Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность современной ситуации, в которой осуществляется профессиональная подготовка студентов, заключается в том, что, с одной стороны, на фоне гласности и демократизации общества высшая школа получила самостоятельность в решении актуальных задач подготовки молодых специалистов, а с другой, общество предъявляет высокие требования к культуре личности, в том числе личности специалиста с высшим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. 1. Научно-теоретические подходы к раскрытию сущности профессионального самоопределения
    • 1. 2. Условия и факторы профессионального самоопределения
    • 1. 3. Билингвальное обучение как особое условие профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 2. 1. Сущностные характеристики факторов и условий профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
    • 2. 2. Динамика процесса профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей
  • Выводы по главе 2

Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследование проблемы профессионального самоопределения в российской педагогике представляется актуальным с точки зрения потребностей современного общества. В условиях экономических и политических изменений в жизни возрастает интерес к специалисту, способному к самореализации, самовыражению, саморазвитию, а также профессионально компетентному, умеющему мыслить и действовать самостоятельно. Но потребности общества сильно опережают достигнутый высшей школой уровень подготовки выпускников.

Особенность современной ситуации, в которой осуществляется профессиональная подготовка студентов, заключается в том, что, с одной стороны, на фоне гласности и демократизации общества высшая школа получила самостоятельность в решении актуальных задач подготовки молодых специалистов, а с другой, общество предъявляет высокие требования к культуре личности, в том числе личности специалиста с высшим образованием, и требует соединить профессионализм в работе с высокой культурой общения и поведения. Следовательно, повышение качества подготовки специалистов, ускорение темпа их профессионального становления выступает одной из актуальных социальных потребностей. Не случайно Российская Академия образования в качестве задачи научно-исследовательской деятельности определила разработку проблем профессионального самоопределения молодежи в современных условиях становления рыночной экономики в стране. А это требует усиления профессиональной и личностной составляющей образовательного процесса в современном вузе.

Чтобы соответствовать требованиям времени, студент в процессе обучения должен не только приобрести фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в самосовершенствовании, в самообразовании, в овладении знаниями в течение всей своей активной жизнедеятельности. Личность становится активным субъектом профессионального развития и личностного роста.

Такой подход требует показателя, который бы характеризовал профессиональное развитие личности, ее готовность к профессиональной деятельности. Решение этой проблемы исследователи связывают с профессиональным самоопределением, являющимся приоритетным направлением образовательной политики.

Профессиональное самоопределение — длительный процесс согласования личностных и социальных потребностей, продолжающийся на протяжении всей жизни. От того, насколько каждый человек готов обнаружить в себе профессиональные способности, соответствующие личным планам и возможностям их реализации, зависит успешное включение его в систему социально-экономических связей и его социальное самочувствие. При детальном исследовании проблемы профессионального самоопределения весьма актуальным становится изучение его структуры, включающей самые различные компоненты.

В педагогической науке имеется достаточное число методологических, теоретических, прикладных исследований по различным аспектам профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи. В них раскрываются фундаментальные вопросы профессиональной подготовки (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, В. А. Полякова, М. Н. Скаткин, Н. Н. Чистяков и др.) и сущностные характеристики профессионального самоопределения (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, В. И. Журавлев, М. Р. Гинзбург и др.) — освещаются вопросы влияния возрастных особенностей на процесс профессионального самоопределения (Л.И.Божович, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, А. В. Мудрик и др.) — говорится о педагогических условиях профессионального самоопределения (Т.А.Буренова, О. А. Коротун, Г. П. Ников, И. А. Сазонов, С. Н. Чистякова и др.);

В ряде работ рассматриваются вопросы подготовки студентов педагогических вузов (М.А.Архипова, Л. А. Завацкая, Л. А. Кухарева, А. Н. Магомедов и др.) — профориентации школьников (К.Ш.Ахияров, Г. Н. Волков, В. Д. Симоненко и др.) — принципы отбора содержания подготовки и повышения квалификации учителей (Е.П.Белозерцев, Т. Г. Браже, И. П. Глинская, А. Н. Зевина, О. С. Орлов, Р. М. Шерайзина и др.).

