Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Урок первый. Для успешного решения проблемы подготовки и совершенствования офицерских кадров необходимо опираться на исторический опыт в этой сфере деятельности, как это делалось в России при создании системы военно-учебных заведений. Нельзя не глядя отметать то, что было накоплено предыдущими поколениями. В этом случае нарушается один из важнейших принципов — преемственность традиций, что, как… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел 1. Исторические предпосылки и необходимость создания системы подготовки офицерских кадров в России
  • Раздел 2. Основные направления деятельности государственных и военных органов Российской империи по совершенствованию и развитию военно-учебных заведений в первой половине XIX века
  • Раздел 3. Развитие системы обучения и воспитания офицеров российской армии в первой половине XIX века

Деятельность государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших задач исторической науки на современном этапе развития является установление подлинной картины исторического прошлого нашего Отечества. Современный этап исторического развития России характеризуется сложностью и противоречивостью изменений, происходящих и в структуре, и в содержании деятельности всей системы государственной власти. Одной из приоритетных задач государственного строительства в настоящее время является реформирование Вооруженных Сил России и повышение качества подготовки офицерских кадров.

По самой природе своей, выполняемым функциям в обществе и государстве армия традиционно относиться к числу государственных институтов, положение и престиж которого были наиболее высоки. Это совершенно естественно: ни общество, ни государство не могли допустить иного, не ставя под угрозу само свое существование. Поскольку на протяжении столетий существование государства зависело главным образом от боеспособности его Вооруженных Сил.

Лицо армии всегда определяет офицерский корпус — стержень армии, основа ее существования. Именно офицерский корпус концентрирует и воплощает в себе национальные военные традиции, в его среде вырабатывается преемственность поколений носителей воинской славы страны. Каков офицер — такова и армия.

Одним из достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс офицерской чести и нравственности в русской армии, а также положительный опыт подготовки офицерского корпуса. На протяжении длительного времени отечественная историческая наука пополнялась важнейшим историческим материалом по подготовке офицеров в учебных заведениях Военного министерства России, их обучении и воспитании. Изучение исторического прошлого офицерского корпуса, его лучших традиций, бережное к ним отношение в повседневной жизни является главным путем повышения его авторитета, а, следовательно, и укрепления Вооруженных Сил России на сегодняшнем непростом этапе их развития.

Актуальность исследования обусловливается рядом обстоятельств.

Во-первых, необходимостью объективного анализа деятельности государственных и военных органов России по подготовке офицерских кадров в первой половине XIX века, оценок событий того времени, поиска исторической правды, серьезного и взвешенного научного подхода к непростым явлениям и процессам данного исторического периода.

Во-вторых, значимостью исследования основных направлений подготовки офицерских кадров в России, которые позволят лучше понять и осмыслить те процессы, которые происходят в сегодняшнем обществе и армии, а, следовательно, имеют практическое значение для совершенствования обороноспособности страны и развития теории военного дела.

В-третьих, недостаточной разработанностью и освещением данной проблемы в современной исторической науке, отсутствием по этой теме специальных, крупных, обобщающих научных исследований по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века. Сегодня следует непредвзято разобраться в эволюционных процессах происходящих в русской армии, при подготовке российских офицеров на территории России в тот период времени.

В-четвертых, при решении задач военного строительства современной российской армии активно изучается зарубежный опыт деятельности военно-учебных заведений. Однако при всей своей значимости он не всегда соответствует российскому менталитету, а ближайший же отечественный опыт — настоящему политическому, экономическому и социальному устройству России.

В-пятых, необходимостью поиска новых подходов к изучаемой проблеме, нерешенностью многих дискуссионных вопросов, относящихся к данной теме. Материалы исследования могут быть использованы для разработки теоретических и практических вопросов подготовки офицерских кадров в современных Вооруженных Силах России.

Таким образом, данная проблема относится числу научно-актуальных и результаты исследования не только будут определенным вкладом в изучение отечественной истории, но и будут способствовать прогрессивному развитию отечественной исторической науки. Данное основание и стало определяющим для избрания ее соискателем в качестве предмета исторического исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Предлагаемая к исследованию научная проблема имеет достаточную источниковую базу, к ней можно отнести: труды видных государственных, общественных и военных деятелей первой половины XIX века по вопросам подготовки, обучения и воспитания офицерских кадров в военно-учебных заведениях Россииматериалы, связанные с деятельностью военно-учебных заведений и историей формирования офицерского корпуса русской армиистатистические источникинаучную литературупериодическую печатьотечественную историческую литературу по актуальным проблемам подготовки офицерских кадров в России. В отечественной историографии проблемы подготовки офицерских кадров военного ведомства, можно выделить три периода.

Первый период включает исследования, проводившиеся с начала XIX века по октябрь 1917 г. Реформы и эволюция государственных и военных органов Российской империи начала XIX века служили предметом исследования русских дореволюционных ученых. Общая картина подготовки российских офицеров была дана в сочинениях В. П. Алексеева, А. Д. Градовского, А. П. Пыпина, М. И. Богдановича, С. П. Покровского, В. И. Семевского, В. Е. Якушкина и других1.

1 См.: Алексеев В. П. Отечественная война в русской исторической литературе // 1812 — 1912. Отечественная война и русское общество. М., 1912. Т. 7- Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866- Покровский С. П. Министерская власть в.

История становления и развития системы подготовки офицерского корпуса нашла отражение в официальных изданиях, например: Д. А. Скалон «Столетие Военного министерства. 1802−1902» и других1.

Которые, несмотря на их правительственную ангажированность, позволяют получить некоторый полезный для исследователя фактический материал об участии верховной власти в подготовке офицерских кадров. Как правило, их появление приурочивалось к юбилейной или другой значительной дате в жизни того или иного кадетского корпуса. Многие публикации носят сухой официозный или парадно-описательный характер, в них отсутствует критический или аналитический материал.

В работах выдающегося военного педагога генерал-лейтенанта М.С. Лалаева2 основное внимание сосредоточено на вопросах организации и.

России. Ярославль, 1906; Пыпин А. П. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1871- Семевский В. И. Либеральные планы в правительственных сферах в первой половине царствования Александра I // Отечественная война и русское общество. М., 1911. Т. 2- Семевский В. И. Вопрос о преобразовании государственного строя в России в XVIII в. и первой четверти XIX в. // Былое. М., 1906. № 1−3- Раевский А. Ф. Записки русского офицера // Благонамеренный. СПб., 1818. Ч. 1- Чуйкевич П. В. Рассуждения о войне 1812 года. СПб., 1813 и др.

1 См.: Александров М. И. Сборник воспоминаний и материалов по истории Михайловского Воронежского кадетского корпуса и военной гимназии. Киев, 1889- Антонов А. Н. Первый кадетский корпус. Краткие исторические сведения. СПб., 1906; Геленковский П. А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700—1856 гг.). Изд. 2-е. СПб., 1904; Петров А. И. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-сиротского дома. 1798−1889. СПб., 1889- Викентъев В. П. Полоцкий кадетский корпус. Полоцк, 1901; Висковатов А. В. Краткая история Первого кадетского корпуса. СПб., 1902. Данилович Г. Г. Некоторые соображения, касающиеся устройства специальных классов кадетских корпусов. СПб., 1863- Жерве И. П., Строев В. К. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. 1712−1912. СПб., 1912; Завадский И. П. Владимирский киевский кадетский корпус. Киев, 1901; Крумецкий А. Д. Александровский кадетский корпус за первые 25 лет существования. Краткая историческая записка. СПб., 1898 и др.

См.: Лалаев М. С. Исторический очерк военных учебных заведений, деятельности военно-учебных заведений, а также на развитии отдельных типов военной школы. Однако, при всех несомненных достоинствах, эти работы имеют преимущественно описательный характер, изложенный материал практически не систематизирован, отсутствует анализ причинно-следственных связей проводившихся изменений.

Ко второму периоду относится историческая литература советского времени. Несмотря на излишнюю идеологизированность, историкам советского направления удалось глубоко исследовать вопросы подготовки офицерских кадров в первой половине XIX века. Наиболее всесторонний анализ данной проблемы представлен в работах Н. И. Алпатова, Л. Г. Бескровного, Л. П. Богданова, Т. П. Жестковой, П. А. Зайончковского, Г. П. Мещерякова, В. В. Пугачева и других1. Однако необходимо отметить, что целостного научного труда по данной проблеме издано не было.

Третий период — это работы, связанные с историческим повествованием материала исходя из современных требований, предъявляемых к современной науке: отход от догматических подходов к научным исследованиям и проведение работы, опираясь на объективность и беспристрастность в своих научных изысканиях. Данное направление только начинает набирать свои обороты, но имеет уже много сторонников. К их числу относятся: С. В. Волков, А. И. Каменев, А. Ю. Коваленко, В. Ю. Кудейкин, Н. А. Троицкий, И. Э. Ульянов, Д. Г. Целорунго, А.В. подведомственных Главном у их управлению. Ч. 1−3. СПб., 1880.

1 См.: Автократов В. Н. Военный приказ (К истории комплектования и формирования войск в России в начале XVIII в.). М., 1959; Алпатов Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. Дисс. докт.пед.наук. М., 1946; Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1974; Бескровный Л. Г, Русское военное искусство в XIX веке. М., 1974; Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX — XX столетий. 1881 — 1903. М., 1973; Жесткова Т. П. Краткий исторический очерк развития кадетских корпусов в России. Дисс.канд. ист.наук. М., 1944; Мещеряков Г. П. Русская военная мысль в XIX веке. М., 1973; Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. М., 1974 и др.

Чеботарев, И. А. Шеин и многие другие1.

Наиболее близко к избранной теме диссертации находится группа исследований, посвященная непосредственно системе подготовки офицерских кадров. Безусловной заслугой авторов этих работ является раскрытие ими темы военного образования в России. В то же время, в данных трудах не нашла своего отражения источниковая база исследования и авторы не в полной мере осветили вопросы подготовки офицерских кадров русской армии.

Таким образом, имеется объективная необходимость создания научного исследования, которое позволило бы изучить, проанализировать и.

1 См.: Волков СВ. Русский офицерский корпус. М., 1993; Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров России. М., 1990; Морозов СД. Сиделец в кабаке более офицера получает. //Военно-исторический журнал, 1998, № 1. С. 4 -16- Панин И. П Уроки трехсотлетней истории российской военной школы. //Военно-исторический журнал, 1998, № 6, С.2−9- Из истории аттестования командных кадров. // Военно-исторический журнал, 1966, № 1, С.99−104- Керсновский А. И. История русской армии. В 4 т. М., 1992 -1994; Троицкий Н. А. Фельдмаршал Кутузов: мифы и факты. М., 2002; Целорунго Д. Г. Русские офицеры — участники Бородинского сражения // Бородинское поле: история, культура, экология. Бородино, 2000; Чиненный С. А. Почему гусары не женятся?//Военно-исторический журнал. М., 2000. № 2. С.26−36- Шеин И. А. Отечественная война 1812 года: историографическое исследование. Дисс. докт.ист.наук. М., 2002 и др.

2 См.: Бесов А. Г. Военная политика России в XIX веке. Дисс. докт.ист.наук. М., 2002; Бондаренко В. Н. Кадетские корпуса России во второй половине XIX века: опыт, уроки. Дисс. канд.ист.наук. М., 1997; Бордунов СВ. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России во второй половине XIX — начале XX века. Дисс. канд.пед.наук. М., 1991; Изонов В. В. История военного образования в России в конце XIX — начале XX века. Дисс. канд.ист.наук. СПб., 1995; Кудейкин В. К. Деятельность государственных органов России по правовому регулированию строительства армии (XIX век — февраль 1917 г.). Дисс. канд.ист.наук, М., 1997; Попов В. В. Государственная национальная политика России в XIX веке (военно-исторический аспект па материалах Закавказья, Северного Кавказ и Средней Азии). Дисс.докт. ист. наук. М., 1997; Харламов В. И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны России (1700 — 1917). Дисс.докт.ист.наук. М., 1994; Михайлов А. А. Псковский кадетский корпус. 1882 — 1917 гг. Дисс. канд, ист.наук. СПб., 1994 и др. систематизировать опыт подготовки офицерских кадров России в первой половине XIX века. Соискатель считает, что специального научного анализа деятельности государственных и военных органов по подготовке офицеров в России первой половины XIX века не проводилось. Поэтому необходимость решения научной задачи, ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор темы, определили предмет и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является исторический опыт Российского государства по подготовке офицерских кадров в первой половине XIX века.

Предметом исследования выступает деятельность государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века.

Хронологические рамки исследования.

Во-первых, в начале XIX века, а именно 8 сентября 1802 г., в ходе общей реформы органов центрального государственного управления было образовано Военное министерство, первоначально названное Министерством военных сухопутных сил, которое объединило подготовку армейских офицерских кадров в России.

Во-вторых, к концу первой половины XIX века была полностью сформирована организационная структура Военного министерства, которая существовала практически без особых изменений до февраля 1917 г., структурно включало управление военно-учебных заведений России и была создана стройная система подготовки офицерских кадров в различных военно-учебных заведениях России.

Цель и задачи исследования

Учитывая актуальность исследования, а также практическую значимость темы и ее недостаточную разработанность в отечественной истории, диссертант полагает основной целью настоящего исследования дать объективный анализ, раскрыть основные направления и особенности деятельности государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров в рассматриваемый период, показать влияние этой деятельности на развитие русской армии и на государственную и военную политику проводимую на территории Российской империи в первой половине XIX века.

Исходя из этой цели, соискатель ставит перед собой следующие основные задачи:

— изучить степень научной разработанности проблемы и дать характеристику источниковой базы исследования;

— с помощью методов исторической науки осветить различные аспекты деятельности государственных и военных органов Российской империи по подготовке офицеров в первой половины XIX века;

— на основе конкретного исторического подхода рассмотреть экономические и социально-политические предпосылки формирования и развития системы подготовки офицерского корпуса России;

— провести исторический анализ причин и факторов реформирования военно-учебных заведений Российской империи, оказавших существенное влияние на дальнейшую подготовку офицеров и изучить систему обучения и воспитания офицерских кадров русской армии в данный исторический период;

— сформулировать теоретические выводы, вывести исторические уроки и практические рекомендации, вытекающие из деятельности государственных и военных органов по подготовке офицеров в России в первой половине XIX века.

Научная задача заключается в том, чтобы обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века, извлечь уроки из этой деятельности и дать практические рекомендации с целью использования их в современных условиях.

Методологические основы исследования.

При написании диссертации автор руководствовался диалектическим методом. Использование диалектического метода позволило рассматривать деятельность государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров как единый процесс, протекавший во всем многообразии взаимоотношений государственных и общественных интересов, которые и определяли его направленность на данном историческом этапе.

Проблема исследуется при помощи таких общенаучных принципов, как научность, объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений. Под объективностью соискатель подразумевает рассмотрение как источникового, так и реального исторического материала по теме диссертации. Под историзмом диссертант понимает анализ каждого исследуемого факта в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, единстве прошлого настоящего и будущего. Поэтому автор анализирует все источники и литературу по проблеме как с точки зрения накопления и систематизации, так и с точки зрения их оценки и интеграции. Используя методологию не только в качестве учения о методах научного познания, но и как систему методов и определенных подходов к изучению данной научной проблемы, исследователь выделил приоритетные среди них. Общенаучные методы: исторический и логический, классификационный, обобщения, сравнения, аналогии. Специально-исторические методы: системный и сопоставительный, проблемно-хронологический, личностно-деятельностный, актуализации, периодизации и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.

Применяя разнообразные методы исследования, автор сумел выявить и изучить отдельные структурные элементы системы подготовки офицеров русской армии, установить существовавшие между ними связи.

Источниковедческую базу исследования составили: законодательные актыархивные материалыстатистические отчетыдневники, воспоминания, мемуары и военная периодика.

Материалы, дающие представление об офицерском корпусе России, и соответственно о развитии системы военно-учебных заведений, можно.

разделить на четыре основные группы: законодательные, архивные, статистические и материалы периодической печати.

К первой группе источников относятся законодательные акты. Законодательство, регулировавшее процессы в области комплектования армии, делится на два вида: общеимперское и военное. К общеимперским законам России относятся: 1-е, 2-е, 3-е Полное Собрание Законов (ПСЗ) Российской империи и Свод Законов Российской империи.

Законодательные акты, действовавшие только в границах военного ведомства, представлены погодовыми сборниками приказов военного министерства и Сводом Военных Постановлений (СВП). Свод состоит из 24 книг, каждая из которых имеет отношение к конкретной области военного законодательства. Так, например, книга шестая посвящена комплектованию армии (в том числе и офицерского корпуса), книга пятнадцатая — военно-учебным заведениям.

Впервые СВП был издан в 1838 — 1839 гг. в пяти частях, каждая из которых состояла из нескольких книг. Затем до 1852 г. было издано девять приложений к Своду. Повторно Свод военных постановлений с учетом всех изменений и дополнений вышел в 1859 г., после чего до 1870 г. было напечатано к нему шесть приложений. Третий, и последний, раз Свод военных постановлений был составлен в 1869 г., и до конца существования русской армии ссылки по всем вопросам воинской службы делались на Свод военных постановлений 1869 года. Свод состоял из шести частей: 1 — Военные управления, 2 — Войска регулярные, 3 — Войска иррегулярные, 4 — Военные заведения, 5 — Военное хозяйство, 6 — Военно-уголовные уставы. Они включали в общей сложности 24 книги, каждая из которых посвящена конкретной области военного законодательства. Это собрание законодательных актов и содержит в себе все положения, регулировавшие службу офицеров в военно-учебных заведениях. Кроме того, ежегодно начиная с 1809 г. издавались хронологические своды приказов по военному ведомству. Обзор важнейших законодательных актов содержится в многотомном юбилейном труде «Столетие Военного министерства», вышедшем в 1902—1914 гг. Это издание включает и богатый источниковый материал по комплектованию и убыли офицерского состава.

Ко второй группе источников относятся архивные материалы. Основная масса документов по избранной теме диссертации содержится в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА). В частности, материалы фонда 725 (Главного управления военно-учебных заведений — ГУВУЗ) были использованы для анализа процесса формирования источников пополнения военно-учебных заведений. В фондах 1 (канцелярия военного министерства), 400 (Главный Штаб), 200 (Главное управление Генерального штаба) содержится немало ценных данных о положении офицерского корпуса — его материальном обеспечении, чинопроизводстве, переводах и увольнениях в запас и отставку, а также об особенностях подготовки офицерских кадров в России. Это подлинные послужные списки офицеров, так как послужной список был основном документом о службе офицера, содержащим все сведения о нем, в том числе и об его военном образовании, и представлялся во всех случаях, когда должно было последовать какое-либо изменение в служебном положении офицера — повышение в чине, отставка и т. п., а также раз в пять лет независимо от этогопоэтому они сохранились в большом количестве, и если офицер служил достаточно долго, то в архиве можно обнаружить до 10 и более его послужных списков на разные годы, указы об отставке и краткие записки о службе, т. е. документы, содержащие изложение службы офицера и основные данные о нем: происхождение, образование и семейное положение.

Именных указателей к фондам не существует, так как пофамильная картотека имеется только по фонду Главного штаба, но в особый фонд выделена коллекция послужных списков офицеров, охватывающая главным образом период с последней четверти XIX века до конца существования русской армии, где опись фамилий составлена по алфавиту. В целом, при работе над диссертацией были использованы материалы 9 фондов РГВИА.

Определенная часть документов, имеющих отношение к теме исследования, содержится также в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Эго — фонд председателя комитета Государственной думы по обороне А. И. Гучкова и фонд 102 Департамента полиции (ДП). Материалы Департамента полиции позволили изучить одну из основных причин ухода военнослужащих из армии — возможность устроиться на работу в гражданском ведомстве, сохраняя при этом статус офицера действительной службы. Кроме того, в фонде 102 ГАРФ содержатся важные данные о национальной политике в империи, что существенно помогло автору в проведении им анализа национальной политики правительства в области подготовки и комплектования офицерского состава русской армии. Многие документы как из этого, так и вышеперечисленных фондов вводятся в научный оборот впервые.

К третьей группе источников относятся опубликованные источники статистического и документального характера. К ним относятся всеподданнейшие доклады и отчеты военного министерства по годам, а также разнообразные списки, касающиеся личного состава офицерского корпуса. Кроме этого дневники, воспоминания, мемуары. При анализе данного вида источников всегда необходимо учитывать такой фактор, как субъективное отношение авторов к описываемым событиям. Очень часто такой подход искажает историческую действительность. Тем не менее, ознакомление с мемуарной литературой помогает иногда выходить на такие проблемы.

Юбилейные издания и исследования, посвященные учебным заведениям военного ведомства. К юбилейным изданиям относятся работы, приуроченные к круглым датам в деятельности военного министерства, ГУВУЗ и отдельных военно-учебных заведений.

Всеподданнейшие доклады. Издавались в ограниченном числе (20−30 экземпляров) литографическим способом. Предназначались лично императору, военному министру, начальникам Главных управлений и некоторым высшим сановникам Российской империи. Ценны они тем, что отражали реальное состояние армии (в том числе и офицерского корпуса) и содержали конкретные предложения по решению тех или иных проблем, связанных с обучением и воспитанием офицерских кадров.

Всеподданнейшие отчёты. В отличие от всеподданнейших докладов, издавались типографским способом и были доступны более широкому кругу должностных лиц. Выходили из печати с опозданием на два года. Несомненным их достоинством является обилие статистических данных, так как сведения подобного рода в основном публиковались Главными управлениями, Главным и Генеральным штабами в своих обзорах, из которых и состояли всеподданнейшие отчеты. Необходимо отметить, что статистический анализ, проведенный на основе данного источника, позволил автору не только выйти на те же проблемы, о которых говорилось во всеподданнейших докладах, но и более глубоко изучить вопросы подготовки офицеров. Ещё одной характерной особенностью всеподданнейших отчетов является то, что в них продублированы многие статистические данные из архивных документов.

Статистические и иные данные сводного характера, так или иначе касающиеся системы подготовки офицерских кадров, содержатся в ряде изданий, увидевших свет во второй половине XIX века. Это в первую очередь: «Историческое обозрение военно-сухопутного управления с 1825 по 1850 гг.», «Исторический очерк деятельности военного управления в России (1855—1880 гг.)», «Исторический очерк военно-учебных заведений». В этих изданиях систематизированы данные ежегодных «Всеподданнейших отчетов Военного министерства». Цифровой материал по офицерскому составу содержится также в «Военно-статистическом сборнике» и «Военно-статистических ежегодниках армии».

Особо следует остановиться на изданиях, содержащих списки офицеров, т. е. отражающих сам состав российского офицерства. К сожалению, именно эти издания, представляющие собой наиболее ценный материал как источник для множества научных исследований, почти совершенно неизвестны и даже упоминания о них крайне редки. Дело в том, что в России довольно хорошо был поставлен выпуск справочных изданий по персональному составу находившихся на государственной службе. С 1838 г. офицерские списки издают по каждому чину отдельно: списки генералам, полковникам, подполковникам и майорам. Они стали более подробными, содержали данные о должности, точных датах производства в офицеры, старшинства в последнем чине и датах получения различных наград, а для генералов указывалось и получаемое на службе содержание. В некоторые годы списки издавали по нескольку раз, а иногда не издавали совсем. Столь подробные сведения превращали списки по чинам в сокращенный вариант послужного списка. Те же данные содержались в «Списке Генерального штаба».

К четвертой группе источников относятся издания периодической печати. В диссертационном исследовании автором были широко использованы материалы таких журнальных изданий как «Ветеран», «Военно-исторический журнал», «Военная мысль», «Военные знания», «Воин», «Родина», «На боевом посту».

Среди газетных изданий такие как: «Аргументы и факты», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Московская правда», «Независимая газета», «Независимое военное обозрение», «Российская газета», «Сегодня», «Совершенно секретно» и др.

Все вышеперечисленные источники составили источниковую базу диссертации.

При работе над диссертацией хорошим подспорьем стали работы отечественных историков, докторские и кандидатские диссертации, научные статьи, относящиеся к исследуемой проблеме и литература справочного характера.

Таким образом, мы видим, что источниковедческая база по теме исследования достаточно широка. Вместе с тем комплексному анализу и обобщению до этого не были подвергнуты ни сама тема, ни отдельные ее составляющие. Кроме того, отечественные историки советского и современного периодов обошли своим вниманием ряд ценных архивных материалов, опубликованных документов и многочисленных публикаций дореволюционного периода.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

— на основе современных достижений исторической науки всесторонне и комплексно решается научная задача — подготовка офицерских кадров русской армии в первой половине XIX века;

— исследование позволяет по новому взглянуть на основные формы и направления деятельности государственных и военных органов в области подготовки офицерских кадров в России;

— данная работа помогает отечественной исторической науке исследовать вопросы обучения и воспитания офицеров как результат влияния ряда взаимосвязанных факторов, многие из которых, в частности, пополнение контингента воспитанников военно-учебных заведений и их чинопроизводство, не были изучены до сих пор;

— по-новому рассматривается такая проблема, как сословная и национально-религиозная политика правительства в области комплектования военно-учебных заведений;

— в научный оборот введены ранее неизвестные архивные документы и материалы, на основе анализа которых получены новые сведения о состоянии и положении офицерского состава русской армии в первой половине XIX века.

