Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эколого-экономическое образование младших школьников в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной целью эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников является успешное овладение эколого-экономическими знаниями и нормами поведения, способами их получения и применения в конкретно-практических ситуациях. Реализации этой цели способствует разработанная нами на основе системно-деятельностного подхода структурно-функциональная модель эколого-экономического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Состояние проблемы эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
    • 1. 3. Педагогические условия эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников
    • 2. 2. Реализация эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов на фоне педагогических условий
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому образованию в учебной деятельности младших школьников на фоне педагогических условий
  • Выводы по П главе

Эколого-экономическое образование младших школьников в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Произошедшие за последнее десятилетие перемены в обществе, обусловленные развитием различных форм собственности, малого и среднего бизнеса, нередко отсутствием правовой базы природопользования, приватизацией предприятий, ответственных за использование природных ресурсов, обостряют опасность превалирования экономических интересов над глобальными экологическими интересами человечества.

При нынешних возможностях экономики воздействия человека на экосистему и на биосферу Земли в целом возросли многократно. Погибает природа под влиянием вредных для нее антропогенных факторов, разрушаются механизмы саморегуляции, присущие биосфере. Гибнут, исчезают с Земли многие виды живых организмов, при этом часто человек не осознает значимости реальных потерь. Все живое имеет уникальную ценность, так как образует единую систему генофонда нашей планеты.

Остановить технический прогресс и рост населения нельзя, но можно существенно уменьшить, если не избежать загрязнения биосферы. Для этого нужно прежде всего радикально изменить сознание людей, отношение к окружающей среде, разработать принципиальные подходы к решению экономических и экологических задач, учитывающих необходимость для человека полноценной биосферы.

Экологические и экономические проблемы формировались на протяжении всего процесса социально-биологического развития человечества, поэтому их изучение возможно через осознание взаимосвязи в системе «экология-экономика». Выделенную взаимосвязь необходимо рассматривать не только с экономической и биологической точек зрения, но и исторической, социальной, гуманистической, общечеловеческой и нравственной, так как отношения человека с природой находят свое выражение как в материальной жизни общества, так и в сфере духовной.

Образование — ведущий фактор развития человека и человеческих ресурсов, решающий фактор развития общества, полномасштабного обновления всех сфер общественной жизни (19, 4), поэтому для решения эколого-экономических проблем, в качестве основного звена, должна быть использована система образования.

Растущие потребности общества в формировании экономически мыслящего человека, сочетающего личные интересы с интересами общества, заботящегося о сбережении и рациональном использовании природных богатств и материальных благ, требуют признать эколого-экономическое образование одним из важных направлений совершенствования системы образования.

Отдавая должное многочисленным исследованиям в области эколого-экономического обучения и воспитания, отметим, что приобретаемое в настоящее время в общеобразовательной школе эколого-экономическое образование не удовлетворяет требованиям современной жизни. Оно немыслимо без постоянного самообразования, повышения культурного уровня.

Основная роль в эколого-экономическом образовании отводится общеобразовательной школе, где обучение и воспитание начинается с младшего школьного возраста. Данный возраст обладает самыми благоприятными возможностями для решения многих задач эколого-экономического обучения и воспитания, так как именно на начальном этапе закладываются основы эколого-экономического образования учащихся: даются основные понятия эколого-экономического характера, формируются значимые эколого-экономические качества.

Необходимость экологического и экономического образования младших школьников доказаны многими учеными. На наш взгляд, преподавание экологии и экономики в начальной школе в качестве самостоятельных предметов является преждевременным. Учащиеся младших классов, у которых только формируется аналитическое, синтетическое восприятие мира, должны воспринимать экологические и экономические знания не изолированно, а в их тесном единстве, во взаимосвязи человека с людьми, окружающей природной средой, антропогенной природой, созданной самими людьми (производством, торговлей, потреблением). Поэтому целесообразность эколого-экономического образования младших школьников заключается в том, что процесс обучения и воспитания приобретает логическую стройность, комплексность, системность.

Первостепенное значение в решении задач эколого-экономического образования младших школьников имеет выявление его содержания, условий для овладения младшими школьниками основами современных наук о природе, обществе и человеке.

Статья 14 Закона РФ «Об образовании» важным требованием, предъявляемым к содержанию образования, определяет «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (47, 16).

Содержание образования в школе меняется с учетом новых социально-экономических потребностей и условий развития общества. При этом педагоги понимают, что в начальной школе акценты в формировании системы эколого-экономических знаний и норм поведения смещаются в сторону способов усвоения знаний, норм поведения, развития способности мыслить и действовать решительно, самостоятельно, максимально раскрывая связи и отношения, развития желания и способности упорядочить свои мысли и действия, планировать и последовательно осуществлять намеченное. Школьное образование нужно ориентировать на передачу таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям. Этого можно достигнуть в учебной деятельности, способствующей психическому развитию младших школьников, прежде всего их умственных способностей.

Анализ состояния эколого-экономического образования младших школьников в педагогической теории и практике показал, что его осуществление проходило только экстенсивным путем, то есть вне учебной деятельности. Так, полученные данные проведенного нами анкетирования учителей г. Челябинска свидетельствуют о недостаточном понимании учителями содержания и роли эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников. В школе эколого-экономические знания в основном выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность учащихся и способы приобретения ими эколого-экономических знаний часто остаются вне поля зрения учителей. Учебные задания эколого-экономической направленности носят репродуктивный, а не поисковый характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что нередко приводит к перегрузке памяти и недогруженное&tradeмышления школьников. Недостаточно активизируются потребности младших школьников в умении оценивать деятельность людей и свою собственную по отношению к окружающему миру, действовать с учетом эколого-экономических требований и норм поведения.

На основании сказанного была выявлена проблема исследования, которая отражает противоречия между:

1) социальной необходимостью рациональных взаимоотношений человека, общества, природы и необдуманной хозяйственной деятельностью человека, как основной причиной нарушения экологии, условий проживания для самого человека;

2) потребностями общества в специалистах, имеющих высокий уровень эколого-экономического образования, и недостаточностью таких кадров;

3) постоянно увеличивающимся потоком эколого-экономической информации и способностью школьников достаточно быстро и эффективно ее усваивать, перерабатывать и применять;

4) необходимостью совершенствования процесса усвоения знаний, норм поведения эколого-экономического характера и существующими традициями, стереотипами в системе начального образования.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Эколого-экономическое образование младших школьников в учебном процессе».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, выявить педагогические условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования: эколого-экономическое образование в начальной школе.

Предмет исследования: эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза: эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников будет проходить более успешно, если: • 1) на основе системно-деятельностного подхода будет разработана структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, особенность которой заключается в интеграции информационно-познавательного, ориентировочно-мотивационного, исполнительно-операционного, коммуникативно-ценностного компонентов;

2) педагогическими условиями эффективного функционирования данной модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников являются: диагностика эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьниковр — построение содержания эколого-экономического материала способом восхождения от абстрактного к конкретному;

— рациональное сочетание методов, форм учебной и внеучебной деятельности с учетом эколого-экономического содержания.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятие «эколого-экономическое образование» в учебной деятельности младших школьников.

3. Разработать структурно-функциональную модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников и выявить педагогические условия ее эффективного функционирования.

4. Экспериментально проверить структурно-функциональную модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников на фоне выделенных педагогических условий.

5. Подготовить методические рекомендации по осуществлению эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения диалектико-материалистической теории познаниязаконы и правила диалектической и формальной логик, обусловленные принципом восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактномусистемный подход, в основе которого лежит исследование объектов как системдеятельностный подход, предполагающий принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельностиучение о всестороннем развитии личности как субъекте и объекте деятельности.

Работа существенным образом опирается на психологическую теорию развития личности в деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) — теорию учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) — теорию и практику непрерывного эколого-экономического образования (А.Ф. Аменд,.

Н.П. Рябинина, З. И. Тюмасева и др.) — концепции и методические подходы к экологическому образованию (А.Н.Захлебный, Н. М. Мамедов и др.) — концепцию непрерывной социально-экономической подготовки учащихся (В.А. Поляков, И. А. Сасова и др.).

Определяющее значение для исследования имели нормативные документы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года и др.) — исследования, отражающие интеграцию экономической и экологической областей знаний (О.Ф. Балацкой, А. П. Зайцев, Е. А. Криксунов, М. Т. Мелешкин, А. П. Моисеев, Н. Н. Моисеев, JI.H. Пономарев, В. Д. Попов, Б. Н. Порфирьев, А. А. Суэтин, В. П. Чичканов, JI.E. Эпштейн и др.) и, соответственно, экономического и экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, B.C. Нагаев, Н. П. Рябинина, А. П. Сидельников, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.), вопросы эколого-экономического образования младших школьников (JI.M. Кларина, И. И. Нагуманова, А. А. Плешаков, Т. В. Потапова, Н. Г. Рыбальский, И. А. Сасова, C.JI. Чернер, М. Н. Чуйкова и др.), проблемы формирования учебной деятельности школьников (Г.И. Вергелес, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, А. Н. Леонтьев, А. И. Подольский, C.JI. Рубинштейн, А. В. Усова, Д. Б. Эльконин и др.), значение и функции учебных задач (К.А. Абульханова-Славская, Г. И. Балл, Е.Н. Кабанова-Меллер, Е. И. Машбиц, C.JI. Рубинштейн, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова и др.), проблемное обучение (И.Я. Лернер, М. А. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.), взаимосвязь педагогической теории и практики (В.И. Журавлев, В. В. Краевский и др.).

Опираясь на теоретико-методологическую базу, мы сформулировали основные концептуальные положения нашего исследования:

— эколого-экономическое образование направлено на формирование мышления и мировоззрения, основанного на неразрывной взаимосвязи человека, общества и природы, взаимозависимости хозяйственноэкономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека;

— ведущим фактором эколого-экономического образования в начальной школе является учебная деятельность младших школьников, которая имеет свои компоненты и содержание;

— эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников должно осуществляться на основе системно-деятельностного подхода.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, разработанная на основе системно-деятельностного подхода, особенность которой заключается в интеграции информационно-познавательного, ориентировочно-мотивационного, исполнительно-операционного, коммуникативно-ценностного.

2. Педагогические условия эффективного функционирования данной модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников: 1) диагностика эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников- 2) построение содержания эколого-экономического материала способом восхождения от абстрактного к конкретному- 3) рациональное сочетание методов (проблемно-поисковые: эвристические беседы, обучающие дискуссии эколого-экономического характерастимулирования и мотивации интереса к учению: познавательные игры, трудовые занятия), форм (коллективная, групповая) учебной и внеучебной деятельности с учетом эколого-экономического содержания.

Защищаемые положения определили теоретическую значимость настоящего исследования, которая заключается в том, что:

— выделены основные направления в исследовании проблемы, конкретизировано понятие «эколого-экономическое образование» в учебной деятельности младших школьников;

— определены основные компоненты, функции, связи между данными компонентами модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности структурно-функциональной модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников на фоне выделенных педагогических условий, особенность которой заключается в интеграции информационно-познавательного, ориентировочно-мотивационного, исполнительно-операционного, коммуникативно-ценностного компонентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны методические рекомендации, направленные на осуществление эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, которые могут быть использованы в системе начального образования и в рамках системы профессиональной подготовки учителей начальных классов;

— апробированы критерии формирования учебной деятельности младших школьников, выделенные В. В. Давыдовым, с учетом эколого-экономического содержания.

Достоверность и обоснованность полученных в результате исследования данных обеспечивается соблюдением исходных теоретико-методологических положений, анализом и учетом состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, длительностью опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов исследования, обработкой результатов методами математической статистики.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 1996;2002 гг. на базе общеобразовательных школ № 27, 145 г. Челябинска и проводилась в три этапа.

На первом этапе (1996;1997 гг.) — диагностическо-прогностическомбыл проведен анализ философской, педагогической, психологической литературы по теме исследованияопределен понятийный аппаратизучено состояние проблемы в педагогической теории и практике. Определены исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, основные задачи и методыразработаны основные положения модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьниковпроведен констатирующий эксперимент.

На данном этапе использовались методы теоретического (анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследованияметод обобщения, сравнения, абстрагирования, прогнозирования, моделирования педагогических систем) и эмпирического исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование).

На втором этапе (1997;1999гг.) — поисково-практическом разрабатывалась теоретико-методологическая стратегия (системно-деятельностный подход), строилась структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников и выявлялись педагогические условия ее эффективного функционированияпроводился формирующий эксперимент.

Основными методами исследования выступали эмпирические: педагогический эксперимент, включающий анализ и синтез педагогического опыта, наблюдение, тестирование.

На третьем этапе (1999;2002 гг.) — обобщающем — проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатовкорректировалась структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьниковуточнялись теоретические и экспериментальные выводырезультаты исследования внедрялись в практику работы начальной школыоформлялась диссертационная работа.

На этом этапе использовались методы математической статистики для обработки экспериментальных данных, сравнения эффективности эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников в экспериментальных и контрольных классах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось:

— на ежегодных научно-практических конференциях (ЧГПУ, 1996;2002 гг.) — Всероссийской научно-практической конференции «Наука, культура, образование на пороге XXI века» (Челябинск, 1997 г.) — Международной научно-методической конференции «Экономическая культура учащейся молодежи» (Челябинск, 2000 г.) — Республиканской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2000 г.);

— на заседаниях кафедры педагогики ЧГПУ;

— на научно-практических семинарах, лабораториях «Методология и методы педагогических исследований» ЧГПУ (1999;2001 гг.);

— посредством публикаций результатов исследования в научных сборниках.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, списка литературы, приложений. Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста, содержит 10 таблиц, 9 рисунков.

Список литературы

включает 199 наименований.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Основной целью опытно-экспериментального исследования, которое проводилось в период с 1996 по 2002 годы на базе МОУ СОШ № 27 и МОУ СОШ № 145 г. Челябинска, явилась проверка выдвинутых теоретических положений, для чего в соответствии с концептуальными положениями нашей работы была разработана программа научного исследования, в которой цели, задачи, диагностический инструментарий эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников представляет собой некую целостность, помогающую управлять педагогическим процессом, по необходимости ее корректировать.

1. Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, основным направлением которого явилось определение качества эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, позволили зафиксировать недостаточное понимание учителями содержания и роли данного процесса, определить низкий и ниже среднего уровни эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, выявить необходимость целенаправленной работы по осуществлению данного процесса и реализации условий его эффективного функционирования.

2. В процессе формирующего этапа эксперимента на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с целью, предметом, гипотезой и задачами нашего исследования была разработана методика эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов и апробировалась структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников на фоне выделенных педагогических условий.

3. В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что реализация структурно-функциональной модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников на фоне выделенных педагогических условий способствует повышению уровня эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов. Так, количество учащихся, находящихся на высоком уровне в ЭГ-1 и ЭГ-3, где проверялась эффективность всех педагогических условий, составило 26,7% и 35,5%, в то время как в КГ-1 и КГ-2 — всего 6,7% и 3,5%. Достоверность и воспроизводимость полученных результатов обеспечивается исходными методологическими положениями нашего исследования и методами математической статистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Устойчивое развитие взаимоотношений человека, общества и природы приобрело особую значимость в связи с происходящими в нашем обществе социально-экономическими преобразованиями, потребностями современного общества, с одной стороны, состоянием окружающей среды, условиями проживания для самого человека — с другой.

В качестве основного звена в решении экологических и экономических задач должно выступать образование как ведущий фактор развития человека и человеческих ресурсов. Растущие потребности общества в формировании экономически мыслящего человека, сочетающего личные интересы с интересами общества, заботящегося о сбережении и рациональном использовании природных богатств и материальных благ, требуют признать эколого-экономическое образование одним из важных направлений совершенствования системы образования.

Существенная роль в системе эколого-экономического образования отводится начальной школе, от качества образования в которой зависит успешное становление эколого-экономической культуры личности на всех последующих этапах обучения. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы общеобразовательных учреждений позволили установить, что в соответствии с общими целями образования эколого-экономическое образование учащихся начальных классов необходимо осуществлять в учебной деятельности, чему способствуют основные психические новообразования младших школьников.

В настоящем исследовании «эколого-экономическое образование» в учебной деятельности младших школьников рассматривается как процесс и результат формирования у учащихся начальных классов под руководством учителя потребности и умения самостоятельного поиска и усвоения теоретических (и эмпирических) знаний эколого-экономического характера, способов поведения (в различных ситуациях) с учетом экологических требований и норм.

Поиск концептуального подхода к исследуемой проблеме привел нас к необходимости использовать системно-деятельностный подход, который интегрирует общенаучный метод познания, содержание эколого-экономического образования и учебная деятельность младших школьников. Избранный нами системно-деятельностный подход в качестве методологической стратегии позволил рассмотреть развитие личности младшего школьника исходя из сущностной характеристики рассматриваемого нами аспекта эколого-экономического образования в учебной деятельности.

Исходя из основных концептуальных положений нашего исследования, сущность которых заключается в ориентации содержания эколого-экономического образования и его реализации на инновационные направления, мы выдвинули гипотезу, которая требовала теоретико-экспериментального подтверждения.

Основной целью эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников является успешное овладение эколого-экономическими знаниями и нормами поведения, способами их получения и применения в конкретно-практических ситуациях. Реализации этой цели способствует разработанная нами на основе системно-деятельностного подхода структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников, включающая в себя следующие компоненты: информационно-познавательный, ориентировочномотивационный, исполнительно-операционный, коммуникативно-ценностный, которые выполняют развивающую, социализирующую, обучающую и воспитывающую функции. Системно-деятельностный подход позволил рассмотреть данную модель как аналог оригинала в отношении выделенных компонентов, взаимосвязанных на уровне содержания и функциональном уровне, связь целей которых направлена на достижение общей цели при определенных педагогических условиях.

В ходе теоретико-экспериментальной работы были выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования модели эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников: а) диагностика эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьниковб) построение содержания эколого-экономического материала способом восхождения от абстрактного к конкретномув) рациональное сочетание методов (проблемно-исследовательские: эвристические беседы, обучающие дискуссии эколого-экономического характерастимулирования и мотивации интереса к учению: эколого-экономические познавательные игры, трудовые занятия), форм (коллективная, групповая) учебной и внеучебной деятельности с учетом эколого-экономического содержания.

Основными критериями эффективности осуществления эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников являлись рефлексия, анализ, планирование, способность к самостоятельному инициативному взаимодействию с учителем, сотрудничество, взаимопомощь, что позволило нам качественно и количественно измерить те изменения, которые произошли в процессе эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов. Уровни эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников — низкий, ниже среднего, средний и высокий — отражены в разработанной структурно-функциональной модели, а зафиксированный нами переход учащихся с одного уровня на другой является показателем успешной реализации данной модели.

Опытно-экспериментальная работа, которая проводилось в период с 1996 по 2002 годы на базе МОУ СОШ № 27 и МОУ СОШ № 145 г. Челябинска, подтвердила выдвинутую нами гипотезу. Это проявляется в том, что в ходе проведения нашего исследования в экспериментальных группах, где была реализована структурно-функциональная модель эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников на фоне выявленных педагогических условий, значительно возросло количество учащихся, находящихся на высоком уровне. В то же время в контрольных группах, где также применялась разработанная модель, но без выделенных педагогических условий, результаты значительно ниже. Так, количество учащихся, находящихся на высоком уровне в ЭГ-1 и ЭГ-3, составило 26,7% и 35,5%, в то время как в КГ-1 и КГ-2 — всего 6,7% и 3,5% соответственно.

Использованные нами методы математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментального исследования позволили установить статистически значимое влияние выявленных педагогических условий на уровень эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов, что дает основание считать гипотезу подтвержденной.

В соответствии с логикой нашего исследования были решены следующие задачи: изучено состояние проблемы эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников в педагогической теории и практике и на основе основных концептуальных положений конкретизировано основополагающее понятие нашего исследования «эколого-экономическое образование» в учебной деятельности младших школьников. Опытно-экспериментальная работа подтвердила значимость эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся начальных классов при реализации разработанной структурно-функциональной модели на фоне выявленных педагогических условий. По результатам исследования подготовлены научно-методические рекомендации, применение которых на практике позволит повысить уровень эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников.

Разработанная в настоящем исследовании тема не отрицает, а впитывает в себя то ценное, что было накоплено в педагогической теории и практике, и требует дальнейшего изучения. На наш взгляд, последующие исследования могут осуществляться в следующих направлениях: эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связейподготовка будущего учителя к реализации эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьниковразработка новых диагностик эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьниковпоиск педагогических условий реализации эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников на основе иных методологических подходов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. А.Ф. Воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к природе: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 1989. — 96 с.
  4. А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Б.И., 1996. — 152 с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-344 с.
  7. Дж. Экология и наука об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек / Пер. с англ., под ред. Э. К. Бютнер, К. И. Кобак. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — 165 е.: ил.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  9. О.Ф. Экономика чистого воздуха. Киев: Наук, думка, 1979. — 295 с.
  10. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
  11. В. Школа диалога культур // Учит. Газ. 1992. — № 1.
  12. Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. -48 с.
  13. Н.В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении: Метод, пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Исслед. центр проблем качестваподготовки специалистов, 1992. 58 с.
  14. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  15. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психол. журн. 1994. — № 3. — С. 17−27.
  16. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-507 с.
  17. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983. 96 с.
  18. Г. И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: Учеб. пособие к спецкурсу / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А И. Герцена Л.: ЛГПИ, 1989. — 80 с.
  19. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 6. Личность. Труд. Экономика. Образование. Челябинск: ЧГПУ, 1998.-№ 2.- 294 с.
  20. Н.Ф., Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. «Окружающий мир» в 3−4 классах четырехлетней начальной школы: Беседы с учителем. М.: Просвещение, 1999. — 192 с.
  21. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. -М, 1984.-432 с.
  22. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991.-479 с.
  23. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.-254 с.
  24. . С. Россия: образование и будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: Изд-во Челяб. фил. ИПО, 1993. -240 с.
  25. Глазачев С. Н Экологическое и экономическое образование: взаимосвязь, теория, практика // Экологическое воспитание и образование приподготовке учителя. Волгоград, 1983. — С. 3 — 14.
  26. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М: Высш. Шк., 1977. -479 с.
  27. В.Г. Формула профессионализма. Челябинск, 1997.139 с.
  28. В.В. Эколого-экономическое воспитание требование времени // Экономическое воспитание в системе непрерывного образования: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. Свердловск, 22−24 апр. 1991 г. — Свердловск, 1991.- С. 92−94.
  29. А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 166 с.
  30. Государственный образовательный стандарт. Экология. Общее и среднее образование. М., 1993. — 70 с.
  31. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992. 115 с.
  32. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  33. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Рус. яз., 1998.-Т. 1−4.
  34. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480 с.
  35. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.- 374 с.
  36. .Д. Психологические особенности постановки учебнойзадачи младшими школьниками // Вопр. психологии. 1985. — № 2. — С. 60−67.
  37. Д.К., Латюшин В. В. Вопросы, задания, упражнения и задачи по эколого-экономическому образованию. Челябинск: Чел. обл. совет о-ва охраны природы, 1992.
  38. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. -276 с.
  39. А.К. Развивающее образование. Основные принципы. -Харьков: Центр психологии и методики развивающего обучения, 1996. 48 с.
  40. А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. — 172 с.
  41. Е.М., Цукерман Г. А. Истина рождается в споре II Нач. шк. -1987.- № 5. -С. 13−17.
  42. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  43. В.Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. Петропавловск: Наука, 1993. 244 с.
  44. В.В. Каменная летопись Аркаима и «страны городов» // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г. Б. Зданович- Сост.
  45. H.О. Иванова. Челябинск, 1995. — С. 91−106.
  46. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Российская газета. 1992. — 3 марта.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Общее и среднее образование России: Сб. норматив. Док. 1992−1993 гг.: В 2 кн. М., 1993. — Кн.1.-С. 7−56.
  48. И.И. Деловой человек формируется с юных лет // Школа и производство. 1997. — № 1. — С. 83−85.
  49. Г. М. Школьные заказники: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. -112 с.
  50. А.Н. Содержание экологического образования в среднейобщеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1985. — 389 с.
  51. А.Н. Школа и проблема охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1981. -184 с.
  52. И.Д. Экогласность и образование // Сов. пед. 1991. — № 1. — С.9.12.
  53. JI.C. Экологическое воспитание дошкольников. -Челябинск: ЧИУУ, 1990. 70 с.
  54. Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. 2-е изд. — М: Политиздат, 1984. — 320 с.
  55. Э.В. Школа должна учить мыслить // Нар. образование. -1964. № 1 (приложение).
  56. И.И. Структура процесса учения. М, 1986. — С. 123−137.
  57. .Г. Экология, биогеоценология и охрана природы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. — 256 с.
  58. А.Р. Формирование эколого-экономических знаний на уроках географии // Вопросы экономического образования и воспитания молодежи. Тез. Докл. Науч. семинара. Челябинск, 1990. — С. 26−28.
  59. Кабанова-Мел л ер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  60. А. География для младших школьников: 3 кл. / Под ред. Н. В. Нечаевой. М.: Корпорация «Федоров», 1997. — 253 е.: ил.
  61. Каропа Г. Н Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 31−36.
  62. Л., Иванова Л. Мир, созданный руками человека, или логика проектирования программ по экономике // Директор шк. 1997. — № 3. — С. 6066.
  63. Н.Р. Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 165 с.
  64. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М: Издат. центр «Академия», 2000.176 с.
  65. Ю.А. Что нужно знать директорам школы о системе и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  66. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Нач. шк. 2002. — № 4. — С. 4−19.
  67. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области / Авт. Тюмасева З. И., Ю. С. Смирнов, В.И. Павлова- Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. -Челябинск: Б.и., 1994. 37 л.
  68. Концепция экологической программы Российской Федерации / Под редакцией B.C. Рявкина, Б. В. Пояркова. Ярославль- М., 1991. — 85 с.
  69. В.В. Экономическая подготовка школьников с использованием компьютеров: Дис.. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. -181 с.
  70. Л.С. Профессиональное становление личности учителя развивающего обучения в педагогическом колледже: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.-216 с.
  71. М.А. Ответственность власти (государства в открытомобществе). М.: Магистр, 1997. — 55 с.
  72. К.А. Экология: 9 кл: Учебник для общеобразоват. учреждений / Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. М: Дрофа, 1996. -239 е.: ил.
  73. В.В., Аменд А. Ф. Эколого-экономическое образование учащихся при изучении биологии: Метод, рекомендации / ЧОИУУ. -Челябинск: Б.и., 1992. 56 с.
  74. М.Я. Пока не поздно.: Размышления экономиста-эколога. -М: Мол. гвардия, 1991. 239 с.
  75. М.Я. Разрушительная поступь «ускорения» // Москва. — 1990.-№ 6.- С. 165−176.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  77. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  78. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  79. А.Н. Эволюция психики: Избр. психол. тр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 411 с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959.- 495 с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  82. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М: Знание, 1980. — 96 с.
  83. Ле Тхи Кхань Кхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1985.
  84. .Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.280 с.
  85. В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск: Наука и техника, 1983. — 120 с.
  86. А.С. Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН, 1959. — Т. 1−7.
  87. М.Л. Экономическое воспитание учащихся 9−10 классов в процессе производительного труда: Дис. .канд. пед. наук. М., 1981. — 200 с.
  88. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.- 180 с.
  89. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Гослитиздат, 1956. — 689 с.
  90. К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 23. — С. 5−784.
  91. Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практ. психологии. М.: Линка-пресс, 1997. — 176 с.
  92. М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  93. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367с.
  94. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  95. М.Т., Зайцев А. П., Маринов X. Экономика и окружающая среда. Взаимодействие и управление. М.: Экономика, 1979. — 201 с.
  96. Методика экономического воспитания школьников: Программы пед. ин-тов. Челябинск, 1991.-21 с.
  97. В.Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1994. — 320 е.: ил.
  98. А.В. Система экологической подготовки студентов. -будущих учителей начальных классов // Нач. шк. 1991. — № 12.
  99. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 219 с.
  100. Н.В. Формирование экономического мышления старшеклассников в процессе учебного и производственного труда: Дис.. .канд. пед. наук. Минск, 1991. — 243 с.
  101. JI.B. Дидактические игры в экологическом образовании периода детства: Учеб. пособие. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. -66 с.
  102. А.П., Николаева М. Е. Природа и мы. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. — 183 с.
  103. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. — 351 с.
  104. B.C. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994. -123 с.
  105. А.С. Экономическое образование школьников. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  106. Новые ценности образования: Забота поддержка консультирование / Под ред. Т. В. Анохина, Коллин Мак Лафлин. — М.: Инноватор, 1996. — Сб. № 6.
  107. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 271 с.
  108. А.А. Формирование экономической культуры у младших школьников в условиях интеграции учебной и внеурочной работы: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 165 с.
  109. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой- АН СССР, Ин-т рус. яз. 21-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1989.-921 с.
  110. В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. Шк., 1990. — 382 с.
  111. Организация экологического образования в целом: Метод, рекомендации. Челябинск: ЧОИУУ, 1992. — 167 с.
  112. Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999.- 173 с.
  113. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной- АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. М.: Педагогика, 1988. — 127 е.: ил.
  114. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для проф.-тех. образования. М.: Высш. шк., 1981. — 175 с.
  115. Платонов К К. Структура и развитие личности. М.: Нарва, 1986.254 с.
  116. А.А. Природа: Учеб. пособие для нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1994, — 143 с.
  117. А.А. Мир вокруг нас: Учебная хрестоматия к школьному курсу. 1 класс. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 160 е.: ил.
  118. А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников» // Общее среднее образование России: Сб. нормативных док. 1992−1993 гг.: В 2 кн. / Сост. М. Р. Леонтьева. М., 1993. — Кн. 2. — С. 49−55.
  119. А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения: (На содержании курса физики 7-го класса): Дис. .д-ра пед. наук. -Магнитогорск, 1997. 335 с.
  120. Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). -М.: Педагогика, 1988. 173 с.
  121. Л.Н. Экономическая культура: сущность, направления развития. М: Мысль, 1987. — 269 с.
  122. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике / Под ред. А. В. Усовой, А. Н. Звягина. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1985.- 113 с.
  123. Природа и радиация. Материал для чтения / Сост. Н. П. Рябинина. -Миасс: Геотур, 1995. 20 с.
  124. А.С. Домашняя экономическая школа // Народное образование. 1999. — № 5. — С. 301−305.
  125. Программа школьного курса «Экономика (1−11 кл.)» / Сост. В. В. Бондин, И. М. Котюсова, И. Б. Хмелев. Н. Новгород: Изд-во НИПКРО, 1993.
  126. .А., Прутченков А. С. Учебная программа по экономике для 1−11 классов. -М.: РАССИАНА, 1994. 101 с.
  127. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.-справ. М: Просвещение, 1992. — 320 с.
  128. Н.Ф. Экология /теория, законы, правила, принциы и гипотезы/. М.: Россия молодая, 1994. — 367 с.
  129. В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях // Вопр. психологии. 1975. — № 3. -С. 92−103.
  130. В.К. Методика экономического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. вузов. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
  131. В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии. -1985. № 1.
  132. Н.И. Экономическая игротека для учащихся младших классов. М.: Финансы и статистика, 1994. — 75 с.
  133. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: Учебное пособие для высш. пед. заведений и ун-тов. 2-е изд. — М: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  134. С.Л. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1973.-423 с.
  135. В.В., Гузман Р. Я. Психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи // Вопр. психологии. 1983. — № 5. — С. 48−57.
  136. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1984. — 198 с.
