Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях
Противоречия, относящиеся к коммуникативной сфере. В процессе развития общества сложились две основные системы коммуникации: вербальная (словесная) и визуальная (изобразительная). На протяжении веков они взаимодействовали сложным образом, с преобладанием то одной, то другой из них. В последнее время на первый план выдвигаются средства коммуникации, имеющие изобразительный характер. Таким образом… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
- 1. 1. Терминологический аппарат медиаобразования как новой самостоятельной области педагогики
- 1. 2. Социальные функции СМК как основа формирования отношений общеобразовательных учреждений и средств массовой коммуникации
- 1. 3. Характеристика процесса подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях
- 1. 4. Структурная модель подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- 2. 1. Проблема содержания медиаобразования в современном общеобразовательном учреждении
- 2. 2. Структура и содержание программы экспериментального спецкурса «Медиаобразование школьников" — пути ее реализации
- 2. 3. Результаты экспериментальной работы по подготовке студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В 50−70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники (в первую очередь, компьютеров). Развитие техники, обеспечивающей коммуникации между людьми, обусловило стремительное развитие и расширение средств массовой информации, причем многие специалисты утверждают, что это только начало второй революции в этой области: с развитием новых коммуникационных технологий разнообразие выбора различных средств массовой информации и коммуникации и объем их потребления все более возрастают.
Уже в 1980;е годы более 90 ООО человек были заняты сбором новостей для радио, телевидения, газет, журналов США. Не менее масштабно телевизионное и радио вещание. Три национальных телевизионных сети США обеспечивают приблизительно 600 часов регулярных программ новостей в месяц. В 1980 году была создана кабельная сеть, обеспечивающая круглосуточное информационное обслуживание подписчиков. Существует приблизительно 1650 ежедневных газет и около 7500 еженедельных, которые также распространяют новости.
Что касается данных по России, то еще в 70-е годы социологи прогнозировали, что к концу 90-х годов процент населения, имеющего доступ к телевизионным программам, приблизится к 90−95%- система телевещания будет создавать три общесоюзных, одну республиканскую (кроме РФ) и одну местную программы (в настоящее время только на территории Курганской области принимается девять телевизионных каналов: Первый канал, РТР, Культура, ТВС, ТВ-центр, НТВ, ДТВ, MTV и местное телевидение).
В 1996;97 гг. ЮНЕСКО было проведено глобальное исследование, которым было охвачено 5 000 детей в возрасте 12 лет из 23 стран мира.
Исследование показало, что 97% районов проживания находится в пределах вещания как минимум одного телевизионного канала. Для большинства регионов средний показатель составляет от 4 до 9 каналов — 34%- 5% принимает один телеканал- 3% - два- 9% - три- 11% - от десяти до двадцати- 18% - более двадцати.
По результатам данного исследования телевидение является доминирующим средством массовой коммуникации в жизни детей во всем мире.
В среднем дети проводят перед телеэкраном 3 часа в день, что на 50% больше, чем они уделяют любому другому виду досуговой деятельности.
