Полифонический слух.
Музыкальные способности, их значение.
Методы развития музыкальных способностей
Поэтому в педагогической практике для развития тембрового слуха чаще всего вызывают в воображении звучание различных инструментов симфонического оркестра и прибегают к их имитации. Хотя такая имитация может быть сделана лишь на основе богатого воображения, тем не менее, опыт показывает, что подобные приемы очень эффективны для развития тембрового слуха. «Вообрази здесь пение скрипок… А тут надо… Читать ещё >
Полифонический слух. Музыкальные способности, их значение. Методы развития музыкальных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Воспитание этого вида слуха связано с умением слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов. Развитый полифонический слух помогает оркестровому музыканту во время исполнения им своей партии слышать то, что играют другие инструменты, пианисту — слышать кроме основной мелодии все другие элементы фактуры движение баса, подголосков, а в полифоническом произведениине только верхний, но и все остальные голоса. Мастера музыкальной педагогики при работе над полифоническим слухом часто обращались к термину «перспектива», под которым понималось умение музыканта-исполнителя выявлять главное в произведении и его фон, что в целом образует впечатление объемности музыкального пространства. Особо при этом подчеркивается умение слышать своеобразие и индивидуальность каждого отдельного голоса полифонического произведения при исполнении многоголосного произведения.
Для развития полифонического слуха рекомендуются следующие приемы и методы:
- — поочередное проигрывание каждого голоса полифонического произведения;
- — проигрывание голосов по парам: сопрано — бас, сопрано — тенор и т. д.;
- — пропевание вслух одного из голосов с одновременным исполнением других голосов;
- — исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем.
Темброво-динамический слух
Б.М.Теплов: «Тембр и динамика — это тот материал, которым, прежде всего, творит исполнитель».
В учении о двух компонентах высоты К. Штумпфа было установлено, что с изменением частоты колебаний простых звуков изменяются два свойства звука — высота и тембр.
В теории акустики принято считать, что тембр музыкального инструмента изменяется только в разных регистрах. Однако не надо проводить специальных исследований, чтобы заметить, что тембр может меняться и в зависимости от силы, с которой берется звук. Динамика звука, т. е. сила его звучания оказывается напрямую связанной с тембром. Красочность исполнения достигается за счет умения обращаться с тембровыми возможностями инструмента, а они, в конце концов зависят от мельчайших динамических градаций, подвластных музыканту-исполнителю.
Профессионализм музыканта во многом оказывается обусловленным мерой развитости тембро-динамического слуха, его точностью и ясностью.
Тембровый слух, вероятно, лучше всего развит у оркестрантов, которые постоянно слышат звучание различных инструментов и поэтому имеют возможность накопить богатые слуховые впечатления. То же самое относится и к любителям музыки, которые часто и много слушают оркестровую музыку. Симфонический оркестр с его более чем двадцатью разновидностями различных инструментов охватывает богатейшую палитру красочных звучаний, с которыми могут равняться лишь возможности современных электронных клавишных инструментов.
Поэтому в педагогической практике для развития тембрового слуха чаще всего вызывают в воображении звучание различных инструментов симфонического оркестра и прибегают к их имитации. Хотя такая имитация может быть сделана лишь на основе богатого воображения, тем не менее, опыт показывает, что подобные приемы очень эффективны для развития тембрового слуха. «Вообрази здесь пение скрипок… А тут надо играть ярко, блестяще, -так, как это было бы сыграно тромбоном… Литавры, литавры, не слышу литавр!» — такими наставлениями пользовался на своих уроках известный педагог-пианист Л. Н. Оборин. К такому же оркестровому мышлению призывают своих учеников и педагоги, обучающие на других инструментах. При таком подходе, как точно подмечено профессором Г. М. Цыпиным, ученик «в погоне за недосягаемым очень много достигает».
Описание слуховых ощущений в терминах и понятиях других видов ощущений — так, как это осуществлялось в опытах психолога Макса Шоэна — такой же распространенный прием в работе над тембровым слухом, как и воображаемое звучание инструментов оркестра. Так, известный пианист, профессор Ленинградской консерватории Натан Перельман свидетельствует: «Музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте — сочный, густой, мягкий, нежный… Как о предмете, имеющем объем, вес и длину — круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий. Звуку приписывают даже нравственные категории: благородный, вульгарный, наглый, скромный и т. п.
Итак, тембр зависит от динамики, а она в свою очередь зависит от способов звукоизвлечения.
Для развития тембрового слуха методисты рекомендуют проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой, т. е. одно и то же место проигрывается со всеми градациями, начиная от градации fff и заканчивая ррр. Внимательное вслушивание в темброво-динамические градации, схватывание слухом разницы в ощущениях, которые дают различные звуковые нюансы, «вчувствование» в них — таков путь развития этого вида слуха.