Однако, несмотря на обращение исследователей к проблемам, связанным с профессиональным самоопределением, в науке еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для осмысления сущности и структуры профессионального самоопределения, не определены факторы и условия его становления.

Актуальность исследования определяется противоречием между потребностью общества в специалистах, самоопределившихся в своей профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью механизмов, влияющих на процесс профессионального самоопределения студентов.

Кроме того, учебные учреждения, учитывая новую концепцию образования в России, включающую в себя переосмысление не только содержательного, но и структурного компонента, наряду с традиционными формами обучения интенсивно развивают его альтернативные технологии, ищут свой неповторимый облик. В связи с этим возникает необходимость исследовать профессиональное самоопределение с учетом особых условий, которыми в данной работе определены особенности билингвального обучения.

Учитывая актуальность профессионального самоопределения и недостаточное раскрытие в науке особенностей, влияющих на развитие данного процесса, мы определили тему нашего исследования «Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей».

Цель исследования: раскрыть теоретические основы профессионального самоопределения будущих учителей и выявить факторы и условия, влияющие на этот процесс в педагогическом вузе.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: совокупность факторов и условий профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.

Исходя из цели исследования, мы выдвинули гипотетическое положение: процесс профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей будет эффективным, если обеспечивается взаимосвязь влияющих на него факторов и условий, среди которых решающее значение имеют:

— качество образовательного процесса, при котором реально достигается готовность выпускника вуза к педагогической деятельности;

— общественно-педагогическая практика студентов, требующая сочетания профессиональной и социальной компетентностей и основанная на взаимодействии учебного заведения с различными социальными партнерами, заинтересованными в работе будущих учителейбилингвальное обучение как способ поликультурного образования студентов и особое условие профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения.

2. Исследовать особенности организации профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.

3. Осуществить диагностику профессионального самоопределения будущих учителей.

4. Выявить условия и факторы профессионального самоопределения в высшей школе и раскрыть их взаимосвязь.

5. Изучить возможности влияния особых условий (билингвального обучения), связанных со спецификой конкретного педагогического вуза, на профессиональное самоопределение студентов. Теоретико-методологической основой исследования выступили:

— идеи ведущих ученых по проблеме личностного и профессионального самоопределения (М.Р.Гинзбург, А. В. Мудрик, В. К. Осницкий, Н. С. Пряжников и др.) — концепции профессионального становления личности (Н.С.Глуханюк, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов и др.);

— теория профессиональной ориентации (А.Е.Голомшток, В. И. Журавлева, Е. М. Павлютенкова и др.);

— основы личностно-ориентированного обучения (Л.Г.Вяткин, М. В. Кларин, В. В. Сериков и др.).

— теоретические положения о билингвальном обучении (В.Бутцкамм, Н. Мэш, М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин, C.B. Шубин и др.).

Методы исследования:

Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемесовокупность эмпирических методов: анкетирование, беседы, интервью, контент-анализ учебных планов и образовательных программ, проектирование, моделирование, педагогический эксперимент. Для обработки эмпирических данных использовалось ранжирование.

База исследования: психолого-педагогический факультет НовГУ имени Ярослава Мудрого, спецификой которого является билингвальное обучение как особое условие профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998;1999 гг.) — изучались различные источники по проблемам самоопределения и профессионального самоопределения личности, теории и практики профессиональной ориентации, определялась методологическая основа исследования. Проводился диагностический этап эксперимента с целью выявления состояния процесса профессионального самоопределения студентов.

На втором этапе (1999;2000 гг.) осуществлялся анализ концепции факультета, ее потенциальные и реальные возможности влияния на профессиональное самоопределение студентов, уточнялась гипотеза исследования и критерии профессионального самоопределения, разрабатывалась методика определения уровней профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) проводилось повторное диагностическое исследование профессионального самоопределения студентов с целью выявления динамики этого процесса, анализ результатов эксперимента, оформление исследовательской работырезультаты внедрялись в практику работы вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1) Теоретическое обоснование сущности профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей как процесса формирования и осмысления индивидом своего профессионального «Я».

2) Структура процесса профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, включающая его различные этапы: формирование у человека личного «я" — формирование личного взгляда на профессиювыбор профессиипроцесс профессиональной подготовкиосознание себя профессионалом.

3) Сущностные характеристики факторов (целостность, иерархичность, разнокачественность) и условий (гетерогенность, лонгитюдность, ситуативность) и особенности их влияния на профессиональное самоопределение будущих учителей. 4) Педагогические возможности билингвального обучения как компонента поликультурного образования и особого условия профессионального самоопределения студентов. Научная новизна исследования:

— раскрыта сущность и структура процесса профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей;

— выявлены и теоретически обоснованы ведущие факторы и значимые условия профессионального самоопределения будущих учителей;

— проанализированы возможности билингвального обучения как особого условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей;

— представлены характер и особенности взаимовлияния условий и факторов. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан диагностический инструментарий для определения динамики профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, разработана билингвальная образовательная программа, учитывающая коммуникативную, познавательную и культурообразующую функции языка. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования высшего педагогического образования, при составлении методических рекомендаций для абитуриентов и студентов педагогических специальностей, при чтении курсов по педагогике и методике преподавания иностранного языка.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась четкостью методологических позиций, внутренней непротиворечивостью теоретических выводов, разнообразием методов, адекватных поставленным целям и задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа, внедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на ежегодных научно-практических конференциях в НовГУ имени Ярослава Мудрого (1998 — 2001 г. г.) — на Международной научной конференции по проблемам теории и практики инновационного менеджмента в социальной сфере (Великий Новгород, 1999, на заседаниях кафедры педагогики НовГУ имени Ярослава Мудрого (1998;2001), через публикации материалов исследования (1998;2001). Внедрены в практику кафедры билингвального обучения НовГУ имени Ярослава Мудрого спецкурсы: «Билингвальная педагогика и психология», «Теория и практика билингвального обучения" — разработано учебно-методическое пособие «Теория и практика билингвального обучения».

Структура диссертации отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по 2 главе.

Таким образом, задачи, поставленные в этой главе, полностью решены.

В главе дано обоснование сущностных характеристик факторов и условий, влияющих на профессиональное самоопределение студентов педагогических специальностей, которые были выявлены в ходе теоретического анализа.

Установлено, что реализация концепции психолого-педагогического факультета Института непрерывного педагогического образования НовГУ, способствует профессиональному самоопределению студентов.

Кроме того, в главе указано, что профессиональное самоопределение состоит из трех компонентов (мотивационно-целевого, интеллектуально-содержательного и рефлексивно-оценочного) и соответствует трем уровням (низкому, среднему и высокому).

На основе разработанного подхода модернизирована методика изучения уровней профессионального самоопределения студентов. В качестве средства изучения предложены: тесты «Выраженность потребностей в достижениях» и «Мотивы оценки и самооценки профессионально важных качеств», а также модификация методики «ОДАнИ». При проектировании этих средств изучения использовались принципы доступности, экономичности и оперативности. Как показала апробация методики, она является достаточно надежной и простой в применении. С ее помощью определена динамика развития профессионального самоопределения студентов ППФ НовГУ. Полученные данные были сопоставлены с результатами подробного изучения выявленных в ходе теоретического анализа факторов и условий, влияющих на профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разносторонний анализ исследуемой проблемы позволил понять особенности условий и факторов профессионального самоопределения будущих учителей и сделать ряд обобщающих выводов:

1. Профессиональное самоопределение будущего учителя можно рассматривать как осознание индивидом себя в процессе профессиональной подготовки к педагогической деятельности, в ходе которой он имеет возможность самоутверждаться и самосовершенствоваться как учитель. При этом оно является управляемым процессом, под которым следует понимать сложную систему действий, обусловленных рядом факторов и условий, направленную на качественное развитие профессиональных знаний и умений студентов, включающую в себя функциональные звенья, способствующие более эффективному достижению цели профессионального самоопределения.

2. Структура профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей состоит из компонентов — этапов единого процесса, таких как: формирование у человека личного «я" — формирование личного взгляда на профессиювыбор профессиипроцесс профессиональной подготовки, осознание себя профессионалом. В вузе принципиальное значение приобретает процесс профессиональной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

3. Уровень сформированности профессионального самоопределения студентов может быть определен с помощью комплекса показателей и индикаторов на основе специальных критериев (мотивационно-целевого, интеллектуально-содержательного и рефлексивно-оценочного). При этом мотивационно-целевой критерий определяется на основе анализа потребностей в достижениях студентовинтеллектуально-содержательный критерий путем оценки и самооценки профессионально важных качества рефлексивно-оценочный — при изучении интересов личности в профессиональном плане.

4. Билингвальное обучение как особое условие, связанное со спецификой конкретного вуза, существенно влияет на положительную динамику профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей.

5. Взаимосвязь таких факторов и условий, как: качество образовательного процесса, общественно-педагогическая практика студентов и билингвальное обучение, влияя на процесс профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей, обеспечивают его эффективность.

Проблема факторов и условий профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей сложна и многогранна. Полученные в исследовании результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения.

В дальнейшем изучение рассматриваемой научной проблемы может быть продолжено в следующих направлениях:

— детальное исследование компонентов профессионального самоопределения личности;

— разработка эффективных форм педагогического влияния на процесс профессионального самоопределения студентов;

— изучение содержательной характеристики каждого из факторов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов педагогических специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-334 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 364 с.
  4. В.А. Двуязычие и школа. //Тезисы научной конференции, посвященной проблемам двуязычия и многоязычия. М., 1996. — С. 4−5.
  5. Р.У. Формирование активной профессиональной позиции студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1979. — 20 с.
  6. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Тезисы докладов научной конференции 5−7 апреля 1994 г. С.- Петербург. — СПб: Образование 94. Выпуск 1,1994. — 168 с.
  7. И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. — 18 с.
  8. И.М. Психологические основы формирования профессионального самосознания студентов педагогических вузов. //Психологические условия формирования личности будущего учителя. М., 1988. — С. 120 — 126.
  9. О.С. Профессиональное мышление преподавателя (вуза).
  10. Вестник высшей школы, 1987, № 9. С. 43 — 56.
  11. В.Н., Давыденко A.A., Анькова И. И. Формирование у студентов университета профессиональных качеств будущего учителя. /Активные проблемы подготовки учителя в университете. Р. на Дону, 1991. -С. 27 -36
  12. А.Г. Психология личности. М.: Издательство Московского университета, 1990. — 367 с.
  13. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодёжи к труду и выбору профессии. //Вопросы психологии, 1984, № 1, — С. 13−19.
  14. Р.У. Реализация принципа профессиональной направленности обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1988. — 20 с.
  15. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — С. 208.
  17. Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности. //Вопросы психологии, 1982, № 2. С. 62−69.
  18. Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М.: Высшая школа, 1970. — 176 с.
  19. . А. Психология овладения вторым языком. //Психологический журнал, 1981, № 3.-С. 55−69.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. -421с.
  21. С.П. Самоанализ как условие профессионального самоопределения учащихся. (На материале сельских школ БССР): Автореф. дисс. канд. псих. наук. Минск, 1988. — 20 с.
  22. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1979, № 4. С. 23- 34.
  23. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М., 1968. -464 с.
  24. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Межд. пелаг. академия, 1995. — 209 с.
  25. Большая Советская энциклопедия. М.: Изд -во Сов. энциклопедия, 1982. -1600 с.
  26. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М., 1985. 144 с.
  27. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. -М.: Просвещение, 1995. 411 с.
  28. И.З. Обучение французскому языку на начальном этапе средней школы в условиях якутско-русского билингвизма: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 21 с.
  29. Л.В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации. -М&bdquo- 1991.-208 с.
  30. Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1997.19 с.
  31. Л. А. Профессиональная адаптация студентов в процессе педагогической практики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1991.20 с.
  32. В.М. Психологические особенности основных факторов профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1971. — 19 с.
  33. Е.М., Костмаров В. Г. Язык и культура. М., 1976. — 480 с.
  34. В.Ф. Системное решение проблем профессиональной ориентации школьников. М, 1991. — 37 с.
  35. И.Г. Билингвальное обучение: соотношение содержательного и языкового компонентов. // Ментор. 1998, № 2. — С. 14 -17.
  36. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии, 1993, № 3. С. 43 — 52.
  37. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 43 — 53.
  38. М.Р., Копеел Л. В. Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов. //Психологические свойства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. -М., 1990.-166 с.
  39. Е.П. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  40. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитание концепции профессиональной ориентации). М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  41. В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1979. — 20 с.
  42. С.Н. Целостность и взаимодействие процесса модульного обучения. //Ученые записки института непрерывного педагогического образования. В. Новгород, 1999. — 168 с.
  43. С.С., Березнева В. П., Хвостов K.J1. Проблемы профессиональной ориентации молодежи. М., 1986. -205с.
  44. М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. //Высшее образование в России, 1994, № 4. С. 14 — 18.
  45. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Издательство МСХА, 1993.- 170 с.
  46. C.B. Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся (Опыт развитых стран). //Педагогика, 1992, № 9 10. -С. 113−118.
  47. Я. А. Психолого-педагогические условия формирования двуязычия младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Вильнюс, 1990. 20 с.
  48. И.И. Роль и место перевода в учебном процессе при билингвальном обучении. //Актуальные проблемы образования и развития личности. В. Новгород, 1998. — 70 с.
  49. И.И. Соотношение языковой и специальной компетенции в билингвальном обучении. //Теория и практика билингвального обучения. Тезисы международной конференции. Новгород, 1996. — 80 с.
  50. И.И., Кодочигова Ю. И. Роль социокультурной компетенции в билингвальном образовании. //Ученые записки института непрерывного педагогического образования В. Новгород, 1999. — 168 с.
  51. Т.В. Формирование педагогической направленности у студентов университета: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1983. — 19 с.
  52. Дневник профессионального самоопределения. /Авторы Д. Н. Колченкова, М. С. Дудкин, В. Н. Чистякова. //Школа и производство, 1993, № 5. -С. 67−75.
  53. В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. -20 с.
  54. Жаналина J1.K. Подготовка учителя-билингвала в пед. вузе: Учебное пособие. Апматы, 1993. — 110 с.
  55. В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978.-112с.
  56. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д: Ростовский университет, 1972. — 200 с.
  57. Г. А. Студент сегодня (выбор профессии). Л., 1975. — 24 с.
  58. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  59. H.H. Профессиональная ориентация школьников /Учебное пособие для студентов слушателей факультета общественных профессий. — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
  60. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. -Свердловск: Издательство УрГУ, 1988.-166 с.
  61. Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М.: Знание, 1983. -64 с.
  62. С.П. Педагогическое руководство профессиональной консультацией в вузе //Профессиональная ориентация в высшей школе. Кемерово, 1990. -С. 120- 128.
  63. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. С. 192.
  64. Н.В. Мотивационные основы формирования билингвизма в условиях педвуза. /Психология билингвизма: Сборник научных трудов. -М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1986. С. 103 — 112.
  65. А.И., Бендерская О. Н. Опыт обучения профессиональной адаптации молодых учителей. //Советская педагогика, 1981, № 9. С. 99.
  66. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974, — 200 с.
  67. Каганян А. И Формирование самооценки профессионально важных качеств будущих учителей. //Вопросы психологии, 1989, № 5. С. 45.
  68. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  69. Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. //Вопросы психологии, 1985, № 4. С. 25.
  70. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. — 190 с.
  71. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н Д., 1996.-509 с.
  72. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  73. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, Издательство «Принтер», 1993. — 57 с.
  74. Е.А. Теоретико-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  75. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии //Вопросы психологии, 1984, № 3. С. 5−16.
  76. С.Н. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 284 с.
  77. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе учебного материала: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Томск, 1991. — 20 с.
  78. А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1977, 17 с.
  79. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Л.: Издат — во ЛГУ, 1977. -С. 52.
  80. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. Ярославль, 1993. -52 с.
  81. Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя. /Под редакцией В. А. Рычкова. Вологда, 1989. — 40 с.
  82. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1983. — 64 с.
  83. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  84. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  85. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  86. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Политиздат, 1979. -200 с.
  87. Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект //Педагогика, 1993, № 5. С. 33- 37.
  88. Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996. — 124 с.
  89. П. Творчески развитая личность и высшее образование. //Alma mater, 1992, № 4−6. С. 28 -31.
  90. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000, — 224 с.
  91. Т.В. Псйхолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии, 1981, № 2. С. 20 — 30.
  92. Т.В., Сухарев A.B. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии, 1985, № 1. С. 86- 93.
  93. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии, 1983,№ 2. -С. 51−59.
  94. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М.: Просвещение, 1994. — 135 с.
  95. B.C. О соотношении фундаментальных и профессиональных составляющих в университетском образовании. //Высшее образование в России, 1994, № 4. 140 с.
  96. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов. //Высшее образование в России, 1994, № 2. С. 18−23.
  97. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная асвета, 1976. — 128 с.
  98. А.Н. Человек и культура. /Проблемы развития психики. М., 1972.-342 с.
  99. Е.И. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: 1992.- 18 с.
  100. Л.А. Авторитет куратора как социально-педагогические условия: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1986. — 20 с.
  101. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  102. Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур. // ИЯШ, 1997, № 4. С. 17−22.
  103. М.М. Двуязычие в современном мире. Чебоксары, 1988, — 72 с.
  104. И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1975. 20 с.
  105. Г. И., Трофимова Г. С. Основы профессионализма преподавателя ин. языка. Ижевск, Издательство Уд. университета, 1995. -85 с.
  106. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. -201 с.
  107. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  108. К. Формирование у студентов интереса к учительской профессии. /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ, 1985. — С. 64 — 71.
  109. Мэш Н. Билингвальные немецко-французские курсы в гимназиях Германии. /Теория и практика билингвального обучения. Тезисы международной конференции. Новгород, 1996. — 80 с.
  110. ПЗ.Насырова Г. И. Процесс профессиональной адаптации будущих учителей. /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ, 1985.-С. 58−63.
  111. Г. И. Формирование социально активной личности учителя. /Межвузовский сборник научных трудов под ред. Сластенина В. А. М.: МГПИ, 1985, с. 63−65.
  112. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М., 1989. 165 с.
  113. Образовательная программа (куррикулум) билингвального (русско-немецкого) обучения по педагогике в НовГУ им. Ярослава Мудрого: Рукопись. Новгород, 1995. — 110 с.
  114. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Шведовой Н. Ю. М.: Сов. Энциклопедия, 1972.
  115. Е.М. Профессиональное самоопределение будущего учителя. //Педагогика, 1993, № 11. С. 93.
  116. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М.: Просвещение, 1975.- 185 с.
  117. Певзнер М. Н Поисково-деятельностная модель подготовки педагогов в условиях университета. /Герценовские чтения. Актуальные проблемы развития педагогической науки. Санкт-Петербург, 1995. — С.60 — 63.
  118. М.Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта. Великий Новгород, 1999. — 96 с.
  119. Педагогика открытости и диалога культур /Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 256 с.
  120. Педагогическая практика /Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981.- 160 с.
  121. Педагогическое образование в классическом университете: Концептуальные основы /Сост. О. М. Зайченко, О. С. Орлов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 36 с.
  122. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань, 1976. 200 с.
  123. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии, 1987, № 1. С. 15 — 26.
  124. К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации. /В кн. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1978. -271 с.
  125. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. -24 с.
  126. В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи. //Педагогика, 1993, № 5. С. 33- 37.
  127. Профессиональная адаптация молодежи. /Под ред. B.C. Немченко и др. -М., 1968. -С. 7.
  128. Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект). /Под. ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. -М.: Педагогика, 1983. 144 с.
  129. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе. /Общепедагогические и методические проблемы профессионально-ориентированного обучения. Пермь, 1982, — 264 с.
  130. Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения. \ Школа и производство, 1997, № 2. С. 92 — 95.
  131. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж: НПО «МОДЕК», 1976. 256 с.
  132. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. //Вопросы психологии, 1996, № 2. С. 5.
  133. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов. //Вопросы психологии, 1994, № 6. -С. 64−73.
  134. Психолого-педагогические проблемы билингвизма. Под ред. Т. И. Рудневой, ч.З. Немецкий язык. Самара, 1994. — 45 с.
  135. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 424 с.
  136. М.Н. Социальная ориентация выпускников средней школы. //Социальные исследования, 1994, № 12.-С.53−59.
  137. Е.Б. Педагогические условия формирования профессионального самосознания старшеклассников: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1991.-18 с.
  138. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1988.
  139. JI.H. Система формирования положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 1987. — 20 с.
  140. А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C., Бухалов Б. И. Профессиональная ориентация учащихся. М., Просвещение, 1988.
  141. Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1990, № 1. С. 69- 71.
  142. В.Ф. Психология и самоопределение личности. /Уч. пособие. -Свердловск: Сверд. Инст., 1986. 142 с.
  143. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. //Психологический журнал, 1984, т. 5, № 4. С. 65- 73.
  144. В.П., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  145. H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореферат дисс.канд. пед. наук. JL, 1974. — 12 с.
  146. A.B. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащегося. М.: Высшая школа, 1974. — 285 с.
  147. А. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1975. — 285 с.
  148. Г. К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  149. М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие /пер. с фр./. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  150. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: «Аспект пресс», 1995. — 271 с.
  151. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1989, № 2. С. 27- 35.
  152. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.
  153. Теория и практика билингвального обучения: Учебно-методическое пособие /Авт.- сост. И. И. Дмитриева, О. С. Коровина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 52 с.
  154. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема М.: Мысль, 1975.-198 с.
  155. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста. М., 1983. — 230 с.
  156. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Автореф. дисс.канд. псих, наук -М., 1983. 20 с.
  157. Э. Билингвальное обучение в Европе: современное состояние и перспективы. //Теория и практика билингвального обучения. Тезисы международной конференции. Новгород, 1996.- 80 с.
  158. Ю.В. Профессиональное самоопределение личности. В кн. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). М.: Сб научных трудов НИИВШ под ред. В. М. Кузнецова, 1986. — С. 192.
  159. Ю.В. Тест Фукуямы на определение осознанности выбора профессии японскими школьниками. //Педагогика, 1992, № 5 6. — С. 99 — 105.
  160. А.Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Устинов, 1985. — 19 с.
  161. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под редакцией профессора Г. Г. Аракелова. М.: Высшая школа, 1990. — С. 154 — 178.
  162. A.A., Кондратьева Л. П. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. /В кн. Активность личности в общении и профсамоопределении. М., 1976. — С. 66−67.
  163. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, 5-е издание. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  164. Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов: Сб. науч. тр./Ред. В. Д. Семёнов. Свердловск: УрГУ, 1985. — 170 с.
  165. С. Теоретические основы профессиональной ориентации. /Под редакцией Жильцова E.H., Нечаева H.H. М.: МГУ, 1989.
  166. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
  167. B.C. Непрерывное билингвальное обучение в России. // Психодидактика высшего и среднего образования. /Тезисы 1 всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 1996. -С. 153.
  168. В.В. Психологические проблемы профориентации школьников. //Вопросы психологии, 1971, № 1. С. 14- 19.
  169. Человек и мир профессий. /Под ред. М. Н. Сулейманова. Свердловск.: Изд-во Уральского университета, 1990. — 192 с.
  170. H.H. Комплексный подход в исследовании теоретических проблем профессиональной ориентации. /Вопросы теории и практики трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся городских школ. -М., 1982.-С. 35−42.
  171. С.Н. О концепции профессиональной ориентации молодёжи. // Профессиональная ориентация в высшей школе- Кемерово, 1990. -С. 23- 32.
  172. С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда. //Выпуск, рынок, профессиональная карьера. Кемерово, 1994. -С. 6- 9.
  173. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М., Просвещение, 1994.
  174. С.Н., Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., Педагогика, 1987. — 160 с.
  175. С.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Бежок П. В. Профессиональная ориентация молодёжи. Кемерово, 1988. — 23 с.
  176. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  177. Школа и выбор профессии. /Под редакцией А. Е. Голомштока и др. М.: Педагогика, 1970. — 238 с.
  178. К. Студенты. Становление личности. М., Просвещение, 1982 .
  179. C.B. К проблеме успешности билингвального обучения в вузе. /Тезисы научно-практической конференции ИНПО НовГУ. Новгород.: НРЦРО, 1998.-С. 37 -38.
  180. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащегося в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  181. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  182. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  183. А.В. Профессиональное консультирование студентов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Кемерово, 1997. — 20 с.
  184. В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев: Радяньска школа, 1983. — 113 с. 191 .Artigal J. Catalan and Basgue immersion programme. In. «European models of bilingual education». Hugo Baetens Bearsdmore, 1993, — S. 18.
  185. Baker C. Bilingual Education in Wales. In. «European models of bilingual education». Hugo Baetens Bearsdmore, 1993. — S. 40 — 45.
  186. Calve P. L immersion au Canada, n 82. Etudes de linguistigue appliquee -Didier / Erudition, 1997. S. 181.
  187. Duverger J., Maillard J.- P. L’enseignement bilingue aujourd’hui Bibliotheque Richaudeau / Albin Michel, 1996, — P. 140 -145.
  188. Fischman and Lowas Bilingual education in sociolinguistic perspective. Tesol guarterly, Washington, Georgetourn University, 1970. S. 172.
  189. Grammont Maurice Essai de psychologie linguistique. Delagrave, Paris, 1950. -P.5.
  190. Garrique M. Concordances lemmatisees d’expressions complexes: application a renseignement des langues. Strasbourg, 1997.- P. 418.
  191. Hagege Claude L’enfant aux deux langues. Paris, 1996. 85 P.
  192. Hamers et Blanc Bilingualite et bilinguisme, Mardaga, 1984. 215 P.
  193. Lehnder E. Formation des enseignants pour l’utilisation des technologies d’information. Strasbourg, 1997. — P. 87 — 89.
  194. Mackey W. Bilinguisme et contact des langues. Paris, Klincksieck, 1976. -P.40.
  195. Masch N. Grundsatre des biligual deutsch franzosischen Bildungsgangs an Gymnasien in Deutschland. In. Der fremdsprachliche Unterricht. Franzosisch, 1993. -S. 4−8.
  196. Meyer H., Jank W. Didaktische Modelle Grund legung und Kritik. -Oldenburg, 1990. — S. 100 — 115.
  197. Moro B. Une pedagogie d’hypermedia. Strasbourg, 1997 Siguan et Mackey Education et bilinguisme. Unesco. Delachaux et Niestie, 1986. — 220 S.
  198. Perez C.V. Exploiter les ressources de 1'internet en utilisant 1'internet.// Le Francais dans le monde, n 309. mars avril 2000. — P. 21−23.
  199. Siquan M., Mackey W.F. Education et bilinguisme, Unesco, Delachaux et Niestle, 1986. S. 86.
  200. Wolff D. Les ordinateurs en tant qu’outils cognitifs dans la classe de langue. -Strasbourg, 1994. P. 407.
Заполнить форму текущей работой