Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие интеллектуальных способностей на основе информационных технологий в профессиональной подготовке военного летчика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ и практика профессиональной подготовки, информатизации учебного процесса в ВВАУЛ показали наличие противоречий между: необходимостью обеспечить в процессе изучения общеобразовательных дисциплин подготовку будущих военных лётчиков к обучению профессиональным действиям и отсутствием обоснованных педагогических технологий решения этой задачиналичием технических средств… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие интеллектуальных способностей в процессе профессиональной подготовки будущих военных лётчиков
    • 1. 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей
    • 1. 2. Состояние развития интеллектуальных способностей в профессиональной подготовке кадров
    • 1. 3. Проблемы развития интеллектуальных способностей в процессе профессиональной подготовки военных лётчиков
  • Вывод по 1 главе
  • Глава 2. Процесс развития интеллектуальных способностей в профессиональной подготовке военных лётчиков на основе применения информационных технологий
    • 2. 1. Возможности применения информационных технологий для развития интеллектуальных способностей
    • 2. 2. Педагогическое обеспечение развития интеллектуальных способностей применением информационных технологий в профессиональной подготовке военного лётчика
    • 2. 3. Эффективность процесса развития интеллектуальных способностей при подготовке будущего военного лётчика (курсанта)

Развитие интеллектуальных способностей на основе информационных технологий в профессиональной подготовке военного летчика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ряду человеческих занятий особо выделяется профессия современного военного лётчика, которая связана с опасностями, с большими скоростями полёта, с воздействиями на лётчика аэродинамических сил большой величины, с угловыми ускорениями, вибрациейс исключительно высоким, зачастую вынужденным темпом деятельности в полёте, когда необходимо своевременно и быстро выполнять несколько совмещённых по времени действий. Профессиональная деятельность военного лётчика связана также с неполнотой и внутренней противоречивостью поступающей информации, дефицитом времени.

Последние десятилетия авиастроения характеризуются тем, что каждое новое поколение летательных аппаратов несёт в себе принципиальные отличия от прежних конструкций. Сегодня даже модернизация вносит новый смысл во взаимодействие с автоматизированными системами, с новыми системами отображения информации.

Расширенные лётно-технические возможности самолетов 4+ и 5 поколения резко увеличили разнообразие факторов воздействия гравитационных динамических сил, вызывающих потерю пространственной ориентировки. Установлены факты недостаточности исходных летных способностей для освоения новых информационных полей в кабине самолетов. Раскрыты принципиальные изменения в интеллектуальной сфере взаимодействия с автоматическими принципами управления вооружением, требующие более широких интеллектуальных способностей.

Опыт ведения воздушных боёв показал, что изменения обстановки стали происходить резче и неожиданней, противник появляется внезапно и немедленно применяет оружие. Пуск ракет может происходить с любой дальности и направления. В конце прошлого века мало кто мог предположить, что потеря — противника из поля наблюдения в воздушном бою на удалении 11−1-3-км~ будет-означать поражение [189].

Чтобы добиться успеха в воздушном пространстве, надо опережать противника в мыслях и действиях" - вывод, который особо важен в эпоху высоких технологий [189, с. 5].

Профессиональная подготовка будущих военных лётчиков стала предметом пристального внимания многих учёных. Вопросами выявления профессионально важных качеств военного лётчика занимались И. В. Агапов, А.П. Мося-гин, В. А. Пономаренко, A.B. Радионов и др., формированию и развитию их у курсантов в процессе обучения в военном авиационном вузе посвящены работы И. В. Агапова, C.B. Алешина, В. А. Бодрова, О. А. Воробьева, АА. Вороны, K.M. Гу-ревича, B.JI. Маршцука, В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, Д. И. Шпаченко и др.- процессы психологической подготовки лётчиков были изучены Л. П. Гримаком, В.А. Горовым-Шалтаном и др.

Технический прогресс авиации, по мнению К. К. Платонова, Ю.В. Писа-ренко, В. Я. Орлова, K.M. Гуревича, приводит к существенному упрощению процесса пилотирования самолёта при значительном расширении круга тактических задач и резком возрастании объёма информации, которую военный лётчик должен перерабатывать во время наземной подготовки и непосредственно в полёте. Современный летательный аппарат — это высоко роботизированный комплекс, управляя которым военный лётчик несёт ответственность за принятие окончательного решения.

Современная авиация, по мере неизбежного усложнения решаемых задач, будет всё больше выводиться из зависимости от «человеческого фактора». В лётном труде, по мнению И. М. Алпатова, В. А. Бодрова, А. Н. Воронина, В. А. Пономаренко, всё большую роль будут играть современные интерфейсы «общения» в замкнутом контуре «лётчик-самолёт». Всё большая часть процессов будет неизбежно «интеллектуализироватъся». Лётчик ближайшего будущего должен стать в гораздо большей степени «интеллектуалом».- По мнению-ВгАт Бодрова, А. Н. Воронина, Л. Г. Дикой, Н. Д. Заваловой, одно из центральных мест в профессиональной подготовке курсантов в высшем военном авиационном училище лётчиков (ВВАУЛ) должно занимать целенаправленное развитие их интеллектуальных способностей.

Непосредственно проблемами выявления, изучения и развития интеллектуальных способностей военного лётчика занимались известные учёные в области профессионального образования, психологии и педагогики, восстановительной медицины и эргономики C.B. Алёшин, В. Ю. Бондаренко, И. И. Вишняков, A.A. Ворона, Д. В. Гандер, В. И. Дудин, В. А. Пономаренко, и др.

Выше перечисленные учёные в своих научных исследованиях обосновали состав профессионально важных качеств (ПВК) военного лётчика (15 качеств), в которой выделили пять групп и одну из них обозначили как интеллектуальные способности военного лётчика.

Под этими способностями понимается «интегральное психическое образование, обеспечивающее такие процессы, как прогноз, инсайт, оперативное мышление, формирование новой информации без инструментальных средств» (В.А. Пономаренко) — развитие навыков переработки и хранения текстовой информации, навыков зрительного восприятия информации и действий в нестандартных условиях, навыков пространственного мышления, умения самостоятельно действовать.

Существуют различные модели интеллектуальных способностей. Мы в своей работе будем опираться на определение и состав интеллектуальных способностей, предложенные В. А. Бодровым, A.A. Вороной, Д. В. Гандером, В. А. Пономаренко. Логично пользоваться показателями развитости интеллектуальных способностей, предложенными этими же учёными. Это позволит проследить динамику их развития.

Использование информационных технологий для развития интеллектуальных способностей будущих военных лётчиков в процессе изучения ими общеобразовательных дисциплин в исследованиях выше перечисленных учёных ещё не рассматривалось.——————- ——;

Компьютерные технологии в настоящее время широко применяются в педагогике. Однако информационные технологии часто используются для выполнения операторных действий, заключающихся в выстраивании последовательности стандартных операций для реализации известного алгоритма. Современные компьютерные средства могут помочь в создании условий для выполнения курсантами логических мыслительных действий. Данной работой мы исследуем развитие определённого профессионального качества военного лётчика информационными технологиями в процессе обучения общим предметам.

В настоящее время проблемой развития интеллектуальных способностей военного лётчика занимаются психологические и медицинские службы, военные специалисты ВВАУЛ. Внимание этой проблеме, главным образом, уделяется на старших курсах обучения, во время лётной практики курсантов. Педагогов военных ВУЗов, работающих на первых курсах обучения, когда изучаются общеобразовательные дисциплины, обычно не интересует будущая профессия курсантов. Они не считают себя ответственными за развитие профессиональных качеств будущего военного лётчика.

Теоретический анализ и практика профессиональной подготовки, информатизации учебного процесса в ВВАУЛ показали наличие противоречий между: необходимостью обеспечить в процессе изучения общеобразовательных дисциплин подготовку будущих военных лётчиков к обучению профессиональным действиям и отсутствием обоснованных педагогических технологий решения этой задачиналичием технических средств, позволяющих выдавать информацию о параметрах полёта, и неразработанностью педагогической теории использования их в процессе общеобразовательной подготовки будущих военных лётчиковсуществованием множества средств развития у обучаемых интеллектуальных способностей и отсутствием педагогической теории объясняющей, какие средства необходимы для развития интеллектуальных способностей военных лётчиков в процессе их общеобразовательной подготовки- ~ наработанностью множества способов развития интеллектуальных способностей и отсутствием обоснованной модели эффективного развития их у будущих военных лётчиков в процессе их общеобразовательной подготовки.

Стремление разрешить выявленные противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в поиске эффективных способов развития интеллектуальных способностей курсантов высших военных авиационных училищ лётчиков на основе использования информационных технологий в процессе изучения ими общеобразовательных дисциплин.

Объект исследованиях процесс развития интеллектуальных способностей курсантов высших военных авиационных училищ лётчиков.

Предмет исследования: информационные технологии, обеспечивающие во время изучения общеобразовательных дисциплин развитие интеллектуальных способностей будущих военных лётчиков.

Цель исследования: разработка эффективных способов развития интеллектуальных способностей будущих военных лётчиков на основе информационных технологий в процессе изучения курсантами ВВАУЛ общеобразовательных дисциплин.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что подготовка будущих военных лётчиков в процессе изучения общеобразовательных дисциплин к обучению их непосредственно профессиональным действиям станет эффективной, если будут: принята направленность на формирование у них способности быстро и продуктивно мыслитьприменены для создания адекватных образовательных ситуаций и наведения на продуктивные действия современная компьютерная техника и образовательные технологиииспользованы в качестве средств обеспечения образовательных дейст—вий адекватные информационные технологии действий учения-и-методики развития творческих способностейразработана и проверена модель развития интеллектуальных способностей у будущих военных лётчиков в процессе их общеобразовательной подготовки, предусматривающая повышение их готовности к процессу обучения непосредственным профессиональным действиям.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи:

1. Анализ состояния развития интеллектуальных способностей будущих военных лётчиков в процессе их общеобразовательной подготовки.

2. Анализ значимости способности военного лётчика быстро и продуктивно мыслить и вытекающих отсюда условий обучения курсантов в период общеобразовательной подготовки.

3. Поиск возможностей использования компьютерной техники и информационных технологий для развития у курсантов в период общеобразовательной подготовки быстро и продуктивно мыслить.

4. Поиск и разработка средств наращивания продуктивности, быстроты интеллектуальных действий на этапе общеобразовательной подготовки курсантов.

5. Разработка модели развития интеллектуальных способностей будущих военных лётчиков применением информационных технологий в период их общеобразовательной подготовки.

6. Испытание эффективности экспериментальной модели в педагогическом эксперименте.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные работы в области методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабан-ский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — системный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и в педагогике (В.Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, B.C. Ильин, Ю.А. Ко-наржевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теории способностей (С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. И. Кириенко, В. А. Крутецкий, Д. И. Уманский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов,-А.И. КовалёвгВ Л— Мясищев, В. Д. Шадриков и др.), личностно-развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, В. П. Бедерханова, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, E.H. Ильин, З. И. Калмыкова, С. Н. Лысенко, Н. П. Поспелов, Н. М. Сажина, В. Ф. Шаталов, Д.Б.

Эльконин, И. С. Якиманская и др.), психологического обеспечения лётного труда (В.А. Бодров, A.A. Ворона, Д. В. Гандер, Л. П. Гримак, В. М. Коган, П. А. Корчемной, В. В. Лапа, С. Е. Минц, В. Н. Образцов, К. К. Платонов, Б. Л. Покровский, В. А. Пономаренко, И. Н. Шпильрейн, Г. Е. Шумков и др.), психологического обеспечения лётного обучения (Д.В. Гандер, С. Г. Геллерштейн, Г. Г. Голубев, A.A. Крылов, С. А Пестов, М. Ф. Пешковский, К. К. Платонов, В. А. Попов, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин и др.) — концепции модернизации российского образования в период до 2010 года, конструирования инновационных дидактических моделей (А.И. Архипова, С. П. Грушевский, Т. В. Ильясова др.), использования новых информационных технологий в образовательном процессе (С.А. Бешенков, Ю. С. Брановский, Т. Г. Везиров, Т. Л. Шапошникова др.), обратной связи в учебном процессе (Э.Г. Малиночка), индивидуальности и её развития в образовательном процессе (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, H.H. Верцинская, Л. С. Выготский, О. С. Гребенюк, Н. Б. Крылова и др.) — методологические принципы педагогического исследования (A.A. Арламов, H.A. Вершинина, Н. И. Загузов, А. И. Кочетов, В. В. Краевский и др.).

В ходе решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, эксперимент, теоретическое обобщение данных экспериментальной работы, статистическая обработка данных экспериментанаблюдение, беседа, анкетирование.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, сочетанием количественного и качественного анализов полученных данных, внедрением методических рекомендаций в педагогическую практику.

База исследования: Краснодарское высшее военное авиационное учили- - ще-лётчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза AvKrCepoBar Научная новизна исследования заключается в том, что: — на концептуально-системном уровне раскрыты теоретические основы применения информационных технологий при изучении общеобразовательных дисциплин для развития интеллектуальных способностей, включающие принципы, структуру, формы технологии и этап применения;

— выявлены компоненты интеллектуальных способностей военного лётчика (качества личности), развитие которых в период общеобразовательной подготовки курсантов ВВАУЛ влияет на развитие профессиональных способностей во время лётной практики (вниманиемышление оперативное, логическое, пространственноепамять оперативная, образная, зрительнаяспособность к быстрому приёму и переработке информации), обоснованы возможность и целесообразность использования информационных технологий для этого развития;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально испытаны дидактические возможности применения информационных технологий для развития интеллектуальных способностей военного лётчика, заключающиеся в выполнении логических операций, действий при неблагоприятных внешних условиях, в оперативном разрешении сложных ситуаций, регулировании сложности неблагоприятных внешних воздействий;

— разработана концептуальная модель педагогического процесса развития интеллектуальных способностей курсантов ВВАУЛ на основе информационных технологий на этапе общеобразовательной подготовки, предусматривающая предварительную подготовку банка задач и этапы действий в функциональной системе и описаны её функцииопределено место данной модели в образовательном процессе ВВАУЛ;

— обоснована эффективность и результативность применения технологии обучения методами информационных технологий, описаны структура и содержание модели образовательного процесса направленного на развитию искомых способностей.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит-в-созда-— нии концептуальных основ построения системы развития интеллектуальных способностей посредством компьютерных технологий на этапе изучения общеобразовательных дисциплин как компонента профессиональной подготовки курсантов ВВАУЛ в контексте задач информатизации образования, в которых отражены: сущность основных понятий исследованияпостроение модели развития интеллектуальных способностей информационными технологиями как динамической структуры. Разработанная модель может использоваться как теоретический фундамент комплексного развития других профессионально важных качеств (личностных, психофизиологических), повышения качества профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения, педагогическая модель, выводы исследования реализованы в конкретных технологических решениях, результатом чего явилась целостная система развития интеллектуальных способностей посредством информационных технологий на этапе изучения общеобразовательных дисциплин, готовая к применению на практике.

Создан учебно-методический комплекс по курсу общей физики, включающий профессионально ориентированное дидактическое обеспечение образовательной деятельности (учебные материалы и задания).

Обогащены дидактические возможности информационных технологий в области профессиональной подготовки военных лётчиков при изучении курсантами ВВАУЛ общеобразовательных дисциплин.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования используются в учебном процессе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков в рамках дисциплин, читаемых на кафедре физики и электротехники, а так же на кафедре конструкции и эксплуатации самолётов и двигателей и др. Результаты диссертационного исследования используются также психологическими службами КВВАУЛ при работе с курсантами, при обработке результатов тестирования и оценки профессионально важных качеств (ПВК) курсантов. Была выполнена научно-исследовательская работа (НИР) «Внедрение инновационных технологий обучения в образовательный процесс ВУЗов ВВС», шифр «Эстафета» № 30 622.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На этапе изучения общеобразовательных дисциплин будущими военными лётчиками подготовка их к обучению собственно профессиональным умственным действиям происходит развитием их способности выполнять интеллектуальные логические операции по параметрам содержания, сложности и скорости, направляя последовательность их изменения от решения общепредметных относительно простых задач к более сложным с последующим постепенным включением в них компонентов, всё более близких по своему характеру к профессиональным.

2. Развитие интеллектуальных способностей на этапе общеобразовательной подготовки будущих военных лётчиков обеспечивается использованием информационных технологий, отвечающих требованиям личностно ориентированного обучения и осуществляющих усложнение ситуаций и условий выполнения интеллектуальных логических действий в образовательной траектории каждого курсанта с учётом его индивидуальных особенностей и текущих результатов предыдущих действий.

3. Средствами развития интеллектуальных способностей военных лётчиков на этапе их общеобразовательной подготовки являются: компоненты учебно-методических комплексов, предусматривающие действия по решению задач интеллектуального развития (оперативного разрешения сложных учебных ситуаций) — виртуальные лабораторные работырегламентирование времени выполнения действийметодические разработки практических занятий с включением пунктов, которые обеспечивают проявление сообразительности, самостоятельности, творчества в разрешении сложных учебных ситуаций, ответственности за принятое решение- ——-расчётно-графические задачи, обуславливающие необходимость быстрого решения (самостоятельного выбора оптимального программного обеспечения и др.).

4. Эффективное развитие интеллектуальных способностей будущих военных лётчиков на этапе общеобразовательной подготовки обеспечивается действиями по модели, предусматривающей: предварительную подготовку банка задач, адекватных оптимальным направлениям, разным индивидуальным особенностям и уровням образованности курсантоввключение в виртуальные лабораторные работы ситуаций, обусловливающих необходимость быстрого решения сложных задач, в том числе создающих экстремально-проблемные ситуациивключение заданий, предусматривающих изменение рабочей ситуации во время выполнения действий по решению поставленной задачипроцессуальную структуру, состоящую из последовательно и во взаимосвязях осуществляемых: создания ситуации процесса развития текущей интеллектуальной способности (готовности педагога, курсанта и объекта действий) — образовательных действий, заключающихся в напряжённом поиске и быстром принятии решения.

Результаты исследования апробировались и внедрялись: в процессе участия в международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в том числе: 1П международной научной конференции «Актуальные проблемы науки и образования». — М.: «Академия естествознания», 2008 г.- XI научно-практической межвузовской конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе». — Краснодар: КВВАУЛ, 2009 г.- девятой Международной конференции «Физика в системе современного образования ФССО-07». — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 г.- апробация и внедрение по направлению исследования проводились на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова;

— — основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики КубГУ и кафедры физики и электротехники Краснодарского Высшего Военного Авиационного Училищаосновные положения, выводы, рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значения, содержатся в 31 публикации;

— акт приёмки и реализации научно-исследовательской работы (НИР) «Внедрение инновационных технологий обучения в образовательный процесс ВУЗов ВВС».

выводы.

1. Выявлены качества личности, развитие которых в период общеобразовательной подготовки повлияет на развитие профессиональных способностей во время профессиональной подготовки.

2. Найдены способы применения компьютерных и общеобразовательных технологий для создания адекватных образовательных ситуаций и наведения курсантов на продуктивные действия.

3. Разработаны адекватные способы выполнения конгруэнтных виртуальных лабораторных работ и методики развития творческих способностей.

4. Разработана модель развития интеллектуальных способностей курсантов в период их общеобразовательной подготовки.

5. Педагогический эксперимент показал эффективность применения разработанного способа развития интеллектуальных способностей курсантов в период общеобразовательной подготовки через формирование умений продуктивно мыслить в сложных ситуациях. Указанный подход создаёт прочную мотивацию развития ПВК.

6. Выполненное исследование открывает новые перспективы применения информационных технологий в профессиональном обучении курсантов в период их общеобразовательной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполненного исследования разработана система обеспечения развития интеллектуальных способностей информационными технологиями состоящая из:

— подготовки банка задач, соответствующих разным индивидуальным особенностям и уровням образованности курсантов;

— включения в учебную деятельность ситуаций, требующих быстрого решения сложных задач, в том числе создающих экстремально-проблемные ситуации;

— включение заданий, предусматривающих изменение рабочей ситуации во время выполнения действий по решению поставленной задачи;

— процессуальную структуру, состоящую из последовательно и во взаимосвязях осуществляемых: создания ситуации процесса развития текущей интеллектуальной способности (готовности педагога, курсанта и объекта действий) — выполнения образовательных действий, заключающихся в напряжённом поиске и быстром принятии решения:" ~ - —.

Из изученной научной литературы выявлено, что интеллектуальные способности — основные из всего перечня профессионально важных качеств военного лётчика. Поэтому исследование возможностей и условий развития* интел.

176 лектуальных способностей курсантов является одной из актуальных педагогических задач обучения в ВВАУЛ.

В результате психолого-педагогических исследований состояния развития интеллектуальных способностей курсантов, было установлено, что развитием этих способностей и других профессионально важных качеств военного лётчика в процессе обучения в ВВАУЛ занимаются только в конце третьего года обучения на первой лётной практике. Тем самым нарушаются принципы педагогики (преемственность, целостность, единство обучения и воспитания и т. д.) в достижении цели обучения — воспитание профессионала. Для успешного проведения этого процесса и быстрой адаптации курсантов к реальной профессиональной деятельности необходимо начинать подготовку к развитию профессиональных качеств с первого года обучения, на занятиях по предметам общего цикла.

Улучшение существующего состояния профессионального обучения и воспитания может произойти в результате преобразования объекта деятельности обучаемого, придания ему специфических характеристик, содержащих такие компоненты, которые вызывают действия, порождающие развитие памяти, мышления, внимания, воображения, а так же получения навыков умственной деятельности в неблагоприятных условиях и дефиците времени.

Построена модель обучения с использованием информационных технологий обеспечивающая развитие интеллектуальных способностей, показывающая основные компоненты процесса обучения как управляемой системы. Развитием её явились дидактические функционально-процессуальные модели, раскрывающие ту сторону действий преподавателя и курсанта, приёмов преподавания и учения, которые соприкасаются с информационными технологиями. Для полноты описания способов обучения с целью развития интеллектуальных способностей информационными технологиями разработано описание действий участников взаимодеятельности в процессе обучения содержанием учебно-методического учебного материала (действий, вызываемых компонентами-это-го материала).

Развитие интеллектуальных способностей в обучении заключается в том, что будет осуществлена подготовка курсанта к быстрой адаптации приобретен.

177 ных навыков умственных действий к реальным профессиональным действиям на первой лётной практике.

Процесс обучения необходимо организовать так, чтобы у курсанта как можно эффективнее развивались интеллектуальные способности. А этому хорошо способствует применение информационных технологий. Обучение с целью развития интеллектуальных способностей должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

1. принцип опережающей компьютерной подготовленности обучающих (преподавателей);

2. принцип максимального использования ресурсов;

3. принцип целесообразности применения информационных технологий;

4. принцип проблемности;

5. принцип экстремальности.

Введено понятие «умственные действия в неблагоприятных условиях» «упражнения при неблагоприятных воздействиях». Разработаны соответствующие способы выполнения заданий, лабораторных работ, контрольных работ и т. д.

Предложена методика отбора изучаемого материала, который целесообразно предъявлять курсантам в цифровом виде и удовлетворяющего информационным технологиям.

Разработаны задания для практических занятий, разработан лабораторный практикум с виртуальными моделями и другие виды занятий. Главным фактором, определяющим специфику этих методических разработок, является способ развития компонентов интеллектуальных способностей. Вид, содержание и набор неблагоприятных воздействий должны определяться в зависимости от конкретной учебной ситуации. По мере овладения навыков умственной деятельности и учебной работы в неблагоприятных условиях, задания и условия усложняются.

Методические указания, предназначенные для преподавателя, даны в пособии печатного вида и цифрового. ——;

Обязательные компоненты пособия или указаний на экране монитора для курсантов следующие: задания и условия его выполнения, должны создавать обучаемому трудности оптимального уровняответы, заносимые в компьютер

178 ную программу, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ответам и действиям (в том числе и умственным) курсантов.

Разработаны дидактические требования к учебным заданиям, процедура их составления, предусматривающие самостоятельную работу курсанта, с проблемными элементами, с моментами творчества, с несколькими уровнями сложности и неблагоприятных воздействий.

Выведена система дидактических требований к программному обеспечению информационных технологий (расположение приборов, стрелочные приборы и т. п.).

Анализ учебной, в том числе и умственной деятельности курсантов путём рассмотрения компонентов интеллектуальных способностей, построения и рассмотрения в действии модели педагогического процесса показал, что на всех этапах выполнения задания с использованием информационных технологий обучаемый выполняет полезную работу для развития его интеллектуальных способностей.

Проведённые педагогические эксперименты показали эффективность технологии развития интеллектуальных способностей информационными технологиями. Это подтверждено применением ЦТ-критерия Манна-Уитни для выявления различия между экспериментальной группой, в обучении которой применялись информационные технологии для развития интеллектуальных способностей и контрольной группой, учебный процесс которой происходил по обычным стандартным технологиям. Достоверность эффективности подтверждена также результатами анкетирования, как курсантов, так и преподавателей.

Интеллектуальные способности курсантов развиваются, курсанты более подготовлены к первой лётной практике, к первой профессиональной деятельности, если с первого года обучения на занятиях по дисциплинам общего цикла проводятся занятия с целенаправленным использованием информационных технологий.

Результаты исследований последних лет и данная работа, в частности, доказывают, что использование информационных технологий, ставших-неотъ-емлемой частью современного образования, не приводит автоматически к развивающему эффекту, если не будет специально создана ситуация развития соответствующих способностей.

При использовании нашей модели в обучении курсанты не ощущают переутомления, так как увлеченыпроцессом, заняты разнообразными по форме, содержанию и насыщенности действиями, при которых часть трудоёмких операций (сложные расчеты, построение графиков и т. д.) выполняются на компьютере быстро, без потери времени. Усилия курсантов направлены на логическое мышление (как сделать, чтобы получить нужный результат, что выполнять на следующем этапе), на поиск необходимых в данный момент и имеющихся в запасе знаний, на пополнение базы знаний новой дополнительной информацией в каждой конкретной предметной области, на приобретение навыков умственной деятельности в неблагоприятных условиях.

В эмоциональной сфере обучаемые проявляют старания, так как заинтересованы и стремятся показать хороший и отличный результаты, что подкрепляется получаемыми оценками.

Разработанное методическое обеспечение обучения с целью развития интеллектуальных способностей информационными технологиями можно применять преподавателям других дисциплин.

Организаторам образовательного процесса в ВВАУЛ, психологическим службам даются сведения о ценности методов и приёмов обучения с целью развития интеллектуальных способностей, основного профессионально важного качества военного лётчика информационными технологиями.

Наше применение технических средств, предоставляет педагогам дополнительные возможности для обучения и воспитания профессионала. Разработчикам программных средств даётся конкретный заказ.

Получившие распространение информационные технологии позволяют разрабатывать и осуществлять действия преподавания по развитию профессиональных качеств военного лётчика, заключающиеся в создании проблемных ситуаций, возможности творческой и самостоятельной работы, предоставления выбора среды, в которой будет выполняться работа, предоставления возможности считывать информацию с различных источников, сопоставлять-еёрперево-— дить её в реальные образы и принимать решения, возможности контролировать работу курсанта на любом этапе её выполнения и корректировать сложность самого задания и условий его выполнения.

Применение разработанной нами системы обеспечения обучения информационными технологиями для развития профессиональных качеств, подготавливает курсанта к первой профессиональной деятельности, к первой лётной практике, даёт возможность адаптироваться к этой деятельности за меньший промежуток времени.

Применение этой системы способствует решению правительственных задач в образовании — это повышение качества образования, в том числе и профессионального и информатизация образования.

В дальнейшем научно-педагогические работы в этом направлении могут быть следующими:

— модель представленного педагогического процесса конкретизировать по специальностям (по профессиограммам): дальняя авиация, транспортная, истребительная, авиациявертолётчики, штурманы, офицер боевого управления (управление воздушным движением);

— усовершенствование и подборка новых методик с использованием информационных технологий (актуальных на каждый момент времени), расширение использования компьютерных возможностей (что связано с развитием программного обеспечения);

— исследование взаимосвязи между развитием интеллектуальных способностей и развитием других профессионально важных качеств военного лётчика.

Немаловажными проблемами представляются также:

— вопрос психологической подготовленности современного преподавателя в плане возможности осуществления им различных аспектов педагогического содействия развитию интеллектуальных способностей курсантов;

— вопрос о влиянии старших командиров на развитие ПВК и возможность саморазвития курсанта в будущем;

— вопрос о связи компьютерных технологий и педагогического мастерства в образовательном процессе, о возможном негативе от существенного пере-вёсакомпьютерныхтехнологий в учебном процессе. ~;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Проверьте свои способности. — М. 1972. 121 с.
  2. Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 2000.
  3. .С. К проблеме пространственной ориентировки лётчика / Тезисы докладов на совещании по вопросам психологии труда. М., 1957. С. 55−56.
  4. .С. Некоторые вопросы психологии лётной деятельности / Материалы конференции по авиационной и космической медицине. М., 1963. С. 18−23.
  5. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении / Н. В. Амяга. // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.
  6. .Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  8. .Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей. / Под ред. В. Н. Мясищева, М.: АПН РСФСР, 1962.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1969.
  10. А. Психологическое тестирование / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982.
  11. A.A., Барабанщиков A.B. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. М.: ВУ, 1996. — 103 с.
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  13. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1977.
  14. A.A. Функционирование психологических знаний в педагогике: методологический аспект. / A.A. Арламов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар 14−15 октября 2002 г. Краснодар, 2003. С. 15−16.
  15. Т.И. Методологический аспект проблемы-способностей—АН СССР. Институт психологии. Москва. Наука, 1977, С. 184.
  16. А.И. Конструирование профессиональных компонентов курса математики с применением новых технологий обучения / А. И. Архипова, С. П. Грушевский, A.B. Карманова. Краснодар: КубГУ, 2004. — 62 с.
  17. Архипова А: И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике. Дис. д-ра пед. наук. М., 1998.
  18. К.К. К «одной из систем.». // Журнал «Вираж над Качей». 1923. № 2.
  19. А. Г. Образование России от культуры полезности к культуре достоинства. // Воспитание школьника. — 1995. — № 5.
  20. А., Ягодин Г. Образование как расширение возможностей личности // Вопр. Психологии, 1982.- № 1−2. -С. 7.
  21. А.П. Дидактическая структура учебной ситуации / А.П. Аста-дурьян, Э. Г. Малиночка // Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях: Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. 4.1. Славянск-на-Кубани, 2003. — С. 10−14.
  22. А.П. Интеграция учебных ситуаций в процессе обучения: Автореферат / А. П. Астадурьян. Краснодар, 2005.
  23. ПР. Политехнический принцип в обучении школьников. М., 1976. -192 с.
  24. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. — 254 с.
  25. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский: Москва: Педагогика, 1989.
  26. П. Чтобы модель была зримой.// Авиация и космонавтика 1977.№ 12.
  27. A.B., Иванов В. Г. Солдатами не рождаются // Педагогика. -М.: 1995.-№ 2.
  28. С.Я. Производственная педагогика. М., 1976. -688 с.
  29. В.П. Педагогическая поддержка процесса индивидуализации человека в образовании. / В. П. Бедерханова // Сб. научных трудов. Вып. 3. Психологические проблемы самореализации личности. — Краснодар, 1998.
  30. В.П. Профессиональное становление личности учителя в контексте образования взрослых / В. П. Бедерханова // Сб. научных статей. — Краснодар, 2001.
  31. Г. Т. Небо’начинается на земле. М., 1076. — 256-С:---
  32. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. — М., 1978.
  33. Г. Т., Пономаренко P.A. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1983. №'1. С. 23−32.
  34. Бертран Рассел. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями-от античности до наших дней. М., 2001.
  35. ., Катаев Л. Гражданскому обществу Институт социальных педагогов // Педагогика. 1992. — № 5. — С. 38:
  36. А. А «Как становятся великими и выдающимися», М, 1997.
  37. А. А. «Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения», М., 1998.
  38. A.A., Столин В. В., Аванесов B.C. Общая психодиагностика. WORD, 2006 г. 440 с.
  39. В.А. Медико-психологические вопросы профессиональной надёжности // Военно-медицинский журнал. 1984. № 4. С.42−44.
  40. Бодров*В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: Per Se, 2001, С. 504.
  41. Л.Ф. Как и чем измерить интеллект? //Психологическая газета. -2000. Март № 3/54. С. 20−21.
  42. Бурлачук Л.Ф. TAT старейшина проективных тестов //Психологическая газета. — 2000. Февраль № 2/53. — С. 10−11.
  43. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: «Наукова Думка», 1989.
  44. В.В., Кротов A.A. История философии: Учебник для вузов. М., 2005.
  45. , Л.Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.
  46. Военная педагогика и-психология / Под редакцией A.B. Барабанщикова.,-М.: Воениздат. 1086. 240 с.
  47. JT.С. Педагогическая психология. — М., 1991. 480 с.
  48. П. Я. Психология мышления: и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966//Введение в психологию. М., 1976.
  49. С.Г. Вопросы психологии труда // Психол. наука в GGCP. -1960.-Т.2.-С. 237−362.
  50. С.Г. Предвосхищающие реакции в деятельности лётчика. // Авиационная и космическая медицина. М-, 1963.
  51. С.Г., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. О некоторых особенностях поведения лётчика в опасной ситуации. // Вопросы эргономики. М., 1970.
  52. Г. Г. Вопросы методики лётного обучения: М: Оборонгиз, 1953, с. 272.
  53. Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132−135.
  54. М., Лойд Л. «НЛП в педагогике». Год издания: 2001, Издательство: Институт общегуманитарных исследований, Серия: Нейро-лингвистическое программирование ISBN: 5−88 230−109−4.
  55. С.П., Добровольская Н. Ю., Кольцов Ю. В. Организация учебного процесса на основе нейросетевой компьютерной обучающей системы. Журнал «Вестник АГУ». Выпуск 7 (35) 2008, с. 154−159.
  56. С.П. Учебно-информационные комплексы: дидактические проблемы проектирования / Под ред. Э. Г. Малиночки. СПб.: Изд. РГПУ, 2001.
  57. Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1995. 115 с.63: Давыдов В. В. О теориях развивающего обучения. // Магистр. -1996. № 1.—С.-7−22.
  58. С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования У будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т- ТОО Науч.-пед. центр «Уникум». Екатеринбург, 1998. — 298 с.
  59. Н.Ю. Компьютерные нейросетевые технологии как средство индивидуализированного обучения студентов физитко-математических специальностей. Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. — Краснодар- 2009.
  60. Доброленский.Ю.П: и др: Методы-инженерно-психологических исследований в авиации. М.: Машиностроение, 1975.
  61. Доброленский Ю. ТХ, Пономаренко В. А. Образ полёта// Авиация и космонавтика. 1976. № 4, с. 18−19.
  62. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.', 1996.
  63. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 32−37.
  64. В.Н. Психология общих способностей.- 2-е изд. СПб.: Питер, 1999.
  65. А.П. и др. «Основы информатики и вычислительной техники». Учебник для 10−11-ых классов средних школ. -М.: Просвещение, 1985.
  66. Л.Ф. и др. Курс военной психологии. Часть 2. М.: ВУ, 1995. — 254 с.
  67. Д.Н. Профессиональные4 способности как синтез психических потенциалов человека. Психологические исследования-проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  68. Д.Н. Психологическая структура способностей. Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
  69. Д.Н. Психологический анализ* оперативного мышления. М., 1985.- 186 с.
  70. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций* между человеком и автоматом // Вопросы психологии. № 3. С. 3−12.
  71. Н.Д., Пономаренко В. А. Особенности восприятия лётчика в полёте по приборам. М.: ВВС, 1975.
  72. Г. А. Философия Дж. Локка. М., 1959.
  73. Г. В. Выдающиеся русские лётчики. М.: Воениздат, 1953.
  74. С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н- Ника-Центр- 2001. 352 с.
  75. Зинченко В- Проблемы-гуманизации и социальной ответственности.//-Вопр. философии. 1989. № 1. — С. 8−10.
  76. В.П. Принципы и заповеди психологической педагогики // Магистр. 1996,-№ Т.-С. 13−25.
  77. A.A. Концепция интенсивного обучения. М.: Ассоциация «Кадры», 2000. — 76 с.
  78. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  79. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985 г.
  80. К. Педагогическая диагностика Пер с нем. — М.:Педагогика, 1999.
  81. История педагогики. / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2003.
  82. К истории отечественной авиационной психологии / Документы и материалы. М.: Наука, 1981.
  83. С. Б. Мотивация труда. М.: Институт психологии РАН, 1998.
  84. В.А. «Информатика». Учебник для студентов в вузов. М.: ИН-ФРА-М, 1999−2003.
  85. Я. Великая диктатура. Педагогическое наследие. М.: 1989.
  86. Е.П. Развитие интеллектуальных способностей будущего военного лётчика средствами информационных технологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 116: Научный журнал г- СПб., 2009. С. 151−156. —
  87. Е.П. Развитие интеллектуальных способностей курсантов в процессе обучения в высшем военном авиационном училище лётчиков (ВВАУЛ) //
  88. Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология-. 2009. № 3 (47).' С. 51−57.
  89. Е.П., Ерлагаев В. Ш. Информационные технологии в преподавании // Труды Седьмого международного симпозиума «Интеллектуальные системы» (ШТЕЬ8'2006). Москва, Краснодар, 2006 г. С. 598−601.
  90. В.Г. Университетское образование: его настоящее и будущее // Магистр. 1995. — № 3. — С. 1−9.
  91. Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.
  92. А. Г., Мясищев В. Н., Психологические способности человека, т. 2, Л., 1960.
  93. В.В. Развитие отечественной военно-педагогической теории и практики в XVIII — начале XX веков: Автореферат дис. д-ра педагог. Наук. -М., 1968.
  94. Концепция информатизации учебного процесса". Москва 2004 г., НОУ «Академия электронной дидактики».
  95. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  96. Н., Кремень М. Методика опорных точек // Авиация и космонавтика. 1983. № 6. С. 26- № 7. С.28−29.
  97. Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М.: АПН РСФСР, 1984.
  98. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971.
  99. А. Н., О формировании способностей, «Вопросы психологии», 1960, № 1.
  100. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. 1960. № 4. С.23−39.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  102. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Мысль, 1972.
  103. А.Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа // Восприятие и деятельность. М.: МГУ, 1976. — С. 209−267.
  104. А.Д., Столин В. В. Восприятие пространственных свойств предметов // В кн.: Познавательные процессы: ощущение, восприятие. -М., 1982.-С. 246−276.
  105. Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3 т. Т.1. М.: Мысль, 1985. С. 621.
  106. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М: .' Педагогика, 1991." ——---
  107. .Ф. Деятельность человека-оператора в системах «человек-машина» // Вести. АН СССР. 1975, № 1, с. 51−60.
  108. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-443 с.
  109. Ломов-Б.Ф. Человек и техника. М., 1966. — 484 с.
  110. .Ф., Венда В. Ф. Современная научно-техническая революция и задачи прикладной психологии / Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981.С. 3−14.
  111. .Ф., Сурков>Е.М. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980.-219 с.
  112. А., Еримбетова С., Ахметжан Б. Диалог суть технологий обучения // Высшее образование в России — 2004 — № 3 — С.116−118.
  113. A.C. Сочинения в 7 т. М., 1957−1958. — Т. 4. — С. 39.
  114. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения / Э. Г. Малиночка. Под ред. A.A. Кирсанова. Саратов, 1989. — 184с.
  115. Э.Г., Маричев И. В. // Пространство современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, ООО Издательство «Кубань-Книга», 2009. — С. 9−17.
  116. З.А. Дети риска глобальная проблема // Педагогический поиск. — 1995.-№ 3−4.
  117. С.П. Актуальные проблемы современной педагогики. // Образование: исследовано в мире, http :// www / oim / ru.
  118. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс. На соиск. степени д-ра психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.
  119. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  120. К., Энгельс Ф. Соч. т. 20.
  121. А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. — СПб.: Питер., 2003.-392 с.
  122. В.Л. Тревоги и надежды высшей школы России // Педагогика. -1995. -№ 3.- С. 3−6.
  123. Менчинская НАгПроблемы учения и умственного развития школьника. М, 1989 г.
  124. Методическое пособие по изучению индивидуально-психологических качеств летного и курсантского состава", Военное издательство МО, 1960.
  125. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  126. В. Э: Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 129−139.
  127. И. С. Философия Дж. Локка. М., 1960.
  128. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007, 392 с.
  129. Национальная доктрина образования в^ Российской Федерации // Матер. Всерос. совещ. работников образования. М., 2000. — 7 с.
  130. Р. С. Основы психологического консультирования. Учеб. Для студ. Педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 527 с.
  131. Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984. — 201 с.
  132. Т. Основы дидактики профессионального обучения. М., 1976. — 280 с.
  133. О долге и чести воинской в Российской Армии. -М.: Воениздат, 1991.-451 с.
  134. П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орловский государственный технический университет. — Орел, 2000. — 145 с.
  135. Общая психология. 3-е изд. / Под ред. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981.
  136. Организация и проведение профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ", М., 2002.
  137. H.H. Хочу как птица. — Казань. 1993.- 312 с.
  138. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 704с. Модификация с учетом учебного плана по специальным дисциплинам с использованием нормативов «Руководства, по летной эксплуатации Л-39».
  139. Отчёт о работе Российской Академии образования за 1995 г. — 1996.
  140. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988.
  141. Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  142. А. В., Способности и труд. М., 1966. -
  143. М.Ф. Основы методики лётного обучения. М.: Изд. Аэрофлота, 1945.
  144. . Избранные психологические труды. М., 1994.
  145. К.К. От каждого по способностям// Наука и жизнь. 1966. № 7. С. 127−129.
  146. K.K. Проблемы способностей, М.: Наука, 1972.
  147. К.К. Психология лётного труда. М.: Воениздат, 1960.
  148. К.К. Человек в полёте. М.: Воениздат, 1957.
  149. К.К., Голубев Г. Г. К теории обучения ориентировке в полётах по приборам. -М., 1958.-С. 106−110.
  150. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.
  151. , И.П. Педагогика / И. П. Подласый. — Москва: Просвещение, Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
  152. .Л. Лётчику о психологии. М.: Воениздат, 1974.
  153. .Л. Психологический отбор курсантов в лётные училища // Военно-медицинский журнал. 1962. № 10. С.54−56.
  154. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  155. В.А. Военный лётчик: Профессионализм. Духовность, личность // Авиация и космонавтика. 1992. — 8. — С. 2−3.
  156. В.А. и др. Психологические особенности освоения полётов с использованием систем автоматического управления. М.: ВВС, 1978.
  157. В.А. Психология духовности профессионала. М.:ПЕР СЭ, 2004.-256 с.
  158. В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск, 2006, «Поликом», 629 с.
  159. В.А. Страна авиация чёрное и белое. М.: Наука. 1995. — 288 с.
  160. В.А. Этапы развития проблемы безопасности полётов в авиационной медицине // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1986. № 3. С. 12−19.
  161. В.А., Ворона A.A., Алешин СВ. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 16−28.
  162. В.А., Ворона A.A., Алешин СВ. Развитие теоретических концепций пространственной ориентировки человека в особых условиях жизнеобеспечения // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 42—51.
  163. В.А., Ворона A.A., Гандер Д. В. Психологические предпосылки перспективных методов обучения лётчиков / Актуальные вопросы. психофи-зиологической подготовки лётного состава. М.: Воениздат, 1990, С. 73−76.
  164. В.А., Ворона A.A., Запарный H.H. Психофизиологическое обоснование использования технических средств при подготовке лётного состава. // Вопросы*психологии. 1990. № 3. С. 40−48.
  165. В.А. Психология жизни и труда лётчика. М.: Воениздат, 1992.
  166. В.А., Завалова Н. Д. Психология поведения лётчика в аварийной ситуации. М.: ВВС, 1975.
  167. Р.В. Методологические условия применения психологических знаний в педагогическом исследовании. Автореферат / Р. В. Почтер. Краснодар, 2006. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
  168. Проект «Информатизация системы образования» Электронный ресурс. // http://www.ural-chel.ru/guon/mform.htm.
  169. Психологическая подготовка лётчика. М.: Воениздат, 1983.
  170. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Издательство Питер, 2006. С. 1096.
  171. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  172. Психофизиологическая подготовка лётного состава. М., 1989.
  173. В.П. Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1965.
  174. Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ. Методическое пособие. Москва Челябинск Издательство «Версия», 1997 г. с. 416.
  175. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск: Высшая школа, 1984.
  176. В., Кузнецов В. Мысленная модель // Авиация и космонавтика. 1977. № 9. с. 20−21.
  177. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
  178. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.
  179. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.
  180. СЛ. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М., 1976. 416 с.
  181. C.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории: Проблемы общей’психологии. М.: Просвещение, 1976.
  182. Русский морской-и воздушный флот, сооруженный на добровольные пожертвования. Иллюстрированный очерк. СПб., 1913.
  183. Н.М. Методология и технология, профессиональной, подготовки социальных педагогов в вузе. М.: МОСУ, 1999. — 153 с:
  184. Н.М. Теоретические основы личностноразвивающего обучения будущего учителя (с учетом этнопедагогических особенностей). М.: МПУ, 2000. — 240 с.
  185. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». Сост. Фрумин И. Д., Соболев E.H., Авдеева С. М., Кашицин В. П. и др. М.: Локус-Пресс, 2003.
  186. К. Если образ полета искажается. // Авиация и космонавтика. 1976. № 6. с. 10−11.
  187. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007, С. 350.
  188. Скальский И: А. Компьютеризация информационного обеспечения тактической подготовки в вузе: Автореф. дис. кан. воен. наук. М.: ВА БТВ, 1994.-с. 18.
  189. В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 576 с.
  190. С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.htnil.
  191. В. В. Европейская философия 15−17 веков. М., Л984.
  192. B.C. Интеллект главный-потенциал и ресурс нации. // Стратегические ресурсы России. — М., 1995.
  193. Р.Л. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006. С. 589.
  194. P.JT., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
  195. A.M. Логическая структура учебного материала / A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1974.
  196. Столяренко Л: Д. «Основы психологии. Практикум» /Ред. Л.Д. Столярен-ко/, Ростов на Дону: «Феникс», 1999.
  197. Н. Не «собирать стрелки» //Авиация и космонавтика. 1977. № 8. С. 2223. I
  198. .М. Избранные труды: В 2 -х т./ Ред.-сост. Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1985.
  199. .М. Проблема одарённости // Советская педагогика. 1940. № 4/5. С.146−155.
  200. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.:АПН РСФСР, 1961.
  201. .М. Способности и одарённость. Учебные записки ГосНИИИ психологии. Т. 2. М., 1947.
  202. Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966.
  203. П., Пиаже Ж. (сост.). Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 2.
  204. X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860 с. 68.
  205. М.А. Из сборника статей «Новое время новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика», выпущенного по материалам конференции, посвященной 100-летию Л. В. Занкова. 2001 г.
  206. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Томск, 1996.
  207. М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 125 129.
  208. М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности. // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 54−60.
  209. В. Образ полёта есть! // Авиация и космонавтика. 1977. № 5. С. 12−13.
  210. В.В. Совмещение действий при обучении сложному двигательному навыку. Известия АПН РСФСР, 1958. Вып.-91.- -
  211. В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 102−111.
  212. В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116−132.
  213. В. О реальной добродетельной педагогике. Сов. Педагогика. -1996. -№ 1.- С. 43.
  214. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.
  215. В.Д. О содержании понятий «способности» и< «одарённость» // Психологический журнал. 1983. № 5. С. 3−10.
  216. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. № 5. С. 13−26.
  217. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  218. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: 1993.- 181 с.
  219. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979.
  220. В.Б., Тимченко A.B., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2002. 688'с.
  221. Л.З. Информатика, 10−11. Издательство «Просвещение». Каталог 2004.-420 с.
  222. . В.Л. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки: Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М., 1989.
  223. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
  224. Г. М. Педагогические основы формирования непрерывного образовательного пространства «Школа технический вуз». — Дис. д-ра пед. наук. — Воронеж, 2001.
  225. В.П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991. — 64 с. — (Новое в жизни, науке. Сер.: «Культура и религия" — № 1).
  226. М. Г., История психологии. М., 1966.
  227. Albrecht К. Brain power. Learn to improve your- thinking skill-//-Eglewood Cliffs (N.J.). Prentice-Hall, 1980. 312 p.
  228. Anderson J. A. Cognitiv and its implication. 3 ed. N.Y., W.H. Freeman, 1990.
  229. Cattell R., Eber H. Manual for forms A and В sixteen personality factor questionnaire. Chapt. Ill: Institute for Personality and Ability Testing. 1966.
  230. Charles Edward Spearman. Human ability. / with L. Wynn Jones, 1950.
  231. Eysenk H.J. The structure and measurement of intelligence / With contributions by Fulker D.W. etc. Springer-Verl., 1979. — V. 15. — 191 p.
  232. Harzberd F. Motivation to work. N.Y. Willey, 1959.
  233. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.
  234. Maslow A. Theory of human motivation // Psychol. Rew. 1943. № 50.
  235. Sternberg P.Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74. № 2. P. 137−143.
  236. Vroom V.H. Work and motivation. N.Y.: Villey, 1964.
  237. Welford A.T. In: Industrial and business psychology, Munksgaard, 1962. p. 182−194.254. http://m.wikipedia.0rg/wiki/^0pMa4H0HHbie технологии.
Заполнить форму текущей работой