Ненецкий фольклор.
Фольклор ненецкого народа
В начале XX века Г. Н. Прокофьев положил начало отечественному изучению и описанию языка и культуры самодийцев. У него были последователи: А. П. Пырерка, Г. Д. Вербов, А. А. Савельев, Н. М. Терещенко. Но из них только А. П. Пырерканаучный сотрудник Института языкознания АН СССР (Ленинград). Основную часть книг занимают сказки, легенды, приметы, песни. В 30-е годы ученики Г. Н. Прокофьева… Читать ещё >
Ненецкий фольклор. Фольклор ненецкого народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фольклор — памятник устного народного творчества. В нём отображаются важные для науки сведения о духовной и материальной культуре, общественном устройстве и быте ненецкой народности в далёком прошлом, не засвидетельствованные письменными источниками.
Фольклор ненцев — важная составляющая часть культуры самого крупного этноса среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество ненцев — неотъемлемая часть всемирного культурного фонда — тематически и жанрово богато и разнообразно.
Фольклор, по своей сути, — это неоценимый кладезь мудрости, раскрывающий целую эпоху истории народа. Истинным хранителем ненецких эпических песен, на протяжении веков являются представители старшего поколения, которые относятся к фольклору как к драгоценному сокровищу, почитают его как святыню, считая ее частью своей души.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своей меткостью и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально-исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать народ.
Сказители-это мудрецы и поэты, потому что воспоминания, предания и сказки, заклинания и песни, обычаи и передают они их из поколения в поколение на протяжении столетий.
К счастью, и в настоящее время среди ненецкого народа живет еще немало таких мудрецов и знатоков фольклора. Но в силу независящих от нас обстоятельств, их с каждым годом становится все меньше и меньше. И это должно настораживать, ибо то, что не записано, со временем может кануть в Лету, бесследно потеряться, забыться и исчезнуть с лица земли. И на мой взгляд, учителя, работники культуры, средств массовой информации, владеющие своим родным языком, должны сделать все, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к кладезю народной мудрости, которая является основой культуры любого народа. Каждый грамотный человек должен сделать все во имя спасения несравненного творчества своего народа.
Фольклор это один из видов искусства, в котором сохранились следы очень многих обрядов и обычаев, преданий о происхождении родов, и поэтому сбором фольклора занимались и занимаются многие видные российские и зарубежные ученые. Например, известный русский писатель Б. Житков, путешествуя долгое время по полуострову Ямал, записал множество ненецких легенд-хынабц, которые позже перевел на русский язык и использовал их в своей работе. Б. О. Долгихкрупный советский ученый, этнограф.
В советское время широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера.
Первым советским исследователем самодийских языков был Г. Н. Прокофьев (1897−1942) — научный сотрудник Научной ассоциации Института народов Севера. Он не только занимался изучением ненецкого языка, но и вопросами этнографии и фольклора.
В начале XX века Г. Н. Прокофьев положил начало отечественному изучению и описанию языка и культуры самодийцев. У него были последователи: А. П. Пырерка, Г. Д. Вербов, А. А. Савельев, Н. М. Терещенко. Но из них только А. П. Пырерканаучный сотрудник Института языкознания АН СССР (Ленинград). Основную часть книг занимают сказки, легенды, приметы, песни. В 30-е годы ученики Г. Н. Прокофьева А.П.Пырерка, Н. М. Терещенко, Г. Д. Вербов собрали образцы устного творчества ненцев, в первую очередь эпического, которое представлялось самым значимым.
В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А. М. Щербаковой. Участники экспедиции работали в течении нескольких месяцев в Ненецком национальном округе в Большеземельской и Малоземельской тундрах. Экспедицией собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописи).
Образцы ненецкого устного творчества записывали как в Ненецком округе, так и Ямало-Ненецком округе и участники лингвистических экспедиций Н. М. Терещенко и Л. В. Хомич.
В 1948, 1949 и 1959 годах З. Н. Куприянова совершила поездки в Малоземельскую тундру для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная З. Н. Куприяновой хрестоматия по ненецкому фольклору для педучилищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, а в 1965 году — капитальный труд «Эпические песни ненцев».
Сбором фольклора ненцев занимались писатели Севера И. Г. Истомин, И. А. Юганпелик, Л. В. Лапцуй, В. Неркаги, Е. Г. Сусой.
Е.Г.Сусой — автор 17 учебников и методических пособий для обучения ненецких школьников, первая женщина-ненка кандидат педагогических наук, создатель музея-квартиры Л. В. Лапцуя, научный консультант и солистка народного ансамбля песни «Ямал», собиратель ненецкого фольклора, автор записей сказок «Ягодка голубика», «Два Окатэтто» и соавтор сборников «Сказки народов Севера», «Северные россыпи», «Ненецкий фольклор», отразила жизнь ненецкого народа в книге свободной жанровой формы «Из глубины веков» .
Как сюдбабц и ярабц песня жизни её.
Глубока и с рожденья крылата, Ведь не зря отдала она сердце своё.
Собиранью сказаний когда-то…
Отдала она сердце ученью ребят, Языку и фольклору родному.
Как о «солнце поющем» о ней говорят Те, кому её пенье знакомо.
Стала первой учёною ненкой она, Как звезда в час бесценный восхода.
И всё звонче в речах её всюду слышна Вековечная мудрость народа.
[Эльдар Ахадов. Золотые страницы ненецкого народа].
Последние годы сбором и исследованием ненецких сказок, эпических песен занимаются Е. Т. Пушкарёва, Н. М. Янгасова и многие другие. Нужно сказать, что сказки в тундре ещё живое явление, доставляющее людям радость.