Педагогический процесс как целостное явление
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное… Читать ещё >
Педагогический процесс как целостное явление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие целостности педагогического процесса. Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Основные аспекты целостности педагогического процесса. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
- 1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
- 2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними — цель взаимодействия;
- 3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
- 4) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй — собственно педагогические, а третий — взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.
Вопросы и задания
- 1. Каковы исторические предпосылки научных представлении о педагогическом процессе как целостном явлении?
- 2. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.
- 3. Сравните определение понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.
- 4. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.
Литература
для самостоятельной работы
- 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1992.
- 2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. — М., 1989.
- 3. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М., 1989.
- 4. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984.
- 5. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972.
- 6. Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т 1. — М., 1977.
- 7. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.
- 8. Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. — М., 1988.
- 9. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1979.
- 10. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1988.