Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Вопрос об интеллигенции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] 0 государственных университетах. Из объяснительной запискиотдела школ ЦК ВКП (б) в секретариат центрального комитета партиик проект) постановления СНК СССР // Хрестоматия, но отечественной истории (1914 1945 гг.). М. 1996. С. 759−760. ' Выступление Н. И. Бу харина//Судьбы русской интеллигенции. Материалы дискуссий. 1923;1925 гг. Новосибирск. 1991. С. 39. 36.Подр. см.: Чагин /> I. Клуипт Н… Читать ещё >

Вопрос об интеллигенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С целью ограждения марксизма от идейной критики в начале 20-х гг. были упразднены также гуманитарные факультеты в русских университетах. Их открыли заново только в 1934 г. За прошедшее время сложилось прямо-таки катастрофическое положение в историко-филологических науках: была ликвидирована подготовка высококвалифицированных университетских кадров, закрыты специализации по лексике, фонетике, морфологии, синтаксису русского языка, по русской литературе, фольклору, не появилось ни одного фундаментального учебника по истории русской и советской литературы. Отрицательное отношение к прошлому привело к извращению и схематизму в освещении русского исторического процесса. «В настоящем своем виде, — отмечалось даже в официальных документах, — наши государственные университеты не только не являются подлинными социалистическими очагами науки, нередко они стоят значительно ниже обычных институтов и западноевропейских и американских университетов»[1].

Вместо упраздненных факультетов создаются многочисленные «комвузы» и «партшколы», которые в соответствии с программой большевистских властей начинают «вырабатывать», «штамповать как на фабрике» новые кадры социалистической интеллигенции, чтобы они были «натренированы идеологически на определенный манер». Интеллигентов же старой, дореволюционной формации объявляют «бревном, препятствием на пути развития по той простой причине, что они не понимали всего исторического масштаба происходивших событий»2.

Конечно, власть не могла обойтись без помощи интеллигентов-специалистов. Они нужны были в армии, на производстве, в сфере управления и образования. Но даже самые лояльные из них постоянно находились под угрозой репрессий, ибо, несмотря ни на что, признавались «в достаточной степени сволочью», которая не верила ни в какое построение социализма и только и мечтала о том, как бы спустить большевиков «на демократическо-капиталистические рельсы»[2].

Подобные подозрения в общем-то имели свой резон. И дело, разумеется, не в «контрреволюционности» интеллигенции. Обладая научными знанииями, она объективно сознавала бесперспективность «социалистического выбора» и всей своей профессиональной деятельностью пыталась ослабить разрушительные действия большевистской утопии. Фактически это ставило ее вне рядов «строителей коммунизма». По сути русская интеллигенция исподволь готовила события 1991 г., приведшие к развалу СССР.

  • [1] 0 государственных университетах. Из объяснительной запискиотдела школ ЦК ВКП (б) в секретариат центрального комитета партиик проект) постановления СНК СССР // Хрестоматия, но отечественной истории (1914 1945 гг.). М. 1996. С. 759−760. ' Выступление Н. И. Бу харина//Судьбы русской интеллигенции. Материалы дискуссий. 1923;1925 гг. Новосибирск. 1991. С. 39. 36.Подр. см.: Чагин /> I. Клуипт Н. // Борьба за исторический материализм в 20-е годы. Л. 1975. С. 50−65.
  • [2] О/Южоникшле Г К. Генеральная линия партии и правый >клон //Избр. статьи и речи. 1918;1937. М. 1945. С. 205.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой