Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под патриотизмом нами понимается социально-политический и нравственно-этический принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения своей страны, в уважении к историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям, к самобытности своего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
    • 1. 1. Генезис идей патриотизма в педагогиче- # ской литературе XVIII — начала XX вв. и в практике становления российской образовательной системы
    • 1. 2. Философско-методологические аспекты организации государственно-патриотического воспитания в советский период и на современном этапе развития российской государственности
    • 1. 3. Современный этап построения российской государственности и проблемы образования и воспитания подрастающего поколения
    • 1. 4. Государственно-нормативное обеспечение патриотического воспитания допризывной молодежи в современной России
  • Выводы к I главе
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Воспитание патриотизма и интернационализма в структуре формирования нравственных императивов личности
    • 2. 2. Патриотическое воспитание в системе формирования культуры межнациональных отношений у современной молодежи
    • 2. 3. Тенденции регионализации в современном российском образовании и проблема формирования патриотизма у допризывной молодежи
    • 2. 4. Патриотическое и интернациональное воспитание в системе гуманизации современного образования

    2.5 Формы и методы организации патриотического воспитания в среде допризывной молодежи. 116−128 2.6. Технология патриотического воспитания и анализ ее результативности в среде допризывной молодежи. Показатели сформированности патриотических качеств. 128

    Выводы ко II главе. 148

Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества сложнейших проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим значительно возросла роль школы как общественного института, в рамках которого происходит воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.

Проблемы организации патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения в различные периоды российской истории рассматривались в работах А. Г. Агаева, А. А. Аронова, И. Ф. Аношкина, Э. А. Баграмова, Е. П. Вагаева, Ю. С. Васютина, А. П. Волкова, А. А. Волотовского, А. Н. Вырщикова,.

А.Г.Голева, М. С. Джунусова, Ю. И. Дерюгина, С. Д. Емец, В. А. Жилина, Д. С. Лихачева, В. В. Макарова, Е. А. Пеньковского, П. Е. Сапегина, Н. А. Симонова, В. А. Сухомлинского, Л. В. Рощина, Ю. В. Рунаева В.Ф., Фарфаровского, Н. Е. Хворова, B.C. Чудного и других.

Вопросы организации нравственного, военно-патриотического и интернационального воспитания военнослужащих и допризывной молодежи стали предметом пристального научного изучения.

A.В.Барабанщикова, Л. А. Бублика, В. И. Вдовюка, В. Н. Герасимова, С. В. Марзоева, И. Н. Качуры, Г. И. Костакова, Н. С. Кравчуна,.

B.Е.Кучерова, В. И. Лутовинова, Е. Г. Радионова, А. С. Рыбчинчука,.

C.Л.Рыкова, Е. В. Сахарова и ряда других советских и российских ученых.

Впервые осмысление патриотизма как основополагающего общественно-политического явления российской истории произошло в XVII веке, хотя первые попытки относятся к периоду становления государственности в Древней Руси. Значимость патриотизма подчеркивалась тем, что он стал выше всех ценностей и добродетелей, а любовь к родной земле явилась важнейшей составляющей личности. В петровскую эпоху государственный патриотизм становится выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян стало «Бог, Царь и Родина» .

Под патриотизмом нами понимается социально-политический и нравственно-этический принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения своей страны, в уважении к историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям, к самобытности своего народа. Нравственно-этическое значение патриотизма определяется тем, что он является важнейшей формой сочетания личных и общественных интересов, единения каждого человека и Отечества. При этом сами патриотические чувства человека должны быть сопряжены с уважительным отношением к культурным достижениям других народов и не вырождаться в психологию национальной исключительной и недоверия к другим нациям. Именно патриотические качества личности являются необходимым условием формирования культуры межнациональных отношений, которая основывается на общечеловеческих ценностях, развивающихся в результате взаимного восприятия, познания, дружбы народов. В связи с этим целесообразно обозначить интернационально-патриотическое воспитание как процесс формирования важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих как специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни и миропонимания, так и уважение к культурно-историческим особенностям других социальных общностей.

Современный этап становления российской государственности, характеризующийся возросшим уровнем социальной напряженности в стране, потребовал разработки адекватных современным условиям механизмов патриотического воспитания молодежи, в том числе допризывников. Современная педагогическая наука ориентирована на выявление позитивного и негативного опыта в теории и практике государственно-патриотического и патриотического воспитания, определение перспективных направлений организации воспитательного процесса в педагогических системах различной направленности.

Как показывает анализ современного состояния патриотического воспитания, в настоящее время отсутствует комплексная государственная политика в сфере формирования патриотических качеств у допризывной молодежи. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретает разработка концепции патриотического воспитания допризывников, опирающейся на научнопедагогическую основу, теорию и практику воспитательной работы. Научный аппарат исследования включает в себя: Объект исследования: воспитательный процесс в среде допризывной молодежи с целью подготовки их к несению воинской службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Предмет исследования: педагогические условия, принципы, формы и методы формирования патриотических качеств личности допризывника в современных условиях.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что наиболее эффективно патриотическое воспитание в среде допризывной молодежи осуществляется на основе реализации комплексного подхода, предусматривающего формирование культуры межнациональных отношений как составной части целостного патриотического воспитания.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы организации патриотического воспитания допризывной молодежи в современных условиях построения российской государственности, обосновать и разработать формы и методы патриотического воспитания допризывников в педагогических системах различной направленности.

База исследования: средние общеобразовательные школы № 2, 18 г. Владикавказа, СПТУ № 3,5, 7, 9, Военный комиссариат Республики Северная ОсетияАлания.

Задачи исследования:

— историко-педагогический анализ подходов и направлений организации патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации;

— анализ современного состояния патриотического воспитания на основе обзора философской, социологической, военно-педагогической, психолого-педагогической литературы;

— разработка теоретических и прикладных аспектов организации патриотического воспитания допризывной молодежи в современных условиях развития и становления российской государственности;

— обоснование форм и методов организации патриотического воспитания допризывной молодежи в педагогических системах различной направленности;

— оценка эффективности предложенного подхода.

Методологическую базу исследования составили:

— положения философской аксиологии и диалектико — материалистической философии;

— основные положения философско-педагогических теорий, обосновывающие классиков педагогической науки по проблемам нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения (Ф.И.Янкович, Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, В. В .Попугаев, М. М. Сперанский, И. Н. Мартынов, И. Ф. Богданович, К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлин-ский и др.);

— психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса в современных воспитательных системах различной направленности (Б.Т.Лихачев, З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон, Б.М. Бим-Бад, И. П. Подласый, Н. Щуркова и др.);

— военно-педагогические подходы к организации патриотического воспитания военнослужащих и допризывной молодежи (А.А.Аронов, А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, А. Н. Вырщиков, Ю. И. Дерюгин, М. И. Драгомиров, В. И. Лутовинов, С. О. Макаров, Е. А. Пеньковский и др.);

Для решения поставленных исследовательских задач использовались следующие методы: историко-ретроспективный анализ проблемы, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), математические методы обработки экспериментальных данных.

Научная новизна и значимость исследования определена направленностью на совершенствование форм и технологий воспитательной работы, концептуальностью, полученными экспериментальными результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью, технологичностью .

1. Теоретическая значимость:

— проанализированы особенности отражения идей патриотизма в педагогической литературе XVIII — начала XX вв. и в практике становления российской образовательной системы;

— рассмотрены философско-методологические аспекты организации государственно-патриотического воспитания в советский период и на современном этапе развития российской государственности;

— исследована проблема воспитания патриотизма и интернационализма в структуре формирования нравственных императивов личности, а также в современной системе гуманизации образования;

— проанализирован процесс регионализации в современном российском образовании и проблема формирования патриотизма у допризывной молодежи;

— предложены формы и методы организации патриотического воспитания в среде допризывной молодежи в педагогических системах различной направленности, выявлены показатели сформирован-ности патриотических качеств личности и методы их педагогической диагностики.

2. Практическая значимость исследования состоит в его педагогической направленности на разработку и внедрение в воспитательную практику комплексного подхода форм и методов организации патриотического воспитания допризывной молодежи в современный период становления российской государственности:

— теоретические положения доведены до практического приложения и могут быть использованы в педагогических системах различной направленности;

— предложены формы, методы и технологии организации патриотического воспитания в среде допризывной молодежи, а также система диагностики сформированности патриотических качеств личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотизм как социально-политический и нравственно-этический принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к защите от врагов.

2. Педагогические принципы воспитания патриотизма и интернационализма в структуре формирования нравственных императивов личности, а также в системе гуманизации современного образования.

3. Педагогические принципы, подходы и формы патриотического воспитания допризывников в системе формирования культуры межнациональных отношений на современном этапе построения российской государственности.

4. Технология патриотического воспитания допризывников и анализ ее результативности на основе изучения показателей сформи-рованности патриотических качеств личности.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблемы, методологической базы научного исследованияшироким применением разнообразных эмпирических методов, соответствующих поставленным целям и задачам исследования, применимостью полученных результатов в современной воспитательной практике и установленной эффективностью их внедрения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

1. Организован и проведен педагогический эксперимент по реализации комплексной модели государственно-патриотического воспитания допризывной молодежи в образовательных учреждениях различной направленности.

2. Результаты исследования излагались в научных докладах соискателя на 6 межвузовских, региональных и всероссийских конференциях: Москва (1997;2000), Волгоград (1998), Владикавказ (19 951 999), получили высокую оценку на научно-методологических семинарах на базе Высшего военного краснознаменного института внутренних войск МВД РФ (г.Владикавказ), Военного университета (г.Москва).

Исследование проводилось в соответствии с Федеральной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества» (1998;2005), Федеральной целевой программой «Молодежь России» (19 982 000).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ.

1. Проведенное исследование показало, что патриотизм представляет собой социально-политический и нравственно-гражданский принцип, который в достаточно объемлющей форме выражает чувство любви к Родине, уважение к ее истории и своему народу. Основными проявлениями патриотизма является гордость за достижения своей страны, уважение к истории своего народа и бережное отношение к народной памяти, национальным ценностям и культурным традициям. Нравственно-этическое значение патриотизма выражается в том, что он является одной из важнейших форм сочетания и взаимодополнения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Однако сами патриотические идеи становятся подлинными в том случае, если сопряжены с чувством уважения к другим народам, проявлениями интернациональной культуры.