Исходя из содержания и научной новизны диссертации на защиту выносятся следующие основные положения:

— обоснование исторической необходимости совершенствования и развития системы подготовки офицерских кадров русской армии в рассматриваемый период;

— итоги деятельности государственных и военных органов Российской империи в области управления военно-учебными заведениями и по подготовке офицерских кадров;

— авторские оценки развития системы обучения и воспитания офицерского корпуса России в первой половине XIX векатеоретические выводы, научно-практические рекомендации, сформулированные на основе анализа проблемы и направленные на дальнейшее совершенствование деятельности государственных и военных органов по совершенствованию системы подготовки офицеров российской армии, деятельности военно-учебных заведений на современном этапе развития военной организации страны.

Научно-практическая значимость работы определяется интересом современной исторической науки России к вопросам деятельности государственных и военных органов по подготовке офицерских кадров. Анализируемый в ней материал и сделанные выводы могут способствовать дальнейшему развитию отечественной исторической науки, так как расширяют знания по истории офицерского корпуса страны. Уроки и практические рекомендации могут способствовать дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности государственных, военных органов и общественных организаций Российской Федерации по повышению обороноспособности страны.

Практическая значимость работы определяется актуальностью исторического опыта подготовки офицерского состава России в первой половине XIX века. Вводимые в научный оборот новые архивные данные, анализ имеющейся литературы, сформулированные в диссертации выводы, уроки и предложения могут быть использованы при дальнейшем изучении различных аспектов не только исследуемой темы, но и истории пореформенной России в целом. Кроме того, результаты исследования, как нам представляется, могут быть полезны государственным органам и прежде всего Министерству обороны Российской Федерации, для проведения сравнительного анализа положения дел в области подготовки офицерского состава и улучшения его состояния на основе использования опыта русской армии.

Апробация исследования и публикации по теме.

Основные положения диссертации излагались в выступлениях на научно-практических конференциях кафедры истории и кафедры истории войн и военного искусства Военного университета, заседаниях кафедры истории и предметно-методической комиссии «Отечественная история», при проведении совместных военно-научных конференций Академии военных наук и Министерства обороны РФ.

Отдельные материалы использованы в ходе занятий по общественно-государственной подготовке с офицерами. Кроме этого положения диссертационного исследования применялись в ходе проведения боевой подготовки и воспитательной работы с личным составом Общевойсковой академии Вооруженных Сил России.

Основное содержание исследования отражено в публикациях:

1. Деятельность государственных и военных органов Российской империи по подготовке офицерских кадров в первой половине XIX века. // Вестник Академии военных наук. М. АВН, 2006. № 8. Ч. 1. — 1,0 п.л.

2. Совершенствование и развитие системы военно-учебных заведений России в первой половине XIX века. // Вестник Военного университета. М., 2007. № 2.-1,1 п.л.

Выводы по 3 разделу.

Как установил диссертант, в ходе исследования, военно-профессиональное образование в первой половине XIX века в России характеризуется последовательностью подготовки офицерских кадров.

Позитивными тенденциями, характеризующими военно-профессиональное образование, являлись: а) направленность учебно-воспитательного процесса, когда на вооружение обучаемых становились фундаментальные знания по гуманитарным предметам и точным наукам, а также основательные теоретические и практические знания по специальным военным дисциплинамб) усиление индивидуализации процесса обучения по мере получения офицером среднего общеобразовательного, среднего специального и высшего военного образованияв) введение в учебных курсах и программах обучения наиболее приоритетных для данного вуза предметов и сосредоточение на них основных усилий профессорско-преподавательского состава и обучаемых военно-учебного заведенияг) активное использование материальных и моральных стимулов реального повышения эффективности учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых и преподавателей вузовд) постоянное совершенствование учебно-материальной базы военно-учебных заведений.

Негативные тенденции: а) недостаточная психолого-педагогическая подготовка обучаемых, вызванная отсутствием в военно-учебных заведениях предметов военной педагогики и психологииб) недостаточное вооружение кадет и слушателей методами познавательной деятельности.

Комплектование военно-учебных заведений кадетами и слушателями осуществлялось в соответствии с основными критериями, какими являлись социальное происхождение, политическая благонадежность, религиозные взгляды, национальность и уровень знаний поступающего.

Строгий отбор по уровню знаний поступающего, по степени его умственного развития, на взгляд диссертанта, имел положительное значение для военной школы, так как позволял комплектовать военно-учебные заведения России наиболее способным личным составом. В то же время учет при отборе в военные вузы социального происхождения поступающего, его политических убеждений, национальности, религиозных взглядов не могло не иметь негативных последствий для русской армии, так как значительная часть способной молодежи была лишена возможности получать военное образование, а значит и армия лишалась, в определенной степени, большой части высококвалифицированного офицерского состава.

Основными тенденциями, характеризующими подготовку офицерских кадров в военно-учебных заведениях России, являлись: а) преимущественное комплектование военных академий и кадетских корпусов представителями русского дворянства, введение в курс обучения православия, лояльности и качества знаний в число наиболее приоритетных критериев профессионального отбораб) усиление требований к уровню знаний поступающего, выразившееся: в постепенном увеличении количества вступительных экзаменов, по мере получения общего специального и высшего образованияв постепенном усложнении содержания учебных программ и вступительных экзаменов по развитии военной школыв наличии в учебных программах вступительных экзаменов предметов гуманитарного цикла, независимо от категории и специализации военно-учебного заведенияв высоком методическом уровне проведения вступительных экзаменов, цель которых была выявить не количество знаний, а их качество, не знание подробностей, а понимание данного предмета или явленияв широкой гласности при проведении конкурсных вступительных экзаменовв возможности поступать на любой курс среднего военно-учебного заведенияв) в двухступенчатом порядке поступления в военную академию, требующем от поступающего вначале сдать предварительный экзамен по месту службы на право поступления в академию, а затем вступительные экзамены в самой академии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема подготовки офицеров на различных этапах строительства Вооруженных Сил России является актуальной и многогранной. Как показывает ход истории, особой остроты она достигала в период крупномасштабных преобразований в государственной и военной сфере. Опыт современной военной реформы, ее успехи и недостатки лишний раз свидетельствуют, насколько сильно она зависит от того, специалистов какого профиля, уровня квалификации и в каком количестве готовят вузы. Поэтому изучение исторического опыта деятельности военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров способствует оптимальному решению многих проблем, которые испытывает система военного образования в наши дни.

Особый интерес представляет опыт категории военных вузов, действовавших в России в первой половине XIX века, которые именовались кадетскими корпусами. Их специфика заключалась в том, что они наряду с военными академиями служили для подготовки офицерских кадров, но, в отличие от академий, были ориентированы преимущественно на развитие практических навыков будущих офицеров российской армии.

Организация и содержание учебного процесса в кадетских корпусах и военных академиях диктовались в первую очередь необходимостью готовить для войск специалистов, владеющих не только теоретическими знаниями в избранной специальности, но и способных практически использовать эти знания, уверенно владеть в бою вооружением и техникой, а также обучать подчиненных.

Продолжительность обучения в кадетских корпусах определялась самыми различными факторами — от специфики той воинской специальности, по которой шла подготовка офицерских кадров, и уровня потребности войск в подготовленных специалистах до изменений военно-политической обстановки в мире. За время существования этих учебных заведений срок обучения неоднократно изменялся как в сторону увеличения, так (в отдельных вузах) — и сокращения.

Исследование показало, что за учебной деятельностью военно-учебных заведений России со стороны военного командования был установлен жесткий контроль. Ежегодно организовывались итоговые проверки, в ходе которых к обучаемым предъявлялись весьма высокие требования.

Военное министерство, командование кадетских корпусов и военных академий всемерно заботились о том, чтобы в учебных программах и в организации учебного процесса находили отражение опыт боевых действий, полученный русской армией в войнах XVIII — первой четверти XIX века, различные новшества в военном деле, а также появление новых видов и образцов вооружения вследствие технического прогресса.

Одновременно сами военно-учебные заведения выступали центрами научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. Личный состав военных академий внес большой вклад в дело развития военно-технической и рационализаторской мыслина их базе прошли испытание, доработку и усовершенствование различные виды вооружения, многие приборы, механизмы, технические устройства и приспособления, а также были сделаны новые изобретения, внедренные в войска.

Вместе с тем не все нововведения в учебных программах отвечали насущным потребностям войск. Так, в Школе гвардейских подпрапорщиков пренебрежение тактикой в угоду узкоспециальным дисциплинам сыграло негативную роль, что с наглядностью подтверждалось отношением к ее выпускникам в кавалерийских частях.

Подобные факты снижали результативность деятельности военно-учебных заведений России, отрицательно сказывались на уровне подготовки офицерского состава.

По мнению диссертанта, ценным для современной военной школы является следующий положительный опыт подготовки офицерских кадров русской армии, имевший место в военно-учебных заведениях России: — использование в военно-учебных заведениях большого количества профессорского и преподавательского состава из гражданских вузоввозможность для профессорско-преподавательского состава проводить занятия по избранному предмету, разделу, теме одновременно в нескольких военно-учебных заведениях гарнизонаналичие при военных академиях системы подготовки преподавательских кадров из числа адъюнктов.

Как было установлено автором в ходе исследования, воспитание и самовоспитание в военной школе России были тесно связаны между собой, воспитание предшествовало самовоспитанию, а, с другой стороны, самовоспитание, являясь средством воспитания, во многом обусловливало эффективность этого процесса. Кроме этого, военная школа дореволюционной России первой половины XIX века располагала стройной теорией воспитания офицерских кадров, цели, задачи, содержание, общие педагогические требования которой реализовались на практике посредством разнообразных воспитательных средств.

Содержание воспитания офицерского состава включало в качестве составных частей нравственное, умственное и физическое воспитание. Основой же процесса воспитания, его руководящей соединительной частью являлось в военных вузах России нравственное воспитание.

В военной школе России имели место также эстетическое, трудовое, религиозное, правовое, патриотическое и профессионально-этическое воспитание. Однако в теории и практике воспитания офицерских кадров они не рассматриваются самостоятельно, а вместе с нравственными категориями и нравственными обязанностями составляют основу нравственного воспитания. Содержание, организация и методика воспитания офицерских кадров определялись общими педагогическими требованиями, исполнявшими роль принципов воспитания. К ним относились требования: вести воспитание индивидуальновоспитание должно быть основано на уважении личного достоинства воспитываемых, заботе о них, уважении и взаимной любви воспитываемых к воспитателям и разумной требовательности последнихопора на положительное в личности воспитываемогоединство и согласованность воспитательных воздействий.

В результате проведенного исследования диссертант пришел к следующим выводам.

1. Создание особого типа военных учебных заведений — кадетских корпусов и военных академий — стало следствием постоянно возраставшей потребности армии в офицерских кадрах, стремления государственного и военного руководства России учитывать уроки современных войн, выявивших особую потребность в кадрах подготовленных специалистов, появления новых родов войск и других факторов. Создание системы подготовки офицерских кадров явилось закономерным продолжением военных реформ проводившихся в России. Как свидетельствуют источники, высшие военные органы, решая проблему подготовки офицерских кадров как одну из важнейших в сфере военного строительства, руководствовались положениями о том, что боеспособность армии зависит от уровня профессиональной подготовки, морально-боевых и командирских качеств офицерского корпуса. Одним из первых шагов в этом направлении было создание специальных военно-учебных заведений по профессиональной подготовке офицеров — кадетских корпусов. В этом смысле характерно, что система подготовки офицерских кадров начала оформляться в условиях реформ проводившихся в период правления императора Александра I, что свидетельствует о том большом значении, которое политическое и военное руководство России придавало этим военно-учебным заведениям.

Военное министерство России проделало значительную организаторскую и законотворческую работу в целях создания дееспособной системы подготовки и переподготовки офицерского состава. При этом активно учитывался как опыт передовых европейских стран, так и отечественный опыт, накопленный на протяжении многих десятилетий существования образцовых и учебных частей и подразделений. Таких какОбразцовый пехотный полк, Кавалерийский эскадрон, пешая и конная артиллерийские батареи, и др. Преемственность традиций в сочетании с творческой постановкой и решением задач, стоящих перед Вооруженными Силами России в данную историческую эпоху, послужило надежной основой для создания качественно нового звена в системе военного образования.

Вопросами совершенствования подготовки офицеров лично занимались первые лица государства и военного ведомства, включая российских императоров Александра I и Николая I. Важную роль в формировании высокого статуса военно-учебных заведений играла их подчиненность органам высшего военного руководства.

В деятельности военных академий и кадетских корпусов заметна роль виднейших представителей военного ведомства Российской империи — А. А. Аракчеева, М. И. Кутузова, А. А. Жомени, А. П. Ростовцева и других, усилиями которых эти учебные заведения заняли достойное место в системе военного образования России.

2. В исследованный период в качестве одной из главных тенденций выступало неослабное внимание высших государственных и военных органов к вопросам развития и совершенствования организационно-штатной структуры военно-учебных заведений, и в первую очередь — их комплектования постоянным составом. Особое внимание обращалось на принятие в штат военных академий и кадетских корпусов высоко подготовленного руководящего состава, преподавательского и воспитательского персонала, на укомплектование подразделениями обеспечения и обслуживания. Без выполнения этих важнейших условий успешная подготовка военных специалистов для русской армии оказывалась невозможной, поскольку только высокие деловые и моральные качества лиц постоянного состава, их преданность службе, наличие необходимого образования и достаточного опыта служебно-войсковой деятельности позволяли эффективно руководить процессом обучения и воспитания офицеров и нижних чинов.

Процесс постоянной модернизации организационно-штатной структуры кадетских корпусов увязывался с развитием теории и практики военного дела. Диссертантом установлено, что единой системы в этом смысле не существовало, кадетские корпуса строились в зависимости от конкретных потребностей войск, традиций прошлого, взглядов должностных лиц, непосредственно руководивших деятельностью этих учебных заведений, и других факторов. В то же время, несмотря на специфику деятельности и своеобразие организационно-штатной структуры в каждом из кадетских корпусов, наиболее удачные и оправдавшие себя решения заимствовались другими учебными заведениями такого типа, что повышало действенность всей системы.

В вопросах комплектования кадетских корпусов переменным составом военное ведомство также проявляло дифференцированный подход. В первую очередь комплектование происходило из числа потомственных дворян и детей погибших при исполнении воинского долга офицеров.

3. Государственное и военное руководство России осознавало решающее значение материально-технического и финансового обеспечения учебного процесса для высококачественной подготовки обучаемых в кадетских корпусах и слушателей военных академий, для чего предпринимались значительные меры с тем, чтобы такое обеспечение было регулярным и в необходимых объемах.

В первую очередь внимание обращалось на создание и поддержание на современном уровне учебно-материальной базы. Ее состояние в целом своевременно отражало процессы, происходившие в военном деле, и перемены в военной технике. Однако со временем, в частности, накануне Крымской войны 1853−1856 гг. уровень материально-технического обеспечения учебного процесса в кадетских корпусах стал отставать от потребностей времени.

Наиболее сложно решался вопрос с финансированием. Военное министерство испытывало в этом плане серьезные затруднения, далеко не всегда встречая поддержку своих запросов в Министерстве финансов, чиновники которого были в целом далеки от нужд военного образования, как и от армейских проблем вообще. Финансовая проблема на протяжении всей истории военно-учебных заведений оставалась одной из самых острых. Недостаточный объем финансирования, зависимость России от поставок военной техники и запасных частей из-за границы, некритическое восприятие мирового опыта деятельности такого рода вузов — все это снижало возможности подготовки специалистов соответствующего профиля и отрицательно сказывалось на боеготовности русской армии накануне и во время Крымской войны.

4. Как и задумывалось с самого начала, кадетские корпуса действительно стали учебными заведениями нового типа, отличаясь практической направленностью обучения, тесной увязкой учебного процесса с нововведениями в военном деле, появлением новинок в технике и вооружении.

Практическая, «войсковая» направленность в деятельности кадетских корпусов проявлялась и в содержании учебных программ, и в организации процесса обучения, и на стадии контроля за деятельностью вузов. Реализовать передовые достижения военного искусства и военно-технической мысли в войсках в кратчайшие сроки — вот лейтмотив высшего военного руководства России по отношению к вузам данной категории.

