Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методом теоретического осмысления проблемы формирования и развития навыков деловой коммуникации в нашем исследовании является моделирование, широко распространенное в педагогической науке. Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные цели и задачи учебно — воспитательного процесса, выявить, изучить и научно обосновать условия возможного… Читать ещё >

Содержание

  • Формирование навыков деловой коммуникации как психолого — педагогическая проблема
    • 1. 1. Деловая коммуникация как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Специфика языковой подготовки менеджеров в сфере деловой коммуникации
    • 1. 3. Формирование навыков деловой коммуникации в теории и практике педобразования
  • Глава.
  • Технология формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров
    • 2. 1. Диагностика сформированности навыков деловой коммуникации
    • 2. 2. Модель формирования навыков деловой коммуникации
    • 2. 3. Педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в ходе языковой подготовки менеджеров
    • 2. 4. Анализ опытно — экспериментальной работы

Педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению педагогических условий формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования.

Выбор темы, ее актуальность диктуется изменившимися требованиями общества к качеству дополнительного образования менеджеров. Недостаточным становится только овладение работающим менеджером определенной суммой знаний по бизнес дисциплинам. Профессиональная деятельность менеджера характеризуется многообразием выполняемых функций: разработка стратегии и планирование работы, постановка целей, # принятие управленческих решений, проведение совещаний и встреч, поездки и осмотры объектов, работа с документами. Результаты многочисленных научных исследований (Ф. Ф. Бодалев, В. А. Спивак, JI. Д. Столя-ренко, Р. Л. Дафт, JI. Джуэдл, Дж. М. Лейхифф и др.) позволяют сделать вывод, что почти вся деятельность руководителя связана с деловыми коммуникациями: запланированные и незапланированные встречи, телефонные разговоры, участие в переговорах, посещение деловых партнеров и предприятий. По сути, руководитель большую часть своего времени тратит на взаимодействие с людьми, на участие в деловой межличностной коммуникации.

Социально — экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной послевузовской подготовке менеджера: усилилось внимание к проблеме подготовки профессиональных кадров качественно нового уровня. Важнейшей задачей системы дополнительного образования в высшей школе на современном этапе является профессиональная подготовка кадров для предприятий страны. Сегодня требуются специалисты, не только, л обладающие комплексом глубоких и прочных знаний по разнообразным аспектам бизнеса и экономики, но и личности, умеющие сплотить коллектив единомышленников и добиваться выполнения задач предприятия.

Навыки деловой коммуникации традиционно включаются в состав коммуникативной компетентности менеджера. Эти требования профессиональной компетентности определяются образовательной политикой РФ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10.07.2000, Государственным образовательным стандартом профессионального образования. Однако, несмотря на очевидную значимость подготовки менеджеров к успешной коммуникативной деятельности, на сегодняшний день отсутствуют специальные исследования о формировании навыков деловой коммуникации в программах дополнительного послевузовского образования. Проблема формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного образования в прямой постановке не рассматривалась. Накоплен богатый материал в области формирования культуры делового общения, педагогических технологий её развития, проведен ряд исследований в области коммуникативной культуры и ее видов. Вместе с тем, вопросы формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров не стали предметом специального исследования. В научной литературе отсутствует определение деловой коммуникации, данное понятие употребляется косвенно, без теоретического обоснования.

Наконец, актуальность исследования подтверждается практикой профессиональной деятельности менеджера. Как показывает опыт, специалисты часто испытывают затруднения коммуникативного характера, что сказывается на качестве выполняемой ими работы. При общем удовлетворительном уровне профессиональной подготовки зачастую оказываются вне рассмотрения определенные аспекты коммуникативной компетенции, формирование навыков деловой коммуникации — обмен информацией и познание людьми друг друга, навыков формирования межличностных взаимоотношений, управление каждым участником общения собственным /щ поведением и поведением другиха также организация совместной деятельности, что отрицательно сказывается на результатах практической деятельности менеджеров.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо не только формировать навыки деловой коммуникации в рамках профессиональных дисциплин, но и активно использовать для этого возможности языковой подготовки менеджеров, процесс обучения деловому иностранному языку.

Возникшая в 60-е годы XX века как самостоятельная теоретическая проблема (Ф.Ф. Королёв, А. Г. Куракин, Л. И. Новикова и др.) — проблема # общения занимает одно из центральных мест в современной педагогической науке. Проблема общения и деловой коммуникации стала предметом самостоятельного исследования как отечественных (В.Г. Афанасьев, А. А. Бодалев, Е. Н. Зарецкая, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. П. Панфилова, Б. Д. Парыгин, Л. Д. Столяренко и др.), так и зарубежных ученых (Р. Л. Дафт, Л. Джуэдл, Дж.М. Лэйхифф, И. Лингарт, Г. Минцберг, Т. Парсонс, Дж. М. Пенроуэ, С. Ховланд и др.). Несмотря на широкий спектр рассматриваемых вопросов, варьирующихся от анализа межличностных отношений ф в производственных коллективах, их природы, структуры, основных элементов, эффективности коммуникации, общения как выражения общественных производственных отношений до рассмотрения видов коммуникаций, каналов передачи информации, особенностей общения различных возрастных групп, все еще не раскрыт вопрос о возможности создания педагогической технологии формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования. Также необходимо дополнить существующие знания о понятии деловой коммуникации, уровнях сформированности навыков деловой коммуникации, выяснить педагогические условия, способствующие их более быстрому и прочному формированию.

Итак, деловое общение и формирование культуры делового общения были предметом исследования ученых. Отдельные аспекты коммуникативных основ управленческой деятельности освещаются в публикациях по социальной психологии и деловому общению. Обзор теорий коммуникаций даётся в публикациях С. Мики, 3. Ненцкого, Ю. Подгурецкого, Н. И. Архиповой, В. В. Кульба, С. А. Косяченко, Ф. Ю. Чанхиева. Место и роль коммуникации в управленческом процессе освещают работы В. Н. Андреевой, И. Атватера, М. Беркли-Алена, Л. Г. Бузуновой, Ф. А. Маркиной, Ю. Ф. Жукова, М. И. Станкина, Е. С. Жарикова, А. Н. Богатко, А. И. Самоукина. Из % отдельных видов коммуникации наиболее изучено ведение переговоров.

П. Домбровский, Д. В. Калашников, В. И. Курбатов, X. Коэн, Д. Ниренберг, Р. Фишер, У. Ури). Следует выделить публикации, освещающие вопросы формирования и развития коммуникативных способностей (И.А. Алексеев, В. А. Сонин, В. Н. Снетков, Е. С. Яхонтова, JI.B. Куликова), коммуникативной компетентности (JI.A. Петровская, A.M. Еропкин, И. П. Марченко, Т. И. Шульга, Р.Дж. Штенберг, И.Д. Ладанов), эффективности коммуникативного взаимодействия (Д.А. Левел, В. Г. Гуранов, В. Долохов, Н. В. Гришина, В. Зигерт). Однако навыки деловой коммуникации как неотъемлемая составляющая коммуникативной компетентности менеджера не исследовалась, не выявлены особенности формирования навыков деловой коммуникации применительно к языковой подготовке менеджеров.

В современном обществе идет выявление наиболее общих тенденций, связанных с решением этой важной задачи. Как в педагогической науке, так и в педагогической практике существуют разные подходы к определению целей и степени необходимости формирования навыков деловой коммуникации в процессе изучения делового иностранного языка в ф ходе профессиональной подготовки менеджеров. Сторонники включения таких целей в программы дополнительного образования считают, что современный менеджер не способен справляться со своими профессиональ-И ными обязанностями и развиваться как руководитель без достаточного владения навыками деловой коммуникации, причисляют эти навыки к основным профессионально значимым качествам современного менеджерапротивники такого подхода находят изучение иностранного языка затратным и требующим длительного периода времени, к тому же не все преподаватели иностранного языка готовы к участию формировании навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджера.

Таким образом, имеет место противоречие между потребностью формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой под-% готовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования, формированием у участников программ навыков, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности на предприятиях народного хозяйства, с одной стороны, и недостаточной изученностью этих вопросов в рамках педагогической науки, не разработанностью предметно-педагогического содержания и не всегда релевантным использова-. нием технологий формирования этих навыков у взрослых обучающихся — с другой. Выявленное противоречие очерчивает особое проблемное поле, т связанное с изучением принципиальных подходов к формированию навыков деловой коммуникации, разработкой его концептуальных основ и программных требований в системе дополнительного послевузовского образования. Указанное противоречие для своего разрешения требует рассмотрения следующих вопросов. Как определить содержание учебного курса делового иностранного языка, который имеет своей целью формирование у обучающихся навыков деловой коммуникации? Каковы педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации? Повышается ли уровень сформированности навыков, если в основу учебного курса поло-ф жена разработанная технология формирования навыков деловой коммуникации ?

Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы исследования: Может ли быть использован и насколько эффективно процесс языковой подготовки менеджеров для формирования навыков деловой коммуникации? Какие знания из области делового иностранного языка могут составить содержание учебного курса «Деловая коммуникация на иностранном языке» и как они должны изучаться ?

Цель исследования — решить обозначенную проблему: выявить и научно обосновать педагогические условия и разработать технологию формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования.

Предмет исследования: педагогические условия формирования наг выков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров.

Гипотеза исследования: формирование навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров окажется достаточно эффективным, если:

• формирование навыков деловой коммуникации будет представлено в качестве педагогической цели языковой подготовки менеджеров;

• навыки деловой коммуникации будут рассматриваться как автоматически выполняемые компоненты сознательной коммуникативной деятельности, при этом навыки деловой коммуникации выступают как составляющие коммуникативной компетентность менеджера;

• организация процесса формирования навыков деловой коммуникации будет строиться на основе разработанной технологии формирования указанных навыков;

• формирование названных выше навыков будет происходить с учетом выявленных педагогических условий формирования навыков деловой коммуникации.

Задачи исследования.

1. Дать теоретическое описание феномена деловой коммуникации;

2. Определить специфику профессиональной подготовки менеджеров при изучении курса делового иностранного языка;

3. Выявить и научно обосновать педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров;

4. Разработать модель формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров;

5. Разработать и обосновать технологию формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров;

6. Экспериментально проверить разработанную технологию формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров.

Методологической основой исследования являются психологическая теория развития личности в деятельности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), андрагогическая модель (М.Ш. Ноулз, П. Джар-вис, P.M. Смит). Исследование базировалось также на общетеоретических положениях ученых о феномене общения и коммуникации (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, П. М. Якобсон, В. Н. Куницина, А. П. Панфилова, В. А. Спивак, А. А. Бодалев, В.Н. Мясищев). Формирование навыков деловой коммуникации в процессе профессиональной подготовки менеджера рассматривается на основе деятельностного подхода к обучению (П.Я. Гальперин, И. И. Ильясов, В.В. Давыдов), теории планомерного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Т. В. Габай, В.А. Якунин), а также с учетом закономерностей формирования и развития навыка (C.JI. Рубинштейн, Л. Б. Ительсон, Н. А. Берштейн, В.А. Крутецкий). Особенности языковой подготовки менеджеров изучались на основе отечественных (М.А Балабан, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов) и зарубежных (Дж. Браун, В. Д. Дадли-Эванс, В Кук, Т. Хатчинсон, К. Джонсон, Д. Нанэн, Э. Пилбим, П. Эр, Дж. К. Ричарде, Б. Томлинсон) концепций о возможности одновременного формирования языковых и коммуникативных навыков в процессе изучения делового иностранного языка.

В исследовании применялись следующие методы. Теоретические: г анализ проблемы и предмета исследования, системный и логический ана- * лиз, личностнодеятельностный подход, целостный подход к исследованию педагогических явлений, моделирование педагогических явлений- ^ изучение источников. Эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, диагностическая беседа, педагогическое наблюдение, провес г дение педагогического эксперимента, методы педагогических измерений (шкалирование, анкетирование, опрос), метод экспертных оценок и самооценок, анализ результатов учебной деятельности обучающихся, методы математической статистики.

База исследования. Главной базой педагогического исследования и опытной работы являлись группы слушателей программ дополнительного послевузовского образования Калининградского института международного бизнеса (КИМБ): программа подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства РФ, программа подготовки менеджеров высшей квалификации «Мастер делового администрирования» и программа делового английского языка по подготовке к экзамену на сертификат Лондонской торговой — промышленной палаты — разговорный английский для промышленности и коммерции (SEFIC). Экспериментальной работой было охвачено 123 студента с различным уровнем языковой подготовки, изучающих деловой английский язык как иностранный.

Основные этапы и организация исследования.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) изучались различные подходы к формированию навыков деловой коммуникации в процессе профессиональной подготовки менеджера, была проанализирована структура и основные компоненты этого процессаизучалась научная и учебно-методическая литература по вопросам делового общения и деловой коммуникации, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблемам, связанным с темой диссертации. На этом же этапе формировалась теоретическая концепция исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) в ходе дальнейшего научного поиска были скорректированы проблема и цель исследования, разработаны и применены предварительные и окончательные диагностические методики, определены этапы формирования навыков деловой коммуникации, проведены начальные исследования с целью проверить применимость разрабатываемой технологии.

На третьем завершающем этапе (2003;2004 гг.) уточнялись категории технологии формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджера. Осуществлялся отбор содержания учебного курса «Деловая коммуникация на иностранном языке» в рамках программ дополнительного послевузовского образования. Выявлялись условия реализации курса. То есть разрабатывались содержание курса, формы и методы педагогической работы, систематизировались и обобщались данные теоретического и эмпирического исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деловая коммуникация — многофункциональный процесс практического взаимодействия между несколькими людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Деловая коммуникация — специфическая форма общения, обмен информацией посредством системы знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

2. Специфика профессиональной подготовки менеджеров при изучении курса делового иностранного языка состоит в том, что изучаемый ими иностранный язык, представляет собой деловой английский язык, который характеризуется соединением специфического содержания (деловые ситуации) и общего содержания (более эффективная коммуникация), осознанными целями обучения, значимостью* социальных аспектов и ясной коммуникацией.

3. Педагогические условия формирования навыков. деловой коммуникации в программах дополнительного послевузовского образования включают современные тенденции развития образования в 1.

России, андрагогическую модель обучения взрослых, формы и методы обучения деловому иностранному языкусодержание и структуру учебного материала, деятельность преподавателя по активизации коммуникативной деятельности обучающихся.

4. Модель формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров, где формирование навыков деловой коммуникации определено как цель профессиональной подготовки менеджеров, разработана с позиций теории планомерного формирования умственных действий и андрагогической модели.

5. Технология формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования включает в себя номенклатуру целей, задач и прогнозируемых результатов, программу учебного курса «Деловая коммуникация на иностранном языке» .

Научная новизна исследования заключается в том, что было уточнено понятие «деловая коммуникация» — выявлены особенности профессиональной подготовки менеджеров при изучении курса делового иностранного языкаразработана модель формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеровразработана технология формирования навыков деловой коммуникациивыявлены педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в программах дополнительного послевузовского образования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в теорию и методику профессиональной подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования: 1) углублено представление о профессионально значимых аспектах понятия «деловая коммуникация» — 2) представлена модель формирования навыков деловой коммуникации менеджеров с позиций теории планомерного формирование умственных действий и андрагогической модели, где формирование навыков деловой коммуникации определено как цель профессиональной подготовки менеджеров- 3) предложена технология формирования навыков деловой коммуникации с позиций коммуникативного подхода в языковой подготовке и концепции возможности одновременного формирования языковых навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо) и навыков деловой коммуникации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить спектр педагогических средств дополнительного послевузовского образования, способствующих повышению эффективности освоения изучаемых проблем и влияющих на формирование профессиональных навыков менеджеров в области деловой коммуникации. Она состоит также в обосновании, разработке и апробировании учебного Г курса «Деловая коммуникация на иностранном языке», который обеспечивает подготовку менеджеров к решению проблем профессиональной коммуникативной деятельности.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций исследования обусловлена опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, категориальный аппарат педагогической науки, на современные психолого-педагогические концепции, комплексным использованием разнообразных методовопорой на данные практики, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого предмета, а также апробацией и практическими результатами рекомендаций для программ дополнительного послевузовского образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили поддержку кафедры специальных психолого — педагогических дисциплин ЮГУ (2001;2004 гг.) — на научно-практической конференции преподавателей Калининградского института международного бизнеса «Реализация программы по подготовке управленческих кадров для предприятий РФ в Калини-градском регионе» (г. Калининград, 2002), на международной научнопрактической конференции «Педагогика индивидуальности как основа становления и развития открытой образовательной системы» (г. Светлогорск, 2002) — на международной научной конференции «Инновации в науке и образовании — 2003», посвященной 90-летию высшего рыбохозяйствен-ного образования в России (г. Калининград, 2003).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 125 источников, 26 зарубежных авторов и приложений. Кроме текстового материала в работу включены 23 таблицы, рисунки.

Выводы по второй главе.

Таким образом, во второй главе «Технология формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджера» нами рассмотрена технология формирования навыков деловой коммуникации в процессе профессиональной подготовки менеджера, выявлены педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации, показано, как в ходе эксперимента проводилась проверка разработанной технологии, дается интерпретация полученных в ходе эксперимента данных.

Методом теоретического осмысления проблемы формирования и развития навыков деловой коммуникации в нашем исследовании является моделирование, широко распространенное в педагогической науке. Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные цели и задачи учебно — воспитательного процесса, выявить, изучить и научно обосновать условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желаемыми результатами при формировании навыков деловой коммуникации. Модель формирования навыков деловой коммуникации реализуется с учетом следующих основных принципов: мотива-ционного (потребности и готовности обучающегося работать над формированием и развитием навыков деловой коммуникации) — концептуального (формирование и развитие навыков деловой коммуникации обучающихся на основе тенденции к гуманистической направленности профессиональной коммуникативной деятельностиформирование и развитие навыков деловой коммуникации обучающихся на основе одновременного использования их в учебной и профессиональной деятельности) — системного (формирование и развитие навыков деловой коммуникации менеджера является систематической и целенаправленной деятельностью с целью повышения уровня профессиональной деятельности). Педагогическими условиями успешного формирования навыков деловой коммуникации, нашедшими своё отражение в динамической модели процесса формирования навыков делового общения, являются:

• современные тенденции развития образования в России,.

• андрагогическая модель обучения взрослых,.

• формы и методы обучения деловому иностранному языку,.

• содержание и структура учебного материала,.

• деятельность преподавателя по активизации коммуникативной деятельности обучающихся.

В ходе исследования на основе теоретического анализа научного знания по формированию навыка было установлено, что формирование навыков деловой коммуникации представляет собой поэтапный процесс, состоящий из четырех этапов: 1) ориентировочного этапа, направленного на осмысливание обучающимися действий, представляющих навыки деловой коммуникации, ознакомление с приемами их выполнения- 2) исполнительного этапа, направленного на освоение отдельных элементов действия, анализ способа выполнения навыков деловой коммуникации- 3) контрольного этапа, целью которого выступает автоматизация элементов действия, повышение качества действий, их слияние, устранение лишних элементов- 4) корректировочного этапа, содержанием которого является овладение произвольным регулированием характера действия, выработка устойчивых навыков деловой коммуникации.

Для каждого этапа формирования навыков деловой коммуникации нами была разработана система целей, задач и прогнозируемых результатов. На основе предложенных форм, методов и средств разработано содержание процесса формирования навыков деловой коммуникации менеджеров в ходе их языковой подготовки (программа учебного курса «Деловая коммуникация на иностранном языке»). Разработанная технология явилась основой для организации опытно — экспериментальной работы обучающихся.

Анализ опытно-экспериментальной работы показал эффективность разработанной технологии формирования и развития навыков деловой коммуникации менеджеров в процессе языковой подготовки, позволил скорректировать традиционную систему методической работы с обучающимися менеджерами.

Результаты статистической обработки данных показали положительное влияние выделенных условий формирования навыков деловой коммуникации. Они отражают положительную динамику формирования всех компонентов, критериев и показателей в активной коммуникативной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе теоретического и экспериментального исследования рассмотрено формирование навыков деловой коммуникации в ходе языковой подготовки менеджера.

Суть и логика излагаемой автором точки зрения состоит предельно сжато в следующем.

Выбор темы, ее актуальность диктуется, с одной стороны, изменившимися требованиями общества к качеству дополнительного послевузовского образования менеджера: руководитель должен не только обладать определенной суммой знаний по бизнес дисциплинам, но и уметь сплотить вокруг себя коллектив для решения задач предприятия. Большинство управленческих функций невозможно осуществлять, если менеджер не может успешно взаимодействовать с другими людьми. В связи с этим ведется современный научный поиск путей формирования навыков деловой коммуникации в ходе профессиональной подготовки менеджера. С другой стороны, возможность формирования навыков деловой коммуникации в ходе профессиональной подготовки менеджера в появившихся за последнее время работах не рассматривается. Более того, применительно к деловому иностранному языку этот вопрос даже не поднимается. Наконец, актуальность исследования подтверждается практикой профессиональной деятельности менеджера. Таким образом, назрели и требуют своего решения ряд важнейших вопросов: Какова природа делового общения и деловой коммуникации как педагогического феномена? Как определить содержание учебного курса делового иностранного языка, который имеет своей целью формирование у обучающихся навыков деловой коммуникации? В чем заключаются педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации в ходе языковой подготовки менеджера?

Наше исследование было предназначено решить перечисленные вопросы.

Проблема формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров в программах дополнительного послевузовского образования является одной из задач в профессиональном становлении менеджера. Анализ теоретических исследований по проблеме формирования и развития навыков деловой коммуникации позволяет сделать вывод о том, что она является неотъемлемой составной частью коммуникативной компетентности.

Анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы дали нам основания сделать следующие выводы. 1. В научной литературе отсутствует определение деловой коммуникации, • данное понятие употребляется косвенно, без теоретического обоснования, рассматривается рядоположенно с другими, близкими, но не тождественными понятиями. Деловая коммуникация менеджера рассматривается нами как многофункциональный процесс практического взаимодействия между несколькими людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Деловая коммуникация — специфическая форма общения, обмен информацией посредством системы знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих положений:

• при осуществлении коммуникации следует принимать во внимание наличие «барьеров непонимания» (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и т. д.);

• при анализе коммуникации возможно применение некоторых положений теории информации;

• коммуникация на деловом уровне становится психологически отстраненной, щ в ней доминирует Я-Вы контакт;

• структура акта коммуникации может быть представлена в виде модели (линейной, интерактивной, транзакционной).

