Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже
К среднему уровню готовности к современной профессиональной деятельности были относены учащиеся, которые могли мотивировать свой профессиональный и жизненный выбор, но недостаточно были последовательны и настойчивы в получении профессии и достижении целей, творческие проявления и самостоятельная активность была лишь эпизодична, мотивация достижения успеха и сотрудничества неустойчива… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социокультурное обеспечение профессиональной подготовки в техническом колледже как педагогическая проблема
- 1. 1. Состояние изученности' проблемы социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов в техническом колледже
- 1. 2. Социокультурный потенциал личностно-профессионального становления специалиста
- 1. 3. Технический колледж — субъект социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов
- Глава 2. Педагогические условия реализации модели социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов в техническом колледже
- 2. 1. Состав, структура и содержание модели социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов. в техническом колледже
- 2. 2. Технологии реализации модели социокультурного обеспечения профессиональной подготовки в техническом колледже
- 2. 3. Организация и ход опытно-экспериментальной работы в техническом колледже
Социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной России иной стала не только потребность в специалистах — изменились и требования к качеству их подготовки: появились новые требования и видоизменились некоторые традиционные.
Новые требования к качеству подготовки ориентированы на обеспечение готовности специалистов к самостоятельному решению профессиональных практических задач и способности к творческой деятельности на рабочем местена формирование потребности повышения уровня знаний, квалификации и непрерывного самообразованияна умение работать в коллективе и руководить имна формирование умений работать с современной вычислительной техникой в сфере новых информационных технологийна подготовленность специалистов к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях на основе гуманного отношения к окружающим людям и ответственного отношения к окружающей среде.
Актуальность проблемы качества профессиональной подготовки, по мнению многих исследователей [5, 7, 58, 83, 110, 170, 173, 183 и др.], определяется двумя группами факторов: внешних по отношению к системе образования и внутренних, связанных с самой системой образования.
Внешние причины связаны с теми вызовами мировому сообществу, в том числе России, которые определились на рубеже тысячелетий. Здесь приоритетными считаются семь основных «вызовов»: технологический, экологический, информационный, мировоззренческий, демографический, динамический, нравственный. Анализ этих проблем показывает, что «их глубинные корни находятся не в экономической, политической или социальной сферах общества. Они лежат в духовной сфере и напрямую связаны с уровнем образованности, нравственности и моральными качествами людей, их миропониманием и мировоззрением» [58, с.19]. Если говорить о внутренних причинах актуализации проблемы качества профессионального образования, то следует заметить, что инновационный подъем, децентрализация управления, коммерциализация образования, его регионализация и демократизация помимо положительного воздействия на образование ведут и к негативным последствиям, которые отражаются на качестве подготовки специалистов.
Качество можно определить как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Применительно к сфере образования используются следующие понятия: качество профессионального образования — такая совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять требования общества в области подготовки (воспроизводства) квалифицированных рабочих кадров и специалистов, обладающих необходимыми личностными качествами и квалификациейкачество образовательного процесса — «совокупность его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности будущего профессионала» [95, с.7].
Качество — категория многоуровневая, многоаспектная, многофункциональная и многомерная. О качестве профессионального образования можно говорить с учетом различных оснований его членения. А. И. Субетто выделяет восемь оснований:
• по уровням (федеральный, региональный и др.);
• по ступеням непрерывного образования (качество общего образования, качество начального профессионального образования и т. д.);
• по принципу единства качества процессов и результатов в образовании (качество образовательного процесса и качество результата образования);
• по принципу триединства образовательного процесса (качество обучения, качество воспитания);
• по уровням содержания образования (качество национальной Доктрины, качество образовательных программ и госстандартов и т. д.);
• по принципу дуальности — единство функционирования и развития;
• по компонентам образовательной системы;
• по типам структур образовательных учреждений (качество функциональной, целевой структуры и т. д.) [144, с. 10−11].
Заметим, что качество профессионального образования носит конкретно-исторический характер. На каждом этапе общественного развития оно имеет свое конкретное наполнение. Если в 50-х годах XX века оно сводилось, прежде всего, к качеству сформированных ЗУНов, то в начале XXI века этого уже явно недостаточно.
В условиях рыночной экономики у СПО сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийсяработодатель (рынок труда с его ситуативными импульсами) — общество и сама система профессионального образования. Очевидно, что ожидания от образования со стороны этих потребителей различны.
Современный специалист среднего звена — это активная, творческая, профессионально и социально зрелая личность. Для формирования такой личности необходима существенная модернизация не только содержания общественной и профессиональной подготовки, но и характера учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интеллектуального, творческого потенциала.
Академик Г. В. Мухаметзянова отмечает, что «качество подготовки специалиста связано с содержанием, которое базируется на четко определенных целях среднего профессионального образования» [97, с.12]. Поэтому о понятии «качество подготовки специалиста среднего звена» надо вести речь на уровне конкретной специальности. При этом следует иметь в виду, что «качество специалиста среднего звена» и «качество подготовки специалиста среднего звена» — не идентичные понятия. «Качество подготовки специалиста среднего звена» — это характеристика технологии производства специалистов, а «качество специалиста среднего звена» — это характеристика конечного «продукта» этого производства" [97, с.16].
Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов. При этом основным аспектом качества образования является адекватность результата образования существующим потребностям.
Чтобы процесс повышения качества профессиональной подготовки протекал адекватно социокультурным и нравственным ценностям нашего общества, необходимо должным образом организовать профессиональную подготовку будущих специалистов.
Эффективный процесс повышения качества профессиональной подготовки предполагает активную деятельность не только преподавателей, но и студентов. Студент выступает не только как объект, но и одновременно как субъект профессиональной подготовки. Деятельная активность будущего специалиста предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система уникальная и универсальнаяспособен развивать себя и обеспечивать постоянное самосовершенствование.
Ещё в эпоху Просвещения в качестве панацеи рассматривали некий идеальный общеобразовательный комплекс, воспитание «культурного, образованного человека» [180], который должен стать проводником и творцом идеального общества, модели которого разрабатывались со времён Платона. И сегодня достаточно распространённым является представление о возможности путём передачи знаний воспитания интеллигентного, культурного, человека, что, по сути, есть очередная утопия, так как путь просвещения только «наполняет сосуд», проблема же в том, чтобы «зажечь его»: утвердить в качестве ориентира приоритет духовной культуры.
Необходимо объединить совместные усилия представителей гуманитарного и естественно-технического знания, что должно положительно отразиться на профессиональной подготовке специалиста (в любой сфере деятельности), способного принимать социальные, технические, экономические и политические решения, согласуясь не с принципами технократизма, а исходя из принципов гуманизма и ответственности.
Повышение качества профессиональной подготовки, по нашему мнению, возможно при создании необходимых организационно-педагогических условий, учитывающих социокультурный фактор в системе профессионального образования. Объёмность, многонаправленность уровней профессионального образования обусловили определенные ограничения. В нашем исследовании мы ограничились совокупностью средних специальных учебных заведений (технический колледж, лицей).
Средняя профессиональная школа прошла этапы становления и развития. В основе её находится сегодня идея развития целостной гуманной личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность.
Вместе с тем, средняя профессиональная школа в условиях рынка становится всё более разнообразной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счёт национальной специфики, усиления внимания к изучению родного края, региональных традиций. Естественно, средняя профессиональная школа не может не учесть изменяющиеся социально-экономические процессы. В связи с этим правомерен социокультурный подход к повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что и определило тему нашего исследования.
Современная наука располагает системой знаний, необходимой для постановки и решения исследуемой в данной работе проблемы.
В современной психолого-педагогической литературе вопросы учебно-методического, финансового и материально-технического, научного и информационного обеспечения среднего профессионального образования отражены в различных исследованиях. Общие вопросы повышения эффективности и качества обучения освещаются в работах С. И. Архангельского, К. Бабанского, В. П. Беспалько, А. А. Вострикова, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, Г. И. Ибрагимова, В. А. Сластенина, Н. М. Таланчука и других.
Что касается обеспечения качества подготовки специалиста среднего звена, то данные вопросы рассмотрены в исследованиях сотрудников Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (Г.В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов, Т. В. Лопухова и др.).
Общим проблемам профессионального образования посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Теории системного, личностно-деятельностного, личностно ориентированного, интегративно-модульного подходов к изучению педагогических явлений, интеграции и дифференциации, проблемного обучения, непрерывного образования, активизации и интенсификации обучения рассмотрены в работах Ю. К. Бабанского, JI.A. Воловича, Г. И. Ибрагимова, А. А. Кирсанова, Н. В. Кузьминой, М. И. Махмутова, В. В. Серикова, М. А. Чошанова и др.
В перестройке профессионального образования ведущими тенденциями названы тенденции гуманизации и гуманитаризации профессионального образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека (Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.).
Профессиональное и социальное становление личности являлось предметом научного анализа значительного числа исследователей, это В. И Андреев, Г. С. Батищев, В. В. Журавлев, А. В. Иващенко, С. М. Ковалев, И. Я. Курамшин, Б. Т. Лихачев, В. Ш. Масленникова, П. Н. Осипов и др.
Разработке методологических принципов исследования психологии личности, ее способностей, деятельности посвящены труды Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.
Л.А.Волович в концепции интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки детально представляет состав, сущность, структуру и технологию целостного процесса интеграции, его своеобразие, актуальность и истоки он видит в социокультурном компоненте. Зоной его реализации при этих условиях являются гуманитарные дисциплины. Подчёркивая важность развития личности специалиста нового типа, стремящегося к обогащению своей духовности на уровне первичной информированности из оригинальных литературных источников культуры, науки, философии, политики и т. д., Л. А. Волович обоснованно считает органической потребностью личности естественное самоутверждение (социализацию) через личностный выбор духовных ценностей и распоряжение ими в соответствии с уровнем духовного развития.
Однако выделенные труды не раскрывают в полном объеме влияния социокультурного обеспечения на качество профессиональной подготовки специалистов ссуз. Практически не рассматриваются социокультурные возможности технических дисциплин, не анализируется и не обобщается технологическая сторона данного вопроса. В исследованиях не в полном объеме раскрываются сущность и возможности социокультурного обеспечения повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Недостаточная разработанность данной проблемы, противоречия и сложности, возникающие при ее решении в педагогической практике, определили выбор темы исследования: «Социокультурное обеспечение повышения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже». Актуальность данного диссертационного исследования определяется назревшими противоречиями между:
— типовой системой подготовки специалистов и необходимостью в индивидуальном, творческом характере их деятельности;
— необходимостью социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов технического колледжа и недостаточной разработанностью механизмов и средств реализации данного процесса;
— изменившимися условиями профессиональной деятельности современного специалиста и несовершенством существующей системы профессиональной подготовки.
Поэтому одним из основных условий профессионального становления будущего специалиста, на наш взгляд, является социокультурное обеспечение повышения качества его подготовки к профессиональной деятельности, которое обусловлено следующими положениями:
— осознанием новизны требований социально-экономического развития общества к качеству профессиональной подготовки специалистовпониманием значимости социокультурного обеспечения повышения качества подготовки специалиста как фактора гармонизации отношений между личностью и обществом.
Совокупность указанных противоречий порождает проблему: каким должно быть социокультурное обеспечение профессиональной подготовки студентов в техническом колледже для повышения ее качества?
Цель исследования: выявить и обосновать структуру и содержание социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа.
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в техническом колледже.
Предмет исследования — социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки в техническом колледже.
Гипотеза исследования — качество профессиональной подготовки выпускника технического колледжа повысится, если:
— будут научно обоснованы и разработаны состав, структура и содержание модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа;
— определены технологии реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже;
— разработаны методы и критерии влияния социокультурного обеспечения на качество профессиональной подготовки студентов технического колледжа.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа».
2. Разработать состав, структуру и содержание модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже.
3. Определить технологии реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки в техническом колледже.
4. Разработать методы и критерии влияния социокультурного обеспечения на качество профессиональной подготовки студентов технического колледжа.
