культуры позволяет подростку увидеть мир и себя в объемном целостном варианте, прожить отрицательное в другом и откорректировать собственное позитивное мировосприятие и поведение. Эту позицию подтверждает мысль М. М. Бахтина о том, что смеховое начало в народной культуре ориентированно на поддержание нормы. Социально-педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков на основе использования элементов народной смеховой культуры будет успешной преимущественно в зоне так называемого вариативного развития (термин В.В. Абрамен-ковой). Такая зона создается группой подростков-сверстников в процессе игрового взаимодействия и общения. В ней действенным становится слово, изображение, движение, жест, игра под «маской» и все то, что придает игровому поведению подростков преимущественно радостный тон, предоставляет им возможность пространственного и временного обособления от мира взрослых, выключения из обыденной жизни.

Игровое поведение современных подростков развивается в модернизированных формах смешного. Оно складывается по принципу синтеза архаичных и современных элементов. Многочисленные оттенки смешного помогают подросткам видеть в окружающем мире несовместимость, парадоксальность, противоречивость, т. е. анти-идеал, который стимулирует подростка выбрать для себя социальные и личностные ориентиры. Конструктивное содержание подобного выбора в период возрастного кризиса проблематично. Оно будет зависеть от следующих факторов: отношений со значимыми взрослыми (прежде всего родителями), от статуса в сообществе сверстников, от потенциала познавательной сферы подростка, от спектра его творческих интересов. Эти факторы следует учитывать при конструировании теоретико-функциональной модели программы социально-педагогической коррекции кризиса взросления городских подростков. Основное содержание программы, а также выбор форм и методов активизации участников целевой группы позволяет нам отнести ее к сфере социально-культурной деятельности.

Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что использование воспитательного потенциала народной смеховой культуры оказывает конструктивное воздействие на личность подростка. Процесс формирования механизмов социальной адаптации, коммуникации и инкультурации подтверждается в ходе адаптации досуговой социально-педагогической программы.

Наиболее сложным аспектом реализации досуговой социально-педагогической программы, как показало исследование, является работа по формированию атмосферы креативности в целевой группе. Современный мир подростка — это мир виртуальной реальности, принимающий, прежде всего, информационный аспект человека. Кроме того, для подростка важен статус сверстника, с которым он взаимодействует. Эти обстоятельства часто определяют ту или иную его ориентацию на совместную деятельность, в то время как творческий процесс требует условий динамичного, конструктивно-креативного сосуществования подростков. В диссертации доказывается, что в целевой группе креативность подростков проявляется в способности создавать свое субкультурное пространство, артистизмом компенсировать наличные комплексы, осознать значимость юмористически-креативного решения своих проблем. Подросток, у которого активирован креативный потенциал, конструктивно решает проблемы социальной адаптации и, в целом, успешнее в процессе инкультурации.

Эта позиция была подтверждена в ходе экспериментальной апробации досуговой социально-педагогической программы. Ее результаты позволяют утверждать, что:

• воспитательный потенциал народной художественной культуры, являющейся достоянием народной педагогики, необходимо использовать в социально-культурной деятельности вариативно по отношению к соответствующим возрастным группам;

• смеховые формы народной художественной культуры обладают значительным потенциалом коррекции, снятия и сублимации кризисного напряжения в подростковом возрасте;

• эффективность педагогического воздействия народной смеховой культуры обуславливается: а) амбивалентностью смехового начала, где негатив компенсируется позитивомб) условностью состязательности в подростковом сообществе, поскольку критерии процесса коррекции могут варьироватьсяв) сублимацией агрессии и неуверенности в себе в художественно-творческие акции;

• психолого-педагогическим результатом действия досуговой социально-педагогической программы является оптимизация процесса коррекции возрастного кризиса и формирование механизмов социальной адаптации, социальной коммуникации и инкультурации.

Главный вывод состоит в том, что социально-культурные, культурно-досуговые и, в частности, инновационные технологии педагогической поддержки способствуют решению типичных для подросткового возраста проблем через расширение культурно-коммуникационного пространства, осознание позитивной ценности юмористически-креативного решения сложных жизненных ситуаций, формирование внутреннего ощущения нравственной нормы, позволяющей ориентироваться в оппозиции «культура — антикультура».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова — Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000. -416 с.
  2. , Р. Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р. Н. Азарова // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 27 — 32.
  3. , Л. А. Социология досуга : учеб. пособие / Л. А. Акимова — Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2003. — 123 с.
  4. , И. Л. Детство и «дедство» в африканском контексте / И. Л. Андреев // Человек. 2001. — № 6. — С. 147 — 155.
  5. , И. Н. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей / И. Н. Андреева, Н. Я. Голубкова, А. Г. Новикова // Социс: Социологические исследования 1989. — № 4. — С. 48 — 56.
  6. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX в. начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  7. , М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. -СПб. :Эго, 2001.-287 с.
  8. , О. Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии / О. Ю. Артемова // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии: сб. ст. / отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. М., 1992. — С. 17 — 55.
  9. , Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арьес — пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 416 с.
  10. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий / сост. Ю. С. Моздокова М.: Изд-во МГУКИ, 2002. — 131 с.
  11. , Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова. М.: МГУК, 1999. — 96 с.
  12. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979. — 317 с.
  13. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990.-543 с.
  14. , В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. — 344 с.
  15. , А. А. Культурология. Антропологические теории культур: учеб. пособие / А. А. Белик — Рос. гос. гуманитар, ун-т. М.: РГГУ, 1999. -241 с.
  16. , А. А. Русские скоморохи / А. А. Белкин. М.: Наука, 1975.- 191 с.
  17. , В. И. Лад : очерки о народной эстетике / В. И. Белов М.: Молодая гвардия, 1982. — 293 с.
  18. , А. Смех / А. Бергсон — пер. с фр. М.: Панорама, 2000.606 с.
  19. , Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  20. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн — пер. с англ. — общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Ленинград, 1992. — 400 с.
  21. , Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры / Т. А. Бернштам. — М.: Наука, 1988. — 232 с.
  22. , П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блон-ский — под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Ин-т практич. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 574 с.
  23. , Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божо-вич. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.-389 с.
  24. , Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 704 с.
  25. Е. В. Мудрость народной педагогики / Е. В. Борисова // Народное образование. 1998. — № 9 / 10. — С. 74 — 76.
  26. , М.Э. Изучение психологии подростка в лаборатории Д.Б. Эльконина / М. Э. Боуманова, Р. Д. Триер // Вопросы психологии. -2004.-№ 1.-С. 120- 123.
  27. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонение Г. М. Бреслав. М,: Педагогика, 1990. — 144 с.
  28. , С. Б. Системообразующие основания разработки региональных программ и специфика технологий социально-культурного развития в России: динамика изменений / С. Б. Брижатова. Барнаул: Изд-во АГИИК, 1999.-408 с.
  29. , И. А. Над чем смеется черный юмор? / И. А. Бутенко // Социс: Социологические исследования 1996. — № 7. — С. 86 — 92.
  30. , М. JI. Возрастные и тендерные представления о смешном и грустном у детей (по материалам рисуночных тестов) / М. JI Бутовская., В. В. Дорфман // Этнографическое обозрение. 2004. — № 2. — С. 38 — 57.
  31. , Ю. В. Социальная педагогика : учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова 2-е изд. — М.: Академия, 2000. — 440 с.
  32. , Т. А. Юмор как условие выживания в изменившемся обществе / Т. А. Веревкина // Личность в меняющемся обществе. Ч. 2. -Комсомольск-на-Амуре, 1998. — С. 45 — 49.
  33. , JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук — пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1986. — 495 с.
  34. , Г. С. Страна детей : избранные труды по этнографии детства / Г. С. Виноградов. СПб.: Ист. наследие, 1998. — 550 с.
  35. Виртуальные игры современного школьника // Клуб. 2004. — № 6. — С. 28 — 29.
  36. Внимание! Подросток: организация работы с подростками в учреждениях дополнительного образования. Вып. 6. Новосибирск, 2002. -31 с.
  37. , Г. Н. Этнопедагогика : учеб. пособие / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  38. , А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик.- М.: Флинта, 1998. 240 с.
  39. , Л. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Л. И Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн // Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — С. 6−36.
  40. JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4 Детская психология / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  41. , Е.Э. Молодой горожанин и традиционная культура (к постановке проблемы исследования) / Е. Э. Гавриляченко // Фольклор и молодежь. От истоков к современности / ред.-сост. Н. Н. Гилярова. М., 2000. — С. 48−58.
  42. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен — отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  43. , В. И. Подросток и досуг / В. И. Гладилина // Российская культура глазами молодых ученых: сборник трудов СПб., 2003. -С. 47 -51.
  44. , Т. И. Культурно-воспитательная деятельность с детьми-сиротами : учеб. пособие / Т. И. Головко — Алт. гос. ин-т искусств и культуры. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. — 97 с.
  45. , А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я Гуревич. М.: Искусство, 1981. — 359 с.
  46. , А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. -М.: Гардарики, 2004. 470 с.
  47. , А. В. Социология или философия смеха? / А. В. Дмитриев // Социс: Социологические исследования 1996.- № 9. — С. 144 -147.
  48. Домострой / сост., вступит, ст., пер. В. В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
  49. , А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. М.: Профиздат, 1998. — 287 с.
  50. , Н. И. Молодежное фольклорное движение / Н. И. Жуланова // Фольклор и молодежь. От истоков к современности / ред.-сост. Н. Н. Гилярова. М., 2000. — С. 3 — 29.
  51. , А. С. Молодежь в современном мире : проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А. С. Запесоцкий. -СПб.: СПбГУП, 1996. 250 с.
  52. А. С. Эта непонятная молодежь.: Проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А. П. Файн. -М.: Профиздат, 1990.-224 с.
  53. Зеньковский, В. В Психология детства: учеб. пособие для вузов / В. В. Зеньковский. М.: Академия, 1996. — 347 с.
  54. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2001. — 158 с.
  55. , В. Дионис и прадионисийство / В. Иванов. СПб.: Алетейя, 1994. — 342 с.
  56. , Т. В. Надо ли обучать остроумию? / Т. В. Иванова // Научные чтения в Самарском филиале университета Российской академии образования. М., 2001. — Вып. 1. — С. 132 — 149.
  57. , С. Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ / С. H Иконникова, В. Т. Лисовский // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: материалы междунар. науч.-практ. конф. -СПб., 1995.-Вып. 1.-С. 5−13.
  58. , С. Н. Киберпространство новая реальность XXI века / С. Н. Иконникова // Культура на пороге III тысячелетия: материалы 5 междунар. семинара. — СПб., 1999. — С. 7 -14.
  59. , Г. В поисках подлинной реальности / Ильин Г. // Aima Mater: Вестник высшей школы. 1999. — № 12. — С. 3 — 7.
  60. , И. А. За национальную Россию / И. А. Ильин // Слово. -1991.-Вып. 4.- С. 5−8.
  61. , Л. В. Смех вестник нового мира : беседа с Л. В. Карасевым / вела Т. Милова // Человек. — 1999. — № 6. — С. 52 — 55.
  62. , Л.В. Философия смеха : монография / Л. В. Карасев. -М.: Рос. гуманитар, ун-т, 1996. 222 с.
  63. , А. Р. Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре / А. Р. Каримов // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвящ. памяти Г. С. Виноградова / сост. С. Г. Айвазян. М., 2003. — С. 81- 88.
  64. , В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. 3-е изд., доп. — М.: Академия, 1999. — 304с.
  65. , Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  66. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М.
  67. Кле — пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 172 с.
  68. , В. Н. Обряды инициации и эволюция подростковых — психопатологий / В. Н. Клинков // Социальное здоровье детей и подростков.1. Томск, 2000.-С. 131- 137.
  69. А. Г. Смех: истоки и функции / А. Г. Козинцев. СПб.: Наука, 2002. — 223 с.
  70. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  71. , О. А. Ирония как атрибут культуры эпохи постмодернизма (философский анализ): автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук / О. А. Коновалова. Кемерово, 2005. — 23 с.
  72. , О. А. Детские общественные организации и социальное творчесиво учащихся / О. А. Копцева // Социс: Социологические исследования 2005. — № 2. — С. 113 — 120.
  73. , Я. П. Сюжетно-ролевая игра как феномен современной российской культуры / Я. П. Кочегова // Человек и культура: сб. ст.
  74. Тюмень, 2001.-С. 157- 163.
