Температурно-влажностный режим.
Музейное дело и охрана памятников
Температурные проблемы во многом решаются внедрением современных технологий автоматического климат-контроля, являющихся отраслевым аналогом известной системы «умный дом». Формируется система многочисленных датчиков, специальными алгоритмами включающих и выключающих отопительные приборы и кондиционеры. Вся информация выводится на единый пульт, возможно ручное управление ответственным сотрудником… Читать ещё >
Температурно-влажностный режим. Музейное дело и охрана памятников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для сохранности музейных предметов исключительно важны температура и влажность помещения. Температура воздуха в музейных помещениях рекомендована в пределах 18 +/-1°С, влажность 55% +/— 5%.
Повышенная влажность приводит к образованию плесени и гнили, набуханию, коррозии, пониженная — к растрескиванию и короблению материалов. Резкие колебания температуры также пагубно сказываются на физико-химических свойствах предметов.
Иногда в различных помещениях музея создается свой микроклимат, обусловленный особенностями архитектуры конкретного памятника. Тогда в близких к норме помещениях размещают основные коллекции, включая живопись, в залах с повышенной влажностью допустимо хранение большинства видов камня, керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности, с пониженной влажностью — металла, стекла и гипса.
Для отдельных типов предметов (металлические археологические предметы, минералы, драгоценные камни, формалиновые препараты и т. д.) устанавливаются специфические режимы хранения и экспонирования, обеспечивающие особые условия сохранности.
Музеи предпринимают комплекс мер по поддержанию температурно-влажностного режима и сохранности коллекции:
- • постоянно ведется измерение параметров специальной аппаратурой как в экспозиционной зоне, так и в хранилищах: термометры для температуры, психрометры и гигрометры — для влажности, для автоматической фиксации показателей используются термографы и гигрографы;
- • во многих музеях установлены специализированные системы кондиционирования, в других проводится регулярное проветривание по специальной процедуре с учетом времени года;
- • изменения температуры должны быть максимально плавными, например, сезонные колебания смягчаются за счет значительного увеличения отопительного периода;
- • проектирование экспозиции должно предусматривать адекватную циркуляцию воздуха, что может потребовать специальных инженерных решений;
- • при поступлении предметов из мест с другими условиями хранения обязательно проводится их постепенная акклиматизация путем медленного изменения исходных параметров до нормативных;
- • колебания температуры и влажности, связанные с пребыванием посетителей, могут быть причиной ограничения количества гостей музея и продолжительности их пребывания в отдельных помещениях;
- • для наиболее ценных и уязвимых предметов проектируются специальные герметичные витрины с особыми условиями хранения.
Температурные проблемы во многом решаются внедрением современных технологий автоматического климат-контроля, являющихся отраслевым аналогом известной системы «умный дом». Формируется система многочисленных датчиков, специальными алгоритмами включающих и выключающих отопительные приборы и кондиционеры. Вся информация выводится на единый пульт, возможно ручное управление ответственным сотрудником, в том числе и дистанционно.
Постепенно системы климат-контроля внедряются в крупных центральных и региональных музеях, на это выделяется отдельное финансирование. Ведущим научным и экспертным центром в этой области с 1981 г. выступает лаборатория музейной климатологии Государственного НИИ Реставрации. Из числа новых проблем можно назвать задачу ввода ранее неотапливаемых помещений, особенности режима в храмовой архитектуре с учетом совместной музейно-церковной деятельности, специфику музеев в субтропической полосе Южного Крыма (с 2014 г.).