В то же время, как свидетельствуют документы, отношение военного командования к предназначению кадетских корпусов не всегда было однозначным и увязывалось не только с развитием военного дела и потребностями войск. Не последнюю, а порой и определяющую роль здесь играл личностный фактор.

5. Многие военные академии выступали центрами научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. Личный состав Императорской академии Генерального штаба и других академий внес большой вклад в дело развития военно-технической и рационализаторской мыслина их базе испытывались, дорабатывались и совершенствовались различные виды вооружения, приборы, технические устройства и приспособления, а также были осуществлены изобретения, полезные в войсках. В работе академий принимали участие выдающиеся деятели русской науки и военного дела — Д. Н. Менделеев, Н. И. Пирогов и другие.

Однако не все нововведения в практике деятельности академий отвечали насущным потребностям войск. Так, пренебрежение тактикой в угоду узкоспециальным дисциплинам одно время было характерно и для академии Генерального штаба. Более того, не всегда офицеры могли найти применение своим обширным и уникальным знаниям.

6. В целом на основании проведенного исследования можно утверждать, что военно-учебные заведения России сыграли значительную роль в процессе подготовки офицерских кадров для русской армии. Кадетские корпуса наряду с военными академиями внесли неоценимый вклад в совершенствование подготовки офицерского состава, являясь проводниками всего нового и передового в военно-профессиональной сфере.

Таким образом, большинство военно-учебных заведений отвечали предъявляемым к ним требованиям и за годы своего существования подготовили немалое количество специалистов по различным видам воинской деятельности, которые были активно востребованы в войсках. Вместе с тем в силу различных обстоятельств они не в полной мере смогли использовать имеющийся творческий и военно-научный потенциал. Причиной этого было недостаточное внимание Военного министерства к подготовке офицерских кадров, запоздалое реагирование на потребности времени, субъективизм, узковедомственный подход к вопросам предназначения того или иного учебного заведения, их финансового и материального обеспечения.

Анализируя опыт деятельности по подготовке офицерского состава, диссертант сформулировал следующие уроки:

Урок первый. Для успешного решения проблемы подготовки и совершенствования офицерских кадров необходимо опираться на исторический опыт в этой сфере деятельности, как это делалось в России при создании системы военно-учебных заведений. Нельзя не глядя отметать то, что было накоплено предыдущими поколениями. В этом случае нарушается один из важнейших принципов — преемственность традиций, что, как правило, не помогает решить проблемы воинской деятельности, а лишь усугубляет их. Например, к необходимости создания института военных преподавателей и воспитателей пришли более ста лет назад, причем именно в России. В настоящее время государственные и военные руководители на всех уровнях постоянно говорят о возрождении наиболее значимых традиций армии дореволюционной России. При этом одной из главных проблем является проблема воспитания молодых людей — как военнослужащих по призыву, так курсантов и молодых офицеров. Вполне очевидно, что в переломный период, в эпоху смены ценностных ориентиров, когда перед государством и его армией стоят непростые задачи, потребность в профессионально подготовленных военных воспитателях еще более возрастает. Между тем, в современной России целенаправленная подготовка специалистов в этой важнейшей сфере воинской деятельности сведена до минимума. В то же время опыт создания новых вузов необходимо творчески сочетать с требованиями времени, научно-технического прогресса, а также ориентируясь на передовой опыт ведущих иностранных государств.

Урок второй. В рамках существующей системы отношений в воинских коллективах большую, а зачастую решающую роль играет личная примерность офицеров как руководителей воинских коллективов. В этой связи нелишним было бы обратить внимание и на негативный опыт, например в деятельности кадетских корпусов, долгое время ориентированных только на специальные дисциплины. Не секрет, что и в наши дни образовательный процесс в некоторых военных вузах в силу различных обстоятельств построен таким образом, что молодой офицер, придя в войска, не всегда способен заменить своего командира на занятиях по тактике или огневой подготовке, качественно выполнить задачу по проверке караула и т. д. Вполне понятно, что в этом случае авторитет его, особенно среди подчиненных, будет невысоким.

Не умаляя значимости специальной подготовки курсантов военно-учебных заведений (инженеров, психологов, работников культурной сферы и т. д.), необходимо больше внимания обращать на собственно военную, командирскую подготовку будущих молодых офицеров. Только при наличии такой подготовки не ставятся в дальнейшем под сомнение их личная примерность и авторитет в войсках. Кроме того, практика свидетельствует, что офицер любой специальности, свободно владеющий необходимыми общекомандирскими навыками, быстрее «вживается» в воинский коллектив, глубже вникает в его деятельность, полнее ощущает внутреннюю атмосферу и т. д. Другими словами, он, что называется, живет жизнью своего подразделения, своей части. Все это только способствует качественному выполнению задач по его непосредственному профессиональному предназначению.

Урок третий. Практика деятельности кадетских корпусов и военных академий подтверждает необходимость органического сочетания в учебном процессе теоретического обучения и практической подготовки. Совершенно очевидно, что для успешного овладения военными дисциплинами, формирования командирских навыков, необходимых каждому офицеру, одной теории недостаточно. Решающая роль в этом сложном процессе отводится практическим занятиям и тренировкам, как это делалось в кадетских корпусах и военных академиях императорской России. При этом переносить их положительный опыт на одни лишь курсы повышения квалификации офицерского состава, которые действуют в наши дни, было бы слишком узко и упрощенно. Эта проблема является одной из главных для многих субъектов военного образования современной России, поскольку, по мнению диссертанта, обусловлена в первую очередь отсутствием необходимого материально-технического обеспечения. Поэтому без создания учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям, без своевременного и полноценного обеспечения учебных занятий боеприпасами, горюче-смазочными материалами и т. д. ни о какой качественной подготовке военных профессионалов всерьез говорить нельзя.

Урок четвертый. К сожалению, и в наши дни нередки случаи, когда офицер, достигший высокого уровня квалификации по окончании военной академии, оказывается не востребован по своей специальности, как это было в средине XIX века с выпускниками Императорской академии Генерального штаба. В то же время, опыт дальнейшей службы выпускников академии показал, что подготовленный военный специалист способен решать самые разнообразные военные задачи, в том числе и в условиях военного времени. По мнению исследователя, указанный факт лишний раз подчеркивает, что специалисты, подготовленные на высоком уровне, офицеры с высшим военным образованием, имеющие опыт служебно-войсковой деятельности, всегда были и будут востребованы, и их подготовкой нельзя пренебрегать.

Исследование позволяет также сформулировать некоторые практические рекомендации и предложения, направленные на развитие исторической науки, кадровое укрепление офицерского корпуса Российской армии в современных условиях и улучшение учебно-воспитательного процесса в военной школе.

Во-первых, в интересах развития российских Вооруженных Сил следует активизировать изучение различных аспектов деятельности военной школы императорской России, включая кадетские корпуса и военные академии. Накопленный диссертантом богатый фактологический материал по истории этой категории вузов, сделанные им обобщения и выводы убеждают в целесообразности обратить особое внимание на дальнейшее исследование таких проблем, как воспитательная работа с личным составом, повышение практической составляющей в учебном процессе, использование опыта военной школы иностранных государств и других. Эту тематику могли бы разрабатывать докторанты, адъюнкты и соискатели ученых степеней Общевойсковой академии Вооруженных Сил России и других вузов МО РФ.

Во-вторых, Управлению военного образования ГУК МО РФ было бы целесообразно проработать вопрос относительно увеличения практической составляющей в учебном процессе некоторых военных вузов. Больше внимания следует уделять полевым занятиям, работе с вооружением и техникой, а также практике управления частями и подразделениями в полевых условиях.

Что касается системы повышения квалификации и переподготовки офицеров, то в целях экономии средств на проезд военнослужащих было бы вполне рационально организовать их при штабах военных округов, а в Дальневосточном и Сибирском округах — и при штабах объединений (соединений).

В-третьих, в целях повышения привлекательности военной службы, повышения статуса офицера необходимо ввести в практику формирования офицерского корпуса реальные стимулирующие факторы. Далеко не последняя роль в решении данного вопроса принадлежит и вопросам материального стимулирования офицерской службы. Исследование показало, что государственное и военное руководство России, принимая во внимание невысокое материальное положение офицеров, особенно первичного звена, всячески стремилось компенсировать этот недостаток в процессе обучения офицеров и их дальнейшей службы. Это открывало дополнительные перспективы для служебного роста и профессионального совершенствования офицерских кадров.

В-четвертых, в Общевойсковой академии Вооруженных Сил России предлагается силами творческого коллектива из ученых-историков подготовить и опубликовать сборник статей по актуальным и наименее изученным проблемам военной школы России в исторической ретроспекции. Роль кадетских корпусов и военных академий в обеспечении кадрами русской армии можно было бы также шире отразить в учебниках и учебных пособиях исторического профиля для военных вузов.

Представляется разумным скорректировать соответствующие разделы учебных программ курсов «Военная история» и «Отечественная история», которые преподаются в военно-учебных заведениях. В части, касающейся вопросов реформирования системы военного образования в первой половине XIX века и после Крымской войны, целесообразно кратко рассматривать вопрос о создании и функционировании военных академий.

В-пятых, в Центральном музее Вооруженных Сил РФ имело бы смысл организовать экспозицию, посвященную истории становления и развития кадетских корпусов, их вкладу в дело подготовки профессиональных кадров. Особое внимание при этом следует обратить на то, как использовался опыт, накопленный Военным министерством России в этой области, органами советского государства в вопросах подготовки военных кадров в ходе и по окончании гражданской войны, межвоенного периода и в годы Великой Отечественной войны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды по теории и методологии проблемы
  2. М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 238 с.
  3. М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 162 с.
  4. М. Апология истории или ремесло историка. Перевод с французского. Изд. 2-е доп. М.: Наука, 1986. 136 с.
  5. А.Я. Историческая наука и историческая антропология. // Вопросы философии. 1988, № 1.
  6. А.Я. Исторический синтез и школа анналов. М.: Индрик, 1993. 248 с.
  7. Г. Т., Меркушин В.И, Фомичев Ю. К. Историческое сознание -опыт социологического исследования. // Вопросы истории. 1989, № 6.
  8. А.А. Историческая наука на пороге XXI века. // Вопросы истории. 1996, № 4.
  9. Историческая наука: вопросы методологии. М.: Мысль, 1986. 226 с.
  10. Проблемы теории исторического прогресса. М.: Политиздат, 1981. 218 с. Ю. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.286 с.
  11. П.Ключевский В. О. Методология русской истории. Собр. соч. в 9 т. М, 1989. Т. 6. 476 с.
  12. .Г. Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989.184 с.
  13. Документы государственных и военных органова) официальные издания
  14. Военное министерство. Приказы по военному ведомству за 18 021 856 гг., СПб., 1802−1856.
  15. Всеподданнейшие отчеты о действиях Военного министерства за 18 021 850 гг. СПб., 1802−1850.
  16. Всеподданнейшие отчеты по Военному министерству за 1802−1850 гг. СПб., 1802−1850 гг.
  17. Воинский устав о гарнизонной службе. СПб., 1884.
  18. Воинский устав о строевой пехотной службе. СПб., 1862.
  19. Главный штаб. Циркуляры за 1817−1850 гг. СПб., 1817−1850. 1817-№ 174- 1836-№ 60,260- 1841-№ 97- 1846-№ 63. 1848-№ 185, 196.
  20. Главное управление военно-учебных заведений. Приказы по военно-учебным заведениям за 1834−1850 гг. СПб., 1834−1850.- 1834-№ 3- 1843-№ 145- 1844-№ 30- 1846-№ 81- 1849-№ 17- 1850-№ 12.
  21. Дисциплинарный устав. СПб, 1849.
  22. Инструкция для ведения зимних занятий. СПб, 1842.
  23. Инструкция для занятий с прапорщиками запаса армейской пехоты, армейской кавалерии и инженерных войск, призванных в учебные сборы. СПб, 1853.-34 с.
  24. Инструкция для исполнения тактических задач на планах. СПб, 1847. -22 с.
  25. Инструкция для летних занятий войск, изданная Главным комитетом по устройству и образованию войск. СПб, 1851. 55 с.
  26. Инструкция для офицерских занятий. СПб, 1882.-42 с.
  27. Наставление для производства зимних занятий в поле. СПб, 1856. 28 с.
  28. Общий состав чинов ведомства военно-учебных заведений. СПб, 18 341 850 гг.
  29. Свод военных постановлений 1869 года: В 24 кн. СПб, 1914. Кн.1. Военное министерство и особые военные установления. Кн. 7. Прохождение службы по военному ведомству.
  30. Кн. 15. Заведения военно-учебные. Кн. 19. Довольствие войск. Кн. 22. Воинский устав о наказаниях. Кн.23. Устав дисциплинарный. Кн. 24. Устав военно-судебный.
  31. Свод штатов военно-сухопутного ведомства: В 4-х кн. Пг, 1914, Кн. 2.
  32. Устав внутренней службы. Высочайше утвержден 23 марта 1910 г. С измен, объявл. по 15 марта 1916 г. М, 1916.-409с.
  33. Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе. // Приказы по военному ведомству за 1911 год № 434 от 19.09. 1914.
  34. Положение о кадетских корпусах // Заведения военно-учебные. Свод военных постановлений 1869 года. Кн. 15. 4-е изд. 1869.
  35. Положение о кадетских корпусах. СПб, 1886.
  36. Положение о курсах для подготовки кандидатов на учительские должности в кадетских корпусах. СПб, 1910.
  37. Положение об отчетности военно-учебных заведений, состоящих в ведении Главного начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка. СПб., 1841.
  38. Правила Первого кадетского корпуса. СПб., 1847.
  39. Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии // Приказы военного министра за 1864 год. Т. 1. № 158 от 17.05.1864.
  40. Программы и руководящие указания для преподавания законоведения в кадетских корпусах // Приказы по военному ведомству за 1910 год. № 668 от 03.10.1910.б) неофициальные издания
  41. Столетие Военного министерства (1802−1902 гг.) Под общей редакцией генерал-лейтенанта Д. А. Скалона. СПб., 1902−1914.
  42. Военная реформа: Сборник статей. СПб., 1906.-134 с.
  43. Военные заповеди и прегрешения: Руководящие указания для более успешного воспитания и подготовки к бою войсковой части. Варшава, 1908. -103с.
  44. Историческое обозрение Военно-сухопутного управления с 1825 по 1850 гг. СПб., 1850.
  45. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича (1855−1894 гг.). СПб., 1903.
  46. Обзор деятельности Военного министерства в царствование императора Николая 1,1825−1855 гг. СПб., 1901 106 с.
  47. Архивные документы и материалы
  48. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)
  49. Фонд 1 Канцелярия Военного министерства (1795−1918 гг.).
  50. Фонд 29 Канцелярия Военного министерства (1770−1918 гг.). Оп. З, д. 2432, д. 2435, д. 2437, д. 2446.
  51. Фонд 400 Главный штаб Военного министерства (1836−1919 гг.). Оп. З, д. 2432, 3328, 4306, 4400, 4426,4454, 4459, 4494, 4578, 4615,4667.
  52. Фонд 401 Военно-ученый комитет (1804−1903 гг.). Оп.4/928, д. 12, 27, 29, 35,41,44- оп.4/929, д. 27, 28, 30, 33, 48, 62- оп.5, д. 28, 308.
  53. Фонд 725 Главное управление военно-учебных заведений. 0п.40, д. 32, 47, 49, 55, 61, 177,179- оп.49, д. 67, 78, 175, 188, 189.
  54. Диссертационные исследования
  55. Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. Дисс. докт. пед. наук. М., 1946.
  56. А.Г. Военная политика России в XIX веке. Дисс. докт. ист. наук. М., 2002.
  57. JI.П. Русская армия в конце XVIII первой четверти XIX вв. (организация, управление, комплектование, вооружение). Дисс. докт. ист. наук. М., 1981.
  58. В.Н. Кадетские корпуса России во второй половине XIX века: опыт, уроки. Дисс. канд. ист. наук. М., 1997.
  59. СВ. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России во второй половине XIX начале XX века. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.
  60. В.И. Реформы русской армии в 1905—1912 гг.: Дисс.канд. ист. наук. М., 1994.
  61. Демин A.M. Подготовка офицеров русской армии в 60−90-е годы
  62. XIX в.: Дисс.канд. ист. наук. М., 1994.
  63. Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров русской армии XVIII начала XIX вв. (историко-педагогический анализ). Дисс.канд. ист. наук. М., 1994.
  64. В.В. История военного образования в России в конце XIX -начале XX вв. (90-е гг. XIX в. 1917 г.): социально-политический аспект: Дисс.канд. ист. наук. СПб., 1995.
  65. В.В. Подготовка военных кадров в России (XIX начало
  66. XX вв.). Дисс.докт. ист. наук. СПб., 1998.
  67. Ю.В. Опыт деятельности Военного министерства по укреплению офицерского корпуса русской армии (1905−1914 гг.): Дис.канд. ист. наук. М, 1997.
  68. Т.П. Краткий исторический очерк развития кадетских корпусов в России. Дисс.канд. ист. наук. М, 1944.
  69. В.А. Михайловский Воронежский кадетский корпус в XIX веке. Дисс.канд. ист. наук. Воронеж, 1999.
  70. В.К. Деятельность государственных органов России по правовому регулированию строительства армии (XIX век февраль 1917 г.). Дисс. канд. ист. наук. М, 1997.
  71. Г. В. Офицерский корпус русской армии в 1725 1745 гг. Дисс. канд. ист. наук. СПб, 1999.
  72. А.А. Комплектование и расстановка офицерских кадров русской армии в годы первой мировой войны: Дисс.канд. ист. наук. М, 1998.
  73. А.А. Псковский кадетский корпус. 1882 1917 гг. Дисс. канд. ист. наук. СПб, 1994.
  74. Н.А. История высшего военного образования в России (18 601 904) Дисс.канд. ист. наук. М, 1994.
  75. B.JI. Воинские ритуалы российской армии в XIX начале XX в. Дисс.канд. ист. наук. М, 1997.
  76. А.А. Военно-учебное ведомство России во второй половине XIX начале XX вв. и его роль в подготовке офицерских кадров: Дисс.докт. ист. наук. М., 2000.
  77. И.В. Военно-учебные заведения России в 1914—1917 гг.: Дисс.канд. ист. наук М., 1989.
  78. В.В. Государственная национальная политика России в XIX веке (военно-исторический аспект па материалах Закавказья, Северного Кавказ и Средней Азии). Дисс.докт. ист. наук. М., 1997.
  79. Ю.Ф. Комплектование русской армии 1794 1804 гг. Дисс.канд. ист. наук. М., 1972.
  80. В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX начале XX вв.: Историографическое исследование. Дисс.канд. ист. наук. М., 1995.
  81. В.И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны (1700−1917). Дисс.докт. ист. наук. М., 1994.
  82. С.А. Офицерский корпус России во второй половине XIX века, историко-социальный аспект. Дисс.канд. ист. наук. М., 1996.
  83. Шеин И А. Отечественная война 1812 года: историографическоеисследование. Дисс.докт. ист. наук. М., 2002.
  84. Отечественная историография проблемы
  85. .В. Программа (конспект) одиночной и взводной подготовки к рассыпному строю. Киев, 1909.-29 с.
  86. М.И. Сборник воспоминаний и материалов по истории Михайловского Воронежского кадетского корпуса и военной гимназии. Киев, 1889.-67 с.
  87. Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX века. М., 1944.-73 с.
  88. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадет корпусов и военных гимназий в России. М., 1958.-152 с.
  89. А.Н. Первый кадетский корпус. Краткие исторические сведения. СПб., 1906.-89 с.
  90. В. Беседы о воинском воспитании и боевой подготовке применительно к боевым традициям из опыта текущей войны: 10-е изд. (перераб.) Пг., 1917.-116с.
  91. В.Е. Тактические задачи. Пособие для руководителей тактических занятий с офицерами. Вильна, 1911. 44 с.
  92. Л.Г. Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX века. М., 1960.- 157 с.
  93. Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970. -186 с.
  94. Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1974. 142 с.
  95. Л.Г. Русское военное искусство в XIX веке. М., 1974. 231 с.
  96. А.Ф. Правила военного воспитания относительно благородного дворянства юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших. СПб., 1807. 82 с.
  97. П.О. Взгляды на грамотность в учебных командах или полковые школы в нашей армии. СПб., 1871. 79 с.
  98. Бонч-Бруевич М. Д. Драгомиров о боевой подготовке офицеров. М.: Воениздат, 1944. -14 с.
  99. В.П. Полоцкий кадетский корпус. Полоцк, 1901. -153 с.
  100. А.В. Краткая история Первого кадетского корпуса. СПб., 1902.-184 с.
  101. СВ. Русский офицерский корпус. М., 1993. 243 с.
  102. П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700—1856 гг.). Изд. 2-е. СПб., 1904. 259.
  103. Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. СПб., 1882. 384 с.
  104. Г. Г. Некоторые соображения, касающиеся устройства специальных классов кадетских корпусов. СПб., 1863. 217 с.
  105. И.П., Строев В. К. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. 1712−1912. СПб., 1912.-175 с.
  106. И.П. Владимирский киевский кадетский корпус. Киев, 1901. -161 с.
  107. П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX XX столетий. 1881 — 1903. М, 1973.-237 с.
  108. П.А. Правительственный аппарат самодержавия России в XIX в. М, 1978.- 154 с.
  109. П.А. Справочник по истории дореволюционной России. М, 1978.-261 с.
  110. А.И. История подготовки офицерских кадров России. М, 1990. -186 с.
  111. А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. М, 1991. -231 с.
  112. А.И. История русской армии. В 4 т. М, 1992 -1994. 375 с.
  113. А.Д. Александровский кадетский корпус за первые 25 лет существования. Краткая историческая записка. СПб, 1898. 214 с.
  114. М.С. Исторический очерк военных учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. 1−3. СПб, 1880. 258 с.
  115. СД. Сиделец в кабаке более офицера получает. //Военно-исторический журнал. М, 1998, № 1. С. 4 -16.
  116. И.П. Уроки трехсотлетней истории российской военной школы. //Военно-исторический журнал. М, 1998, № 6. С.2−9.
  117. А. И. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-сиротского дома.1798−1889. СПб, 1889.-124 с.
  118. С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. М., 1974.184 с.
  119. В.И. Русская военная школа (1700−1917). Кн. 1. М., 1997. 278 с.
  120. М.Н. Новые методы обучения в военной школе. // Военный сборник. СПб, 1907. № 6. С. 104.
  121. Г. И. О преобразовании военно-учебных заведений. СПб, 1862,55 с.
  122. С.А. Почему гусары, но женятся?//Военно-исторический журнал. М, 2000. № 2. С.26−36.
  123. Ф. Армии Европы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С. 433−507.
  124. . Ф. Русская армия //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. С. 603−604.
  125. Пажеский кошус 1802 1742 66 150 64
  126. Дворянский полк, он же Константиновский КК 1808 1807 600 1000 165
  127. Финляндский топографический КК 1812 1812 60 120 31
  128. Александровский КК 1829 1829 400 400 47
  129. Павловский КК 1829 1798 500 500 120
  130. Новгородский, он же Нижегородский КК 1834 1830 400 400 411. Московский ВУО 1. 1-й Московский КК 1824 1778 500 650 106
  131. Тамбовский КК 1830 1801 100 100 17
  132. Тульский Александровский КК 1830 1801 100 100 17
  133. Орловский Бахтина КК 1843 1835 400 400 42
  134. Оренбургский Неплюевский КК 1844 1825 200 200 32
  135. Михайловский Воронежский КК 1845 1830 400 400 537. 1-й Сибирский КК 1845 1813 240 240 328. 2-й Московский КК 1849 1837 400 400 67
  136. Александрийский Сиротский КК 1851 1849 400 400 57
  137. Составлено автором по: Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. 1700 1880. 4.1. СПб., 1880. С. 136.1. Западный ВУО
  138. Гродненский, он же Смоленский КК 1799 1778 200 — —
  139. Калишский КК 1815 1793 200 — —
  140. Полоцкий КК 1835 1830 400 400 43
  141. Полтавский КК 1840 1841 400 400 56
  142. Александровский Брестский КК 1841 1841 400 400 53
  143. Неранжированнный Владимирский Киевский КК 1852 1851 200 200 48
  144. Структура штаб-офицерских и обер-офицерских чинов в середине XIX века сс Армейская пехота Артиллерия и инженерные войска Кирасиры и гусары Гвардейская пехота Гвардейская кавалерия Казаки
  145. Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник Полковник
  146. Подполковник Подполковник Подполковник Капитан Ротмистр Подполковник
  147. Майор Майор Майор Штабс- Штабс- Войсковойкапитан ротмистр старшина
  148. Капитан Капитан Ротмистр Поручик Поручик Есаул
  149. Штабс-капитан Штабс-капитан Штабс-ротмистр Подпоручик
  150. Поручик Поручик Поручик Прапорщик Корнет Сотник1. Подпоручик Подпоручик — -
  151. Прапорщик Корнет Хорунжий
Заполнить форму текущей работой