2. Патриотическая составляющая должна быть присуща нравственному воспитанию молодежи, под которым понимается привитие человеку регулирующей функции поведения. Патриотический аспект поведения в современных условиях выступает фактором предупреждения антиобщественных явлений в молодежной среде, необходимым элементом воспитания необходимых черты и качеств личности подростков. Воспитывая патриотов, мы воспитываем дисциплинированных членов общества. В связи с этим следует отметить, что патриотическое воспитание является неотъемлемой составной частью современного гражданского воспитания личности.

3. Во многих странах мира сегодня пришли к осознанию того, что без решения важнейших задач гражданского воспитания невозможно прогнозировать устойчивое развитие общества и его социально-политическую стабильность. Именно поэтому, гражданское воспитание является составной частью образования и осуществляется путем преподавания целого спектра общественно-политических дисциплин в средних общеобразовательных школах — обществоведения, граждановедения, конституции страны, демократии, основ законодательства и т. д.

4. Воспитание патриотизма в среде старшеклассников связано с воспитанием уважения к предках, любви к своему народу и Родине. При этом само патриотическое воспитание непосредственным образом связано с воспитанием культуры межнациональных отношений и этнической толерантности.

5. Тенденции гуманизации и гуманитаризации современного общего и профессионального образования, актуализировавшие в отечественной и мировой практике 90-х годов, обозначили необходимость разработки методологических основ системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к воспитанию, преодоление определенного функционализма в обучении подрастающего поколения.

Современный этап становления российской государственности высвечивает необходимость поднятия на новый уровень всю систему патриотического, военно-патриотического и интернационального воспитания. Основной задачей данной деятельности является формирование личности, способной к восприятию высших общественных ценностей, бескорыстному проявлению любви к своему Отечеству. Важнейшими условиями становления патриотизма являются: патриотическое сознание, психологическая и волевая готовность человека к патриотическому поведения. При этом как показывает проведенное исследование, патриотический настрой современной допризывной молодежи достаточно низок, однако он вполне объясним тем состоянием, в котором находится современное российское обще. ство.

7. На основе анализа механизмов и факторов патриотического поведения личности, нами выделены следующие показатели патриотической направленности личности и конкретные условия их проявления: мотивационная характеристика деятельности, идейно-мировоззренческая готовность, коммуникативно-деятельностная направленность, нравственно-этическая устойчивость, оценочно-критичное отношение к себе и окружающим людям.

Каждый из перечисленных выше показателей выражает определенный уровень патриотической воспитанности личности и является образцом, при сравнении с которым можно установить степень их соответствия, приближения к идеалу. При этом каждый показатель имеет трехбалльную шкалу по степени проявления его в личностной характеристике каждого респондента.

8. Патриотическое воспитание допризывной молодежи осуществляется на основе учета системы основных воспитательных принципов: индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании, принципа воспитания в группе и через коллектив, воспитания в процессе деятельности, принципа сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них, опоры на положительное в личности и группе, принцип единства, согласованности, преемственности. Патриотическое воспитание предполагает использование всей совокупности воспитательных воздействий на ученика: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.

9. Результаты педагогического эксперимента показывают, что авторские формы и методы воспитательного воздействия содействовали повышению эффективности воспитательной деятельности всех категорий допризывников и подтвердили целесообразность использования в практике воспитательной работы системы предложенных автором показателей.

10. Система разработанных показателей патриотической направленности допризывной молодежи вместе с системой выявленных социально — педагогических условий составили программу изучения уровней развития патриотических качеств допризывников и эффективности процесса патриотического воспитания личного состава в рядах Вооруженных Сил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. С момента построения российской образовательной системы проблемы формирования патриотических качеств личности привлекали внимание выдающихся педагогов и просветителей и приобретают ярко выраженную общественную необходимость. Однако целостный подход к патриотическому воспитанию подрастающего поколения наиболее наглядно стал проявляться во второй половине XIX-начале XX вв. в философско-педагогических произведениях В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, М. П. Драгоманова Е.С.Левицкой и других российских педагогов.

2.Историко-педагогический анализ показал, что целостный воспитательный процесс, реализованный в образовательных учреждениях различной направленности, позволял в значительной степени решать проблему формирования личности, наделенной патриотическим качествами. При этом основной целью патриотического воспитания выступало духовно-нравственное совершенствование личности, привитие социально и личностно значимых качеств для более полной их реализации на благо Отечества. Военно-педагогическая мысль XIX-начала XX вв. ставила акцент на то, что содержание патриотического воспитания должно включать духовно-нравственное, религиозное и физическое воспитание.

3.В советский период развития российской государственности сформировалось понимание военно-патриотического и патриотического воспитания, как процесса целенаправленного формирования у подрастающего поколения высоких морально-политических и психологических качеств, необходимых для обеспечения безопасности.

Отечества. При этом важнейшими направлениями военно-патриотического воспитания выступали следующие: формирование научно-мировоззренческой устойчивости и высоких морально-психологических качеств, воспитание патриотизма, интернационализма и уважения к Вооруженным Силам страны, ориентация на высокую воинскую дисциплину, глубокое знание боевой техники и оружия, физическую закалке.

4. Основным вопросом государственно — патриотического воспитания на современном этапе является: как достичь максимально возможного результата формирования патриотических качеств личности. При этом необходимо учитывать политические, философско-исторические, морально-нравственные и правовые представления об образе «идеального» человека в социуме. Вместе с тем, цель государственно-патриотического воспитания должна быть как универсальной, то есть выражающей общенациональные интересы, так и достаточно определенной по нравственным критериям.

5. Целью патриотического воспитания является формирование и развитие у граждан российского общества основных качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции защитника Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей сохранение и реализацию национальных интересов. При этом патриотическое воспитание предусматривает создание возможных условий для развития общественно значимой, высокоинтеллектуальной, нравственно развивающейся, которая в полной мере усваивает общечеловеческие нравственные ценности, формирует мировоззренческие взгляды и жизненную позицию, реализует их в процессе деятельности. Именно в процессе деятельности проявляются высокие чувства, такие как любовь к Родине, своему краю, гордость за страну, ее историческое прошлое, достижения своего народа.

6. На современном этапе построения российской государственности воспитание у граждан, в первую очередь молодежи, патриотизма является важнейшей государственной задачей. Вместе с тем следует отметить, что в последние годы деятельность, связанная с созданием условий для патриотического воспитания молодежи, носит локальный характер.

7.Проведенное исследование показало, что патриотизм представляет собой социально-политический и нравственно-гражданский принцип, который в достаточно объемлющей форме выражает чувство любви к Родине, уважение к ее истории и своему народу. Основными проявлениями патриотизма является гордость за достижения своей страны, уважение к истории своего народа и бережное отношение к народной памяти, национальным ценностям и культурным традициям. Нравственно-этическое значение патриотизма выражается в том, что он является одной из важнейших форм сочетания и взаимодополнения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Однако сами патриотические идеи становятся подлинными в том случае, если сопряжены с чувством уважения к другим народам, проявлениями интернациональной культуры.

8. Патриотическая составляющая должна быть присуща нравственному воспитанию молодежи, под которым понимается привитие человеку регулирующей функции поведения. Патриотический аспект поведения в современных условиях выступает фактором предупреждения антиобщественных явлений в молодежной среде, необходимым элементом воспитания необходимых черты и качеств личности подростков. Воспитывая патриотов, мы воспитываем дисциплинированных членов общества. В связи с этим следует отметить, что патриотическое воспитание является неотъемлемой составной частью современного гражданского воспитания личности.

9. Во многих странах мира сегодня пришли к осознанию того, что без решения важнейших задач гражданского воспитания невозможно прогнозировать устойчивое развитие общества и его социально-политическую стабильность. Именно поэтому, гражданское воспитание является составной частью образования и осуществляется путем преподавания целого спектра общественно-политических дисциплин в средних общеобразовательных школах — обществоведения, граждановедения, конституции страны, демократии, основ законодательства и т. д.

10. Воспитание патриотизма в среде старшеклассников связано с воспитанием уважения к предках, любви к своему народу и Родине. При этом само патриотическое воспитание непосредственным образом связано с воспитанием культуры межнациональных отношений и этнической толерантности.

11. Тенденции гуманизации и гуманитаризации современного общего и профессионального образования, актуализировавшие в отечественной и мировой практике 90-х годов, обозначили необходимость разработки методологических основ системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к воспитанию, преодоление определенного функционализма в обучении подрастающего поколения.

Современный этап становления российской государственности высвечивает необходимость поднятия на новый уровень всю систему патриотического, военно-патриотического и интернационального воспитания. Основной задачей данной деятельности является формирование личности, способной к восприятию высших общественных ценностей, бескорыстному проявлению любви к своему Отечеству. Важнейшими условиями становления патриотизма являются: патриотическое сознание, психологическая и волевая готовность человека к патриотическому поведения. При этом как показывает проведенное исследование, патриотический настрой современной допризывной молодежи достаточно низок, однако он вполне объясним тем состоянием, в котором находится современное российское общество.

12. На основе анализа механизмов и факторов патриотического поведения личности, нами выделены следующие показатели патриотической направленности личности и конкретные условия их проявления: мотивационная характеристика деятельности, идейно-мировоззренческая готовность, коммуникативно-деятельностная направленность, нравственно-этическая устойчивость, оценочно-критичное отношение к себе и окружающим людям.

Каждый из перечисленных выше показателей выражает определенный уровень патриотической воспитанности личности и является образцом, при сравнении с которым можно установить степень их соответствия, приближения к идеалу. При этом каждый показатель имеет трехбалльную шкалу по степени проявления его в личностной характеристике каждого респондента.

13. Патриотическое воспитание допризывной молодежи осуществляется на основе учета системы основных воспитательных принципов: индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании, принципа воспитания в группе и через коллектив, воспитания в процессе деятельности, принципа сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них, опоры на положительное в личности и группе, принцип единства, согласованности, преемственности. Патриотическое воспитание предполагает использование всей совокупности воспитательных воздействий на ученика: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.

14. Результаты педагогического эксперимента показывают, что авторские формы и методы воспитательного воздействия содействовали повышению эффективности воспитательной деятельности всех категорий допризывников и подтвердили целесообразность использования в практике воспитательной работы системы предложенных автором показателей.

15. Система разработанных показателей патриотической направленности допризывной молодежи вместе с системой выявленных социально — педагогических условий составили программу изучения уровней развития патриотических качеств допризывников и эффективности процесса патриотического воспитания личного состава в рядах Вооруженных Сил.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1975. 93 с.
  2. Актуальные проблемы военно-патриотического и интернационального воспитания // Армия в современнном обществе. М.: ВПА, 1985. 404 с.
  3. И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке. Дисс. .канд.пед.наук. М. 1995. 304 с.
  4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
  5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.)./ Сост. П. А .Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 60.
  6. Армия и национальные отношения / Материалы секции № 5 «Армия и национальные отношения» Международной конференции «Социальные аспекты военной реформы». М.: ГА ВС, 1994. 139 с.
  7. А.А. Растить патриотов. М.: ДОСААФ, 1988. 67 .
  8. А.А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988. № 2. С. 10−13.
  9. А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников. Дис. .д-ра пед.наук. М., 1990. 521 с.
  10. С.С. Психология нации, специфика ее проявления и учет в воинской деятельности. Автореф. дис.канд. филос.наук. М., 1987. 20 с.
  11. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Дис. .докт.пед.наук. М., 1968. 746 с.
  12. А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики. М., 1988. 269 с.
  13. А.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М., 1983. 127 с.
  14. А.В., Иванов В. Н. Солдатами не рождаются // Педагогика. 1995. № 2. С.23−34.
  15. А.В., Иванов В. Н. История отечественной и зарубежной педагогики. В 3-х частях. Часть 1. М., 1995. 320 с.
  16. Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 116 с.
  17. Ю. Если в России ругают патриотизм, значит это кому-то нужно // Красная звезда. 1995, 15 февр.
  18. Н.А. Педагогические основы подготовки молодежи к военной службе. М.:ДОСААФ, 1979. 101с.
  19. Н.А. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии. Дис. .докт.пед.наук. М., 1991. 485 с.
  20. Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М.: Наука, 1973.385 с.
  21. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР (психологическое исследование) Дис. .канд.псих.наук. М., 1988. 213 с.
  22. П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания, 1915. № 4.
  23. В., Наумов С. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи (задачи и проблемы на современном этапе) //ОБЖ, 1999. № 7. С.43−47.
  24. Л.Л., Арзамаскин Ю. Н. На идеях патриотизма: основные положения исторического опыта воспитания воинов на различных этапах военного стороительства России // Ориентир, 1994. № 2. С.20−25.
  25. Бублик J1.A., Васютин Ю. С., Вырщиков А. Н. и др. Основы военно-патриотического воспитания: Учебное пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  26. В.Ф. Воспитание личного состава Советской армии в духе советского патриотизма в послевоенных условиях (1945−1950). Дис. канд.ист.наук. М., 1951. 189 с.
  27. А. Система патриотического воспитания это нечто, пронизывающее все сферы жизни ребенка // Молодежь России, 1995. № 3. С. 10−13.
  28. Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи в современных условиях: Учебное пособие.М.: ВПА, 1973.65 с.
  29. Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи: теория, система, опыт: Учебное пособие. М.: ВПА, 1976. 135 с.
  30. Л.А. О дисциплине и воинском воспитании. Сб.ст. М., 1994. 245 с.
  31. А.И. Патриотизм это любовь // Десятина, 1998. № 5(8). С.3−16.
  32. В. И. Артамошин Ю.Н., Тугусова Г. В. и др. Готовить достойных защитников Отчизны. М.: Военное издательство, 1988. 115 с.
  33. И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся. Уфа: Госкомиздат, 1991. 168 с.
  34. С.Г. Программа непрерывного всестороннего воспитания. В помощь педагогам разных категорий. Владикавказ, 1998.21 с.
  35. A.M. О дисциплине и воинском воспитании / Сост. В. П. Маслов. М., 1987. 238 с.
  36. Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. М.: Мысль, 1984. 172 с.
  37. Е.П. Деятельность органов военной печати по ге-роико-патриотическому воспитанию советских воинов (на опыте окружных, групповых и флотских газет за период 1981—1987 гг.). Дис. .канд.ист.наук. М., 1988. 234 с.
  38. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981. 168 с.
  39. В.В. Американская школа: ценности образования (1960−1990-е годы). М.: Витязь, 1999. 144 с.
  40. Н.С., Костров A.M. Гражданская оборона в общеобразовательной школе. М.: Энергоатомиздат, 1983. 72 с.
  41. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко. М., 1986. 326 с.
  42. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи / Под ред. Г. В. Средина. М.: Воениздат, 1983. 224 с.
  43. Военно-патриотическое воспитание студентов педагогического вуза: Методические рекомендации / Сост.А. А. Черкасов. Киров: МП РСФСР, КГПИ, 1983. 98 с.
  44. Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах // Сб.научн.статей / Под ред. В. В. Разина. М.: МОПИ, 1981. 197 с.
  45. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко, С. С. Антюшина. М.: Русь-РКБ, 1999. 336 с.
  46. А.П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961−1988 гг.). Дис. .канд.ист.наук.М.: ВПА, 1989.321 с.
  47. А.П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985−1991 гг). М.: ГАВС, 1992. 63 с.
  48. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уч.-метод.пособие / Под ред. И. А. Липского. М.: ВУ, 1995. 190 с.
  49. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М.: Росвоенцентр, 1999. 288 с.
  50. А.Н. Педагогическое управление системой военно-патриотического воспитания студенческой молодежи во вне-учебное время. Дис. .канд.пед.наук. Ашхабад, 1978. 214 с.
  51. А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. 152 с.
  52. Е. Социология политических отношений. М., 1979.238 с.
  53. К.С. Политическая наука. М., 1994. 311с.
  54. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск). Дис. .докт.пед.наук. М., 1996. 494 с.
  55. В. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. ПСб, 19И. 117 с.
  56. В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997. 324с.
  57. А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников: Учеб. пособие / Под ред.В. В. Макаева. Пятигорск, 1996. 56 с.
  58. .Г., Мирский Р. Я. Традиции советского патриотизма. М.: Мысль, 1975. 199 с.
  59. Государственная программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание молодежи». М., 1995. 179 с.
  60. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитанности курсантов. Дис. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1972.217 с.
  61. Гражданином быть обязан: Учебное пособие. М.: Русь, 1999.387 с.
  62. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С. Н. Эрлика, В. Н. Иванова, В. В. Марущенко. М., 1999. 307 с.
  63. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. 190 с.
  64. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социс, 1996. № 3. С.81−89.
  65. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения. Дис. канд.пед.наук. М. 1977. 396 с.
  66. А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. JL, 1944. 93 с.
  67. А.Д. Подготовка студентов педвуза к военно-патриотическому воспитанию учащихся средней общеобразовательной школы. Дис .канд.пед.наук. Киев, 1980. 167 с.
  68. М.И. Избранные труды: вопросы воспитания и обучения. М., 1956. 612 с.
  69. Документы и материалы по проблемам развития гражданственности и патриотизма молодежи. М.: КДМ РФ, 1994. 204 с.
  70. Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник, 1999. № 9. С. 1011.
  71. Н.Н., Чернев С. В. Основы методики военно-патриотического воспитания в вузе. М.: МГУ, 1983. 122 с.
  72. П.А. О войне и военной истории. М., 1984. 405 с.
  73. В.А. Герои-танкисты 41-го.М.: Красная звезда, 2000. 157 с.
  74. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета, 1998. 2 апр.
  75. В.М. патриотизм как реальность в социалистическом обществе. Дис. канд.филос.наук. М., 1983. 213 с.
  76. Д.И. Военно-педагогические взгляды и деятельность М.И.Драгомилова. Дис. .канд.пед.наук. М., 1994. 225 с.
  77. В. Патриотизм истинный и ложный // Диалог. 1994. № 9, 10.
  78. . Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт//Советская педагогика, 1990. № 5. С.37−42.
  79. Г. А. Россия Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информ. печать, 1996. 52 с.
  80. Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров российской армии XVIII начала XX века (историко-педагогический анализ). Дис. .канд.пед.наук. М., 1994. 254 с.
  81. В.Н., Ключарев Н. Н. Воспитание патриотизма: Сущность, содержание, рекомендации: Учебное пособие. М., 1998. 101 с.
  82. И.А. Мы были правы // О грядущей России: Избр.ст. / Под ред.Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С.45−89.
  83. И.А. Духовная правота патриотизма // Красная звезда, 1994. 23 апреля.
  84. И.А. О грядущей России. М.:Воениздат, 1993.312 с.
  85. И.А. О христианском национализме // Вече, 1991,43.
  86. Г. Знания, необходимые каждому гражданину России // ОБЖ, 1999. № 7. С.З.
  87. Г. Д. Деятельность государственных и общественных организации г.Москвы по подготовке юношей допризывногои призывного возрастов к военной службе в 1981—1991 гг. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М.: ГА, 1993. 20 с.
  88. А.С. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища. Дис. .канд.пед.наук. М.: Г ABC, 1994. 337 с.
  89. В.Д. Воинские ритуалы как фактор формирования высоких морально политических и боевых качеств советских воинов. Дис. .канд.филос.наук. М., 1989. 253 с.
  90. И.Н. Совершенствование патриотического и интернационального воспитания воинов внутренних войск МВД СССР. Дис. .канд.пед.наук. М., 1991. 248 с.
  91. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию в военных коллективах. М.: ВПА, 1980. 247 с.
  92. A.M. Воспитание патриота, воина -гражданинасегодня это главная задача для школы // Красная звезда, 1994. 20 октября.
  93. С.В. педагогические основы интернационального воспитания советских воинов в современных условиях. Дис. .канд. пед.наук. М., 1991. 198 с.
  94. Н.М. Воспитание у подростков стремления готовности к защите Родины. Дис. .канд.пед.наук. Петрозаводск, 1968. 300 с.
  95. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986. 146 с.
  96. НА., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 340 с.
  97. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи //ОБЖ, 1998. № 7. С.4−10.
  98. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Народное образование, 1991. № 11,12.
  99. Н.И. Патриотизм в структуре культуры. Волгоград, 1987. 201 с.
  100. И.Н. К вопросу об определении уровня военно-патриотического воспитания курсантов военных училищ. Орджоникидзе: СОГУ, 1990. 16 с.
  101. Г. И. Патриотическое воспитание защитников Родины. Харьков, 1984. 239 с.
  102. Н. Психология и солдат. М., 1960. 267 с.
  103. С.С. Основы военно-патриотического воспитания. Мн.: Нар. асвета, 1983. 127 с.
  104. Г. А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования. Дис. .канд.филос.наук. М., 1990. 301 с.
  105. Краткий курс лекций по социальной педагогике. / Под ред. П. Н. Городова. М.: ВУ, 1996. 198 с.
  106. М. Сколько лет патриотизму? // Родина, 1997. № 10. С. 18−27.
  107. А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинский среде. Дис. .канд.филос.наук. М., 1995. 228 с.
  108. К. А. Теоретические основы воен-ноОпатриотического воспитания. Минск: Пед.общ.БССР, 1990. 29 с.
  109. B.E. Историко-педагогические тенденции патриотического воспитания офицеров Российской армии (XVIII-начала XX вв.). Дис. .канд.пед.наук. М., 1998. 199 с.
  110. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. М.: Форум, 1998. 584 с.
  111. .Т. Педагогика. М: Прометей, 1992. 528 с.
  112. Д.С. Помнить о своих корнях // Воспитание школьников, 1993. № 3. С.36−42.
  113. В.Н. Очерки истории отечественных военных реформ. М., 1995. 254 с.
  114. В.Н., Лутовинов В. И. Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь. Организация, методика формирования готовности молодежи к защите Отечества и военной службе. Смоленск: ВУ, 1995. 131 с.
  115. Г. Д. Психология. М., 1960. 314 с.
  116. В.И. Патриотизм: история, современность и будущее России. М.: НИЕВ, 1997. 141 с.
  117. В.И., Радионов Е. Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. М.: ВУ, 1995. 200 с.
  118. В.И. Социально-философский анализ патриотизма и проблем его формирования у российской молодежи в современных условиях. М., 1996. 234 с.
  119. В.И. Современное понимание российского патриотизма // Обозреватель, 1998. № 7. С.44−45.
  120. В.И. В патриотизме молодежи будущее России: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. 206 с.
  121. В.В. Патриотизм как философская проблема. Дис. .докт.филос.наук. М.: АОН, 1990. 320 с.
  122. В.В. Отечество и патриотизм: логико-педагогический анализ. Саратов: СГУ, 1988. 160 с.
  123. Е. Патриотизм. по сниженным ценам // Армия, 1993. № 16. С.14−16.
  124. З.А., Вульфсон Б. Л. Основные тенденции развития образования за рубежом. Аналитический доклад. М.: УРАО^* 1998. 45 с.
  125. Л.В. Формирование активной жизненной позиции у молодых офицеров. Дис. .канд.пед.наук. М., 1982. 190 с.
  126. С.В. Патриотическое воспитание как важнейшая проблема государственного строительства в современных условиях // Психопедагогика в правохранительных органах, 1998, № 2 (8). С.45−49.
  127. С.В. Терия и практика патриотического воспитания: принципы, подходы, технологии. Дисс. канд.пед.наук. Владикавказ: СОГУ, 2000. 175 с.
  128. Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. 207 с.
  129. Методика руководства воспитательной работой в полку / Барабанщиков А. В. и др. М.: ВПА, 1995. 144 с.
  130. Мужество защитников Сталинграда нравственная основа патриотизма молодежи России: Материалы Российской научно-практической конференции. Волгоград: ВолГУ, 1998. 224 с.
  131. М.М. Социально-педагогические основы деятельности военных комиссариатов по совершенствованию допризывной подготовки молодежи. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1997. 22 с.
  132. На службе Отечеству: Книга для чтения / Под общей редакцией Е. В. Савостьянова. М. 1998. 205 с.
  133. Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М.: ВЛАДОС, 1997.405 с.
  134. О долге и чести воинской в российской армии / Сост. Ю. А. Галушко, А. А. Колесников / Под ред. В. Н. Лобова. М., 1990. 345 с.
  135. Основы военно-патриотического воспитания / Под ред. Л. А. Бублика, Ю. С. Васютина, А. Н. Вырщикова и др. М., 1988. 187 с.
  136. В.П. Воспитание личного состава на боевых традициях (Вопросы воинского воспитания). М.: Воениздат, 1985. 233 с.
  137. Основы военно-патриотического воспитания / Л. А. Бублик, Ю. С. Васютин, А. Н. Вырщиков и др. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
  138. Основы военно-патриотического воспитания / Под ред. Г. В. Средина. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  139. И.Н. Психологические факторы повышения эффективности деятельности офицера в условиях нововведений. Дисс. .канд.псих.наук. М., 1993. 210 с.
  140. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии: Учебное пособие / под ред. С. Л. Рыкова. Москва: ВУ, 1997.290 с.
  141. Патриотическое и интернациональное воспитание воинов: содержание, формы, методы. Сб. статей / Сост. А. Н. Размазнин. М.: Воениздат, 1987. 192 с.
  142. Патриотическое сознание: сущность и формирование / В. И. Бойко, Р. В. Бобков, Л. А. Бублик и др. Новосибирск: Наука, 1985. 254 с.
  143. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград: Перемена, 1999. 300 с.
  144. П.И. Научно-педагогические основы идейно-политического и воинского воспитания советских воинов. М.: ВПА, 1985.40 с.
  145. П.В. Духовные ценности военнослужащих, российской армии в современных условиях (социально-философский анализ). Дис. .канд.филос.наук. М.: ВУ, 1995. 197 с.
  146. О.А. Русская цивилизация. М., 1995. 132 с.
  147. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. 405 с.
  148. Д.П. Педагогические основы управления воспитанием личного состава полка. Дисс. .докт.пед.наук. М., 1983. 389 с.
  149. Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность, 1992. № 3. С.34−52.
  150. А.А. Патриотизм- историческая память народа. М.: Знание, 1985. 48с.
  151. В.В. Формирование у личного состава патриотизма и сознания воиского долга: проблемы и пути их решения // Пособие по общественно-государственной подготовке офицеров, генералов и адмиралов ВС РФ. М., 1993. С.67−91.
  152. Психология и педагогика высшей военной школы /А.В.Барабанщиков и др. М.: Воениздат, 1989. 365 с.
  153. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1996. 334 с.
  154. Н.К. О вечном.: Кига о патриотическом воспитании. М.: Политиздат, 1991. 312 с.
  155. Р.С. Патриотизм и интернационализм в системе духовных ценностей студентов // Проблемы философии. Киев, 1987. Вып.74. 54 с. :
  156. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1.608 с.
  157. А.Т., Кандыбович Л. А., Блях Г. В. Психологическая подготовка к службе в армии: Книга для учителя. Мн., 1986. 183 с.
  158. Л.В. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся. Дис. .докт.филос.наук. М.: ВПА, 1984. 317 с.
  159. Н.И. О патриотическом и интернациональном воспитании воинов армии и флота. М.: Воениздат. 1991. 80 с.
  160. Н.И., Дмитриев А. П. Деятельность командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций по дальнейшему усилению патриотического и интернационального воспитания воинов. М.: Воениздат, 1984. 68 с.
  161. А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров. Дис.канд.пед.наук. М., 1997. 226 с.
  162. Рыков C. J1. Социально-педагбгические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка. Дис. .канд.пед.наук. М.: ГАВС, 1994. 238 с.
  163. C.JI. Патриотизм источник духовной силы российского воина // Ориентир. 1996. № 2. С.12−23.
  164. П.Е. Сущность патриотического сознания и основы его формирования. Автореф. дис. .канд.филос.наук. Новосибирск, 1981. 17 с.
  165. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе./ Под ред. А. К. Бруднова.М.: Мнемозина, 2000.199 с.
  166. В.Д. Воинские ритуалы.М.:Воениздат, 1988. 156 с.
  167. Г. М. Советский патриотизм и интернационализм как черты социалистического образа жизни. Волгоград, 1987. 112 с.
  168. Справочник менеджера образования. В 2-х т./ Сост.В. С. Гиршович. М.: Новая школа, 1995. 784 с.
  169. В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М., 1959. 160 с.
  170. В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Избр.соч.в 5-ти тт. Киев: Радянская школа, 1979. Т.1. С.59−220.
  171. В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980. 175 с.
  172. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Ряд. школа, 1969. 145 с.
  173. М.А. Педагогические основы патриотического и интернационального воспитания учащихся. Дис. .докт.пед.наук. Кишинев, 1982. 384 с.
  174. Д.Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформ русского военного дела. Киев, 1909. 112 с.
  175. Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский аспект). Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1997. 21 с.
  176. С.С. Военно-патриотическая работа в учебных заведениях профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1988. 88 с.
  177. Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. М., 1994. 45 с.
  178. Ю.П. Воспитание историей. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  179. Уваров J1.H. Повышение эффективности самовоспитания слушателей академий. Дис. .канд.пед.наук. М., 1981. 245 с.
  180. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994. 78 с.
  181. Ушинский K. J1. О необходимости сделать русские школы русскими. Пед.соч.: В 6 т. М., 1988. Т.2.
  182. В.Ф. Патриотическое воспитание трудящихся в национальной школе. М.: БИ, 1991. 168 с.
  183. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе». М., 1998. 20 с.
  184. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990. 110 с.
  185. В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях // Проблемы развития личности в современном российском обществе. М.: ИМ, 1996. С. 101−107.
  186. Функции учебного процесса в формировании у учащихся готовности к защите Родины: методические рекомендации / Сост.А. Н. Вырщиков. Волгоград: ВПИ, 1987. 29 с.
  187. Н.Е. Военно-патриотическая деятельность школьников как фактор гражданского и военно-профессионального воспитания. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1995. 27с.
  188. Н.Е. Военно-патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Тамбов, 1995. 41 с.
  189. В.А. К вопросу о происхождении и развитии советского патриотизма. М., 1948. 76 с.
  190. С.С., Калашников В. А., Шишов Н. И. Интернационализм и патриотизм: история и современность. М.: Высшая школа, 1977. 280 с.
  191. B.C. Система военно-патриотического воспитания учащихся старших классов во внеклассной и внешкольной работе. Дис. .канд.пед.наук. М., 1968. 355 с.
  192. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб.пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  193. .Е. Лучший путь воспитать коммунаров. М.: Знание, 1980. 96 с.
  194. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. М., 1993. 30 с.
  195. С.И. Формирование и развитие советского патриотизма и социалистического интернационализма народов Северного Кавказа. Автореф. дис. .докт.филос.наук. Баку, 1981. 48 с.
Заполнить форму текущей работой