Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика работы по формированию волевых качеств дошкольника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Белка — пушистый, подвижный и очень ловкий зверек. Она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, ягоды и орехи. Для этой игры приготовьте для каждой команды по 5−7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу. Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая… Читать ещё >

Методика работы по формированию волевых качеств дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Цель которого заключалась в формировании эмоционально-волевых качеств детей средствами физического воспитания.

Для формирования эмоционально-волевых качеств детей были использованы следующие средства физического воспитания:

  • 1) Физкультурные занятия, включающие:
    • — упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
    • — дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
    • — мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
    • — двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
    • — чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
  • 2) Подвижные игры, направленные на формирование силы воли, решимости, целеустремленности;
  • 3) Игры-эстафеты.

В физкультурные занятия мы включали игры на формирование эмоционально-волевых качеств личности, игры-эстафеты, релаксационные упражнения, психогимнастику.

Наши занятия были основаны на следующих принципах:

  • 1. Единство социального, эмоционального и физического компонентов. Главным составляющим компонентом в отношениях между людьми являются эмоции, чувства и социальный мир ребенка, который не может существовать отдельно от их, а использование физических упражнений, и в частности подвижных игр, является один из наиболее рациональных путей для развития этих сфер.
  • 2. Безоценочность. Любая оценка направлена на осознание уровня развития собственных качеств, достоинств и недостатков. Вместе с тем, чтобы не вызывать негативных эмоциональных состояний в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, должна осуществляться минимизация речевых обращений и переход к невербальным средствам общения (мимика, пантомимика, жесты), которые будут способствовать безоценочному взаимодействию.
  • 3. Присутствие соревновательного момента. При проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям. В подвижных играх у детей 3−4 летнего возраста соревновательный момент отсутствует. В силу возрастных особенностей фиксированность на собственных качествах, порождающая демонстративность, соперничество и ориентацию на оценку окружающих в данном возрасте нежелательна. Однако необходимо постепенно к 5−6 летнему возрасту вводить в образовательный процесс игры с соревновательной направленностью, которые развивают волевые качества личности.
  • 4. Чувство общности и эмпатия является тем фундаментом, на котором строится социально-нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств дошкольника как ответственности, упорства, настойчивости, решительности.

Для развития произвольного поведения мы использовали игры, содержащие элементы новизны, физические упражнения большой координационной трудности, упражнения на равновесие и точность движений, а также игры, связанные с необходимостью быстро принимать нестандартные двигательные решения. Для развития настойчивости, целеустремленности мы использовали подвижные игры (например, «Лапту», «Догонялки» и др.).

При организации игр с агрессивными детьми мы старались направить свое руководство на развитие инициативы, умение устанавливать дружеские отношения, разрешать конфликты, считаться с мнением товарищей. В ходе подвижной игры с правилами формируются организаторские способности детей, умение спокойно и справедливо разрешать споры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты. Подвижные игры используются в работе с агрессивными детьми и с целью освобождения от гнева и отрицательных эмоций. Это способствует снижению эмоционального напряжения у детей.

В играх дети часто попадали в ситуации, когда необходимо побороть чувство неуверенности, проявить решительность, способность принимать обоснованные решения и своевременно переходить к их выполнению.

В ходе игры воспитывались такие стороны ребенка как подчинения общим требованиям, выполнение установленных правил, организация и контроль за своим поведением.

Эмоционально неустойчивые дети отличались общей двигательной расторможенностью. Такие дети часто сильно напряжены, что влечет за собой эмоциональные срывы и потерю чувства саморегуляции.

В процессе их проведения детей учат управлять своими эмоциями, понимать, что они должны быть адекватны определенной ситуации. Необходимо научить ребенка использовать игровую деятельность в качестве «доктора» для своего эмоционального состояния.

Поведение в игре возбудимых детей характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться известных правил взаимодействия. Они могут проявлять жестокость. У них активная ориентировка в выборе игры, которая постоянно сопровождается обращением к взрослому за помощью.

Несколько иначе ведут себя в игре дети обособленные. В этом случае используются игры ориентированные на специфику общения с застенчивыми, робкими детьми. Данные игры должны создавать радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений.

В ходе игры основная наша задача состояла в том, чтобы научить ребенка осознавать свои эмоции, распознавать их и произвольно проявлять. Ценность использования подвижной игры на занятиях состояла в том, что именно в игре дети глубже понимают и переживают эмоциональное состояние, вербализируют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, что в итоге приводит к возникновению у детей эмпатии по отношению к взрослым и детям.

В связи с подготовкой детей к школе была поставлена цель: отобрать игры, обеспечивающие наиболее полное развитие эмоционально-волевых качеств, таких как упорство, настойчивость, целеустремленность.

Подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений способствуют эффективному развитию эмоционально-волевых качеств.

Рассмотрим некоторые игры, применяемые в нашей практике.

Игра «Капканы».

Цель: развитие упорства, целеустремленности.

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т. е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят — тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

Игра «Городки».

Цель: развитие произвольности, умения добиваться поставленной цели.

На расстоянии 8−10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т. е. набравшая больше очков.

Можно менять варианты бросания мяча: его можно катить рукой или ногой, бросать обеими руками из-за головы.

Игра «Рыбак и рыбки».

Цель: развитие произвольности, решительности, терпения.

Дети встают в круг — это рыбки; в центре — рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок — кто дольше всех продержался.

Для развития эмоционально-волевых качеств дошкольников мы использовали игры-эстафеты. Проведение их не требовало большой подготовки, а содержание в зависимости всегда варьировалось.

Для участия в играх-эстафетах мы создавали две команды, равные по числу участников и по возможности равные по силам. Команды выстраивались в параллельные колонны по одному на расстоянии 2—3 м одна от другой. Для наблюдения за строгим соблюдением правил (не выбегать раньше времени, класть все предметы на свои места и проч.) мы назначали помощников. Помощники имели право вернуть игрока на линию старта, чтобы повторить действие, если он нарушил установленные правила. Игры-эстафеты представлены ниже и в Приложении 2.

Игра-эстафета «Художники».

Цель: развитие произвольности, умения добиваться поставленной цели, терпения.

Художник обычно имеет дело с красками, но раз сегодня у нас водные эстафеты, то мы будем рисовать картину разноцветной водой, а кисточку мы заменим ложкой. В 2−3 метрах от старта крепится белое полотно 50Х50 см, а на линии старта располагаются несколько стаканов с подкрашенной в разные цвета водой. В руках у первого участника ложка, т. е. кисть. Игрок зачерпывает ложкой любую краску, бежит к холсту и выливает на него подкрашенную воду. Побеждает та команда, чей холст быстрее превратиться в разноцветную картину без единого белого пятнышка.

Игра-эстафета «Белочка с орехами».

Цель: развитие произвольности, наблюдательности.

Белка — пушистый, подвижный и очень ловкий зверек. Она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, ягоды и орехи. Для этой игры приготовьте для каждой команды по 5−7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу. Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки и затем обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Игру можно усложнить, если «орехов» будет два или три, так как удержать их будет сложнее.

В эстафетах соревновательное начало было очень велико, а результаты наглядны, поэтому они всегда вызывали большой интерес и массу эмоций у детей. Каждый из участников испытывает особую ответственность перед коллективом, который он представляет, в связи с чем его активность, заинтересованность в игре и воля к победе особенно возрастают.

Конспект спортивного праздника для дошкольников «Веселые старты» дан в Приложении 2.

С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Использование подвижных игр, игр-эстафет, способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности.

После игр эстафет дошкольники были эмоционально возбуждены, взволнованны, обсуждали проходившие соревнования. С целью снятия эмоционального напряжения мы использовали игры на релаксацию, психогимнастику. Примеры упражнений даны ниже.

Упражнение «Из семени в дерево».

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, эмпатии, снятие напряжения.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек). Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимается). У него раскрываются листочки (руки тянутся к верху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулочки). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (дети разжимают кулочки), росток правращается в прекрасный, сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается соседям (смотрят друг на друга), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дети тянутся друг к другу). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, всем телом). Ветер срывает лепестки и листья, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Из цветка выпало маленькое семечко (свернулись калачиком). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и семечко оживет.

Упражнение «Снежинки».

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Тихо падают снежинки, Легкий ветер гонит их.

То построит хороводы, То как в вальсе закружит.

Ветер стих, снежинки плавно Ниже опускаются Собрались в комок пушистый, На ветру качаются Вначале необходимо предложить детям посмотреть на улицу, какая погода. Затем спросить, хотели бы они быть снежинками.

  • — Тогда закройте глазки, и, как только я произнесу волшебные слова и коснуть вас волшебным пером, вы превратитесь в снежинки.
  • — Раз, два, три — в снежинки превратились мы.

Дети открывают глаза. Звучит нежная плавная музыка, и дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В конце предложить детям закрыть глазки и сказать волшебные слова:

— Раз, два, три — вот опять ребята мы.

Упражнение «Цветок».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Воспитатель говорит: «Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу. Они такие красивые, яркие, разноцветные. Но вот «Дзынь», — выглянул первый лучик солнца. Погладил по головке цветочек: Лену, Катю-цветочек. Цветочки открыли сначала один глаз, затем другой, посмотрели вниз, вверх, друг на друга, улыбнулись. Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро! Как хорошо жить!».

Упражнение «Бабочки и мотыльки».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Воспитатель говорит: «Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки и мотыльки. Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков. Мы очень любим цветы и даже сами похожи на них. Давайте расправим наши крылышки и поднимемся на небо. А теперь мы полетим. Плавно и легко машем крылышками. Ну вот мы прилетели на поляну. Сколько вокруг разных цветов: васильков, ромашек. Солнышко начало припекать. Давайте протянем к нему наши крылышки. Мы очень любим солнышко. Оно теплое и ласковое. А теперь мы снова полетели на другую полянку. Будем порхать с цветка на цветок. Как красиво вокруг!».

Игра «У моря».

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Воспитатель говорит: «Представьте, что вы сидите у моря. Теплое, ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови — качели. Снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены мышцы лица (в тени, полусвет).

Игра «Насос и мяч».

Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.

Описание игры: дети играют парами. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

Эти игровые упражнения доставляли детям массу удовольствий, включали в работу их фантазию, улучшали ритмичность движения, способствовали снятию эмоциональных напряжений.

В ходе развития эмоционально-волевых качеств старших дошкольников было замечено, что занятия физкультурой вырабатывают у детей выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой