Смысл.
Философия
Итальянский физик и философ Галилео Галилей (1564—1642) полагал, что великая книга природы написана на языке математики. Предположение Галилея не исключает и того, что книга природы написана на разных языках. Поэтому мир не имеет какого-нибудь одного смысла, но содержит бесчисленные смыслы. Ф. Ницше замечал: «Множественность объяснений есть признак силы. Не стремиться оспаривать у мира его… Читать ещё >
Смысл. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понимание означает выявление и фиксацию смысла. Смысл имеют не только выражения, которые что-то означают и выражают, но и сама действительность. Любое событие есть следствие и представляет причину. Поэтому событие — это след. Как репрезентант причины след содержит представление, запечатленную информацию о свершившемся и происходящем. События — это знаки, которые могут быть истолкованы с помощью подходящего словаря.
В древности возник образ «Книги природы» — представление о мире как тексте. Античная астрология уподобляла звездное небо письменам, содержащим некоторое сообщение. Представитель александрийской школы патристики Афанасий Александрийский (298—373) писал: «Ведение о Боге можно заимствовать от видимого; потому что тварь порядком и стройностию, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца».
Анонимная гравюра из книги К. Фламмариона «Атмосфера: Популярная метеорология» («L}Atmosphere: Meteorologiepopulaire»). 1888.
Итальянский физик и философ Галилео Галилей (1564—1642) полагал, что великая книга природы написана на языке математики. Предположение Галилея не исключает и того, что книга природы написана на разных языках. Поэтому мир не имеет какого-нибудь одного смысла, но содержит бесчисленные смыслы. Ф. Ницше замечал: «Множественность объяснений есть признак силы. Не стремиться оспаривать у мира его беспокойный, загадочный характер!».
Смысл есть соединение мыслей, представлений. В результате возникает общность мысли — сознание как совместное знание. Эффект общности смысла и осмысленного выражается концептом здравого смысла. В философии к осмыслению предъявляется требование здравости. Здравый смысл (sensus communis, bon sens, good sense, common sense) — чувство общности; общее чувство истины и права; единство общего разума; способность исходить в своем суждении как бы из всеобщего человеческого разума.
Гуманист Салмазий определял здравый смысл так: «Умеренный, общепринятый и надлежащий человеческий разум, который всячески печется об общественных делах, а не обращает все к своей пользе, и также имеет уважение от тех, с кем общается; о себе полагает скромно и мягко». Здравый смысл признает осмысленным только то, что может получить общее признание и, следовательно, объяснимо на естественном языке (или построенном на его основе искусственном языке), оправдывает сложившиеся предрассудки, укоренено в традиции и не противоречит авторитетам.
Богатство языка, разнообразие предрассудков и традиций создает смысловое поле, работа в котором требует соблюдения определенных правил. Кант сформулировал три максимы здравого смысла: 1) свободный от предрассудков образ мыслей (иметь собственное суждение); 2) широкий образ мыслей; 3) последовательный образ мыслей (всегда мыслить в согласии с собой)[1].
При решении вопросов смысла жизни, истории, любви и труда и т. п. важно следовать этим требованиям. Это означает, смысл в любом случае есть. Он проявлен в текстуре феноменов. Данный смысл был принят и оправдан самим существованием. Этот смысл не завершен и подлежит дальнейшему раскрытию. А здравомыслящая личность становится его репрезентацией.
- [1] Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 167.