Типология Драматизма: На материале романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение» и А.Н. Толстого «Хождение по мукам»
В третей главе с той же точки зрения анализируется одно из значительных произведений русской литературы XX века — роман-эпопея А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Выбор этого произведения обусловлен разными обстоятельствами. Во-первых, жанр романа — эпопеи чрезвычайно характерен для русской литературы первой половины XX века. Во-вторых, именно в этом типе жанра отражались и осмыслялись глобальные… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ: Теоретические аспекты изучения драматизма
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Особенности драматизма в романах Л. Н. Толстого
- Анна Каренина" и «Воскресение»
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Специфика драматизма в романе-эпопее А. Н. Толстого
- Хождение по мукам"
Типология Драматизма: На материале романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение» и А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной целью данной диссертации является исследование ряда произведений эпического рода с точки зрения наличия в них драматической тональности, которая может присутствовать в разной форме и проявляться с разной степенью осознанности. Заглавие работы содержит два ключевых понятия — «типология» и «драматизм». Отсюда — две первоначальных задачи: выяснение сущности того, что называют типологией и драматизмом. При этом основополагающим, базовым является понятие драматизма.
Первая часть диссертации посвящена рассмотрению и обоснованию данного понятия. В связи с этим автор старается систематизировать и осмыслить разные точки зрения на драматическое, уяснить, в чем проявляется драматизм, к какому роду явлений он может быть отнесен и какие из существующих дефиниций наиболее продуктивны для его обозначения: эстетическая категория, вид пафоса, эмоциональная направленность, модус художественности, тип эмоциональной рефлексии, тип художественного содержания. Каждое из названных понятий имеет свою историю изучения и связано с именем тех или иных ученых, о чем пойдет речь в первой главе.
Теоретической базой для суждений и выводов послужили многочисленные работы философского, эстетического и литературоведческого плана, созданные в разные периоды, начиная с Античности и включая современность. В их числе труды Аристотеля, Платона, Дидро, Лессинга, Гегеля, Белинского, Чернышевского, ряда мыслителей рубежа XIX — XX веков, а также ученых середины и конца XX века, в том числе А. А. Аникста, Ю. Б. Борева, Г. Н. Поспелова, А. А. Карягина, В. Е. Хализева, Е. Г. Рудневой, В. Н. Тюпы, Е. В. Волковой, И. И. Плехановой и др.
В той же главе ставится вопрос о принципах типологического изучения литературы, определяется драматизм как одна из типологических категорий, и предлагаются критерии для разграничения разных форм драматизма.
Во второй главе рассматриваются два романа Л. Н. Толстого -«Анна Каренина» и «Воскресение», относящиеся к разным периодам творчества писателя и позволяющие увидеть эволюцию его взглядов на истоки и характер драматизма.
В третей главе с той же точки зрения анализируется одно из значительных произведений русской литературы XX века — роман-эпопея А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Выбор этого произведения обусловлен разными обстоятельствами. Во-первых, жанр романа — эпопеи чрезвычайно характерен для русской литературы первой половины XX века. Во-вторых, именно в этом типе жанра отражались и осмыслялись глобальные противоречия этой эпохи, обозначавшиеся в жизни отдельных людей и страны в целом. В-третьих, А. Н. Толстой является одной из наиболее репрезентативных фигур в русской литературе 20 — 30-х годов XX века, а его уровень таланта и осмысления жизни позволяет достаточно убедительно представить, в чем драматизм русской жизни 10 — 20-х годов, т. е. в период Первой мировой и Гражданской войн.
Диссертация завершается заключением и библиографией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении попытаемся систематизировать основные итоги проведенного исследования.
Материалы и суждения, изложенные в теоретической части, позволяют сказать, что история изучения драматизма как одного из видов идейно-эмоциональной направленности насчитывает несколько веков, начинаясь трудами Платона и Аристотеля и продолжаясь в работах современных ученых.
При всем своеобразии, неизбежно присущем концепции того или иного ученого, их объединяет внимание к определенного типа конфликтам, противоречиям, дисгармонии, порождающим драматический пафос.
Изучение категории драматизма на современном этапе литературоведческой мысли приводит к убеждению, что в XX веке драматизм особенно тесно соприкасается с трагизмом, о чем свидетельствуют и сами произведения, и, научные работы Е. В. Волковой, И. И. Плехановой и др. Это объясняется изменением структуры самой жизни и общественного сознания активизацией противоречий, которые были менее заметны в предшествующие эпохи.
Несмотря на родственность противоречий, объединяемых понятием драматизма, они таят в себе определенные различия, обусловленные сферой проявлениях этих противоречий и их интерпретацией писателем, что проводит к постановке вопроса о типологии драматизма.
Анализ творчества, точнее несколько произведений двух писателей, с ориентацией на сформулированные теоретические принципы позволяет выявить такие противоречия, подчеркнув их сходство и различия.
Даже в пределах творчества одного писателя эти различия несомненны. Об этом свидетельствует рассмотрение двух романов J1. Н. Толстого — «Анны Карениной» и «Воскресения», написанных в разные периоды и обнаруживающих далеко не одинаковый взгляд на жизнь русского общества середины и конца XIX века. Общее в нихинтерес к интел^ктуально-нравственнои жизни таких персонажей, как Левин и Нехлюдов, озабоченных не только своей судьбой, но и судьбами окружающего мира и ищущих философских ответов на возникающие у них вопросы — о смысле жизни, о назначении человека, об источниках счастья, о жизни в стране. Но сфера общения этих героев несколько разная. Левин большей частью соприкасается с жизнью нескольких семей — своей собственной, своих братьев, семьи Облонских и Карениных. В этих семьях возникают личные противоречия, разной степени тяжести, которые создают атмосферу драматизма, особенно остро ощущаемую женщинами. Так возникает один тип драматизма.
Нехлюдов попадает в сферу иных отношений, т. е. тех, которые складываются между господами и слугами (его тетушки и Катюша), между чиновниками, в частности судьями и подсудимыми, между осужденными, находящимися в остроге, между крестьянами и помещиками. Он сам оказывается во внутренним противоречии со своим кругом, а вместе с тем и с сами собой. Так что тип противоречий становится другим, а вместе с тем и тип драматизма.
Обращение к литературе XX века, с одной стороны, подтверждает, что семейно-личные противоречия и сложности всегда были предметом внимания и изображения русских писателей и придавали драматический оттенок содержанию их произведений. Такой тип драматизма более всего приступает в первой части трилогии «Хождение по мукам» в ходе описания семейной жизни Смоковниковых. С другой стороны, и лично-семейные, и духовные драмы все больше обусловливаются историческими обстоятельствами — войнами, революциями и другими катаклизмами, которые неизбежно задевают судьбы самых разных людей, даже таких как Даша и Катя, или непосредственно вовлекают их в свое движение, таких как Рощин и Телегин. В силу этого драматизм в изображении отдельных личностей не исчезает, а только углубляется, все больше мотивируясь их отношениями с внешним миром.
Драматизм духовной жизни тоже обостряется, объясняясь необходимостью выработки своей собственной позиции в условиях разлома прежнего мира и формирования совсем нового, во многом чуждого, но требующего включения в него, ибо отказ от этого мира означил отказ от Родины, от России, а Россия оставалась для Рощина, как и для Толстого высшей ценностью. Поэтому надо было искать и находить свое место в новом мире.
Кроме личных драм и потрясений, вызванных большей частью изменением общей структуры жизни в стране, писатель не мог не показать, противоречий между большими группами людей, между солдатами и всякого рода начальствующими лицами во время Первой мировой войны, между рабочими и хозяевами в период начала революции, между красными и белыми во время гражданской войны, между разными типами офицеров внутри белой армии и т. п.
Все эти противоречия — источник и показатель драматизма, который окрашивал атмосферу, русской жизни в период 1913;1919.
ГОДОВ.
Таким образом, драматизм в «Хождении по мукам» оказывается повсеместным и в тоже время неоднородным.
А в итоге можно заключить, что драматизм как идейно-эмоциональная направленность содержания является всепроникающим, но приобретает разные типы, в зависимости от характера противоречий и их понимания художниками.
