Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и практика учебного концерта как интегративной формы организации педагогического процесса: На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном научном знании наличествует огромный комплекс трудов, раскрывающих методологические и теоретические основания интегра-тивных процессов. Так, исследования А. Бекренева, А. Я. Данилюка, Н.Н.Де-менёвой, Н. П. Дмитраковой, Г. И. Ибрагимова, В. И. Кагана, К. Ю. Колесиной, В. Михелькевича, В. Г. Ниорадзе, Ю. С. Тюнникова, В. Т. Фоменко, И. П. Яковлева и других посвящены общепедагогическим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО КОНЦЕРТА
    • 1. 1. Учебный концерт как дидактическая проблема

    1.2. Теоретическое обеспечение организации учебного концерта в музыкально-педагогическом процессе. 1.3. Механизм организации учебного концерта как интегративной структурной единицы процесса подготовки будущего учителя музыки.

    Выводы по первой главе.

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНЦЕРТА КАК ИНТЕГРАТИВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗВШШЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

    2.1. Подготовительный этап и организация опытно-экспериментальной работы.

    2.2. Содержание и основные направления экспериментального исследования.

    2.3. Рассмотрение результатов опытно-экспериментальной работы.

    Выводы по второй главе.

Теория и практика учебного концерта как интегративной формы организации педагогического процесса: На материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные концептуальные установки в сфере образования имеют целью удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении знаний и умений, соответствующих уровню развития современного общества, а также ускорение процесса приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы (231, с.26). Изменения, происходящие в образовательной политике, ведут к формированию новых подходов к педагогическому процессу и его компонентам, в частности, формам организации обучения. Это особенно актуально для профессионально-педагогического образования, поскольку организационные формы в процессе подготовки будущего учителя являются и средством, и предметом познания, охватывая тем самым структурные единицы вуза и школы.

В общей педагогике различные аспекты организационных форм обучения рассматривались Ю. К. Бабанским, А. А. Вербицким, В. К. Дьяченко, И. К. Журавлёвым, Г. И. Ибрагимовым, Г. Д. Кирилловой, В. М. Ковалёвой, М. И. Махмутовым, Н. Д. Никандровым, В. А. Онищуком, П. И. Пидкасистым, И. П. Подласым, Г. И. Саранцевым, Н. А. Сорокиным, М. А. Уфимцевой, И. М. Чередовым и другими (18, 42, 68, 76, 106, 133, 158, 167, 179, 183, 187, 208, 229, 247). Доктрины, предложенные каждым из ученых, отразили многогранность данного понятия, обусловленную множественностью его компонентов, видовым разнообразием и спецификой сфер применения. Это несомненно послужило основанием, в частности Г. И. Саранцеву, считать, что сегодня «в дидактике и предметной методике менее других исследованы формы обучения» (208, с. 34).

Чрезвычайно важна указанная проблема в процессе подготовки будущего учителя музыки, специализация которого неизменно связывается с самобытными, оригинальными формами бытования музыкального искусства, в частности, концертом.

Накапливаемые исследовательские данные и практический опыт свидетельствуют, что эффективность прогресса обучения музыкантов существенно зависит от организации в нём структурных единиц, реализующих учебно-концертное функционирование. Подчёркивая значимость применения таковых организационных формообразований в процессе подготовки музыкантов, Г. Г. Нейгауз писал, что следует «заставлять учащихся как можно чаще выступать на закрытых концертах, на шефских концертах в порядке производственной практики» (154, с.235). В нашем исследовании, концерткак организационная форма, осуществляемая в процессе обучения и направленная на достижение его целей, именуется учебным концертом.

Вопросы продуктивности использования концертных формообразующих структур при достижении учебно-воспитательных целей косвенно или непосредственно затрагивались в трудах А. Д. Алексеева, Б. В. Асафьева, JI.A. Баренбойма, А. Б. Гольденвейзера, В. Л. Живова, С. А. Казачкова, Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, И. А. Мусина, Е. В. Назайкинского, Г. Г. Нейгауза, К.А.Оль-хова, К. Б. Птицы, С. И. Савшинского, Б. А. Струве, Б. Э. Хайкина и других. Это подтверждается результатами теоретических обобщений в области общего и музыкально-педагогического образования в работах О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Каузовой, Т.А.Ко-лышевой, А. Н. Малюкова, Т. Г. Мариупольской, В. И. Муцмахера, М.С.Осен-невой, В. Г. Ражникова, Л. А. Рапацкой, В. А. Самарина, Г. П. Стуловой, Л. И. Уколовой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой и другихв сфере организационных структур указанных процессов обучения идентичный характер носят разработки Е. М. Белослудцевой, Н. М. Вильниковой, В. В. Горбенко, Д. Р. Гостевой,.

A.Л.Дегтярёва, Л. М. Жаровой, В. Г. Касимова, Л. М. Левинсон, С. И. Раимовой,.

B.А.Родина, С. И. Тихонова, И. Э. Трошиной, П. В. Халабузаря, В. Д. Шульгиной, Г. В. Яковлевой и других. Вместе с тем нам не удалось обнаружить научных работ, объектом специального исследования которых являлась бы учебно-концертная форма организации обучения, целостно рассматривающих ее теорию и пути совершенствования в условиях процесса подготовки будущих учителей музыки.

Множественность и вариативность взаимодействующих элементов учебного концерта, способность к алгоритмизации функционирования в нём и возможность прогнозирования результатов актуализировали для нас проблемы комплексного упорядочения видового разнообразия данной организационной единицы обучения и рассмотрения её с позиций интегративности и технологичности.

В современном научном знании наличествует огромный комплекс трудов, раскрывающих методологические и теоретические основания интегра-тивных процессов. Так, исследования А. Бекренева, А. Я. Данилюка, Н.Н.Де-менёвой, Н. П. Дмитраковой, Г. И. Ибрагимова, В. И. Кагана, К. Ю. Колесиной, В. Михелькевича, В. Г. Ниорадзе, Ю. С. Тюнникова, В. Т. Фоменко, И. П. Яковлева и других посвящены общепедагогическим проблемам интеграции в образовании (26, 57, 61, 65, 81, 89, 108, 160, 227, 232, 264) — вопросы интеграции в музыкальном образовании освещаются в публикациях Э. Б. Абдуллина, А. В. Дубининой, Н. П. Евтихеева, Т. В. Иванченко, И. С. Кобозевой, С. В. Николаевой, В. Я. Новоблаговещенского, М. С. Осенневой, Г. М. Цыпина, О. В. Юрковой и других (1, 66, 69, 85, 104, 159, 161, 171, 244). Технологический подход в процессе обучения является основой работ В. П. Беспалько, В. И. Боголюбова, В. А. Бухвалова, А. А. Вербицкого, В. В. Гузеева, Л. В. Загрековой, Г. И. Ибрагимова, Е. М. Ибрагимовой, М. В. Кларина, М. М. Левиной, М. И. Махмутова, О. П. Околелова, В. Ю. Питюкова, А. Я. Савельева, Г. И. Саранцева, Г. К.Селев-ко, С. А. Смирнова, М. А. Чошанова, Ф. Янушкевич и других (29, 30, 33, 34, 40, 43, 56, 78, 80, 83, 103, 117, 134, 165, 186, 202, 207, 209, 212, 270).

Идеи интегративности и технологичности, применённые к учебному концерту, в системе вузовской подготовки учителя музыки являются оптимальными, так как обеспечивают эффективность его функционирования. Исторический опыт свидетельствует, что сущностная основа концертной организационной формы в практике педагогического вуза может быть использована шире в плане обучающей ёмкости и специфики профессиональной направленности. Данное утверждение обуславливается ролевой функциональной дифференцированностью участников концерта, которая в процессе обучения учителя может применяться в учебно-воспитательных целях более активно. Необходимость сказанного заключается не только в обеспечении готовности будущего специалиста к проведению заключительного урока-концерта, как обязательного в структуре общеобразовательного музыкального обучения, но и в востребованности многосоставной музыкально-профессиональной деятельности учителя в жизни современного социума. Это находит свое подтверждение и в соответствующих установках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Степень освещённости данной организационной формы обучения в теории музыкального образования и изучение учебно-концертной практики педагогических институтов вскрыли ряд противоречий в исследуемой нами области:

— между требованием учебно-концертной подготовки будущего учителя музыки, в соответствии с современной концепцией профессионального образования и опытом её осуществления посредством учебно-концертных организационных форм, аккумулирующим в себе стереотипы как специального музыкального, так и общего музыкально-образовательного процессов;

— между активно декларируемыми потенциальными возможностями учебно-концертных организационных форм обучения и недостаточной теоретической разработанностью организации учебного концерта, рассматривающей все компоненты структуры и их взаимодействие с позиций дидактической целесообразности и эффективности;

— между способностью учебного концерта реализовываться в качестве интегративной организационной формы обучения и практикой налаживания упрощённых связей элементов учебно-концертных структур, ограничивающих их дидактические возможности и интеграцию в процесс подготовки будущего специалиста;

— между существующим множеством вариантов как самих элементов учебного концерта, так и их сочетаний и отсутствием классификационной типологии, систематизирующей видовое разнообразие организации формообразующей структуры;

— между возможностью и необходимостью комплексной разработки методических и технологических основ организации учебного концерта и отсутствием таковых в музыкально-педагогических исследованиях, приводящим к снижению продуктивности и рентабельности реализуемого процесса обучения.

С учётом выделенных противоречий сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: теоретическое обоснование и разработка дидактических основ учебного концерта как интегративной организационной формы обучения, при практическом применении которых создаются условия эффективной учебно-концертной составляющей профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Разрешение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования — процесс учебно-концертной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом институте.

Предмет исследования — учебный концерт как интегративная организационная форма музыкально-педагогического образования в вузе и его дидактические основы.

Гипотеза исследования — профессиональное обучение будущих учителей музыки средствами учебного концерта станет осуществляться более эффективно, если.

— учебный концерт будет рассматриваться как самостоятельная инте-гративная организационная форма обучения объединяющая периоды подготовки учебного выступления, его реализации и совершенствования опытаобобщающая в целостность элементы форм организации музыкального исполнительства и процесса обучения;

— в учебном концерте будет осуществляться комплексная подготовка дифференцированно-ролевых участников (обучающихся: исполнителей, слушателей, организаторов, педагогов) на основе типологической системы данной организационной формы обучения;

— будут разработаны дидактические основы учебного концерта (теория, методика и технология), рассматривающие сущность его структурных, целевых, содержательно-информационных, функционально-деятельностных компонентов и специфику организации их связей.

Задачи исследования:

1. Изучить социокультурные предпосылки и педагогические основы учебного концерта как формы организации музыкально-образовательного процесса.

2. Рассмотреть особенности учебно-концертной организации обучения в процессе высшего музыкально-педагогического образования.

3. Определить дидактические основы учебного концерта как интегра-тивной формы организации процесса подготовки будущего учителя музыки, его типологическую классификацию и закономерности формирования учебно-концертного репертуара.

4. Разработать технологию реализации учебного концерта как интегра-тивной организационной формы последовательной учебно-концертной подготовки обучающихся в системе высшего музыкально-педагогического образования.

5. Экспериментально проверить эффективность использования учебного концерта как интегративной организационной формы обучения в процессе подготовки будущих учителей музыки.

Методы исследования: Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая на разных этапах включала следующие методы: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, а также официальных документов и ГОСасбор данных (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ продуктов творческой и учебной деятельности студентов) — экспериментальная работаобобщение педагогического опыта в системе общего, дополнительного, профессионального музыкального образования и личной практики автора (в качестве студентки консерватории, школьного учителя музыки, художественного руководителя активно концертирующих учебных и самодеятельных хоровых коллективов, преподавателя музыкально-исполнительских дисциплин и руководителя непрерывной педпрактики студентов музыкальной специализации педагогического вуза) — количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методологическую основу исследования составляют, философско-диалектический закон взаимосвязи содержания и формы, принципы причинной обусловленности и системно-структурного рассмотрения явлений реальной действительностиосновные положения педагогики высшей школы (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Р. А. Низамов, Н. Д. Никандров и другие) — теоретические работы, посвященные организационным формам обучения (В.П.Беспалько, Н. И. Болдырев, А. А. Вербицкий, В. К. Дьяченко, Б. П. Есипов, Г. И. Ибрагимов, Т. А. Ильина, В. М. Ковалёва, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, В. А. Онищук, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, Г. И. Саранцев, Н. А. Сорокин, А. В. Усова, И. М. Чередов, Г. И. Щукина и другие), интегративным явлениям в образовании в целом (А.Бекренёв, В. Михелькевич, А. Я. Данилюк,.

