Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
Особенность современной ситуации, в которой осуществляется профессиональная подготовка студентов, заключается в том, что, с одной стороны, на фоне гласности и демократизации общества высшая школа получила самостоятельность в решении актуальных задач подготовки молодых специалистов, а с другой, общество предъявляет высокие требования к культуре личности, в том числе личности специалиста с высшим… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
- 1. 1. Научно-теоретические подходы к раскрытию сущности профессионального самоопределения
- 1. 2. Условия и факторы профессионального самоопределения
- 1. 3. Билингвальное обучение как особое условие профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
- 2. 1. Сущностные характеристики факторов и условий профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
- 2. 2. Динамика процесса профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
- Выводы по главе 2
Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Исследование проблемы профессионального самоопределения в российской педагогике представляется актуальным с точки зрения потребностей современного общества. В условиях экономических и политических изменений в жизни возрастает интерес к специалисту, способному к самореализации, самовыражению, саморазвитию, а также профессионально компетентному, умеющему мыслить и действовать самостоятельно. Но потребности общества сильно опережают достигнутый высшей школой уровень подготовки выпускников.
Особенность современной ситуации, в которой осуществляется профессиональная подготовка студентов, заключается в том, что, с одной стороны, на фоне гласности и демократизации общества высшая школа получила самостоятельность в решении актуальных задач подготовки молодых специалистов, а с другой, общество предъявляет высокие требования к культуре личности, в том числе личности специалиста с высшим образованием, и требует соединить профессионализм в работе с высокой культурой общения и поведения. Следовательно, повышение качества подготовки специалистов, ускорение темпа их профессионального становления выступает одной из актуальных социальных потребностей. Не случайно Российская Академия образования в качестве задачи научно-исследовательской деятельности определила разработку проблем профессионального самоопределения молодежи в современных условиях становления рыночной экономики в стране. А это требует усиления профессиональной и личностной составляющей образовательного процесса в современном вузе.
Чтобы соответствовать требованиям времени, студент в процессе обучения должен не только приобрести фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в самосовершенствовании, в самообразовании, в овладении знаниями в течение всей своей активной жизнедеятельности. Личность становится активным субъектом профессионального развития и личностного роста.
Такой подход требует показателя, который бы характеризовал профессиональное развитие личности, ее готовность к профессиональной деятельности. Решение этой проблемы исследователи связывают с профессиональным самоопределением, являющимся приоритетным направлением образовательной политики.
Профессиональное самоопределение — длительный процесс согласования личностных и социальных потребностей, продолжающийся на протяжении всей жизни. От того, насколько каждый человек готов обнаружить в себе профессиональные способности, соответствующие личным планам и возможностям их реализации, зависит успешное включение его в систему социально-экономических связей и его социальное самочувствие. При детальном исследовании проблемы профессионального самоопределения весьма актуальным становится изучение его структуры, включающей самые различные компоненты.
В педагогической науке имеется достаточное число методологических, теоретических, прикладных исследований по различным аспектам профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи. В них раскрываются фундаментальные вопросы профессиональной подготовки (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, В. А. Полякова, М. Н. Скаткин, Н. Н. Чистяков и др.) и сущностные характеристики профессионального самоопределения (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, В. И. Журавлев, М. Р. Гинзбург и др.) — освещаются вопросы влияния возрастных особенностей на процесс профессионального самоопределения (Л.И.Божович, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, А. В. Мудрик и др.) — говорится о педагогических условиях профессионального самоопределения (Т.А.Буренова, О. А. Коротун, Г. П. Ников, И. А. Сазонов, С. Н. Чистякова и др.);
В ряде работ рассматриваются вопросы подготовки студентов педагогических вузов (М.А.Архипова, Л. А. Завацкая, Л. А. Кухарева, А. Н. Магомедов и др.) — профориентации школьников (К.Ш.Ахияров, Г. Н. Волков, В. Д. Симоненко и др.) — принципы отбора содержания подготовки и повышения квалификации учителей (Е.П.Белозерцев, Т. Г. Браже, И. П. Глинская, А. Н. Зевина, О. С. Орлов, Р. М. Шерайзина и др.).
Однако, несмотря на обращение исследователей к проблемам, связанным с профессиональным самоопределением, в науке еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для осмысления сущности и структуры профессионального самоопределения, не определены факторы и условия его становления.
Актуальность исследования определяется противоречием между потребностью общества в специалистах, самоопределившихся в своей профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью механизмов, влияющих на процесс профессионального самоопределения студентов.
Кроме того, учебные учреждения, учитывая новую концепцию образования в России, включающую в себя переосмысление не только содержательного, но и структурного компонента, наряду с традиционными формами обучения интенсивно развивают его альтернативные технологии, ищут свой неповторимый облик. В связи с этим возникает необходимость исследовать профессиональное самоопределение с учетом особых условий, которыми в данной работе определены особенности билингвального обучения.
Учитывая актуальность профессионального самоопределения и недостаточное раскрытие в науке особенностей, влияющих на развитие данного процесса, мы определили тему нашего исследования «Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей».
Цель исследования: раскрыть теоретические основы профессионального самоопределения будущих учителей и выявить факторы и условия, влияющие на этот процесс в педагогическом вузе.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: совокупность факторов и условий профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.
Исходя из цели исследования, мы выдвинули гипотетическое положение: процесс профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей будет эффективным, если обеспечивается взаимосвязь влияющих на него факторов и условий, среди которых решающее значение имеют:
— качество образовательного процесса, при котором реально достигается готовность выпускника вуза к педагогической деятельности;
— общественно-педагогическая практика студентов, требующая сочетания профессиональной и социальной компетентностей и основанная на взаимодействии учебного заведения с различными социальными партнерами, заинтересованными в работе будущих учителейбилингвальное обучение как способ поликультурного образования студентов и особое условие профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения.
2. Исследовать особенности организации профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.
3. Осуществить диагностику профессионального самоопределения будущих учителей.
4. Выявить условия и факторы профессионального самоопределения в высшей школе и раскрыть их взаимосвязь.
5. Изучить возможности влияния особых условий (билингвального обучения), связанных со спецификой конкретного педагогического вуза, на профессиональное самоопределение студентов. Теоретико-методологической основой исследования выступили:
— идеи ведущих ученых по проблеме личностного и профессионального самоопределения (М.Р.Гинзбург, А. В. Мудрик, В. К. Осницкий, Н. С. Пряжников и др.) — концепции профессионального становления личности (Н.С.Глуханюк, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов и др.);
— теория профессиональной ориентации (А.Е.Голомшток, В. И. Журавлева, Е. М. Павлютенкова и др.);
— основы личностно-ориентированного обучения (Л.Г.Вяткин, М. В. Кларин, В. В. Сериков и др.).
— теоретические положения о билингвальном обучении (В.Бутцкамм, Н. Мэш, М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин, C.B. Шубин и др.).
Методы исследования:
Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемесовокупность эмпирических методов: анкетирование, беседы, интервью, контент-анализ учебных планов и образовательных программ, проектирование, моделирование, педагогический эксперимент. Для обработки эмпирических данных использовалось ранжирование.
База исследования: психолого-педагогический факультет НовГУ имени Ярослава Мудрого, спецификой которого является билингвальное обучение как особое условие профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.
Этапы исследования:
На первом этапе (1998;1999 гг.) — изучались различные источники по проблемам самоопределения и профессионального самоопределения личности, теории и практики профессиональной ориентации, определялась методологическая основа исследования. Проводился диагностический этап эксперимента с целью выявления состояния процесса профессионального самоопределения студентов.
На втором этапе (1999;2000 гг.) осуществлялся анализ концепции факультета, ее потенциальные и реальные возможности влияния на профессиональное самоопределение студентов, уточнялась гипотеза исследования и критерии профессионального самоопределения, разрабатывалась методика определения уровней профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.
На третьем этапе (2000;2001 гг.) проводилось повторное диагностическое исследование профессионального самоопределения студентов с целью выявления динамики этого процесса, анализ результатов эксперимента, оформление исследовательской работырезультаты внедрялись в практику работы вуза.
Положения, выносимые на защиту:
1) Теоретическое обоснование сущности профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей как процесса формирования и осмысления индивидом своего профессионального «Я».
2) Структура процесса профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, включающая его различные этапы: формирование у человека личного «я" — формирование личного взгляда на профессиювыбор профессиипроцесс профессиональной подготовкиосознание себя профессионалом.
3) Сущностные характеристики факторов (целостность, иерархичность, разнокачественность) и условий (гетерогенность, лонгитюдность, ситуативность) и особенности их влияния на профессиональное самоопределение будущих учителей. 4) Педагогические возможности билингвального обучения как компонента поликультурного образования и особого условия профессионального самоопределения студентов. Научная новизна исследования:
— раскрыта сущность и структура процесса профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей;
— выявлены и теоретически обоснованы ведущие факторы и значимые условия профессионального самоопределения будущих учителей;
— проанализированы возможности билингвального обучения как особого условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей;
— представлены характер и особенности взаимовлияния условий и факторов. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан диагностический инструментарий для определения динамики профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, разработана билингвальная образовательная программа, учитывающая коммуникативную, познавательную и культурообразующую функции языка. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования высшего педагогического образования, при составлении методических рекомендаций для абитуриентов и студентов педагогических специальностей, при чтении курсов по педагогике и методике преподавания иностранного языка.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась четкостью методологических позиций, внутренней непротиворечивостью теоретических выводов, разнообразием методов, адекватных поставленным целям и задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа, внедрением результатов исследования в практику.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на ежегодных научно-практических конференциях в НовГУ имени Ярослава Мудрого (1998 — 2001 г. г.) — на Международной научной конференции по проблемам теории и практики инновационного менеджмента в социальной сфере (Великий Новгород, 1999, на заседаниях кафедры педагогики НовГУ имени Ярослава Мудрого (1998;2001), через публикации материалов исследования (1998;2001). Внедрены в практику кафедры билингвального обучения НовГУ имени Ярослава Мудрого спецкурсы: «Билингвальная педагогика и психология», «Теория и практика билингвального обучения" — разработано учебно-методическое пособие «Теория и практика билингвального обучения».
Структура диссертации отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Выводы по 2 главе.
Таким образом, задачи, поставленные в этой главе, полностью решены.
В главе дано обоснование сущностных характеристик факторов и условий, влияющих на профессиональное самоопределение студентов педагогических специальностей, которые были выявлены в ходе теоретического анализа.
Установлено, что реализация концепции психолого-педагогического факультета Института непрерывного педагогического образования НовГУ, способствует профессиональному самоопределению студентов.
Кроме того, в главе указано, что профессиональное самоопределение состоит из трех компонентов (мотивационно-целевого, интеллектуально-содержательного и рефлексивно-оценочного) и соответствует трем уровням (низкому, среднему и высокому).
На основе разработанного подхода модернизирована методика изучения уровней профессионального самоопределения студентов. В качестве средства изучения предложены: тесты «Выраженность потребностей в достижениях» и «Мотивы оценки и самооценки профессионально важных качеств», а также модификация методики «ОДАнИ». При проектировании этих средств изучения использовались принципы доступности, экономичности и оперативности. Как показала апробация методики, она является достаточно надежной и простой в применении. С ее помощью определена динамика развития профессионального самоопределения студентов ППФ НовГУ. Полученные данные были сопоставлены с результатами подробного изучения выявленных в ходе теоретического анализа факторов и условий, влияющих на профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Разносторонний анализ исследуемой проблемы позволил понять особенности условий и факторов профессионального самоопределения будущих учителей и сделать ряд обобщающих выводов:
1. Профессиональное самоопределение будущего учителя можно рассматривать как осознание индивидом себя в процессе профессиональной подготовки к педагогической деятельности, в ходе которой он имеет возможность самоутверждаться и самосовершенствоваться как учитель. При этом оно является управляемым процессом, под которым следует понимать сложную систему действий, обусловленных рядом факторов и условий, направленную на качественное развитие профессиональных знаний и умений студентов, включающую в себя функциональные звенья, способствующие более эффективному достижению цели профессионального самоопределения.
2. Структура профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей состоит из компонентов — этапов единого процесса, таких как: формирование у человека личного «я" — формирование личного взгляда на профессиювыбор профессиипроцесс профессиональной подготовки, осознание себя профессионалом. В вузе принципиальное значение приобретает процесс профессиональной подготовки к будущей профессиональной деятельности.
3. Уровень сформированности профессионального самоопределения студентов может быть определен с помощью комплекса показателей и индикаторов на основе специальных критериев (мотивационно-целевого, интеллектуально-содержательного и рефлексивно-оценочного). При этом мотивационно-целевой критерий определяется на основе анализа потребностей в достижениях студентовинтеллектуально-содержательный критерий путем оценки и самооценки профессионально важных качества рефлексивно-оценочный — при изучении интересов личности в профессиональном плане.
4. Билингвальное обучение как особое условие, связанное со спецификой конкретного вуза, существенно влияет на положительную динамику профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.
5. Взаимосвязь таких факторов и условий, как: качество образовательного процесса, общественно-педагогическая практика студентов и билингвальное обучение, влияя на процесс профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, обеспечивают его эффективность.
Проблема факторов и условий профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей сложна и многогранна. Полученные в исследовании результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения.
В дальнейшем изучение рассматриваемой научной проблемы может быть продолжено в следующих направлениях:
— детальное исследование компонентов профессионального самоопределения личности;
— разработка эффективных форм педагогического влияния на процесс профессионального самоопределения студентов;
— изучение содержательной характеристики каждого из факторов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов педагогических специальностей.
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 364 с.
- Аврорин В.А. Двуязычие и школа. //Тезисы научной конференции, посвященной проблемам двуязычия и многоязычия. М., 1996. — С. 4−5.
- Азизходжаева Р.У. Формирование активной профессиональной позиции студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1979. — 20 с.
- Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Тезисы докладов научной конференции 5−7 апреля 1994 г. С.- Петербург. — СПб: Образование 94. Выпуск 1,1994. — 168 с.
- Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — 18 с.
- Андрова И.М. Психологические основы формирования профессионального самосознания студентов педагогических вузов. //Психологические условия формирования личности будущего учителя. М., 1988. — С. 120 — 126.
- Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя (вуза).
- Вестник высшей школы, 1987, № 9. С. 43 — 56.
- Антипова В.Н., Давыденко A.A., Анькова И. И. Формирование у студентов университета профессиональных качеств будущего учителя. /Активные проблемы подготовки учителя в университете. Р. на Дону, 1991. -С. 27 -36
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Издательство Московского университета, 1990. — 367 с.
- Атутов П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодёжи к труду и выбору профессии. //Вопросы психологии, 1984, № 1, — С. 13−19.
- Ахмерова Р.У. Реализация принципа профессиональной направленности обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1988. — 20 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — С. 208.
- Бабушкин Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности. //Вопросы психологии, 1982, № 2. С. 62−69.
- Барсук Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М.: Высшая школа, 1970. — 176 с.
- Бенедиктов Б. А. Психология овладения вторым языком. //Психологический журнал, 1981, № 3.-С. 55−69.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. -421с.
- Богомаз С.П. Самоанализ как условие профессионального самоопределения учащихся. (На материале сельских школ БССР): Автореф. дисс. канд. псих. наук. Минск, 1988. — 20 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1979, № 4. С. 23- 34.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М., 1968. -464 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Межд. пелаг. академия, 1995. — 209 с.
- Большая Советская энциклопедия. М.: Изд -во Сов. энциклопедия, 1982. -1600 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М., 1985. 144 с.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. -М.: Просвещение, 1995. 411 с.
- Борисова И.З. Обучение французскому языку на начальном этапе средней школы в условиях якутско-русского билингвизма: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 21 с.
- Ботякова Л.В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации. -М&bdquo- 1991.-208 с.
- Блавкина Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1997.19 с.
- Булатова Л. А. Профессиональная адаптация студентов в процессе педагогической практики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991.20 с.
- Вавилов В.М. Психологические особенности основных факторов профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1971. — 19 с.
- Верещагин Е.М., Костмаров В. Г. Язык и культура. М., 1976. — 480 с.
- Витиньш В.Ф. Системное решение проблем профессиональной ориентации школьников. М, 1991. — 37 с.
- Владимирова И.Г. Билингвальное обучение: соотношение содержательного и языкового компонентов. // Ментор. 1998, № 2. — С. 14 -17.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии, 1993, № 3. С. 43 — 52.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 43 — 53.
- Гинзбург М.Р., Копеел Л. В. Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов. //Психологические свойства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. -М., 1990.-166 с.
- Головаха Е.П. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитание концепции профессиональной ориентации). М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Голубева В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1979. — 20 с.
- Горычева С.Н. Целостность и взаимодействие процесса модульного обучения. //Ученые записки института непрерывного педагогического образования. В. Новгород, 1999. — 168 с.
- Гриншпун С.С., Березнева В. П., Хвостов K.J1. Проблемы профессиональной ориентации молодежи. М., 1986. -205с.
- Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. //Высшее образование в России, 1994, № 4. С. 14 — 18.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Издательство МСХА, 1993.- 170 с.
- Дармодехин C.B. Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся (Опыт развитых стран). //Педагогика, 1992, № 9 10. -С. 113−118.
- Даукшите Я. А. Психолого-педагогические условия формирования двуязычия младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Вильнюс, 1990. 20 с.
- Дмитриева И.И. Роль и место перевода в учебном процессе при билингвальном обучении. //Актуальные проблемы образования и развития личности. В. Новгород, 1998. — 70 с.
- Дмитриева И.И. Соотношение языковой и специальной компетенции в билингвальном обучении. //Теория и практика билингвального обучения. Тезисы международной конференции. Новгород, 1996. — 80 с.
- Дмитриева И.И., Кодочигова Ю. И. Роль социокультурной компетенции в билингвальном образовании. //Ученые записки института непрерывного педагогического образования В. Новгород, 1999. — 168 с.
- Дмитриенко Т.В. Формирование педагогической направленности у студентов университета: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1983. — 19 с.
- Дневник профессионального самоопределения. /Авторы Д. Н. Колченкова, М. С. Дудкин, В. Н. Чистякова. //Школа и производство, 1993, № 5. -С. 67−75.
- Душнцев В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. -20 с.
- Жаналина J1.K. Подготовка учителя-билингвала в пед. вузе: Учебное пособие. Апматы, 1993. — 110 с.
- Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978.-112с.
- Журавлёв В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д: Ростовский университет, 1972. — 200 с.
- Журавлёва Г. А. Студент сегодня (выбор профессии). Л., 1975. — 24 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников /Учебное пособие для студентов слушателей факультета общественных профессий. — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. -Свердловск: Издательство УрГУ, 1988.-166 с.
- Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М.: Знание, 1983. -64 с.
- Зуева С.П. Педагогическое руководство профессиональной консультацией в вузе //Профессиональная ориентация в высшей школе. Кемерово, 1990. -С. 120- 128.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. С. 192.
- Имедадзе Н.В. Мотивационные основы формирования билингвизма в условиях педвуза. /Психология билингвизма: Сборник научных трудов. -М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1986. С. 103 — 112.
- Кагальняк А.И., Бендерская О. Н. Опыт обучения профессиональной адаптации молодых учителей. //Советская педагогика, 1981, № 9. С. 99.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974, — 200 с.
- Каганян А. И Формирование самооценки профессионально важных качеств будущих учителей. //Вопросы психологии, 1989, № 5. С. 45.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. //Вопросы психологии, 1985, № 4. С. 25.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. — 190 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н Д., 1996.-509 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, Издательство «Принтер», 1993. — 57 с.
- Климов Е.А. Теоретико-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии //Вопросы психологии, 1984, № 3. С. 5−16.
- Ковалев С.Н. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 284 с.
- Коваленко Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе учебного материала: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 1991. — 20 с.
- Колденкова А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1977, 17 с.
- Колденкова А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Л.: Издат — во ЛГУ, 1977. -С. 52.
- Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. Ярославль, 1993. -52 с.
- Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя. /Под редакцией В. А. Рычкова. Вологда, 1989. — 40 с.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1983. — 64 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Политиздат, 1979. -200 с.
- Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект //Педагогика, 1993, № 5. С. 33- 37.
- Конюхов Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996. — 124 с.
- Кравчук П. Творчески развитая личность и высшее образование. //Alma mater, 1992, № 4−6. С. 28 -31.
- Ксенцова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000, — 224 с.
- Кудрявцев Т.В. Псйхолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии, 1981, № 2. С. 20 — 30.
- Кудрявцев Т.В., Сухарев A.B. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии, 1985, № 1. С. 86- 93.
- Кудрявцев Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии, 1983,№ 2. -С. 51−59.
- Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М.: Просвещение, 1994. — 135 с.
- Кузнецов B.C. О соотношении фундаментальных и профессиональных составляющих в университетском образовании. //Высшее образование в России, 1994, № 4. 140 с.
- Курдюмова Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов. //Высшее образование в России, 1994, № 2. С. 18−23.
- Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. /Проблемы развития психики. М., 1972.-342 с.
- Литвинова Е.И. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: 1992.- 18 с.
- Лытнева Л.А. Авторитет куратора как социально-педагогические условия: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1986. — 20 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Мильруд Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур. // ИЯШ, 1997, № 4. С. 17−22.
- Михайлов М.М. Двуязычие в современном мире. Чебоксары, 1988, — 72 с.
- Михайлов И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1975. 20 с.
- Михалевская Г. И., Трофимова Г. С. Основы профессионализма преподавателя ин. языка. Ижевск, Издательство Уд. университета, 1995. -85 с.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. -201 с.
- Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 63 с.
- Мурзаев К. Формирование у студентов интереса к учительской профессии. /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ, 1985. — С. 64 — 71.
- Мэш Н. Билингвальные немецко-французские курсы в гимназиях Германии. /Теория и практика билингвального обучения. Тезисы международной конференции. Новгород, 1996. — 80 с.
- ПЗ.Насырова Г. И. Процесс профессиональной адаптации будущих учителей. /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ, 1985.-С. 58−63.
- Насырова Г. И. Формирование социально активной личности учителя. /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ, 1985, с. 63−65.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М., 1989. 165 с.
- Образовательная программа (куррикулум) билингвального (русско-немецкого) обучения по педагогике в НовГУ им. Ярослава Мудрого: Рукопись. Новгород, 1995. — 110 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н. Ю. М.: Сов. Энциклопедия, 1972.
- Павлютиков Е.М. Профессиональное самоопределение будущего учителя. //Педагогика, 1993, № 11. С. 93.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М.: Просвещение, 1975.- 185 с.
- Певзнер М. Н Поисково-деятельностная модель подготовки педагогов в условиях университета. /Герценовские чтения. Актуальные проблемы развития педагогической науки. Санкт-Петербург, 1995. — С.60 — 63.
- Певзнер М.Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта. Великий Новгород, 1999. — 96 с.
- Педагогика открытости и диалога культур /Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 256 с.
- Педагогическая практика /Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981.- 160 с.
- Педагогическое образование в классическом университете: Концептуальные основы /Сост. О. М. Зайченко, О. С. Орлов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 36 с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань, 1976. 200 с.
- Петровский A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии, 1987, № 1. С. 15 — 26.
- Платонов К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации. /В кн. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1978. -271 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. -24 с.
- Поляков В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи. //Педагогика, 1993, № 5. С. 33- 37.
- Профессиональная адаптация молодежи. /Под ред. B.C. Немченко и др. -М., 1968. -С. 7.
- Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект). /Под. ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1983. 144 с.
- Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе. /Общепедагогические и методические проблемы профессионально-ориентированного обучения. Пермь, 1982, — 264 с.
- Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения. \ Школа и производство, 1997, № 2. С. 92 — 95.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж: НПО «МОДЕК», 1976. 256 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. //Вопросы психологии, 1996, № 2. С. 5.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов. //Вопросы психологии, 1994, № 6. -С. 64−73.
- Психолого-педагогические проблемы билингвизма. Под ред. Т. И. Рудневой, ч.З. Немецкий язык. Самара, 1994. — 45 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 424 с.
- Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников средней школы. //Социальные исследования, 1994, № 12.-С.53−59.
- Савина Е.Б. Педагогические условия формирования профессионального самосознания старшеклассников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1991.-18 с.
- Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1988.
- Садыкова JI.H. Система формирования положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 1987. — 20 с.
- Сазонов А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C., Бухалов Б. И. Профессиональная ориентация учащихся. М., Просвещение, 1988.
- Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1990, № 1. С. 69- 71.
- Сафин В.Ф. Психология и самоопределение личности. /Уч. пособие. -Свердловск: Сверд. Инст., 1986. 142 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. //Психологический журнал, 1984, т. 5, № 4. С. 65- 73.
- Сахаров В.П., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
- Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореферат дисс.канд. пед. наук. JL, 1974. — 12 с.
- Седышев A.B. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащегося. М.: Высшая школа, 1974. — 285 с.
- Сейтешев А. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1975. — 285 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие /пер. с фр./. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: «Аспект пресс», 1995. — 271 с.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1989, № 2. С. 27- 35.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.
- Теория и практика билингвального обучения: Учебно-методическое пособие /Авт.- сост. И. И. Дмитриева, О. С. Коровина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 52 с.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема М.: Мысль, 1975.-198 с.
- Ткачева Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста. М., 1983. — 230 с.
- Ткачева Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Автореф. дисс.канд. псих, наук -М., 1983. 20 с.
- Тюрман Э. Билингвальное обучение в Европе: современное состояние и перспективы. //Теория и практика билингвального обучения. Тезисы международной конференции. Новгород, 1996.- 80 с.
- Укке Ю.В. Профессиональное самоопределение личности. В кн. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). М.: Сб научных трудов НИИВШ под ред. В. М. Кузнецова, 1986. — С. 192.
- Укке Ю.В. Тест Фукуямы на определение осознанности выбора профессии японскими школьниками. //Педагогика, 1992, № 5 6. — С. 99 — 105.
- Утехина А.Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Устинов, 1985. — 19 с.
- Учителям и родителям о психологии подростка. /Под редакцией профессора Г. Г. Аракелова. М.: Высшая школа, 1990. — С. 154 — 178.
- Филиппов A.A., Кондратьева Л. П. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. /В кн. Активность личности в общении и профсамоопределении. М., 1976. — С. 66−67.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, 5-е издание. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов: Сб. науч. тр./Ред. В. Д. Семёнов. Свердловск: УрГУ, 1985. — 170 с.
- Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. /Под редакцией Жильцова E.H., Нечаева H.H. М.: МГУ, 1989.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
- Худницкий B.C. Непрерывное билингвальное обучение в России. // Психодидактика высшего и среднего образования. /Тезисы 1 всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 1996. -С. 153.
- Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации школьников. //Вопросы психологии, 1971, № 1. С. 14- 19.
- Человек и мир профессий. /Под ред. М. Н. Сулейманова. Свердловск.: Изд-во Уральского университета, 1990. — 192 с.
- Чистяков H.H. Комплексный подход в исследовании теоретических проблем профессиональной ориентации. /Вопросы теории и практики трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся городских школ. -М., 1982.-С. 35−42.
- Чистякова С.Н. О концепции профессиональной ориентации молодёжи. // Профессиональная ориентация в высшей школе- Кемерово, 1990. -С. 23- 32.
- Чистякова С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда. //Выпуск, рынок, профессиональная карьера. Кемерово, 1994. -С. 6- 9.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М., Просвещение, 1994.
- Чистякова С.Н., Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., Педагогика, 1987. — 160 с.
- Чистякова С.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Бежок П. В. Профессиональная ориентация молодёжи. Кемерово, 1988. — 23 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Школа и выбор профессии. /Под редакцией А. Е. Голомштока и др. М.: Педагогика, 1970. — 238 с.
- Штарке К. Студенты. Становление личности. М., Просвещение, 1982 .
- Шубин C.B. К проблеме успешности билингвального обучения в вузе. /Тезисы научно-практической конференции ИНПО НовГУ. Новгород.: НРЦРО, 1998.-С. 37 -38.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащегося в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Юпитова А.В. Профессиональное консультирование студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кемерово, 1997. — 20 с.
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев: Радяньска школа, 1983. — 113 с. 191 .Artigal J. Catalan and Basgue immersion programme. In. «European models of bilingual education». Hugo Baetens Bearsdmore, 1993, — S. 18.
- Baker C. Bilingual Education in Wales. In. «European models of bilingual education». Hugo Baetens Bearsdmore, 1993. — S. 40 — 45.
- Calve P. L immersion au Canada, n 82. Etudes de linguistigue appliquee -Didier / Erudition, 1997. S. 181.
- Duverger J., Maillard J.- P. L’enseignement bilingue aujourd’hui Bibliotheque Richaudeau / Albin Michel, 1996, — P. 140 -145.
- Fischman and Lowas Bilingual education in sociolinguistic perspective. Tesol guarterly, Washington, Georgetourn University, 1970. S. 172.
- Grammont Maurice Essai de psychologie linguistique. Delagrave, Paris, 1950. -P.5.
- Garrique M. Concordances lemmatisees d’expressions complexes: application a renseignement des langues. Strasbourg, 1997.- P. 418.
- Hagege Claude L’enfant aux deux langues. Paris, 1996. 85 P.
- Hamers et Blanc Bilingualite et bilinguisme, Mardaga, 1984. 215 P.
- Lehnder E. Formation des enseignants pour l’utilisation des technologies d’information. Strasbourg, 1997. — P. 87 — 89.
- Mackey W. Bilinguisme et contact des langues. Paris, Klincksieck, 1976. -P.40.
- Masch N. Grundsatre des biligual deutsch franzosischen Bildungsgangs an Gymnasien in Deutschland. In. Der fremdsprachliche Unterricht. Franzosisch, 1993. -S. 4−8.
- Meyer H., Jank W. Didaktische Modelle Grund legung und Kritik. -Oldenburg, 1990. — S. 100 — 115.
- Moro B. Une pedagogie d’hypermedia. Strasbourg, 1997 Siguan et Mackey Education et bilinguisme. Unesco. Delachaux et Niestie, 1986. — 220 S.
- Perez C.V. Exploiter les ressources de 1'internet en utilisant 1'internet.// Le Francais dans le monde, n 309. mars avril 2000. — P. 21−23.
- Siquan M., Mackey W.F. Education et bilinguisme, Unesco, Delachaux et Niestle, 1986. S. 86.
- Wolff D. Les ordinateurs en tant qu’outils cognitifs dans la classe de langue. -Strasbourg, 1994. P. 407.