Список литературы
- Толстой Л. Н. Анна Каренина. Соб. соч. в 22 т. ТТ. 8−9. М., 1981 — 1982.
- Толстой Л. Н. Воскресение. Соб. соч. в 22 тт. Т. 13. М., 1983.
- Толстой А. Н. Хождение по мукам. Соб. соч. в 10 т. ТТ. 5−6. М., 1983 1984.
- Толстой А. Н. Хождение по мукам. По изданием: Гр. Алексей И. Толстой. Хождение по мукам (Берлин, издательство «Москва», 1922). М., 2001.
- Абалкин Н. В поисках конфликта // Новый мир. М., 1953. № 5.
- Адорно, Теодор В. Эстетическая теория. М., 2001.
- Алпатов А. В. Алексей Толстой мастер исторического романа. М., 1958.
- Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
- Ю.Аристотель Поэтика. М., 1957.
- П.Асмус В. Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля // Из истории эстетической мысли древности и среднековья. М., 1961.
- Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.
- Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
- Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.
- Бабаев Э. Г. Захватывающий интерес современности: «Анна Каренина» Толстого // Вершины. М., 1983.
- Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978.
- Бабаев Э. Г. Судьба «Воскресения» (Первые отклики газетной и журнальной критики в России) // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. М., 1991.
- Бабаев Э. Г. Творческий путь Толстого. М., 1962.
- Баранов В. И. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мука». М., 1984.
- Бахтин М. М. Беседы с В. Д. Дувакиным. М., 2002.
- Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. ТТ. 1, 5, 7, 9. М., 1953- 1955.
- Белинский В. Г. «Горе от ума» А. С. Грибоедова // Избранные эстетические работы. Т. 1. М., 1986.
- Белый А. Между двух революций. Л., 1934.
- Бехер И. О поэтическом // Новый мир. М., 1959. № 2.
- Блок А. Записные книжки. М., 1965.
- Бойко М. Н. Некоторые особенности отражения действительности в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Моск. Ун-та, 1960. № 5.
- Большой толковый словарь русского языка. С — Петербург, 1998.
- Борев Ю. Б. О комическом. М., 1957.
- Борев Ю. Б. Основные эстетические категории. М., 1960.
- Борев Ю. Б. О трагическом. М., 1961.
- Борев Ю. Б. Трагическое и комическое в действительности и в искусстве. М., 1955.
- Боровиков С. Ясный талант. Саратов, 1986.
- Бурсов Б. И. Роман «Анна Каренина» // JL Н. Толстой. Сб. ст. М., 1955.
- Варец М. И. Роман Jl. Н. Толстого «Воскресение»: Жанровое новаторство и проблем традиций. Дисс. канд. филол. наук. М., 1982.
- Волкова Е. В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М., 1998.
- Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981.
- Гальцева Р. А. Западноевропейская культурология между миром и игрой // Самосознание культуры и искусства. М. Спб., 2000.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 12. М., 1938.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. М., 1968.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. М., 1971.
- Голдобин В. О драматическом конфликте // Театр. М., 1953. № 3.
- Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М., 1960.
- Горная В. 3. Мир читает «Анну Каренину». М., 1979.
- Гриб В. Р. Жизнь и творчество Лессинга // Избранные работы. М., 1956.
- Гриценко В. С. Художественный конфликт в свете теории эстетического. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Киев, 1987.
- Громов Е. С. Палитра чувств: О трагическом и комическом. М., 1991.
- Гудзий Н. К. История писания и печатания «Анны Карениной», «Воскресения», «Крейцеровой сонаты», «Дьявола» // Толстой JI.H. Полн. Собр. соч. Юбилейн. Изд., ТТ. 20, 27, 33.
- Гудзий Н. К. и Маймин Е. А. Роман JI. Н. Толстого «Воскресение» // Толстой Л. Н. Воскресение. М., 1964.
- Гулин А. В. «Воскресение» и воскресение. Последний роман и Л. Н. Толстого // Предисл. К кн.: Л. Н. Толстой. Воскресение. Роман. М., 1995.
- Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987.
- Гуменюк Т. К. Эстетическая природ драматического. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Киев, 1988.
- Гурвич И. А. Неопределенное в контексте трагедии (Толстой) // Проблематичность в художественном мышлении (конец XVIII —1. XX вв.). Томск, 2000.
- Гуреев В. Н. Личность и история в романах А. Н. Толстого «Хождения по мукам» и вяч. Шишкова «Угрюм-река» // А. Н. Толстой: Проблемы творчества. Сб. науч. Тр. Воронеж, 1990.
- Державин К. Н. Вольтер. М., 1946.
- Дидро Д. Собр. Соч., Т. V. М. Л., 1936.
- Дневники 1917 1936гг. // А. Н. Толстой: материалы и исследования. М., 1985.
- Дневники 1918 1923гг. // А. Н. Толстой: материалы и исследования. М., 1985.
- Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки. Л., 1978.
- Долгов С. Ф. Типология художественного конфликта в светском историческом романе. Ташкент, 1990.
- Драма и драматургический принцип в прозе. Л., 1991.
- Есин А. Б., Касаткина Т. А. Система эмоционально-ценностных ориентаций // Филологические науки. М., 1994. № 5/6.
- Жаринов В. М. О систематизации категорий эстетики // Философские науки. М., 1975. № 5.
- Жданов В. А. Творческая история «Анны Карениной». М., 1957.
- Жданов В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». М., 1967.
- Зись А. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. М., 1967.
- Злобина Н. Б. Эстетический анализ проблемы драматизм в искусстве. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1987.
- Золоторева Э. С. Категория «драматическое» в истории домарксистской эстетической мысли. Дисс. канд. филос. наук. М., 1988.
- Ильин В. Н. Мужичок в железе (К метафизике романа JI. Толстого «Анна Каренина») // Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПБ, 2000.
- Ищу к Г. Н. Диалог с читателем. М., 1984.
- Ищук-Фадеева, Нина Ивановна Типология драмы в историческом развитии. Тверь, 1993.
- Караганов А. В. Характеры и обстоятельства. Сб. ст. М., 1959.
- Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971.
- Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996.
- Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПБ, 2001.
- Кирпотин В. Я. Пафос будущего. Статьи. М., 1963.
- Ковинев В. А. Поэтика Л. Толстого. М., 1983.
- Ковынев В. М. О диалектико-материалистической природе художественного конфликта. Саратов, 1965.
- Козак А. К. Драматическое как эстетическая проблема. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1977.
- Конев В. А. Драматизм в искусстве как форма отражения противоречий действительности. Дисс. канд. филос. наук. М., 1964.
- Костелянец Б. О. Лекции по теории драмы: Драмы и действие. Л., 1976.
- КривцунО. А. Эстетика. М., 2003.
- Кузина Л. Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. М., 1991.
- Кузина л., Тюнькин К. «Воскресение» Л. Н. Толстого. М., 1978.
- Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX XX века. М., 1993.
- Лаврецкий А. Эстетика Белинского. М., 1959.
- Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.
- Ломунов К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование. М., 1991.
- Ломунов К. Н. Над страницами «Воскресения». М., 1978.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.
- Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
- Лосев А. Ф. Трагическое // Философский энциклопедический словарь. Изд. 2. М., 1989.
- Лоскутникова М. Б. К типологии трагического в русской прозе XX века // Живая мысль. М., 1999.
- Любимова Т. Б. Категория трагического в эстетике. М., 1979.
- Маймин Е. А. Лев Толстой: Путь писателя. М., 1978.
- Мережковский Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
- Нефед В. И. Размышления о драматическом конфликте. Минск, 1970.
- Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. М., 1959.
- Одиноков В. Г. Поэтика романа Л. Т. Толстого. Новосибирск, 1978.
- Переписка А. Н. Толстого: В. 2 т. М., 1989.
- Петелин В. В. Жизнь Алексея Толстого. «Красный граф». М., 2001.
- Писарева В. Г. Трагическое как отражение общественных противоречий: ист. эстетический анализ. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1980.
- Платон Государство. Кн. X. // Античные мыслители об искусстве. М., 1965.
- Платон «Филеб» // Платон Соб. соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.
- Плахотишина В. Т. Художественное мастерство Л. Н. Толстого в романе «Воскресение». Киев, 1958.
- Плеханова И. И. Преображение трагического. Иркутск, 2001.
- Плутарх Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. Т. 1, М., 1961.
- Погрибный А. Художественный конфликт и развитие современной прозы. Киев, 1981.
- Полякова Е. А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе («Идиот» и «Анна Каренина»). М., 2002.
- Поповкин А. И. Л. Н. Толстой. М., 1963.
- Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. М., 1984.
- Расин Соч., в 2-х т., Т. II. М. Л., 1937.
- Ремизов В. Б. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.
- Роллан Р. Собр. соч. Т. 14. Л., 1933.
- Романова Т. В. Жанровая природа и идейно-эстетическое воздействие «Воскресения» Л. Н. Толстого. Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1981.
- Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.
- Сидорина Т. Ю. Философия кризиса. М., 2003.
- Скороспелова Е. Б. Русская советская проза 20 30-х годов: Судьбы романа. М., 1985.
- Скороспелова Е. Б. Русская, проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
- Смирнова Г. М. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение помукам». Д., 1976.
- Современный русский роман. Проблемы поэтики и типологии. М., 1976.
- Созонтова А. А. Тип современного героя (JI. Н. Толстой «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский «Подросток») // Начало. Сборник работ молодых ученых. Выпуск IV. -М., 1998.
- Сокур Г. А. Драматургические искания Д. Гокуорси и JI. Толстого // Драма и драматургический принцип в прозе. JL, 1991.
- Средний Д. Основные эстетические категории. М., 1974.
- Степанов В. А. В поисках героя: Образы и характеры трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». М., 1989.
- Суслов А. К. Эстетическая оценка художественного произведения: Идейное содержание понятия // Эстетические категории и искусство. Кишинев, 1989.
- Успенский И. Н. Роман JI. Н. Толстого «Анна Каренина» // Творчество JI. Н. Толстого. М., 1954.
- Финк A. JI. Эпическое наследие А. Н. Толстого // А. Н. Толстой: Материалы и исследования. М., 1985.
- Фоменко JI. Н. Роман эпопея А. Н. Толстого «Хождение по мукам». М., 1958.
- Фролов В. В. Жанры советской драматургии. М., 1957.
- Фролов В. В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979.
- Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
- Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1965.
- Чалмаев В. А. Континент реальности и мифа (О некоторых особенностях историзма в романах «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и «Взвихренная рузь» А. М. Ремизова) // А. Н. Толстой: Новые материалы и исследования. М., 1995.
- Чернец Л. В. Бесконечный лабиринт сцеплений («Анна Каренина и ее первые читатели») // Русская словесность. М., 1998. № 6.
- Чернышевский Н. Г. Поли. Собр. Соч. В 15 т. Т. 2. М., 1949.
- Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности (1853 1855). М., 1955.
- Чирков А. С. Эпическая драма: Проблемы теории и поэтики. Киев, 1988.
- Шитов С. И. Трагическое в эстетико-философской концепции Л. Шестова. Автореферат дисс. Канд. филос. наук. М., 1991.
- Шкловский В. Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.
- Шкловский В. Б. Лев Толстой. М., 1967.
- Шкловский В. Б. Повести о прозе: Размышления и разборы. В 2-х т. М., 1966. Т. 2.
- Щербина В. Р. А. Н. Толстой и современность // А. Н. Толстой: Материалы и исследования. М., 1985.
- Эсалнек А. Я. Анализ романного текста. М., 2004.
- Эсалнек А. Я. Анализ художественного произведения. М., 2003.
- Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.
- Эсалнек А. Я. Роман//Русская словесность. 1999. № 5.
- Якименко JI. Г. О жанровых особенностях А. Н. Толстого «Хождение по мукам» // Творчество А. Н. Толстого. Сб. ст. М., 1957.
- Яковлев Е. Г. О системе основных эстетических категорий // Философские науки. 1977. № 4.
- Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
- Яковлев Е. Г. Эстетика. М., 2000.
- Яранцева Н. А. Эстетическая природа драматизма в искусстве. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Киев, 1967.