Методологической основой исследования явились философские положения о роли и назначении культуры в социуме (JI.A. Волович, Н. А. Бердяев, В. Библер и др.) — теоретические положения профессионального становления личности студента ссуз (JI.A. Волович, Г. И. Ибрагимов, В. Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.) — концепция построения профессиональной модели специалиста (А.А. Кирсанов, Н. В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина) — теоретические основы личностно ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская). Исследование опирается на философские и психолого-педагогические положения о закономерностях развития личности в обучении и воспитании (Б.Г. Ананьев, JI.A. Волович, JI.C. Выготский, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, Н. М. Таланчук и др.). Ведущая роль отведена концепции интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студента и государственной научно-технической политики (JI.A. Волович).
Методы исследования:
В исследовании использован комплекс методов. В теоретической части применялись: анализ философской, социологической, исторической, этнографической и психолого-педагогической литературымоделированиеизучение и обобщение педагогического опыта. Опытно-экспериментальная часть включала мониторинг психолого-педагогической и социологической информации (наблюдение, анализ уроков и внеурочной деятельности, • беседы с учащимися, преподавателями, родителями, тестирование, анкетирование, тренинги, игровые и диалогические технологии), естественные констатирующий и формирующий эксперимент, а также компьютерные методы обработки информации.
Экспериментальная база исследования.
Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области формирования личности. Основная научноисследовательская работа проводилась в политехническом и нефтехимическом колледжах г. Нижнекамска и профессиональном лицее г. Камские Поляны.
Организация и этапы исследования:
I этап — (1998 — 2001гг.) — диагностический. Анализировалась психолого-педагогическая, философская, методическая литература по исследуемой проблеме. Определялась общая идея, проблема исследования, постановка гипотезы, предмет, цель, задачи исследования, мониторинговые технологии.
II этап — (2001 — 2003гг.) — формирующий. Проектировалось концептуальное видение проблемы, проведение с этой целью исследований в технических колледжах, проведение намеченного эксперимента, проверка и корректировка рабочей гипотезы, внедрение основных результатов исследования в педагогическую практику технического колледжа.
Ш этап — (2003;2004гг.) — итоговый. Систематизация теоретического и эмпирического материала, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
— уточнена сущность понятия «социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа», под которым понимается создание социально-психолого-педагогических условий для освоения совокупности социокультурных ценностей, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям и стандартамопределены сущность, содержание и особенности функционирования модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов технического колледжа;
— выявлены и обоснованы эффективные технологии реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в техническом колледже.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на базе Нижнекамского политехнического колледжа имени Е. Н. Королева разработана и экспериментально проверена модель социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже, включающая в себя содержание, принципы, условия, формы и методы социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов. Материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями средних специальных учебных заведений для интеграции социокультурного фактора в учебно-воспитательный процесс с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущего специалиста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается общим методологическим подходом при определении исходных позиций исследованияиспользованием, сопоставлением, анализом и синтезом современного знания из различных отраслей педагогической наукивыбором комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических, количественных и качественных методовисходными методологическими и теоретическими положениями, их непротиворечивостью и комплексом взаимодополняющих методов изучения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Научная апробация основных положений и выводов работы происходила на российских научно-практических семинарах, республиканских и городских научно-методических семинарах и конференциях: г. Набережные Челны (2000 г.), Казань ИСПО РАО (2002г.), Казань — Набережные Челны (2003 г.), Казань (2003), Нижнекамск (2004), на заседаниях педагогического коллектива Нижнекамского политехнического колледжа им. Е. Н. Королева и Нижнекамского нефтехимического колледжа, а также на заседании регионального методического объединения преподавателей электротехнических дисциплин ссуз г. Казани, на заседании лаборатории педагогического мастерства и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие «социокультурное обеспечение качества профессиональной подготовки в техническом колледже», под которым понимается создание социально-психолого-педагогических условий для освоения совокупности социокультурных ценностей, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, которые отвечают заданным обществом нормативам, критериям и стандартам.
2. Модель социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже.
3. Организационно-педагогические условия реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки, способствующих повышению качества подготовки будущего специалиста.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (184 источника, в том числе 15 на иностранном языке) и восьми приложений. В работе приведены 6 рисунков, 5 таблиц.
Выводы по главе II.
1. Модель социокультурного обеспечения профессиональной подготовки в техническом колледже построена с учетом следующих принципов: целостности, целесообразности, мобильности, аккумуляции, вариативности и принципа соответствия уровня теоретической и практической подготовки модели специалиста с социокультурным личностным потенциалом.
2. В социокультурном обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты или подсистемы: первое — государственная научно-техническая политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качествавторое — установленные и признанные обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образованиятретье — объективные условия, способствующие достижению определенного качества образования, т. е. качественный уровень преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, качественный уровень материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры средних специальных учебных заведенийчетвертое — конкретные технологии реализации социокультурного обеспечения профессиональной подготовки, а также методы оценки качества профессиональной подготовки на различных этапахпятое — механизмы и инструменты управления и самоуправления средними специальными учебными заведениями с позиций социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов.
3. Диалог, ролевые игры, тренинги, проблемные ситуации, межпредметные связи использованы нами в ходе реализации модели социокультурного обеспечения качества профессиональной подготовки студентов в техническом колледже.
4. Формирующий эксперимент включал в себя два этапа: 1) формирование профессиональной компетентности- 2) актуализация профессионально-личностного саморазвития.
Целью первого этапа эксперимента стало выявление и апробация системы организационно-педагогических условий, способствующих: адаптации учащихся в первые месяцы обучения при смене социокультурной средыразвитию мотивационно-ценностных ориентиров сознательного усвоения основ будущей профессиональной деятельностиусвоению и осмыслению общечеловеческих гуманистических ценностей с опорой на ценности национальной культурыобеспечению активного участия студентов в постановке учебных и производственно-практических целей, их умения осознанно применять знания при решении задач профессиональной направленностиовладению обучаемыми навыками самоорганизации, самоконтроля в процессе профессиональной подготовкипроявлению учащимися индивидуальной активности и инициативы в учебно-производственных ситуациях, способности принимать решения, исполнять их и отвечать за свой выбор.
Целью второго этапа формирующего эксперимента, который мы назвали этапом актуализации профессионально-личностного саморазвития, является выявление и апробация системы организационно-педагогических условий интеграции социокультурного компонента в профессиональную подготовку для восприятия студентами профессионального обучения в качестве условия и средства личностного саморазвития и самореализацииличностно-смысловой рефлексии выбора средств в достижении поставленных целейкритического переосмысления и оценивания изучаемого, анализа собственных позиций в межличностном общениисамостоятельности и автономности в постановке личностно значимых учебно-производственных проблем и освоении способ их разрешенияразвития потребностей в достижении и в принятии окружающими, умения управлять, актуализируя знания, умения и способности других людейформирования готовности студентов строить свою деятельность и отношения сообразно с этнокультурными потребностями и этическими нормами своего народа, принятия эстетических и нравственных идеалов своей нации.
Заключение
.
Исследование показало, что современная деятельность специалиста среднего звена интегрирует многие области как теоретической, так и практической деятельности. Это особенно важно для специалистов выпускников ССУЗ, так как на их долю выпадает решение самых трудных задач при реализации технико-технологических идей в производство.
Обеспечить такую целостность личности будущего специалиста, призвано социокультурное обеспечение профессиональной подготовки студентов в техническом колледже, под которым понимается совокупность социокультурных ценностей, используемых для создания организационно-педагогических условий, гарантирующих достижение такого уровня социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям и стандартам.
Формирование нового типа специалиста со средним профессиональным образованием обусловлено развитием социокультурных процессов в обществе и на производстве. В этом случае среднее профессиональное образование выполняет функцию повышения образовательного уровня личности и как следствие — качества профессиональной подготовки будущего специалиста.
Источников воспроизводства и постоянного, непрерывного восполнения личностного социокультурного потенциала специалиста, как показало исследование несколько:
— первый источник — сам будущий специалист, его социокультурные интересы. Склонности, приоритеты, представления, установки и вытекающие из них идеалы, мотивы деятельности. Совершенно очевидно, что без потенциальной готовности к межличностному контакту, без интеллектуальной и эмоциональной открытости самого молодого человека, никакие силы не могут извне навязать ему требуемой кому-либо другому определенной линии поведения, образа мышления в условиях быстроменяющегося производства;
— второй источник — педагог, точнее инженерно-профессорско-преподавательский коллектив, разнопрофильный по своему социокультурному статусу, социально-профессиональному характеру и составу, жизненному и производственному опыту. Педагог также располагает определенным личностным потенциалом, он носитель широкого спектра информации, большей или меньшей меры компетенции, психолого-педагогического такта, профессиональной этики. В этом случае и равным образом душевная открытость педагога и его внутренняя готовность к педагогическому взаимодействию со студентами создает требуемую предпосылку для раскрытия и обогащения личностного потенциала будущего специалиста;
— третий источник — социально-профессиональное пространство, в котором находится студент. К нему относятся все те субъекты общения, которые включены в альтернативный или параллельный контакт с ним. Сюда же следует отнести всю материально-техническую среду, в которой протекает общение со студентами во внеучебное и свободное время и которая закладывает в их сознании и поведении определенные жизненные установки, мотивацию выбора социокультурнных ценностей, а также социокультурный стереотип образа жизни;
— четвертый источник — учебно-воспитательный процесс в ССУЗ. Его планирование, научно — и учебно-методическое обеспечение, организация — весь этот традиционный комплекс, а также целенаправленно реализуемая информация и включение в интенсивную познавательную, коммуникативную, рефлексивную деятельность самого будущего специалиста.
Социокультурное обеспечение профессиональной подготовки отражается в том, что учебный материал «подается» в контексте проблем, значимых для студентов и в форме межличностных диалогов, а учебное содержание предметов общетехнических циклов было дополнено гуманитарной проблематикой и ситуациями, имитирующими реальные социально-экономические условия жизнедеятельности человека и профессиональные условия труда. Названное содержание социокультурного обеспечения реализовывалось в основном в учебной и учебно-производственной деятельности студентов.
Моделирование социокультурного обеспечения профессиональной подготовки студентов предполагает не только определение его целевых и содержательных характеристик, но и предполагает определенные технологические процедуры его реализации на практике.
Диалог, ролевые игры, тренинги, проблемные ситуации, межпредметные связи активно были использованы нами в ходе социокультурного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
При разработке педагогических технологий профессиональной подготовки интегрированной социокультурны фактором, мы в своем исследовании опирались на технологии: личностно ориентированного обучения (А.А.Леонтьев, А.А.Сериков), проблемно-развивающего (М.И.Махмутов), блочно-модульного (М.А.Чошанов), концентрированного (Г.И.Ибрагимов), интегрированного (Л.А.Волович).
В ходе исследования были вычленены критерии готовности личности к профессиональной деятельности в современных социокультурных условиях, среди важнейших нами определены: осознание, и принятие национально-культурных и общечеловеческих ценностей как личностно значимых регуляторов индивидуального делового поведения и профессиональной деятельностипоиск и приобретение в учебной и будущей профессиональной деятельности личностных смысловпрофессиональная компетентностьгармоничное сочетание социальных и индивидуально-личностных устремлений в потребностно-мотивационной сфересформированность и гибкость приобретенного личностью в процессе профессиональной подготовки опыта реализации профессионального и социокультурного поведения и деятельности.
Были разработаны и экспериментально апробированы совокупность показателей готовности к профессиональной деятельности. На основании результатов тестирования, материалов наблюдения, студенты были дифференцированы по различным группам, исходя из уровней их готовности к профессиональной деятельности. В начале каждого этапа формирующего эксперимента производилось дифференциация состава студентов по группам низкого, среднего и высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.
При решении вопроса о том, к какой из групп отнести конкретного студента, мы использовали представленные ниже характеристики уровневых групп.
Учащихся высокого уровня готовности к профессиональной деятельности отличает осознанный подход к получению профессии и планированию своего будущего, гармоничное сочетание интересов индивидуального саморазвития с потребностями других людей, самостоятельный выбор цели, рефлексия качества своей деятельности, ответственность за полученный результат, осознание себя носителем национальной культуры, способность к лидерству, готовность к деловому сотрудничеству и общению на основе межличностного взаимопонимания и культуры отношений, творческая инициатива в выдвижении и реализации идей, требующих инновационного подхода. Учащиеся этого уровня свободно ориентируются в социальноэкономической рыночной ситуации, способны прогнозировать и планировать учебную и будущую профессиональную деятельность, отстаивать свое мнение. Они имеют устойчивые навыки самостоятельной работы, применения полученных знаний и умений в изменившихся или новых условиях. У учащихся данной группы отмечалось стремление к освоению культуры, этических норм и традиций своего народа, способность к субъективированию национальных ценностей.
К среднему уровню готовности к современной профессиональной деятельности были относены учащиеся, которые могли мотивировать свой профессиональный и жизненный выбор, но недостаточно были последовательны и настойчивы в получении профессии и достижении целей, творческие проявления и самостоятельная активность была лишь эпизодична, мотивация достижения успеха и сотрудничества неустойчива, саморегуляция поведения непроизвольна и во многом зависит от внешних причин. Учащиеся этой группы позитивно относятся к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа, но не всегда воспринимают ин на уровне личностных ценностей и смыслов. Понимая важность межличностной коммуникации, они демонстрируют недостаточную развитость коммуникативнх умений, не способны преодолеть барьеры для успешного сотрудничества и общения. Учебная и трудовая активность таких учащихся проявляется в ситуациях, не требующих больших волевых усилий и напряжения, познавательные умения и навыки самостоятельной учебной и трудовой деятельности чаще всего актуализируются при привычной или стандартной (штатной) учебной ситуации.
Группа низкого уровня готовности к профессиональной деятельности характеризуется слабой профессиональной ориентацией и целеустремленностью, конформизмом, неспособностью действовать самостоятельно без внешней подсказки и руководства, отсутствием развитых рефлексивных умений, ситуативной мотивацией деятельности, алгоритмическим типом исполнения трудовых заданий, недостаточными коммуникативными и организаторскими навыками. У обучаемых этой группы положительное отношение к учебному труду и будущей профессиональной деятельности выражается «на словах», отсутствует опыт проявления познавательных умений. Учащиеся группы низкого уровня недооценивают необходимость знания языка, традиций, культуры и истории своего народа. .
В опытно-экспериментальной работе для диагностики готовности студентов к будущей профессиональной деятельности ведущая роль была отведена педагогическому наблюдению за поведением студентов в ситуациях решения учебно-производственных задач, «проигрывания» профессиональных ролей и функций в процессе игровой учебной деятельности, учитывающих социокультурный компонент, проявлением индивидуальной позиции студентов в различных дискуссиях, диалогах, обсуждениях, размышлениях.
Проверка теоретических положений исследования проводилась поэтапно. На первом этапе формирования готовности к будущей профессиональной деятельности решались задачи апробации организационно — педагогических условий, способствующих наилучшей адаптации первокурсников, усвоения ими национально-культурных традиций, овладение ими ориентировочной основой будущей профессиональной деятельности. Хорошие результаты были получены при решении студентами разноуровневых учебных задач, в дискуссионном обсуждении острых этико-социальных и культурно-исторических проблем, при использовании имитационного компьютерного моделирования производственных процессов, во время подготовки и проведения праздников, посвященных национальным традициям и обычаям.
Среди организационно-педагогических условий второго этапа эксперимента — этапа актуализации профессионально-личностного развития студентов — важная роль принадлежала «сквозным» производственно-технологическим и исследовательским задачам, диалогическому общению студентов друг с другом и с интересными людьми (ведущими специалистами с производства, религиозными деятелями, творческими работниками, выпускниками и т. д.), деловой игре, перерастающей в реальную профессиональную деятельность студентов.
Исследуемое направление в педагогической науке является перспективным и относится к числу педагогических проблем, которые требуют дальнейшего изучения. Очевидно, что социокультурное обеспечение профессиональной подготовки призвано способствовать духовно-нравственному становлению личности будущего специалиста, формированию ценностных ориентаций студентов технического колледжа, а также обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста.
Поставленные в исследование задачи решены, цель достигнута. Рекомендации и методические материалы, разработанные в ходе подготовки диссертации могут быть использованы преподавателями технических дисциплин с целью социокультурного обеспечения повышения качества профессиональной подготовки в техническом колледже.
Список литературы
- Абдуллина О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // ВО в России. 1998. — № 3. С. 35−39.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1997.-380 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -245с.
- Андреева Т.М. Социально-культурная дифференциация молодежи и проблемы становления субъекта социального обновления: Дис на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 223.
- Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России.- 2002. № 4. — С.115−119.
- Архипова М.П., Волович Л. А., Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. Казань: ИССО РАО, 1997.-126 с.
- Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 2. — С.17−20.
- Атутов П.Р. Политехнические знания и пути их усвоения // Политехническое образование в школе на современном этапе. М.: Педагогика, 1994.-С. 12−31.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996. -№ 2.-С.11−14.
- Бабанский Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики // Советская педагогика. 1978. — № 9. — С.45−55.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Балл ер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие / Отв. Ред. Злобин Н. С. М.: Наука, 1987 — 160с.
- А.В. Баранников Содержание общего образования / Компетентностный подход. М: Просвещение, 2002. — 234 с.
- Батищев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. -М.: Политиздат, 1973. 186 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-423 с.
- Бедный Г. З. Инженерная психология на производстве. Киев: Наука, 1975.- 241 с.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная система профессионального образования // Педагогика. СПб., 1997. — 225с.
- Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль. 1990. — 206 с.
- Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 57−60.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 172с.
- Беспалько В.П. Стандартизация качества результатов профессионального образования // Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта. М.: Педагогика 1995. — с.22−26.
- Библер В. От наукоучения к логике культуры.- М.: Просвещение, 1991.- 185 с.
- Бодал ев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика. — 1983. — 271с.
- Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 326 с.
- Большая советская энциклопедия. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975.-Т.20.
- Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону, 1995.- 168с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Бондаревская Е.В., Карпова Н. К. Становление и развитие национальной школы в России. // Инновационная школа. Ростов-на-Дону. — 2000. — № 1. С. 78−89.