  75. , В. А. Человек в XXI веке : уходящая натура В. А. Кутырев // Человек. 2001. — № 1. — С. 9 -16.
  76. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура ' Запада / Ж. Ле Гофф — пер. с фр. С. Ф. Чистяковой, Н. В. Шевченко — под ред.
  77. В. А. Бабцева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 328 с.
  78. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1983. — С. 94 -232.
  79. , И. А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности / И. А. Липский // Педагогика. 2004. — № 9. -С. 34−41.
  80. , В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000. — 508 с.
  81. , Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого / Д. С. Лихачев. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1962. -170 с.
  82. , Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С Лихачев, А. М Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 295 с.
  83. , Г. В. Принцип народности образования / Г. В. Лобкова, М. Захарченко // Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвящ. памяти Г. С. Виноградова / сост. С. Г. Айвазян. М., 2003. — С. 15 -25.
  84. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество / А. Н. Лук. М.: Искусство, 1977. — 184 с.
  85. , Г. Н. Народные традиции жизнерадостности / Г. Н. Лунина // Народное образование. 1998. — № 9 / 10. — С. 77 — 78.
  86. , С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. М.: Аспект-Пресс, 1998.-445 с.
  87. , В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2003. — 627 с.
  88. , Л. В. Основы социально-педагогической технологии / Л. В. Мардахаев. Рязань, 1999. — 22 с.
  89. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988.429 с.
  90. , Л. И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики: монография / Л. И. Михайлова. М.: Вузовская кн., 2001. — 264 с.
  91. Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы всерос. науч.-практ. конф., 11−12 июля 2000 г. / Тамбов, гос. ун-т им. М. Державина — под ред. Р. М. Куличенко Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 201 с.
  92. , А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Ин-тпракт. психологии, 1997. — 365 с.
  93. , Л. Проблема юмора в образовании / Л. Муньиз // Социс: Социологические исследования 1996. — № 11. — С. 79 — 84.
  94. , М. В. Генетические свойства юмора как эффективное средство преодоления кризисных состояний личности / М. В. Мусийчук // Кризис как иррациональное явление: сб. материалов межвуз. науч. конф. -Магнитогорск, 2002. Вып. 1. — С. 35 — 39.
  95. , М. В. Ирония как основа компенсаторно-защитного механизма личности / М. В. Мусийчук // Наука на современном этапе: проблемы и решения: межвуз. сб. науч. тр. М., 2000. — С. 40 — 45.
  96. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство. Отрочество / B.C. Мухина. М.: Академия, 1988. — 456 с.
  97. , Л. Д. Фольклорная арттерапия / Л. Д. Назарова. СПб.: Речь, 2002. — 240 с.
  98. , Е.А. Игровой принцип в жизненном стиле и новообразовательной стратегии модерна и постмодерна / Е. А. Найман // Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк, 2000. — Вып. 4. — С. 68 — 74.
  99. Народная культура Сибири: учеб. пособие / отв. ред. Н. М. Генова, Н. В. Хилько — Рос. ин-т культурологии, Сиб. филиал. Омск: Изд-во Сиб. филиала Рос. ин-та культурологии, 2002. — 221 с.
  100. Народная педагогика и воспитание: учеб. пособие / авт.-сост. Е. Ф. Широкова и др. — Барнаул, гос. пед. ун-т — М-во общего и проф. образования Рос. Федерации. Барнаул: БГПУ, 1996. — 150 с.
  101. Народная художественная культура: учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.
  102. , С. С. Современные проблемы преодоления правонарушений несовершеннолетних / С. С. Невская, И. А. Невский //Педагогика. -1994.-№ 4.-С. 12−17.
  103. , А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XIX в / А. Ф. Некрылова. — 2-е изд. — Л.: Искусство, 1988. — 215 с.
  104. , А. Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX начале XX в.) / А. Ф. Некрылова, В. В. Головин — Общество «Знание» России, Санкт-Петерб. орг. — СПб.: Знание, 1992. — 29 с.
  105. , Н. А. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства / Н. А. Носов — Рос. АН — Ин-т человека, Всерос. науч.-практ. центр проф. ориентации и психол. поддержки населения. М.: Магистр, 1997.- 192 с.
  106. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобразования Рос. Федерации от 11 февр. 2002 г. № 393 // Вестник образования. 2003. — № 3. (Прил.: Модернизация российского образования).
  107. , А. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре / А. Обухов Развитие личности // 1999. — № 2. — С. 140- 157.
  108. , JI. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 351 с.
  109. , Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. 2-е изд., дораб. — М.: Прсвещение, 1996. — 352 с.
  110. , Г. В. Социально-культурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Г. В. Оленина. Барнаул, 2004. — 22 с.
  111. , Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко — РАН — Ин-т социологии. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. -264 с.
  112. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. — 615 с.
  113. , В. В. Социология молодежи и ювенология / В. В. Павловский // Социс: Социологические исследования 1999. — № 5. — С. 46 -52.
  114. , Р. Б. Древнейшие домашние обряды и обычаи / Р. Б. Пандей пер. с англ. А. А. Вилигина. 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1990. — 319 с.
  115. Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. 3-е изд. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  116. , И. Г. Педагогическое наследие: сборник / И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. — 416 с.
  117. , А. В. Русская смеховая культура: истоки и становление: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии / А. В. Пешкова — Акад. переподготовки работников культуры, искусства, туризма. М., 2004. -22 с.
  118. , М. Г. Роль досугового общения в социокультурном развитии личности в современных условиях / М. Г. Пихлак // Социокультурная деятельность: проблемы, поиски, перспективы. М., 1999. -С. 29 — 36.
  119. Подростки и молодежь в меняющемся обществе: сб. тезисов междунар. конф. «Проблемы девиантного поведения», 29−30 окт. 2001 г. М.: Новый отсчет, 2001. — 255 с.
  120. , К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие / К. Н. Поливанова. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  121. , В. Д. Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности / В. Д. Пономарев // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2004. — № 4. — С. 85 -92.
  122. В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / В. Я. Пропп — науч. ред., коммент. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. — 288 с.
  123. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  124. , Е. А. Игровая функция эпатажа в XX веке / Е. А. Рогалева // Сборник научных трудов ученых и аспирантов социологического факультета СГУ / Самар. гос. ун-т. Самара, 2001. — С. 154 — 158.
  125. , В. В. Уединенное / В. В. Розанов,. М.: Полит, лит., 1990.-521 с.
  126. , Е. Г. Ирония как репликация действительности / Е. Г. Ромахина // III Сибирская школа молодого ученого. Томск, 2001. — С. 85 -88.
  127. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: в 2 кн. / собр. М. Забылин. М.: Тера — Кн. лавка — РТР, 1996.1. Кн. 1.-320 с. 1. Кн. 2. -192 с.
  128. А. П. Межкультурная коммуникация / А. П. Садохин. -М.: Альфа- ИНФРА, 2004. 286 с.
  129. Г. К. Социально-педагогическое обследование в школе / Г. К. Селевко // Воспитание школьников. 2005. — № 10. — С. 37 — 45.
  130. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  131. , С. А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России / С. А. Сергеев // Социальное знание: формации и интерпретации: материалы междунар. науч. конф. / ред. С. А. Ерофеев. Казань, 1996. — С. 25 — 32.
  132. Сикевич, 3. В. Молодежная культура: «за» и «против»: заметки социолога / 3. В Сикевич. JI.: Лениздат, 1990. — 306 с.
  133. , Е. А. О предпочтениях городской молодежи / Е. А. Скриптунова, А. А. Морозов // Социс: Социологические исследования -2002. № 1. — С. 105−110.
  134. , Е. Концептуальные основы ювенальной политики / Е. Слуцкий, М. Скворцова // Регион: политика, экономика, социология. 2000. -№½.-С. 117−125.
  135. , В. С. Российский подросток 90-х: движение в зону риска: аналитич. доклад / В. С. Собкин, Н. И. Кузнецова. М.: ЮНЕСКО, 1998. -120 с.
  136. , А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. СПб.: СПбГУП, 2003. — 204 с.
  137. Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать нет!»): учеб. пособие / сост. М. А. Костенко и др. — Алт. краевой кризис, центр для мужчин. — Барнаул: АКЦМ, 2000. — 150 с.
  138. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвуз. сб. науч. ст. / ред.-сост. В. В. Туев — Кемер. гос. акад. культуры и искусств. Кемерово: КемГАКИ, 2002. — 177 с.
  139. Социальный мир молодежи: монография / Н. Д. Вавилин, С. Б. Виноградов, А. Н Вольский., Н. В Добровольский. Новосибирск: Новый Сиб. ун-т, 1999.-209 с.
  140. , Т. Г. Этнопсихология : учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко — РАН — Ин-т психологии. М.: Акад. проект, 1999. — 320 с.
  141. , JI. Н. Философия. Эстетика. Смех: монография / JI. Н. Столович. СПб.: Тарту, 1999. — 389 с.
  142. Ф 142. Стора-ИГандор, Ю. Юмор и проблема самоидентификации / Ю.
  143. Стора-Шандор // Человек. 1996. — № 3. — с. 180 — 185.
  144. , Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие / Ю. А. 1 Стрельцов — Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2002. — 184с.
  145. , А. И. Ирония в структуре мировоззрения: постановка проблемы / А. И. Стригунов // Диалектика форм и уровней общественногосознания: межвуз. сб. / Алт. гос. ун-т. Барнаул, 1988. — С. 118 — 132.
  146. , В. Я. Социокультурное творчество молодежи : методология, теория, практика: монография / В. Я. Суртаев — Санкт-Петерб.• гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: СПбГУП, 2000. — 208 с.
  147. , В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский.- М.: Педагогика, 1990. 304 с.
  148. , А. А. Метафизика смеха и направленность личности / А. А. Сычев // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы: материалы I Сафаргалиевских науч. чтений. Саранск, 1997. — С. 278 — 283.
  149. , Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов — С.-Петерб. гос. акад. культуры. СПб.: СПб ГАК, 1997.- 275 с.
  150. , А. В. Подросток в неформальной группе / А. В. Толстых. Ф -М.: Знание, 1991.-80 с.
  151. , В. Метафизика смеха / В. Тросников // Воспитание школьников. 2004. — № 1. — С. 60 — 63. f
  152. , Г. JI. О некоторых нормативно-ценностных механизмах культуры: социокультурная природа и факторы смешного / Г. JI. Тульчинский // Методология и методы исследования культуры: сб. науч. тр.
  153. О / Ленингр. гос. ин-т культуры. Л., 1984. — С. 72 — 78.
  154. , И. Ю. Молодежная субкультура / И. Ю. Турчина // Социология и общество: тр. I Всерос. социол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи», Санкт-Петербург, 27−30 сент. 2000 г.-СПб., 2000.-С. 212−216.
  155. , В. Символ и ритуал / В. Тэрнер — сост. и автор предисл. В. ф А. Бейлис. М.: Наука, 1983. — 277 с.
  156. , Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси / Б. А. Успенский // Проблемы изучения культурного наследия: сб. ст. / АН СССР — отв. ред. Г. В. Степанов. М., 1985. — С. 326 — 336.
  157. , К. Д. Избранные педагогические сочинения . В 2 т. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1954. — 618 с.
  158. , А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А. В. Федоров // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 45 — 49.
  159. , Д. И. Психология взросления: структурно-• содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельд-, штейн. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 670с.
  160. Фольклор и молодежь. От истоков к современности / ред.-сост. Н. Н. Гилярова. М.: Рос. фольклор, союз, 2000. — 118 с. 1160. Фольклоротерапия: учеб. пособие / M. Н. Зыкова- отв. ред. Д. И.
  161. Фельдштейн- Моск. психолого-соц. ин-т. М.: МПСИ — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 160 с.
  162. , Д. Д. Золотая ветвь : Исследование магии и религии / Д. Д. Фрезер — пер. с англ. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 703 с. щ 162. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм — пер. с англ. Л. А.
  163. Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  164. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — пер. с нидерл. — общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян М.: Прогресс, 1992. -464 с.
  165. , Н. А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры / Н. А. Хренов // Обществ, науки и современность. 2001. -№ 2.-С. 167- 180.
  166. , И. И. Русские дети и их игры / И. И. Шангина. СПб.: Искусство, 2000. — 296 с.
  167. , Н. В. Романтическая ирония как основа решения конфликта / Н. В. Шашкова // Проблемы духовной жизни: история и современность: сб. науч. тр. / Нижегор. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2002.-С. 198−204.
  168. , Ю. С. Радостное взросление: развитие личности ребенка (методика ИНТЭКС) / Ю. С Шевченко, В. П Добридень. СПб.: Речь, 2004. — 202 с.
  169. , С. А. Новые традиционные праздники в школе / С. А. Шмаков,. М.: Новая шк., 1997. — 336 с.
  170. , JI. П. Формирование бытовой культуры детей и подростков в сфере досуга / JI. П. Шухман // Дети. Молодежь. Общество: материалы всерос. обществ, форума. Челябинск, 1997. — С. 23 — 30.
  171. , Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX—XX вв.. / Т. Б. Щепанская М.: Индрик, 2003. — 528 с.
  172. , Т. Б. Символика молодежной субкультуры : опыт этнографического исследования системы: 1986−1989 гг. / Т. Б Щепанская. -СПб .: Наука, 1993. 341 с.
  173. , М. Религия Австралии / М. Элиаде — пер. с англ. JI. А. Степанянц. СПб.: Университетская кн., 1998. — 318 с.
  174. , Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Э. Эриксон — общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  175. Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов / зап., сост. Г. М. Науменко. М.: Беловодье, 1998. — 390 с.
  176. Этнопедагогика. Теория и практика: материалы XII чтений, посвящ. памяти Г. С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / сост. С. Г. Айвазян. М.: Ин-т наследия, 2003. — 224 с.
  177. , А. В. Русская народная духовная культура : учеб. пособие / А. В. Юдин. М.: Высш. шк., 1999. — 331 с.
  178. , Б. Г. Еще раз о перспективах человека / Б. Г. Юдин // Человек. 2004. — № 4. — С. 17 — 27.
  179. Юмор и саморегуляция / Т. Иванова и др. // Семейная психология и семейная терапия. 2003. — № 3. — С. 105 — 120.
  180. , Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования : монография / Н. О. Яковлева. М.: Инф.-изд. Центр АтиСО, 2002. — 239 с.
  181. Это мои три самые заветные мечты1. Дорогой друг!
  182. Мы хотели бы узнать о том, что тебя интересует, и чем ты любишь заниматься в свободное время. Твои искренние ответы на вопросы анкеты окажут большую помощь в нашей работе.
  183. При заполнении анкеты внимательно прочитай все варианты ответов на каждый вопрос и отметь те из них, которые соответствуют твоему мнению.1. Заранее большое спасибо!
  184. С кем ты чаще всего проводишь свободное время ?001 -с друзьями 004 с бабушкой, дедушкой002 с родителями 005 — один003 с братьями, сестрами 006 другое
  185. Чем ты обычно занимаешься в свободное время, когда проводишь его с друзьями?
  186. Чем ты обычно занимаешься в свободное время, когда проводишь его с родителями?
  187. Чем ты обычно занимаешься в свободное время, когда остаешься один?
  188. Напиши, пожалуйста, с чем у тебя ассоциируются следующие слова: мечта свобода цель в жизни своя компания проблема
  189. Когда у тебя возникают какие-то сложности, к кому ты обычно обращаешься за помощью?018 к родителям 022 — к бабушке, дедушке019 к друзьям 023 — другое020 к учителям 024 — решаю проблемы сам021 к братьям, сестрам
  190. Твой пол: 042 муж 043 — жен13. Сколько тебе лет?
  191. Отметь, пожалуйста, с кем ты живешь.044 мама 049 — дедушка045 папа 050 — тетя046 брат (братья) 051 — дядя047 сестра (сестры) 052 — другие родственники048 бабушка
  192. Большое спасибо за ответы!
  193. Анализ ответов на вопрос № 8
  194. А. Когда я нахожусь в компании друзей, то чувствую себя.90% Хорошо, отлично, весело, нормально10% Не ответили
  195. Б. Когда я нахожусь один, то мне.75% Скучно, плохо, грустно10% Хорошо, «просто праздник», «можно делать все, что хочешь"15% Хочется поиграть или погулять
  196. Лучше всего у меня получается.60% Мастерить, играть, рисовать20% Смотреть ТВ20% Не ответили
  197. Тест «Незаконченные предложения"1. Инструкция:
  198. Закончите написанные ниже предложения. Делайте это как можно быстрее. Если какое-то предложение покажется Вам трудным, и Вы не сможете сразу придумать к нему окончание, поставьте «галочку» и вернитесь к нему в конце работы.1. Будущее кажется мне.
  199. Иногда мне кажется, что я.
  200. Когда я сравниваю себя с другими.4. Боюсь, что я.5. Очень не хочу.6. Больше всего мне мешает.7. Если бы было можно.8. Обычно я .
  201. Меня охватывает сильная тревога.10. Предстоящие трудности.11. Со мной.12. Мне не хватает.13. Я волнуюсь, когда.
  202. Я был бы доволен, если бы.
  203. Я нередко ловлю себя на том,.16. Я почти никогда.17. Когда мне не везет.18. Мне очень трудно.
  204. Мне хотелось бы перестать бояться.20. Я не могу.21. Возможные неудачи.22. Мои желания и мечты.23. Часто я не замечаю.
  205. Когда мне приходится ждать.25. Я сильно беспокоюсь.
  206. Примерная структура занятия
  207. Этапы Время Задачи Средства Роль педагога1. Приветствие 10−15 мин. Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу субкультурного пространства Ритуалы приветствия Обеспечить каждому подростку максимально комфортное самочувствие
  208. Начало работы 5−10 мин. Сформировать мотивацию к участию в предстоящей работе В соответствии с темой наполняется новым содержанием Предоставить каждому подростку возможность выразить его идею
  209. Разминка 5−10 мин. 1. Включить подростков в совместную деятельность. 2. Развить межличностные связи. 3. Актерский тренинг. Упражнения и игры Стимулировать творческий поиск подростков
  210. СКОЛЬКО ГОЛОВ — СТОЛЬКО УМОВ
  211. Говорить правду терять дружбу.
  212. Шутка ведется не ради вреда и не ради стыда.
  213. Дело не волк, в лес не убежит.8. Шути, шути, а рожь купи.9. Друзья познаются в беде.
  214. Моя хата с краю, ничего не знаю. И. Правда хорошо, а счастье лучше.
  215. Шути да осторожно, а то в беду попасть можно.
  216. Чужое добро впрок не идет.14. Простота хуже воровства.
  217. От трудов праведных не наживешь палат каменных.16. Шутка в добро не ведет.
  218. Что наша честь, если нечего есть.
  219. Старый друг лучше новых двух.
  220. Стыд не дым, глаза — не выест.20. Не в свои сани не садись.
  221. Дружба дружбой, а служба -службой.
  222. С кем поведешься, от того и наберешься.
  223. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.24. Дают бери, бьют — беги.
  224. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
  225. Результаты обработки анкеты «Сколько голов столько умов"1. Респонденты ^ Пословицы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5
  226. Максим + + + + + - + + - + + + - - - + + + + + + + - +
  227. Владимир + + + + + + + + - + - + - - - - + + + + + + + +
  228. З.Даниил С. + + + + + + + - + + - - + - - + - + - + + + +
  229. Тигран + + + - + + + + - - + + - - + - + - + + + + + +
  230. Александр + + + - + + + + - - + - + - - - + - - + - + + +
  231. Даниил К. + + + - + + + + - - + + - - - + + + + - + + + +
  232. Алексе й + + - - + - + + - + + - - - - + + + + - - + + +
  233. Дмитрий Ч. — + + - - + + + - + + + - + - - + - + + + + + +
  234. Никита + + + + + + + + - - + - - - - - + - + + + - - +
  235. Артем + + + - + - + + - + + + - - - - + - + - + - - +
  236. Н.Дмитр ий Т. + + - + + - + + - + + + + - - - + - + + + - + +
  237. Вячеслав + - + - + - + + + - + - - + - - + - + - + + - +
  238. Виктор + + + - + - + + + + - + - + - - + + - + + + + +
  239. Алексей К. — + + - - + + - + + + + - + + + + - + - + + +
  240. Анализ беседы с родителями подростков целевой группы (проведен через 4 месяца после начала занятий)
  241. Был задан вопрос: «Как Ваши дети подросткового возраста проводят свой досуг, когда не посещают занятия в Центре?»
  242. Ответы: праздно, безалаберно-досуг занят учебными и домашними делами.
  243. В ответах родителей не зафиксировано понимание того обстоятельства, что досуговые интересы их детей формируются в начальных классах.
Заполнить форму текущей работой