Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Природа лидерской одаренности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей и положений в печати, во время выступлений на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также в процессе преподавания курса философии в вузе. Материалы диссертации докладывались автором на конференции «Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы» (Уфа, 2000… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СУЩНОСТЬ И ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
    • 1. История становления философских взглядов на лидерскую одарённость человека
    • 2. Понятие лидерской одарённости, его содержание и онтологическое значение
    • 3. Осознание лидерской одарённости и способы её проявления как выражение свободы и необходимости в бытии человека
  • Глава II. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
    • 1. Детерминизм как основание исследования лидерских качеств человека
    • 2. Причины и факторы, обусловливающие онтологическую основу лидерской одарённости
    • 3. Диалектика объективных условий формирования различных типов лидерства
    • 4. Философский анализ существующих теорий лидерской одарённости человека
  • Глава III. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Природная составляющая лидерской одарённости
    • 2. Социальная обусловленность личности лидера
    • 3. Духовные силы лидера и сферы его деятельности

Природа лидерской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В наше время инициатива и творческие способности личности становятся решающим фактором общественного развития. На современном этапе формирования качественно новой социальной среды попытка рассмотрения феномена лидерской одарённости представляется необходимой и своевременной. Пересмотр отношений индивидов в различных общностях и осмысление функций межличностного общения предполагает проанализировать механизмы и тенденции таких изменений. Подходя к проблеме с онтологической позиции, лидерская одарённость рассматривается как неотъемлемая часть общественного бытия.

Основанием исследования является изучение лидерства как детерминированного процесса. Интерес представляют как сами лидеры в различных коллективах, так и философско-психологическая основа данного явления. Разработка темы опирается на конкретный фактический материал философских, социологических и психологических исследований. Основная идея диссертации — это идея особенностей детерминации творческих способностей личности социальной, природной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Наше исследование ставит своей задачей понимание природы этого явления, анализ ряда теорий, созданных в XX веке, обращение внимания на опыт истории, для понимания того, как проявляется лидерская одарённость, как её выявлять и развивать, а главное дать ей свободу действия в деле управления экономическими, социальными, политическими процессами, от которых зависит качество жизни и благополучие народов России.

Изучение феномена лидерской одарённости на современном этапе предполагает наличие междисциплинарного подхода к решению противоречий, возникающих при одностороннем восприятии данной проблемы. Философский подход к изучению понятия лидерской одарённости позволит осуществить всесторонний анализ данного явления и выявить основные характеристики, составляющие его сущность. Учёными-психологами предпринимались попытки объяснения данного вида одарённости лишь совокупностью характеристик, позволяющих человеку подчинять своей воле различные общности людей. Актуальным является анализ взаимосвязей личностных качеств лидера. Лидерская одарённость представляет собой взаимосвязь природных, социальных4 и духовных характеристик индивида, помогающих ему осуществлять качественное управление другими людьми и оказывающих сильное моральное воздействие на коллективы.

Областью эмпирического исследования являются типы лидеров в сфере общественного производства и научной познавательной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В изучении феномена лидерской одарённости можно условно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно преобладание одной или нескольких так называемых концепций лидерства. При этом отметим, что применительно к системе образования эти концепции появляются лишь в XX веке, что объясняется как расширением доступа к образованию, так и развитием и диверсификацией самой системы образования. Появление этих концепций было подготовлено всем предшествующим ходом развития научной (в том числе управленческой) и социально-философской мысли.

Природе лидерской одарённости и качествам лидера уделяли внимание многие философы и мыслители прошлого. С античных времён и до середины XX века господствовала теория черт, выявляющая особенности лидера как выдающейся личности. Исследователи описывали присущие лидерам характеристики, вопрос о диалектическом развитии которых поднимался редколидерская одарённость вопреки её онтологической природе рассматривалась как атрибут выдающейся личности и воспринималась как дар природы или как результат воспитания. Качества лидера и природу лидерства исследовали такие философы и мыслители прошлого, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Сенека, М. Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, А. Ф. Моджевский, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О.Ламетри, К.-А.Гельвеций, И. Кант, Т. Карлейль, Ф. Ницше, З. Фрейд, В. В. Розанов и другие учёные. Роль обучения и необходимость выявления и воспитания лидеров и руководителей отмечали на этом этапе лишь некоторые из них: Аристотель, К.тА.Гельвеций, И. Кант, В.В.Розанов1.

В XX веке проблема лидерства привлекла внимание философов, социологов, социальных психологов, теоретиков менеджмента. Именно в это время появились попытки охарактеризовать лидерскую одарённость, как феномен, сочетающий, в себе ряд философских (онтологических), социальных, биологических, психологических, политических и этических аспектов. Широкое распространение получили, психологические теории лидерства. Лидерскую одарённость как совокупность определённых психических качеств описывал американский. социолог Э. Богардусанализ исследований черт лидеров, содержится в работах К. Бирда, Р: Стогдилла,.Ю.Дженнингса, роль. личностного факторов лидерстве подчёркивал Б.Басс. В 20−30-е годьг XX-века' проблемой лидерства занимались У. Коули, К. Левину Р.Липпит,. Р. Пейдж, П. Пигорс ш другие. Таким — образом," в рамках теории чертсложилась группа концепций, описывающихличность лидера,. её’характеристики. .

У Вторая группа теорийсвязана* с характеристикой поведения. руководителя: (лидера) и функциями руководства (лидерства). Сторонники данного подхода фактически приравнивают понятия лидера и руководителя-. Визучении поведения личности преобладает психологический подход, ограниченный рамками конкретных обстоятельств. В русле теории лидерских, стилей стали появляться работы^ посвящённые анализу взаимоотношений лидера испосле-дователей. Среди концепций этой группы — поведенческие, мотивационные теории, теории обмена и трансактного анализа (К.Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Д. Макгрегор, В. Врум, П. Иеттони другие).

На следующем — ситуационном—этапе взаимодействие лидера и подчинённых рассматривалось, вконтексте ситуации, при этом лидер был скорее её инструментом, чем творцом. Самостоятельность личности лидера оказывалась второстепенной, проявление 'лидерских качеств и их диалектическое разм.: Ананченко М. Ю., Овсянкина П. Е. «Курс „Лидерство“ в школе». Архангельск, 1995.

• С. 16−30 -.• ¦ • :., — '.

2 См.: Ананченко М. Ю. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ. Архангельск,. 1999. С.7−10 витие зависело от определённой ситуации. В 40−50-е годы XX века наблюдалась конвергенция теорий черт и ситуационного лидерства. Лидерство в ситуации изменений становится основным объектом исследований философов и психологов, на которых оказали существенное влияние труды М. Вебера, Дж. Дьюи, Ч. Кули, Г. Лебона, Г. Тарда, ВЛарето, концепция, «социального действия» Т.Парсонса. Вклад в ситуационную теорию внесли М. Белбин, Дж. Бёрнс, С. Джибб, П. Друкер, Р. Стогдилл, П. Херси и К. Бланшар, Дж. Немфипл, Ф. Фидлер и некоторые другие исследователи. Все эти теории развивались на основе практики, эксперимента и исследовали только социальный и организационный контекст лидерства-. !, .. На: современном этапе — с середины 70-х годов XX века — можно выделить несколько подходов: к разработке теорий лидерства и руководства. Среди них — философский (уделяющий внимание, прежде всего, ценностным аспектам), социологический- (изучающий особенности групп и действий в них лидера), психологический: (рассматривающийпсихологические особенности лидера и последователей, их взаимоотношения)* практический, (дающий конкретные рекомендации по управлению коллективамив конкретных сферах деятельности. Лидерство и руководство стало предметом всестороннего анализа в работах Г. К. Ашина, Н. И. Бирюкова, В. В. Бовичева, Е. В. Кудряшовой, М. Ю. Фёдоровой. Аксиологические и этические аспекты лидерства отразили, в своих монографиях П. Коэстенбаум, КХоджкинсон и другие-. личностной стороне лидерства уделили внимание Э. Б. Воронова, Н. В. Гончаренко, А. Г. Ковалёв, А. Л. Свенцицкий, У. Беннис, Э. Богардус и другиеособенности лидерства в группе и организации изучали В. И. Власов, Н. В. Голубева, Н. С. Жеребова, А. Н. Жмыриков, Б. И. Кретов, Р. Л. Кричевский2, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, К. Аргирис, М. Белбин, Дж. Бёрнс, Дж. Коттер, Дж. Криббен, М. Макколл, П. Секорд, Р. Сондерс, Р. Стогдилл, Р. Танненбаум, У. Уинни,.

См.: Кудряшова Е. В., Суханов В. Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. /Философия и образование — пространство диалога. Архангельск, 2000. С. 23 См. напр.: Кричевский Р. А.,' Если Выруководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.-. «Дело», 1996, Кричевский Р. А. Современные тенденции. в исследований лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии, 1977, № 6. С.119−129: ', ' '.

Ф.Фидлер, С. Янг). Процессам руководства и лидерства в образовании посвятили свои работы В. Ф. Ануфриева, У. Беннис, М. Ломбардо, Н. Ф. Маслова, Б. Д. Парыгин, Д. Сиск и Х. Росселли1. Исследованиям лидерской одарённости и в частности женского лидерства посвящены работы Т. В. Бендас. Практические рекомендации по развитию лидерства содержатся в работах И. Кузьмина,.

A.С.Прутченкова, Т. Атчисона, Р. Бэйлза, М. Бейтс, М. Вудкока и Д. Френсиса, Д. Маккэнна, Д. Сиск и Х.Росселли. Разработкой различных аспектов проблемы лидерской одарённости в последние годы занимаются представители философских школ Татарстана и Башкортостана: И. В. Мартынычев,.

B.Л.Виноградов, А. И. Синюк, А. Г. Сабиров, О. Д. Агапов, Б. С. Галимов, А. Ф. Кудряшёв, С. М. Поздяева, А. В. Лукьянов, У. С. Вильданов, Н. А. Шергинг, Д. М. Абдурахманов, В. С. Хазиев и другие. Обилие монографий американских авторов объясняется сложившейся в 70-е гг. в США тенденцией перехода от индивидуальных ценностей к ценностям организации и тем, что здесь проблема лидерской одарённости привлекла наибольшее внимание в связи с тем, что потенциал лидерства мог помочь в осуществлении поставленных перед организациями целей.

Однако все эти подходы уделяют основное внимание практическому значению проблемы, оставляя в тени её онтологическое философское обоснование. Это и обусловило выбор темы и её исследование, в котором на первый план были выделены онтологические аспекты: причинная обусловленность лидерской одарённости — природная, социальная и духовная, их объективная диалектика и переходы от объективных условий к субъективной лидерской активности. В этой связи и обозначился объект и предмет исследования.

См. напр.: Sisk, D., Rosseli, Н. Leadership: A special type of giftedness. Monroe, N.Y., 1987. 2 См. напр.: Бендас T.B. Личность лидера как отражение тендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре / Социо-культурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы всероссийской' научно-практической конференции Часть 6. — Оренбург: Издательство «ИПК ОГУ», 2000. С.134−139- Бендас Т. В. Тендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета, 2001, № 1. С. 19−23- Бендас Т. В. Тендерная психология лидерства: Монография. — Оренбург: Издательство «ИПК ОГУ», 2000; Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии № 1, Январь-февраль 2000. С.87−95.

Ввиду существующей недостаточной разработанности проблемы понимания феномена лидерской одарённости человека и её одновременной актуальности, на фоне общего роста интереса к проблематике философских аспектов межличностных отношений, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования. В качестве объекта исследования нами был выбран феномен лидерской одарённости человека в контексте её обусловленности, её природы и её проявлений.

Предметом исследования являются особенности формирования лидерской одарённости человека природной, социальной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является раскрытие онтологической сущности лидерской одарённости, определение роли лидеров в развитии культурной и общественной жизни, выявление характерных черт лидерской одарённости субъектов для определения её природы. Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

— Осмыслить роль и значение работ зарубежных и отечественных учёных в формировании комплексного осмысления феномена лидерства и лидерской одарённости.

— Выявить и сгруппировать в системную целостность основные характеристики лидерской одарённости человека, выделить её определяющие черты, раскрыть особенности её природной, социальной и духовной обусловленности.

— Раскрыть основополагающие онтологические тенденции диалектического развития лидерской одарённости в определённых действиях индивида.

— Проанализировать диалектику объективных условий проявления лидерской одарённости в конкретных пространственно-временных обстоятельствах, и обозначить её субъективную энергичность как проявление свободы и необходимости в практической деятельности человека.

— Понять возможности использования лидерской одарённости человека для формирования общественного сознания, способов её измерения, развития и практического применения в реальной жизни.

Теоретическим основанием диссертации являются идеи детерминизма, помогающие понять природу и социальную обусловленность лидерской одарённости. Методологическую основу диссертационного исследования составил метод сравнительно-типологического анализа, системный подход и принцип историзма. В то же время были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному. Источником для анализа лидерской одарённости и развития философских взглядов на её природу использовались теоретические положения и практические выводы отечественных и зарубежных философских и психологических работ, посвящённых данной тематике. Целенаправленное использование данных литературы, философии, социологических и психологических исследований позволило должным образом аргументировать и проиллюстрировать сделанные в работе теоретические выводы и умозаключения.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём раскрыто содержание понятия лидерской одарённости с учётом её естественноприродной, духовной и социально-психологической обусловленности.

— В диссертации введено и системно обосновано понятие лидерской одарённости как совокупности природных, социальных и духовных способностей и возможностей человека, позволяющих ему оказывать влияние на других людей, иметь власть над ними и осуществлять управление их деятельностью при достижении общих и индивидуальных целей.

— Проанализированы основополагающие онтологические принципы диалектического развития лидерских качеств человека в различные исторические эпохи, в конкретных условиях места и времени.

— Раскрыта сущность лидерской одарённости как уникального проявления свободы и необходимости в деятельности индивида.

— Обнаружены онтологические особенности понимания лидерской одарённости в истории философии.

— Выявлено, что лидерская одарённость наиболее полно проявляется в сложных ситуациях общественной и личной жизни при обострении противоречий и конфликтов, которые без участия лидера не могут быть разрешёнными оптимальным образом.

— Определены возможности наиболее эффективного использования лидерской одарённости в формировании принципов общественной жизнедеятельности на современном этапе, с целью повышения её эффективности и онтологической значимости.

Положения, выносимые на защиту.

1. В общественной жизни лидера как центральную, наиболее одарённую и авторитетную личность в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде общественной деятельности и в любой исторический период.

2. В истории философии попытки осмыслить место и особенности феномена лидерской одарённости предпринимались с древнейших времён. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерская одарённость является неотъемлемой частью исторического развития человечества и помогает проявить наиболее яркие стороны человеческой индивидуальности.

3. Лидерская одарённость по своей природе является сложным биосоциальным и психологическим явлением, которое обусловлено как природной и социальной средой, так и сугубо индивидуальными особенностями личности.

4. Лидерская одарённость как явление обладает особенностями детерминации творческих способностей личности не только социальной и природной, но и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы:

1. В подборе и подготовке руководящих кадров в научной и педагогической деятельности, включая дальнейшее изучение феномена лидерской одарённости, проявляющейся в различных областях личиой и общественной жизни.

2. В преподавании курсов философии и прикладной психологии.

3. При создании систем, позволяющих измерять лидерскую одарённость человека для оптимизации использования её в практической деятельности людей при решении общих и индивидуальных задач.

4. В применении для тренингов, выявляющих вероятных лидеров в различных коллективах.

5. В повседневной деятельности руководящих работников различного уровня для повышения эффективности деятельности трудовых коллективов в среде материального производства и общественной жизни.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей и положений в печати, во время выступлений на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также в процессе преподавания курса философии в вузе. Материалы диссертации докладывались автором на конференции «Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы» (Уфа, 2000) — Научно-практической конференции «Философия и право в обучении и сознании молодёжи» (Уфа, 2000) — Межвузовской научно-практической конференции Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права. (Уфа, 2003) — Научно-практического семинара «Проблемы дополнительного образования» (Уфа, 2004) — Республиканской научно-практической конференции «III Адлеровские социологические чтения» (Альметьевск, 2008) — Межвузовской научно-практической конференции «Опыты мировидения» (Альметьевск, 2008) — Общероссийской научно-практической конференции «Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты», (Нижнекамск 2008) — IX Всероссийской конференции и форуме по дополнительному образованию (Казань, 2008).

Основные аспекты содержания диссертации воспроизведены в опубликованных автором статьях. Публикация «Проявление лидерской одарённости в науке и в жизни» (Уфа, ВЭГУ, 2001). Публикация «Роль дополнительного образования в формировании личности лидера» (Уфа, ВЭГУ, 2004). Публикация «Природа лидерской одарённости» в электронном журнале «Социально-экономические и технические системы» (Набережные Челны, 2006). Публикация «Философские семинары» (Уфа, ВЭГУ, 2007). Публикация «Цивилизация и общественный интерес» в сборнике материалов республиканской научно-практической конференции «III Адлеровские социологические чтения» (Альметьевск, Альметьевский государственный нефтяной институт, 2008). Публикация «Феномен лидерской одарённости человека» в сборнике материалов Межвузовской научно-практической конференции «Опыты мирови-дения» (Казань, 2008). Публикация «Проблема измерения лидерской одарённости» (Уфа, Вестник БГУ, № 4, 2008). Публикация «Лидеры власти и лидеры совести» в сборнике материалов IX Всероссийской конференции и форума по дополнительному образованию (Казань, 2008). Публикация «Могущество и благородство лидеров и вождей» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты» (Казань, 2009). Публикация «Новая типология лидерской одарённости человека» (Саранск, 2009).

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, трёх глав основной части (первая глава включает три параграфа, вторая глава включает четыре параграфа, третья глава включает три параграфа), заключения и списка использованной литературы. Общий объём диссертационного исследования составляет 156 страницы. Список использованной литературы включает 177 источников (из них 16 на иностранных языках).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведя диссертационное исследование, мы выявили триединую онтологическую сущность лидерской одарённости, определили роль лидеров в развитии культурной и общественной жизни, выявили характерные черты лидерской одарённости субъектов, тем самым раскрыв её природу.

Также мы обнаружили и сгруппировали в системную целостность основные характеристики лидерской одарённости, выделили её определяющие черты, раскрыли особенности её природной, социальной и духовной обусловленности. Были выявлены основополагающие тенденции развития понятия лидерской одарённости в мировой философской мысли. В ходе исследования была осмыслена роль и значение работ зарубежных и отечественных учёных в формировании комплексного понимания понятия лидерства и лидерской одарённости. Итогом работы можно назвать понимание возможности использования лидерской одарённости для формирования человеческого мировоззрения, общественного сознания, способов измерения, развития и практического применения лидерской одарённости в реальной жизни.

На протяжении долгого времени выявление лидерской одарённости происходило с помощью различных психологических тестов. Но данный подход, по-нашему мнению, не может раскрыть онтологическую сущность такого сложного феномена, и послужить объективным основанием для измерения лидерской одарённости, так как здесь преобладает субъективный подход к человеку. Выявленный с помощью тестов «прирождённый лидер» может оказаться очень плохим руководителем, и нет никаких гарантий, что этого не произойдёт, так как всё полученное знание основано на мнении человека о самом себе и на идеале, а не на опыте, не на реальной природе человека. Противоречие между идеалом человека и его реальной природой здесь не может быть однозначно разрешено. Исследование заменено сравнением двух идеалов: идеала, созданного наукой и идеала, данного в ответах испытуемого. Если эти идеалы совпадают, то человек считается лидером. Это яркий пример того, как происходит подмена реального положения дел иллюзией, игрой идеалов, а природа лидерской одарённости остаётся не раскрытой. Там, где нужен опыт, эксперимент, реальные факты лидерской одарённости, в тестах предложены ответы человека о его самочувствии и отношении к мудрым мыслям и добрым делам, поступающим грамотно и разумно в соответствии с идеалом исследователей. Всё это говорит о том, что наука о человеке до сих пор находится на уровне представлений Сократа и Платона. Они исходили из своего идеала, полагая, что идеальный мир, в котором царит благо, истина и красота, является той объективной реальностью, по отношению к которой нужно оценить одарённость человека. Идеальный человек, идеальное государство были для них той реальностью, к которой они стремились. На самом же деле это были плоды мифологического мировоззрения, которые до сих пор увлекают мышление исследователей лидерской одарённости в мир иллюзий и идеалов. Но уже во времена Сократа и Платона зарождалась наука о реальной природе человека, открывался более трудный путь её исследования, обоснованный в учении Демокрита. Но по этому пути наука о человеке не пошла. По. нему пошло естествознание и, опираясь на опыт, на эксперимент, совершило настоящую революцию в познании природы. А наука о человеке до сих пор остаётся в плену философских взглядов Сократа и Платона. Вот почему мы считаем, что необходимо вернуться к идеям Демокрита о том, что душа человека тоже состоит из атомов, но более тонкой природы, которую трудно себе представить, но можно понять, хотя бы на уровне элементарных частиц, кварков и других удивительно своеобразных сущностей, ныне воспринимаемых как чудо природы, как её сокровенные тайны. В XXI веке они становятся доступными для изучения с помощью сильной экспериментальной и компьютерной техники.

На этом пути зародились идеи З. Фрейда о природе сознания и подсознания, затем идеи генетики, которые долгое время казались чудодейственными. Но существование генов было экспериментально подтверждено, и тайна передачи наследственных признаков стала доступной для научного понимания.

Настало время вернуться к идеям Демокрита об атомах души, о её изучении и моделировании, продвигаясь к тому уровню науки о человеке, когда можно будет экспериментально измерять его биологическую, социальную и духовную энергию, измерять его лидерскую одарённость. В этой связи мы выдвигаем гипотезу о том, что существуют своеобразные частицы, носители природной энергии — бионы, социальной энергии — соционы и духовной энергии — нооны. Они могут быть открыты экспериментально, как ныне уже пытаются измерить энергию биополя, способность живой клетки излучать кванты света. С этих онтологических глубин появляется возможность понять природу лидерской одарённости в её объективной реальности, а не в том идеале, который мы сами придумываем и предлагаем человеку вопросы, чтобы узнать о его понимании этого идеала.

Идеалы — это великая духовная сила. Но они допускают произвол, будучи продуктом мифологического мышления. А нам нужен продукт научного мышления, научного понимания природы лидерской одарённости.

Научный итог диссертационного исследования состоит в том, что в ней раскрыто содержание понятия лидерской одарённости с учётом его природной, духовной и социально-психологической обусловленности:

— Рассмотрены основополагающие принципы развития лидерских качеств в различные эпохи, в конкретных условиях места и времени.

— Раскрыта сущность лидерской одарённости как уникального проявления свободы и необходимости в деятельности индивида.

— Обнаружены онтологические особенности понимания лидерской одарённости в истории философии.

— Определены возможности наиболее эффективного использования лидерской одарённости в формировании принципов общественной жизнедеятельности на современном этапе, с целью повышения её эффективности и социальной значимости.

На основании проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в общественной жизни лидера, как центральную, наиболее одарённую и авторитетную личность в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде общественной деятельности и в любой исторический период.

Во-вторых, в истории философии попытки осмыслить место и особенности феномена лидерской одарённости предпринимались с древнейших времён. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерская одарённость является неотъемлемой частью исторического развития человечества и помогает проявить наиболее яркие стороны человеческой индивидуальности.

В-третьих, лидерская одарённость является сложным философским, психологическим и социально-политическим явлением, которое характеризуется детерминизмом. Лидерская одарённость представляет собой совокупность природных, социальных и духовных характеристик и качеств индивида, помогающих ему осуществлять высококачественное управление другими людьми и оказывающих сильное моральное воздействие на других людей. Лидерэто индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отражённой субъективности (то есть идеальном представлении других членов группы).

В-четвёртых, лидер — это лицо, за которым данное сообщество признаёт право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает её ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей и в некоторых случаях символизирует их.

В-пятых, лидерская одарённость — это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия.

В-шестых, лидерская одарённость человека как явление обладает особенностями детерминации творческих способностей личности социальной, природной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

В-седьмых, лидерская одарённость обладает определённой степенью духовности. Духовность лидера помогает ему проникнуть в самые сокровенные тайны души, понять то, что человек считает смыслом всей своей жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Авторитарная личность в США и СССР / М.А. Абала-кина, B.C. Агеев, С. Мак-Фарланд // Человек. 1990, — № 6. — июнь. -С.110−118.
  2. А.Р. Онтологическое мышление: виды и сущность / А. Р. Абдуллин. Уфа: Башкирский университет. — 2002. — 481 с.
  3. Н.С. Познание и перевод: Опыты философии языка / Н.С. Автономова- Ин-т философии РАН. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). — 2008. — 704 с.
  4. С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации / С. Г. Агапова. Ростов н/Д.: Феникс. — 2004. — 288 с.
  5. Адлеровские социологические чтения (III). Сборник материалов республиканской конференции. Альметьевск: издательство Альметьевского государственного нефтяного института. — 2008. — 336 с.
  6. С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифа-нов // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — март. — С.90−98.
  7. О.С. Методология и цивилизационное самоопределение в XXI веке / О. С. Анисимов. М.: Энциклопедия управленческих знаний. -2008.
  8. О.С. Сплочение инновационных сил / О. С. Анисимов. М.: Энциклопедия управленческих знаний. — 2008.
  9. О.С. Стратегический портрет лидера России / О. С. Анисимов. М.: Энциклопедия управленческих знаний. — 2004.
  10. П.К. Социальное и биологическое в природе человека. / П. К. Анохин // Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке: Сб. ст. М. — 1975. — С.301−318.
  11. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — январь. -СЛ 31−143.
  12. Аристотель. Политика/ Аристотель. М.: Мысль. -1997.-С.31.
  13. А.Р. Истинность социума: Монография / А. Р. Асадуллин, B.C. Хазиев, Р. А. Шаринов. Уфа: Изд-во БГПУ. — 2003. — 130 с.
  14. В.Ф. Философия Иммануила Канта / В. Ф. Асмус. М.: Знание. -1957. — 80 с.
  15. Д. Новый метод исследования личности / Д. Баннистер, Ф. Франселла. М.: Прогресс. — 1987.
  16. А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттела / А.В. •Батаршев. М.: ТЦ Сфера. — 2002.
  17. Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев СПб.: • РХГИ. — 1997.
  18. Т.В. Вожаком может быть каждый / Т. В. Бендас // Директор школы. 1999. — № 8. — август. — С.48−52.
  19. Т.В. Тендерная психология лидерства: Монография. / Т. В. Бендас. Оренбург: ИПК ОГУ. — 2000. — 167 с.
  20. Т.В. Тендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей / Т. В. Бендас // Вестник Оренбургского университета. 2001. — № 1. — январь. — С.19−23.
  21. Т.В. Тендерные исследования лидерства / Т. В. Бендас // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — январь-февраль. — С.87−95.
  22. А.А. Психология межличностных отношений: (к 100-летию со дня рождения В.И.Мясшцева) / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. -1993. № 2: — февраль. — С.86−91.
  23. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. —1993.- № 1. январь. — С.6−12:. ««-/'г.. ¦ «¦ ¦:¦¦'¦, .: '¦'.-.•:. :
  24. Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Русское слово. — 1998.
  25. В. Собственность и управление. Философско-экономические очерки / В. Е. Бугера. Российский гуманитарный интернет-университет. — 2003.
  26. Бытие: Коллективная монография / ответственный редактор А. Ф. Кудряшёв. Уфа: Башкирский университет. — 2000. — 259 с.
  27. Д.Ж. О нормативности как объективном свойстве культуры и специфики социальных норм // Нормативные основы культуры: Материалы региональной научной конференции. Сб. ст. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ. — 2001. — С. 12.
  28. И.В. Человеческая субъективность / И. В. Ватин. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета. — 2004.
  29. Г. В. Начертание русской истории / Г. В. Вернадский- предисловие С. Б. Лаврова, А. С. Лаврова. М.: Айрис-пресс. — 2002. — 368 с. -ил.
  30. Г. В. Русская история / Г. В. Вернадский. М.: Аграф. -2001.-542 с.
  31. В.Л. Дифференцированный подход к сплочению групп: опыт программно-целевого подхода / В. Л. Виноградов, А. И. Синюк // Вопросы дифференцированного обучения. Межвузовский сборник научных трудов: Сб. ст. Казань. — 1997. — С. 102−106.
  32. В.Л. Елабужская концепция воспитательной работы детского дошкольного учреждения (проект) / В. Л. Виноградов, А. И. Синюк. -Елабуга: Издательство елабужской лаборатории управления педагогическими процессами. 1998. — 22 с.
  33. В.Л. Концептуальные основы подготовки будущего специалиста как человека культуры / В. Л. Виноградов, А. И. Синюк. Альметьевск, Елабуга: Издательство елабужской лаборатории управления педагогическими процессами. 1999. — 12 с.
  34. М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. М.: Издательство Академии Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации. -1994.
  35. .С. Проблемы мозаичной философии: Препринт / Б.С. Гали-мов. Уфа:. — 2006. — С.12−14.
  36. Е.А. Энциклопедия великих россиян / Е. А. Глушко, Ю. М. Медведев. М.: Диадема-Пресс. — 2001. — 668 с.
  37. А.В. Русская идея и её творцы / А. В. Гулыга. М.: Эксмо. -2003.-448 с.
  38. Л.Н. Чёрная легенда: Друзья и недруги Великой Степи / Л. Н. Гумилёв. М.: Айрис-пресс. — 2002. — 576 с.
  39. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / Л. Н. Гумилёв. М.: Аст.2001.-560 с.
  40. А.Д. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А. Д. Дворкин. Н. Новгород: Бр. А.Невского.2002.-816 с.
  41. . Наконец-то научиться жить (последнее интервью) / Ж. Дер-рида // Вопросы философии. 2005. — № 4.- С. 133−144.
  42. Л. Индустриально-организационная психология / Л. Джуэлл. -СПб.: Питер.-2001.
  43. Ф.М. Собрание сочинений: Братья Карамазовы: В XV т. Т. ГХ: Ленинград: Наука (Ленинградское отделение). — 1991.
  44. И.Г. Восприятие личности политического лидера / И. Г. Дубов, С. Р. Пантелеев // Психологический журнал. М.: Наука- 1992. — том 13. -№ 6. — июнь.
  45. Д.И. Категория идеального и её соотношение с понятием индивидуального и общественного сознания / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2003. — № 1. — январь.
  46. И.И. Миф о человеке в романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы» / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. — 2008. — № 11. -ноябрь. — С.70−84.
  47. И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. 2002. — № 2. — февраль. — С.65−76.
  48. Е.В. Новейшие исследования личности политических лидеров в американской политической психологии / Е. В. Егорова // Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 4. — С.146−152.
  49. В.П. Проблема объективного метода в психологии / В.П. Зин-ченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1977. — № 7. -июль.-С.109−125.