- Бондаренко Г. И., Лось А. П., Среднее профессиональное образование. 2003. — № 5. — С. 14−16.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. СПБ., 1997.- 1200 с.
- Буева Л.И. Человек, культура, образование в кризисном социуме // Alma Mater. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс+», 2001.- 208 с.
- Бутенко А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство, их сущность и общественно-политический смысл // СоЦИС. -1996.-№ 5. -С. 92−102.
- Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и изменения. // Новые ценности образования. Инноватор. — М: 1996. № 4. — С. 15−20.
- Вайсбург А.А. Ориентация школьников на рабочие профессии в условиях всеобщего среднего образования // Советская педагогика. 1983. -№ 2.-С. 39−43.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования. // Экологическое образование. Волгоград: Перемена, 1986. -283 с.
- Вестник Европы / Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. 148 с.
- Волков Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч.1 Чебоксары, 1991.-С. 8−13.
- Волович JI.A. Готовить лидеров нового поколения // Профессиональное образование. — 1998. № 1. — С. 18−23.
- Волович JI.A. Образовательная логика государственной научно-технической политики: Монография. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. -82 с.
- Волович JI.A. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1999.- 132 с.
- Волович JI.A., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1997. — 104 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гельвеций К.Л. Об уме // Соч. в 2-х. т. М.: Просвещение, 1974, т. 1. -145 с.
- Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах, М.: Высш. шк. — 1980. — 234 с.
- Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирсполь: РИО ПГУ, 2000. — 83 с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: 1979. — 106 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М: Русский язык Медиа. 2003. — Т.П. — 779 с.
- Дворцова А.Т. Жан Жак Руссо. М: Наука, 1980. — 274 с.
- Демидова JI.T. Социокультурные ценности содержания гуманитарных дисциплин как фактор социализации личности учащихся гимназии. Дис. канд. педаг. наук. Казань, 1993. — 19 с.
- Демин В.М. Среднее профессиональное образование России -состояние, проблемы, перспективы развития // Специалист. 2001. -№ 5. — С 2−7.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1956. — 347 с.
- Евенко Л.И. Вступительная статья. Уроки американского менеджмента // Мескон Майкл. Теория менеджмента. М.: Педагогика, 1995.-С. 5−17.
- Жуков В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития.- М.: Педагогика, 1998 186 е.
- Злобин Н. С. Лежуев В.Н. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. — 1988. — № 1 — С. 16−24.
- Зырина З.Ф. Организационно-педагогические условия социокультурной подготовки специалистов типа «человек-человек» в системе заочного отделения: автореф. дис. на соиск. уч. стап. канд. пед. наук, Омск, 2001. 16 с.
- Ибрагимов Г. И. Главное качество профессионального образования // Профессиональное образование. — 2003. — № 20. — С. 12−19.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика. 1984. — 143с.
- Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М: Педагогика, 1991. — 287 с.
- Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. Казань: ИССО РАО, 1996.- 116 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 306 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М: Политиздат, 1974. 328 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. 701 с.
- Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 512с.
- Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000. — 229 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176с.
- Когон Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. — 285 с.
- Кон И. О. Этнография детства. Историографический очерк // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Педагогика, 1983. — С. 9−51.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Народное образование. — 2002. — № 4. — С. 254−269.
- Косов Б.Б., Сергеев О. Л., Татур Ю. Г. Концепция высшего образования // Концептуальные вопросы развития высшего образования. -М.: Педагогика, 1991.-234 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный аспект образования / Новые ценности образования. М.: Педагогика, 1995. — С. 69−71.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция личности. Саратов: Изд. Сарат. Ун-та, 1991. — 76 с.
- Куницын А.П. Вестник Европы / См. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., Педагогика, 1987. 148 с.
- Курдюмов Т. О формировании личностных качеств будущего специалиста // ВО в России. 1994. — № 4. — С. 103−105.
- Кушнер Н.В., Слабко И. Ф. Эстетический компонент в преподавании // Специалист. № 5. — 2004. — С. 18−19.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин «Валгус», 1980.— 333 с.
- Левитов Н.Н. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 363 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1972. -553 с.
- Лопухова Т.В. Эмпирические исследования динамики потребностей в специалистах со средним профессиональным образованием и требований к качеству их подготовки. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1996. — 18 с.
- Лопухова Т.В., Айтуганов И. М. Среднее профессиональное образование. 2001. — № 2. — С. 10.
- Майзель И.А. Интегративные процессы в науке: история и современность. // Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып. XII Л.: Лениздат, 1984. — 186 с.
- Малькова З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика. 1999. — № 5. — С.103−109.
- Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних специальных учебных заведений. Казань: Изд -во ИСПО РАО, 2002. -36 с.
- Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 1995.- 92с.
- Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления. — М.: Педагогика, 1983. 126 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1983 — 183с.
- Махмутов М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. — 88 с.
- Махмутов М.И., Халиуллин И. А. Производство и проблема интеграции в профессиональном образовании учащихся // Проблемы интеграции процесса образования в СПТУ / Под ред. Махмутова М. И. и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 246с.
- Мескон Майкл и др. Основы менеджмента. М.: Педагогика, 1994. -512с.
- Миронова Е. А Взаимодействие фундаментальных и прикладных знаний при обучении специальным дисциплинам (пособие). — Казань, 2000.-91 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Политиздат, 1973. — 420 с.
- Мониторинг в системе обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена: Научно-педагогическое пособие для работников системы СПО / Под редакцией д.п.н., чл.-корр. РАО Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 106с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 364с.
- Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: Изд-во ИССО РАО, 1996.- 234 с.
- Мухаметзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего и профессионального образования в регионе.- Казань: Изд-во ИССО РАО, 1998.- 128с.
- Мырза Т.А. Социокультурный подход как фактор формирования познавательных потребностей студентов при изучении иностранных языков. Автореферат дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. Магнитогорск, 2002 -19с.
- Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912. -280с.
- Наторп П. Социальная педагогика.- С. Пб., 1911. 3 60с.
- Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. — Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтэр» (ТаРИХ), 2003. — 271с.
- Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания (Методические рекомендации в помощь учителям и родителям). Сост. З.Г. Нигматов- Пед. общество РСФСР. Тат. отд. Тат. институт учителей. Казань, 1984. — 52с.
- Никитина Н.Н., Железняк О. М., Петухова М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Дрофа, 2002. — 186 с.
- Новиков A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Эгвес, 2001. -176 с.
- Новиков A.M. Содержание образования в постиндустриальном обществе. / Специалист. — 2005. № 2. — с.2−8.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе/ А. Новиков// Парадоксы наследия, векторы развития. М: Эгвес, 2000.- 272 е.
- Овчинников B.C. Деятельность в жизни человека и общества // Соц. полит, журнал. — 1995. -№ 3. — с. 176−178.
- Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: МГУ им. Евсеева, 1997. — 120 с.
- Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИСПО РАО, 1996.-148 с.
- Осипов П.Н. Профессиональное развитие студента. Казань: Школа, 2002.-17 с.
- Основные положения теории содержания общего образования в советской школе // Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982. -97−108 с.
- Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы национальной системы образования: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.- 174с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их надо использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой. Москва: Педагогика, 1994. -215с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М: Педагогика, 1981, — Т. 2. — 374 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М: Педагогика, 1995. — 475с.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 660с.
- Планирование и организация учебно-воспитательного процесса // сборник материалов в помощь руководителям школ — М.: Высш. шк., 1992. -118 с.
- Платонов К.К., Голубева Г. Г. Психологическое пособие. М.: Высш. шк., 1977.-247с.
- Полюхов Н.М. Лекции по истории мировой и отечественной культуры. — Тирасполь: РИО ПГУ, 1997. 11 с.
- Познай себя и других: Популярные тесты. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996−400 с.
- Половинкин А.И. Стратегия перестройки инженерного образования // Современная высшая школа. 1989. — № 3. — С. 23−26.
- Профессиональная педагогика / Под общ. ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация профессионального образования, 2002. — 436 с.
- Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов — на- Дону: Изд. «Феникс», 1998. — с.54.
- Радугин А.Л., Радугин К. А. Социология. М: Владос, 1996. — 190 с.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дис. канд.пед.наук. Ярославль, 1994. -186с.
- Роджерс К.Р. К теории творчества // Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Педагогика, 1994. — 422 е.
- Розов Н.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогика, 1992.-250 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии, ч. 2. М.: Педагогика, 1989.-324 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии, ч.1. Педагогика, 1986.-486 с.
- Сабиров А.Б. Нижнекамские зарисовки. Волга-Урал Нижнекамск, 1996.- 159 с.
- Саранов A.M. Технология проектирования и реализации системы воспитательной работы с учащимися в инновационном учебном заведении // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 95−99.
- Сергеев Н.К. О некоторых методологических регулятивах исследования проблем непрерывного педагогического образования // Научный поиск в педагогике. Волгоград: Перемена, 1995. — С. 3−5.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: концепция и технология. Волгоград: Перемена. — 1994. — 154с.
- Сериков В.В. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в условиях личностной ориентации образования // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий Волгоград, 1996.-С. 14−21.
- Сериков В.В. Теория и практика личностного ориентированного образования // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−80.
- Симонов В.М. Задача как личностно развивающая ситуация // Народное образование, 1997, № 9. — с.62−64.
- Скамницкий А.А. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, 2003, — № 6. — с. 3−8.
- Скаткин М.Н. Функции методологических исследований в развитии педагогической науки // Советская педагогика, 1976, -№ 10. — с.84−90.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л. ЛГУ, 1977.
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: 1992, с. 429.142. «Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе», М., 1992.С.91.
- Социальное и национальное. Опыт этносоциологического исследования по материалам Татарской АССО. — М.: Наука, 1973.
- Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1998. — 67с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: 1989.
- Тадевосян Э.В. Словарь — справочник по социологии и политологии.- М: Знание, 1996, с. 270.
- Тайчинов М.Г. Любовь к Родине и интерсоциальные ценности в образовании // Среднее профессиональное образование. Приложение. № 7. -2004. с. 14.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов /АПН СССР, -М., 1991.- 182с.
- Таланчук Н.М. Воспитание — синергетическая система ориентированного человековедения (базисная концепция воспитательного процесса в школе). Казань, 1998. — 135с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М: Педагогика, 1989. -439 с.
- Трубников Н.Н. О категории «цель», «средство», «результат». — М.: Высшая школа. 1968. 132 с.
- Тюнников Ю.С., Измайлов М. О. Методы планирования статистического эксперимента в исследованиях профессиональной подготовки и политехнического обучения: Метод.пособие. Ульяновск, 1983.-68 с.
- Ушинский К.Д. Русская народная школа. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения: Русская народная школа, М.: Педагогика, 1968. — С. 56−61.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Пед. Сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 257 с.
- Шарипов Ф.В., Ибрагимов Г. И. О целях высшего профессионального образования // Профессиональное образование. 1999.- № 3. -С. 45−53.
- Филатова О.А. Формирование социокультурной адаптивности к динамике рыночных отношений у студентов ССУЗ сферы обслуживания. -Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 189 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е издание. — М: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. -394 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Перевод с английского, М.: Прогресс, 1986.-240с.
- Хагурова А.А., ТхакушиноваА.К. Реформа и социокультурная среда // Среднее профессиональное образование. 2003. -№ 5. — с.44.
- Холодная М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 54−60.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Казань, 1996. -34 с.
- Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 9−17.
- Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. М.: Педагогика, 1992.- 381с.
- Шлет Г. Г. Введение в этническую психологию. М.: 1989. — 478с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1975 — 304с.
- Энциклопедия профессионального образования / Рук. авт. коллектива С. Я. Батышев. В 3 т. М.: Ассоциация «Проф. Образование», 1999.-Т. 3.-440с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Педагогика, 1996. С. 24−25.
- Beyond the cultural turn: New directions in the study of society and culture / Ed. by V. Bonnell, L. Hunt- essays by R. Biernacki. Berkeley: University of California Press, 1999. 350 p.
- Church M.A., Elliot A.J., Gable S.L. Perceptions of classroom environment, achievement goals, and achievement outcomes // Journal of Educational Psychology. 2001. V. 93. #1. P. 43−54.
