Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типология Драматизма: На материале романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение» и А.Н. Толстого «Хождение по мукам»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третей главе с той же точки зрения анализируется одно из значительных произведений русской литературы XX века — роман-эпопея А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Выбор этого произведения обусловлен разными обстоятельствами. Во-первых, жанр романа — эпопеи чрезвычайно характерен для русской литературы первой половины XX века. Во-вторых, именно в этом типе жанра отражались и осмыслялись глобальные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ: Теоретические аспекты изучения драматизма
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Особенности драматизма в романах Л. Н. Толстого
  • Анна Каренина" и «Воскресение»
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Специфика драматизма в романе-эпопее А. Н. Толстого
  • Хождение по мукам"

Типология Драматизма: На материале романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение» и А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной целью данной диссертации является исследование ряда произведений эпического рода с точки зрения наличия в них драматической тональности, которая может присутствовать в разной форме и проявляться с разной степенью осознанности. Заглавие работы содержит два ключевых понятия — «типология» и «драматизм». Отсюда — две первоначальных задачи: выяснение сущности того, что называют типологией и драматизмом. При этом основополагающим, базовым является понятие драматизма.

Первая часть диссертации посвящена рассмотрению и обоснованию данного понятия. В связи с этим автор старается систематизировать и осмыслить разные точки зрения на драматическое, уяснить, в чем проявляется драматизм, к какому роду явлений он может быть отнесен и какие из существующих дефиниций наиболее продуктивны для его обозначения: эстетическая категория, вид пафоса, эмоциональная направленность, модус художественности, тип эмоциональной рефлексии, тип художественного содержания. Каждое из названных понятий имеет свою историю изучения и связано с именем тех или иных ученых, о чем пойдет речь в первой главе.

Теоретической базой для суждений и выводов послужили многочисленные работы философского, эстетического и литературоведческого плана, созданные в разные периоды, начиная с Античности и включая современность. В их числе труды Аристотеля, Платона, Дидро, Лессинга, Гегеля, Белинского, Чернышевского, ряда мыслителей рубежа XIX — XX веков, а также ученых середины и конца XX века, в том числе А. А. Аникста, Ю. Б. Борева, Г. Н. Поспелова, А. А. Карягина, В. Е. Хализева, Е. Г. Рудневой, В. Н. Тюпы, Е. В. Волковой, И. И. Плехановой и др.

В той же главе ставится вопрос о принципах типологического изучения литературы, определяется драматизм как одна из типологических категорий, и предлагаются критерии для разграничения разных форм драматизма.

Во второй главе рассматриваются два романа Л. Н. Толстого -«Анна Каренина» и «Воскресение», относящиеся к разным периодам творчества писателя и позволяющие увидеть эволюцию его взглядов на истоки и характер драматизма.

В третей главе с той же точки зрения анализируется одно из значительных произведений русской литературы XX века — роман-эпопея А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Выбор этого произведения обусловлен разными обстоятельствами. Во-первых, жанр романа — эпопеи чрезвычайно характерен для русской литературы первой половины XX века. Во-вторых, именно в этом типе жанра отражались и осмыслялись глобальные противоречия этой эпохи, обозначавшиеся в жизни отдельных людей и страны в целом. В-третьих, А. Н. Толстой является одной из наиболее репрезентативных фигур в русской литературе 20 — 30-х годов XX века, а его уровень таланта и осмысления жизни позволяет достаточно убедительно представить, в чем драматизм русской жизни 10 — 20-х годов, т. е. в период Первой мировой и Гражданской войн.

Диссертация завершается заключением и библиографией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении попытаемся систематизировать основные итоги проведенного исследования.

Материалы и суждения, изложенные в теоретической части, позволяют сказать, что история изучения драматизма как одного из видов идейно-эмоциональной направленности насчитывает несколько веков, начинаясь трудами Платона и Аристотеля и продолжаясь в работах современных ученых.

При всем своеобразии, неизбежно присущем концепции того или иного ученого, их объединяет внимание к определенного типа конфликтам, противоречиям, дисгармонии, порождающим драматический пафос.

Изучение категории драматизма на современном этапе литературоведческой мысли приводит к убеждению, что в XX веке драматизм особенно тесно соприкасается с трагизмом, о чем свидетельствуют и сами произведения, и, научные работы Е. В. Волковой, И. И. Плехановой и др. Это объясняется изменением структуры самой жизни и общественного сознания активизацией противоречий, которые были менее заметны в предшествующие эпохи.

Несмотря на родственность противоречий, объединяемых понятием драматизма, они таят в себе определенные различия, обусловленные сферой проявлениях этих противоречий и их интерпретацией писателем, что проводит к постановке вопроса о типологии драматизма.

Анализ творчества, точнее несколько произведений двух писателей, с ориентацией на сформулированные теоретические принципы позволяет выявить такие противоречия, подчеркнув их сходство и различия.

Даже в пределах творчества одного писателя эти различия несомненны. Об этом свидетельствует рассмотрение двух романов J1. Н. Толстого — «Анны Карениной» и «Воскресения», написанных в разные периоды и обнаруживающих далеко не одинаковый взгляд на жизнь русского общества середины и конца XIX века. Общее в нихинтерес к интел^ктуально-нравственнои жизни таких персонажей, как Левин и Нехлюдов, озабоченных не только своей судьбой, но и судьбами окружающего мира и ищущих философских ответов на возникающие у них вопросы — о смысле жизни, о назначении человека, об источниках счастья, о жизни в стране. Но сфера общения этих героев несколько разная. Левин большей частью соприкасается с жизнью нескольких семей — своей собственной, своих братьев, семьи Облонских и Карениных. В этих семьях возникают личные противоречия, разной степени тяжести, которые создают атмосферу драматизма, особенно остро ощущаемую женщинами. Так возникает один тип драматизма.

Нехлюдов попадает в сферу иных отношений, т. е. тех, которые складываются между господами и слугами (его тетушки и Катюша), между чиновниками, в частности судьями и подсудимыми, между осужденными, находящимися в остроге, между крестьянами и помещиками. Он сам оказывается во внутренним противоречии со своим кругом, а вместе с тем и с сами собой. Так что тип противоречий становится другим, а вместе с тем и тип драматизма.

Обращение к литературе XX века, с одной стороны, подтверждает, что семейно-личные противоречия и сложности всегда были предметом внимания и изображения русских писателей и придавали драматический оттенок содержанию их произведений. Такой тип драматизма более всего приступает в первой части трилогии «Хождение по мукам» в ходе описания семейной жизни Смоковниковых. С другой стороны, и лично-семейные, и духовные драмы все больше обусловливаются историческими обстоятельствами — войнами, революциями и другими катаклизмами, которые неизбежно задевают судьбы самых разных людей, даже таких как Даша и Катя, или непосредственно вовлекают их в свое движение, таких как Рощин и Телегин. В силу этого драматизм в изображении отдельных личностей не исчезает, а только углубляется, все больше мотивируясь их отношениями с внешним миром.

Драматизм духовной жизни тоже обостряется, объясняясь необходимостью выработки своей собственной позиции в условиях разлома прежнего мира и формирования совсем нового, во многом чуждого, но требующего включения в него, ибо отказ от этого мира означил отказ от Родины, от России, а Россия оставалась для Рощина, как и для Толстого высшей ценностью. Поэтому надо было искать и находить свое место в новом мире.

Кроме личных драм и потрясений, вызванных большей частью изменением общей структуры жизни в стране, писатель не мог не показать, противоречий между большими группами людей, между солдатами и всякого рода начальствующими лицами во время Первой мировой войны, между рабочими и хозяевами в период начала революции, между красными и белыми во время гражданской войны, между разными типами офицеров внутри белой армии и т. п.

Все эти противоречия — источник и показатель драматизма, который окрашивал атмосферу, русской жизни в период 1913;1919.

ГОДОВ.

Таким образом, драматизм в «Хождении по мукам» оказывается повсеместным и в тоже время неоднородным.

