Взаимодействие учителя и учащихся при выполнении творческих заданий
Учителю надо быть особенно внимательным к моментам своеобразного творческого «отчуждения», говорящего о том, что «ребенок перерос имеющийся образный багаж, и ему нужна новая порция знаний о мире, новые профессиональные навыки». Начинать следует с раскрепощения ребенка от скованности на уроках изобразительного искусства, от неуверенности в собственных силах, ограничивающих творческую инициативу… Читать ещё >
Взаимодействие учителя и учащихся при выполнении творческих заданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучая учащихся младших классов изобразительному искусству, педагог должен учитывать количественные и качественные различия между возрастными этапами. Ведь каждый из школьных возрастов отличается друг от друга качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой не эволюционный прогресс, а диалектический скачок к новому качеству.
Опыт передовых педагогов давно доказал, что обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей данной возрастной группы. Личностная значимость учебной деятельности — главнейшее условие ее эффективности [5].
При решении проблемы преемственности (в частности — на уроках изобразительного искусства), особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника к новым условиям обучения в школе, необходимо:
- · учитывать психологические особенности 6—10-летних детей; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок пришел в школу;
- · иметь четкие представления о целях и результатах изучения изобразительного искусства на начальной ступени;
- · знать специфику форм организации обучения изобразительному искусству, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся.
Учителю надо быть особенно внимательным к моментам своеобразного творческого «отчуждения», говорящего о том, что «ребенок перерос имеющийся образный багаж, и ему нужна новая порция знаний о мире, новые профессиональные навыки». Начинать следует с раскрепощения ребенка от скованности на уроках изобразительного искусства, от неуверенности в собственных силах, ограничивающих творческую инициативу, разбудить фантазию, мысль, эмоции, заставить подростка поверить в красоту мира, в силу краски, то есть создать «благоприятную атмосферу творческого созидания».
Заботясь о развитии у школьников художественных способностей, «педагог должен знать те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания, интереса детей к занятиям изобразительным искусством». Одним из таких факторов «нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления…». Чтобы более активно развивать у школьников способности к изобразительной деятельности, учитель должен знать психологические основы, структуру и показатели этих способностей.
Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Искусство преподавания требует от учителя и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики обучения, и, что самое главное, умения творчески использовать все эти знания в учебном процессе.
Чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, педагог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков изобразительного искусства, методы и приемы объяснения, опроса и т. д. 20].
В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. «Как композитор при импровизации во время звучания первых аккордов начинает создавать и развивать мелодию, искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и преподаватель… начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала».
Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Творческую работу со школьниками нельзя пускать на самотек, ее надо руководить, ее надо направлять.
В возрасте 6—10 лет знания приобретают особую значимость для развития личности ребенка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. В этом возрасте ребенок готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность является одним из мотивов учения.
Урок — единица учебного процесса, значит, в нем нужно видеть не только чисто внешние стороны, сопряженные с организацией труда учителя и ученика, а заглянуть в те внутренние процессы, на которые, собственно, и направлен процесс обучения.
Один из эффективных путей решения выше поставленных задач — использование на уроках изобразительного искусства современных педагогических технологий [1].
Инновационные технологии обучения на уроках изобразительного искусства:
- · способствуют повышению у школьников интереса к изучению данного предмета;
- · предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока;
- · обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду;
- · способствуют формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;
- · позволяют наладить контакт, установить более тесную связь с внутренним миром ребенка, так как создают на уроке обстановку доброжелательности и взаимного доверия.
- · способствуют раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;
- · развивают память детей, внимание, сообразительность, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
- · концентрируют внимание, и стимулирует познавательную деятельность школьников, проявляемую в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
- · усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируют их убеждения, что способствует всестороннему развитию личности.
Необходимо учитывать, что интерактивные методики требуют определённых условий их применения. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует тот или иной метод. Каждый метод должен быть объяснён детям, принят ими, оговорены правила групповой работы. Кроме того, имеет большое значение состав класса, количество детей, их способность к взаимодействию. Педагог учит детей определённому методу и в то же время обучается сам, каждый раз импровизируя и готовясь помочь учащимся в случае затруднений. Практика проведения уроков показывает, что педагог, руководящий такими формами деятельности, должен быть хорошо подготовлен, иметь опыт работы с детьми и авторитет среди участников. При использовании интерактивных технологий нужно обязательно прогнозировать результат, создавая ситуацию успеха для каждого ученика в классе, в этом случае на уроке не останется ни одного равнодушного ученика, не включённого в общее действие на уроке.
Таким образом, нами под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного процесса обучения изобразительному искусству с использованием инновационных технологий, обеспечивающих повышение у детей внутренней мотивации и интереса к изучению данного предмета, что существенно скажется на улучшении качества обучения, создании благоприятных условий для проявления способностей и интересов учащихся 1— 4 классов.