Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический потенциал интерактивных форм социально-культурной деятельности в воспитании этнокультурной толерантности подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В формировании культуры толерантности существенную роль играют интерактивные технологии, востребующие педагогический потенциал игры. Высокая активность участия в такого рода формах досуговой деятельности мотивирована: познавательным интересом и личной заинтересованностью участниковсостязательностью и драматизацией коммуникативного пространстваинтенсивным эмоциональным воздействием игровых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Формирование этнокультурной толерантности как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Феномен толерантности в контексте социально-педагогического знания
    • 1. 2. Социально-культурная идентичность личности как основа толерантности

    1.3. Социально-психологические факторы формирования этнокультурной напряженности и конфликтности. в системе коммуникаций.651.4. Педагогические возможности формирования межкультурной. толерантности средствами социально-культурной деятельности.

    1.5. Досуговые объединения в системе формирования коммуникативноповеденческих аспектов толерантности.

    Выводы по главе.

    2 глава. Условия реализации педагогического потенциала интерактивных форм досуговой деятельности в системе воспитания этнокультурной толерантности.

    2.1. Интерактивные формы1 досуговой деятельности как средство формирования коммуникативно-поведенческих аспектов межкультурной толерантности подростков.

    2.2. Программа «Толерантные отношения в социуме».

    2.2.1. Характеристика социальной базы педагогического эксперимента.

    2.2.2. Проблемно-целевой блок программы.

    2.2.3. Содержание программы.

    Выводы по главе.

Педагогический потенциал интерактивных форм социально-культурной деятельности в воспитании этнокультурной толерантности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Разработка теоретико-методологических основ и оснащение технологической базы процесса формирования этнокультурной толерантности подростков приобретает особое значение в сегодняшней ситуации. Во-первых, культура толерантности сегодня становится важнейшим фактором гражданского самосознания в демократическом обществе, представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности. В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной Конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года, говорится, что толерантность — «это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Это прежде всего «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности». Толерантность — это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность». Толерантность обеспечивает право личности на индивидуальность, различие, устойчивую гармонию между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных культур, готовность к сотрудничеству с людьми, различающимися по языку, ценностям, убеждениям, вере. Социальная легитимация толерантности в российском обществе имеет общекультурное значение, способствуя утверждению в общественном сознании гуманистической системы ценностей прав человека и ненасильственном разрешением конфликтов, способной противостоять экспансии насилия в современном мире.

Во-вторых, актуальность проблемы воспитания толерантности как устойчивой личностной черты и поведенческого императива определяется тенденцией нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, политической и межпоколенческой нетерпимости, усиливающейся в условиях экономической нестабильности, этнокультурного, конфессионального, социального и экономического многообразия российского общества. Общественное значение темы связано с расширением социальной базы личностей, исповедующих интолерантное отношение к представителю другой культуры, веры, образа жизни, системы ценностей. Динамика роста социальной напряженности, вызванной идеологией неприятия всякого «другого», угрожает безопасности жизнедеятельности человека, она представляет сегодня реальную опасность для социальной солидарности и стабильности общественных отношений, существования государственных институтов;

В-третьих, выявление общих черт и особенностей формирования толерантной ментальности в многонациональных культурных средах становится сегодня одним из приоритетных направлений гуманитарных исследований. Толерантность рассматривается в качестве важнейшего направления, педагогической антропологии, которая пытается реабилитировать этический идеал как цель и критерий воспитательного процесса. В то же время в системе современного педагогического знания нельзя признать удовлетворительным качество методологической базы изучения данного явления, уровень осмысления толерантности в его прикладном аспекте. Проблематика толерантности чаще всего рассматривается как составная мультикультурного образования, что сужает пространство ее компетенции и сводит проблему к межэтническому общению.

Решение задачи формирования этнокультурной толерантности требует корректировки существующих педагогических подходов и технологий. Дело в том, что проблематика толерантности традиционно исследовалась в структуре философско-этического, культурологического и социологического знания, поэтому сегодня необходима переинтерпретация в системе педагогических наук значительного пакета знаний, полученных в различных областях гуманитарной мысли. Необходимость поиска принципиально новых подходов к решению данной проблемы продиктована также низкой эффективностью традиционных методов и средств формирования нравственной культуры школьников, дискредитацией методологии интернационального воспитания подрастающего поколения. Сегодня признается, что традиционная, классическая педагогическая парадигма сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными ее сциентизмом и утилитарностью, дифференциацией знания в рамках учебных дисциплин, ступенчатостью подготовки, монологиз-мом, авторитарностью и доминирующей ролью педагога (В.Н.Леонтьева). В педагогической мысли необходимо концептуальное осмысление толерантности как важнейшей образовательной задачи, с последующей ее реализацией в ценностно-нормативном и технологическом плане в работе учебных заведений всех уровней. Теоретическая неразработанность феномена толерантности в системе педагогического знания в определенной степени обусловлена идеологией советского периода, в рамках которой толерантность отрицательно трактовалась как «беспринципность», «безразличие», «вседозволенность» и носила негативно оценочный характер.

В-четвертых, актуальность проблемы обусловлена объективной сложностью феномена толерантности', его многогранностью и многоуровнево-стью, что затрудняет четкое вычленение предмета собственно педагогических усилий. Феномен толерантности представляет сложное системное образование. В мировоззренческом плане толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг «готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» (Л.Дробижева). В таком качестве толерантность является ценностно-нормативной гранью функционирования многих социальных институтов — образования, семьи, СМИ, третьего сектора, она входит в структуру общественного сознания, является составляющей общественной идеологии, выступает объектом государственной политики. В социально-психологическом плане толерантность предполагает определенное качество взаимодействия между субъектами, представляющими различные национальные, этнокультурные и конфессиональные миры, которое и характеризуется мерой их готовности принимать социокультурные отличия друг друга, включая систему ценностей, способы внешнего выражения, особенности поведения и т. д. Все эти субъекты, грани и уровни системы толерантности в конечном счете оказывают влияние на ценности, нормы и образцы поведения отдельных индивидов и групп, определяя характер их отношений к другому человеку, в том числе и представителю иной этнокультурной группы.

В—пятых, актуальность темы обусловлена ограниченными возможностями образовательных учреждений и необходимостью компенсировать воспитательный дефицит учебной деятельности значительными ресурсами куль-турно-досуговых форм активности, строящихся на интерактивной основе и выступающих коммуникативным пространством социализации и самореализации личности, средой формирования ценностей понимания, терпимости, согласия. Формирование мировоззренческих основ и коммуникативно-поведенческих навыков толерантности является важнейшей социально— педагогической задачей образовательных учреждений, миссия которых состоит в создании толерантной социально-культурной и социально-психологической среды общения, формировании представлений о толерантности как гуманистической ценности и нравственной норме. Однако исследования социально-психологической среды образовательного учреждения показывают, что общеобразовательная школа с ее вертикальной схемой отношений между учителями и учениками, с устойчивыми авторитарными традициями, невнимание к вопросам воспитания сегодня не в состоянии эффективно решать проблему формирования культуры толерантности (0:Б.Скрябина). В' этой связи возникает необходимость поиска новых технологий и дополнительных условий, способных компенсировать дефицит, воспитания толерантности в рамках образовательной деятельности. Однако теоретическая неразработанность условий и технологий эффективного использования игровых форм интерактивного обучения, стихийное внедрение игровых форм и методов интерактивного обучения в досуговую педагогику снижают педагогический потенциал данной группы методов в системе формирования этнокультурной толерантности.

