Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый уровень рассматриваемой структуры теоретической подготовкираздел. Традиционно его обозначают как теоретический. Раздел, по нашему мнению, должен состоять из подразделов — собственно теоретического и технологического. В содержание первого подраздела входит знание фактов, понятий, идей, элементов базовых теорий, принципов, оснований физкультурнопедагогической деятельности. Содержание второго… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Физкультурно-педагогическая деятельность учителяпредметника как социально необходимое направление профессиональной деятельности
    • 1. 2. Теоретическая подготовка в системе физического воспитания студентов педагогического вуза как основа формирования готовности к физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника
    • 1. 3. Анализ представлений о формировании информационного компонента готовности к физкультурно-педагогической деятельности студентов педагогического вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ НЕСПЕЦИАЛЬНОГО (ОБЩЕГО) ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ результатов исследования уровня теоретической подготовки студентов педагогического вуза в системе физического воспитания
    • 2. 2. Моделирование содержания теоретического раздела программы физического воспитания студентов на основе педагогической профилизации
    • 2. 3. Проектирование теоретической подготовки студентов в общепрофессиональной системе физического воспитания
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ
    • 3. 1. Организация процесса теоретической подготовки студентов педагогического вуза в системе физического воспитания на основе экспериментальной программы
    • 3. 2. Динамика показателей готовности студентов к физкультурно-педагогической деятельности
  • Выводы по третьей главе

Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития системы высшего педагогического образования и обеспечивающих его процессов предполагает приведение их содержания в соответствие с основными требованиями, обозначенными в государственных и правительственных документах об образовании: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», 2000; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», 2002; «Программа модернизации педагогического образования», 2003.

Необходимость осуществления учителем-предметником физкультурно-педагогической деятельности детерминируется социальными требованиями по реализации одного из приоритетов государственной образовательной политики — формирование физической культуры личности как фактора ее развития посредством формирования здоровья и здорового образа жизни — и отражена в основных государственных и правительственных документах: Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника бакалавриата для получения квалификации «Преподаватель основной школы» (1998). Таким образом, в содержании образования будущего учителя отражены ведущие потребности общества, его значимые приоритеты и ценности.

Неспециальное (общее) физкультурное образование, осуществляемое в системе физического воспитания студентов педагогического вуза, следует понимать, прежде всего, как необходимый компонент профессиональной подготовки, а не только как средство обеспечения двигательной активности и здоровья (А.Г. Алферов, O.A. Атяшев, Т. А. Булавкина, М. Я. Виленский, В. И. Григорьев, М. И. Кабышева и др.). Исходя из этого, можно констатировать тот факт, что учитель-предметник становится субъектом физкультурно-педагогической деятельности, носителем социальных интересов в этой сфере (В.К. Бальсевич,.

Ш. М. Бахтыбекова, A.M. Воронов, C.B. Дмитриев, П. И. Ключник, В.А. Петь-ков, P.C. Сафин, В.Т. Чичикин).

Анализ научной социологической, психолого-педагогической литературы показал, что усилиями только специалистов в сфере физической культуры этот приоритет (в силу объективных причин) может быть реализован частично. Включение учителя-предметника в этот процесс призвано снять частичность реализации приоритета. Физкультурная компетентность учителя-предметника в этом случае является базой для включения его в полноценный, системный процесс социализации учащихся.

В целом ряде диссертационных исследований (А.Г. Алферов, В. А. Бауэр, И. В. Борисова, М. Я. Виленский. A.C. Вульфович, З. Ж. Гайнулина, Д. Г. Иветов, П. И. Ключник, В. В. Савчук, P.C. Сафин и др.) отмечается, что участие учителя-предметника в физкультурно-педагогической деятельности не соответствует социальным требованиям ее достаточности и эффективности. Определяющим фактором такого нежелательного положения дел исследователи считают недостаточный уровень физкультурной компетентности учителя-предметника.

В научной психолого-педагогической литературе раскрывается сущность проблемы компетентности педагога, осуществляющего физкультурно-педагогическую деятельность (В.А. Адольф, Н. В. Алубьева, В. И. Григорьев и др.), утверждается, что доминирующим фактором в формировании такой компетентности является уровень теоретической подготовленности.

Анализ научно-методических публикаций (В.А. Адольф, В. К. Бальсевич, Р. К. Бикмухаметов, М. Я. Виленский, Ю.И. Евсеев) позволил выявить, что в научном обеспечении решения проблемы теоретической подготовки студентов педагогических вузов, до сих пор не наблюдается необходимой ясности. В частности, не решены (или решены частично) вопросы объективизации (на основе теоретического исследования) содержательного обеспечения теоретического раздела, возможности и пути профилизации этого содержания, структуризации программы теоретической подготовки.

Ретроспективный анализ учебных программ физкультурного образования студентов вузов нефизкультурных специальностей («Программа для высших учебных заведений», 1975; «Учебная программа для высших учебных заведений», 1987; «Общесоюзная базисная учебная программа», 1990; «Учебная программа для вузов», 2000), содержание теоретического раздела определялось по аналогии с содержанием теоретического раздела школьной программы с добавлением тем профессионально-прикладной подготовки педагога, которые составляют 10% от общего объема учебного времени. В таком варианте содержание теоретической подготовки студентов высшей педагогической школы повторяет школьные образовательные программы и характеризует физкультурные знания будущего педагога направленностью «для себя» (в персональном контексте).

Рассмотренные позиции различных ученых по разработке содержания теоретического раздела программы физического воспитания студентов педагогического вуза (нефизкультурных специальностей) следует характеризовать как поисковые (путь проб и ошибок), не окончательные (частичность решения), эмпирические (опора на субъективные представления здравого смысла). Все это порождает целый ряд противоречий:

— противоречие между возросшими социальными требованиями к физкуль-турно-педагогической деятельности учителя-предметника и недостаточным уровнем их готовности к ней;

— между необходимостью научного обоснования содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей и эмпирическими ориентациями в решении этой проблемы, сложившихся на идеях прагматизма;

— между требованиями профилизации физкультурного образования студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей и практикой дублирования школьного содержания теоретического раздела программы физического воспитания.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы научные основы проектирования содержательного и процессуального обеспечения теоретической подготовки студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей в системе физического воспитания, позволяющие в соответствии с требованиями социального партнерства формировать готовность учителя-предметника к эффективной физкультурно-педагогической деятельности?

Недостаточная разработанность проблемы обусловливают актуальность выбранной темы диссертационной работы: «Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования».

Цель исследования: разработать научные основы содержательного обеспечения теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей на основе профилиза-ции в условиях функционирования Государственных образовательных стандартов.

Объект исследования: физкультурное образование студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей как общеобразовательного компонента системы профессиональной подготовки.

Предмет исследования: содержательное обеспечение теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей.

Гипотеза исследования: разработка научных оснований содержательного и процессуального обеспечения теоретической подготовки студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей будет способствовать оптимизации системы физического воспитания и создаст необходимые условия для формирования профессиональной готовности будущего учителя-предметника, позволяющей полноценно решать задачи физкультурно-педагогической деятельности адекватно современным социальным потребностям. Это возможно, если:

— учитывать концептуальные идеи модернизации высшего профессионала ного образования, а также современные требования социального партнерства и межпредметной интеграции педагогической деятельности в решении задач всестороннего развития личности будущего учителя, формирования здоровья и здорового образа жизни;

— осуществить проектирование содержания теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей на основе системного подхода и принципа профилизации;

— оптимизировать систему организации теоретической подготовки на основе выявления и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное овладение будущими учителями-предметниками содержанием теоретического раздела физического воспитания.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей.

2. Определить научно-методические основания содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей на основе профилизации.

3. Разработать на основе идей профилизации содержание теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей.

4. Экспериментально апробировать эффективность разработанного содержания теоретического раздела физического воспитания студентов в формировании их физкультурной компетентности и готовности к физкультурно-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования явились базовые положения:

— общенаучных теорий: социализации (Б.Г. Ананьев, Л. А. Зеленов, В. В. Орлов, Д. Ритцер), систем (Р. Акофф, П. К. Анохин, В. А. Ганзен, Б. М. Кедров,.

Э.Г. Юдин), деятельности (Л.П. Буева, H.H. Волков, J1.A. Зеленов, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский), управления (Ю.Ю. Екатеринославский, М. Марков, Н. Стефанов, A.A. Ченцов);

— частно-научных (психолого-педагогических) теорий развития, образования, обучения, воспитания (Ю.К. Бабанский, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, B.C. Краевский, B.C. Деднев, В.А. Сластенин);

— частно-предметных теорий (O.A. Абдулина, К. Я. Вазина, М.Я. Вилен-ский, C.B. Дмитриев, Л. В. Загрекова, Н. М. Зверева, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, В. В. Николина, Ф. В. Повшедная, М. В. Сахарова, В.Т. Чичикин).

Теоретические основы исследования составили:

— теория профессионально-педагогического образования (А.П. Беляева, К. Я. Вазина, Л. В. Загрекова, Н. М. Зверева, В.В. Краевский*. B.C. Леднев, В. В. Николина, В.А. Сластенин);

— работы по теории физической культуры (В .К. Бальсевич, М.Я. Вилен-ский, В. М. Выдрин, В. И. Григорьев, C.B. Дмитриев, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, М. В, Сахарова, В.Т. Чичикин);

— работы по методике физического воспитания (А.Г. Алферов, O.A. Атя-шев, H.A. Баженова, В. П. Косихин, C.B. Лемаев, С.Н. Шестобитова).

Для решения задач данного исследования был использован разнообразный комплекс методов. Все они подбирались в соответствии с критериями необходимости и достаточности. В их состав вошли традиционно используемые и зарекомендовавшие себя в педагогических исследованиях методы. Все они могут быть классифицированы на несколько групп.

В состав первой группы методов вошли библиографический поиск, ретроспективный анализ публикаций, прямо или косвенно касающихся исследуемой проблемы, наблюдения, опрос, анкетирование, обобщение опыта работы кафедр физического воспитания педагогических вузов. В состав второй группы вошли методы научной редукции, теоретического и логического моделирования. Третья группа — это серия педагогических экспериментов, осуществленных в ходе проведения исследования. Четвертую группу методов составили методы математической статистики.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями исследования являются следующие понятия: «физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника», «общее физкультурное образование», «теоретическая подготовка», «профилизация теоретической подготовки в системе общего физкультурного образования педагога».

Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника — комплексная деятельность, позволяющая обеспечить реализацию социальных потребностей на основе межпредметных и внепредметных взаимодействий (в рамках социального партнерства и допустимых обязательств) в связи с решением задач по формированию всестороннего развития личности, здоровья и здорового образа жизни участников педагогического процесса средствами физической культуры (М.Я. Виленский).

Общее физкультурное образование — процесс и результат физического воспитания студентов вузов нефизкультурных специальностей. Является одним из аспектов направления общей профессиональной подготовки в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования («Физическая культура: Образовательная программа для вузов», 2000).

Теоретическая подготовка — одно из направлений физического воспитания студентов (наряду с технической и физической подготовкой), обеспечивающее формирование физкультурных знаний и мотивацию к физкультурной деятельности («Физическая культура: Образовательная программа для вузов», 2000).

Профилизация теоретической подготовки в системе общего физкультурного образования педагога — разработка содержания теоретической подготовки, его структуризация и организация в пространстве и времени учебного процесса с учетом социальных потребностей и функций физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника (В.И. Григорьев).

Научная новизна исследования обусловливается результатами, полученными автором в предметной области исследования:

— выделено в качестве предмета исследования содержательное обеспечение теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей;

— оптимизированы структура и содержание теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей;

— определены подходы к моделированию содержания теоретического раздела на основе профилизации;

— выявлен современный уровень физкультурной компетентности студентов педагогических вузов и учителей-предметников;

— уточнены технологические возможности проектирования учебно-тематического планирования и методического обеспечения теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выдвигаемые теоретико-методические положения дополняют и развивают теоретические основы общего физкультурного образования (как компонента профессиональной подготовки) студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей. Они могут быть использованы для научной разработки проблем содержательного и процессуального обеспечения как общего, так и специального физкультурного образования.

Практическая значимость исследования определяется ее ориентацией на реализацию социального заказа по повышению физкультурной компетентности учителя-предметника и практических потребностей системы физического воспитания в содержательном и процессуальном обеспечении теоретической подготовки студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей:

— разработано содержание теоретического раздела программы физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей на основе профилизации;

— реализованы педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования физкультурной компетентности у будущих учителей-предметников в системе физического воспитания;

— разработано и внедрено организационное обеспечение реализации теоретического раздела программы физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей: учебный план, учебно-тематический план, тематический план, информационное содержание вопросов, составляющих каждую тему;

— разработано методическое обеспечение, позволяющее организовывать, осуществлять и контролировать. процесс теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей.

Результаты исследования рекомендуется использовать в практике работы кафедр физического воспитания педагогических вузов с целью оптимизации системы физического воспитания студентов в связи с реализацией будущим учителем-предметником здоровьесберегающих педагогических технологий и участием его в формировании здорового образа жизни обучаемых.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступает Нижегородский государственный педагогический университетлокальные исследования проводились в высших учебных заведениях гг. Ижевска и Н. Новгорода, а также в общеобразовательных школах г. Н. Новгорода, экспериментальным исследованием было охвачено — 680 студентов педагогических вузов, 60 учителей-предметников различных специальностей (кроме физического воспитания), 43 преподавателя кафедр физического воспитания вузов педагогической направленности.

Основные этапы исследования. В организации исследований, с известной мерой условности, следует выделить четыре этапа. Они характеризуются различиями в направлениях, используемых методах и объемах исследования.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) был проведен информационный поиск и определено направление исследований, разработаны основы содержания методов опроса и наблюдений, собран фоновый материал. На втором этапе (1999 -2000 гг.) были осуществлены исследовательские процедуры в связи с отработкой методологических оснований, концептуальными построениями теоретического базиса исследований, апробацией теоретических положений посредством их реализации в практике теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза. На третьем этапе (2000 — 2004 гг.) исследование осуществлялось по нескольким направлениям. Уточнялись концептуальные основы содержательного и процессуального обеспечения теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей, отрабатывались теоретические подходы в проектировании и представлении содержания теоретического раздела физического воспитания, разрабатывались его учебно-методическое обеспечение и содержание педагогических экспериментов. Четвертый этап (2004 -2005 гг.) был связан с систематизацией, обработкой, описанием и оформлением диссертационной работы, а также подготовкой публикаций по проблемам исследования. Значительный объем работы был выполнен по подготовке сопровождающему диссертацию информационному обеспечению.

Апробация и внедрение результатов исследования подтверждается актами о внедрении результатов исследований в практику работы кафедр физического воспитания Нижегородского государственного педагогического университета, Нижегородского государственного лингвистического университета им. H.A. Добролюбова, Волжской государственная инженерно-педагогической академии, Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара, Нижегородского института развития образования. По материалам исследования автор выступал с сообщениями на научных конференциях различного уровня — Международных (г. Москва, 2003; г. Донецк, 2004), Всероссийских (г. Томск, 2004; г. Н. Новгород, 2003, 2004, 2005), региональных (г. Н. Новгород, 2003, 2004, 2005).

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивостью и согласованностью с теоретическими положениями системного и деятельностного подходов, логически обоснованной программой исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, корректностью организации экспериментальной части исследования, репрезентативностью фактического материала, внедрением полученных результатов в практику работы кафедр физического воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научно-методические основания содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов с учетом требований про-филизации. Профилизация должна осуществляться по профессионально-содержательному основанию (с учетом социальных функций физкультурно-педагогической деятельности учителя), а не по предметно-содержательному (по аналогии с содержанием школьного физического воспитания). Определяющими процедурами профилизации содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей являются:

— смена приоритета физкультурно-педагогической деятельности: от личной физической культуры (для себя — физкультурная самодеятельность) к социально-ориентированной физической культуре (для других — педагогическое управление формированием и проявлением физической культуры);

— создание необходимой и достаточной информационной базы ориентировочной основы физкультурно-педагогической деятельности в связи с решением прежде всего воспитательных и оздоровительных задач средствами физической культуры в рамках функциональных обязательств учителя-предметника.

2. Содержание теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей, которое:

1. определяет, исходя из функций физкультурно-педагогической деятельности, состав тем теоретической профессионально-прикладной подготовки, содержание контроля результатов этой подготовки;

2. модель учебного и учебно-тематического плана теоретической подготовки студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей;

3. содержание лекционных и практических занятий.

3. Педагогические условия обеспечения эффективности теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей:

— формирование познавательного интереса студентов к физкультурно-педагогической деятельности посредством содержательного и процессуального обеспечения теоретической подготовки;

— система организации учебного материала, которая определяет последовательность прохождения тем и затраты на них учебного времени;

— организация учебного процесса с использованием системы разнообразных и адекватных средств и методов обучающей деятельности;

— методическое обеспечение учебного процесса (разработаны учебное пособие для преподавателей и студентов по разделу теоретической подготовки, раздаточный материал, программированный контроль знаний).

Выводы по третьей главе.

1. В представлении экспериментального обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза следует отметить два обстоятельства. Во-первых, факт обновления тематического содержания. Из 36 часов лекционного курса (100%), 26 часов (70%) были определены для прохождения нетрадиционной (новой) тематики. В случае сохраненной (30%) традиционной тематики был пересмотрен состав вопросов тем и объем их представления. Во-вторых, очевидно преобладание практического раздела. Мы полагали, что такое распределение учебного времени позволит более эффективно осуществлять подготовку будущих учителей-предметников к физкуль-турно-педагогической деятельности. Кроме того, это является, на наш взгляд, одним из аспектов профилизации процессуального обеспечения теоретической подготовки студентов.

2. Анализ достижений студентов экспериментальных и контрольных групп достаточно очевидно показывает преимущество экспериментального содержательного обеспечения теоретического раздела программы физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей в формировании информационного компонента готовности к физкультурно-педагогической деятельности. Данный факт подтверждается непрерывным характером достоверных изменений показателя от курса к курсу в экспериментальных группах и большими величинами его прироста. Так, при достоверно не отличающихся исходных показателях информационного компонента студентов первого курса экспериментальных и контрольных групп (2,74 и 2,82 балла), студенты третьего курса экспериментальных групп имеют лучшие показатели (на 0,58 балла) по сравнению со студентами контрольных групп (3,81 и 3,23 балла).

3. Содержательное обеспечение теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов на основе профилизации способствовало не только лучшему формированию информационного компонента (как целевого предмета исследования), но других компонентов (операционального, мотива-ционного), а также готовности в целом к физкультурно-педагогической деятельности. Полученные результаты позволяют констатировать факт эффективности экспериментальной программы в достижении готовности к физкультурно-педагогической деятельности студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей. Как мы полагаем, более высокие результаты исследуемых показателей определяются, прежде всего, адекватностью принципа профилизации (в содержательном обеспечении теоретической подготовки студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей), функциям и запросам физкультурно-педагогической деятельности, а также необходимой и достаточной мерой реализации отмеченного принципа. Результаты эксперимента показывают, что оптимизация теоретической подготовки возможна без изменения общего ресурса учебного времени рекомендуемого Государственным образовательным стандартом и примерной образовательной программой Министерства образования и науки Российской Федерации. Такая возможность реализуется за счет перераспределения объемов учебного времени на имеющиеся в образовательной программе физического воспитания разделы.

4. Анализ полученных данных позволяет предложить дифференцировку студентов по уровням физкультурно-педагогической деятельности. Нами выделяется три уровня, которые условно обозначены как начальный (первый уровень), промежуточный (второй уровень) и результативный (третий уровень).

Начальный уровень (первый) характеризуется формированием первичных позитивных установок, общих представлений, ситуационной мотивацией, физкультурной самоидентификацией, бессистемностью знаний и частичностью владения базовым репертуаром функций физкультурно-педагогической деятельности.

Промежуточный уровень (второй) характеризуется формированием ценностных ориентаций в физкультурно-педагогической деятельности, базовым репертуаром функций физкультурно-педагогической деятельности и самооценкой уровня их реализации. Ведущее значение в активизации физкультурно-педагогической деятельности имеет «внешняя» мотивация.

Результативный уровень (третий) характеризуется усвоенностью социальных детерминант (системы базовых знаний, норм, содержания, требований, социальных установок, ценностей) физкультурно-педагогической деятельности.

Активизирующим фактором последней является «внутренняя» мотивация на основе рефлексии. Демонстрируются элементы профессиональной самостоятельности, профессиональной мобильности и вариативности действий.

Выделенные уровни и характеризующие их признаки, на наш взгляд, могут послужить концептуальной основой в определении целей, задач, средств, форм организации, требований к результату системы физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Признание необходимости включения учителя нефизкультурных специальностей (по мере возможностей профессионального функционирования) в систему физкультурно-педагогической деятельности, как фактора реализации одного из приоритетов государственной образовательной политики (формирование здоровья и здорового образа жизни учащихся в системе физического воспитания), как механизма социального партнерства, является объективным фактом. Очевидна социальная востребованность участия учителя-предметника в физкультурно-педагогической деятельности. Однако, как показывают исследования, наблюдаемый уровень включенности учителя-предметника в систему физкультурно-педагогической деятельности не может обеспечить социально потребный уровень ее целереализации. Одной из причин такого нежелательного положения дел является, как показали результаты наших исследований, недостаточный уровень их специальных знаний.

2. В решении проблемы содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов вузов нефизкультурных специальностей очевидна дискуссионность. Неоднозначность рекомендаций по результатам исследований, на наш взгляд, можно объяснить профессиональными предпочтениями авторов исследований. Подобное положение дел связано, в первую очередь, с недостаточной отработкой теоретических оснований. Содержание теоретического раздела задается не столько определенным научным подходом, сколько эмпирическим опытом, базирующимся на тиражировании субъективных представлений здравого смысла. В этом случае отмечается односторонность, частичность и недостаточная системность теоретического обеспечения.

3. В качестве оснований содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей были определены следующие теоретические посылки. Вопервых, содержание теоретического раздела рассматривается как системный объект, а системный подход предполагает ориентировку на целевые, научные, операциональные и мотивационные критерии. Во-вторых, оптимизация содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания возможна на основе профилизации. В-третьих, профилизацию содержания теоретической подготовки будущих учителей нефизкультурных специальностей, которую следует определить как ориентировку теоретической подготовки на профессионально-содержательное (по функциям физкультурно-педагогической деятельности), а не предметно-содержательное обеспечениекак смену приоритета физкультурно-педагогической деятельности (от личной физической культуры — «для себя» к социально ориентированной — «для других») — как обеспечение информационной базы физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника в связи с решением оздоровительных и воспитательных задач (в рамках функциональных обязательств) средствами физической культуры. В-четвертых, содержание теоретического раздела должно определяться исходя из функциональных обязательств физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника.

4. Теоретическая подготовка в системе физического воспитания является одним из компонентов общепрофессионального образования и по этой причине может ориентироваться на уровни усвоения, которые определяются как уровень воспроизведения и уровень стандартного оперирования. Данные уровни могут быть достигнуты с использованием традиционной и алгоритмической технологий организации образовательной деятельности. Малый объем и невысокая сложность информационно-фактических физкультурных знаний позволяют в качестве ведущего направления организации теоретического обучения выбрать традиционное, которое характеризуется сочетанием лекций и практических занятий. Это нашло свое подтверждение в практике работы кафедр физического воспитания.

5. При рассмотрении предложений содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов нефизкультурных специальностей, следует выделить три базовых доминанты таких разработок, которые можно условно обозначить как витальная, спортивная и культурологическая. Систематизация знаний в содержательном обеспечении теоретического раздела физического воспитания студентов вузов на основе витальной и спортивной доминант вряд ли целесообразна по причине частичности и односторонности. Целесообразна, видимо, систематизация знаний (в рамках компетенции образовательной области «Физическая культура») на основе культурологической доминанты с использованием критерия профилизации. Исходя из общенаучных принципов предлагается состав компонентов структуры теоретического раздела физического воспитания студентов вузов нефизкультурных специальностей. В этот состав входят: раздел, подраздел, темы каждого подраздела, вопросы каждой темы, информационные единицы вопросов каждой темы. Раздел характеризуется как компонент системы физического воспитания студентов вуза. Подразделы являются составляющими элементами раздела и их выделение связано с содержательной ориентировкой — на теорию или практику. Темаэто конкретизированный аспект содержания подраздела и, соответственно, раздела. Вопросы каждой темы — это конкретизированный аспект ее содержания. Информационная единица — это конкретизированный аспект содержания каждого вопроса. Следует отметить, что выделенный состав структуры содержательного обеспечения теоретической подготовки студентов вуза в какой-то мере идентичен составу, отработанному в практике физического воспитания. Однако дело, вероятно, не столько в определении структуры теоретического раздела, сколько в его содержательном наполнении.

6. Первый уровень рассматриваемой структуры теоретической подготовкираздел. Традиционно его обозначают как теоретический. Раздел, по нашему мнению, должен состоять из подразделов — собственно теоретического и технологического. В содержание первого подраздела входит знание фактов, понятий, идей, элементов базовых теорий, принципов, оснований физкультурнопедагогической деятельности. Содержание второго подраздела включает знания об алгоритмах физкультурно-педагогической деятельности и процесс формирования действий по реализации этих алгоритмов. Теоретический и технологический подразделы предлагается профилизировать по направлениям (без включения их в структуру), которые обозначены как общее и специальное. Общетеоретическое направление обеспечивает компетентность будущего учителя преимущественно по отношению к собственной физической культуре — в характеристике, формировании, определении меры своих физкультурных способностей и потребностей. Специальное направление преимущественно связано с характеристикой, формированием, определением меры физкультурных способностей и потребностей у других участников педагогического процесса.

7. Предлагаемая тематика содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей является базовой. Выделенные деятельностные отношения должны быть, на наш взгляд, инвариантными. Состав тем в рамках каждого деятельностного отношения должен складываться из инвариантной и вариативной частей. В наших исследованиях, как мы полагаем, отработан инвариантный состав тем. Дополнительное включение каких-либо тем сверх предлагаемого состава вполне допустимо с учетом необходимости и возможности этого действия. Однако основу вариативности должны составлять, на наш взгляд, действия по определению состава вопросов в рамках каждой темы и информационных единиц в пределах каждого вопроса. По-существу, их отработка является процедурой дидактического моделирования, которое должно быть авторским и ситуационным, а поэтому — вариативным.

8. Экспериментальный вариант учебного плана предусматривает увеличение раздела собственно теории с 26 до 42 часов. Увеличение составляет 16 часов, или 6% от исходного объема часов. Такое увеличение может быть осуществлено за счет сокращения объема времени, планируемого программой на контрольные мероприятия. Общий объем теоретического раздела (теория плюс технология) составил 78 часов, что составляет 19,5% от общего объема учебных часов (408 часов). Опыт нашей педагогической деятельности и опрос преподавателей кафедр физического воспитания показал, что увеличение объема учебных часов на теоретическую подготовку за счет сокращения раздела контрольных мероприятий, не сказывается на их содержании, достаточности объема и качестве осуществления в процессе физического воспитания. Все другие объемы учебных часов остались без изменения. Изменилось лишь содержание технологического раздела с учетом требований принципа профилизации.

9. Выявленная эффективность экспериментальной программы теоретической подготовки студентов педагогического вуза в системе неспециального физкультурного образования определяется как результат оптимизации, прежде всего, содержательного обеспечения этой подготовки на основе его профилизации и системного подхода. Причем, как показывают результаты эксперимента, оптимизация теоретической подготовки возможна без изменения общего ресурса учебного времени, рекомендуемого Государственным образовательным стандартом и примерной образовательной программой Министерства образования и науки Российской Федерации. Такая возможность реализуется за счет перераспределения объемов учебного времени на имеющиеся в образовательной программе физического воспитания разделы.

10. Следует отметить, что содержательное обеспечение теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов на основе профилизации способствовало не только лучшему формированию информационного компонента (как целевого предмета исследования), но других компонентов (операционального, мотивационного), а также готовности в целом к физкультурно-педагогической деятельности. Полученные результаты позволяют констатировать факт эффективности экспериментальной программы в достижении готовности к физкультурно-педагогической деятельности студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей. Как мы полагаем, более высокие результаты исследуемых показателей определяются прежде всего адекватностью принципа профилизации (в содержательном обеспечении теоретической подготовки студентов педагогического вуза не физкультурных специальностей) функциям и запросам физкультурно-педагогической деятельности, а также необходимой и достаточной мерой его реализации.

Выполненное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в диссертации предложений и выводов. Внедрение его результатов в практику работы педагогических вузов будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст на 15 марта 1996 г. — М.: Норма, 1996. — 63 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Новая школа, 1992.-61 с. 3. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1996. — № 4. — 30 янв.
  3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомиздат Российской Федерации по высшему образованию. 1996. -№ 10. — С. 1 — 60.
  4. Федеральная программа развития образования // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2000. — № 12. -С. 3−70.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. — 384 с.
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. 2000. — № 43. — С. 6 — 7.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002.-№ 6. — С. 11 — 40.
  8. Программа модернизации педагогического образования. Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования
  9. России.-2003.-№ 10.-С. 10−13.
  10. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдулина. М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  11. , В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С.72−75.
  12. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры // Меж-вуз. сб./ Под общ. ред. В. И. Григорьева. С.-Петербург, 2004. — 250 с.
  13. , А.Г. Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента: ав-тореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Г. Алферов. ВНИИФК, 2003. — 26 с.
  14. , Н.В. Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами ФК: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Алубьева- М., 1986, — 16 с.
  15. , Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 47−54.
  16. , О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. ИНОАН СССР / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. -236 с.
  17. , B.C. Воспитание устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями будущих учителей: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / B.C. Астафьев. Улан-Удэ, 2003. — 21 с. Бурятский гос. ун-т.
  18. , O.A. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / O.A. Атяшев-М., 1991- 40 с.
  19. , H.A. Подготовка будущего учителя к формированию ЗОЖ школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / H.A. Баженова. Барнаул, 2000. 22 с.
  20. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37−41.
  21. , В.А. Формирование интереса и потребности к занятиям физкультурой и спортом у будущих учителей: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / В. А. Бауэр. М., 1987. — 23 с.
  22. , Ш. М. Физическая культура в профессиональной деятельности учителя — предметника: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Ш. М. Бахтыбекова. Малаховка, 1992. — 23 с.
  23. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии: Монография / М. Е. Бершанский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 25 с.
  24. , Н.И. Формирование у студентов потребности в ЗОЖ средствами физической культуры на основе личностно деятельностного подхода: автореф. дис.. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. И. Беряков. — Барнаул, 2001. — 22 с.
  25. , В.П. Теория учебника / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
  26. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю.Г. Та-тур. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  27. , Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования / Р. К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 7. — С.45−50.
  28. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Фаинта, Наука, 1998 — 168 с.
  29. , В.Н. Организация физкультурного образования студентов технического вуза на начальном этапе обучения: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Н. Болгов. Й.-Ола, 2002. — 22 с.
  30. , P.M. Подготовка студентов пед. институтов к спортивно -массовой работе по художественной гимнастике в школе: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / P.M. Брызгалова. -М., 1989. 21 с.
  31. , Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. А. Булавкина. Малаховка: МГАФК, 1997. — 21 с.
  32. , К.Я. Технологические предписания к проектированию коллективной мыследеятельности: Монография / К. Я. Вазина. Н. Новгород: ВГИПА, 1990.- 168 с.
  33. , О.С. Психология здоровья человека / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. -М.: Academa, 2001. -345 с.
  34. , H.H. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально философские, педагогические аспекты) / Отв. ред. В. И. Столяров / H.H. Визитей. — Кишинев: Штиница, 1989 -110 с.
  35. , М.Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов / М. Я. Виленский, P.C. Са-фин. — М.: МГПИ, 1980.- 103 с.
  36. , М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис.. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / М. Я. Виленский. М., 1990. — 34 с.
  37. , М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: ВОТ / М. Я. Виленский. 1996. -№ 1.- С. 8−13.
  38. , М.Я. Основные сущности характеристики пед. технологииформирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: ВОТ. 2001. — № 3. — С.2−7.
  39. , М.Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физкультуре в вузе /М.Я. Виленский, В. В. Черняев // Физическая культура: ВОТ. 2004. — № 3. — С.2−6.
  40. , A.M. Деятельность: структура и регуляция: Монография / A.M. Волков, Ю. В. Микадзе, Г. Н. Солнцева. М.: МГУ, 1987. — 182 с.
  41. , A.M. Педагогические условия формирования физической культуры будущего учителя в процессе его профильной подготовки в вузе: ав-тореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / A.M. Воронов. Петрозаводск, 1996. -18 с.
  42. , A.C. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / A.C. Вульфович. Волгоград, 2002. — 24 с.
  43. , В.В. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студентов педагогических специальностей: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Вучева. М., 1998. -23 с.
  44. , В.М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, A.B. Лотоненко. Воронеж: ВГУ, 1991. — 145 с.
  45. , В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры / В. М. Выдрин. 1995. — № 5−6.-С. 15−17.
  46. , К.Г. Программно-методическое обеспечение преподавания основ здоровье-сберегающих технологий в неспециализированном вузе / К.Г.
  47. Габриеля^ Б. В. Ермолаев, И. О. Кутателадзе // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 11. — С. 39−44.
  48. , З.Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / З.Ж. Гайну-лина. МОПИ, 1994. — 24 с.
  49. , В.А. Системное описание в психологии: Монография / В. А. Ганзен. Л.: ЛГУ, 1984. — 209 с.
  50. , Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика: Монография / Б. С. Гершунский. Киев: КГУ, 1986. — 156 с.
  51. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  52. , С.Р. Формирование физкультурно-спортивной компетентности будущих менеджеров: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / С. Р. Гилазиева. Челябинск, 2004. — 22 с.
  53. , А.Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов первого курса: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Г. Горшков. М., 1986.-22 с.
  54. , В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. И. Григорьев. С.-Пб., 2002. — 34 с.
  55. , Д.Н. О понятиях и сущности образования в области физической культуры / Д. Н. Давиденко, Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 5. — С. 52−56.
  56. , К. Изучение и оценка уровня знаний студентов / К. Денек // Современная высшая школа. 1987. — № 3. — С. 91−101.
  57. Деятельность: теория, методика, проблемы: коллект. монография / Под ред. А. Н. Соготовского. -М.: Политиздат, 1990. 366 с.
  58. , Т. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема / Т. Дмитренко // Вестник высшей школы. 2002. — № 7. — С. 55−56.
  59. , C.B. Биомеханика и дидактика в поисках взаимодействия: Учеб. пособие / C.B. Дмитриев. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского филиала СПбГАРК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. — 222 с.
  60. , C.B. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена: Монография / C.B. Дмитриев. Н. Новгород: НГПУ, 1995. — 150 с.
  61. , A.B. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека и профессиональной деятельности / A.B. Дубровский // Теория и практика физической культуры-2002. № 3 — С. 40−42.
  62. , Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю. И. Евсеев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 380 с.
  63. , А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик, К. А. Бондаренко, Ю. А. Смирнова // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 2. — С. 53−56.
  64. , Л.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие / Л.В. За-грекова, В. В. Николина. М.: Высш. шк., 2004. — 157 с.
  65. , Э.Р. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Р. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С.16−18.
  66. Законы педагогической сферы общества: Сб. материалов Междунар. симпоз. / Под рёд. Л. А. Зеленова. Н. Новгород: НГИСА, 2003. — 250 с.
  67. , Н.М. Практическая дидактика для учителя: учеб. пособие / Н. М. Зверева. М.: Пед. общество России. — 256 с.
  68. , Л.А. Методология человековедения: Монография / Л. А. Зеленов. Н. Новгород: НГИСА, 1991. — 190 с.
  69. , Д.Г. Подготовка студентов педагогических вузов как будущих классных руководителей и физического воспитания учащихся: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. Г. Иветов. Саратов, 2002. — 24 с.
  70. , В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) / В. И. Ильинич // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С. 13−15.
  71. Инновации в российском образовании / Под ред. А. М. Моисеева. М.: МГУП, 2000.- 80 с.
  72. , М.И. Повышение предметной компетентности (на материале физической культуры студентов технического вуза): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / М. И. Кабышева. Калининград, 2000. — 23 с.
  73. , A.C. Формирование теоретических знаний по физкультуре у учащихся 10−11 кл.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / A.C. Капустин. -Омск, 2002.
  74. , A.A. Контекст образования: Наука и мировоззрение: Монография / A.A. Касьян. Н. Новгород: НГПУ, 1996. — 184 с.
  75. , Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н. Ю. Клименко // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 22−28.
  76. , П.И. Физическое воспитание в процессе формирования социальной активности будущего учителя: дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / П. И. Ключник.-М., 1988.-231 с.
  77. , И.А. Содержание, методика и организационные формы профессионально — прикладной подготовки студентов гуманитарных специальностей: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / И. А. Ковалева. М., 2002. -23 с.
  78. , JI.A. Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию ЗОЖ у младших школьников в системе физкультурного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Койсман Л. А. Комсомольск-на-Амуре, 2002. — 24 с.
  79. , А.Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста / А. Г. Комков, Л. И. Лубышева // Физическая культура: ВОТ. 2003. — № 1. — С. 40−46.
  80. , В.П. Формирование педагогической готовности будущих учителей предметников и организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школы: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / В. П. Косихин. -М., 1995.-24 с.
  81. , Т.Б. Профессионально педагогическая направленность личности тренера: дис.. .канд. пед. наук / Т. Б. Козакова. — СПб., 1991. — 171 с.
  82. , Ю.В. Педагогические условия совершенствования физического воспитания студентов факультетов не физкультурного профиля пед. вузов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. В. Кузнецов. НГПУ, 2003. -23 с.
  83. , В.Д. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культуры студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Д. Куланин. М., 1985. — 17 с.
  84. , A.B. К вопросу о физической культуре в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе / A.B. Лейфа // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 6. — С .5−8.
  85. , C.B. Спортивно-педагогическая биомеханика на рубеже XXI века У C.B. Лемаев, В. А. Кузнецов // Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. по биомеханике. Н. Новгород, 2000. — С. 182.
  86. , C.B. Строевые и общеразвивающие упражнения: Методич. рекомендации для студ. по профессионально-педагогической подготовке / C.B.
  87. , Н.И. Кулакова, В.А. Кузнецов. Н. Новгород: НГУ, 2000. — 42 с.
  88. , A.B. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребности в физической культуре: автореф. дис. .док. пед. наук: 13.00.04 // A.B. Лотоненко. Краснодар, 1998. — 32 с.
  89. , A.B. Ценности профессионального физкультурного образования // A.B. Лотоненко, Ф. М. Собянин, А. Р. Куликов // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 6. — С. 2−4.
  90. , Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л. И. Лубышева, Г. М. Грудных // Теория и практика физической культуры. 1990. — № з. с. 42−44.
  91. , Л.И. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грудных // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 9−12.
  92. , Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 34 с.
  93. , Л.И. Соврменные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1992. — № з. с. 19−21.
  94. , Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов /
  95. Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5−6. -С. 15−18.
  96. , В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В. П. Лукьяненко. Ставрополь: СГУ, 2001. — 112 с.
  97. , Э. Основные проблемы педагогики спорта. /Под ред. М. Д. Виленского и О. С. Метлушко. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 317с.
  98. Массовая физическая культура в вузе. М.: Высш. шк., 1991. — 239 с.
  99. , Ю.С. Воспитание средой / Ю. С. Мануйлов. Н. Новгород: НГЦ, 2003.-120 с.
  100. Методология и теория деятельности: Материалы науч. конф. / Под ред. Л. А. Зеленова. Горький: Знание, 1982. — 140 с.
  101. , A.M. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем / Моисеев A.M., О. М. Моисеева. М.: РОССПЭН, 2004. — 240 с.
  102. , B.C. Профессионально-личностное развитие будущего учителя в процессе физического воспитания: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / B.C. Мокеева. М., 2002. — 23 с.
  103. , И.Ш. Модернизация учебной программы по физической культуре на основе мониторинга состояния учащихся училища искусств / И. Ш. Мутаева, И. Е. Коновалова // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2003. — № 4. — С. 23.
  104. . М., 1998. — 22 с.
  105. , И.Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреационной деятельности с учащимися общеобразовательной школы: авто-реф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / И. Н. Никулин. Белгород, 2000. — 24 с.
  106. , JI.H. Формирование ценностного отношения к ЗОЖ у будущего педагога: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / JI.H. Овчинникова. Екатеринбург, 2003. — 21 с.
  107. , Т.Г. Интегрированный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Г. Ольхова. М., 2000. — 23 с.
  108. , И.В. Совершенствование валеологического образования студентов физкультурного вуза: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / И. В. Павлова. Омск, 1999. — 20 с.
  109. , Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учеб. пособие / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
  110. Педагогическое мастерство и педагогические технологии в системе подготовки будущего учителя: учеб. пособие / Под ред. JI.B. Загрековой. -Н.Новгород: НГПУ, 2002. 142 с.
  111. , Б.Н. Эффективность обучения двигательным действиям студентов при программно-управляемом формировании специальных знаний: ав-тореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Б. Н. Пенцик. -М., 1980.-21 с.
  112. , Б.Н. Содержание, структура и основные требования к формированию знаний в процессе физического воспитания студентов / Б. Н. Пенцик // Материалы науч.-практ. конф., 20−22 мая 2003 г., Москва. М., 2003. -С. 140−146.
  113. , В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: ав-тореф. дис. .д-рапед. наук: 13.00.08 /В.А. Петьков. Краснодар, 1999. -46 с.
  114. , Н.В. Педагогические условия реализации личностно развивающего подхода в физическом воспитании студентов / Н. В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 4. — С. 13−15.
  115. , А.Н. Воспитание ценностного отношения студентов педагогических вузов к физической культуре: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Н. Пидырин. -М., 1992. 16 с.
  116. , И.В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов педагогического колледжа и осуществлению здоровье сбережения учащихся: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / И. В. Пичугина. -Челябинск, 2000. — 21 с.
  117. , Ф.В. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / Ф. В. Повшедная. Н. Новгород: НГПУ, 2001. — 137 с.
  118. , Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: Монография / Ф. В. Повшедная. — Н. Новгород: НГПУ, 2002. 166 с.
  119. , С.А. Физкультура и профессия / С. А. Полйевский, И. Д. Старцева. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 160 с.
  120. , В.А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, O.A. Аяшев. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 159 с.
  121. , B.B. Непрофессиональное физкультурное образование: учеб. пособие для студ., аспирантов, слушателей ФИС и ФПК / В. В. Приходько. -М.: ГЦОЛИФК, 1991. 85 с.
  122. , В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (опыт игрового проектирования и экспертизы): автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. В. Приходько. -М., 1992. 47 с.
  123. , H.A. Создание физкультурно-оздоровительного пространства в вузе (на основе олимпийского воспитания и педагогике здоровья) / H.A. Рыбанчук // Теория практика физической культуры. 2003. — № 2. — С. 50−53.
  124. , H.A. Модель подготовки современного учителя в процессе физического воспитания в педагогическом вузе нефизкультурного профиля / H.A. Рыбанчук // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 12. — С. 5−7.
  125. , H.A. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов: автореф. дис.. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / H.A. Рыбанчук. Краснодар, 2003.-46 с.
  126. , H.A. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов / H.A. Рыбанчук // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 70−74.
  127. , В.В. Формирование профессиональных мотивов у студентов педагогического вуза средствами физического воспитания: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Савчук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. -21 с.
  128. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: сб. науч. тр. / В .А. Сластенин. -М.: МГПУ, 1993. 162 с.
  129. , В.А. О современных подходах и поготовке учителя / В.А.
  130. , Н.Г. Руденко // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 8 — 16.
  131. , Н.К. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя школы / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. — 270 с.
  132. , Г. А. Формирование профессионально-педагогической готовности судентов к физкультурной реабилитации детей: Монография / Г. А. Степанова. Сургут: Изд-во СГПИ, 2002. — 310 с.
  133. , Г. А. Профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов по физической культуре и оздоровлению школьников / Г. А. Степанова, Г. А. Булатова, P.M. Гимадов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 4. — С. 60−62.
  134. , В.А. Предпосылки физкультурологии / В. А. Сутула //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. — С. 21−24.
  135. , В.В. Формирование у студентов непрофильных педагогических специальностей потребности в физическом самосовершенстве: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 /В.В. Сысоев. -М., 2003.-21 с.
  136. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов, В. В. Ким, A.B. Ненашева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 19−23.
  137. , Т.Е. Формирование знаний по физической культуре в процессе физического воспитания учащихся старших классов: автореф. дис.. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. Е. Труфанова. Майкоп, 2002. — 20 с.
  138. , П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования / П. П. Терехов // Вестник высшей школы. 2003. — № 2. — С. 7−12.
  139. , И.Р. Подготовка будущих учителей к руководству физкультурно-оздоровительной деятельности школьников: автореф. дис. турно-оздоровительной деятельности школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 /И.Р. Ферулина. Уфа, 2001.-22 с.
  140. Физическое воспитание: Программа для высш. учеб. заведений. М.: МГУ, 1975.-83 с.
  141. Физическое воспитание: учеб. программа для высш. учеб. заведений. -М.: Минвуз СССР, 1987. 47 с.
  142. Физическая культура: Общесоюзная базисная учебная программа. -М.: Гособразование СССР, 1990. 28 с.
  143. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа.-М.: Изд-во Московского энергетич. института, 1991.-48 с.
  144. Физическая культура студентов: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. 448 с.
  145. Физическая культура: учеб. программа для вузов / Под ред. Ю.Л. Кис-лицина. М.: Изд-во Министерства образования и науки Российской Федерации, 2000. — 8 с.
  146. , Ж.К. Тестовая методика оценки знаний студентов и ее дидактические возможности в системе высшего физкультурного образования / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов // Теория и практика физической культуры.1988.-№ 11.-С. 11 14.
  147. , Ж.К. Математико-статистический анализ программированных учебных материалов / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: ГЦОЛИФК, 1989.-24 с.
  148. , В.А. Концепция формирования профессиональных качеств специалиста на факультете ФК и безопасности жизнедеятельности современного вуза / В. А. Черкасов, В. Г. Макаренко // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 10. — С. 6−9.
  149. , A.A. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических институтов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / A.A. Черных. Рязань, 1976.-26 с.
  150. , А.П. Педагогическая техника в работе учителя: учеб. пособие. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 176 с.
  151. , В.Т. Структура и регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры (методологические аспекты): учеб. пособие / В. Т. Чичикин. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 95 с.
  152. , В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурно-педагогического образования: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. Т. Чичикин. М., 1995.-34 с.
  153. , В.Т. Профессиональная готовность педагога: Монография / В. Т. Чичикин. Н. Новгород: Китеж, 1998. — 103 с.
  154. , В.Т. Социальная регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры: Монография / В. Т. Чичикин. — Н. Новгород: Китеж, 1998. 174 с.
  155. Человек мера всех вещей: Тез. докл. науч. конф. / Под ред. Л.А. Зе-ленова. — Горький, 1989. — 140 с.
  156. , О.Л. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической подготовки учителя физкультуры в системе высшего профессионального образования / О. Л. Шабалина // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 12. — С. 9−12.
  157. , Н.С. Формирование профессионально-прикладных умений и навыков в области оздоровительной деятельности у студентов педагогических училищ: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. С. Шестобитова. -Омск, 2001.-24 с.
  158. , В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов / В. Г. Шитько // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9. — С. 50−52.
  159. , В.Г. Методология построения личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В. Г. Шитько //
  160. Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9. — С. 45−49.
  161. , В.Ю. Конверсия технологии спортивной подготовки в учебно-педагогическом процессе по физкультуре на неспортивных факультетах вуза / В. Ю. Шнейдер // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 4. — С. 7−9.
  162. Bromley Н. The Social Chichen and the Technological Egg: Educational Computing and the Technology society Divide // Educational theory. 1997. — Winter.
  163. Cardinal B.J. Evaluation of a university course aimed at promoting exercise behavior // J. Sports Med. Phys. Fitness. 2002.- V. 42, — wl. — P. 113−119.
  164. Ritzer G. Modern sociological theory. Me Graw. Hill, 2000.
  165. Messer M.A. Sport and Male Domination: The Female Athlete as Contested ideological Terrain // Philosophic in sport. 2000. — № 3. — P.274−284.
  166. Pratt D.A. A cybernetic model for curriculum development // Justructional Science. 1982.-V. 11.-P.1−12.
  167. Sulam J., Clark M. Predictors of exercise relapse in a college population // J. Am. College Health. 2000. — V.48. — P.175−180.
  168. Wagner M., Conley J. The fourth wave: the spiritnaly lased firm // Sournal of Organizational Chande Management. 1999. — V. 12. — № 4. — P.292−301.
  169. Waltace L.S. Application of the Transtheoretical Model to Exercise Behavior among Nontraditional College students // Am. J. Health Education. 2001. -V.32. — № 1. -P.39−47.1. Анкета
  170. Оценивание уровня готовности студентов к физкультурной деятельности
  171. Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Ваши ответы позволят оптимизировать систему теоретической подготовки студентов по физической культуре. Заранее благодарны за высказанное Вами мнение1. Образование:1. Общий стаж работы:
  172. Стаж работы в образовательном учреждении:1. Спортивная специализация:1. Должность:
  173. Участие в преподавании курса теории: (веду, не веду)1. Место работы:
  174. Как Вы оцениваете уровень теоретических знаний по физической культуре студентов первых курсов: а) неудовлетворительно-б) удовлетворительно-в) хорошо-г) отлично.
  175. Как Вы оцениваете уровень отношения студентов 1 курса к физической культуре: а) неудовлетворительно-б) удовлетворительно-в) хорошо-г) отлично.
  176. Какое отношение (сильных, средних, слабых) по функциональным возможностям студентов 1 курса Вы наблюдаете: а) примерно поровну-б) преобладают сильные-в) преобладают средние-г) преобладают слабые.
  177. В каком объеме на ваш взгляд студенты 1 курса овладели программным материалом школы по теоретической подготовке в сфере физической культуры: а) частично-б) наполовину-в) в большей мере-г) в полном объеме.
  178. Какой уровень, на Ваш взгляд, физической работоспособности наблюдается у студентов 1 курса: а) очень высокий-б) высокий-в) средний-г) низкий.
  179. Какая часть студентов проявляет интерес к занятиям физической культурой: а) большая-б) примерно половина занимающихся-в) меньшая-г) интереса нет.158 Анкета
  180. Организация теоретической подготовки студентов в системе физическоговоспитания
  181. Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Ваши ответы позволят оптимизировать систему подготовки студентов по физической культуре. Заранее благодарны за высказанное Вами мнение1. Образование:1. Общий стаж работы:
  182. Стаж работы в образовательном учреждении:1. Спортивная специализация:1. Должность:
  183. Участие в преподавании курса теории: (веду, не веду)1. Место работы:
  184. Считаете ли Вы что содержание теоретического раздела физического воспитания студентов: а) не требует доработки-б) требует уточнений-в) требует значительной переработки-г) требует полной переработки.
  185. Обьем теоретической подготовки в процессе физического воспитания студентов требуется: а) оставить как есть-б) незначительно увеличить-в) увеличить на половину-г) увеличить вдвое.
  186. Организация учебного процесса теоретической подготовки студентов в настоящее время: а) максимально эффективна-б) эффективна в большей мере-в) мало эффективна-г) не эффективна.
  187. Какие формы контроля теоретических знаний студентов по физической культуре Вы используете (подчеркните):устный экспресс-опрос, устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, программированный контроль, рейтинговая оценка, самооценка.
  188. Какую систему контроля знаний студентов по физической культуре Вы используете: а) в конце учебного года-б) в конце каждого семестра-в) после нескольких занятий-г) на каждом занятии.1. Анкета
  189. Оценивание уровня готовности учителя-предметника к физкультурно-педагогической деятельности в школе
  190. Стаж педагогической работы:1. Учебный предмет:1. Место работы:
  191. Как Вы оцениваете свое отношение к физической культуре (обведите кружочком выбранный Вами ответ)?а) активно положительно- в) безразлично-б) пассивно положительно- г) агрессивно отрицательно.
  192. Какие элементы физической культуры используете в своей жизнедеятельности: утреннюю гимнастику, прогулки, оздоровительный бег, занятия спортом (в спортивных клубах)?
  193. Как Вы используете указанный Вами элемент физической культуре? а) постоянно- в) время от времени-б) почти всегда- г) эпизодически.
  194. Учебный предмет «Физическая культура» я оцениваю как: а) один из самых важных-б) необходимый как и все другие-в) второстепенный-г) ненужный.
  195. В решений задач формирования физической культуры ученика уровень моей теоретической и практической подготовки: а) достаточен-б) достаточен в большинстве случаев-в) достаточен частично-г) недостаточен.
Заполнить форму текущей работой