Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов. Основные положение и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского государственного областного социально-гуманитарного института (2007 — 2011 гг.), на научно-методических семинарах кафедр педагогики и профессионального образования, инженерной графики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 1. 1. Сущность художественно-творческой направленности инновационной деятельности личности будущего учителя технологии и предпринимательства
    • 1. 2. Содержание и структурные компоненты инновационной деятельности в профессиональной деятельности учителя — новатора
    • 1. 3. Основные принципы формирования художественно-творческой направленности инновационной деятельности личности будущего учителя технологии и предпринимательства
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальное исследование формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 2. 1. Педагогические условия и специфика формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности учителей
    • 2. 2. Методическая система формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства
    • 2. 3. Организация и проведения опытно- экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация профессионального образования в России во многом изменила требования к образовательному уровню, к профессиональному мастерству учителей технологии и предпринимательства, выделив необходимость внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, предусматривающих формирование художественно-творческую направленность новаторской деятельности будущих учителей, где они выступают в роли консультанта, советчика, эксперта.

Профессиональное становление личности будущего учителя технологии и предпринимательства требует от них специальной подготовки, так как в новаторской деятельности они смогут реализовать свои знания в области педагогики и психологии, технологии обучения, воспитания, творчества. В связи с этим возможно формирование художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства как системы качеств, способностей, отношений, опыта их личности, которая служит предпосылкой для эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие творческой личности учащихся. При этом художественно-творческая направленность новаторской деятельности учителя технологии мы считаем как проявление профессионализма в своей индивидуальности в профессии: создающего авторскую педагогическую систему.

Формирование высококвалифицированных учителей технологии и предпринимательства должно осуществляться посредством инновационной деятельности, которая ранее сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более творческий, исследовательский характер. Именно поэтому важным аспектом в вузовской профессиональной подготовке становится создание педагогических условий для формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства художественно-творческой направленности новаторской деятельности, на основе анализа и оценки педагогических инноваций, исследовательской и творческой деятельности, определяющих их профессиональную компетентность и творческие возможности.

Передовой педагогический опыт можно рассматривать как новаторский и исследовательский педагогический опыт в своеобразных этапах восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Ведущие ученые и педагоги России, такие как Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Е. Н. Шиянов Р.Г. Хазанкин, М. П. Щетинин, ЕА. Ямбург и другие являются образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта.

В работах И. Ф. Исаева, В. В. Краевского, П. И. Карташова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина показано, что внедрение результатов педагогических исследований в области новаторства предполагает ознакомление широкого круга преподавателей с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе применении научных результатов новаторства в практике.

Немаловажную роль в подготовке конкурентоспособных выпускников играют и то, как построен целостный педагогический процесс в системе высшего профессионального образования, определения педагогических условий формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в целостном педагогическом процессе, в ходе которого усиливается значимость формирования не только научных предметных знаний, умений и навыков, рациональных способов умственных действий, но и формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности, предопределяющей результат качественной подготовки современных учителей технологии и предпринимательства.

Современная система профессионального образования не обеспечивает в полной мере реализацию социального заказа на подготовку учителей технологии и предпринимательства, способных к активному участию в различный видах новаторской деятельности, базирующейся на профессиональной компетентности в аспекте художественно-творческой направленности, что приводит к необходимости определения комплекса педагогических условий формирования названной направленности новаторской деятельности в системе профессиональной подготовки студентов в вузе.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике в профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства следующих противоречий между: потребностью общества в формировании художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях модернизации образования и отсутствием теоретико-методических основ, конкретизирующих методы, приемы, средства и формы организации данного процесса в их профессиональной подготовкенеобходимостью формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности студентов как интегрального качества личности будущих учителей технологии и неразработанностью комплекса педагогических условий формирования названной направленности новаторской деятельности в период вузовской подготовки.

Преодоление указанных противоречий возможно на основе анализа достижений психолого-педагогических наук, разработки и реализации комплекса педагогических условий формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности, обеспечивающих переход учебной деятельности студентов в учебно-творческую. При этом их деятельность освобождается от стереотипов, что очень важно в формировании осознанной готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности, соответствующей высокому уровню профессионализма учителя технологии и предпринимательства.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии развития направленности личности заложен в трудах Л. И. Божовича, И. М. Сеченова, C.JT. Рубинштейна, Н. Д. Левитова, Э. Б. Ильенкова, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе и др.

Значительный вклад в исследование проблем профессионально-технологического образования внесли труды Л. Н. Анисимовой, П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Н. Н. Лаврова, Э. Д. Новожилова, В. Д. Симоненко, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, Ю. Л. Хотунцева и др. Существенный вклад в научное обоснование и проектирование моделей инновационного образования внесли: И. И. Ильясов, Н. Д. Никандров, А. А. Пинский,.

B.В.Рубцов, Г. Д. Хорошавина, И. Д. Чечель, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий.

Проблеме формирования профессиональной направленности личности посвящены исследования М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. И. Калугина, Л. А. Кандыбовича, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, А. Д. Сазоновапедагогическому творчеству, определению существенных характеристик педагогического творчества, исследованию основ развития творческого потенциала личности посвящены работы Н. Д. Никандрова, В. Г. Рындак, Л. В. Мещеряковой идр. Исследовательской работе студентов, как элементу подготовки будущих специалистов, были посвящены труды Л. Ф. Авдеевой, Н. М. Яковлевой и др. Традициям отечественной • школы' художественно-творческого воспитания посвящены труды С. Е. Игнатьеав, В. С. Кузина, В. В. Корешкова,.

C.П.Ломова, Н. Н. Ростовцева, Н.М.Соколь-никовой, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой). I.

Но в научной литературе остается недостаточно разработанным вопрос о формировании художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в профессиональной подготовке на основе игрового моделирования творческой деятельности .

Это позволило нам сформулировать проблему исследования: разработка комплекса педагогических условий формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства, обеспечивающих достижение высокого уровня профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств личности педагога.

Стремление решить данную научную проблему побудило нас избрать следующую тему исследования: «Педагогические условия формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Объектом исследования выступает процесс формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

Предмет1 исследования — педагогические условия формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что процесс формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства будет эффективным, если:

— проведены анализ педагогических инноваций и творческой деятельности, определяющих творческие возможности студентов;

— формирование художественно-творческого направленности новаторской деятельности студентов осуществляется на основе практико-ориентированного подхода в процессе творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной деятельности технологии в условиях модернизации образования;

— используется специально разработанный комплекс педагогических условий (принципы, методы и приемы, средства, формы, направленные на непрерывный поиск и обновление профессиональных знаний и умений, развитие инициативы и художественно-творческого потенциала, открытие и осознание будущим учителем своих собственных смыслов профессиональной деятельности), которые активизируют развитие личности будущего педагога, способного новаторски подходить к выполнению творческих работ, достигая высокий уровень самостоятельности, оригинальности и продуктивности решения профессиональных задач учителя технологии;

— используются задания исследовательского и творческого характера с применением игрового моделирования творческой деятельности, ориентированные на самостоятельное решение проблем художественно-технологической подготовки учащихся образовательных учреждений^.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы определяем следующие задачи:

1. Определить содержание и сущностные характеристики понятия формирования художественно-творческого направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

2. Определить комплекс педагогических условий (принципы, методы и приемы, средства, формы) формирования художественно-творческого направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

3. Разработать задания исследовательского и творческого характера с применением игрового моделирования творческой деятельности, ориентированные на самостоятельное решение проблем художественнотехнологической подготовки учащихся образовательных учреждений.

4. Экспериментально проверить в педагогическом процессе комплекс педагогических условий формирования художественно-творческого направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства. ^.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— теория организации и проведения научно-педагогического исследования (В.В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин и др.);

— современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления (К.А. — Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — развития направленности личности заложен в трудах Л. И. Божовича, И. М. Сеченова, С. Л. Рубинштейна, Н. Д. Левитова, Э. Б. Ильенкова, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе и др.;

— концепция высшей профессиональной школы как ведущего звена общей системы непрерывного образования (С.И. Архангельский, Б. С. Гершунский, В. А. Сластенин, И. Д. Чечель, и др.);

— теория практико-ориентированного подхода (А.Вербицкий, Ю. Ветров).

— концепция развитая творческой личности, творческих способностей, творческого мышления (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, И. П. Калошина, Я. А. Пономарев и др.);

— теория педагогического творчества (И.Ф.Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) — новаторского и исследовательского педагогического опыта. И.'Ф. Исаев, В. В. Краевский, П. И. Карташов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин. I.

Методы исследования. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературыанализ учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам предметной и методической подготовки студентов технологического факультетанаблюдение за процессом преподавания этих дисциплинбеседы, анкетирование студентов и преподавателейанализ опыта работы преподавателейпедагогический экспериментметоды математической обработки результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В исследовании уточнено содержание и сущностные характеристики понятия формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства, которые рассматриваются как качество личности, включающие в себя профессиональные мотивы, интересы и склонности, выражающие творческое отношение к профессии, формирующиеся под воздействием творческой инновационной деятельности и образовательной среды, обеспечивающие успешность освоения готовности к восприятию, оценке и реализации таких педагогических инноваций, которые способствуют применению их художественно-творческого потенциала для решения задач творческого развития учащихся в будущей педагогической деятельности.