2. Нами были проанализированы различные виды типологий деловых коммуникаций в результате чего был сделан вывод о том, что несмотря на терминологические различия в классификациях основных функций деловых коммуникаций, в них можно усмотреть общие для всех классификаций три группы функций: когнитивную, связанную с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг другааффективную, направленную на формирование межличностных взаимоотношенийрегулятивную функцию, состоящую в регуляции, управлении каждым участником коммуникации.

• собственным поведением и поведением другиха также в организации совместной деятельности. Все эти функции, реализуемые деловой коммуникацией, выступают всегда в единстве, однако, для научных задач их целесообразно рассмотреть и в отдельности. В соответствии с названными функциями была проведена классификация навыков деловой коммуникации.

3. Специфика языковой подготовки менеджеров заключается в следующем: п профессиональные менеджеры, изучающие английский язык в программах дополнительного образования, ставят перед собой задачи по освоению дет лового иностранного языка для решения профессиональных задач, к которым можно отнести формирование основных языковых навыков, а также навыков деловой коммуникации. Зарубежные и российские исследования позволяют дать определение деловому английскому языку как характеризующемуся соединением специфического содержания (деловые ситуации) и общего содержания (более эффективное общение), осознанными целями, значимостью социальных аспектов и ясной коммуникацией. Обучающиеся деловому английскому языку отличаются четким осознанием цели, для реализации которой изучается английский язык, повышенными требованиями к профессионализму преподавателей, ориентированы на быстрое получение результатов, высокое качество и эффективность обучения, обладают опытом работы. Профессиональные прагматические цели для обучающихся становятся приоритетными над образовательными и развивающими целями. Современный коммуникативный подход к обучению деловому английскому языку позволяет формировать во время одного занятия как языковые навыки (говорение, аудирование, чтение, письмо), так и навыки деловой коммуникации.

4. Результаты теоретического анализа проблемы формирования навыков деловой коммуникации менеджера в процессе языковой подготовки показывают, что в науке не определено понятие «навыки деловой коммуникации менеджера». Данный термин употребляется авторами косвенно, как качественная профессиональная характеристика менеджера, как один из показателей уровня его коммуникативной компетентности. Навыки деловой коммуникации менеджера определены нами как автоматически выполняемые компоненты сознательной коммуникативной деятельности. Сформированный навык деловой коммуникации способствует успешному межличностному взаимодействию. При этом навыки деловой коммуникации выступают как составляющие коммуникативной компетенции менеджера. Уровни сформированности навыков деловой коммуникации менеджера определяются степенью реализации ее структурных компонентов. Разделяя мнения Н. А. Берпггейна, Л. Б. Ительсона и И. А. Зимней об этапах формирования навыка и общности процесса усвоения знаний и выработки действий, мы выделяем три уровня сформированности навыков деловой коммуникации: критический, допустимый и достаточный, причем уровень сформированности является в нашем случае качественной характеристикой. В ходе исследования на основе теоретического анализа научного знания по формированию навыка было установлено, что формирование навыков деловой коммуникации представляет собой поэтапный процесс. В нашем исследовании этапы формирования навыка рассматриваются как временная характеристика непрерывного процесса выработки действия. Этапы формирования навыка представляют взаимообусловленные стадии сложного неоднородного процесса развития рассматриваемого навыка. Они характеризуются разной степенью автоматизма, сознательности, скорости и сочетаемости выполнения компонентов обобщенного действия. При этом основные цели формирования навыков делового общения были представлены соответственно трем функциям, реализуемыми деловой коммуникацией. Это позволило нам определить, что процесс формирования навыков деловой коммуникации состоит из четырех этапов: 1) ориентировочного этапа, направленного на осмысливание обучающимися действий, представляющих навыки деловой коммуникации, ознакомление с приемами их выполнения- 2) исполнительного этапа, направленного на освоение отдельных элементов действия, анализ способа выполнения навыков деловой коммуникации- 3) контрольного этапа, целью которого выступает автоматизация элементов действия, повышение качества действий, их слияние, устранение лишних- 4) корректировочного этапа, содержанием которого является овладение произвольным регулированием характера действия, выработка устойчивых навыков деловой коммуникации.

5. Предложенная в исследовании модель формирования навыков деловой коммуникации помогает провести теоретическое исследование проблемы, обладает познавательной и формирующей функцией. Данная модель позволяет определить основные направления работы с обучающимися, придать ей целенаправленный и конкретный характер. Модель формирования навыков деловой коммуникации в процессе языковой подготовки менеджеров описана как цель профессиональной подготовки с позиций андрагогической модели и теории планомерного формирование умственных действий. Идеи и положения описанной модели были положены в основу разработанной технологии формирования и развития навыков деловой коммуникации, которая была реализована в ходе формирующего эксперимента.

6. Технология формирования и развития навыков деловой коммуникации менеджера включает в себя номенклатуру целей, задач и прогнозируемых результатов, программу учебного курса «Деловая коммуникация на иностранном языке». Технология формирования навыков деловой коммуникации описана с позиций коммуникативного подхода в языковой подготовке и концепции возможности одновременного формирования языковых навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо) и навыков деловой коммуникации.

7. Педагогическими условиями успешного формирования навыков деловой коммуникации, нашедшими своё отражение в динамической модели процесса формирования навыков делового общения, являются:

• современные тенденции развития образования в России,.

• андрагогическая модель обучения взрослых,.

• формы и методы обучения деловому иностранному языку,.

• содержание и структура учебного материала,.

• деятельность преподавателя по активизации коммуникативной деятельности обучающихся.

8. По итогам формирующего эксперимента, проведенного на базе Калининградского института международного бизнеса, получена положительная динамика уровней сформированности навыков деловой коммуникации обучающихся менеджеров: по данным экспертной оценки и статистических расчетов сократилось число менеджеров по критическому уровню сформированности навыков деловой коммуникации с 19,35% до 3,23%. Наблюдается рост числа менеджеров по допустимому уровню (с 64,52% до 70,97%) и достаточному уровню (с 16, 13% до 25,81%). Рост уровня сформированности навыков деловой коммуникации в результате формирующего эксперимента был обусловлен повышением уровня всех критериев и показателей (мотивы предпочтительного отношения обучающихся к учебным предметам, мотивы изучения иностранного языка, профессионально значимые качества менеджера, мотивы профессионального и карьерного роста менеджера). Возросший уровень сформированности навыков деловой коммуникации значительной части обучающихся менеджеров позволяет констатировать, что это обстоятельство является результатом реализации выявленных педагогических условий. Реализация выделенных нами условий формирования и развития навыков деловой коммуникации менеджера и полученные количественные данные подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Наиболее существенные результаты исследования заключаются в следующем: а) проведено теоретическое исследование и уточнено понятие «деловая коммуникация» как педагогического феномена и важной составляющей коммуникативной компетентности менеджераб) разработаны модель и технология формирования навыков деловой коммуникации менеджера, учитывающие основные тенденции формирующей парадигмы образования и специфику языковой подготовки менеджерав) выявлены педагогические условия формирования и развития навыков деловой коммуникации менеджера в процессе языковой подготовкиг) экспериментально подтверждена возможность использования разработанной технологии формирования навыков деловой коммуникации менеджера в процессе языковой подготовки.

Наше исследование позволило выявить новое направление в исследовании формирования навыков деловой коммуникации в процессе профессиональной подготовки менеджеров: дано понятие феномена деловой коммуникации, выявлены педагогические условия формирования навыков деловой коммуникации и разработана модель и технология формирования указанных навыков в программах дополнительного послевузовского образования.

В качестве направлений дальнейшего научного поиска мы выделяем: углубление исследований в области феномена деловой коммуникациидидактическое обеспечение процесса формирования навыков деловой коммуникации в процессе профессиональной подготовки менеджерованализ корреляционных связей между формированием указанных навыков и формированием коммуникативной компетенции менеджеравыявление технологических компонентов формирования коммуникативной компетенции в подготовке менеджеров к профессиональной коммуникативной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. МА. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе. Дисс. канд. пед. наук., Уфа, 2001.-200 с.
  2. А. Педагогика высшей школы. Киев, 1993. 175 с.
  3. С.А. Формирование культуры общения студентов в образовательном процессе вуза., Дисс. канд. пед. наук., Саратов, 2000.-165 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. — 263 с.
  5. . Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  6. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект — Пресс, 1996. — 375 с.
  8. Г. И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки, Дисс. канд. пед. наук., М., 1999.-170 с.
  9. М.А. Экспериментальное исследование языка деятельности в процессе обучения иностранному языку//Вопросы порождения речи и обучения языку. — М.: Изд — во МГУ, 1967. с. 95 — 105.
  10. Ю.Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 342 с.
  11. И.Беляева А. П. Принцип системности в исследовании дидактических проблем профтехобразования // Системный подход в педагогических исследованиях проблем ПТО: Сб. научных трудов. JI., 1987.
  12. Н.А. О построении движений. М., 1947. — 184 с.
  13. А. А. Психология общения. М.: МОДЭК, 2002. — 319 с.
  14. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике, — Спб, 2001,528с.
  15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского, 2-е изд., испр. и доп. М., 1979. 288 с.
  16. Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5−9 классов на уроках русского языка. Дисс. канд. пед наук., М., 2000.-339 с.
  17. П.Володина C.JI. Современный опыт сотрудничества. М., 2004., 111 с.
  18. Е. Н. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства. Дисс. канд. пед наук., М., 1999, — 230 с.
  19. В.Е. Теория вероятности и математическая статистик. М., Высшая школа, 1999 г. — 234 с.
  20. И.В. Формирование коммуникативной культуры у будущего педагога дошкольного образования., Дисс. канд. пед. наук., Н. Новгород, 2000.-229 с.
  21. М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек -человек», Дисс. канд. пед. наук., М., 1999.- 137 с.
  22. P. JI. Менеджмент. СПб: Питер, 2001. — 828 с.
  23. Л. Индустриально-организационная психология. — СПб: Питер, 2001. 560 с.
  24. Н. Ф. Развитие коммуникативных умений студентов- менеджеров в условиях университета. Дисс. канд. пед. наук, — Оренбург, 1998. -162 с.
  25. А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1989. — 159 с.
  26. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с. 27.3арецкая Е. Н. Деловое общение: Учебник: в 2 т. М.: Дело, 2002. Т.1. -695 с./т. 2−719 с.
  27. И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991.- 222 с.
  28. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя, 2е изд. М.: Просвещение, 1985. -160 с.
  29. ЗО.Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2001. — 383 с.
  30. В.И. Формирование культуры делового общения будущих инженеров, Дисс. канд. пед. наук., Брянск, 1998.- 184 с.
  31. Т. А. Формирование культуры делового общения старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1995. — 197 с.
  32. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. — 198 с.
  33. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М, 1987. -173 с.
  34. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1977. -* 199 с.
  35. И. А. Подготовка старшеклассников к деловому общению. Диссертация канд. пед. наук.- Красноярск, 1995. 187 с.
  36. О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников, Дисс. канд. пед. наук., Белгород, 2002.- 205 с.
  37. Краткий психологический словарь, М., 1985. — 431 с.
  38. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  39. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  40. К.М. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. — 192 с.
  41. А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  42. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. — 304 с.
  43. М.А. Формирование коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки, Дисс. канд. пед. наук., М., 1 999 177 с.
  44. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. — 685 с.
  45. Дж. М., Пенроуэ Дж. М. Бизнес- коммуникации. — СПб: Питер, 2001.-538 с.
  46. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
  47. .Ф. Проблема общения в психологии: Вместо введения. М.: Наука, 1981.-c.3−23.
  48. Т.Г. Формирование профессионально коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России., Дисс. канд. пед. наук., СПб., 2002.146 с.
  49. О.И. Формирование профессиональной коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения., Дисс. канд. пед. наук., Саранск, 2002.- 228 с.
  50. А. К. Психология профессионализма. М.: МГФ Знание, 1996.
  51. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. — 192 с.
  52. П. Как проводить деловые беседы .- М.: Экономика, 1987. 207 с.
  53. Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.-799 с.
  54. В.Н. Психология отношений. Воронеж: Модек, 1998.- 363 с.
  55. Научение и сохранение заученного у человека // Экспериментальная психология: В 2 т. М., 1963. — 647 с.
  56. Основы психофизиологии /Под ред. Ю. А. Александрова. М.: Инфра-М, 1997.-431 с.
  57. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2001. — 494 с.
  58. . Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 г.-351 с.
  59. Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1985. — 208с.
  60. Т.А. Формирование коммуникативной культуры военного специалиста в вузе в процессе изучения гуманитарных дисциплин., Дисс. канд. пед. наук., Тула, 2002.- 219 с.
  61. Л.А. Компетентность в общении : Социально психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  62. А. В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр Академия, 1995. 494 с.
  63. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  64. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.- Педагогика-Пресс, 1999. 439 с.
  65. Психология менеджмента/Под ред. проф. Г. С. Никифорова. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. 638 с.
  66. В.Г. Обучение и научное познание. Педагогика. — 1997. — № 1.-С.7−13.
  67. С.Л. Основы общей психологии.: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  68. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: Инфра — М- Новосибирск: НГА ЭиУ, 1998. — 224 с.
  69. М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже., Дисс. канд. пед. наук., Ростов на Дону, 1999.- 132 с.
  70. Ф.А. Формирование умений и навыков педагогического общения у будущих учителей., Дисс. канд. пед. наук., Казань, 2002.- 210 с.
  71. JI.P. Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения, Дисс. канд. пед. наук., Кострома, 2001.- 209 с.
  72. А.А. Формирование культуры делового общения будущих экономистов в процессе преподавания иностранного языка., Дисс. канд. пед. наук., Чебоксары, 2002.- 177 с.
  73. Словарь психолога практика./Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 2001 — 976 с.
  74. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. — 175 с.
  75. Современный словарь иностранных слов, Спб., 1994. — 752 с.
  76. В.А. Современные бизнес коммуникации. СПб.: ПИТЕР, 2002. -447 с.
  77. Л.Д., Психология делового общения и управления Ростов н/Дону: Феникс, 2001. — 471 с.
  78. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. — 529 с.
  79. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе, под редакцией А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.-456 с.
  80. Д. Тренировка. // Экспериментальная психология: В 2 т. М. 1963.
  81. Управление персоналом в социальной рыночной экономике/Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997, — 427 с.
  82. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М., 1985.-224 с.
  83. О.И. Формирование коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков, Дисс. канд. пед. наук., Челябинск, 2002.- 144 с.
  84. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ, 2002. — 437 с.
  85. Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. -М.: Экспедитор, 1996. 288 с.
  86. B.C. Формирование коммуникативной культуры в структуре профессионального образования курсантов морского вуза, Дисс. канд. пед. наук., Владивосток, 1999.- 187 с.
  87. В.А. Введение в методологию научного познания: Учебное пособие.-Д., 1972.-191 с.
  88. Энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 1994./т.2. — 480 с.
  89. .Д. Психология игры. М.: Педагогика, 1987. — 304 с.
  90. П.М. Общение людей как социально психологическая проблема. -М., 1973. — 683 с.
  91. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 638 с.
  92. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  93. Brown G. and G. Yule. Teaching the Spoken Language, Cambridge University Press. 1983.
  94. Brumfit C. Communicative Methodology in Language Teaching, Cambridge University Press, 1984.
  95. Cook, V. J. Second Language Learning and Language Teaching., Third Edition, Arnold, 2001.
  96. Coleman, J. A. Studying Languages: a Survey of British and European Students., London: CILT. 1991.
  97. Dudley Evans Т. and M. J. St. John Developments in English for Specific Purposes, Cambridge University Press, 2001.
  98. Dubin F. and E. Olshtain Course Design, Cambridge University Press, 1986.
  99. Greenall S. Business Targets, Heinmann Publishers, Oxford, 1986.
  100. Hollet V. Business Objectives, Oxford University Press, 1991.
  101. Holliday A. Appropriate Methodology and Social Context, Cambridge University Press
  102. Hutchinson T. and A. Waters. English for Specific Purposes, Cambridge University Press. 1987.
  103. Johnson С., M. Ellis, Teaching Business English, Oxford University Press, 2000.
  104. Jordan R.R. English for Academic Purposes, Cambridge University Press? 1983.
  105. Knowles P., F. Bailey and R. Jillet Functioning in English, Longman Group, 1991.
  106. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago. 1980.
  107. Languages for Business: a Practical Guide. Seven Oaks: Hodder and Stoughton.
  108. Nunnan D. Collaborative Language Learning and Teaching, Cambridge University Press. 1992.
  109. Newstrom J. Evaluation of Effectiveness of Training Methods. Personal Administration. 01. 1980.
  110. Pickett. Business English: Falling between Two Stools. Comlon. 1986.
  111. Pilbeam A. Corporate Language Training in the 1990s, (Language and Lnter-cultural Training), LTS Training and Consulting. 1991.
  112. Ur P. A Course in Language Teaching/ Practice and Theory. Cambridge University Press. 2002.
  113. Reed W. and S. Nolan. The Business English Teacher’s Resource Book, Longman, 1992.
  114. Richards J.C. and T. S. Rodgers Approaches and Methods in Language Teaching, Cambridge University Press, 1986.
  115. Richards J.C. Beyond Training, Cambridge University Press. 1992.
  116. Richards J.C. The Language Teaching Matrix, Cambridge University Press. 1990.
  117. The Non-specialist use of Foreign Languages in Industry and Commerce. A Market Survey Discussion Paper from the London Chamber of Commerce and Industry Commercial Education Scheme. Ltd., 1972.
  118. Tomlinson B. Materials Development in Language Teaching, Cambridge University Press.
  119. Widdowson H. G. Teaching Language as Communication, Oxford University Press, 1978.1. АНКЕТАдля определения уровней сформированности навыков деловой коммуникации.
  120. Опрос носит анонимный характер, а все данные после обработки будут использоваться только в научных целях.
  121. ИНСТРУКЦИЯ. Прочитайте вопросы и выбранные Вами варианты ответов обведите, пожалуйста, в бланке ответов кружком. Пожалуйста, не пропускайте вопросы, заполняя бланк ответов.1. Укажите ваш пол: а) мужской- б) женский.
  122. Стаж Вашей производственной деятельности: а) до 5 лет- б) 5 10 лет- в) 11 — 15 лет- г) 16−20 летд) нет опыта работы.
  123. Представляется ли Вам роль менеджера как коммуникатора информацииа). Важной и необходимой. б). Существенной, особенно в отдельных конкретных ситуациях. в). Незначительной, только как передатчика информации.
  124. Считаете ли Вы свои знания в области деловой коммуникации: а). Глубокими и твердыми. б). Довольно неустойчивыми- знаю основные положения. в). Поверхностными и бессистемными, на уровне житейских представлений.
  125. Испытываете ли Вы затруднения в определении перспективных и текущих целей и задач деловой коммуникации? а). Никогда не затрудняетб). Иногда затрудняет. в). Всегда затрудняет.
  126. Соответствует ли Ваше коммуникативное поведение нормам межличностного делового взаимодействия (темп речи, разборчивая дикция, выразительные жесты, соответствующий внешний вид)?а). Всегда и во всех ситуацияхб). Чаще да. чем нетв). Редко соответствует
  127. Изучали ли Вы или интересовались психологией межличностного общения? а). Да, интересуюсь постоянно. б). Время от времени. в). Нет, не считаю необходимым.
  128. Какая форма участия в деловой коммуникации, по Вашему мнению, дает наибольшую отдачу? а). Активно творческая. б). Нахождение самостоятельных решений. в). По возможности игнорирую участие в деловой коммуникации.
  129. Какую реакцию вызывает у Вас новая информация по вопросам деловой коммуникации? а). Интересб). Необходимость использования в работе. в). Критическое отношение.
  130. Чувствуете ли Вы в себе способности к творческой коммуникативной деятельности? а). Да. б). Неопределенно. в). Нет.
  131. Чему, как Вы считаете, следует больше уделять внимания при развитии навыков деловой коммуникации? а). Проблемам, возникающим в процессе деловой коммуникацииб). Передовому опыту. в). Новым технологиям.
  132. Считаете ли Вы, что успех Вашей профессиональной деятельности зависит от уровня сформированности навыков деловой коммуникации? а). Да, зависит напрямую. б). Зависит незначительно. в). Никак не зависит.
  133. В процессе деловой коммуникации Вы: а). Всегда ориентированы на сотрудничество? б). Ориентированы на сотрудничество в каждой отдельной ситуации? ^ в). Не ориентированы на сотрудничество?
  134. Как часто Вы используете навыки деловой коммуникации на Вашем рабочем месте: а). Часто и активно. б). Использую иногда. в). Редко, почти никогда.
  135. В процессе деловой коммуникации Вы: а), воспринимаете партнера как субъект взаимодействия? б), воспринимаете партнера как объект взаимодействия? в), фокусируетесь на себе?
  136. Уровень своей подготовки к процессу деловой коммуникации Вы оцениваете кака). Высокий? б). Хороший, выше среднего? в). Ниже среднего?
  137. Опрос носит анонимный характер, а все данные после обработки будут использоваться только в обобщенном виде.1. Навык/Качество 5 4 3 2 1
  138. Стремление к саморазвитию навыка деловой коммуникации.
  139. Навык говорить образно, живо, эмоционально.
  140. Навык активного слушания собеседника.
  141. Навык использовать оптимальный темп изложения своих мыслей.
  142. Навык правильного определения стиля и тона взаимодействия с деловым партнером.
  143. Навык выделять главное в процессе делового общения.
  144. Навык излагать свои мысли ясно, доступно.
  145. Навык аргументировано высказывать свое мнение.
  146. Навык быть терпимым к мнению собеседника.
  147. Навык разрешать конфликтные ситуации.
  148. Навык выявлять психологический тип собеседника, особенности его характерата.
  149. Навык владения приемами стимулирования интереса слушателя.
  150. Навык соблюдения логики изложения, обоснованности аргументов и выводов.
  151. Навык объективной оценки результатов собственной коммуникативной деятельности.
  152. Навык отказа от стереотипов в собственной коммуникативной деятельности.
  153. Навык управления процессом делового общения.
  154. Навык прогнозирования и предвосхищения результатов собственной коммуникативной деятельности.1. Общая сумма баллов:
Заполнить форму текущей работой