Осознание роли массовой коммуникации в жизни современного ребенка приводит к необходимости пристального анализа этой сферы деятельности с позиций педагогики и психологии. Стремительное развитие средств массовой информации в XX веке привело к возникновению ряда противоречий между повседневной коммуникативной практикой школьника и традиционной системой образования. Эти противоречия можно кратко охарактеризовать следующим образом:
1) противоречия, относящиеся к коммуникативной сфере. В процессе развития общества сложились две основные системы коммуникации: вербальная (словесная) и визуальная (изобразительная). На протяжении веков они взаимодействовали сложным образом, с преобладанием то одной, то другой из них. В последнее время на первый план выдвигаются средства коммуникации, имеющие изобразительный характер. Таким образом, жизнь за стенами школы насыщена зрительными образами, преобладающими в современных средствах массовой коммуникации, в то время как обучение и воспитание по-прежнему остается ориентированным в основном на словесные формы воздействия. В Декларации ЮНЕСКО по медиаобразованию, принятой в 1982 году, утверждается, что «дети и взрослые должны овладеть грамотностью во всех трех знаковых системах (вербальной, визуальной и аудиовизуальной. — H. JL), а это требует некоторой переоценки приоритетов в области образования. Результатом такой переоценки может стать интегрированный подход к обучению языку и общению»;
2) противоречия, относящиеся к сфере эстетического воспитания и образования. Традиционная система эстетического образования включает изучение изобразительного искусства, музыки и литературы. Зрелищные искусства (прежде всего, кино и телевидение), занимающие доминирующее место в эстетическом опыте школьников, чаще всего отсутствуют в традиционном структуре эстетического образования или в лучшем случае носят факультативный характер. Кроме того, вне сферы изучения остаются жанры массовой культуры, преобладающие в средствах массовой коммуникации и чаще всего предпочитаемые подростками, в то время как система эстетического образования остается ориентированной на лучшие произведения мирового искусства- 3) третья группа противоречий связана с функционированием средств массовой коммуникации в процессе социализации личности. Средства массовой информации и коммуникации, которые сегодня занимают важное место в жизни подростков, безусловно, являются одним из факторов социализации, гак как во многом через них происходит усвоение норм общества, социальных и поведенческих стереотипов, формирование системы ценностей. Противоречия в сфере взаимодействия школы и СМИ вызваны с одной стороны переменами в самих средствах массовой информации, а с другой стороны изменением отношения педагогов к СМИ. Изменения в сфере СМИ, связанные с произошедшими в нашей стране социальными изменениями, привели к необходимости ориентироваться в огромном разнообразии часто противоречащих друг другу точек зрения на политические и социальные проблемы. Полное доверие к информации СМИ, имевшее место в социалистический период истории нашей страны, сменилось на сегодняшний день столь же полным недоверием. В связи с этими изменениями существовавшая в советской школе система работы со СМИ перестала соответствовать социальной обстановке. Однако адекватной замены этой системе до сих пор не создано.
Одним из путей разрешения вышеперечисленных противоречий является изучение в общеобразовательных учреждениях теории и практики массовой коммуникации. Данная область педагогики получила название медиаобразова-ния. В странах Западной Европы и США существуют развитые системы медиа-образования, которые начали складываться еще в 70-е годы XX века. Однако большинство работ в данном направлении касаются в основном медиаобразо-вания школьников, оставляя в стороне профессиональную подготовку педагогов в педагогических институтах и университетах.
Выявленные противоречия говорят о необходимости ведения работы по изучению в общеобразовательных учреждениях принципов отбора информации, создания и передачи сообщений в современных средствах массовой коммуникации. Подобная работа уже ведется учителями-практиками, однако профессиональная подготовка педагогов в этом направлении пока остается слабо освещенной в научных исследованиях.
Таким образом, предъявляемые обществом требования к подготовке человека к полноценной ориентации в возрастающем потоке информации и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данного вопроса свидетельствуют об актуальности проблемы исследования, заключающейся в разрешении указанных противоречий и выявлении педагогических условий процесса подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.
Выделенные противоречия и проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях».
Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования: образовательный процесс в университете.
Предмет исследования: подготовка студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях будет успешной, если:
1. Уточнено понятие «готовность к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях».'.
2. Разработана структурная модель подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.
3. Определены и экспериментально проверены педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях: а) актуализация потребности студентов университета в реализации медиаобразования в общеобразовательных учрежденияхб) определение содержания медиаобразования для общеобразовательных учрежденийв) разработка и апробирование комплекса творческих заданий по медиаобразо-ванию.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
— уточнить содержание понятий «медиаобразование», «медиаобразование школьников», «готовность к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях» с позиций целей и задач, о пределе нных в нашем исследовании;
— разработать и экспериментально проверить структурную модель подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях;
— определить содержание медиаобразования в общеобразовательном учреждении;
— разработать методические рекомендации по подготовке студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.
Методологической основой исследования являются: теория формирования готовности к профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабан-ский, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин и др.) — теория массовой коммуникации (Э.Г. Багиров, В. Ю. Борев, О. Ф. Нечай, Б. М. Фирсов, и др.) — теория медиаобразования и концепция медиаобразования, интегрированного в различные школьные дисциплины (А.Г. Дал, Л. Мастерман,.
С. Телла, Л. С. Зазнобина, А. В. Спичкин, А. В. Федоров и др.) — концепция формирования аудиовизуальной грамотности (JI.M. Баженова, Е. А. Бондаренко, Ю. Н. Усов и др.).
Исследование существенным образом опирается на:
— теорию социализации личности (Г.М. Андреева, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, К. Н. Поливанова, Б. Д. Эльконин и др.);
— личностно-ориентированный подход (В.В. Давыдов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
— теорию развивающего обучения (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков и др.).
— теорию эстетического воспитания и образования средствами экранных искусств (Л. М. Баженова, Е. А. Бондаренко, И. В. Вайсфельд, И. С. Левшина, Ю. М. Лотман, Ю. М. Рабинович, А. С. Строева, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров и др.);
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 19 972 003 гг. на базе Курганского государственного университета. Констатирующий и формирующий этапы линейного эксперимента проводились на базе филологического, исторического и валеологического факультетов. В констатирующем эксперименте принимали участие 95 студентов различных специальностей. Четыре экспериментальных группы включали общим счетом 84 студента 1,3,4 курсов, обучающихся по специальностям «Русский язык и литература», «История», «Психология» и «Валеология».
На первом этапе исследования (1997;1999 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы современного медиаобразования. Определялись объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, разрабатывался понятийный аппарат. Был проведен анализ уровня медиаграмотности студентов университетасформулированы цели и задачи исследования, намечены пути их решения. Ведущими методами исследования на данном этапе являлись: теоретический анализ литературы, анализ нормативных документов и учебных программ высшей школы, эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование.
На втором этапе (1999;2001 гг.) проводилась экспериментальная работа с целыо апробации разработанной программы подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. В процессе эксперимента анализировались его промежуточные результаты и осуществлялась корректировка конкретных методических приемов формирования готовности к данному виду деятельности. На данном этапе использовались следующие методы научного исследования: моделирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики.
На третьем этапе (2000 — 2003 гг.) продолжался формирующий эксперимент, осуществлялась систематизация и обобщение его результатов, оформление диссертационного исследования. Основные методы исследования: анализ результатов и продуктов исследовательской и педагогической деятельности и методы математической статистики. Научная новизна исследования:
1. Уточнено понятие «готовность к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях.
2. Научно обоснована модель подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях, которая состоит из следующих компонентов: целевого, содержательно-гностического, процессуального, операционального, критериально-оценочного.
3. Определены педагогические условия, совместное действие которых обеспечивает эффективную подготовку студентов университета к реализации медиа-образования в общеобразовательных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования:
1) выделен и обоснован один из аспектов медиаобразования — профессиональное медиаобразование будущих педагогов;
2) определено содержание медиаобразования для общеобразовательных учреждений.
Практическая значимость исследования: — на основе структурной модели разработана методика подготовки педагога к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях (этапы процесса, их значение, используемые средства, промежуточные и итоговые результаты) и педагогические условия ее эффективной реализации- - разработан и внедрен в практику деятельности Курганского государственного университета спецкурс, позволяющий сформировать готовность студентов к практической работе по реализации медиаобразования в общеобразовательных учрежденияхподготовлены методические рекомендации по подготовке студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. На защиту выносятся следующие положения:
1. Готовность к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях — устойчивое интегративное личностное образование, характеризующееся осознанием необходимости и устойчивым желанием ведения работы по формированию у учащихся способности к восприятию, критическому анализу и самостоятельному созданию различных текстов СМК, а также наличием определенного минимума теоретических и методических знаний, умений и навыков в сфере медиаобразования.
2. Модель подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях состоит из следующих компонентов: целевого, процессуального, критериально-оценочного.