2.У становлено, что сущность формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства составляет преобразование и саморазвитие профессионально-значимых свойств и качеств личности в соответствии с формированием компонентов названной направленности этой деятельности: художественно-технологический компонент направленности новаторской деятельности (использование теоретических и практических новшеств в освоении художественно-творческой деятельности, интерес и изучение народных художественных промыслов, а также новых направлений творческой деятельности, связанных с образовательной областью «Технология" — интерес к изучению различных технологий художественной обработки материалов, а также — к разработке новых художественных технологийрациональное отношение к информационным технологиям в творческой педагогической деятельностихудожественно-педагогический компонент направленности новаторской деятельности (потребность включиться в инновационный процесс в педагогической деятельности, потребность в осуществлении исследовательско-творческой деятельности, изучении педагогического процесса с целью поиска возможностей творческого применения инноваций в развитии личности учащихся, повышения уровня внедрения новых достижений психо л ого-педагогической науки в практику технологической подготовки школьников);

— креативный компонент направленности новаторской деятельности как способность самостоятельно творчески подходить к решению частно-методических проблем, анализировать передовой педагогический опыт и находить новые, нестандартных педагогических решения для реализации инновационных методик с высокой результативностью, направленных на трудовое и эстетическое воспитание и развитие творческой личности учащихся в соответствии с требованиями модернизации российского образования.

3. Разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий (принципы, методы и приемы, средства, формы, направленные на непрерывный поиск и обновление профессиональных знаний и умений, развитие инициативы и художественно-творческого потенциала, открытие и осознание будущим учителем своих собственных смыслов профессиональной деятельности), активизирующий развитие личности будущего педагога, способного новаторски подходить к выполнению творческих работ, достигая высокий уровень самостоятельности, оригинальности и продуктивности решения профессиональных задач учителя технологии в соответствии с основными аспектами творческого развития личности, целостности педагогического процесса в единстве с технологического и творческого направлениями образования, в контексте практико-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости и значения творческой инновационной деятельности в формировании художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательствавыявлении сущности, содержания и структурных компонентов этой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологиив разработке научно обоснованного комплекса педагогических условий формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности в вузе.

Практическая значимость исследования. Разработан комплекс педагогических условий формирования художественно-творческой направ-ленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства, позволяющий обеспечить высокое качество современной профессиональной подготовки выпускников вуза, способных и готовых самостоятельно воспринимать, оценивать (с точки зрения новизны, оптимальности, результативности) и реализовывать педагогические инновации, применять свой творческий потенциал, профессиональные художественно-технологические знания и умения для адекватного решения задач технологической подготовки и творческого развития учащихся.

Разработаны задания исследовательского и творческого характера с применением игрового моделирования творческой деятельности, ориентированные на самостоятельное решение проблем художественно-технологической подготовки учащихся.

Внедрен в процесс подготовки студентов технологического факультета МГОСГИ специальный курс «Инновации в художественно-технологической подготовке учащихся», способствующий формированию художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии (формированию профессиональных знаний и умений самостоятельного введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной художественно-творческой деятельности учителя технологии и учащегосяизучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику технологической подготовки учащихся), качественному повышению уровня профессиональной подготовки, ориентированной на потребности современной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается: методологической обоснованностью теоретических положений и исходных параметров исследованияпоследовательным осуществлением программы исследованияконцептуальной непротиворечивостью методов, адекватных задачам, логике исследованияопорой на эмпирические данныепедагогическим экспериментомположительной динамикой результатов формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологиисочетанием количественного и качественного анализа экспериментального материаластатистической значимостью полученных результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе технологического факультета Московского государственного областного социально-гуманитарного института (г.Коломна), а также факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета. В исследовании приняли участие 375 студентов 3−5 курсов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2011 г.

На первом этапе (2006;2007гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведены беседы, наблюдения, изучен и обобщен передовой опыт работы преподавателей вузовопределен понятийный аппарат исследования.

Разработан комплекс педагогических условий формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательствапроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2007;2008 гг.) проводились констатирующий, поисковый, и обучающий эксперименты, в ходе которых проходила корректировка разработанного комплекса педагогических условий, обобщались результаты исследования.

На третьем этапе (2008;2011 гг.) был продолжен обучающий эксперимент, проводились систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, внедрение результатов экспериментального обучения, оформление исследования в виде диссертации.

На защиту выносятся положения:

1. Художественно-творческая направленность новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства представляет собой динамичное структурно-уровневое образование, отражающее меру возможностей реализации творческих сил личности-в профессиональной педагогической деятельности в условиях модернизации образования, выступающее как единство и взаимосвязь мотивационного, гностического, процессуально-регулятивного компонентов.

2. Процесс формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства базируются на концептуальных положениях, обеспечивающих эффективное развитие этого процесса: интеграция художественно-технологических и методических знаний для осуществления новаторской, деятельностиоптимальное и целенаправленное применение средств развития этого качества личности студентов технологических факультетовпрактическая направленность творческих заданий и творческий подход к решению профессиональных задач технологической подготовки учащихсяориентация студентов на самостоятельный выбор содержания, методов и средств новаторской деятельности.

3. Формирование художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства становится наиболее эффективным при реализации комплекса педагогических условий (принципы, методы и приемы, средства, формы), способствующего формированию умений студентов самостоятельно проектировать систему средств, в данном случае, комплекс игровых методик с элементами дискуссии, служащих развитию творческого отношения к педагогической деятельности, формированию позитивного отношения к совершенствованию содержания и форм учебного процесса в образовательных учреждениях, заинтересованности через собственное открытие осознания предмета, смысла и ценности будущей профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов. Основные положение и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского государственного областного социально-гуманитарного института (2007 — 2011 гг.), на научно-методических семинарах кафедр педагогики и профессионального образования, инженерной графики и дизайна РГУТиСна международных научно-практических конференциях, состоявшихся в РГУТиС (2007;2011 гг.). Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий технологического факультета МГОСГИ (г.Коломна Московской области), факультета технологии и предпринимательства МГОУ (г. Москва) в виде учебных авторских разработок, методических рекомендаций, научных статей, составивших основу для специальных курсов подготовки студентов.

Выводы по второй главе.

1. В процессе диссертационного исследования разработаны теоретико-методологические основы формирования художественно-творческой направленности новаторской, которые раскрываются через комплексное взаимодействие принципов, методов, средств и форм обучения инновационной деятельности. Они базируются на: вариативном подходе к организации этой деятельности с учетом особенностей развития личности студентахудожественно-творческой направленности творческих заданий и задач, содействующих приобретению и индивидуализации этой деятельностиориентации на самостоятельность, творческое осмыслении, анализе принятия решений;

2. Обучающий эксперимент подтвердил, что процесс художественно-творческой направленности новаторской деятельности личности будущего учителя технологии и предпринимательства протекает более успешно: при создании педагогических условий — непрерывный поиск и обновление профессиональных знаний и умений, развитие инициативы и художественно-творческого потенциала- -открытие и осознание будущим учителем своих собственных смыслов профессиональной деятельности. Методов:

— стимулирования и мотивации творческой инновационной деятельности на основе оптимального сочетания аудиторных и вне аудиторных занятий;

— практического применения комплекса профессиональных знаний и умений при выполнении работ творческого и исследовательского характераличного примера преподавателей, владеющих инструментарием творческой исследовательской деятельности в области технологической подготовки.

Специфические методы обучения:

— метод изучения и объективной оценки передового педагогического опыта, заключается в целенаправленном наблюдении и анализе педагогического мастерства педагогов-новаторов, их деятельности, дающей высокий педагогический результат, а также методы, стимулирующие формирование художественно-творческой направленности новаторской деятельности студентов как профессиональных качеств личности будущего учителя технологии.

— метод новаторского решения частно-методических проблем художественно-технологической подготовки учащихся, заключается в подготовке студентов к самостоятельному решению проблем технологической подготовки и творческого развития учащихся. Этот метод способствует проявлению активности, инициативности и самостоятельности, генерированию идей, изучение новых направлений творческой деятельности, связанных с образовательной областью «Технология», освоению на достаточно высоком уровне профессиональных знаний и умений.

— в рамках уровневой системы художественно-творческой направленности новаторской деятельности личности будущего учителя технологии и предпринимательства на созидающем — высоком, преобразующем — среднем, репродуктивном — низком уровнях;

В процессе исследования было доказано, что целенаправленная и комплексная реализация положении, сформулированных в гипотезе приводит к значительному повышению эффективности художественно-творческой направленности новаторской деятельности личности будущего учителя технологии и предпринимательства в высшей школе.

Заключение

.

Выполненное нами исследование проблемы разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки системы формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности личности будущего учителя технологии и предпринимательства, обеспечивающей значительное повышение эффективности их методической подготовки, направленной на совершенствование технологического и художественного образования учащихся, вносит существенный вклад в решение задач профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства для образовательных учреждений.

1. В исследовании уточнено содержание и сущностные характеристики понятия художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства, которые рассматриваются как качество личности, включающие в себя профессиональные мотивы, интересы и склонности, выражающие творческое отношение к профессии, формирующиеся под воздействием творческой инновационной деятельности и образовательной среды, обеспечивающие успешность освоения готовности к восприятию, оценке и реализации таких педагогических инноваций, которые способствуют применению их художественно-творческого потенциала для решения задач творческого развития учащихся в будущей педагогической деятельности. При этом художественно-творческая направленность новаторской деятельности учителя технологии есть проявление профессионализма в своей индивидуальности в профессии: создающего авторскую педагогическую систему г *.

2.Установлено, что сущность формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства составляет преобразование и саморазвитие профессионально-значимых свойств и качеств личности в соответствии с формированием компонентов названной направленности этой деятельности: художественно-технологический компонент направленности новаторской деятельности (использование теоретических и практических новшеств в освоении художественно-творческой деятельности, интерес и изучение народных художественных промыслов, а также новых направлений творческой деятельности, связанных с образовательной областью «Технология" — интерес к изучению различных технологий художественной обработки материалов, а также — к разработке новых художественных технологийрациональное отношение к информационным технологиям в творческой педагогической деятельности. > ' художественно-педагогический компонент направленности новаторской деятельности (потребность включиться в инновационный процесс в педагогической деятельности, потребность в осуществлении исследовательско-творческой деятельности, изучении педагогического процесса с целью поиска возможностей творческого применения инноваций в развитии и личности учащихся, повышения уровня внедрения новых достижений психолого-педагогической науки в практику технологической подготовки школьников).

— креативный компонент направленности новаторской деятельности > * как способность самостоятельно творчески подходить к решению частно-методических проблем, анализировать передовой педагогический опыт и находить новые, нестандартных педагогических решения для реализации инновационных методик с высокой результативностью, направленных на трудовое и эстетическое воспитание и развитие творческой личности учащихся в соответствии с требованиями модернизации российского образования.

3. В ходе диссертационного исследования разработаны концептуальные положения, на которых базируется формирование • * художественно-творческой направленности новаторской деятельности студентов: интеграция художественно-технологических и методических знаний для осуществления новаторской деятельности;

— оптимальное применение средств развития этой направленности студентов технологических факультетов;

— практическая направленность творческих заданий и творческий подход к решению профессиональных задач технологической подготовки учащихся;

— ориентация студентов на самостоятельный выбор содержания, методов и средств новаторской деятельности:

4. В ходе эксперимента установлено, что формирование художественно-творческой направленности новаторской деятельности студентов наиболее оптимально осуществляется на основе практико-ориентированного подхода в процессе выполнения студентами творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства в условиях игрового моделирования учебной деятельности, которая способствует раскрытию их резервных творческих возможностей. При этом творческая деятельность студентов освобождается от стереотипов, что благоприятствует формированию художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.

5. Обучающий эксперимент подтвердил, что процесс формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства протекает наиболее успешно при создании комплекса педагогических условий:

Принципы: — развития творческого потенциала личности студентов- -развития творческого потенциала личности студентов- -выявления и использования резервных творческих возможностей студентов.

Методы: Общепедагогические методы обучения, а также специфические методы обучения:

— метод изучения и объективной оценки передового педагогического опыта, а также методы, стимулирующие формирование художественно-творческой направленности новаторской деятельности студентов;

— метод новаторского решения частно-методических проблем художественно-технологической подготовки учащихся.

Создание благоприятных условий для новаторской деятельности: — непрерывный поиск и обновление профессиональных знаний и умений, развитие инициативы и художественно-творческого потенциала;

— открытие и осознание будущим учителем своих собственных смыслов профессиональной деятельности.

Средства: задания исследовательского и творческого характера, с применением игрового моделирования творческой деятельности, доклады на научно-практических конференциях, выставочная деятельность.

Формы обучения: исследовательско-творческие кружки по вопросам развития профессионального образования, по проблемам художественно-технологического творчестванаучно-практические конференциивыставки творческих работзанятия по спецкурсу «Инновации в художественно-технологической подготовке учащихся».

6.В результате теоретического и экспериментального исследования было доказано, что целенаправленная и комплексная реализация положений, сформулированных в гипотезе, приводит к значительному повышению эффективности формирования художественно-творческой направленности новаторской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства и качества их профессиональной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славкая К. А. Деятельность и психология личности. Текст. — М., 1980.- 379 с.
  2. Р.Л. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению Текст. /Вестник высшей школы. 1990. — № 2.-С. 50−54.
  3. Актуальные вопросы профессионального образования. Сб. науч. тр. Материалы научно-практической конференции 6−7 апреля 2005 г. М. Издательство МГОУ, 2005. -160 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах.-М: 1980.-Т 1.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред.А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж НПО «МОДЕК», 1996. — 384 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. -339 с.
  7. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. изд-во Казанского ун-та, 1988. — 238 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: изд-во КГУ, 1996. — 566.
  10. В.JI., Резванов C.B. Образование. Инновация. Будущее. Текст. (Методологические и социокультурные проблемы) Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.- 176 с.
  11. СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  12. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб. методич. Пособие. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  13. Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельность. М.: Политиздат, 1990. — 87 с.
  14. Батышев С. Я: Производственная педагогика. М.: Педагогика, 1984.-173 с.
  15. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженеров педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  16. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя. Л., 1990.
  17. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
  18. Л.И. Проблемы формирования личности. М. Воронеж, 1995.
  19. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов обучения у школьников. М.: АПН РСФСР, 1951. -вып. 61.
  20. , Г. В. Основы психологии и педагогики Текст.: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. Минск: Изд-во Гревцова, 2009. -336с.
  21. Буш Г. Я. Стратегия эврилогии. Рига: Знание, 1986. 64 с.
  22. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов Текст. /В.К.
  23. Розов, Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев и др., под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  24. А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.-204 с.
  25. А. А. Деловая игра как метод активного обучения Текст. / Совр. высш. шк. 1982. — № 3. — С. 13−131.
  26. М. Продуктивное мышление / Вступ. Ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 355 с.
  27. И.И. Творческое воображение. Казань, КГУ, 1993. -34 с.
  28. В.Н. • ¦ Интеграция эвристического итехнологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе: Дис.. д-ра пед. наук. Тольятти, 1999. — 330 с.
  29. Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. Текст.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 160 с.
  30. Н.Ф., Рабицкий А. И., Шутков B.C. Пути повышения престижа рабочих профессий. М.: Высшая школа, 1991.-91 с.
  31. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. -354 с.
  32. Ф.Н. О педагогических способностях учителя. //Вопросы психологии личности. М.: Учпедгиз, 1960. — 250 с.
  33. , В. К. Инновационные педагогические1.технологии в воспитании младших школьников: учеб. пособие / В.
  34. К. Григорова, Е. П. Мартынова — Дальневост. гос. социальногуманитар, академия. — Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. -163 с.
  35. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, — 1972. — 424 с.
  36. А. Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: Автореф. дис. канд. пед. Наук. -М., 1972.-21 с.
  37. А.Х. Основы учебно-исследовательской работы студентов: учебное пособие для вузов. Алма-Ата: Мектеп, 1989.
  38. М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности. Учебное пособие. Челябинск, 1996.
  39. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. -Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  40. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Текст. Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 176 с.
  41. Ермолаева Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. Текст. — М.: Академический проект, 2003. — 304 с.
  42. В.И. Педагогическое творчество учителя. Текст. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  43. В.И. Учитель как исследователь. Текст. -М.: АПН, 1980.- 132 с.
  44. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
  45. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. Екатеринбург, 1998. -117 с.
  46. К. Педагогическая диагностика: Пер. с изм. -М.: Педагогика, 1991 240 с.
  47. Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития Текст.: материалы Всероссийской науч. метод, конф. (4 февр. 2011, г. Красноярск) / под ред. A.A. Лукьяновой. — Красноярск: СибГАУ, 2011.-374с.
  48. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-462 с.
  49. Интенсификация творческой деятельности студентов: Монография КГУ Текст. Казань, Изд-во КГШУ, 1990 — 198 с.
  50. Э. В. Учитесь мыслить смолоду. Текст. М., 1977
  51. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учебное пособие для вузов. Текст. — М.: Академия, 2002. — 208 с.
  52. История профессионального образования в России./Под ред. С. Я. Батышева, A.M. Новикова, Е. Г. Осовского. Текст. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — 672 с.
  53. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
  54. Н.И., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов. Текст. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  55. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М.: НИИВШ, 1977. — 64 с.
  56. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. Текст. М.: Педагогика, 1990 — 140 с.
  57. И. Соч. в 6-ти томах. М.: Мысль, 1963.
  58. А.С. Познание бесконечного. М., Мысль, 1968. -148 с.
  59. М.В. Инновации в обучении: Методы и модели: Анализ заруб, опыта. Текст.- М.: Наука, 1997. 223 с.
  60. А.Г. Личность воспитывает себя. Текст.- М.: Политиздат, 1983. 256 с.
  61. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л., 1960.
  62. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. Пособие для факультета по подготовке и повышению квалификации организаторов народного образования. Текст. М.: Просвещение, 1986. — 201 с.
  63. А.И. Педагогическое исследование. Текст. -Рязань, 1975.- 178 с.
  64. П.Ф. Особенности формирования мировоззрения будущих учителей в условиях перестройки Текст. / Проблемы методологической и мировоззренческой подготовки учителя /Сб. науч. тр. Курск, 1990. — 96 с.
  65. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 164 с.
  66. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методический анализ). Текст.- М.: Педагогика, 1977. 246 с.
  67. Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Текст. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  68. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  69. Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций/ Гомельск. гос. ун-т. Гомель, 1976. — 57 с.
  70. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Текст. Д.: Знание, 1985.-32 с.
  71. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Текст. Л.: Изд-воЛГУ, 1973.- 106 с.
  72. И.И. Обучение русскому языку в 4−6 классах по новой программе. М.: Педагогика, 1970. — 247 с.
  73. М.М. Технология профессионально-педагогического образования. Учебное пособие для вузов. Текст. -М.: Академия, 2001. 272 с.
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  75. A.B. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. Автореф. дис. канд. психол. наук М., 2003.
  76. А.Н. Формирование личности Текст. // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  77. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  78. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.-510 с.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  80. В.И. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР, автореф. дис. к.п.н. Минск, 1990. — 17 с.
  81. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. Текст. — М.: Психологический журнал. 1981. т. 2. — № 2.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психики. Текст. М.: Наука, 1984.
  83. А.К. Психология труда учителя. Текст. М., 1993. — 190 с.
  84. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. — 96 с.
  85. К.К. Условия творческого труда /Пер, с польского Д. И. Иорданского, под ред. и послесл. Я. А. Пономарева -М.: Мир, 1970.-303 с.
  86. A.M. Концепция творческой одаренности Текст. /Вопросы психологии. 1989. № 6. — с 29−33.
  87. Матюшкин А. М- Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  88. М.И. Принцип профессиональной направленности обучения Текст. // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 112 с.
  89. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Текст. М., 1998.
  90. Новое педагогическое мышление. /Под ред. акад. Петровского A.B. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  91. Э.Д. О логике научного педагогического исследования Текст. / Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МПУ, 1997.-с. 6−25.
  92. С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования: Дис. д-ра пед.наук. Екатеринбург, 1977. — 386.
  93. Об исследовании проблем психологии творчества: Сб. ст./Отв. Ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  94. Обучение и развитие Текст. / Под, ред. Л. В. Занкова. М.: -1968.
  95. Общее и частное в образовательном процессе высшей школы: Сборник научных трудов. М.: МГОУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. -162 с.
  96. В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. Л.: изд-во Ленинград, ун-та, 1974. — 133 с.
  97. СИ., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.-4-е изд., дополненное. М.: — Азбуковник, 1997. — 944 с.
  98. М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Текст.— Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 144 с.
  99. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  100. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий /М.: Высшая школа, 1984.
  101. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-254 с.
  102. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  103. Подготовка учителей технологии в условияхреформирования образования: Материалы международной научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. М.: Изд-во «Эслан», 2001. — 344 с.
  104. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  105. Я.А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач //Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. -335 с. — С. 279 — 295.
  106. Попов JLM. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, Изд-во Казанского университета, Л 990.- 240 с.
  107. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  108. Психология и педагогика. Учебное пособие. Текст./Под редакцией К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 320 с.
  109. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе. Текст. /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, З. А. Решетовой. М.: МГУ. 1979.
  110. И. П. НОТ учителя. Текст. М.: Просвещение, 1982. -208 с.
  111. Н. Творчество как усиление себя Текст. /Вопросы психологии. 1990. № 1.- с. 164−168.