  50. А.В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике / А. В. Иванов, В. В. Миронов.- М.: «Современные тетради». 2004.
  51. И. Критика способности суждения / И. Кант. Перевод с немецкого. — М.: Искусство. — 1994. — 367 с.
  52. Н.М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. -М.: Эксмо-Пресс. 2002. — 1023 с.
  53. Кара-Мурза С. Г. Исчезновение народа / С.Г. Кара-Мурза // Наш современник. 2006. — № 2. — февраль. — С.170−183.
  54. Ф. Психотерапия и лидерство / Ф. Карделл. СПб.: Речь. -2000.
  55. А.В. Психология менеджмента. / А. В. Карпов М.: Гардарики. -2000.
  56. В.Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 2008. — № 10. — октябрь. -С.20−33.
  57. В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнор-ринг. М.: НОРМА-ИНФРА. — 1999.
  58. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И. С. Кон. М.: Прогресс. — 1984.
  59. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение. -1980.
  60. Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. М.: Эксмо. — 2006. — 1024 с.
  61. М.Е. «Маркс и XXI век». К итогам научной конференции в честь 190-летия со дня рождения К. Маркса / М. Е. Котельников // Вопросы философии. 2008. — № 11. — ноябрь. — С.45−52.
  62. В.П. История философии / В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс. — 2001.
  63. В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания) / В. П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс. — 2005. — 320 с.
  64. Э. Гениальные люди. Перевод с немецкого Г. Б. Ноткина. / Э. Кречмер. СПб.: Изд-во Гуманитарного агентства «Академический проект». — 1999.
  65. Р.А. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии / Р. А. Кричевский // Вопросы психологии. 1977. — № 6. — июнь. — С. 119−129.
  66. Р.А., Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. А. Кричевский. — М.: Дело. — 1996.
  67. А.Ф. Иллюзии онтологии / А. Ф. Кудряшёв // Электронный ресурс: Библиотека Ихтика и Артура (http://www.ihtika.net). Режим доступа свободный. 2009.
  68. Культурологический подход к воспитанию детей: Методическое пособие / составители Л. Ф. Блинова и М. Х. Хасанова. Казань, Школа. -2002. — 64 с.
  69. Е.В. Философия круга, или Мистика круговращения в фило-софско-художественном мире А.Блока / Е. В. Левченко // Вопросы философии. 2008. — № 11. — ноябрь. — С. 164−168.
  70. В.А. О некоторых философских уроках З.Фрейда / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 2000.- № 10. — октябрь. — С.4−8.
  71. А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики) / А. В. Лукьянов. Уфа: издательство Башкирского университета. — 2001. — 226 с.
  72. А.В. Историко-критическое введение в философию естествознания: Монография / А. В. Лукьянов. Екатеринбург: Издание Уральского государственного университета. — 2003. — 199 с.
  73. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / И. Макиавелли. Ростов-н/Д.: Феникс. -1998.
  74. И.В. Мировоззрение естествоиспытателя / И.В. Мартыны-чев. М.: Мысль. — 1980. — 222 с.
  75. А. Мотивация и личность /А. Маслоу // Вестник Московского университета. 1991- Серия 7. — Философия. — № 3.
  76. Материалы сайта http://www.KM.ru.
  77. A.M. Концепция творческой одарённости / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — июнь. — С.29−33.
  78. Е.Б. Модели и методы управления персоналом / Е. Б. Моргунов. М.: Издательство ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»». — 2001.
  79. Небылицын В.Д.: Жизнь и научное творчество / Т. Ф. Базылевич, М. Э. Боцманова, Э. А. Голубева и другие- Ответственный редактор А. В. Брушлинский, Т. Н. Ушакова. М.: Ладомир. — 1996. — 384 с.
  80. Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. М.: «REFL-book». — 1994. — 134с.
  81. Дж. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте / Дж. Ньюстром, К. Дэвис. С-Пб., Питер. — 2000.
  82. Основные современные концепции творчества и одарённости / Под редакцией Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия. — 1997.
  83. И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М.Л.: Издательство АН СССР. — 1951.
  84. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Па-нарин. М.: Эксмо. — 2003. — 544 с.
  85. .Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Пары-гин. М.: Наука. — 1971. — С.302−303.
  86. В.В. Этические взгляды Г.В. Ф. Гегеля / В. В. Перерва М.: Знание. — 1988.-64 с.
  87. А.В. Популярные беседы о психологии / А. В. Петровский. -М.: Педагогика. 1983. — 224 с.
  88. Ю.С. Русская собственность, русская власть, русская мысль / Ю. С. Пивоваров // Россия и современный мир. 2002. — № 1. — январь -С.54−63.
  89. Платон. Сочинения: В 4 т. Т.2. под ред. В. Ф. Асмуса / Платон. 2-е изд. — М.: Мысль. — 1968. — 528 с.
  90. Плутарх. Застольные беседы / Плутарх. Ленинград: Наука (Ленинградское отделение). Ответственные редакторы Я. М. Боровский, — М.Л. Гас-паров.- 1990.-390 с.
  91. Л.В. Виды одарённости и подходы к их диагностике в современной американской психологии / Л. В. Попова // Общественные движения и социальная активность молодёжи. М. — 1991.
  92. JI.B. Социальная одарённость / JI.B. Попова // Психология общения. Сборник научных трудов: Сб. ст. Т.Ш., Кировоград. — 1992. -С.21−27.
  93. М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М. А. Розов. Ин-т философии Российской Академии наук. М.: Новый хронсграф. — 2008. — 344 с.
  94. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. А. Поляков. Редакционная коллегия: М. А. Маслин, М. Н. Громов, В. Н. Жуков, А. Г. Мысливченко, А. П. Поляков, В.В. Сер-биненко, Ю. Н. Солодухин. М.: Алгоритм. — 2007.
  95. Русский мир: сборник. М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastika. — 2003. — 864 с.
  96. А.Г. Максимы. 100 великих философов о смысле жизни человека, его месте и роли в мире / А. Г. Сабиров. Елабуга. — 1996.
  97. Ф.Ф. Духовная жизнь современных россиян: проблемы и перспективы / Ф. Ф. Саетгалиева // Традиционное, современное и переходное в российском обществе: сб. ст. II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза. — 2005.
  98. В.А. Общество и власть в России / В. А. Сендеров // Новый мир. 2005. — № 12. — С.35−48.
  99. И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М. — 1947.
  100. Совершенствование стиля управления и оптимизация социально-психологического климата в производственном коллективе (Методические рекомендации): Сб. ст. Елабуга, Издательство НИСа. -1985.-80 с.
  101. B.C. Чтения о Богочеловечестве / B.C. Соловьёв. СПб.: Азбука. — 2000.
  102. . Избранное. Перевод с голландского и латинского / Б. Спиноза. Мн.: Попурри. — 1999.
  103. В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье) / В. И. Спиридонова. М.: Издательство ИФ РАН. — 1997. — 120 с.
  104. Способности и склонности / Под редакцией Э. А. Голубевой. М.: Педагогика. — 1989.
  105. В.Г. Психология одарённости детей и подростков / В. Г. Степанов // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — май-июнь. — С. 140−143.
  106. JI.H. Об общечеловеческих ценностях / JI.H. Столович // Вопросы философии. 2004. — № 4 — апрель. — С.36−43.
  107. Е.В. Развитие у ребёнка представлений о причинности / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — март. — С. 158 166.
  108. В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухо-млинский. -М.: Педагогика. 1990. — 388 с.
  109. Р. Сталин: Путь к власти, 1879−1929 / Р. Такер. М.: Знание. -1991.-478 с.
  110. П.С. Золотая книга руководителя / П. С. Таранов. М.: Гранд. -1996.
  111. П.С. Энциклопедия высокого ума / П. С. Таранов. М.: ACT. -1999.
  112. .М. Способности и одарённость. Избранные труды: / Б.М. Теп-лов // В 2 т. Т.1.-М.- 1985.127. «Технология власти» (философско-политический анализ) / Ответственный редактор канд. филос. наук Р. И. Соколова. — М.: Издательство ИФ РАН.-1995−163 с.
  113. С.Н. Психология управления: от личности к команде / С.Н. Ти-дор. Петрозаводск, Фолиум. — 1996.
  114. Толковый словарь русского языка / Под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, М.: Издательство РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 1997.
  115. Д.М. Лидер в ситуации политического конфликта / Д. М. Фельдман // Вопросы философии. 1998. — № 7. — июль. — С.39−41.
  116. С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы / С. Р. Филонович // Российский журнал менеджмента. 2003. -№ 2. — С.3−24.
  117. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект. — 2004. — 320 с.
  118. И.Г. Назначение человека / И. Г. Фихте. Минск: Интерпрессер-вис- Книжный Дом. — 1998. — 150 с.
  119. Э. Бегство от свободы: Перевод с английского. Общая редакция и послесловие П. С. Гуревича / Э. Фромм. М.: Прогресс. — 1989. -С.230.
  120. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас- перевод с немецкого, под редакцией Д. В. Скляднева. -СПб.: Наука. 2001. — 384 с.
  121. B.C. Онтологическая истинность человека в русской философии / B.C. Хазиев // Электронный ресурс: Библиотека Ихтика и Артура (http://www.ihtika.net). Режим доступа свободный. 2009.
  122. B.C. Трагедия категории онтологическая истина / B.C. Хазиев // Мировоззрение как субъективная реальность. Уфа. — 2004. — С. 15−24.
  123. B.C., Хазиева Е. В. Мировоззрение как субъективная реальность: Монография / B.C. Хазиев, Е. В. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ. — 2004. -296 с.
  124. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem. — 1997.- 452 с.
  125. М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет / М.Хайдеггер. М.: Гнозис. — 1993. — С.47−123.
  126. М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. М.: Логос.- 1997. -176 с.
  127. М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер.- Томск: Водолей. 1998. — 384 с.
  128. М. Семинар в Ле Торе, 1969 года / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1993. — № 10. — С. 123
  129. Л.А. Духовность, воспитание, религия: культурологический аспект / Л. А. Харисова. Казань: Школа. — 2002. — 36 с.
  130. Й. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. М.: Homo Iudens. -1992.
  131. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры / Н.Н. Че-боксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука. — 1971. — 256 с.
  132. Человек и общество. (Культурология). Словарь справочник. Ростов-на-Дону: Феникс. — 1996. — 544 с.
  133. Н.В. Мыслители прошлого и настоящего о науке и искусстве управления / Н. В. Шабаев, А. А. Кондратьев. Лениногорск. — 1999. -152 с.
  134. . Личность, карьера, успех. Перевод с немецкого / Б. Шваль-бе, X. Швальбе. М.: Прогресс. — 1993.
  135. А. «Мир как воля и представление» / А. Шопенгауэр: в 2 т. T.I. Минск: Попурри. — 1998.
  136. В.В. Экспериментальное изучение малых групп / В. В. Шпалинский // Вопросы психологии. 1972. — май. -№ 5. — С.66−76.
  137. Электрончая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008.
  138. .Д. О природе человеческого действия / Б. Д. Эльконин. // -М.: Вестник МГУ. 1989. — Серия 14. — Психология. -№ 4. — С.25−39.
  139. Эстетика: Словарь / Под общей редакцией А. А. Беляева М.: Политиздат. — 1989. — С. 142.
  140. Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство) / Ю. И. Юдин. -М.: Наука.-1975.- 120 с.
  141. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. М. — 1991. — С.95−198.
  142. E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — март. — С.32.
  143. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — апрель. — С.20−27.
  144. М.Г. Наука о поведении: Русский путь / М. Г. Ярошевский. -М.- 1996.
  145. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы. / М. Г. Ярошевский. М. — 1974.
  146. Abroms, K.I. Social Giftedness and its Relationship with Intellectual Gifted-ness // In: The Psychology of Gifted Children / Ed. G. Freemen. Chichester. -1985.
  147. Alvino, J., McDonnell, R., Richert, S. National survey of identification practices in gifted and talented education // Exceptional Children, 1981. V.48.
  148. Bennis, W., Names, B. Leaders: The strategies for taking charge. N.Y. -1985.
  149. Doll, E.A. The measurement of Social Competence. Minneapolis. 1953.
  150. Cattell R.B. The structure of intelligence in relation to the nature/nurture controversy // Cancro R. (ed.) Intelligence: Genetic and environmental influences. N.Y.: Grune & Stratton. 1971.
  151. Cox E Leading women. Sydney: Random House. 1996.
  152. Eysenck H.J. The biological basic of personality. Springfield. 1967.
  153. Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligence. N.Y. -1983.
  154. Getzels, J.W., Dillon, J.T. The nature of Giftedness and the Education of the Gifted // Second Handbook of Research in Teaching / Ed. R.M.M.Travers. Chicago. 1973.
  155. Hunt, T. The Measurement of social intelligence. // Journal of Applied Psychology. -1928. pp.317−334.
  156. Jarecky, R.K. Identification of the Socially Gifted. // Psychology and Education of the Gifted / Ed. W.B.Barbe. N.Y. 1965.
  157. Marland, S.P. Education of the Gifted and Talented. Report to the Congress of the United States by the Commissioner of Education. Washington, D.C. -1972.
  158. Sisk, D., Rosseli, H. Leadership: A special type of giftedness. Monroe, N.Y., 1987. Sisk, D., Shallcross, D.J. Leadership: Making things happen. Buffalo. -1986.
  159. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. N.Y. 1947. -P.358.
  160. Wesman, A. J. Methods of Identifying Gifted Student // Guidance News, 1956. V.9. — pp.4−5.
  161. Zettel, J. Gifted and talented education over a half decade of change. // Journal for the Education of the Gifted. 1979. — V.3. — pp.14−37.
Заполнить форму текущей работой