- Clark S.E., Hori A, Putnam A., Martin T.P. Group collaboration in recognition memory// Journal of Experimental Psychology: learning, memory, and cognition. Washington, DC: АРА. 2000. V. 26. #6. P. 1578−1588.
- Culture and society: Contemporary debates / Ed. by J.C. Alexander, S. Seidman. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 375 p.
- Egan. G. The element of human dialogue: pathos, logos, potashes // Communicating Interpersonally Columbus, 1973 — P. 109−119.
- Hill N.E. Parenting and academic specialization as they relate to school readiness: the roles of ethnicity and family income // Journal of Educational Psychology. 2001. V. 93. #4. P.686−697.
- Lundeberg M.A., Fox P.W., Brown A.C., Elbedour S. Cultural influences on confidence: country and gender // Journal of Educational Psychology. Washington, DC: АРА. 2000. V. 92. #1. P. 152−159.
- McGregor H.A., Elliot A.J. Achievement goals as predictors of achievement-relevant processes prior to task engagement // Journal of Educational Psychology. Washington, DC: АРА. 2002. V. 94. #2. P. 381−395.
- McGuire M.J., Maki R.H. When knowing more means less: the effect of fan on metamemory judgements // Journal of Experimental Psychology: learning, memory, and cognition. 2001. V. 27, #5. P. 1172−1179.
- Palmer B. and Marra R.M. College student epistemological perspectives across knowledge domains: a proposed grounded theory // Higher Education. April, 2004. Vol. 47, #3. P. 311−335
- Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1937, 67 p.
- Studying culture: An introductory reader / Ed. by A. Gray, J. McGuigan. London: Edward Arnold, 1993. 242 p.
- The Interpretation of cultures: selected essays. C. Geertz. New York: Basic Books, 2003. 247 p.
- Turner G. British cultural studies: an introduction / G. Turner. 2nd ed. London- New York: Routledge, 1996. 258 p.
- Young M.E., Wasserman E.A. Detecting variety: what’s so special about uniformity? // Journal of Experimental Psychology: General. Washington, DC: АРА. 2002. V. 131. #1. P.131−143.1. АНКЕТА
- Уважаемый молодой человек! Внимательно прочтите предлагаемый вопрос и вероятные ответы на него. Выберите, пожалуйста, тот из этих ответов, который более всего соответствует вашей точке зрения.
- Ha каком курсе Вы учитесь? 1)12. II3.1114. IV5. V
- Нравится ли Вам выбранная Вами профессия?1. да2. больше да, чем нет3. больше нет, чем да4. нет5. не думаю об этом
- Какова цель Вашего обучения?
- Получить престижную профессию
- Получить диплом с аттестатом3. реализовать свои возможности
- Самосовершенствоваться в процессе обучения5)
- Каким из учебных дисциплин по программе Вашего колледжа Вы отдаете предпочтение?1. профессиональный цикл2. естественнонаучный цикл3. гуманитарный цикл4. еще каким
- Будете ли Вы работать по специальности?1. да2. нет3. по обстоятельствам4. не думал об этом
- Намерены ли Вы продолжить свое профессиональное образование по окончании колледжа?2. нет3. не имею представления об этом4. что-то еще
- Уважаемый молодой человек!
- Внимательно прочитайте предлагаемый Вам вопрос и вероятные ответы на него. Выберите, пожалуйста, тот из этих ответов, который более всего соответствует Вашей позиции и точке зрения.
- Ha каком курсе колледжа Вы учитесь1. I2. II3. III4. IV5. V
- Какой вид организации учебных занятий Вам ближе других1. групповые игры2. индивидуальные3. групповые практические4. лекционныеfe 5) учебные дискуссии6. еще какой
- Знакомы ли Вы с генеалогическим древом Вашей семьи1. да2. нет
- Значит ли это что-либо в Вашей жизни1. да, и много2. да, но не много3. нет4. ничего об этом не знаю и не хочу знать5. ничего не знаю, но хочу знать6. что еще
- Что из данного набора жизненных ценностей для Вас предпочтительнее (продумайте по своему выбору)1. образование2. здоровье3. семья4. деньги5. друзья6. личная честь и достоинство7. профессиональная судьба и карьера8. собственность (недвижимость)9. что еще
- Имеет ли для Вас значение национальная принадлежность партнера общения1. да2. нет3. не думал об этом
- К какому поколению жителей, переехавших из села в Вашей семье Вы себя относите1. я-первый (ая)2. ко второму3. к третьему4. мы коренные городские жители5. не знаю6. что еще
- СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!1. АНКЕТА
- Самая актуальная проблема, над которой Высейчас работаете?
- Контингент учащихся Вашей группы (количество и национальный состав)
- Каковы резервные возможности повышения качества среднего профессионального образования с учетом Вашей работы (Дайте рейтинговую оценку значимости от 1 до 9, где 9 баллов -самый значимый фактор)
- Конкретизировать цели, задачи среднего специального образования по каждому предмету, занятию, сделать их диагностичными.
- Необходимо образование сделать более фундаментальным, современным.
- Сделать образование практико — ориентированным.
- Усилить творческий, исследовательский компонент обучения.
- Усилить гуманитарную, общекультурную подготовку студентов.
- Усилить профессиональную направленность обучения.
- Усилить содержание национально-регионального компонента профессиональной подготовки.
- Увеличить удельный вес компьютерных технологий обучения. 2. Считаете ли Вы возможным интегрировать социокультурный фактор в профессиональную подготовку современного специалиста
- Как на практике реализуете процесс внедрения социокультурного фактора в профессиональную подготовку
- Какие технологии профессионального обучения используете в своей работе
- Какие личностные качества Вы стремитесь сформировать у студентов на своих занятиях?
- Любознательность, интерес к предмету.2. Творческие способности.3. Профессиональные знания.4. Организованность.
- Стремление к самообразованию, саморазвитию.6. Эрудицию.
- Профессиональные практические умения.8. Критичность мышления.9. что еще
- Спасибо за сотрудничество!
- Динамика изменения качества защиты дипломных проектов (в %)в Нижнекамском политехническом колледже