Влияние философских идей на творчество писателя
Главным в данном случае является не факт восприятия той или иной философской концепции художником, а возможность преображения им концептуальных мировоззренческих моделей, которые, видоизменившись под воздействием авторского замысла, становятся художественно значимыми, наполненными художническим индивидуальным содержанием, что и создает в произведении особую эстетическую реальность. Для художника… Читать ещё >
Влияние философских идей на творчество писателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обращение к указанному предмету исследования предполагает его рассмотрение в философско-эстетических параметрах. Здесь важным является понимание того, что фундаментальным основанием художественного мира писателя конца XIX века выступают различные мировоззренческие теории, которые становятся выражением жизненной позиции творчества писателя, его умонастроений, эмоционально-аналитического понимания окружающей действительности.
Главным в данном случае является не факт восприятия той или иной философской концепции художником, а возможность преображения им концептуальных мировоззренческих моделей, которые, видоизменившись под воздействием авторского замысла, становятся художественно значимыми, наполненными художническим индивидуальным содержанием, что и создает в произведении особую эстетическую реальность.
Для художника и философа в авторском сознании важен диалог постижения творческой индивидуальности писателя. Общезначимое, методологическое, заключенное в философском осмыслении окружающей реальности, и личностное, конкретное, свойственное взгляду художника на отражаемую действительность, в совокупности дают целостное изображение картины мира.
Особенно заметным и значимым такой диалог стал возможен только в конце XIX века, когда для российского общественного сознания оформились основные философские системы, но вопрос смысла жизни человека, его природа, «экзистенция» оставались неразрешимой главенствующей проблемой.
Поэтому конец XIX века ознаменовался актуализацией различных направлений в философии, исследовавших проблематику взаимодействия человека и мира. Влияние философии на литературный процесс в России конца XIX века было, как известно, двусторонним.
С одной стороны, на литературу оказывала воздействие западноевропейская философия (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше, К. Маркс и др.),.
с другой, — отечественная философская традиция-В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Е. Трубецкой, П. Флоренский и др.
Философская составляющая художественных произведений являлась закономерностью, без которой текст мог быть лишен идейной основы, имеющей уровень философского обобщения, оторван от общественно-исторического процесса в пространственно-временном континууме. Что касается вопроса о влиянии философских идей на мировоззрение и творчество Горького, здесь существует своя давняя и обширная история вопроса, ведущая начало от первых откликов на произведения писателя рубежа XIX — XX веков.
Разноречивость этих ранних оценок сменялась в советскую эпоху однозначными утверждениями о приоритетном влиянии на молодого писателя идей марксизма; в последние же годы вновь акцентируется наличие множественности факторов такого влияния.
Философское начало проявляется у Горького в художественном осмыслении проблемы «самостоятельности» человека определенной «среды», направленность мышления которого отражает его необычное мироощущение.
При этом средством индивидуализации авторского видения мира и человека становится использование художественной пространственной оппозиции как образующего фактора структуры текста. В данном случае Горький близок к отечественной традиции, где наиболее значительным на организацию художественного пространства в произведениях писателя видится влияние творчества Гоголя, Тургенева, Чехова. Но особенностью противопоставленных художественных образов у Горького выступает именно их философско-эстетический аспект, дающий возможность художнику раскрыть мироощущения героя, связанного с конкретной пространственной структурой.
Вывод: Горький близок к отечественной традиции, где наиболее значительным на организацию художественного пространства в произведениях писателя видится влияние творчества Гоголя, Тургенева, Чехова.