  137. Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: Дис.. .д-ра пед. наук. М., 1998. — 396 с.
  138. Н.П. Эколого-экономическое образование учителя: проблемы и перспективы. Челябинск, 1997. — 152 с.
  139. Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1999. 158 с.
  140. И.А., Алексеев А. В., Грищенко Т. В. Непрерывная социально-экономическая подготовка (1−11 классы): Программа для общеобразовательной школы. Кемерово, 1995. — 138 с.
  141. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1988. -190 с.
  142. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования: Дис. .д-ра пед. наук. -М., 1989.-414 с.
  143. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения. -Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  144. Г. К. Педагогические системы обучения. Методология и психолого-педагогические основы: Учеб. пособие. Ч. 1. — Челябинск, 1980. -97 с.
  145. А.П. Взаимодействие школьников с природой какпознавательный процесс (системный подход): Дис. .д-ра пед. наук. М., 1988.
  146. А.П. Комплексный подход к формированию эстетических отношений школьников средствами природы и искусства. -Карачаевск, 1980.
  147. А.В. Проблема возникновения нового знания. — М: Наука, 1976. 294 с.
  148. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М: Педагогика, 1984. — 104 с.
  149. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 25−36.
  150. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 96 е.: ил.
  151. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. — 127 е.: ил.
  152. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979−1981. — Т. 1. — 1979. -558 с.
  153. А.А. Экономические проблемы международного сотрудничества по охране окружающей среды: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991.-409 с.
  154. Твой экологический словарь: Словарь-справочник для учащихся / Сост. В. А. Бакунин, Н. П. Кочеткова, Н. П. Рябинина, Н. Т. Шеремет. Миасс: Геотур, 1995. — 24 с.
  155. З.И., Аменд А. Ф. Я человек, ты — человек, мы — люди: Учеб. пособие. — Челябинск: Издат. ЧГПУ «Факел», 1996. — 200 с.
  156. З.И., Красовитов Ю. Г. Рубежи образовательных традиций и инноваций. Челябинск: Б.и., 1993. — 81 с.
  157. З.И., Смирнов Ю. С., Павлова В. И. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области. —
  158. Челябинск: ЧГПУ, 2001. 66 с.
  159. А.В., Беликов В. А. Учись самостоятельно учиться. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 123 с.
  160. А.В. Теоретические основы формирования научных понятий в процессе обучения // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — Вып. 2. — С. 144−154.
  161. А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. — 38 с.
  162. А.В. Формирование научных понятий у школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 174 с.
  163. Учебная деятельность школьников / Под ред. А. И. Подольского. -Сатка, 1991. 74 с.
  164. К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: Избр. часть. М.: Прогресс, 1978. — 573 с.
  165. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова: В 5 т. -М: Сов. энцикл., 1960−1970. Т. 1−5.
  166. Философский энциклопедический словарь Редкол: С. С. Аверьянцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
  167. Л.М. Логико-психологический анализ учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
  168. Е.В. Формирование умения организации учебной работы с учащимися в малых группах в развивающем обучении у будущих учителей начальных классов: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 172 с.
  169. Л.А. Воспитательная функция загадок на урокахприродоведения // Нач. шк. 1994. — № 4. — С. 40.
  170. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Юристь, 1997. -512 с.
  171. Цит. по: Хмельницкая Н. И. Пути и средства дифференциации обучения школьников: Дис.. .канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 227 с.
  172. Чернер C. J1., Нагуманова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики: Учеб. пособие для нач. кл. М.: Вигма, 1997. — 72 е.: ил.
  173. С.Л. Изменчив мир. и школа изменилась: Балашихинская муниципальная гимназия // Учитель. 1998. — № 5. — С. 15−19.
  174. Шаг М. Экономическое образование в школьной программе // Школьный эконом, журн. 1996. — № 3. — С. 25.
  175. А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 1994. — № 8. — С. 49−53.
  176. .А. Теоретические предпосылки экономического воспитания учащихся // Учащаяся молодежь и рынок: Сб. материалов Междун. науч.-практ. конф. Брест, 27−29 окт. 1992 г. М., 1992. — С. 59−63.
  177. .П. Экономическое воспитание старших школьников как пед. проблема: Дис.. .канд. пед. наук. М., 1978. — 271 с.
  178. О. А. Экономическая подготовка младших школьников в системе развивающего обучения: Дис.. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999. -160 с.
  179. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  180. Экологическая азбука для детей и подростков / Под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. — 164 с.
  181. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.640 с.
  182. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. М.: Экономика и информатика, 1996. 136с.
  183. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной- Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  184. Эколого-экономические игры и задания: Метод, пособие для учителей нач. шк. / Сост. А. Ф. Аменд, Н. П. Рябинина, Е. В. Фролова, M. J1. Алферова. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1996. — 58 с.
  185. Экономическая культура: Или что нужно знать школьнику по экономике: Учеб. пособие для школьников 1-го кл. общеобразоват. шк. / А. А. Подмазенко, Л. Ю. Ильина, В. В. Дудников. Самара: СИПКРО, 1997. — 108 е.: ил.
  186. Экономическая культура: Или что нужно знать школьнику по экономике: Учебное пособие для школьников 2-го кл. общеобразоват. шк. / А. А. Подмазенко, Л. Ю. Ильина, В. В. Дудников. Самара: СИПКРО, 1994. — 180 е.: ил.
  187. Экономическая культура: Или что нужно знать школьнику по экономике: Учеб. пособие для школьников 3-х кл. общеобразоват. шк. / В. В. Дудников, Л. Ю. Ильина, Е. А. Курак. Самара: СИПКРО, 1997. — 89 с.
  188. Цит. по: Экономическое воспитание младших школьников: Учебное пособие. / Сост. А. Ф. Аменд. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1992. — 177 с.
  189. Экономическое образование и воспитание учащихся: Пособие для учителя / Н. И. Горлач и др.- Под общ. ред. Н. И. Горлача. Киев: Рад. шк., 1989. — 334 е.: ил.
  190. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 560.
  191. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 414 с.
  192. Л.Е. Экономические факторы коммунистического воспитания. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1966. — 316 с.
  193. Я познаю мир: Детская энцикл: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д.С. Докучаев- Худож. Е. В. Гальдяева, А.В. Кардащук- Под общ. ред. О. Г. Хинн. М.: ООО «Издательство ACT», Олимп, 1996. — 496 с.
  194. Н.М. Подготовка студентов к творческой деятельности. -Челябинск, 1991. 125 с.
  195. Н.О. Гибкие педагогические технологии как фактор повышения качества образования школьников (на материале математических дисциплин): Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 189 с. 1. П РИЛОЖЕНИЯ
Заполнить форму текущей работой