Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры студентов технического вуза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическое воспитание в широком смысле рассматривается как социализация, процесс усвоения человеком определенной системы экологических знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация проявляется как через целенаправленное воздействие на личность через систему образования, так и через стихийные, спонтанные процессы, влияющие… Читать ещё >

Формирование экологической культуры студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретический анализ показал, что экологическая культура рассматривается как компонент культуры, является способом адаптации общества к биофизическому окружению, включает в себя средства духовно-практического освоения, воздействия на природную среду [1].

Диалектически взаимосвязанными элементами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое сознание и экологическая деятельность [2].

Экологические знания являются базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. В содержании экологических знаний выделяют два структурных элемента:

социально-экологические знания (складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей),.

реально-практические знания и отношения (включают отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, отношения в материально-производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа).

Экологическая деятельность охватывает различные виды человеческой деятельности, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды.

Экологическое сознание рассматривается как высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире.

Структурными компонентами экологического сознания являются: центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.

Основные свойства экологического сознания:

социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

саморефлексивность;

внутренний диалогизм и др.

Экологическое самосознание предполагает осмысление и оценку человеком своего отношения к природному миру, соизмерение своих потребностей с возможностями природы [1]. Самосознанию современного человека должна быть присуща глобальность — понимание своей принадлежности земной биосфере и человечеству как единой системе. Для его формирования важно осмысливать развиваемый в экологии комплексный взгляд на систему требований (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) к окружающей человека среде и принять его в качестве основы для самоанализа и коррекции собственных потребностей.

Экологическая культура присваивается человеком в процессе экологического воспитания [1].

Экологическое воспитание в широком смысле рассматривается как социализация, процесс усвоения человеком определенной системы экологических знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация проявляется как через целенаправленное воздействие на личность через систему образования, так и через стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Опираясь на исследования У. Бронфенбреннера, необходимо отметить, что в процессе социализации на человека воздействует не сумма отдельных социальных факторов, а одновременное, влияние совокупности взаимодействующих переменных, образующих интегрированную систему. Человек, являясь частью экосистемы, представляет собой особую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему. Он не только приспосабливается, но и преобразует окружающую среду, которая может быть как природной, естественной, так и искусственно созданной [3]. В качестве основной функции биологической экосистемы выступает энергетический и вещественный обмен. Функция психологической экосистемы заключается в обмене информацией, социальном взаимодействии, общении индивидов.

Опыт экологической деятельности молодежи позволяет говорить о новом качестве ее социализации. В этом отношении интересен опыт интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи. М. А. Ариарский определяет три модели возможной интеграции: модель копирования (репродукции), модель взаимообогащения (взаимодополнения) и модель творческого (креативного) развития. Промежуточным между первой и второй моделями является адаптационный вариант интеграции [4].

Исследователи (С.Н. Артановский, А. В. Гагарин, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, Ю. А. Стрельцов и др.) отмечают высокую эффективность социализации молодежи через ее участие в различных видах и формах социально-культурной деятельности по изучению, сохранению и творческому преобразованию природной среды средствами:

эколого-исследовательского подхода (участие молодежи в международных, всероссийских и региональных научных и эколого-образовательных исследовательских проектах по мониторингу состояния окружающей среды) [5];

природоохранного подхода (участие в социально значимых акциях в поддержку охраны заповедников и памятников природы) [1];

экологического дизайна окружающей среды (озеленение городов, населенных пунктов, улучшение экологической среды жилых и рабочих помещений) [1].

Экологическое воспитание в узком смысле — составная часть нравственного воспитания, единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры, на базе экологических знаний, деятельности и экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы.

Задачи экологического воспитания: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения; формирование мотивов, потребностей экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Приоритетные цели, направленные на формирование экологического сознания и экологически ориентированного поведения молодежи, отражены в Стратегии формирования экологической культуры населения РФ для обеспечения устойчивого развития страны [6]:

повышение уровня экологической безопасности страны;

повышение качества жизни населения на основе повышения качества среды;

повышение уровня гражданской идентичности и консолидации разных категорий населения РФ как важнейшего фактора российской государственности;

повышение международного престижа и конкурентоспособности российского общества в современном мире;

повышение ценности природы и человека в качестве пути развития общества и его культуры;

обеспечение устойчивого развития страны на основе экологизации экономики и права, учета экологического фактора в определении путей развития.

Основными принципами формирования экологической культуры являются [6]:

экологическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей культуры, определяющая возможность благополучного развития человека, общества и государства;

успех формирования экологической культуры определяется уровнем общей культуры, включая духовность и этические принципы;

развитие экологической культуры включает формирование мировоззрения и навыков экологически правильного поведения;

формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил общества в решении экологических проблем на основе общности интереса в обеспечении благоприятной окружающей среды.

Приоритетные направления и механизмы формирования экологической культуры [6]:

1. Пропаганда экологической культуры и этики:

включение экологического приоритета в политику, идеологию страны и отражение экологического приоритета в стратегии и планах социально-экономического развития, учет экологического фактора в программах и проектах;

разработка и пропаганда Hационального образа экологического поведения;

определение экологии в качестве важного направления национально-патриотической работы;

обеспечение социальной рекламы экологически грамотного поведения и развитие эффективной национальной системы экологического просвещения населения.

2. Развитие эффективной национальной системы экологического просвещения населения:

развитие эколого-просветительской деятельности по линии министерств и ведомств, связанных с использованием природных ресурсов, образованием и культурой, наукой, а также региональных администраций и муниципальных образований;

развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев и других учреждений культуры и науки;

организация информационной поддержки формированию экологической культуры населения со стороны средств массовой информации.

3. Организация национальной системы экологического образования:

включение в государственные образовательные стандарты основ экологических знаний;

включение экологических вопросов в систему профессиональной аттестации, особенно управленческих кадров;

поддержка программ дополнительного экологического образования.

4. Формирование экологической культуры и развитие гражданского общества:

поддержка экологической активности населения как приоритетного направления деятельности гражданского общества;

поддержка экологических НПО, широкого общественного и, в особенности, молодежного движения за экологию и культуру;

поддержка инициатив бизнеса по экологической ответственности.

Формирование экологической культуры студентов технического вуза осуществляется в процессе изучения гуманитарных дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла. Для предметов естественнонаучного цикла необходима интеграция знаний о природе как развивающейся целостности на основании представлений о взаимосвязи явлений природы, самоорганизации природных систем и процессов их эволюции. Вклад гуманитарных дисциплин связан с усвоением идей единства человечества и биосферы, взаимосвязи исторического процесса и изменения природной среды, нравственного и эстетического отношения к природе. Целесообразно обобщать представления студентов о глобальных проблемах современности вокруг идеи оптимизации социально-природного взаимодействия. Особая интегрирующая роль при этом принадлежит экологическим курсам, которые формируют целостное представление о проблемах экологии, опираясь на содержание других дисциплин. Приоритетным направлением является организация межпредметных семинаров, дискуссий, деловых игр, которые помогут студентам систематизировать экологические знания. Целесообразно при этом использовать активные методы обучения: неимитационные (проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии и круглые столы, мозговой штурм и др.) и имитационные (анализ конкретных ситуаций или кейс-стади, разыгрывание ролей, деловые игры и др.).

При формировании экологической культуры студентов эффективно задействовать следующие уровни активности: активность воспроизведения (характеризуется стремлением студента понять, запомнить, воспроизвести экологические знания, овладеть способами их применения по образцу), активность интерпретации (связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения экологических знаний в измененных условиях), творческая активность (предполагает устремленность студента к теоретическому осмыслению экологических знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов).

Кейс-стади один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов при формировании экологической культуры. Он развивает способность к анализу экологических задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. М. Новик различает следующие виды кейс-стади:

ситуация-проблема представляет определенное сочетание факторов из реальной жизни, участники являются действующими лицами, пытающимися найти решение экологической проблемы;

ситуация-оценка предполагает осуществление критического анализа готового решения экологической проблемы (дается мотивированное заключение по поводу правильности данного решения);

ситуация-иллюстрация поясняет экологическую проблему (примеры, поясняющие излагаемую суть);

ситуация-упражнение предусматривает развитие определенных навыков (умений) студентов в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой экологической проблеме.

Использование кейс-метода заключается в рефлексии важности наличия собственной позиции по отношению к природе, ее совершенствования. В ходе обсуждений важно показывать студентам последствия решений, принятых с пренебрежением экологическими нормами.

Итак, формирование экологической культуры студентов технического вуза включает усвоение экологических знаний, развитие экологического сознания и навыков экологически правильного поведения с применением активных методов обучения и этических принципов.

образовательный природный среда заповедник.

  • 1. Ильина А. Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. пед. наук. — М. 1988.
  • 2. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. — М., 2011.
  • 3. Bronfenbrenner, U. The ecology of human development. / U. Bronfenbrenner // Cambridge. 1979. P. 419−283.
  • 4. Stapp W.M. The Concept of Environmental Education // The Journal of Environmental Education. 2009. № 1, C. 51.
  • 5. Алексеев С. В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В. М. Захарова. — М, 2008.
  • 6. Стратегия формирования экологической культуры населения РФ для обеспечения устойчивого развития страны (проект) // На пути к устойчивому развитию России. № 44, 2008.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой