Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию
Научная новизна исследования состоит в следующем: спроектирована структурная модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию на основе полисубъектного подходамодель обеспечивает управление процессом формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников на основе личностно-деятель-ностного подходапроцесс обучения… Читать ещё >
Содержание
- Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию
- Глава 1. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию как педагогическая проблема
- 1. 1. Состояние проблемы формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в педагогической теории и практике
- 1. 2. Модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию
- 1. 3. Педагогические условия формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию
- 2. 1. Цели и задачи опытно-поисковой работы
- 2. 2. Реализация педагогических условий формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию
- 2. 3. Анализ и оценка опытно-поисковой работы
- Выводы по второй главе
Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное начальное образование находится в условиях модернизации и обновления. Меняются цели, приоритеты, содержание и ценности начального общего образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию личности ребенка и его способностей. Данные изменения коснулись и естественнонаучного образования в начальной школе. При обучении естествознанию на первый план выходит задача развития личности младшего школьника, формирование основ его научного мышления в области природы и социума, обучение способам познания окружающего мира. Сформировать указанные качества возможно при наличии у школьников рефлексивно-аналитических умений. Высокий уровень сформированности рефлексивно-аналитических умений в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях естественнонаучного образования, и в данном контексте проблема формирования рефлексивно-аналитических умений приобретает особую актуальность. На социально-педагогическом уровне актуальность определяется тем, что от начального образования требуется не только обеспечить школьникам усвоение прочных предметных знаний, умений, навыков, но и заложить основы самостоятельности мышления, умения учиться.
Анализ теоретических исследований позволил выявить, что формированием рефлексии и некоторых рефлексивно-аналитических умений у учащихся занимаются многие педагоги (Б. П. Бархаев, Т. В. Белозерцева, А. Б. Воронцов, В. В. Давыдов, А. М. Лобок, Г. А. Цукерман и др.), но, как правило, это осуществляется при изучении русского языка и математики школьниками среднего и старшего звена. В теории начального естественнонаучного образования существуют исследования, посвященные проблемам: формирования естественнонаучного миропонимания у учащихся (А. А. Вахрушев, JI. В. Веснина, И. П. Товпинец и др.), формирования учебной деятельности и ее активизации (Е. Н. Букварева, Т. Б. Кропачева, Е. В. Чудинова), формирования экологической культуры в учебной деятельности (О. В. Котко, В. А. Левин), развития познавательной деятельности детей в природе (Н. Ф. Виноградова, 3. А Клепинина, Н. Г. Лаврентьева), развития рефлексивных умений (А. 10. Куфарова), и недостаточно исследований по проблеме формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников. Однако изучение курса «Естествознание» в начальной школе требует формирования такого вида умений, так как основными целями и задачами естественнонаучного образования в начальной школе являются: формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, обучение способам познания окружающего мира, воспитание человека, осознающего свое место в мире. Таким образом, актуальность исследования на научно-теоретическом уровне связана с необходимостью решения проблемы формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» практически не решается вопрос о формировании рефлексивно-аналитических умений у младших школьников, и, если указанные умения формируются, то происходит это стихийно. Кроме того, недостаточно работ научно-методического уровня, направленных на формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта педагогов-практиков позволил выявить противоречия между: требованиями общества к выпускнику начальной школы как к личности, имеющей основы теоретического мышления и умеющей учиться, и отставанием методической практики, удовлетворяющей данное требованиенаучно обоснованными возможностями возникновения у младших школьников таких новообразований, как рефлексия и анализ, и недостаточным их учетом при организации обучения в начальной школенеобходимостью решения проблемы формирования рефлексивно-аналитических умений при обучении естествознанию и неразработанностью научно-методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема настоящего исследования: каким образом можно построить процесс формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников при обучении естествознанию и каковы педагогические условия, методические приемы, способствующие этому.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования— «Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию».
Целью исследования являются теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
Объектом исследования выступает процесс естественнонаучного образования младших школьников.
Предмет исследования — педагогические условия формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
Гипотеза исследования.
1. Мы предполагаем, что спроектированная на основе полисубъектного подхода структурная модель, отражающая особенности организации процесса обучения естествознанию, позволит целенаправленно осуществлять формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников.
2. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию, по всей вероятности, будет осуществляться эффективно при организации следующих педагогических условий: построение обучения как процесса решения учебных задач по естествознанию, позволяющего заложить у младших школьников основы теоретического мышления, ориентации на основные, фундаментальные отношения и связи, существующие в области естественнонаучного знанияпоэтапное формирование рефлексивно-аналитических умений, обеспечивающее интериоризацию указанных умений у младших школьниковорганизация интерактивного обучения на уроках естествознания, предполагающая построение обучения естествознанию как совместного процесса познания, в котором знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
1. Провести анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования у школьников рефлексии и анализа.
2. Спроектировать модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
4. Разработать методические рекомендации для учителей школ по организации процесса формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников при обучении естествознанию.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские идеи о соотношении сознания, деятельности и развития личности (Г. В. Ф. Гегель, И. С. Кон, В. В. Столин, Ф. Энгельс и др.), философские положения о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (В. И. Вернадский, Н. М. Мамедов, Н. Ф. Реймерс, А. Д. Урсул и др.), концепции современного естествознания (А. И. Бочкарев,.
B. И. Кузнецова, JI. В. Моисеева), идеи, рассматривающие человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков и др.), психологическая теория личности (А. Г. Асмолов Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Д. Б. Эльконин и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), основные положения системного подхода к педагогическим явлениям и процессам (В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин и др.), основные положения личностно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, И.
C. Якиманская и др.), основные положения полисубъектного подхода (В. А. Сластенин, Г. А. Цукерман), теория развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Репкин, Л. В. Трубайчук, Д. Б. Эльконин и др.), диссертационные исследования по проблеме формирования рефлексии и анализа школьника (Т. В. Белозерцева, А. Ю. Куфарова, С. Н Морозюк и др.).
В контексте исследования также значимы труды, посвященные развитию естественнонаучного образования в начальной школе (А. А. Вахрушев, Л. В. Веснина, Н. Ф. Виноградова, 3. А. Клепинина, Т. Б. Кропачева, Н. Г. Лаврентьева, О. Н. Лазарева и др.), развитию теории и практики внедрения педагогических технологий (Е. В. Коротаева, В. С. Кукушин, Г. К. Селевко и др.), проблемам организации форм учебной деятельности (А. С. Границкая, В. К. Дьяченко, Е. В. Коротаева, В. Я. Ляудис и др.).
Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование. Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта обучения естествознанию в начальной школе, констатирующий эксперимент по оценке уровня сформированности рефлексивно-аналитических умений, формирующий эксперимент по практической реализации педагогических условий формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознаниюнаблюдение, анкетирование, тестирование, анализ работ учащихся, собеседование с учителями и учащимися, экспертизастатистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы, графическая обработка результатов опытно-поисковой работы.
Организация, база и этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2000 по 2006 г. на базе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 8», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Троицка Челябинской области. В исследовании приняли участие 103 ученика начальной школы и И учителей. На первом этапе (2000—2001) проводился анализ состояния проблемы формирования рефлексивно-аналитических умений, изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований по данному вопросу. На этом этапе были определены цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза, разработан понятийный аппарат, изучены методики исследования сформированности рефлексивно-аналитических умений у младших школьников, обобщен опыт формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения. Содержание деятельности позволяет определить данный этап как поисково-аналитический.
На втором этапе (2001—2005) изучался исходный уровень сформированности рефлексивно-аналитических умений у младших школьников, разрабатывался план формирующего этапа эксперимента, создавалась модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников, определялись педагогические условия формирования рефлексивно-аналитических умений, уточнялись подходы к особенностям организации процесса обучения естествознанию. На данном этапе апробировались педагогические условия формирования рефлексивноаналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию, проводились констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы. Данный этап можно определить как теоретико-поисковый.
На третьем этапе (2005—2006) с помощью методов математической статистики обрабатывались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги, оформлялся текст диссертации. Заключительный этап определяется как обобщающий.
Научная новизна исследования состоит в следующем: спроектирована структурная модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию на основе полисубъектного подходамодель обеспечивает управление процессом формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников на основе личностно-деятель-ностного подходапроцесс обучения естествознанию, влияющий на формирование рефлексивно-аналитических умений, организован по структуре учебной деятельности в соответствии с теорией развивающего обученияобучение построено как процесс решения учебных задач по естествознаниюобосновано применение теории поэтапного формирования умственных действий как основы интериоризации рефлексивно-аналитических умений у младших школьниковобоснована организация интерактивного обучения на уроках естествознания, рассматриваемого нами как процесс познания, в котором знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся с учителем и между собойрассмотрены взаимосвязи между сформированностыо теоретического мышления и рефлексивно-аналитическими умениями, между рефлексивно-аналитическими умениями и действиями контроля и оценки, а также умением учитьсяразработаны показатели сформированности рефлексивно-аналитических умений младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено определение понятия «рефлексивно-аналитические умения младших школьников», понимаемого нами как умения осмысливать и выделять свои учебные действия в особый предмет, рассматривать их основания и обоснованно выбирать адекватный способ действия. К рефлексивно-аналитическим умениям относятся: умение осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестногоумение выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действияумение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны" — умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действийобосновано использование личностно-деятельностного подхода при формировании рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознаниюотобранные методические приемы, соотнесенные с этапами формирования рефлексивно-аналитических умений, позволяют расширить представления о возможностях развития основ теоретического мышления младших школьников в естественнонаучном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработанные по результатам исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами начальной школы, а также на курсах повышения квалификации учителей и в элективных курсах педвузовматериалы исследования позволяют научно обосновать и отобрать формы и методы обучения естествознанию в начальной школе, способствующие формированию рефлексивно-аналитических умений у учащихся младшего школьного возрастаразработанный комплекс диагностических методик создает условия для построения системы единых требований к формированию рефлексивно-аналитических умений у младших школьников и позволяет осуществлять анализ эффективности организации процесса формирования рефлексивно-аналитических умений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется анализом современных достижений психолого-педагогической науки, комплексной методикой исследования, проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работы, а также количественным и качественным их анализом, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами, обработкой результатов эксперимента статистическими методами на основе количественного и качественного анализа.
Апробация результатов исследования осуществлялись посредством: — выступлений на международных научно-практических конференциях «Средовый подход в образовании» (г. Костанай, 2002), «Современные научные достижения — 2006» (г. Белгород, 2006), на межрегиональных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов (г. Челябинск, г. Бийск), на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЧелГУ, на заседаниях кафедры психологии и педагогики Троицкого филиала ЧелГУ, на педагогических конференциях, на педагогических семинарах, на педагогических советах муниципальных общеобразовательных учреждений г. Троицка Челябинской областиработы в качестве учителя, заместителя директора по учебной работе, директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 8» г. Троицка Челябинской областипубликаций основных результатов и выводов работы (по материалам научно-исследовательской работы и по теме диссертации опубликовано 14 работ).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 8», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Троицка Челябинской области.
На защиту выносятся следующие положения:
1.В отличие от существующих подходов к классификации общеучебных умений школьников (Ю.К. Бабанский, Т. И. Шамова и др.), мы считаем, что рефлексивно-аналитические можно отнести к учебно-интеллектуальным умениям. Рефлексивно-аналитические умения младших школьников мы рассматриваем как умения осмысливать и выделять свои учебные действия в особый предмет, рассматривать их основания и обоснованно выбирать адекватный способ действия. Рефлексивно-аналитические умения включают: умение осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестногоумение выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действияумение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны" — умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий.
2. Модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников является теоретической основой процесса формирования данных умений при обучении естествознанию.
3. Педагогические условия: построение обучения как процесса решения учебных задач по естествознанию, поэтапное формирование рефлексивно-аналитических умений, организация интерактивного обучения на уроках естествознания — позволяют осуществить целенаправленное формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
4. Мы утверждаем, что формирование у младших школьников рефлексивно-аналитических умений оказывает существенное позитивное влияние на формирование умения учиться.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 247 источников, приложений.
Выводы по второй главе.
1. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали, что уровень сформированности рефлексивно-аналитических умений у младших школьников при обучении естествознанию экспериментальных и контрольной групп является недостаточным. Для формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников необходимо внедрение в образовательный процесс специальных педагогических условий.
2. Теоретическое освещение проблемы показало, что рефлексия и анализ — свойства теоретического мышления, рефлексивно-аналитические умения оказывают влияние на учебные действия контроля и оценки. Рефлексивно-аналитические умения — составляющие умения учиться. В связи с этим, мы исследовали показатели, связанные с данными умениями младших школьников: сформированность теоретического мышления' сформированность действий контроля и оценки, а также сформированность умения учиться.
Выделенные категории соответствуют направлениям, разрабатываемым на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
3. Формирующий этап эксперимента позволил апробировать в педагогической деятельности условия формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
4. Контролирующий этап опытно-поисковой работы подтвердил предположение о том, что формирование рефлексивно-аналитических умений у учащихся будет осуществляться целенаправленно, если в процессе обучения естествознанию будут реализованы следующие педагогические условия: построение обучения как процесса решения учебных задач по естествознаниюпоэтапное формирование рефлексивно-аналитических уменийорганизация интерактивного обучения на уроках естествознания.
5. Методами математической статистики нами установлена объективность выводов об эффективности комплекса применяемых педагогических условий формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию.
151 Заключение.
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы мы уточнили и конкретизировали определение понятия «рефлексивно-аналитические умения младших школьников», рассматриваемого нами как умения осмысливать и выделять свои учебные действия в особый предмет, рассматривать их основания и обоснованно выбирать адекватный способ действия. К рефлексивно-аналитическим умениям мы относим: умение осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестногоумение выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действияумение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны" — умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий.
2. В ходе теоретического изучения проблемы исследования нами была создана структурная модель формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию, представляющая собой единство трех блоков: целевогосодержательно-процессуального, включающего структурные компоненты учебной деятельности по естествознанию и стадии выполнения рефлексивно-аналитических умений, и результативно-оценочного, содержащего информацию о сформированности рефлексивно-аналитических умений и связанных с ними показателей. Модель построена на положениях полисубъектного подхода и характеризуется целостностью, открытостью, иерархичностью, имеет линейно-возвратный характер.
3. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, включающего следующие условия: построение обучения как процесса решения учебных задач по естествознаниюпоэтапное формирование рефлексивно-аналитических уменийорганизация интерактивного обучения на уроках естествознания.
4. В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы нами был апробированы педагогические условия формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе их обучения естествознанию. Контролирующий этап опытно-поисковой работы подтвердил эффективность комплекса выявленных педагогических условий.
5. На основании результатов исследования нами разработаны методические рекомендации по организации процесса формирования рефлексивно-аналитических умений у младших школьников при обучении естествознанию, предназначенные для учителей школ.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало общепедагогическую значимость внедрения полученных результатов. В то же время оно не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. К перспективным направлениям дальнейших научных исследований в этой области можно отнести следующие: организацию мониторинга формирования рефлексивно-аналитических умений школьников в процессе обучения естествознаниюрассмотрение процесса формирования рефлексивно-аналитических умений как основы преемственности между начальной и основной ступенями естественнонаучного образования и др.
Список литературы
- Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие / Г. Н. Аквилева. 3. А. Клепинина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
- Алексеев, Н. Г.Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества / Н. Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 133−154.
- Амонашвили, Ш. А. Педагогика сотрудничества и перспективы -вопросы образования / Ш. А. Амонашвили. М.: 1990. — 102с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев СПб.: Питер, 2001.-288с.
- Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : метод, пособие. М.: Высшая школа, 1981.-232 с.
- Аникина, В. Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях : дис.. канд. психол. наук: защищена 14.02. 00 6 утв. 20.10. 00 / Аникина Вероника Георгиевна. Москва, 2000. -233 с.
- Аношкин, А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения / А. П. Аношкин — ОМГПУ. Омск, 1997. — 138 с.
- Арсеньев, А. С. Анализ развивающегося понятия / Библер, В. С., Кедров, Б .М. М.: 1967. — 134 с.
- Арутюнян, М. 10. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология личностного познания / под ред. А. А. Бодалева, М.: Педагогика, 1981. — С. 12−53.
- Афанасенко, Е. И. www.afanei.ru г. Барнаул, 2001 г.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
- Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя / Б. Ц. Бадмаев. М.: Владос, 2000. — 160 с.
- Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер, -М.: Наука, 1969.-294 с.
- Баранникова, Л. А. Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений : дис.. канд. пед. наук: 13.00. 02.: защищена 14. 12. 99: утв. 15.07.00 / Баранчикоав Лариса Александровна. Москва, 1999. — 240 с.
- Бархаев, Б. П. Педагогические технологии воспитания и развития / Б. П. Бархаев // Школьные технологии, 1998. № 1. — С. 69−80.
- Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова. М.: «Сентябрь», 2004. — 160 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
- Белич, В. В. Познавательная рефлексия / В. В. Белич. Челябинск: Факел, 1991.-127 с.
- Белозерцева, Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения : дисс.канд. пед. наук: 13. 00.01: защищена 22.01. 00: утв. 30.09.00 / Белозерцева Татьяна Владимировна. Челябинск, 2000. — 204 с.
- Белухин, А. Д. Основы личностно ориентированной педагогики / А. Д. Белухин. М.: Воронеж. НПО МОДЭК, 1997. — 304 с.
- Берцфаи, JL В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач / J1. В. Берцфаи, JI. В. Захарова // Вопросы психологии. 1975. № 6. — С. 59−66.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бессонова, Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя : дисс.канд. пед. наук: 13. 00.01: защищена 22.01. 00: утв. 30.09.00 / Бессонова Елена Александровна. Хабаровск, 2000.- 160с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: 1983. — 188с.
- Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев — -Ленинградский гос. пед. ун-т.- Ленинград, 1965. 138 с.
- Бодалев, А. А. Диалог как метод психологического воздействия / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания: психологическая консультация. М.: Изд -во АПН СССР, 1987.-С. 18−27
- Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 122 — 127.
- Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 256с.
- Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979.- № 2. — С. 48−55.
- Болыиой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М. — «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 2003. — 1456с.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика.1997.-№ 4,-С. 11−15.
- Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика,-1995. № 5. — С.12−15.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. М.: Мысль, 1970.- 191 с.
- Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
- Бухвалов, В. А. Алгоритм педагогического творчества: Книга для учителя. / В. А. Бухвалов. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
- Вахрушев, А. А. Мир и человек / А. А. Вахрушев. М.: Новая школа, 1996.-78с.
- Введение в научное исследование по педагогике / под редакцией В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988.-237 с.
- Вернадский, В. И. Размышления натуралиста: в 2 кн. / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1975. — Кн. 1: Пространство и время в живой и неживой природе. — 174 с.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе: беседы с будущим учителем / Н. Ф. Виноградова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 144 с.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1−4 классы. Методика обучения. М.: Вентана — Графф, 2003. — 240с.
- Войтик, И. М. Оценка и развитие рефлексивного мышления /И. М. Войтик, И. Н. Семенов. Новосибирск.: СибАГС, — 2001. — 117 с.
- Войтик, И. М. Психолого- педагогические аспекты комплексной актуализации рефлексивного мышления управленческих кадров / www. voitik.@. ru.
- Вопросы преемственности на разных ступенях обучения // Начальная школа: плюс- минус. 2002. — № 7, — С. 17−21.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под редакцией Д. Б. Эльконина. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1962.-285 с.
- Воронцов, А. Б. Возможные объекты контроля и оценки (диагностики) в рамках системы РО / А. Б. Воронцов // Феникс. 1995. — № 4. — С. 66 -79.
- Воронцов, А. Б. Вопросы преемственности между начальной и средней школами в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов // Феникс. 1994. — № 3. — С. 81 — 88.
- Воронцов, А. Б. Вопросы преемственности между начальной и средней школами в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов // Феникс. 1996. — № 5. — С. 77−91.
- Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов, — Москва: Изд-во Рассказовъ, 2002. 303 с.
- Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения / А. Б. Воронцов .М.: Русская энциклопедия, 1998. 360 с.
- Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: Введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. — Москва: Изд-во Рассказовъ, 2004. — 303 с.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для ВУЗов.- М.: «Книжный дом» «Университет», 2000. 336с.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин — Изд-во МГУ. Москва, 1985. — 45 с.
- Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин // Сб. статей.- М.: Изд-во МГУ, 1968. 135 с.
- Гальперин, П.Я. Управляемое формирование психических процессов / П. Я. Гальперин // Сб. статей под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1977.- 198 с.
- Гегель, Г .В. Ф. Собрание сочинений: в 14 т. М.: 1930. — 534 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Собрание сочинений: в 14 т. М.: 1937. — 220 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Наука логики // Собрание сочинений: в 13-ти томах. М.: Гос. Соц. Экон. Изд-во, 1937. т.5 — 715 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 1998.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Годник, С. М. Преемственность воспитательно- образовательной деятельности в условиях непрерывного образования // Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гершунского-М.: Педагогика, 1990. С.148−163.
- Границкая, А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: книга для учителя / А. С. Границкая. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
- Гуреев, А. П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога какпсихолого-педагогическая проблема: дис.канд. пед. наук :13.01.00 :защищена 14. 06.01: утв. 25. 12. 01 / Гуреев Алексей Павлович. -Челябинск, 2001.- 154 с.
- Давыденко, Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика / Т. М. Давыденко. М.: Белгород, 1995. — 113 с.
- Давыдов, В. В Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов,
- A. У. Варданян. Ереван.: Луйс, 1981. — 118 с.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М., 1972.-424 с.
- Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей / В.
- B. Давыдов.- Томск: Пеленг, 1995. 144 с.
- Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. — 116 с.
- Давыдов, В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978. — 204 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996.-544 с.
- Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности у младших школьников / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1980. — 246 с.
- Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) Перевод с англ. Н. М. Никольской. Редакция Ю. С. Рассказова.- М.: Лабиринт, 1999.- 192 с.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дуранов, М. Е. Педагогический подход к преемственному обучению как системе / М. Е. Дуранов, П. А. Михайлов // Пути повышенияэффективности обучения в школе / Ред. Челябинский государственный педагогический институт, 1977. Вып. 11, с. 3−11.
- Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий -М .: Дом педагогики, 1996. 208 с.
- Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В. К. Дьяченко. М .: Педагогика, 1989. — 159 с.
- Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика педагогических исследований / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Зайцев, С. В. Личностно ориентированное обучение младших школьников / С. В. Зайцев // Директор школы. 2005. — № 3. — С. 56- 63.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424с.
- Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. 1987. — № 1. — С.29−32.
- Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд во Урал. Гос. проф.-пед. унт — та, 2001. — 169 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология, учебник для ВУЗов. / И. А. Зимняя. М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
- Иванов, А. В. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении : дис.. канд. психол. наук: защищена: 08.09.03: утв. 05.04.04 / Иванов Анатолий Владимирович. -Калуга, 2003.-213 с.
- Ильенков, Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Иоьенков. М.: Политиздат, 1974- 271 с.
- Ильина Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента / Т. А. Ильина.-М.: Знание, 1975.- 123 с.
- Ильясов, И. И. Описание учения как деятельности / И. И. Ильясов // Начальная школа: плюс-минус. 2001.- № 1. — С. 7−12.
- Интеграция и координация естественнонаучных знаний в опыте зарубежных школ // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе / ответ, ред. И. Д. Зверев. М.: Изд-во АПН СССР, 1973.-С. 27−31.
- Исаев, Е. И. Внутренний план действий как компонент теоретического мышления младших школьников / И. Е. Исаев // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности, — М., 1983. С. 98−106.
- Как мы мыслим. Перевод с англ. Н. М. Никольской. Ю. С. Рассказова.-М.: 1999.- 192 с.
- Как построить свое «Я» / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-56 с.
- Катрич, Г. И. Развитие рефлексии у младших школьников / Г. И. Катрич // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. -М., 1983. С. 89−97.
- Кисленко, В. Я. Использование диалога в формировании педагогической рефлексии // Тезисы докладов 3-ей межвузовской научно-практической конференции. Калинин, 1990. — С. 67−69.
- Кларин, М. В. Педагогические технологии в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Клепинина, 3. А. Окружающий мир в вопросах, задачах, заданиях: 1−4 кл.: учебное пособие. Тула: Изд-во «Родничок». — 2001. — 200 с.
- Клепинина, 3. А. Природа и люди: книга для учителя начальных классов / 3. А. Клепинина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. -352 с.
- Климентьева, О. В. Система дидактических и методических средств в реализации задач экологического образования школы первой ступени : дис.. канд. пед. наук: 13.00. 02.: защищена 02. 03. 97: утв. 11.10.97 / Екатеринбург 1997. — 189 с.
- Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 127 с.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Учпедгиз, 1939, — т.1, с.55−303.
- Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю. А. Конаржевский. Псков. ПОИПКРО, 1996. — 440 с.
- Кондратьева, С. В. Учитель ученик / С. В. Кондратьева. — М .: Педагогика, 1984. — 80с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Проект // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 2.
- Коротаева, E. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева- Уральский Гос. пед. ун-т. М.: Academia, 2007. 256 с.
- Котко, О. В. Формирование экологической культуры младших школьников в учебной деятельности (на примере курса природоведения): дис.. канд. пед. наук: 13.00. 02.: защищена 11. 04. 99: утв. 215.11.99 / Котко Ольга Валентиновна. -Москва, 2001. 150 с.
- Краткий философский словарь / под ред. А. Г. Алексеева.- М.: Проспект, 2000. 400 с.
- Кропачева, Т. Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения : дис.. канд. пед. наук: 13.00. 02.: защищена 11. 05. 99: утв. 15.11.99 / Кропачева Тамара Борисовна. -Красноярск, 1999. 172 с.
- Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. 420 с.
- Кудрявцев, Г. К. Как рождается субъект деятельности / Г. К. Кудрявцев, А. Г. Уразлиева // Начальная школа: плюс-минус. 2001. -№ 1. — С. 13−22.
- Кузнецова, В. И. Методика преподавания природоведения / В. И. Кузнецова, М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя / В. С. Кукушин. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. — 448 с.
- Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. Хабаровск, 1997.-267с.
- Кулюткин, Ю. Н Функциональная роль учителя / Ю. Н. Кулюткин Г. С. Сухобская // Творческая направленность деятельности педагога / под ред. Кулюткин, Ю. Н., Сухобская, Г. С. Ленинград, 1987. — 100 с.
- Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М., 1972. — 167 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Вариативные программы по курсу практической психологии для различных категорий специалистов / Ю. Н. Кулюткин. -М., 1993.- 176 с.
- Кунаковская, J1. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. канд. пед. наук: 10.00. 01: защищена 12.11.02: утв.04.06.03 / Кунаковская Людмила Александровна. Воронеж, 2003. — 202с.
- Куфарова, А. Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 01.11.04: утв. 06.05.05 / Куфарова Алена Юрьевна. Екатеринбург, 2004. — 208 с.
- Лаврентьева, Н. Г. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности : дис.. канд. пед. наук: 13.00. 02.: защищена 10. 02. 03 / Лаврентьева Нина Григорьевна. Чита, 2003. — 178 с.
- Лекторский, В. А. Единство эмпирического и теоретического в научном познании, — В сб.: Диалектика теория познания. Проблемы научного метода. М., 1964. — С 41- 56.
- Леонтьев, А. А. Что такое деятельностный подход в образовании / А. А. Леонтьев // Начальная школа: плюс, минус. 2001. — № 1. — С. 3−6.
- Леонтьев, А. Н. / А. Н. Леонтьев.- Проблемы развития психики. -М.: Мысль, 1981.-584 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975. — 354 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Лернер, И. Я. Природа принципов обучения и пути их установления // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике /ред. кол.: А. В. Усова / ответств. редактор А.Н.
- Звягин. Челябинский государственный педагогический институт. Челябинск, 1985.-С. 35−40.
- Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. — 307 с.
- Лернер, И. Я. Требования к современному уроку / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1969. — 380 с.
- Лефевр, А. В. Исходные идеи логики рефлексивных игр / А. В. Лефевр // Проблемы исследования систем и структур (материалы к конференции). М., 1965. 103 с.
- Лефевр, А. В. Конфликтующие структуры / А. В. Лефевр. М.: Советское радио, 1973. 97 с.
- Лефевр, А. В. Элементы логики рефлексивных игр / А. В. Лефевр // Проблемы инженерной психологии: Вып.4. Л., 1996. 150 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М., 1986.-312 с.
- Личностно-ориентированный подход в педагогической практике. Межвузовский сборник научных трудов // под редакцией М. Е. Дуранова. Магнитогорск: МГМА, 1996. — 95 с.
- Лобок, А. М. Писать раньше, чем читать / А. М. Лобок // Первое сентября. 1995, — № 13.-2 февраля.
- Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Избранные философские произведения: в 2 т. М., 1960. т. 1. 712 с.
- Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-384 с.
- Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. М., 1971.-246 с.
- Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М., Просвещение, 1977. 224 с.
- Ляудис, В. Я. Инновационное обучение / В. Я. Ляудис. М., 1992. -50 с.
- Ляудис, В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе / В. Я. Ляудис // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. -207с.
- Максимова, Г. П. Развитие познавательной активности школьников в процессе постановки учебных задач / Г. П. Максимова // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Волгоград, 1988. — С.28 — 35.
- Маланов, С. В. Гипотезы в мышлении и учебной деятельности / С. В. Маланов // Начальная школа: плюс, минус. № 2001. — № 1, — С.39−42.
- Мамедов, М. Н. Основы общей экологии: Учебник для старш. кл. общеобраз. школ / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, С. Н. Глазачев. -М.:МДС, 1998.-271 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя. Книга для учителя / А. К. Маркова. М., 1993.- 192 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Маркс, К., Энегльс, Ф. Собр. соч. т.20, с. 537.
- Материалистическая диалектика. В 5-ти т./ под общ. ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Марахова М.: Мысль, 1981. — т. 1.
- Машляковская, А. В. Педагогические условия саморазвития подростка в школьном коллективе : дис. канд. пед. наук.: 13.00.01 :защищена 14.05.99: утв. 01.12.99 / Машляковская Алла Васильевна -Москва, 1999.- 186 с.
- Мельчаков, J1. Ф. Роль наблюдения за природой в развитии мышления детей / JI. Ф. Мельчаков. Свердловск, 1972. — 103 с.
- Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах / сост. О. Н. Лазарева. Екатеринбург, 1999. — 346 с.
- Методы системного педагогического исследования / под редакцией Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГПУ, 1980. — 172 с.
- Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л. В. Моисеева. -Екатеринбург, 1996. 245 с.
- Морозюк, С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности : дис.. д- ра психол. наук.: защищена 19.01.01: утв. 12.07.01 / Морозюк Светлана Николаевна. Москва, 2001. — 382 с.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Мушкина, И. А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя : дис. .канд. пед. наук.: 13.00.08.: защищена 12.10.99: утв. 03.05.00 / Мушкина Ирина Александровна. Москва, 1999. — 152 с.
- Начальное образование в России. Инновация и практика. М., 1994. -241 с.
- Немов, Р. С. Психология, книга 1 М.: Владос, 1998. — 687 с.
- Новейший философский словарь: изд. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2001. 1280 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности // под редакцией Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издательство МГУ, 1987.-301 с.
- Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. М.: Академический Проект, 2001. -192 с.
- Огурцов, А. П. Рефлексия.- «Философская энциклопедия», T.4.M., 1967.-с. 174.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.-Екатеринбург, «Урал-Советы», 2002. 800 с.
- Онищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. М.: Просвещение, 1981.- 191 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под редакцией Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
- Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. -М.: Издательский центр «Академия», 1995. 496 с.
- Петровский, А. В. Психология в России: XX век / А. В. Петровский, — М.: Изд-во УРАО, 2000. 312с.
- Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский.- М.: Педагогика, 1997. 268с.
- Писаренко, С. Н. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений учителя школы : дис.,. канд. пед. наук.: 13.00.01.: защищена 12.05.02: утв. 03.12.05 / Писаренко Сергей Николаевич. Магнитогорск, 2002. — 182 с.
- Погорелова, Н. А. Элементы проблемного обучения на уроках природоведения / Н. А. Погорелова // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. М .: Просвещение, 1981.- 159 с.
- Поляков, С. Д. Психопедагогическое воспитание: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С. Д. Поляков. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М., 2000.-352с.
- Пономарева, И. Р. Саморазвитие школьников старших классов основной школы в процессе обучения : дисс.. канд. пед. наук.: 13.00.01: защищена 24.11.02: утв.02.06.03 / Пономарева Ирина Роландовна. Челябинск, 2002. — 198 с.
- Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования // Сборник научно- методических статей. М., «Гном и Д», 2001. 264 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для ВУЗов составитель и ответ, редактор А. А. Радугин М.: Центр, 1999.- 256 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: Изд-во «Питер», 2000. 480 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого- педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е. Д. Божович.- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000. -192 с.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова Новосибирск, 1995. 227с.
- Реймерс, Н. Ф. Природоведение / Н. Ф. Реймерс, М., 1990.- 231 с.
- Репкин, В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность / В. В. Репкин. Рига, 1997. — 32 с.
- Репкин, В. В. Развивающее обучение. Теория и практика / В. В. Репкин.- Томск: Пеленг, 1997. 96 с.
- Репкин, В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В. В. Репкин // Вестник Харьковского университета, 1978. С. 42−46.
- Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Томск: Пеленг, 1993. — 64 с.
- Решетников, В. И. Формирование приемов мышления школьников / В. И. Решетников. Владимир. 1973. 156 с.
- Рубинштейн, С. JI. О мышлении и путях его исследования / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1980. — 132 с.
- Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии / С. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. 720 с.
- Самоукина, Н. В. «Игры в которые играют.» Психологический практикум / Н. В. Самоукина. г. Дубна, Издательский центр «Феникс», 1999.-160 с.
- Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н. В. Самоукина. М. :Народное образование, 1996. — 112 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии / Г. К. Селевко // Школьные технологии, 1998. 256 с.
- Семенов, И. Н. Проблемы организации творческого мышления и рефлексии- подходы к исследованию / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психология творчества- М., 1990. С.37−52.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. Спб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики /М. Н. Скаткин .- М.: Педагогика, 1980. 32 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI. С.Подымова. М.: Изд-во «Магистр», 1997. — 224 с.
- Слободчиков, И. М., Самуйлова, О. И. К вопросу о развитии образа «Я» в предшкольный период детства / В. И. Слободчиков, О. И. Самуйлова // Психологическая наука и образование.- 2004. № 1. — С. 18−22.
- Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.-284 с.
- Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Ткач, Е. Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средствоего профессионального саморазвития : дис.канд. психол. наук. :защищена 14.04.00: утв. 12.11.00 / Ткач Елена Николаевна. Москва, 2000.-160 с.
- Толстой, JI. Н. Полное собрание сочинений: Т. 8 М.: Терра, 1992. -С. 208.
- Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами / П. И. Третьяков.- М.: «Академия" — 2003. 368 с.
- Трубайчук, JI. В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе / JI. В. Трубайчук. -Челябинск, 2000. 242 с.
- Тулькибаева, Н. Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач / Н. Н. Тулькибаева. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000. -239с.
- Урсул, А. Д. Природа информации: Философ, очерк. М.: Политиздат, 1968. — (Над чем работают и спорят философы). — 287 с.
- Усова, А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся понятий: Учебное пособие по спецкурсу / А. В. Усова. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. 176 с.
- Ушинский, К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогическая антропология» : собр. сочин. в 10-ти т. М., 1950. т. 10. С. 53−625.
- Фридман, JI. М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе: Учителю математики о психологии / JI. М. Фридман. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
- Фролов, П. Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе / П. Т. Фролов. Воронеж, 1984.-217 с.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.-225 с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман,-Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
- Цукерман, Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Начальная школа: плюс, минус. 2001. — № 1.- С. 23−26.
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. / Г. А. Цукерман. Москва — Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.-275 с.
- Цукерман, Г. А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики/ Г. А. Цукерман, Суховерша, Ю. И. // Начальная школа.: плюс, минус. 2005.- № 2.- С. 12−20.
- Чеботкевич, Е. В. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога : дис. канд. психол. наук.: защищена 05.02.00: утв. 25.09.00 / Чеботкевич Елена Васильевна. Самара, 2000. — 244 с.
- Чердынцева, Е. В. Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения : дис.. канд. пед. наук. Омск, 2002. 218 с.
- Черкасов, В. А. Дидактические основы построения системы упражнений / В. А. Черкасов. Челябинск, 1978. — 91 с.
- Черкасов, В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе / В. А. Черкасов. Иркутск. Изд-во Ирк. ун-та, 1995.-197 с.
- Чудинова, Е. В. Естествознание. 2 класс. Методическое пособие по экспериментальному курсу / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва. М.: Интор, 1996.-64 с.
- Чутко, Н. Я. Школа это прежде всего учебная деятельность / Н. Я. Чутко // Начальная школа: плюс, минус. — 2001.- № 1.- С. 27−32.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Шамова, Т. И. Деятельность учителя по формированию системы качеств знаний учащихся / Т. И. Шамова, Т. М. Давиденко. Москва -Белгород, 1993. — 133 с.
- Шардаков, М. Н. Мышление школьника / М. Н. Шардаков.- М., 1963.- 139 с.
- Швырев, В. С. Неопозитивизм и проблема эмпирического обоснования науки / В. С. Швырев, — М., 1966. 217 с.
- Школа диалога культур / под ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993. -218с.
- Школа самоопределения / под ред. А. Н. Тубельского. М.: Политекст, 1994. — 144 с.
- Штофф, В. А. Моделирование и познание / В. А. Штофф.- Минск, 1974.-212 с.
- Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Исследования речемыслительной деятельности. -Алма-Ата: КГПИ, 1974. С. 12−28.
- Щербакова, Е. П. Методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие / Е. П. Щербакова. Омск: ОМ ГПУ, 1997. -40 с.
- Эльконин, Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1966.-140 с.
- Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971.- № 4. — С. 6−20.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Д. Б. Эльконин. М.: Инст-т практич. психологии — Воронеж: НПО «Модэк», 1995.-416 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: «Сентябрь», 1996. — 96 с.
- Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
- Яковлева, Л. В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии : дис. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1991. -245с.
- Яковлева, Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования / Н. О. Яковлева. М. Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. — 239 с.
- George, J. Posner. Field Experience A Guide to Reflective Teaching. Longman, N.-Y. and L., 1985. 183p.
- Hamblin, D.A. Pastoral Programme. Oxford Basil Blackwell, 1987. -236p.
- Reflective Teaching. D. Cruickshank, S. Holton, D. Fay, S. Williams, S. Kennedy, B. Myers, S. Hough. Distributed by Phi Delta Kappa 8 th and Union Sts., Box 789 Bloomington, A. N 47 402.