Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Основы логического мышления школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для… Читать ещё >

Введение. Основы логического мышления школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте — памяти.

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

Актуальность данной темы определяется следующим: каждый учитель должен развивать мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления.

Роль математики в развитии мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Выдающийся отечественный математик А. Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика — это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика — орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому». логический школьник мышление Проблема исследования: развитие логического мышления учащихся начальных классов через решение логических задач.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, то есть решение задач способствует развитию логического мышления. При решении задач используются такие операции мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления, и способствует его развитию.

Цель исследования: выявить приемы развития логического мышления с помощью задач на уроках математики у учащихся начальных классов.

Объект исследования: логическое мышление младших школьников.

Предмет исследования: развитие логического мышления у учащихся начальных классов на уроках математики.

Задачи исследования:

  • 1. изучить, проанализировать психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. дать характеристику специфики мыслительной деятельности младших школьников;
  • 3. подобрать системы задач на развитие определенных свойств мышления.

Методы: теоретические методы исследования — анализ, обобщение и систематизация литературы по проблеме исследования; конспектирование, составление библиографического списка.

Методологическая основа исследования. Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые: Веринг, Т.С., Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Дьюи, В. Г. Ежкова, И. Я. Лернер, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Маликов, А.А., И. Л. Никольская, Ж. Пиаже, С. А. Рубинштейн, Д. Н. Середа, М. Н. Скаткин, А. А. Столяр, Н.Ф., Д. Б. Эльконин, Ю. И. Шрайнер, и др. Они теоретически и экспериментально доказали, что школа еще не обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. Практика обучения показывает, что развитие мышления учащихся ставится целью урока практически по каждому предмету, но на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специальных особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления (рассуждения, анализирования, абстрагирования, обобщения и др.), воспитания рациональных качеств мысли и ее выражения (порядка, точности, ясности, сжатости и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой