Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи III, IV уровнями речевого развития
Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда. Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей с общим недоразвитием речи III, IV уровня… Читать ещё >
Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи III, IV уровнями речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели, задачи и методы исследования
Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III, IV уровня по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Г.А. Урунтаевой, Р.С. Немова).
Задачи:
- 1. Рассмотреть развитие памяти у детей дошкольного возраста через анализ специальной литературы.
- 2. Выявить особенности развития памяти у детей с ОНР III, IV уровня речевого развития речи.
Рассмотреть методики по развитию памяти у детей.
Содержание методики исследования.
Использовались следующие методики.
Тест «10 слов».
Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей с общим недоразвитием речи III, IV уровня в сравнении с детьми без речевого нарушения. Материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.
- 1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
- 2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.
Обработка и анализ данных. Присвоение баллов происходит по алгоритму:
- 10 баллов — ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.
- 8−9 баллов — ребенок назвал 8−9 слов в правильной последовательности с первого раза.
- 6−7 баллов — ребенок назвал 6−7 слов в правильной последовательности с первого раза.
- 4−5 баллов — ребенок назвал 4−5 слов в правильной последовательности с первого раза.
- 2−3 балла — ребенок назвал 2−3 слова в правильной последовательности с первого раза.
- 0−1 балл — ребенок за все время назвал не более 1 слова.
Оценка результатов:
- 10 баллов — очень высокий.
- 8−9 баллов — высокий
- 4−7 баллов — средний.
- 2−3 балла — низкий.
- 0−1 балл — очень низкий.
Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых. Здесь результат зависит от количества повторений для правильного выполнения задания.
Для определения объема кратковременной зрительной памяти была использована методика «Запомни рисунки».
Инструкция: На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок.
Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции картинки составляет 30сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5мин.
Оценка результатов:
- 10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45сек.
- 8−9 баллов — ребенок узнал на картинке 7−8 изображений за время от 45 до 55сек.
- 6−7 баллов — ребенок узнал 5−6 изображений за время от 55 до 65сек.
- 4−5 баллов — ребенок узнал 3−4 изображения за время от 65 до 75сек.
- 2−3 балла — ребенок узнал 1−2 изображения за время от 75 до 85сек.
- 0−1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90сек и более.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов — очень высокий.
- 8−9 баллов — высокий.
- 4−7 баллов — средний.
- 2−3 балла — низкий.
- 0−1 балл — очень низкий.
Для исследования активной памяти была использована методика «Назови слова». Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Инструкция: Я сейчас назову слово, означающего общее название группы других слов. Например, я произнесу название группы слов «Животные». Вы должны подобрать слова, относящиеся к данной группе, например, лиса, заяц, волк и так далее".
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8−9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6−7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4−5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2−3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0−1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
- 10 баллов — очень высокий.
- 8−9 баллов — высокий
- 4−7 баллов — средний.
- 2−3 балла — низкий.
- 0−1 балл — очень низкий.
Для выявления объема пассивной памяти была использована методика «Выяснение пассивного словарного запаса».
Цель обследования: определить степень объема пассивной памяти у детей с общим недоразвитием речи III, IV уровня в сравнении с детьми без речевых нарушений. Материал: пять наборов слов по десять слов в каждом.
- 1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
- 2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
- 3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
- 4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
- 5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Порядок работы: процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».
Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе.
Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.
Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.
Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова „велосипед“, „самолет“ и „автомобиль“, которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».
Инструкция: Я назову слово из набора слов первого ряда, необходимо выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием из других наборов слов.
Оценка результатов:
Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.
Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8−9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6−7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4−5.
И, наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов — очень высокий.
- 8−9 баллов — высокий.
- 4−7 баллов — средний.
память запоминание речь недоразвитие.