А в итоге можно заключить, что драматизм как идейно-эмоциональная направленность содержания является всепроникающим, но приобретает разные типы, в зависимости от характера противоречий и их понимания художниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Н. Анна Каренина. Соб. соч. в 22 т. ТТ. 8−9. М., 1981 — 1982.
  2. Л. Н. Воскресение. Соб. соч. в 22 тт. Т. 13. М., 1983.
  3. А. Н. Хождение по мукам. Соб. соч. в 10 т. ТТ. 5−6. М., 1983 1984.
  4. А. Н. Хождение по мукам. По изданием: Гр. Алексей И. Толстой. Хождение по мукам (Берлин, издательство «Москва», 1922). М., 2001.
  5. Н. В поисках конфликта // Новый мир. М., 1953. № 5.
  6. Адорно, Теодор В. Эстетическая теория. М., 2001.
  7. А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. М., 1958.
  8. А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
  9. Ю.Аристотель Поэтика. М., 1957.
  10. П.Асмус В. Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля // Из истории эстетической мысли древности и среднековья. М., 1961.
  11. В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.
  12. В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
  13. Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.
  14. Э. Г. Захватывающий интерес современности: «Анна Каренина» Толстого // Вершины. М., 1983.
  15. Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978.
  16. Э. Г. Судьба «Воскресения» (Первые отклики газетной и журнальной критики в России) // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. М., 1991.
  17. Э. Г. Творческий путь Толстого. М., 1962.
  18. В. И. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мука». М., 1984.
  19. М. М. Беседы с В. Д. Дувакиным. М., 2002.
  20. В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. ТТ. 1, 5, 7, 9. М., 1953- 1955.
  21. В. Г. «Горе от ума» А. С. Грибоедова // Избранные эстетические работы. Т. 1. М., 1986.
  22. А. Между двух революций. Л., 1934.
  23. И. О поэтическом // Новый мир. М., 1959. № 2.
  24. А. Записные книжки. М., 1965.
  25. М. Н. Некоторые особенности отражения действительности в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Моск. Ун-та, 1960. № 5.
  26. Большой толковый словарь русского языка. С — Петербург, 1998.
  27. Ю. Б. О комическом. М., 1957.
  28. Ю. Б. Основные эстетические категории. М., 1960.
  29. Ю. Б. О трагическом. М., 1961.
  30. Ю. Б. Трагическое и комическое в действительности и в искусстве. М., 1955.
  31. С. Ясный талант. Саратов, 1986.
  32. . И. Роман «Анна Каренина» // JL Н. Толстой. Сб. ст. М., 1955.
  33. М. И. Роман Jl. Н. Толстого «Воскресение»: Жанровое новаторство и проблем традиций. Дисс. канд. филол. наук. М., 1982.
  34. Е. В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М., 1998.
  35. Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981.
  36. Р. А. Западноевропейская культурология между миром и игрой // Самосознание культуры и искусства. М. Спб., 2000.
  37. Г. В. Ф. Сочинения. Т. 12. М., 1938.
  38. Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. М., 1968.
  39. Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. М., 1971.
  40. В. О драматическом конфликте // Театр. М., 1953. № 3.
  41. Е. Идеи, конфликты, характеры. М., 1960.
  42. В. 3. Мир читает «Анну Каренину». М., 1979.
  43. В. Р. Жизнь и творчество Лессинга // Избранные работы. М., 1956.
  44. В. С. Художественный конфликт в свете теории эстетического. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Киев, 1987.
  45. Е. С. Палитра чувств: О трагическом и комическом. М., 1991.
  46. Н. К. История писания и печатания «Анны Карениной», «Воскресения», «Крейцеровой сонаты», «Дьявола» // Толстой JI.H. Полн. Собр. соч. Юбилейн. Изд., ТТ. 20, 27, 33.
  47. Н. К. и Маймин Е. А. Роман JI. Н. Толстого «Воскресение» // Толстой Л. Н. Воскресение. М., 1964.
  48. А. В. «Воскресение» и воскресение. Последний роман и Л. Н. Толстого // Предисл. К кн.: Л. Н. Толстой. Воскресение. Роман. М., 1995.
  49. А. В. Принципы эстетики. М., 1987.
  50. Т. К. Эстетическая природ драматического. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Киев, 1988.
  51. И. А. Неопределенное в контексте трагедии (Толстой) // Проблематичность в художественном мышлении (конец XVIII —1. XX вв.). Томск, 2000.
  52. В. Н. Личность и история в романах А. Н. Толстого «Хождения по мукам» и вяч. Шишкова «Угрюм-река» // А. Н. Толстой: Проблемы творчества. Сб. науч. Тр. Воронеж, 1990.
  53. К. Н. Вольтер. М., 1946.
  54. Д. Собр. Соч., Т. V. М. Л., 1936.
  55. Дневники 1917 1936гг. // А. Н. Толстой: материалы и исследования. М., 1985.
  56. Дневники 1918 1923гг. // А. Н. Толстой: материалы и исследования. М., 1985.
  57. В. Д. Идеи, страсти, поступки. Л., 1978.
  58. С. Ф. Типология художественного конфликта в светском историческом романе. Ташкент, 1990.
  59. Драма и драматургический принцип в прозе. Л., 1991.
  60. А. Б., Касаткина Т. А. Система эмоционально-ценностных ориентаций // Филологические науки. М., 1994. № 5/6.
  61. В. М. О систематизации категорий эстетики // Философские науки. М., 1975. № 5.
  62. В. А. Творческая история «Анны Карениной». М., 1957.
  63. В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». М., 1967.
  64. А. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. М., 1967.
  65. Н. Б. Эстетический анализ проблемы драматизм в искусстве. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1987.
  66. Э. С. Категория «драматическое» в истории домарксистской эстетической мысли. Дисс. канд. филос. наук. М., 1988.
  67. В. Н. Мужичок в железе (К метафизике романа JI. Толстого «Анна Каренина») // Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПБ, 2000.
  68. Ищу к Г. Н. Диалог с читателем. М., 1984.
  69. Ищук-Фадеева, Нина Ивановна Типология драмы в историческом развитии. Тверь, 1993.
  70. А. В. Характеры и обстоятельства. Сб. ст. М., 1959.
  71. А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971.
  72. Т. А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996.
  73. Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПБ, 2001.
  74. В. Я. Пафос будущего. Статьи. М., 1963.
  75. В. А. Поэтика Л. Толстого. М., 1983.
  76. В. М. О диалектико-материалистической природе художественного конфликта. Саратов, 1965.
  77. А. К. Драматическое как эстетическая проблема. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1977.
  78. В. А. Драматизм в искусстве как форма отражения противоречий действительности. Дисс. канд. филос. наук. М., 1964.
  79. . О. Лекции по теории драмы: Драмы и действие. Л., 1976.
  80. КривцунО. А. Эстетика. М., 2003.
  81. Л. Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. М., 1991.
  82. л., Тюнькин К. «Воскресение» Л. Н. Толстого. М., 1978.
  83. Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX XX века. М., 1993.
  84. А. Эстетика Белинского. М., 1959.
  85. В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.
  86. К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. М., 1991.
  87. К. Н. Над страницами «Воскресения». М., 1978.
  88. А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.
  89. А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  90. А. Ф. Трагическое // Философский энциклопедический словарь. Изд. 2. М., 1989.
  91. М. Б. К типологии трагического в русской прозе XX века // Живая мысль. М., 1999.
  92. Т. Б. Категория трагического в эстетике. М., 1979.
  93. Е. А. Лев Толстой: Путь писателя. М., 1978.
  94. Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
  95. В. И. Размышления о драматическом конфликте. Минск, 1970.
  96. М. Ф. Философия Гегеля. М., 1959.
  97. В. Г. Поэтика романа Л. Т. Толстого. Новосибирск, 1978.
  98. А. Н. Толстого: В. 2 т. М., 1989.
  99. В. В. Жизнь Алексея Толстого. «Красный граф». М., 2001.
  100. В. Г. Трагическое как отражение общественных противоречий: ист. эстетический анализ. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1980.
  101. Платон Государство. Кн. X. // Античные мыслители об искусстве. М., 1965.
  102. Платон «Филеб» // Платон Соб. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.
  103. В. Т. Художественное мастерство Л. Н. Толстого в романе «Воскресение». Киев, 1958.
  104. И. И. Преображение трагического. Иркутск, 2001.
  105. Плутарх Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. Т. 1, М., 1961.
  106. А. Художественный конфликт и развитие современной прозы. Киев, 1981.
  107. Е. А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе («Идиот» и «Анна Каренина»). М., 2002.
  108. А. И. Л. Н. Толстой. М., 1963.
  109. Г. Н. Искусство и эстетика. М., 1984.
  110. Расин Соч., в 2-х т., Т. II. М. Л., 1937.
  111. В. Б. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.
  112. Р. Собр. соч. Т. 14. Л., 1933.
  113. Т. В. Жанровая природа и идейно-эстетическое воздействие «Воскресения» Л. Н. Толстого. Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1981.
  114. Е. Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.
  115. Т. Ю. Философия кризиса. М., 2003.
  116. Е. Б. Русская советская проза 20 30-х годов: Судьбы романа. М., 1985.
  117. Е. Б. Русская, проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
  118. Г. М. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение помукам». Д., 1976.
  119. Современный русский роман. Проблемы поэтики и типологии. М., 1976.
  120. А. А. Тип современного героя (JI. Н. Толстой «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский «Подросток») // Начало. Сборник работ молодых ученых. Выпуск IV. -М., 1998.
  121. Г. А. Драматургические искания Д. Гокуорси и JI. Толстого // Драма и драматургический принцип в прозе. JL, 1991.
  122. Д. Основные эстетические категории. М., 1974.
  123. В. А. В поисках героя: Образы и характеры трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». М., 1989.
  124. А. К. Эстетическая оценка художественного произведения: Идейное содержание понятия // Эстетические категории и искусство. Кишинев, 1989.
  125. И. Н. Роман JI. Н. Толстого «Анна Каренина» // Творчество JI. Н. Толстого. М., 1954.
  126. A. JI. Эпическое наследие А. Н. Толстого // А. Н. Толстой: Материалы и исследования. М., 1985.
  127. JI. Н. Роман эпопея А. Н. Толстого «Хождение по мукам». М., 1958.
  128. В. В. Жанры советской драматургии. М., 1957.
  129. В. В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979.
  130. В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
  131. М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1965.
  132. В. А. Континент реальности и мифа (О некоторых особенностях историзма в романах «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и «Взвихренная рузь» А. М. Ремизова) // А. Н. Толстой: Новые материалы и исследования. М., 1995.
  133. Л. В. Бесконечный лабиринт сцеплений («Анна Каренина и ее первые читатели») // Русская словесность. М., 1998. № 6.
  134. Н. Г. Поли. Собр. Соч. В 15 т. Т. 2. М., 1949.
  135. Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности (1853 1855). М., 1955.
  136. А. С. Эпическая драма: Проблемы теории и поэтики. Киев, 1988.
  137. С. И. Трагическое в эстетико-философской концепции Л. Шестова. Автореферат дисс. Канд. филос. наук. М., 1991.
  138. В. Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.
  139. В. Б. Лев Толстой. М., 1967.
  140. В. Б. Повести о прозе: Размышления и разборы. В 2-х т. М., 1966. Т. 2.
  141. В. Р. А. Н. Толстой и современность // А. Н. Толстой: Материалы и исследования. М., 1985.
  142. А. Я. Анализ романного текста. М., 2004.
  143. А. Я. Анализ художественного произведения. М., 2003.
  144. А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.
  145. А. Я. Роман//Русская словесность. 1999. № 5.
  146. JI. Г. О жанровых особенностях А. Н. Толстого «Хождение по мукам» // Творчество А. Н. Толстого. Сб. ст. М., 1957.
  147. Е. Г. О системе основных эстетических категорий // Философские науки. 1977. № 4.
  148. Е. Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
  149. Е. Г. Эстетика. М., 2000.
  150. Н. А. Эстетическая природа драматизма в искусстве. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Киев, 1967.
Заполнить форму текущей работой