Древнейшая русская письменная культура (Х-ХI века)
Существуют памятники древнерусской письменной культуры, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из-за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности. Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных… Читать ещё >
Древнейшая русская письменная культура (Х-ХI века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В древнейшее время на Руси так же, как в других славянских странах, по-видимому, издавна существовала практика записи речи греческими буквами. От Х века сохранились некоторые памятники, свидетельствующие о возможности знакомства славян с письменными записями и византийской нумерацией до принятия христианства в 988 г. Они написаны греческим письмом, письмом типа кириллицы (греческими буквами с добавлением знаков для выражения специфических славянских звуков) и кириллицей. Древнейшей, относящейся к Х веку, считается кириллическая запись одного слова на корчаге из Гнездова, которое читается по-разному, один из вариантов прочтения — «гороухша» .
Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость.
Следующими по времени являются надписи на золотых и серебряных монетах князя Владимира конца Х — начала XI века, которые стали чеканить сразу после введения христианства.
Следующую группу надписей образует эпиграфика. Граффити — записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние датированные граффити 1052 -1054 гг. встречаются в Софии Киевской — кафедральном соборе древнерусской митрополии.
Существуют памятники древнерусской письменной культуры, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из-за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности.
Еще одним почти не оставившим следов видом письменной культуры является запись чисел в системе абака. Абаком называется способ счета, при котором числовые «записи» производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов (камешков) на какой-нибудь ровной поверхности (рисунок 5). Разновидностью письменности были резные деревянные календари. Они представляли собой многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками — религиозные праздники.
Рисунок 5 — Абак Следующей по времени группой памятников древнерусской книжности являются берестяные грамоты. Новгородские берестяные грамоты — самые древние. Они относятся к ХI-ХV векам. Для получения бересты березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку, обрезали и просушивали. Содержание берестяных грамот — это реальная жизнь человека Древней Руси в его заботах и каждодневном труде. Очень мало среди них текстов религиозного содержания. Берестяная письменность почти не пересекалась с книжной, как бы дополняла ее. Сферой, обеспечивавшей существование берестяной письменности, был сам народ, его высокая грамотность. [8].