  112. З.А. Психологические основы профессионального обучения . М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. — 207 с.
  113. H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисования. М.: Просвещение, 1987.-169с.
  114. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.:изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  115. С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. — 720 с: ил. — (Серия «Мастера психологии).
  116. В.Г., Мещерекова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: „Педагогический вестник“, 1998. -116 с.
  117. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Текст. Монография. М.: „Педагогический вестник“, 1997. -244 с.
  118. Рындак В. Г. Формирование творческого потенциала учителя. Теория и диагностика. М., 1994. -114 с.
  119. А .Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина, B.C. Кагерманьян. — М., 2005. 72 с.
  120. Ф.К. Формирование познавательного интереса учащихся в условиях реформы школы. Волгоград, Перемена, 1993.-С. 14−18.
  121. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Текст. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  122. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. -Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  123. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути ее совершенствования: Межвузовский сборник научных трудов /МГПИ им. В.И. Ленина- под ред. А. И. Пискунова, O.A. Абдуллиной: Мю, 1988. — 198 с.
  124. М.И. Творческая самореализация личности учителя как компонент профессионально-педагогической культуры Текст. // Профессионально-педагогическая культура, история, теория, технология. Белгород, 1996. — 97 с.
  125. М.Н. Проблемы современной дидактики. Текст. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  126. В.А. Формировании личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Текст. -М.: 1976.- 160 с.
  127. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. Текст. М.: Аспект-Пресс, 1995.-270 с.
  128. Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб. заведений нач. проф. Образования Текст. / Под ред. Ю. А. Якубы. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 320 с.
  129. Н.К. Политехнические основы подготовки учащихся к труду. Минск: Нар. Асвета, 1982. — 158 с.
  130. Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (серия „Учебники, учебные пособия“.) Текст. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-672 с.
  131. В.А. Мудрая власть коллектива. М., Молодая гвардия, 1965. — 239 с.
  132. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста Текст. //Современ. высш. шк. -1998. № 2. — 87 с.
  133. Творческая направленность деятельности педагога /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской Л.: Изд-во НИИ ООВ АПН СССР. 1987. — 100 с.
  134. Технология 2000: теория и практика преподавания технологии в школе Текст. /Сборник трудов конференции. М., 2000. — 307 с.
  135. Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МИГУ 4−5 февраля 2003 г. Текст. М.: Изд-во „Эслан“, 2003.-432 с.
  136. А.Н. Политехнические основы трудового обучения учащихся в условиях научно-технического прогресса Текст. //Политехнические основы трудовой и профессиональной подготовки учащихся: Сб. науч. тр. -М.: АПН СССР, 1987. 83 с.
  137. Н.Д. Экспериментальные основы психологии установки. Текст. //Психологические следования. М.: Наука, 1966.-415 с.
  138. Унт И. Э. Индивидуализация учебных заданий и ее эффективность: Автореф. докт. пед. наук. Вильнюс, 1975. — 40 с.
  139. Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: (На материале УИРС по циклу пед. дисциплин): Авреф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978. -26 с.
  140. Д. В. Филатов O.K. Технология обучения в современной школе. М.: „Экспедитор“, 1996. — 288 с.
  141. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в' современной школе. М .: Сентябрь, 1998. — 144 с.
  142. Т.И. Активизация учения школьников. Текст. М., 1979, 128 с.
  143. СТ. Избранные педагогические сочиненная в 2 т.
  144. Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина. -М., 1980.
  145. B.C.- Предмет, задачи и сущность педагогики творчества Текст. //Новые исследования в педагогических науках. 1987. — Вып. 2(50). — 69 с. — С. 3−6.148: Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-144 с.
  146. А.Т. Вопросы становления творчества//Проблемы философии. вып.44. -1978. -15 с.
  147. П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании // Инновационное движение. С. 72 .
  148. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя, в системе высшего педагогического образования. Л-: Просвещение: 1967. — 266 с.
  149. М.Р. Психологические, основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения: Методическое пособие. Текст. М.: Высшая школа, 1990: — 88 с.
  150. Г. И. Роль деятельности в учебном? процессе. Книга для учителя. М-: Просвещение, 1986. — 144 с.
  151. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах /Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО.-1998. 568 с.
  152. Н.Р. Общие основы педагогической новатики. Опыт Текст. разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1996. 224 с.
  153. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. -128
  154. , A.A. Интегративное управление средой образования в школе Текст.: монография / A.A. Ярулов. М.: Народное образование, 2008.-368с.
  155. Ellig A., Cogan J.» Howey K. Introduction to the Foundations of Education. New Jersey, 1991 .-P.91−117
  156. Harland J., Kinder K. Teacher’s continuing professionaldevelopment: framing a model of outcomes //British journal of in--service education, 1997. — Vol.23, № 1. -P.71−84.
  157. Levitt Th. The Marketing Mode. Pathway to Corporate Growth. -N.Y., 1969.-P. 201 -246.
Заполнить форму текущей работой