Научные методы управления развитием рынка бытовых услуг
Основы старой системы планирования и прогнозирования в современных условиях пытаются использовать, несколько модифицировав, при формировании комплексных программ развития территорий и/или различных специализированных целевых программ. Большое количество таких программ, использующих многокритериальную оптимизацию, создается на региональном и местном уровне. Эти модели, как правило, весьма сложны… Читать ещё >
Научные методы управления развитием рынка бытовых услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Активизация процессов реформирования экономических структур выдвинуло на одно из первых мест проблему организации эффективного управления в условиях рыночной экономики. Управление каждым видом услуг имеет свою специфику. Рамки данной работы ограничены рассмотрением управления бытовым обслуживанием населения. Как показано в предыдущем пункте, управление этой отраслью осуществляется в основном на муниципальном уровне. В связи с тем, что на этом уровне не осуществляется финансирование услуг, являющихся общественными благами, речь может идти лишь о рыночных методах управления.
Старая система административного управления основывалась на технократическом подходе, основанием которого была государственная система управления народным хозяйством, а информационной основой — государственная статистика. В качестве цели прогнозирования и планирования использовалось достижение нормативов рационального потребления конкретного вида услуг.
После приватизации и перехода к рыночным методам управления данная система действует лишь частично для услуг, являющихся общественными благами и финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов (медицина, образование, культура).
Информационную основу новых систем управления должна составлять достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества с позиции комплексной оценки результатов социально-экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития. Существующие системы информационной поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики, настроены на дореформенную экономику, они во многих случаях бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в обществе.
Проанализируем опыт разработки различных моделей развития бытового обслуживания и источников информации, которые они используют.
Основы старой системы планирования и прогнозирования в современных условиях пытаются использовать, несколько модифицировав, при формировании комплексных программ развития территорий и/или различных специализированных целевых программ. Большое количество таких программ, использующих многокритериальную оптимизацию, создается на региональном и местном уровне [2,5,8,30,40,66 и другие]. Эти модели, как правило, весьма сложны, приоритеты целевых функций, входящих в комплексную функцию, весьма субъективны. Параметры, определяющие степень эффективности — традиционны для СССР (государство рассматривается как одно большое предприятие), что противоречит современным задачам власти. Очень редко в таких программах фигурирует в качестве одной из целевых функций или блока развитие сферы бытовых услуг, а если и существует, то с весьма низким приоритетом. Такие программы формируются чаще всего в промышленных регионах, где приоритет отдается развитию крупных предприятий, особенно если это градообразующие предприятия, полностью или частично находящиеся в собственности государства.
В тех регионах, где приоритеты уже сменились и на первый план вышел региональный процесс воспроизводства условий жизни населения, формирование стратегий развития идет на базе совершенно иных целей и приоритетов[39,41,58,70 и другие]. Это обусловлено переходом от управления производством к управлению социальными процессами, проходящими на территории. В настоящее время число рычагов влияния региональных властей на деятельность предприятий и предпринимателей значительно сократилось, однако создание благоприятных условий для проживания на территории, остается в числе проблем, требующих первоочередного решения и относящихся к компетенции региональных властей. При таком подходе формируется целевая программа с выбором главной цели и критерия оптимизации для оценки степени ее достижения. На их основе формируются подцели более низкого уровня. В таких системах чаще всего для оценки используются показатели, характеризующие определенные социальные стандарты (не валовой продукт, объем инвестиций, фондоотдача, а прожиточный минимум, среднедушевой доход, объем средств, направленных на социальные программы и т. п.). Естественно, сфере бытовых услуг отводится существенно большее место.
Проблема регулирования сферы бытовых услуг на уровне региональных органов управления, как правило, включает в себя значительное число аспектов, в частности, стратегию и тактику социальной политики, выбор форм, методов и рычагов экономического воздействия на развитие бытового обслуживания и структуры управления. Сейчас эти вопросы решаются программно-целевыми методами, которые разрабатывались: Р. А. Дулаевым, П. П. Журавлевым, Ю. П. Ивановым, А. Р. Лейбкинд, Д. А. Менцевым, Н. Н. Моисеевым, А. А. Петровым, Б. А. Рудником, Ю. М. Самохиным, К. П. Самсоновым, В. Л. Тамбовцевым, Р. И. Шипнер, В. А. Агафоновым, Е. В. Рудневой, Е. З. Мийминасом.