3. Эффективность подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях обеспечивается следующими педагогическими условиями: а) актуализация потребности студентов университета в реализации медиаобразования в общеобразовательных учрежденияхб) определение содержания медиаобразования для общеобразовательных учрежденияхв) разработка и апробирование комплекса творческих заданий по медиаобразо-ванию.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем выступлений на научно-практических конференциях (Всероссийский научный симпозиум «Человек культуры», г. Бийск, 2000 г.- Межрегиональная научно-практическая конференция «Гуманизация образования в XXI веке», г. Шад-ринск, 2001 г.- Региональный научный семинар «Современные проблемы педагогики в условиях университетского образования», г. Курган, 2002 г.), заседаниях кафедр педагогики и культурологии и публикаций в печати.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы и приложений.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
1. Анализ проблемы содержания медиаобразования позволяет заключить, что медиаобразование как новая область педагогики лежит в русле следующих основных тенденций развития современной школы: а) переход от предметоцентристского к личностно-ориентированному образованиюб) интегрированный подход к языку и общению, основанный на освоении взаимодействия вербальной и невербальной знаковых систем при создании сообщений в различных средствах массовой коммуникациив) общая тенденция к интегративности проявляется в медиаобразовании, с одной стороны, в объединении различных средств массовой коммуникации в рамках одного курса, а с другой стороны, в интегрировании медиаобразования с базовыми школьными дисциплинамиг) оптимальный путь развития медиаобразования заключается в переходе от мономедийных программ (изучения одного средства массовой коммуникации) к программе, которая объединила бы несколько СМИ и включала бы изучение общих законов массовой коммуникации.
2. С целью реализации на практике избранного нами холистического подхода к содержанию медиаобразования и экспериментальной апробации разработанной нами структурной модели процесса подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях в рамках формирующего эксперимента нами разработан спецкурс «Медиаобразование школьников» для студентов университета. Спецкурс состоит из теоретического (инвариантного) и практического (вариативного) блоков: а) изучение теоретического блока предполагает знакомство студентов с основными понятиями и терминами, относящимися к сфере массовой коммуникации, а также освоение терминологического аппарата медиаобразованияб) содержание практического блока меняется в зависимости от профессиональной специализации студентов. В рамках практического блока нами разработаны два цикла заданий. Первый представляет собой систему заданий на анализ различных сторон медиатекста, созданного профессионалами, а также реализацию целостного аспектного анализа медиатекста. Второй цикл направлен на развитие творческих способностей средствами медиа и представляет собой задания на создание собственных образцов медиатекстов. При нашем подходе освоение методики медиаобразования носит практический характер. 3. В ходе формирующего эксперимента проверена эффективность предложенных нами педагогических условий успешной подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. По результатам эксперимента сформировано осознание необходимости реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях, хорошая теоретическая подготовленность в сфере медиаобразования. Более 60% участников эксперимента продемонстрировали высокий и средний уровень владения методикой медиаобразования.
Список литературы
- Борев В.Ю. Видео: техника, досуг, культура. — М.: Профиздат, 1990.
- Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.
- Дал, Асле Гире. Изучение средств массовой информации в школе // Перспективы. Вопросы образования 1984.- № 2.- С. 49−61.
- Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика. // Перспективы. Вопросы образования. 1984.- № 2.- С. 37 — 48.
- Минккинен С., Норденстренг К. Финляндия: планы и проблемы // Перспективы. Вопросы образования. 1984. № 2. — с.68−78.
- Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990.- 117 с.
- Основы экранной культуры для учащихся 1−11 классов: Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.
- Панхофф Т. Медиа образование в Норвегии // Наука и образование в Зауралье. 1999. — № 1.
- ГСпичкин А. В. Образование на пороге информационной революции // Наукаи образование в Зауралье. 1998. — № 1(2). — С. 75−78. 12. Спичкин А. В. Что такое медиа образование: Книга для учителя. — Курган: Изд-во Курганского ИПКРО, 1999. — 114 с.
- Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971.- 190 М. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. — Л.: Наука, 1977.- 187 с.