Анализ и интерпретация результатов
На контрольном этапе был изучен уровень сформированности познавательных УУД у детей после проведения занятий, с использованием тех же методик, и обобщены результаты с целью оценки эффективности программы. Была проведена качественная и количественная обработка данных. Контрольный этап был направлен на проверку гипотезы нашего исследования. Проверка гипотезы осуществлялась с применением методов… Читать ещё >
Анализ и интерпретация результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном разделе представлены результаты и интерпретации исследования формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности.
На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по трем методикам.
По методике исследования словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене) были получены следующие данные (Рисунок 1):
Анализ результатов показал:
- 1) 19% учащихся имеют высокий уровень сформированности словесно-логического мышления. Такие учащиеся отличаются от других детей чем, что обладают высокой способностью дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных. Они умеют хорошо устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
- 2) 51% учащихся имеют средний уровень сформированности словесно-логического мышления. Такие дети не всегда могут выделить существенные признаки предметов или явлений, установить логические связи и отношения между понятиями.
- 3) 30% учащихся имеют низкий уровень сформированности словеснологического мышления. Низкий показатель имеют учащиеся, у которых возникают трудности с установлением логических связей и отношений между понятиями, с умением обобщать и выделять существенные признаки предметов или явлений.
Из анализа данных видно, что достаточно большой процент учащихся имеет низкий уровень сформированности словесно-логического мышления. Следовательно, они испытывают трудности в познавательной сфере и нуждаются в помощи.
Анализ данных показал:
- 1) Низкий уровень развития визуального мышления отмечен у 33% учащихся. Визуальное мышление детей развито слабо. Попытки использовать рисунки, графики и другие вспомогательные наглядные материалы при объяснении уроков успеха иметь не будут.
- 2) Средний уровень отмечен у 58% учащихся. Такие дети лучше понимают и усваивают материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами еще не умеют.
- 3) Высокий уровень сформированности визуального мышления у 9% учащихся. Дети с высоким уровнем могут самостоятельно и спонтанно использовать наглядный вспомогательный материал и сознательно прибегать к этому при возникновении каких-либо трудностей.
Мы можем видеть, что по результатам данной методики также достаточно большое количество учащихся испытывают трудности в познавательной сфере и нуждаются в помощи.
По методике «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка) были получены следующие данные (Рисунок 3):
Анализ результатов показал:
- 1) 17% учащихся имеют высокий уровень сформированности действий кодирования. Такие учащиеся быстро понимают инструкцию, действует адекватно: количество ошибок незначительно.
- 2) 53% учащихся имеют средний уровень. Такие дети адекватно выполняют задания кодирования, но допускают достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работают крайне медленно.
- 3) 30% учащихся имеют низкий уровень сформированности действий кодирования. Низкий показатель имеют учащиеся, которые не понимают или плохо понимают инструкции; выполняют задания правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращают или делают много ошибок на этапе самостоятельного выполнения; операция кодирования не сформирована.
Мы можем видеть, что по результатам третей методики также достаточно большое количество учащихся испытывают трудности в познавательной сфере. Такие учащиеся нуждаются в психолого-педагогической помощи.
Таким образом, становится очевидной необходимость создания дополнительных условий для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся второго класса.
Следующим этапом исследования стало разделение учащихся на группы:
контрольную и экспериментальную, в каждой из которых оказалось по 15 человек.
Данные, по всем трем методикам, полученные до начала эксперимента представлены в приложении 5.
С целью проверки эквивалентности контрольной и экспериментальной групп мы использовали критерий Манна-Уитни (Приложение 7, 8, 9).
Применение критерия показало, что значимых различий, по всем трем методикам, не выявлено, то есть группы эквивалентны.
Вторым этапом стал формирующий этап эксперимента. На этом этапе была разработана и реализована программа, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Следующим этапом стал контрольный этап эксперимента.
С экспериментальной группой был проведён цикл развивающих занятий, а контрольная группа оставалась без изменений, в обычных условиях.
После проведения занятий было осуществлено повторное тестирование в экспериментальной и контрольной группе. Нами были использованы те же методики, что и при первом обследовании.
Перейдем непосредственно к качественному и количественному анализу получившихся в ходе нашего исследования данных.
Результаты повторного обследования представлены в приложении 6.
«Методика исследования словесно-логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене).
Данные представлены на рисунке 4.
Из рисунка видно, что показатели после проведенияэксперимента значительно выше, чем показатели до эксперимента.
У 13 (87%) человек из 15 наблюдается положительная динамика. Это значит, что уровень словесно-логического мышления повысился.
Рассмотрим результаты контрольной группы. Данные представлены на рисунке 5.
Анализ данных показал:
Что положительный сдвиг в экспериментальной группе после эксперимента произошел в большей степени, чем в контрольной. Можно предположить о том, что разработанная развивающая программа является эффективной.
Методика «Тест Равена в модификации Л.А. Ясюковой».
Данные свидетельствуют:
- 1) Показатели после проведения эксперимента значительно выше, чем показатели до эксперимента.
- 2) Положительная динамика наблюдается у 14 (93%) человек из 15. Это значит, что уровень визуального мышления обучающихся повысился.
Анализ данных показал:
Что положительный сдвиг в экспериментальной группе после эксперимента произошел в большей степени, чем в контрольной.
Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Данные свидетельствуют:
- 1) Показатели после проведения эксперимента значительно выше, чем показатели до эксперимента.
- 2) Положительная динамика наблюдается у 14 (93%) человек из 15. Это значит, что уровень сформированности действий кодирования у обучающихся вторых классов повысился.
Анализ данных показал:
Что положительный сдвиг в экспериментальной группе после эксперимента произошел в большей степени, чем в контрольной. Можно предположить о том, что разработанная развивающая программа является эффективной.
Для проверки значимости программы развивающих занятий по формированию познавательных УУД у детей экспериментальной группы, мы посчитали значение Т-критерия Вилкоксона (Приложение 10, 11, 12).
Сдвиги результатов, по каждой из методик, оказались статистически значимы. Следовательно, можно сделать вывод о положительной динамике формирования познавательных УУД после проведения развивающих занятий, что свидетельствует об эффективности программы.
Для проверки значимости программы развивающих занятий по формированию познавательных УУД у детей контрольной группы, мы также подсчитали значение Т-критерия Вилкоксона (Приложение 13, 14, 15).
Результаты показали, что повышение уровня познавательных УУД в контрольной группе также является статистически значимым, по всем трем методикам. Это можно объяснить групповой динамикой.
Можно отметить, что сдвиг в экспериментальной группе после эксперимента произошел в большей степени, чем в контрольной после эксперимента.
Для проверки достоверности различий по выраженности сдвига между экспериментальной и контрольной группами — необходимо произвести сравнение сдвигов в контрольной и экспериментальной группе с помощью критерия независимых выборок U-критерия Манна-Уитни (Приложение 16, 17, 18).
Различия между группами в показателях уровня сформированности познавательных УУД после проведения занятий, по всем трем методикам, оказались значимы.
Это дает возможность предположить о наличии положительного воздействия на экспериментальную группу специальной программы и, что программа развивающих занятий способствует более эффективному развитию познавательных УУД у детей младшего школьного возраста. Экспериментальные воздействия более существенны и эффективны.
Положительную динамику развития познавательных умений у детей экспериментальной группы мы можем объяснить участием школьников в развивающих занятиях. Отсутствие позитивной динамики у некоторых детей может быть связано с тем, что прошел сравнительно короткий временной промежуток после проведения занятий, познавательные умения еще не успели интериоризироваться. Возможно, при повторной диагностике через более длительное время были бы отмечены более позитивные результаты.
Таким образом, изучив уровень развития познавательных УУД до и после реализации программы, сделав сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа, мы подтвердили поставленную гипотезу. Разработанная нами программа развивающих занятий может являться эффективным условием формирования уровня познавательных УУД младших школьников.
- 1) Эмпирическая часть нашей работы посвящена описанию и анализу трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
- 2) На констатирующем этапе мы изучали уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников, по трем методикам. На основании результатов мы сформировали две эквивалентные группы — экспериментальную и контрольную.
- 3) Нами была разработана программа развивающих занятий.
- 4) Был организован формирующий эксперимент, и данная программа была реализована.
- 5) На контрольном этапе был изучен уровень сформированности познавательных УУД у детей после проведения занятий, с использованием тех же методик, и обобщены результаты с целью оценки эффективности программы. Была проведена качественная и количественная обработка данных. Контрольный этап был направлен на проверку гипотезы нашего исследования. Проверка гипотезы осуществлялась с применением методов статистики.
- 6) Подводя итоги исследования, можно отметить, что цель нашего исследования достигнута, решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась. Разработанную программу можно считать эффективной и рекомендовать к использованию по развитию познавательных УУД у младших школьников.