Н.Н.Деменева, В. И. Каган, К. Ю. Колесина, В. Т. Фоменко, Ю. С. Тюнников, И. П. Яковлев и другие) и в музыкальном образовании в частности (А.В.Дубинина, И. С. Кобозева, В. Я. Новоблаговещенский, М. С. Осеннева, Г. М.Цы-пин и другие), педагогическим технологиям (В.П.Беспалько, В. И. Боголюбов, В. А. Бухвалов, А. А. Вербицкий, В. В. Гузеев, Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, М. В. Кларин, М. М. Левиной, М. И. Махмутов, О. П. Околелов, В. Ю. Питюков, Г. И. Саранцев, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов, М.А.Чо-шанов и другие).

При разработке теоретических основ учебного концерта, использовались данные социологии, культурологии, музыкознания и педагогики музыкального (общего, специального и педагогического) образования о концертных организационных формах, а также требования к подготовке будущих учителей музыки и к их профессиональной деятельности (Э.Б.Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, Н. Л. Гродзенская, В. Л. Живов, С. А. Казачков, Ю. В. Капустин, Г. М. Коган, Т.А.Ко-лышева, В. В. Медушевский, Я. И. Мильштейн, Е. В. Назайкинский, Г. Г.Ней-гауз, М. С. Осеннева, В. А. Самарин, А. Н. Сохор, Г. П. Стулова, Л. И. Уколова, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и другие).

Категориальный аппарат исследования: учебный концерт, учебное выступление, учебно-концертные организационные формы обучения, ролевые субъекты учебного концерта, учебно-концертная деятельность (функционирование), учебно-концертная подготовка, учебно-концертная подготовленность.

База исследования. Опытно-экспериментальная и исследовательская работа проводилась в течение 1986;2001 гг. на базе педагогического факультета специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, средних школ №№ 3, 20, 22, 23, 30 г. Саранска и № 1 с. Большие Березники. и.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Основные этапы исследования:

1 этап — подготовительный, включающий в себя эмпирическое исследование (1986;87 учебный год) и пилотажный эксперимент (1987;88 учебный год). На данном этапе было осуществлено изучение состояния проблемы в теории и практике высшего музыкально-педагогического образованиянакопление эмпирического материала в процессе обучения будущих учителей музыкипредварительное апробирование заданий, нацеленных на выявление а) исходного качественного уровня подготовки студентов и используемого в ней потенциала учебных концертов, б) путей повышения эффективности применения учебных концертов в обучении.

2 этап — педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного подэтапов (1988;1993 гг.).

Констатирующий подэтап (1988 г.) — разработка дидактических основ организации учебного концерта на интегративной основе в процессе подготовки будущих учителей музыкиформирование программы и методики экспериментального обучения и постэкспериментальной опытно-исследовательской работы, а также создание базы для их реализациипроведение констатирующего среза уровня учебно-концертной подготовленности студентов.

Формирующий подэтап (1989;1992 гг.) — формирование групп студентов (экспериментальной и контрольной) и преподавателей (экспертной и экспериментально обучающей) — проведение инструктивно-методической и организационной работы с преподавателямивыполнение поисково-созидающего экспериментального обученияосуществление диагностики интегративной ёмкости учебного концерта (в полном объёме) и уровня учебно-концертной подготовленности студентов (промежуточные срезы).

Контрольный подэтап (1992;1993 гг.) — завершение экспериментального обученияанализ, количественная и качественная обработка его результатов.

3 этап опытно-исследовательской работы — проверочный — состоящий из обучающей (1993;1996 гг.) и оценочной (1996;2001 гг.) постэкспериментальных фаз. Данный этап включал распространение опыта эффективного использования учебных концертов в процессе обучения будущих учителей музыкидиагностику дидактической значимости использования типологически разнообразных учебных концертов в процессе подготовки будущих учителей музыкипроверочную диагностику эффективности обучения средствами учебных концертовзавершение опытно-экспериментальной работы и обработку её результатовокончание литературного и графического оформления диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые дан целостный анализ учебного концерта как самостоятельной организационной формы обучения (пространственно-временная определённость, включающая режим, место, состав учащихся и учащихпоследовательность этапов работы и структурастепень самостоятельности обучающихсядидактическая цель), выявлены интегративные возможности взаимодействий его элементов (содержательно-информационных, операционно-деятель-ностных, организационно-методических) и определена технология реализации (гарантированность достижения цели и эффективность обученияэкономичностьвоспроизводимость, алгоритмизуемость, проектируемость, целостность и управляемостькорректируемостьвизуальность) в процессе музыкально-педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в сформулирован-ности определений ведущих тематических понятийв многоаспектном теоретическом рассмотрении дидактических возможностей учебно-концертных форм организации обучения и их влиянии на профессиональное становление студентовв использовании интегративного и технологичного подходов к учебно-концертной организационной форме обучения в условиях педагогического вузав характеристике ролевого функционирования и формирования содержания учебного концерта, ориентирующего на комплексное развитие дифференцированно-ролевых субъектов обученияв выявлении последовательностей этапов овладения учебно-концертными навыками и соответствующих им оптимальных организационных форм обучения.

Теоретические материалы работы вносят определённый вклад в разработку проблем по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Они могут использоваться в дальнейших исследованиях процесса в целом и организационных форм обучения студентов данной специализации, а также адаптироваться в различные сферы образования всех уровней и профессиональной исполнительской деятельности.

Практическая значимость определяется тем, что предложенные в исследовании теоретические подходы к учебному концерту как интегративной организационной форме обучения, его типологическая классификация, методика и технология позволяют целенаправленно использовать их в практике профессиональной подготовки будущего учителя музыки, адаптировать к работе на разных уровнях музыкального (общего, специального и педагогического) образования, а также осуществлять поэтапную и последовательную интеграцию знаний, умений и навыков, получаемых студентами в различных учебных курсах. Разработанная программа изучения методики организации учебного концерта обеспечивает стартовую подготовку обучающихся к осознанному ускоренному овладению учебно-концертными навыками.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим, общенаучным и методическим обеспечением исследовательского процессаразработкой категориального аппарата проблемыиспользованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачаманализом большого объёма теоретического и экспериментального материала. Достоверность результатов подтверждена опытно-экспериментальной работой на педагогическом факультете МГПИ имени М. Е. Евсевьева.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания и кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов МГПИ имени М. Е. Евсевьевана внутривузовских научных конференциях преподавателей и студентов МГПИ имени М. Е. Евсевьева (Саранск 1986;2001 гг.) — на региональной научно-практической конференции «Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования» (Саранск, 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2000 г.) — на межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа — ССУЗПедвуз» (Саранск, 2001 г.) — применялись в чтении лекций по теме «Методика организации учебного концерта» курса «Введение в специальность». Полученные результаты используются в учебном процессе, непрерывной педагогической практике и при организации учебно-исследовательской деятельности студентов в классах историко-теоретической и исполнительской музыкальной подготовки педагогического вуза Мордовии, в Зубово-По-лянском педагогическом колледже, Ичалковском педагогическом колледже имени С. М. Кирова, Саранском музыкальном училище имени Л.П.Ки-рюкова, средних школах городов Саранска, Ковылкино и Большие Березники. Содержание и выводы исследования отражены в изданных работах автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуализация учебного концерта как интегративной организационной формы обучения определяется целостностью обобщающихся структурно-процессуальных этапов (подготовка учебного выступления, его реализация и совершенствование опыта), аккумулирующих в себе элементы формообразований процессов музыкального исполнительства и обучения.

2. Учебный концерт как интегративная формообразующая организация процесса повышения профессионального обучения будущих учителей музыки позволяет: студентам — средствами ролевой дифференциации овладевать комплексом музыкальных знаний и способов деятельности раскрывающим ценностную творческо-педагогическую природу музыкальной культурыпреподавателю — управлять процессом обучения через дидактическое целеполагание и типологическую систему учебного концерта, отражающую в классификационных рядах различные варианты дидактических возможностей разновидностей структуры (цели, задачи, функции, виды деятельности, способ проведения, направленность тематики и другое).

3. Реализация в педагогической практике учебного концерта как интегративной формы организации процесса обучения, адекватного целям современного музыкально-педагогического образования предполагает владение теорией, методикой и технологией, обеспечивающих единство содержания образования в исполнительских, музыкально-исторических, музыкально-теоретических, методических учебных дисциплинах и организации педагогической практики.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Учебный концерт как интегративная организационная форма обучения является основной структурной единицей реализации процесса учебно-концертной подготовки будущих учителей музыки, обеспечивающей соответствующее профессиональное оснащение студентов.

2. Учебно-концертная подготовка обучающихся имеет основные направления развёртывания, развивающие определённые адекватные сферы учебно-концертной подготовленности студентов, совокупное овладение которыми гарантирует дееспособность выпускника педагогического вуза.

3. Основные слагаемые учебно-концертной подготовленности будущих учителей музыки обладают уровневыми характеристиками, каждая из которых отражает различную степень сформированности у обучающихся соответствующих знаний, умений и навыков.

4. Учебно-концертная подготовленность студентов достигается посредством: а) овладения обучающимися учебно-концертными знаниями на начальном этапе обученияб) учебно-концертного практического совершенствования, организованного на основе реализации дидактически целенаправленной последовательности данного развитияв) применения учебного концерта в качестве центральной ОФОг) формирования адекватных интегративных связей УК и использования типологической классификации структурной единицы.

5. Организационно-методические и координационные действия с преподавателями, осуществляющими учебно-концертное обучение, позволяют реализовать подготовку студентов на межпредметной и комплексной платформе, в атмосфере активного творчества.

6. Полученные в ходе эксперимента результаты диагностики показывают, что учебный концерт является интегративной организационной формой обучения, систематизированная типологическая классификация которого гарантированно позволяет осуществить исчерпывающую учебно-концертную подготовку будущих учителей музыки через адаптируемость к конкретным требованиям и условиям реального учения, с учётом индивидуально-личностного подхода. Сравнение диагностических показателей, выявленных в период педагогического эксперимента, обнаруживает положительную динамику в уровне учебно-концертной подготовленности студентов, что свидетельствует об эффективности использования данной организационной формы обучения. Таким образом, результатами опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Основополагающими характеристиками концертной формы социализации музыки являются: функционально-ролевое разделение её субъектов, публичность художественного общения и эмоционально-образная целенаправленность целостно организованного репертуара. Эти определения представляют собой базу для нашего исследования.

2. Концерт, вводимый в сферу музыкального образования, аккумулирует в себе элементы организации традиционного концерта и организационных форм обучения, что объясняет природу данных обобщений и источник потенциальных дидактических возможностей учебного концерта.

3. Взаимосвязи компонентов, составляющих учебный концерт, представляют собой синтез, результатом которого является новообразованиесамостоятельная формообразующая единица, определяемая как интегратив-ная. Интегративный подход, положенный в основу организации элементов учебного концерта, действует при включении данной структуры в единый процесс обучения, обеспечивая ей целостность и логичность развёртывания. Обобщая собой входящие в учебный концерт организационные формы обучения, усиливается принцип целенаправленности учебно-воспитательного процесса через укрупнение дидактических единиц его содержания. Интегра-тивность учебного концерта позволяет быть основой интегрирования процесса обучения.

4. Множественность составляющих компонентов учебного концерта и вариативность их сочетаний внутри организационной формы обучения требуют систематизации разновидностей формообразования для оптимизации использования видовых единиц в процессе учебно-концертной подготовки студентов. Данную проблему решает типологическая классификация учебного концерта, построенная на базе его теории и технологии.

5. Учебный концерт функционально ориентирован на достижение целей и задач, соответствующих специфике процесса обучения в различных сферах музыкального образования. Практика использования учебно-концертных организационных форм в музыкально-педагогической образовательной области показывает, что их функционирование аккумулирует в себе учебно-воспитательную направленность, сложившуюся в процессах специально-музыкального и общего музыкального обучения. Это приводит к ограничению дидактических возможностей данной формообразующей структуры, концентрации на контрольно-проверочных и воспитательно-просветительских целях и задачах.

6. Согласно современных профессиональных требований к учителю музыки, его подготовка должна обеспечивать учебно-концертную дееспособность специалиста. Учитывая, что учебный концерт, являясь организационной формой обучения, в которой возможно наиболее полное исчерпывание всех элементов данного вида профессиональной деятельности в условиях приближённых к реальным, то целесообразность его включения в процесс подготовки будущих учителей музыки очевидна.

7. В учебном концерте, организованном на интегративной основе, реализуются:

— практико-ориентированный подход в обучении, который способствует повышению дееспособности и ускоренной адаптации к профессиональной деятельности будущих учителей музыки;

— дифференциация дидактических целей и задач учебного концерта по ролевому признаку, что повышает эффективность и рентабельность его использования;

— исчерпанность учебно-концертной подготовки студентов, базирующейся на дидактически целенаправленном применении единиц типологической классификации учебных концертов;

— гуманистический подход в обучении, через возможность последовательного приобретения учебно-концертных навыков, с учётом индивидуальных особенностей развития студентои^ а также организацию субъект-субъектных отношений участников ученья и творческий характер их деятельности;

— комплексность подготовки будущих учителей музыки посредством обобщения и синтеза в нём элементов процесса обучения.

8. Среди педагогических условий реализации учебного концерта, как организационной формы обучения будущих учителей музыки, основными являются следующие:

— установление в процессе обучения тесной взаимосвязи теоретических и технологических представлений при определяющей роли последних: повышению эффективности обучения способствует знание теоретических основ учебного концерта и преподавателями, и студентами через осознанность и активизацию выполнения практических учебно-концертных действий;

— раскрытие логики данного формообразования, порождающей специфику учебно-концертного функционирования, при опоре на типологические характеристики;

— образование индивидуально-личностных предпосылок, включающих в себя потребностно-мотивационную сферу, познавательно-творческое отношение к учебно-концертной деятельности;

— дидактически-целенаправленная организация учебно-концертной деятельности на основе дифференциации ролевых и индивидуальных внутри-ролевых задач участников.

9. Выделенные педагогические условия явились основанием для выработки многосоставной технологии организации учебного концерта, ориентированной на эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

10. Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают истинность выдвинутой нами гипотезы. Настоящее диссертационное исследование кс претендует на всестороннее решение всех проблем, связанных с использованием учебного концерта. Дальнейшего изучения требуют вопросы применения данной организационной формы обучения в других звеньях образования или относительно к иным предметам ученья, что говорит о масштабности проблемы и необходимости продолжения её исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Об исходных принципах теоретико-методической профессиональной подготовки учителя музыки // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XX1. век: Материалы III междунар. науч.-практич. конф. — М., 1996. — С. 52−55.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -112 с.
  3. Л.М. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1978. — Вып. 13. — С. 47−54.
  4. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Муз-гиз, 1961.-272 с.
  5. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 е.: ноты. — (Б-ка учителя музыки).
  6. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Ав-тореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1987. -32 с.
  7. JI.M. Методика преподавания хорового дирижирования. -М.: Музыка, 1969. 120 с.
  8. О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -61 с.
  9. О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — 148 с.
  10. О.А. Очерки по истории художественного воспитания в современной школе. М.: АПН РСФСР, .956. — 224 с.
  11. О.А. Современные требования к школьному учителю музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. М.: Музыка, 1982. — Вып. 15.-С. 32−43.
  12. СИ. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. школа, 1976. — 200 с. с илл.
  13. Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. -111с.
  14. Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки /7 Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1985. — С. 5−17.
  15. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е. М. Орловой. М.-Л.: Музыка, 1965. — 151 с.
  16. .В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. — 321 с.
  17. И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  18. Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы. М.: АПН СССР, 1985. — 68с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  20. Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Сов. композитор, 1989. — 368 с.
  21. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
  22. Л.А. Дирижирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка» и учащихся пед. уч-щ по спец. «Муз. воспитание». М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  23. А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования // Высшее образование в России. 1996. -№>3. — С. 37−51.
  24. В.К. К вопросу о развитии музыкального восприятия детей // Развитие музыкального восприятия школьников: Сб. науч. тр. -М&bdquo- 1971.-Вып. 2.-С. 1−10.
  25. Л. Концерты для молодёжи / Пер. с англ. (предисл. Е.Ф. Бронфин). Л.: Сов. композитор, 1990. — 232 с.
  26. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. обр-я Мин-ва обр-я России, 1995. — 336 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  28. С.А. Проблема отбора содержания учебного материала как один из факторов повышения качества подготовки будущего учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — С. 19−22.
  29. Е.Н., Троицкий А. К., Никитина К. И. Музыка и слушатель / Человек в мире художественной культуры. М., 1982. — 119 с.
  30. В.И. Введение в педагогическую технологию. Пятигорск, 1994.-34 с.
  31. В.И. Средства обучения: технология подготовки студентов педагогического института. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992. — 170 с.
  32. Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1992.-32 с.
  33. Е.А. Значение исполнительской подготовки учителя для реализации воспитательной функции музыки в школе // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1987. — С. 25−30.
  34. Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студ-ов 3−4 к. муз.-пед. ф-та. / Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева МГЗПИ. — М., 1989. — 82 с.
  35. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1973. — Т. 13. — Конда -Кун. — 608 с. с илл., 21 л. илл., 6 л. карт.
  36. А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 16 с.
  37. В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Эксперимент, 1995. — 212 с.
  38. И.Л., Галеев Б. М. «Музыкальная графика» как эффективный метод музыкального воспитания // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990. — С. 113−127.
  39. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методич. пособие. М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
  40. А.А. Образовательные технологии и педагогическое мастерство // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. Йошкар-Ола: Map. ГПУ, 1995 — 4.II. — С.7.
  41. Л.С. Психология искусства / Под ред. В.В. Ярошевско-го. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  42. А.Б. О взаимосвязи дисциплин певческого цикла // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. В. Яковлева. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1986. — С. 90−96.
  43. Г. Р. Педагог о своих студентах // Советский музыкант. -1951. -№ 17. -7 мая. -С. 1.
  44. Л.М. На пути к теории // Советская музыка. 1972. — № 4, — С. 67.
  45. А.В. Профессионально-педагогическая направленность обучения студентов на индивидуальных музыкальных занятиях // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990.-С. 27−33.
  46. К.А. Проблема отражения основных закономерностей музыки графическими средствами: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1987. — 18 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 307 000 Музыкальное образование квалификация учитель музыки. М., 2000. — 21 с.
  48. H.JI. Произведения классиков в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975.-С. 113−135.
  49. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.
  50. В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  51. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 8−12.
  52. Н. Концерт: бытие художественное и общественное (История организации концертных мероприятий) // Информация: Сб. статей / Всерос. муз. о-во. М&bdquo- 1999. — Вып. 2. — С. 42−47.
  53. А.Л. Профессионально-методологическая роль концертных выступлений в обучении учащихся // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. -М.: МПГУ, 2001. С. 77−78.
  54. А.Л. Составление индивидуальных учебных планов и программ // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 3. / Ред.-сост. А. Н. Малюков. М.: МПГУ, 1999. — С. 154−164.
  55. Н.Н. Формирование педагогического мышления у студентов путём активизации обучения на интегративной основе (на материале подготовки учителей начальных классов): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1993. — 17 с.
  56. А.Г. Графика на уроках музыки в школе // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Казань: КГПУ, 1990. — С. 128−138.
  57. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. — 308 с.
  58. Г. С. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982. — 23 с.
  59. Н.П. Об интеграции педагогических идей в новацион-ной педагогике // Интегрированные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1991. — С. 33−45.
  60. А.В. Курс «Многоголосие» в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта на музыкальных факультетах педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  61. В.К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1984.- 184 с.
  62. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  63. С.В. Организация внеклассной работы по музыкально- эстетическому воспитанию школьников (на примере лекционно-концертной деятельности учителя музыки): Методич. рекомендации / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. — 36 с.
  64. Л.М. Специфика внеклассной хоровой работы в школе /7 Работа хормейстера в детском хоре: Сб. науч.-методич. статей / Под ред. Г. П. Стуловой. М.: Прометей, 1992. — С. 66−77.
  65. В.Л. Исполнительский анализ как способ интенсификации обучения в классе хорового дирижирования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. — 16 с.
  66. В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 288 с.
  67. И.К. Особенности взаимодействия организационных форм и методов обучения на уровне учебного предмета. М., 1981.-21 с.
  68. В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1990.-95 с.
  69. Л.В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 60−64.
  70. Закон Российской Федерации об образовании // Учительская газета. 1992.-№ 28.-С. 10−15.
  71. Г. И. Педагогическая технология в средней профессиональной школе. Казань: НССО РАО, 1995. — 31 с.
  72. Г. И. Поиски способов интеграции форм организации обучения // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1991. — С. 113−127.
  73. Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе: Учеб. пособие. Самара, 1994. — 228 с.
  74. Е.М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная подготовка учителя. Монография. Казань: Казанский педунивер-ситет, 1999.-211 с.
  75. С.В. Типы и структура урока. М.: Учпедгиз, 1952. — 152 с.
  76. Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  77. Н.В. Музыкальное восприятие как игра // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 7. / Ред.-сост. А. Н. Малюков. -М.: МПГУ, 2001. С. 78−81.
  78. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 Музыкальное образование. М.: Флинта: Наука, 1999. — 208 с.
  79. Кабалевский Д Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  80. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Науч.-методич. пособие. М.: Высш. школа, 1987. — 143 с.
  81. М.С. Морфология искусства. Л., 1979. — С. 236−237.
  82. М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «Ut», 1996. — 232 с.
  83. Л. Процесс слушательского восприятия и усвоения содержания музыкальных произведений // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Муз. Украша, 1988. — С. 102−111.
  84. И.Н. Урок в советской школе. М.: Учпедгиз, 1956. -352 с.
  85. С.А. О дирижёрско-хоровой педагогике // Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Вып. 6. -М.: Музыка, 1970. — С. 120−143.
  86. С.А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.-343 с.
  87. Н.В. Методика работы с русским народным хором. М.: Музыка, 1977. — 256 с.
  88. Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Исследование. -Л.: Музыка, 1985.-160 с.
  89. Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Л., 1974. — 16 с.
  90. В.Г. О слушании музыки // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. -С. 75−77.
  91. В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов в процессе индивидуальных занятий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.
  92. А.Г. Проблема диалога культур в процессе музыкальной подготовки школьного учителя // История, образование и культура народов Среднего Поволжья: Материалы всерос. науч.-практич. конф. / Отв. ред. В. М. Макушкин. Саранск, 1997. — С. 101−103.
  93. А.Г. Учитель музыки: исполнитель, педагог, личность // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально- региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 /
  94. Под ред. доц. И.С.Кобозевой- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1998. -С. 12−19.
  95. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.- 77 с.
  96. Г. М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1961. -114 с.
  97. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 16 с.
  98. Колышева Т А. Роль концертно-просветительской деятельности учебного хора в формировании интереса к профессии учителя музыки у первокурсников // Сб. науч. тр. КГПИ № 245. Куйбышев, 1980. — С. 98−104.
  99. К.П. Мир дирижёра (Технология вдохновения). JI.: Музыка, 1976. — 192 с.
  100. Н.П. Музыкальное произведение и способ его существования // Сов. музыка. 1971. — № 7. — С. 60−65.
  101. В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. -300 с.
  102. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. — 89 е., нот. (Вопросы истории, теории, методики).
  103. Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 4. — С. 89−99.
  104. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  105. М.М. Основы технологии обучения профессиональной деятельности. М.: ИПК, 1996. — 232 с.
  106. Л.М. О роли репертуара и концертных выступлений // В классе А. Б. Гольденвейзера: Сб. статей / Сост. Д. Благой, Е.Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1986. С. 177−186.
  107. И.Я. Дидактические основы методики обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  108. И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-С. 137−160.
  109. Л.Г. О выступлениях студентов с симфоническим оркестром // Советский музыкант. 1939. — № 12. — С. 2.
  110. В. Что поют наши хоры // Музыка в школе. М., 1987.- № 3. С. 32−34.
  111. А.С., Жильцов П. А., Шерба Н. П. Педагогика. 2-е изд. -М.: Высш. школа, 1973. — 390 с.
  112. З.Ш. Опыт творческой деятельности будущего учителя музыки и его накопление в условиях методолого-методической подготовки в вузе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  113. А. Интегративное взаимодействие искусств и проблема массовых зрелищ // Виды искусства в социалистической культуре. М., 1984. — С. 21−30.
  114. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192 с. — (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.-воспитат. работе).
  115. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  116. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издат. центр «Феникс», 1999. — 256 с.
  117. А.Н. Художественная культура: Программа факультативного курса для работы с учащимися подросткового возраста (5−8 классы). 2-е изд., перераб. и дополн. М., 1994. — 31 с.
  118. О.А., Стулова Г. П. Роль вокально-хоровых навыков в обучении на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики и исполнительской культуры в подготовке учителя музыки / Отв. ред. Р. А. Тельчарова.- Владимир, 1988. С. 23−32.
  119. Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики // Преподаватель. 1999. -N4. — С. 36−39.
  120. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. — 191 с.
  121. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: 11 ЖИ, 1993. — 88 с.
  122. В.К. Теория и методика подготовки учителя к пропагандистской деятельности: Учеб. пособие к спец. курсу для студентов пед. ин-тов. Смоленск, 1984. — 164 с.
  123. В.В. Как произведение творит композитора, исполнителя, слушателя / Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. — С. 157−159.
  124. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 256 с.
  125. В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. -М., 1971.-26 с.
  126. С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории педагогики первой трети XX века: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Владимир, 1993. — 16 с.
  127. Е.А. Из истории фортепианной педагогики 19 века. // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. М.: МПГУ, 2001. — С. 22−27.
  128. Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителей // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1972. -С. 3−56.
  129. Е.А. Проблемы преемственности в формировании и развитии музыкально-педагогического репертуара: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1980. — 16 с.
  130. И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика. — 1987. — № 1 (36). — С. 55−57.
  131. Л. Б. Художественно-педагогическая интерпретация песенного репертуара как компонент профессиональной деятельности учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  132. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш.- М.: «Советская энциклопедия», 1990. 672с.
  133. И.А. О воспитании дирижёра. Очерки. Л.: Музыка, 1987.- 247 с.
  134. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки / Науч. ред. А. И. Николаева. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. — 62 с.
  135. В.И., Титков А. П. О развитии исполнительского мастерства будущего учителя музыки // Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. М., 1981. — С. 89−97.
  136. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 е., нот.
  137. Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.- 319с.
  138. Назайкинский Е В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.- 83 с.
  139. А.И. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  140. Нейгауз Г Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- М.: Музгиз, 1961.-319 с.
  141. Н.М. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие.- Екатеринбург: УГПИ, 1993. 61 с.
  142. Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе // Проблемы педагогики высшей школы. Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. — С. 58−70.
  143. Н.Д., Петров Е. Д. Система организационных форм обучения в педагогическом институте // Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. Д. Никандров. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. С. 3−14.
  144. В.Г. Интегративность и творчество в педагогическом процессе // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1-ой науч.-практич. конф. 4.2. — М., 1997. — С. 40−43.
  145. В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки (на материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей): А-Втореф дисс канд. пед. наук. М.&bdquo- 1998. — 22 с.
  146. Л.Н. Ценное начинание // Советский музыкант. 1963. -№ 13−14. — 15 мая.
  147. Т. Н. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В. Г. Соколова. М.: Музыка, 1981. — С. 39−44.
  148. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1995. — 928 с.
  149. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  150. К.А. Теоретические основы дирижерской техники. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1984. — 160 с.
  151. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. -2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  152. И.М. О некоторых формах организации процесса фортепианного обучения во второй половине XIX столетия // Вопросы фортепианной педагогики: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — С. 13−19.
  153. Орышак И М. Фортепианно-исполнительская и просветительская деятельность Ганса Бюлова // Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — С. 140−150.
  154. М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. -М.: Издат. центр «Академия» 2001. 368 с.
  155. М.С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1999.-224 с.
  156. Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1975. 16 с.
  157. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студ. ун-та / Отв. ред. Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 312 с.
  158. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учеб. пособие для слушателей курсов и фак-ов повышение квалификации препод, высш. учеб. завед. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Московского университета, 1986. — 303 с.
  159. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Муз. Украша, 1975. — 198 с.
  160. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.- 388 с.
  161. Педагогика. Курс лекций / Под ред. Г. И. Щукиной, М.: Просвещение, 1986.-648 с.
  162. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
  163. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. П. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королёв. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  164. Педагогика: Учеб. пособие для школьных пед. училищ / Под ред. Б. П. Есипова. -М.: Просвещение, 1967. -414 с.
  165. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластёнина и др. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1 А Л л Т Z'1.УЙО. — JJU с.
  166. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  167. Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. — Д., 1980. 127 с.
  168. И.А. Исполнительский репертуар студента-музыканта и его роль в подготовке к музыкальному просвещению в школе // Методологические проблемы музыкальной педагогики: Матер, межреспуб. науч,-практич. конф. -М., 1991. С. 80−83.
  169. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Роспе-дагенство, 1997. — 176 с.
  170. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
  171. И.А. Повышение эффективности подготовки студентов педагогических институтов к музыкально-пропагандистской деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 310 с.
  172. А.С. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. -С. 103−135.
  173. B.C. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О. А. Апраксина. Вып. 6. — М.: Музыка, 1970. -С. 49−64.
  174. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы (1−3 классы). М.: Просвещение, 1983.1П Л 1 li v.
  175. Программа развития педагогического образования России на 2001−2010 годы // Педагогическое образование и наука. 2000. — № 1. — С. 14−25.
  176. К.Б. Проблемы стиля и хоровое исполнительство // Работа с хором. Методика, опыт: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Б. Г. Тевлина. М., 1972. — С. 13−55.
  177. Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Сов. композитор, 1979.- 313 с.
  178. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике 2-е изд., испр. — М., 1994. — 141 е., нот, ил.
  179. С.И. Методические основы межпредметных связей на музыкально-педагогическом факультете // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. В. Яковлева. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1986. — С. 27−35.
  180. .С. Петь в хоре может каждый // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991.-С. 74−102.
  181. В.А. О некоторых проблемах индивидуальной формы обучения в истории педагогики // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГГТИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 101−108.
  182. В.А. О некоторых формах активизации урока в процессе индивидуального обучения П Формирование музыкально-исполнительского мастерства: Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — С. 98−104.
  183. М.И. Некоторые особенности анализа вокальной музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: МГПИ им R И Ленина, 1984. С. 36−51.
  184. Н.В. Хоровой словарь. Изд. 3-е, доп. Л.: Музыка, 1980. — 143 с.
  185. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
  186. С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. -270 с.
  187. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -Л.: Музыка, 1964. 188 с.
  188. В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. 17 с.
  189. В.М. Массовые музыкальные представления: Театрализованный концерт: Опыт. Тенденции развития. М.: Музыка, 1989. -144с.
  190. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. -№ 1. — С. 19−24.
  191. Г. И. Формы обучения в средней школе // Педагогика.2000. -№ 2. С. 34−40.
  192. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  193. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. Яз., 1989.- 624 с.
  194. А.Н. Подготовка культурного слушателя музыки // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка» / Сост. О. А. Апраксина.- М.: Просвещение, 1987. С. 106−109.
  195. С.А. Ещё раз о технологиях обучения // Высшее образование России. -2000. № 6. — С. 113−120.
  196. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров- редкол. А. А. Гусев и др. изд. 4-е. — М.: Советская энциклопедия, 1987. -1600 е., ил.
  197. А.С. Человек на концертной эстраде // в кн. Музыка вокруг нас. М.: ИДФ, 1996. — С. 49−63.
  198. Н.В. Формирование познавательного интереса студентов средствами вокально-хорового репертуара (Начальный этап обучения хоровому дирижированию на музыкально-педагогическом факультете): Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981. — 16 с.
  199. Л.А. Совершенствование подготовки по хоровой аранжировке руководителей детских коллективов в вузах культуры: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 17 с.
  200. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования: В 3-х кн. Кн.1 — Л., 1980. — 295 е.- Кн.2. — Л., 1981. — 295 е.- Кн.З. — Л., 1983. — 304 с.
  201. А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е, доп. Л.: Музыка, 1975. — 64 с.
  202. Г. А. Организация концертных выступлений детского хора // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В. Г. Соколова. М.: Музыка, 1981.-С. 45−49.
  203. Г. А. Школьный хор. Книга для учителя. М., 1981. — 191е., ил.
  204. Г. П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. — 69 с.
  205. Г. П. Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1988. 126 е.: ил.
  206. Г. С. О природе музыкальной потребности человека (слушателя): Автореф. дисс.. канд. фил. наук. -М., 1971. 16 с.
  207. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1991. — 190 с.
  208. И.Э. Моделирование педагогических ситуаций в профессиональной подготовке учителя музыки // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. / Отв. ред. Г. В. Яковлева. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1986. — С. 65−72.
  209. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ: Метод, рекомендации. -М.: АПН СССР, 1998. 47 с.
  210. А.П. Система форм учебных занятий // Советская педагогика. 1984. -№ 1. — С. 48−51.
  211. М.А. Формы организации обучения в современной общеобразовательной школе: Учеб. пособие для стул. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  212. Л.Т. Формирование художественно-творческих умений будущих учителей музыки в классе фортепиано // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Казане, пед. ин-т. -Казань, 1990.-С. 19−27.
  213. Федеральный Закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Н. Новгород: Нижегород. гума-нит. центр, 1996. — 64 с.
  214. В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. — Ростоя-ня-Дону 1996 — 123 с.
  215. .Э. Беседы о дирижёрском ремесле. Статьи. М.: Сов. композитор, 1984. — 264 с. с илл.
  216. П.В. Актуальные проблемы и формы массового музыкально-эстетического воспитания детей: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Л., 1972. — 19 с.
  217. П.В., Попов B.C., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. — 175 е., нот.
  218. В.Е. Формирование профессионально-педагогической направленности исполнителя в музыкальном вузе: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л., 1985. — 16 с.
  219. Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. № 4. — 1993. — С. 106−114.
  220. В.Н. Музыка как вид искусства: Пособие для студентов. -М., 1994.-260 с.
  221. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Дис.. докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1989. — Т.1. — 425 е.- Т.2 (прилож). — 155 с.
  222. В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. М., 1965. — 352 с.
  223. Г. М. Концертная сцена России. Проблемы. Суждения. Мнения. М.: «Феникс-APT», 1993. — 182 с.
  224. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. — 384 е., 17 илл.2ЛЛ. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано' Учеб пособие — М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  225. Г. М. Сценическое волнение: психолого-педагогические проблемы // Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алейя, 2001. С. 280−298.
  226. И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения: Учеб. пособие. Омск, 1983. — 106 с.
  227. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  228. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — 144 с.
  229. Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М.: Музыка, 1985. 176 е., нот.
  230. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  231. Г. П. Взаимодействие искусств r эстетическом Боепитании и развитии подростков: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Киев, 1986. — 32 с.
  232. В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: ТОО «Время», 1997. — 256 с.
  233. С.В. Формирование профессионально- коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки. Дисс.. канд. пед. наук. -Саранск, 2001.- 179 с.
  234. В.Д. Формы и методы интенсификации подготовки учителя музыки к руководству продуктивной деятельностью школьников // Профессиональная подготовка учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Казане. пед. ин-т. Казань, 1990. — С. 7−19.
  235. А.И. Освоение фортепианной музыки 20 века как нового мира музыкальных ценностей. М., 1999. — 99 с. с прил.
  236. Щукина Г И Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  237. А.П. К вопросу о формировании содержания музыкально-исполнительского образования // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 науч.-практич. конф. М.: МГТГУ, 1997. — С. 89−90.
  238. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 128 с.
  239. Г. В. Музыкальное развитие учащихся в процессе коллективно-индивидуального обучения игре на фортепиано: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1973. — 16 с.
  240. А.Н. Музыкальная коммуникация: Автореф. дисс.. д-ра искусствовед. М., 1995. — 48 с,
  241. И.М. Концерт музыкальный // в кн. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т.2. М., Сов. энциклопедия, 1974. -Стб. 926−928.
  242. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш. школа, 1986. — 135 с.
Заполнить форму текущей работой