Таким образом, актуальность исследования проблемы использования педагогического потенциала игровых форм интерактивного досуга в системе формирования этнокультурной толерантности обусловлена противоречиями: между особой значимостью для современного общества задачи формирования культуры толерантности и слабой теоретической разработанностью данного аспекта в структуре гуманитарного знаниямежду объективной необходимостью комплексного осмысления феномена толерантности и недостаточным количеством исследований, изучающих толерантность как предмет педагогических практик и цель-социально-культурных технологиймежду потребностью в новых педагогических технологиях, опирающихся на ресурсы социально-культурной деятельности и самодеятельную природу подростковой активности и отсутствием игровых интерактивных методик, адаптированных к специфике возраста и способных решать соответствующую группу проблеммежду значительным педагогическим потенциалом наработанных в системе социально-культурной педагогики интерактивных форм игровой деятельности и его невостребованностью в современной воспитательной практике.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практическая актуальность определили цель диссертационного исследования: охарактеризовать потенциал интерактивных форм социально-культурной деятельности в воспитании этнокультурной толерантности учащихся и определить условия его практической реализации.

Задачи исследования:

1. Исследовать феномен толерантности в контексте социально-педагогического знания.

2. Рассмотреть социально-культурную идентичность личности как основу толерантного поведения;

3- Охарактеризовать социально-психологические факторыформирования этнокультурной напряженности и конфликтности в системе межличностных коммуникаций.

4. Выявить педагогические возможности, формирования этнокультурной толерантности средствами социально-культурной деятельности.

5. Охарактеризовать интерактивные формы досуговой? деятельности и выявить их педагогические ресурсы в системе формирования коммуникативно-поведенческих аспектов этнокультурной толерантности.

6. Определить условияреализациипедагогического потенциала интерактивных форм досуговой деятельности в системе воспитания этнокультурной толерантности учащихся профессиональных училищ.

7. Разработать и апробировать программу воспитания этнокультурной толерантности подростков в условиях учреждения среднего профессионального образования;

Объект исследования ¦¦• — процесс формирования’этнокультурной толерантности подростков предмет — условия реализациивоспитательного потенциала интерактивных форм социально-культурной, деятельности в воспитании этнокультурной толерантности.

Степень разработанности проблемы.

Различные аспекты и грани толерантности изучены в диссертационных исследованиях последних лет: толерантность как проблема философской антропологии (В?М.Золотухин) — толерантность как социально-психологическое явление и ее эмпирические закономерности проявления* на основных «срезах» социально-психологической проблематики: обыденного сознания, социальных групп, субъективных сценариев общения и социального взаимодействия (Г.Л.Бардиер) — этническая толерантность как условие преодоления этнонациональных конфликтов (А.А.Акулова), нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации (Е.И.Касьянова), состояние и тенденции развития этнической толерантности в современном российском обществе (Н.Г.Анциферова) — этничность и толерантность в средствах массовой информации (В.К.Малькова) — региональные особенности толерантности в межнациональных отношениях (Г.Г. Абдулкаримов).

Толерантность рассматривается как системообразующее начало гражданского общества и правового государства, важнейший атрибут социального устройства, наиболее полно воплощающего принципы гуманистического мировоззрения (И.Х.Мезикова, Ч. Н. Махмутова, О. Д. Агапов, Э.Н. Ахметши— на.). Характер влияниясоциальных отношений и этнических факторов, на воспитание толерантного сознания исследован в работах А. Г. Асмолова, С. К. Бондыревой, Р. Г. Гуровой, В. М. Соколова, этнопедагогов Г. Н. Волкова, Е. И. Буторина, А. Г. Гашимова, М. Г. Тайчинова, М. И. Стельмаховича, З. И. Тюменцевой, З. Т. Гасанова. Проблемы формирования толерантности учащихся в системе поликультурного образования нашли отражение в трудах Р. Г. Абдуталипова, А. В. Барабанщикова, М. С. Джунусова, Л. Н. Дробижевой,.

A.М.Магамедова, А. М. Байбакова, Г. Д. Дмитриева, Е. Ю. Клепцовой,.

B.А.Тишкова, В. Ш. Масленниковой и др. Воспитание культурымежнациональных отношений подрастающего поколения стало предметом изучения в работах А. А. Бодалева, Б. Т. Лихачева, Ю. КБабанского, А. В. Мудрика, Б. С. Гершунского и др.

Непосредственное отношение к теме диссертации имели^ исследования, ориентированные: на выявление условий и механизмов групповой эмоциональной идентификации и механизмов социализации (Л.С.Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, А. И. Панкин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С.Л.Рубинштейн) — определение предпосылок формирования планетарного и толерантного сознания личности студента (Г.Н.Волков В. И. Петрова, Г. А. Уманов, Р. Р. Юсупов и др.) — изучение нравственности как совокупности принципов и норм социального поведения и устойчивого ценностного ядра личности (А.Ф.Анисимов, Т. Н:Гумницкий, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Н. В1Рыбакова) — определение условий и технологий нравственного воспитания учащихся в изменившейся социокультурной ситуации (Д.И.Бородин, Н. И. Болдырев, Е. В. Бондаревская, Д. М. Гришин,.

C.А.Мухаметдьянов, Н. В. Никитина, Е. Б. Никулина, В. И. Новосельцев, О.В.Пантелеева) — исследование теоретических и прикладных условий оптимизации досуга молодежи (М.А.Ариарский, Л. Г. Брылева, Р. С. Гарифулина,.

A.П.Марков, А. Д. Жарков, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, В. Е. Триодин, А. А. Сукало, Д.В.Шамсутдинова).

В изучении педагогических аспектов проблематики толерантности автор опирался: на исследования в области гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М. Н. Берулава, И.В.Бестужев-Лада, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко,.

B.В.Краевский, Б.М.Неменский) — труды по педагогической аксиологии и антропологии (В.В.Веселова, В. А. Караковский, М. В. Кларин, Б-Т.Лихачев, Н. Д. Никандров, В. Г. Пряникова, В. М. Утенков, Г. И.Школьник) — на фундаментальные работы отечественных педагогов и психологов, раскрывающие закономерности формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры (К.А.Абульханова-СлавскаяГ.С.Батищев, Л. П. Буева, В. Е. Давидович, Ю. Н. Давыдов, Ю. А. Жданов, В. Г. Иванов, И. В. Ильенков, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Э: В. Соколов, К. Е. Тарасов, В-И*.Толстых).

Анализ философских, социологических, психологических и социально-педагогических концепций, отражающих различные уровни и грани феномена толерантности и выявляющих условия-формирования* культуры толерантного поведения, показывает, что для решения заявленной в диссертационном исследовании проблемы сложились теоретико—методологические предпосылки и наработан определенный технологический опыт. В то же время отсутствуют исследования, связанные с анализом возможностей интерактивных форм социально-культурной деятельности в воспитании этнокультурной толерантности подростков:. Кроме того, назрела необходимость интерпретации в контексте педагогической проблематики знаний, полученных в сфере компетенции других наук гуманитарного профиля-, потребность в: корректировке разработанных в иной социокультурной ситуации педагогических рекомендаций, возможности использования которых в современной воспитательной практике ограничены принципиально новым социально-культурным контекстом.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:

1. Социально-психологическими условиями толерантного поведения являются а) личностная идентичностьб) высокий уровень коммуникативной культурыв) соответствующий комплекс личностных качеств, позволяющих выстраивать общение на позитивной и конструктивной основе.

2. Значительным ресурсом формирования предпосылок толерантности обладают интерактивные формы досуговой деятельности, основанные на игре, импровизации, ролевом взаимодействии, максимально соответствующие психологическим особенностям подростков, специфике их самореализационной мотивации в сфере досуга.

3. Воспитание межкультурной толерантности на основе использования игровых форм интерактивного обучения будет эффективным в том случае, если педагогическая система будет строиться:

1) на понимании природы толерантности: как стратегии поведения, в которой гармонизировано-терпимое отношение к разнообразию, праву личности на индивидуальные модели самореализации и устойчивость к поведенческим отклонениям и угрожающей социуму нравственной неопределенностикак атрибута субъективно значимого для молодежи образа жизни;

2) на реализации педагогического потенциала интерактивных досуго-вых общностей, самодеятельная природа и творческий характер которой способен блокировать коммуникативные проявления этнических стереотипов, снизить значимость этнокультурных различий, создать дополнительные возможности для личностной идентичности.

Методология исследования базируется на системном-подходе к решению проблемы формирования этнокультурной толерантности. Междисциплинарный характер исследования диктовал необходимость востребовать достижения в различных, отраслях гуманитарного знания. Автор строил свою концепцию воспитания культуры толерантности на основе антропоцентрической парадигмы, лежащей в основе отечественной педагогики, в рамках которой человекпредстает в качестве ответственного субъекта культуры и творца собственной судьбы. В формировании концептуального ядра диссертационного исследования важную роль сыграли фундаментальные труды по проблемам досуга молодежи, современные философско-культурологические и педагогические концепции образования, воспитания и социализации личности. Культуроцентрическая парадигма воспитания толерантности на базе ресурсов социально-культурной деятельности опиралась на понимание культуры как сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания, пространства формирования, развития и самореализации личности.

Организация и основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа.

1 этап (2006;2007 гг.) — организационно-подготовительный, который был связан с изучением и анализом феномена толерантности как социально-культурного явления и феномена педагогического знания. Определялись цели, рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования, формировались концептуальные подходы к решению заявленной проблемы. Разрабатывался методологический аппарат, изучался опыт использования игровых форм интерактивного досуга в решении различных проблем воспитательного характера. Осуществлялась разработка экспериментальной основы констатирующего и формирующего экспериментов.

2 этап (2008;2009 гг.) — опытно-экспериментальный, в ходе которого на базе ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 137» (г.Казань) был проведен констатирующий и формирующий эксперимент и осуществлен анализ результатов, на основе которого выявлялись факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование толерантности у подростков, разрабатывались типовые модели развития толерантности на базе интерактивных форм досуговой деятельности.

3 этап (2010;2011 гг.). — заключительно-обобщающий, в процессе которого осуществлена систематизация всего комплекса исследовательских материалов, сформулированы выводы и выносимые на защиту положения.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, предметом которого стала философская, педагогическая и психологическая литература по проблеме формирования толерантностипсихологическое тестирование: опросник Басса-Дарки, выявляющий состояние агрессииметодика «Многомерная оценка детской тревожности» (Е.Е.Ромицына), выявляющая связь тревожного реагирования? в стрессогенных ситуациях с личностными особенностями школьникатест К. Томаса, адаптированный для изучения личностной предрасположенности личности к конфликтному поведениюметодика диагностики межличностных отношений Т. Лири, предназначенная для изучения характера адаптивности или экстремальности интерперсонального поведения по основным факторам: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивностьпсихолого-педагогические методы исследования (включенное наблюдение, интервьюирование, беседы) — педагогический эксперимент, основанный на применении современных методов проектирования, прогнозирования и моделирования воспитательного процесса.

Экспергшентальная база исследования. Основные исследовательские и экспериментальные задачи решались автором в рамках педагогического эксперимента на базе ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 137» г. Казани. В формирующем эксперименте было задействовано 119 учащихся училища. В систему просветительных мероприятий были включены 95 учащихся старших классов МОУ «Лицей № 5» г Казани.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция воспитания этнокультурной толерантности подростков, опирающаяся на трактовку толерантности как ценностно-нормативной, основы и коммуникативно-поведенческой: стратегии, интегрирующей: терпимость к разнообразию и уважение права личности на индивидуальные способы самореализации — и-принципиальность по отношению к нравственно ненормативным поступкам, носящим характер социокультурной девиации. Мировоззренческую основу концепции составляют:

1У Педагогические приоритеты: а) позиционирование в молодежном сознании ценностей и практик толерантности как атрибута субъективно значимого для молодежи образа жизни (демонстрация объединяющей роли общечеловеческих гуманитарных ценностей, важности диалога субъектов с различными религиозными ценностями и культурными идентичностямипозиционирование престижности бесконфликтных способов разрешения возникающих в системе коммуникации личностных проблем, на основе ценностей согласия, и сотрудничества) — б) обеспечение этнокультурной идентичности подростков, выступающей в качестве базовой предпосылки социально-поведенческих аспектов толерантности (идентичности как способности личности отождествлять себя .с базовыми для культуры ценностями, удерживать на разных жизненных этапах образ своего «я») — в) формирование высокого уровня, коммуникативной культуры, препятствующей проявлениям агрессивного отношения к личностям, представляющим иную систему ценностей и традицийг) компенсация психологических качеств, блокирующих позитивный и конструктивный характер общения подростков.

2) Принципы оптимизации социально—культурной среды образовательного учреждения, обеспечивающей усвоение этоса и ментальных особенностей толерантного поведения: а) гуманистическая ориентированность воспитания, утверждающая самоценность каждого этапа развития личностиб) проектная направленность воспитательного процесса, реализуемая в сценариях оптимального будущего и технологическом оснащении жизненных стратегий личности подросткав) проблемно-целевая ориентация педагогических программ, ориентированных на решение личностных проблем и стимулирование нормативной модели толерантного поведения в коммуникативных ситуацияхг) востребованность человекотворческого потенциала культурной деятельности в процессе организации педагогических акцийд) реализация педагогического потенциала социально-культурной среды жизнедеятельности, погружающей личность в ценностно-смысловой мир культуры, способствующей личностной самореализации и обретению этнокультурной идентичности.

2. Система критериев формирования этнокультурной толерантности подростков, представленные в виде трех блоков: а) мотивационно-ценностный блок (принятие толерантности как субъективно значимой поведенческой чертыпризнание ценностей личности независимо от ее этнокультурной принадлежности, права человека на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в поведении и высказыванияхтерпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людейустановка на позитивные этнокультурные стереотипы в мышлении и поведениирасширение знаний о социально одобряемых нормах коммуникативного поведения, способах ненасильственного разрешения конфликтов) — б) коммуникативно-поведенческий блок (коммуникативная компетентность (навыки ответственного и конструктивного поведения в ситуациях общенияустойчивость толерантного поведения и общениясо сверстниками) — освоенность технологий позитивного решения проблем в конфликтных ситуациях (умение конструктивно выстраивать межличностные отношения, владение техниками и социально приемлемыми формами снятия агрессии в ситуации этнокультурного взаимодействияспособность адекватно реагировать в ситуациях существенных этнических и культурных различий, провоцирующих культурный шок) — взаимодействие с представителями других этнических групп без привлечения этнических стереотиповустойчивость поведенческого проявления ценностей толерантности в различных ситуациях и сферах жизнедеятельности, готовность отстаивать их в ходе конструктивного диалогаумение квалифицировать случаи интолерантного поведения и противостоять им (социальная ответственность) — в) психологический блок (личностная идентичностьвыраженность психологических качеств, обеспечивающих устойчивость эмоциональных реакций и ответственных за конструктивный характер межличностного взаимодействия (уровень «социального интеллекта»: эмпатия, резонанс с чужой болью, способность к состраданию, сопереживанию, сочувствию) — снижение уровня тревожности и агрессивности как основных психологических черт, провоцирующих интолерантное поведение).

3. Характеристика педагогического ресурса интерактивных форм до-су говой деятельности, способных формировать культуру толерантности за счет: а) игровой природы характера совместной деятельности, стимулирующего познавательный интерес к этнокультурной проблематикеб) субъективно значимого характера мотивации участников, восприятия подростками досуга как инициативного и свободного пространства, максимально востре-бующего личностные потенциалыв) конструктивной системы ролевого взаимодействия, учитывающей специфику самореализационной мотивации подростка в сфере досуга, позволяющей оперативно менять ролевой статус и формировать значимую среду общенияг) значительного ценностно— ориентационного, коммуникативного и творчески-преобразующего потенциала, способствующего формированию личностнойидентичностид) компенсаторной природы досугового пространства, способного обеспечить максимальное соответствие содержания и форм совместной деятельности особенностям и проблемам аудиториие) возможностей социально-культурной деятельности блокировать коммуникативные проявления этнических стереотипов, снизить значимость этнокультурных различий, создать дополнительные возможности для личностной идентичности, функционально и содержательно дополнить и расширить пространство развития личности в рамках образовательной, досуговой и семейной среды.

4. Программа «Толерантные отношения в поликультурном социуме», включающая: а) проблемно-целевой блок (характеристику социальных и личностных проблем аудитории педагогического эксперимента, диагностических возможностей психолого-педагогического инструментария, цели и задачи педагогического эксперимента) — б) содержательный раздел, выполненный в форме двух модулей: интерактивного, включающего программу коммуникативных тренингов, тематику ролевых игр, дискуссий, индивидуальных консультаций, и проектно— деятельностного модуля, формирующего стиль жизни с ценностями толерантного отношения путем включения подростков в различные виды социально-культурной деятельности, а также фиксирующего степень сформированное&tradeтолерантного поведения на практикев) систему критериев и пакет инструментария оценки эффективности педагогических усилий.

Научная новизна исследования:

— научно обоснована концепция толерантности как поведенческой стратегии, гармонизирующей терпимое отношение к разнообразию и устойчивость к поведенческим отклонениям нравственно отрицательного характера, как атрибута субъективно значимого для молодежи образа жизни;

— выявлены базовые социально-культурные, ценностно-нормативные и психологические факторы, определяющие характер усвоения толерантных стратегий поведения и выступающие в качестве объекта педагогического воздействия: типичная для образа жизни подростков система ценностных ориентаций, обусловленная жизненным опытомпроблемы личностной идентичности, связанные с дефицитами положительной социализации в семье и в школенизкий уровень коммуникативной культуры, провоцирующий агрессивные формы этнокультурного самоутвержденияпсихологические качества личности, препятствующие освоению ценностей и норм толерантноститеоретически обоснованы и эмпирически подтверждены типичные характеристики личности подростка, потенциально склонной к агрессивным способам самоутверждения, учет которых позволит своевременно компенсировать психологические факторы интолератности и выстраивать программы коррекции коммуникативно-поведенческих стратегийразработана педагогическая методология формирования этнокультурной толерантности подростков на базе ресурсов интёрактивных форм досуга, интегрирующая и востребующая результаты социологических, социально-педагогических и психологических исследований феномена толерантности, синтезирующая результаты современного педагогического знания и теории социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования: а) обоснована педагогическая стратегия формирования коммуникативно-поведенческих навыков толерантности, ведущими принципами которой являются: дополнение образовательной и внеучебной сфер деятельностиопора в процессе организации интерактивного взаимодействия на группу личностных качеств, компенсирующих дефициты общительности и обеспечивающих в итоге высокий уровень коммуникативной культурыминимизация факторов социального и личностного характера, деструктивно воздействующих на поведенческие стратегии и отрицательно влияющих на формирование межэтнической толерантности подростковб) разработана и экспериментально проверена педагогическая система формирования толерантности подростков, учитывающая базовые социально-культурные и психологические факторы, способствующие или препятствующие усвоению толерантных стратегий поведения и находящиеся в зоне педагогического воздействия: ценностно-нормативные особенности стиля жизни подросткахарактер социально-культурной среды жизнедеятельностипроблемы личностной идентичностипсихологические качества личности, способствующие или препятствующие освоению толерантной культурыв) определены педагогические условия формирования этнокультурной толерантности на основе востребованности педагогического потенциала игровых интерактивных форм досугаг) разработаны критерии и инструментарий определения уровня сформированное&tradeэтнокультурной толерантности подростков.

Результаты исследования выступают методологической основой для развития актуального направления педагогического знания в рамках теории социально-культурной деятельности, связанного с формированием культуры толерантности и опирающегося на антропокультурные принципы в педагогикепонимание значимости культурно-образовательной среды как пространства стимулирования конструктивных поведенческих стратегий подростковцелостное видение личности учащегося с учетом его психологических особенностей и характера личностных проблем, вызванных отрицательным опытом социализации и дефицитами формирования этнокультурной и социально-статусной идентичности.

Практическая значимость: определена и экспериментально апробирована программа использования комплекса интерактивных форм досуговой деятельности для формирования ценностно-нормативных и коммуникативных аспектов межэтнической толерантностиразработаны методические рекомендации и уточнены педагогические требования к организации и проведению интерактивных игр, формирующих этнокультурную толерантность подростковразработана методика организации и проведения интерактивных игр, направленных на развитие познавательного интереса подростков к культуре представителей другого этноса и формирующих межкультурную толерантность как элемент субъективно значимого для подростков образа жизни;

— обоснованы педагогические условия формирования культуры толерантности в досуговом объединении, которое рассматривается в качестве оптимальной формы организации внеучебной деятельности, педагогический потенциал которой обеспечивается использованием игровых интерактивных методов, многообразием видов социально-культурной деятельности, единством корпоративных интересов участников, субъективно значимым характером совместной активности.

Апробированная в режиме педагогического эксперимента программа формирования этнокультурной толерантности была рекомендована для оптимизации содержательных и технологических сторон образовательного процесса в образовательных учреждениях и культурно-досуговых организациях.

Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы для расширения проблемно-тематического поля программ и курсов системы повышения квалификации работников учреждений образования и социально-культурной сферы, в процессе подготовки специалистов педагогического и социально-культурного профиля.

Выводы по главе.

1. Логически-информационный анализ современных инновационных технологий позволил сделать вывод, во-первых, об их многообразии, во-вторых, о том, что есть разные классы игр и других, активизирующих учебный процесс, технологийа именно: имитационные игрыинтерактивные имитационные игры развивающего характера, построенные на коммуникативном процессе и ролевом взаимодействииметоды активизации учебного процесса, включающие: анализ ситуаций, ролевые игры, тренинги и т. п., строящиеся на групповом взаимодействии и коммуникации и не требующие длительного времени для осуществления— методы генерирования идей, интерактивные технологии для развития интеллекта и творческого мышления обучаемых.

2. Процессуально-технологический анализ интерактивных игр позволил выделить такие важные их составляющие, как: модели ситуации, принципы построения и проведения, условия и факторы, влияющие на результативность принимаемых решений, система оценивания, правила игры, что актуализирует проблему создания дидактического обеспечения игровой разработки для учебного процесса, то есть разработку не только самой блок-структуры игры, но и её «дидактического проекта».

3. Анализ интерактивных технологий показал высокую эффективность использования их потенциала в формировании межкультурной толерантности — за счет развития коммуникативной компетентности подростков, понимания и конструктивного диалога. Программно-целевые процедуры интерактивных технологий, тщательно разработанные преподавателем, демонстрируют их явное преимущество перед традиционным вербальными методами как в конкретной экспериментальной группе, так и при «тиражировании» учебных модулей в любой среде обучения и с любым контингентом.

4. Использование интерактивные технологий как средства формирования культуры толерантности требует от преподавателя не только коммуникативной, но дидактической и игротехнической компетентности — умения обеспечить программно-целевой блок игры, оптимизировать процессе взаимодействия участников, выработать критерии диагностики и анализа образовательной результативности.

5. Стабилизация поведенческих параметров культуры толерантности требует системной и длительной педагогической работы, координации усилий и ресурсов школы, семьи, общественных организаций, образовательных и культурно—досуговых учреждений.

Заключение

.

Подводя итоги, следует отметить, что данное исследование позволило концептуально обосновать гипотетические предположения и сделать следующие выводы:

1. Социально-психологическими условиями толерантного поведения является личностная идентичность, обеспечивающая целостность субъекта как носителя культуры, высокий уровень коммуникативной культуры, а также соответствующий комплекс личностных качеств, позволяющих выстраивать общение на позитивной и конструктивной основе.

2. Значительным ресурсом формирования предпосылок толерантности обладают интерактивные формы досуговой деятельности, основанные на игре, импровизации, ролевом взаимодействии, максимально соответствующие психологическим особенностям подростков, специфике их самореализационной мотивации в сфере досуга.

3. Воспитание межкультурной толерантности на основе использования игровых форм интерактивной деятельности должно строиться: во-первых, на понимании природы толерантности как стратегии поведения, в которой гармонизировано терпимое отношение к разнообразию, праву личности на индивидуальные модели самореализации и устойчивость к поведенческим отклонениям и угрожающей социуму нравственной неопределенностиво-вторых, на реализации педагогического потенциала интерактивных досуго-вых общностей, самодеятельная природа и творческий характер которой способен блокировать коммуникативные проявления этнических стереотипов, снизить значимость этнокультурных различий, создать дополнительные возможности для личностной идентичности.

4. Педагогическими приоритетами в концепции воспитания толерантности являются: позиционирование в молодежном сознании ценностей и практик толерантности как атрибута субъективно значимого для молодежи образа жизни (демонстрация объединяющей роли общечеловеческих гуманитарных ценностей, важности диалога субъектов с различными религиозными ценностями и культурными идентичностямипозиционирование престижности бесконфликтных способов разрешения возникающих в системе коммуникации личностных проблем на основе ценностей согласия и сотрудничества) — обеспечение этнокультурной идентичности подростков, выступающей в качестве базовой предпосылки социально—поведенческих аспектов толерантности (идентичности как способности личности отождествлять себя с базовыми для культуры ценностями, удерживать на разных жизненных этапах образ своего «я») — формирование высокого уровня коммуникативной культуры, препятствующей проявлениям агрессивного отношения к личностям, представляющим иную систему ценностей и традицийкомпенсация психологических качеств, блокирующих позитивный и конструктивный характер общения подростков.

5. В формировании культуры толерантности существенную роль играют интерактивные технологии, востребующие педагогический потенциал игры. Высокая активность участия в такого рода формах досуговой деятельности мотивирована: познавательным интересом и личной заинтересованностью участниковсостязательностью и драматизацией коммуникативного пространстваинтенсивным эмоциональным воздействием игровых ситуаций на личность, в которых воспроизводятся коммуникативные сюжеты реальной жизни. Интерактивные формы коммуникации способствуют формированию навыков успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, что минимизирует возможности возникновения деструктивных форм взаимодействия с окружающими. Использование игровых приемов организации межличностного взаимодействия подростков в сфере досуга развивает инициативу и коммуникативные качества личности, обучает участников методам анализа реальных ситуаций и поиска эффективных способов разрешения возникающих проблем, дает технику моделирования сложных ситуаций на основе конструирования лежащей в их основе ключевой проблемы, что становится предпосылкой формированияпроектной культуры личности. Развитое умение слушать и позитивно взаимодействовать с другими людьми закладывает поведенческие навыки морально ответственного отношения к другому человеку, что составляет ценностно-нормативную и поведенческую основу культуры толерантности на базе педагогических ресурсов интерактивных форм досуговой деятельности.

6. Педагогические ресурсы интерактивных форм досуговой деятельности обеспечены: игровой природой характера совместной деятельности, стимулирующей познавательный интерес к этнокультурной проблематикесубъективно значимым характером мотивации участников, восприятием подростками досуга как инициативного и свободного пространства, максимально востребующего личностные потенциалыконструктивной системой ролевого взаимодействия, учитывающей специфику самореализационной мотивации подростка в сфере досуга, позволяющей оперативно менять ролевой статус и формировать значимую среду общениязначительным ценностно-ориентационным, коммуникативным и творчески—преобразующим потенциалом, способствующим формированию личностной идентичностикомпенсаторной природой досугового пространства, способного обеспечить максимальное соответствие содержания и форм совместной деятельности особенностям и проблемам аудиториивозможностями социально-культурной деятельности блокировать коммуникативные проявления этнических стереотипов, снизить значимость этнокультурных различий, создать дополнительные возможности для личностной идентичности, функционально и содержательно дополнить и расширить пространство развития личности в рамках образовательной, досуговой и семейной среды.

7. Значимыми с точки зрения формирования этнокультурной толерантности зонами социально-педагогического воздействия, являются: оптимизация культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащегосяформирование коммуникативной культурыминимизация критических проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития (семья, неформальная группа, школьный коллектив), провоцирующих агрессивные формы самовыражения подросткакорректировка системы ценностей и психологических качеств, определяющих развитие интолерантного поведения.

8. Главным вектором усилий педагогического коллектива образовательного учреждения должно стать формирование толерантности подростков как устойчивой модели взаимоотношений личности в социуме, с доминированием техник конструктивного взаимодействия. Основными направлениями формирования коммуникативно—поведенческих аспектов этнокультурной толерантности как доминанты личностного поведения подростков выступают: утверждение субъективно значимых ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности, понимания и принятия другогогармонизация психологических качеств, ответственных за эмпатию, устойчивость эмоциональных реакций, бесконфликтную и конструктивную коммуникациюоснащение личности техниками общения на принципах диалога.

9. Системное исследование толерантности позволяет создать ценностно-нормативную базу для воспитательной работы, направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей согласия и солидарности, моделей конструктивной коммуникации, стилей жизни с доминированием позитивного отношения к мирурасширить спектр задач и технологий, используемых в системе культурно-досуговой педагогики. Результаты исследования являются методологической основой для развития актуального направления педагогического знания в рамках теории социально-культурной деятельности, опирающегося на антропокультурные принципы в педагогике, системное видение личности с учетом психологических особенностей и отрицательного опыта социализации, характера личностных проблем подростка, вызванных дефицитами формирования этнокультурной и социально-статусной идентичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , X. Введение в интерпретативную социологию: интеракция, идентичность, презентация / X. Абельс. — СПб.: «Алтейя», 2001. — 344 с.
  2. Аверченко, J1.K. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: учеб. Пособие / JI.K. Аверченко. М.: Инфра-М, 1999. -(Высш. образование). — 166с.
  3. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд Текст. / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.43−50.
  4. , A.M., Крюкова Л. И. Особенности воздействия деловой игры на личность участников / A.M. Айламазьян, Л. И. Крюкова // Деловые игры и их программное обеспечение./ Всесоюзный семинар. — М.: ЦУЭМИ АН СССР, 1983.-С. 21−23.
  5. Активные методы обучения в учебном процессе: метод, рекомендации. -М.: Педагогика, 1996. 58 с.
  6. Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов. Ростов-на-Дону, 1988. — 433с.
  7. , А.Н. Выбор методов обучения в средней школе Текст. / А. Н. Алексюк. // Педагогика. 1981. — С.84−95.
  8. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Изд-во Университетское., 1990. 345 с.
  9. , Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.М. Андреева.-5-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 365с.
  10. , Ю.П. Творческая сюжетная игра и общение Текст. / Ю. П. Аникеева // Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. — Новосибирск, 1977. С.23−29.
  11. , О.С. Игровые формы обучения педагогическому мышлению / О. С. Анисимов и др. // Учебная деятельность и творческое мышление. — Уфа, 1985.-113 с.
  12. , Е.С. Обучение диалогической речи в ситуациях ролевого поведения: автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1982. — 16с.
  13. , М.Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. Алма-Ата, 1980.-352с.
  14. , А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: науч.-публицис. вестник.1. M.: МГУ, 2001.-С. 9.
  15. , А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Ас-молов // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. — 322с.
  16. , П.К. Игра как процесс обучения / П. К. Ахметов, Н. К. Ахметов, Ж. К. Хайдаров: Алма-Ата, 1985. — С. 32−40.
  17. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1985. С. 207.
  18. , Ю.К. Педагогика высшей школы: учебное пособ. для ун-тов и пед. ин-тов. / Ю. К. Бабанский. Алма-Ата: Мектеп. — 1989. — С. 170−176.
  19. , JI.B. Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1994. — 420 с.
  20. , Т.И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. И. Бакланова, JI.B. Ершова, Т. Я. Шпикалова. — Йошкар-Ола, 2005. 143 с.
  21. , П.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов пед-го вуза в контекстном обучении: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1997. — 17 с.
  22. , Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школ-ка: дисс.. канд. пед. наук. -Саратов, 1996. 165с.
  23. , C.B. Учимся толерантности / C.B. Баныкина, В. К Егоров. -М.: АРКТИ, 2007. 271 с.
  24. , Г. Л. Социальная психология толерантности, автореф. дисс.. д-ра. психол. наук: 19.00.05. СПб.: 2007. — 45с.
  25. , Н.В. Проблемное обучение / Н. В. Басова // Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 1999. — С.71−79.
  26. , В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: дисс. .канд. пед. наук — J1., 1977.— С. 87−112.
  27. , A.A. Игра как один из способов закрепления знаний учений по иностранному языку / A.A. Безгребельная // Советская пед-ка. 1958.- № 2. С. 18.
  28. , Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами: учебное пособие / Т. С. Бибарцева. СПб.: СПбГАК, 1995.-48 с.
  29. , В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / B.C. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 66−73.
  30. , H.H. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение- и деятельность / H.H. Богомолова, JI.A. Петровская. Прага., 1981. — 248 с.
  31. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема Э. Берн творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского унта., 1983.-С. 151−163.
  32. Божович, Л. И'. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — 350 с.
  33. , В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. / В. Ю. Большаков. СПб.: АО «Светоч», 1994. — 243с.
  34. Большой толковый психологич. словарь. М.: Вече Аст, 2001.- 730 с.
  35. , С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб.пособие. / С. К. Бондарева, А. Мурашов. М.: Изд-во Московского псих.-социального ин-та., 2007. — 384 с.
  36. , С.К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство МПСИ, 2003. — 240 с.
  37. . Н.В. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры („Игра“): метод, пособ. / Н. В. Борисова, A.A. Соловьёва, Ю. С. Арутюнов, A.A. Вербицкий. М.: ИПКИР, 1988.- 50 с.
  38. , Н.В. Специфика образных технологий в подготовке педагогов профессионального образования / Н. В. Бородина. // Подготовка специалистов в области образования. 1999. — № 8. — С. 12−17.
  39. , И.А. Что привлекает студентов в учебн. процессе? / И.А. Бу-тенко // Aima mater. 2000. — № 1. — С.39−47.
  40. , A.A. Методы практической психологии: учебное пособие / А. А. Бутов, С. А. Векилова, О. В. Воронина и др. Л.: ЛГТУ, 1990. — 344с.
  41. , Э. Риэрдом. Толерантность дорога к миру. — М., 2001. — 344с.
  42. , К.Я. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы) / К. Я. Вазина // Педагогика. М., 1991. 261 с.
  43. , В.А. идр. Метод, пособ. по интерактивным методам преподавания в школе / В. А. Вакуленко. М., 1998. 133 с.
  44. Век толерантности: науч.-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001. -216 с.
  45. , A.A. Активное обучение в высш. школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий // Высшая школа. М., 1991. — 146 с.
  46. , A.A. Игровые формы контекстного обучения / A.A. Вербицкий // Психологические аспекты-проблемного обучения. М.: Знание, 1983. -С.37−81.
  47. , М.А. Игровые технологии в образовательном процессе вуза / М. А. Викулина // Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1999.- 129с.
  48. , Г. Ф. Роль миграции в преобразовании этнической структуры Татарстана / Г. Ф. Габдрахманова // Социологические исследования. 2004. — № 6. — С. 62−68.
  49. , Г. Ф. Социокультурная адаптация, беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан: монография. / Г. Ф. Габдрахманова. Казань, 2003. — 148 с.
  50. , Г. Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии / Г. Ф. Габдрахманова. // Социологические исследования. 2007. — № 1. — С. 116−122.
  51. , О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инно-вац. Проблема / О. С. Газман. // Новые ценности образования. Ин-т пед. инноваций. — 1996. — № 3.8. — С.45−57.
  52. , П.В. Проблема психологических функций рефлексии в игровомобучении / П. В. Галкина // Игровое моделирование: методология и практика.- Новосибирск, 1987. С. 11−14.
  53. , П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П. Я. Гальперин // МГУ. 1972.- С. 171−176.
  54. B.C. Философия образования / Б. С. Гершунский М., 1998.- С. 17−21.
  55. Гольштейн, Я-В1 Зависимость, активизации обученияиностр. яз. от организации общения в учебн. группе: автореф. дисс.. канд. псих. наук. М. 1987. С. 4−9.
  56. , А. Современные образов, технологии: проблемы внедрения /
  57. A. Гончаров // Подготовка специалиста в области-образования. СПб. — № 8. -1999.
  58. , И.М. Методы моделирования-процесса обучения и разработка интерактивных обучающих курсов: автореф. дисс.. канд. техн. наук.- Красноярск, 2001. 31 с.
  59. , P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
  60. Гребенюк, ©--С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональнойчшколы: диссдокт. пед. наук. Казань, 1998. 347 с.
  61. , Б.В., Чумакова В-И: Теория и практика межкультурных коммуникаций: учебное пособие / Б. В. Григорьев, В-И. Чумакова. Владивосток, 2006.-212с.66- Григорьев, В. М. Традиционная педагогика игры. Опыт и проблемы /
  62. B.М. Григорьев. М, Педагогика. JV21. 1996. — 6.
  63. , Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений: учеб. пособ. для вузов. / Е. М. Громова. — Ульяновск, 2006. 165с.
  64. , В.В. Оценка, рейтинг, тест. Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 1998. — № 3. — С.76−79.
  65. Де-Вос, Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация / Дж. Де-Вос // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. — С. 229−276.
  66. Деловые игры в учебном процессе: сб. статей. Минск: высш. школа, 1982, С. 112−115.
  67. Деловые игры и их программное обеспечение / Всесоюзный семинар. -М.: ЦУЭМИ АН СССР, 1983. 233с.
  68. , Л.Г. Учебные драматические игры на начальном этапе обучения англ. яз. / Л.Г. Денисова». ИНШ, — 1985. — № 6. С. 19.
  69. Дробижева, Л: М. Социальные проблемы- межнациональных отношений в постсоветской России. / Л. М. Дробижева. М.: ИС РАН, 2003. — 376 с.
  70. , Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости / Л. М. Дробижева // От толерантности к согласию. — М., 1997.-311с.
  71. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи: — М.: Совершенство, 1997. С.63−69.76: Егоров- O.A. Инновационная школа вчера, сегодня- завтра / O.A. Егорова. Народн. образование. — 1999. — № 7−8. — С. 19−23.
  72. Емельянов, Ю. Н: Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. ЛГУ. Л., 1985. — С.97−101.
  73. , Ю.Н. Учебно-тренировочная группа в практике профессиональной подготовки студентов-психологов. / Ю. Н. Емельянов. — Вести. Ле-нинр. Ун-та, 1982. № 5. — 132с.
  74. , Б.П. Методы обучения / Б. П. Есипов. Изд-во Акад. пед. наук. М., 1954. 17 с.
  75. , А.М. К анализу особенностей рефлексии.в игровой деятельности / А. М. Жигун // Игровое моделирование: Методологиями практика. — Новосибирск: Наука, 1987. С. 98−103.
  76. , Р.Ф. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: сб. науч.тр. / Р. Ф. Жуков. Спб.: ЛИЭИ, 1991.- 127 с.
  77. , Р.И. Игра и ее педагогическое значении: автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1986 — С.54−59.
  78. , В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
  79. , И.А. Психологический анализ урока иностр. языка / Е. В. Заика Наука, И. А. Зимняя. ИЯШ. 1985. — № 4. — С. 18.
  80. , В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М.: Русский мир, 2002.
  81. , В.Г. Развитие и воспитание познавательного интереса старш. школьников / В. Г. Иванов. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та., 1959 — С. 46−57.
  82. Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник науч. трудов. -Новосибирск: НГПИ., 1989. -23 с.
  83. Игровое моделирование: методология и практика: сб. статей. Новосибирск: Наука., 1987. — 37 с.
  84. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидащие смыслы / под ред. Куликова Л. П. Хабаровск, 2002 — С. 189−197.
  85. , З.А. Язык как фактор стабильности и конфронтации // Актуальные вопросы татарского языкознания: — Казань, 2003. С. 112−120.
  86. , Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособ. / Л.Б. Итель-сон. Минск., 2000. — С. 19−28.
  87. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. М., 1979. — С.35−39.
  88. , Д. Клинические ролевые игры и психодрама / пер. с англ. Д. Киппер. М.: «КЛАСС», 1993. — 385с.
  89. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностр. языкам / Г. А. Китайгородская. М., 1986. — 101с.
  90. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежныхпедагоги-ческих поисках: пособ. по спецкурсу для высш. пед. учебн. заведений, ин-ов усовершенствования учителей. / М. В. Кларин. М., 1994. — 51с.
  91. , М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин. — М.: Педагогика., 2000. — № 3. — С. 21−28.
  92. , М.В. Технология-обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. -Рига: Эксперимент, 1999.-С. 118−120.
  93. , Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособ. для слушателей системы доп. проф. пед. образ. / Е. Ю. Клепцова. М., 2004. -344с.
  94. , И.В. Формирование толерантности молодежи в современныхусловиях: дис. канд. социол. наук: 22.00.08. Белгород, 2005. — 23 с.
  95. , Г. А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения. / Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983.-С. 127−135.
  96. , М.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии / М. А. Ковальчук, Л. А. Петровская / Вопросы психологии. 1982 — № 2.- С. 140−146.
  97. , К.Н. Психология: учеб. пособ. / К. Н. Корнилова. — М., 1948. -С. 403−429.
  98. , И.А. Диалогичное общение / И. А. Костенчук. М.: Новые ценности образования, 1995. — 233с.
  99. , Б.И. Теория и практика активного обучения в вузе / Б.И. Кос-тылев. Куйбышев: КПТИ., 1985. — С. 127−135.
  100. Котляревский, Ю: Л. Уровни рефлексивного процесса в конструктивной игропрактике / Ю. Л. Котляревский, A.C. Шанцер // Сб.: Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск: АН СССР, Сиб. отд., 1990 — С. 16−18.
  101. , В.В. Методика педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара., 1994 — С. 147—152.
  102. Кривко-Аникян, Г. А. Мир игры / Г. А. Кривко-Аникян. М.: Эйдос, 1992.-С. 115−123.
  103. , Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижянская, В. П. Третьяков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 208 с.
  104. , В.П. Активное обучение в техническом вузе: теоретико-методологический аспект: дисс. докт. пед. наук. СПб. — 2000. — С. 425−432.
  105. , О.Н. Дидактические игры как ср-во формирования целостных знаний шк-ов об объекте обучения: дисс. канд. пед. наук. — М., 1995. С. 164−187.
  106. , И.А. Технология игровой деятельности / И. А. Кувшинкова.- Рязань., 2000. С. 6−13.
  107. , Л.М. От познавательного интереса к созиданию знания /
  108. JI.M. Кузнецова. -М.: Советск. педагогика., 1993. № 4. — С. 13−20.
  109. , B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2001. — 172 с.
  110. , Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск. 2001. — С. 5−23.
  111. , Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей: учебно-метод. пособие / Б. В. Куприянов. — М., 2001.-С. 201−210.
  112. , Д. Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект / Д. Т. Кэмпбелл // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 1979. — С. 76—102.
  113. , В.А. Невербальное поведение: сознательно-перцептивный подход / В. А. Лабунская. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. — 135 с.
  114. , Н.М. Декларация принципов толерантности / Н. М. Лебедев, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко // Век толерантности: науч.-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001.
  115. , Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. М., 1999. — 309 с.
  116. , Н.М. Межкультурный диалог в школе. Книга 1. Теория и методология / Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, О. В. Лунева. М., 2004. — 366с.
  117. , Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ / Н. М. Лебедева // Идентичность и толерантность. М'., 2002. 344с.
  118. , Н.М. Толерантность в межкультурном диалоге / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М., 2005. — С. 23−27.
  119. , В. П. Формирование этнического сознания подростка в семье / В. П. Левкович, Л. Д. Кузмикайте // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 35−42.
  120. , Л.В. Активные методы обучения как средство професс. самоопределения ст-тов УСПО: дисс. канд. пед. наук. М., 2001.-С. 87−93.
  121. , Р.Г. Дидактические очерки / Р. Г. Лембер. Алма-Ата: Мектеп. -1964.-С. 12−38.
  122. , В. Гуманистические перспективы образования / В. Леонтьева // Высшее образование в России. М., 1999. — № 4. — С. 33−38.
  123. , И.Я. Современная дидактика: теория практике / И. Я. Лернер, И. К Журавлев. М., 1994. — С. 127−154.
  124. , Е.А. Методические рекомендации к разработке комплексов активного обучения по специальности / Е. А. Литвиненко. — Киев: УМКВО. — 1989.-С. 12−16.
  125. , B.C. Зачем- России.мультикультурализм? Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / B.C. Малахова, В. А. Тишкова. -М., 2002. 322 с.
  126. , B.C. Мультикультурализм и трансформация постсоветских сообществ: Материалы Междунар. науч. конф., сент. 1999 г. / В'. С. Малахова, В. А. Тишкова. М., 2002. — 312с.
  127. , В.К. Методы диагностики этнической толерантности в СМИ (на примере российской прессы) / В. К. Малькова // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. — М., 2002'. — С. 123−132.
  128. , А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общест-венностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. СПб.: СПбГУП, 2005. — 400с.
  129. , А.П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб.: СПГУП, 1997. — 262 с.
  130. , В.Ш. Синергетический подход к воспитательной деятельности в ссузе / В. Ш. Масленникова // Опыт воспитательной работы в ссузах Республики Татарстан: сб. науч.-метод. мат. Казань: Школа — 2007. -С. 17−24.
  131. , В.Ш. Современные модели воспитания толерантности и патриотизма в учебных заведениях профессионального образования / В. Ш. Масленникова. Казань: Каз. пед. журнал. — № 2. — 2006.
  132. , JI.H. Деловая игра: модель и метод / JI.H. Матросова М.: Магистр. — 1997. — № 1, — С. 15−31.
  133. Махмутова, М.№.Проблемное обучение / М: И. Махмутова. М., 1975. -С.341−354.
  134. Миллер. Психология игры / Миллер. СПб, Университетская книга. -М., 1999: — 16с.
  135. Михайлова, П-П. Игра как средство* социальной ориентации, старшеклассников: дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — С.73−79.
  136. , Дж. Театр спонтанности / Дж. Морено. Красноярск: Фонд ментального здоровья., 1993. — С. 43 -51.
  137. Мубинова, 31Ф- Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности. в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Уфа, 1998.-23с.
  138. MyOHHOBaj 3: Ф. Патриотическое воспитание школьников: метод, пособие / З. Ф. Мубинова. Уфа, 2006. — 165с.
  139. , Н.В. Толерантность, в межличностном общении старшеклассников: атореф. дис... канд. псих. наук. М., 2005. — 22с.
  140. , F. Природа предубеждения-/ Г. Оллпорт // Век толерантности: науч.-публицистический вестник. — Mi: Изд-во МГУ, 2003-.
  141. Панфилова, А. П: Методы стимулирования критического и творческого мышления в учебном5 процессе / Панфилова А. П. // Методологические и методические аспекты последипломного образования / Метод, разработки. -СПб.: СПбМАПО, 1997. С. 18−33.
  142. , A.B. Методика активного обучения / A.B. Парамзин: учеб. пособие по спецкурсу. Новосибирск: ПГПИ. -1991. — С. 54−59.
  143. , Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. 2— е изд., испр. и доп. / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1997. — 308 с.
  144. Педагогика и психология игры: межвуз. сб. науч. трудов. — Новосибирск: МГПИ. 1985. — С. 34−41.
  145. , JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. / JT.A. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  146. Петровский-- В. А. Основы педагогики: и психологии высшей школы /
  147. B.А. Петровский. М.: МГУ, 1986. — 323с.
  148. Петрусинекий, В-В. Игра для, интенсивного обучения: / Под ред. Петру-синского В.В. -М.: Прометей, 1991. С. 172−175.159: Петрусинский, В. В. Игры:.обучение, тренинг, досуг / под ред. Петрусин-ского ВЖ-М^ НЬвая школа, 1994. С.354−361.
  149. Пидкасистый, П. И: Игра как средство активизации учебного процесса / П. И. Пидкасистый, Н: К. Ахметов, Ж! С. Хайдаров: — М.: Сов. педагогика., 1985-№ 3. С.67−75.
  150. Пидкасистый^ П.И. Технология- игры в обучении, и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый. М., 1996. — 238 с.
  151. , В.А. Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров: учебн. пособие. / Сост. Платов В. А., Подиновский В. В. М., 1986.1. C. 45−48.
  152. , В .Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник/В.Я. Платов. —М.: Профиздат, 1991. —211с.
  153. Правительство Российской Федерации. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: опыт, реализация. 2002. Т. 1. — М., 2003.
  154. , К.А. Игражаю средство повышения эффективности уроков англ. языка /К.Л. Родкин. М., 1962.- 18с.166: Романенко, Л. М. Лики российской: толерантности: Размышления участницы симпозиума /Л:М! Романенко. М-: Полис. — 2002. — № 6. — С.180−186.
  155. , В. Н. Этнокультурная толерантность народов Поволжья : авто-реф: дис.. д-ра философ, наук / В. Н. Романов. Нальчик, 2006. — 26 с.
  156. Рот, Ю. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения / Ю. Рот, Г. Коптельцева. Калуга, 2001. — 87с.
  157. , Л. Основы общей психологии / Л. Рубинштейн. СПб: Питер КОМ, 1998.-245 с.
  158. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика./ Пер. с англ. М.: Прогресс — Универс, 1990. — 411с.
  159. , П.А. Общая психология и психология спорта / П. А. Рудик. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 432с.
  160. , Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании / Н.В. Само-укина. — М., 1992.-312с.
  161. , Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности шк-ка: дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1984. -322с.
  162. , А.П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -233с.
  163. , И.А. Подготовка учащихся профессионального лицея к овладению коммуникативными умениями: учебно-методическое пособие / И. А. Сиялова. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 123 с.
  164. , О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Кострома, 2007. 24с.
  165. , A.M. Методы активного обучения / A.M. Смолкин. — М.: Высшая школа, 1991. 257с.
  166. , Г. В. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Г. В. Солдатова., Л. А. Шайгеровой и др. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003 г. — 112 с.
  167. , Г. В. Психология межэтнической напряженности / Г. В. Солдатова. М., 1998. — 433 с.
  168. Солдатова, Г. У Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солда-това, JI.A. Шайгерова. -М.: изд-во «Смысл», 2008−12−07
  169. , П.Н. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1980.-26с.
  170. , Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии. / Л. Л. Супрунов. Magister — 2000 — № 3. — С. 81−88.
  171. , И.М. Методика разработки и использования деловых игр как формы* активного обучения ст—ов<7 И.М. Сыроежкин, A.A. Вербицкий. — М., 1981.-233с.
  172. , В.А. Теория и практика многокультурности // Мультикультура-лизм и трансформация постсоветских обществ / B.C. Малахова, В.А. Тишко-ва. М., 2002. — 322 с.
  173. , В.А. Толерантность и* согласие в трансформирующихся обществах / В. А. Тишков, М. Ю. Мартыновой // Толерантность и культурная традиция. М., 2002.
  174. , В.А. Этнология и политика / В. А. Тишков. М.: Наука, 2001. -411с.
  175. Р.И. Игровые технологии как форма организации деятельности клубного объединения: учебное пособие / Турханова Р. И. Казань: изд-во КГУКИ, 2005. — 53 с.
  176. , A.A. Организация обучающей игры и моделирование процессов социального развития личности / A.A. Тюков // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — С.36−39.
  177. , A.B. Организация и проведение тренинга: учебное пособие. / A.B. Федотова. Л., 1991. — 254с.
  178. , К. Технология ведения тренинга / К. Фопель. — М., 2003−225с.
  179. , Ж.С. Игровое моделирование и учебный процесс / Ж.С. Хай-даров. -М.: Совр. высш. школы., 1978. № 4/24. — С. 12−18.
  180. , О. Ю. Воспитание у студентов ВУЗов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004. — 24 с.
  181. , Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у шк-ов: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Калининград, 1999.-25с.
  182. , В. Ю. Этническая идентичность и толерантность / В. Ю. Хотинец. Екатеринбург, 2002. — 122с.
  183. , Т.Д. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования / T.JI. Чепель. М.: Педагог., 2002. — № 1−2 — С. 19−26.
  184. , В.К. Этнокультурная направленность российского образования: дисс.. докт. пед. наук. Ставрополь, 1997. — 394 с.
  185. , Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевар-дин. М.: Владос, 1995. — 467 с.
  186. , Н. Межкультурное взаимодействие как ключевой аспект воспитания школьника. Опыт воспитания толерантности в Екатеринбургской гимназии / Н. Шубина. М.:. Народное образование, № 8 (1371). — 2007. — С. 227−231. '
  187. , С.Д. Тренинг толерантности / С. Д. Щеколдина. М.: «Ось-89»., 2004. — 222 с.
  188. Щербак, Ф: Учебная игра как средство формирования и развития интеллект, умений у ст-ов: дисс.. канд. псих наук. М., Высшая школа при ЦК ВЛКСМ, 1989. -С. 116−119.
  189. , Г. И. Активизация познавательной деятельности уч-ся в. учебном процессе / Г. И Щукина. — М.: Просвещение, 1979- — 322с.
  190. , Д.Б. Психология игры /. Д. Б. Эльконин. -М.: Туманит, издат. центр ВЛАДОС, 1999. 411с.
  191. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э: Эриксон. М. Наука, 2006. — 344с.
  192. Юсупов, Р. Р: Современные тенденции развития высшей школы в России и проблемы их кадрового обеспечения / Р. Р. Юсупов // Вестник Каз гос ун-та культуры и искусств: науч. журнал / КГУКИ. Казань, 2005. — № 4. — С.5−7.
  193. , Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов ст-тов вуза в зависимости от представлений о целях обучения: автореф- дисс.. канд. псих. наук. СПб., 1991. — 23с:
  194. , И.С. Развиващее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. С.71−83.
  195. , Т.С. Методы активного социально-психологического обучения: метод, рекомендации для студентов пед. ин—тов / Т. С. Яценко. Киев: РУМК, 1991.-78 с.
  196. Nicholson, P. Toleration as a Moral Ideal // J. Horton, S. Mendus, eds. Methuen. Aspects of Tolerance. 1985.
  197. Reardon, В. A. Tolerance The Threshold of Peace. — N-Y.: The Teacher’s Library, 2001.
  198. Tajfel, H. An integrative theory of intergroup conflict / .Tajfel H., Turner J. C. // The social psychology of intergroup relations. Montrey Calif.: Brooks, 1979. P. 33−47.214. Электронный ресурс
  199. М. М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе. -http://www.humanities.edu.ni/db/msg/87 733#pl Электрон, ресурс.
  200. М. М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе. — http://www.humanities.edu.ni/db/msg/87 733#pl Электрон, ресурс.
  201. О.С. Формирование толерантности как одной из ведущих компетенций в развитии профессионального мировоззрения студентов-психологов. http://www.fpo.ru/etnopsy/pavl—formirovanie.html Электрон, ресурс.
  202. Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан).- http://tataroved.rU/institut/etnolog/publ/l/ Электрон, ресурс.
  203. Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан).- http://tataroved.rU/institut/etnolog/publ/l/ Электрон, ресурс.
  204. Т.А., Козлов В. Е. Толерантность малых этнических групп Татарстана. http://isras.ru/files/File/Socis/l-6−2006/titova.pdf Электрон, ресурс.
  205. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001 — 2005 годы www.goverment.gov.ru Электрон, ресурс.
Заполнить форму текущей работой