Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что развитие лидерского потенциала детей и молодежи способствует становлению у них таких важных качеств личности, как способность принимать ответственные решения в значимых для группы (коллектива) ситуациях, регулировать взаимоотношения в группе, направляя усилия всех на достижение социально-значимой цели организации и др. Анализ… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Организационно-педагогические особенности взаимодействия социальных институтов по развитию лидерского потенциала подростков
    • 2. Отечественный и зарубежный опыт развития лидерского потенциала подростков
    • 3. Модель взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ
    • 1. Оптимизация нормативно-правовой базы взаимодействия социальных институтов по развитию лидерского потенциала подростков
    • 2. Интеграция целевых программ образовательных учреждений и детских общественных объединений в формировании позитивного социального опыта подростков
    • 3. Использование социально-педагогических технологий самореализации подростков в общественной деятельности

    § 4. Результаты экспериментальной работы по апробации организационно-педагогических условий взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков. 159

    Выводы по второй главе. 190

Организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях перехода России к демократическому и правовому государству, рыночной экономике особую актуальность приобретает проблема развития лидерского потенциала у подрастающего поколения. Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих успешное решение этой проблемы, являются общественные детские (молодежные) объединения, которые интенсифицируют процесс социализации личности. Детское социальное движение — школа социальной активности общества, переход подростка от статуса ребенка к статусу равноправного члена общества. В Федеральном Законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (2006 г.) отмечается, что государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений направлена на «социальное становление, развитие и социализацию детей и молодежи в общественной жизни.». Система школьного образования, детские общественные объединения традиционно интегрируют свои усилия для того, чтобы подростки усваивали социальный опыт, востребованные в жизни умения и навыки, проявляя при этом свои личностные качества и реализуя лидерский потенциал.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что развитие лидерского потенциала детей и молодежи способствует становлению у них таких важных качеств личности, как способность принимать ответственные решения в значимых для группы (коллектива) ситуациях, регулировать взаимоотношения в группе, направляя усилия всех на достижение социально-значимой цели организации и др. Анализ научной литературы показал, что основополагающими исследованиями по этой проблеме являются: теории лидерства (К. Бэрд, JL Первин, О. Джон, Р. Бейлс, Ф. Фидлер) — положения о соотношении лидерства и руководства (И.П. Волков, P.JI. Кричевский, А. Г. Кирпичник, Р. С. Немов, Б. Д. Парыгин, М. В. Удальцов, Л. И. Уманский, A.JI. Уманский) — типология лидерства и лидерских качеств личности (А.В. Волохов, Е. В. Горохова, Д. Лори, Т. В. Махина, О. А. Павлова, Дж. Пинен, О. В. Чугунова, А.Г. Шмелев). Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по решению изучаемой проблемы за последние десять лет специально не рассматривались. Практически отсутствуют исследования и рекомендации на эту тему. Решение проблемы влияния на развитие лидерского потенциала подростков различных социальных институтов общества осложнено рядом противоречий:

— между потребностью общества в лидерах как авторитетной личности, играющей главную роль в организации совместной деятельности, необходимостью развития лидерского потенциала подростков, — и недостаточной теоретической и практической разработанностью организационно-педагогических условий этого развития;

— между объективной обусловленностью совместной деятельности подростков в различных группах, члены которых объединены общей деятельностью по улучшению и изменению окружающего мира, жизни как самих подростков, так и других людей, — и недостаточной разработанностью программно-вариативного и технологического подходов к организации этой деятельности;

— между потребностью практики в расширении взаимодействия различных социальных институтов, ориентированных на развитие лидерского потенциала подростков, — и недостаточным методическим обеспечением этого процесса.

Названные противоречия позволили нам определить направление научного поиска и обозначить проблему исследования: при каких необходимых и достаточных организационно-педагогических условиях будет обеспечено эффективное взаимодействие органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков?

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений, ориентированного на развитие лидерского потенциала подростков.

Объект исследования: процесс взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений, обеспечивающие эффективное развитие лидерского потенциала подростков (региональный уровень).

Гипотеза исследования: взаимодействие органов управления образования и детских общественных объединений по эффективному развитию лидерского потенциала подростков будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— оптимизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей взаимодействие социальных институтов по развитию лидерского потенциала подростков;

— интеграции целевых программ образовательных учреждений и детских общественных объединений в процессе формирования и развития лидерского потенциала и позитивного социального опыта подростков;

— использовании в процессе взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала социально-педагогических технологий самореализации подростков.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены и решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность организационно-педагогических особенностей взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков.

2. Разработать модель взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков и апробировать ее на практике.

3. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешного взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений, обеспечивающие эффективное развитие лидерского потенциала подростков.

4. Экспериментально проверить организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения диалектической логики познания о сущности комплексного подхода к решению научных проблем, о диалектической взаимосвязи процессов и явлений, о единстве теории и практики.

Основными методологическими ориентирами исследования выступают: деятельностный подход к развитию личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — вариативно-программный подход к деятельности детских общественных объединений (А.В. Волохов) — личностно-ориентированный подход (В.П. Бедерханова, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Н.Е. Щуркова) — стратометрическая концепция групповой активности (А.В. Петровский) — гуманистические концепции воспитания (А.Д. Андреева, М. Р. Битянова, О. С. Газман, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, А. А. Фролов, С.Т. Шацкий) — концепции групповой активности (Л.И. Уманский), эмоциональных потенциалов коллектива (А.Н. Лутош-кин) — педагогического стимулирования лидерства (А.Л. Уманский).

Теоретическую основу исследования составляют общепринятые в современной науке теории и концепции педагогических технологий (Н.М. Зверева, Л. В. Загрекова, В. В. Николина, Г. К. Селев-ко, Н.Л. Селиванова), социализации ребенка в деятельности общественных объединений (А.В. Волохов, В. Н. Кочергин, В. В. Рогачев, М. И. Рожков, И. И. Фришман, А.Н. Ходусов), защиты и представления прав учащихся в образовательных учреждениях (Е.Е. Чепур-ных), содержания деятельности детских объединений (Л.А. Борисова, Т. П. Вернигорова, В. А. Дергунов, В. В. Ковров, Г. Г. Николаев, П. И. Пидкасистый, Л. А. Севицкая, С. В. Тетерский, И. И. Фришман, А.Я. Школьник), о психофизиологических особенностях современных подростков (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн), теория управления образованием (В.А. Лазарев, М. М. Поташник, О. А. Сафонова, П.И. Третьяков).

Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретические — анализ и синтез данных философской, социологической, педагогической и психологической научной литературы, абстрагирование, конкретизация, аналогия и моделированиеэмпирические — изучение документов и результатов деятельности подростков, наблюдение, использование записей аудиои видеосредств, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими понятиями исследования являются: «социализация», «социальная адаптация», «общественные детские (молодежные) объединения», «лидер», «лидерство».

Социализация (от лат. socialis — общественный) — развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (Педагогический энциклопедический словарь).

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими (Педагогический энциклопедический словарь).

Общественные детские (молодежные) объединения — общественное формирование, в котором самостоятельно или совместно со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности. Общественными детскими (молодежными) объединениями признаются детские, подростковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества, иные сообщества юных граждан, а также ассоциации этих объединений (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Лидер — член группы, за которым признается право принимать ответственное решение в значимых для группы ситуациях, авторитетная личность, играющая главную роль в организации совместной деятельности (В.М. Полонский).

Лидерство — доминирование в межличностных отношенияхспособность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели организацииестественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личностного авторитета человека на поведение членов группы (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определена сущность процесса взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков;

— разработана модель взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков;

— выявлены эффективные организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— расширены научные представления о взаимодействии органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростка;

— углублены научные идеи о зависимости эффективности развития лидерского потенциала подростков от уровня взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений;

— конкретизированы критерии и показатели воспитательных возможностей взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений в развитии лидерского потенциала подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность реализации лидерского потенциала подростков в процессе взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений. Результаты исследования позволили разработать методические рекомендации, целевые программы, которые могут быть применены как при обучении актива детских общественных объединений, так и в образовательных учреждениях. Возможно также использование полученных результатов в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Выводы и результаты диссертационного исследования широко используются в деятельности Департамента образования Нижегородской и других областей Российской Федерации.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе следующих детских общественных объединений: детские общественные объединения гг. Арзамас, Нижний Новгород, Павлово, Саров Нижегородской областидетский санаторно-оздоровительный центр «Лазурный» Нижегородской областидетские общественные объединения — субъекты Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО): Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана», Нижегородская областная пионерская организация, Орловская областная пионерская организация «Орлята», Союз детских и подростковых организаций республики Марий-Эл «Эр Вий — юная сила», Федерация детских организаций Самарской области, Удмуртская республиканская детская общественная организация «Родники», Белорусская республиканская пионерская организация. Исследованием было охвачено около 2000 подростков и 450 взрослых — педагогов-организаторов детского движения, более 500 специалистов органов управления образования.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение десяти лет с 1997 по 2007 год и предусматривало три этапа.

На первом этапе (1997;2000 гг.) происходило изучение философской, социологической, психолого-педагогической научной литературы, определялись основные подходы к изучению темы исследования, формировалась гипотеза, определялись задачи и стратегия исследования, проводилась диагностическая работа с целью изучения уровня взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений Нижегородской области и субъектов Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО). Накапливался эмпирический материал, разрабатывался понятийный аппарат исследования.

На втором этапе (2000;2005 гг.) осуществлялась организация и проведение экспериментальной работы по определению организационно-педагогических условий развития лидерского потенциала подростковвыявление существенных связей, обеспечивающих развитие лидерского потенциала подростковразработка приемов и методов реализации различных подходов к взаимодействию социальных институтов, модели взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) шло завершение педагогического эксперимента, теоретическое осмысление его результатов, оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Основные теоретические положения и выводы излагались автором в журнале «Проблемы школьного воспитания» Нижегородского гуманитарного центра, где автор представляла свою позицию главного редактора (2001;2005 гг.), на коллегиях Департамента образования Нижегородской области, методических совещаниях, семинарах, круглых столах специалистов системы образования и лидеров детских общественных объединений Нижегородской области (1997;2007 гг.), Всероссийских и международных встречах лидеров детских общественных объединений (1991;2007 гг.), областных конкурсах «Вожатый года», «Лидер XXI века», «Я — гражданин России» и др. Результаты исследования внедрены и используются в воспитательной деятельности образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлением, рассмотрением в динамикеиспользованием комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованиявоспроизводимостью полученных результатов, широкой базой исследования, сочетанием анализа данных и использования методов математической статистикиличным участием автора в организации и проведении экспериментального исследования.

Основные положения, выносимые иа защиту: 1. Взаимодействие органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Оно выступает в качестве интегрирующего фактора, способствующего образованию социально-педагогической структуры, включающей различные виды деятельности, ценностных отношений субъектов (образовательных учреждений, детских общественных объединений, подростков, взрослых, участвующих в работе детских объединений). Основными видами взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений являются содружество, партнерство, сотрудничество, ориентированные на решение социально-значимых проблем и на результат, при котором ценностный аспект взаимодействия является доминирующим. Среди мотивов развития лидерского потенциала главным является самосовершенствование, активность в преобразовании окружающей действительности. Сущность процесса взаимодействия состоит в совокупности взаимосвязанной деятельности его участников, направленной на развитие лидерского потенциала подростков.

2. Модель взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений включает в себя: организационно-педагогические компоненты взаимодействия (целевой, содержательный, организационный и результативный) — уровни взаимодействияосновы и условия взаимодействиякритерии (коммуникативный, дидактический, прогностический, интегративный) развития лидерского потенциала.

3. Организационно-педагогические условия успешного взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков включают в себя:

— оптимизацию нормативно-правовой базы, обеспечивающей взаимодействие социальных институтов по развитию лидерского потенциала подростков;

— интеграцию целевых программ образовательных учреждений и детских общественных объединений в процессе формирования и развития лидерского потенциала и позитивного социального опыта подростков;

— использование в процессе взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала социально-педагогических технологий самореализации подростков.

Реализация выявленных организационно-педагогических условий обеспечивает эффективное развитие лидерского потенциала подростков как граждан общества, готовых в будущем взять на себя ответственность за принятие социальных, экономических, политических решений на основе норм демократической культуры и отношений в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей. Все это в целом формирует желание и готовность подростков к выполнению социальных функций в обществе.

Выводы по второй главе.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по изучению организационно-педагогических условий взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков позволила нам сделать следующие выводы:

1. Возможность эффективного формирования и развития лидерского потенциала подростков обусловлена наличием следующих организационно-педагогических условий: совершенствование нормативно-правовой базы взаимодействия социальных институтов для представления и защиты прав ребенкаинтеграции целевых программ образовательных учреждений и детских общественных объединений в процессе формирования позитивного социального опыта подросткаиспользование социально-педагогических технологий самореализации подростков в общественной деятельности.

2. Установлено, что важным фактором, усиливающим взаимодействие социальных институтов по развитию лидерского потенциала подростков, являются интегративные целевые программы. Успешность разработанных диссертантом авторских программ заключается в том, что они построены на принципах преемственности опыта общественной деятельности и учета особенностей Нижегородской области, которые реализуются в поэтапном прохождении основных стадий программы — овладении знаниями, формировании убеждений, чувств и навыков социально-позитивного поведения, которые взаимосвязаны друг с другом.

3. На основе проведенного анализа и внедрения авторских программ, рекомендаций, методик в педагогическую практику Нижегородской области выявлены особенности взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков. Доказано, что использование социально-педагогических технологий самореализации подростков, направленных на развитие лидерского потенциала, способствуют эффективности исследуемого процесса.

Таким образом, с помощью формирующего этапа эксперимента была доказана истинность гипотезы. Реализация теоретически обоснованных организационно-педагогических условий действительно эффективна для развития лидерского потенциала подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенное диссертационное исследование позволяет утверждать, что выявление организационно-педагогических условий процесса взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков является актуальной проблемой. Это связано с относительной независимостью детских общественных объединений от государственных социальных институтовдобровольным характером включения подростков в социальные отношенияизбирательным усвоением социального опыта, осуществляющееся подростками, с учетом отношений к оценкам взрослых, опосредованных их отношением к этим взрослым, и спецификой деятельности этого предпочитаемого детьми социального института.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать, что развитие лидерского потенциала подростков — это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения подростком социального опыта.

2. Показано, что процесс взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений способствует развитию лидерского потенциала подростков, предполагает наличие особых организационно-педагогических условий по включению подростков в социально-значимую деятельность, поиск вариантов совместной жизнедеятельности со сверстниками и взрослыми, выбор детского объединения и программ, определение и реализацию своей социальной роли в детском общественном объединении, рефлексию самореализации себя в избранной социальной роли, самокоррекцию отношений и форм участия в общественно-значимой практике. При этом лидерский потенциал подростков является одновременно и завершающим самореализацию компонентом и начинающим ее, но на другом, более высоком содержательном уровне: обогащен социальный опыт подростков, расширена сфера их интересов, потребностей, мотивов развиты, программы деятельности, предлагаемые к реализации социальные роли.

В ходе исследования учтены общенациональные и государственные интересы России, приоритеты образовательной практики, особенности состояния взаимодействия социальных институтов Нижегородской областиописаны общемолодежные и детские интересы, вычленены внутригрупповые интересы детей, подростков, юношей и девушек, мальчиков и девочек, описаны представления об их личных интересах, об их отношении к участию в социальной практике. Проведен анализ отношения детей и молодежи к организационным формам объединения, специалистов системы образования к взаимодействию с нимирассмотрены уровни представлений законных прав и интересов подростков в общественной практике.

3. Процесс взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений строится на основе соотношения равенства и взаимодополняемости подростковой активности и социально-педагогической поддержки, причем соотношение это гармонично и оптимально. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия социальных институтов происходит приобретение подростками опыта социальных отношений за счет освоения подростками опыта совместной деятельности, взаимообмена социальным опытом, совместного изучения этого опыта путем определения, освоения и реализации подростком новых социальных ролей, имманентно присущих подростку-лидеру.

4. Установлено, что процесс взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений по развитию лидерского потенциала подростков будет эффективен, если он реализует следующие функции: диагностики социальной среды и определения возможностей социальной активности подростковопределения возможных вариантов включения подростков в целевые лидерские программыпрограммирования и интеграции воспитательных влияний подростков друг на друга в процессе организованной социальной деятельностиорганизационно-педагогической поддержки развития лидерского потенциала подростковиндивидуально-ориентированной системы обучения подростков-лидеровдиагностики эффективности организационно-педагогических условий взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений.

5. В современных условиях процесс взаимодействия определяет новое содержание воспитательной деятельности, которое реализуется через вариативно-программный подход, означающий предоставление детям и подросткам возможностей выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций и групп, в которых создаются необходимые условия для развития лидерского потенциала подростков.

6. Проведенный теоретико-методологический анализ основных проблем лидерского потенциала подростков, процесс разработки прогностической модели взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений позволили определить стратегию сотрудничества системы образования с детскими общественными объединениями и выделить позитивные изменения, которые произошли в системе образования и в детском движении Нижегородской области за период 2000;2007 годов.

На основе разработанной модели взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений были раскрыты основные социально-педагогические компоненты, структура становления, функционирование взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений, раскрыты системообразующие факторы, способствующие эффективности развития лидерского потенциала подростков.

7. Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что практика заключения с детским общественным объединением договоров, оказание им юридической и финансовой поддержки, предоставление права пользоваться помещениями школ, учреждений дополнительного образования, клубами, дворцами, домами культуры, спортивными или иными сооружениями бесплатно, наиболее успешно зарекомендовала себя в районах Нижегородской области. Таким образом, можно рассматривать процесс взаимодействия системы образования и системы детских объединений как совокупность их взаимосвязанных действий и деятельностей.

8. Установлено, что оптимизация нормативно-правовой базы взаимодействия социальных институтов для представления и защиты прав ребенка существенно влияет на развитие лидерского потенциала подростка. Основа совершенствования заключается в наличии договорной системы, обозначающей этапность взаимодействия социальных институтов. Определяющим положением первого педагогического условия являются нормативные гарантии социального взаимодействия взрослого и ребенка, государства, общества, детского общественного объединения.

В ходе исследования автором разработаны и предложены к реализации концептуальные основы программы, закрепляющей договорные отношения между органами управления образования и детскими общественными объединениями.

Интеграция целевых программ различных социальных институтов в процессе формирования позитивного социального опыта подростков выражается во взаимодействии методологических, нормативных, системных, технологических идей, обусловленных спецификой подходов к формированию социального опыта подростков в образовательных учреждениях и детских общественных объединений. Она представляет собой систему внешних (социальных) и внутренних (педагогических) факторов, способствующих формированию позитивного социального опыта подростков. Целевая программа является нормативным документом, предназначенным для определения целей и задач деятельности, а также разработки плана реализации с конкретными условиями и средствами, обеспечивающими их достижения и решения.

Участие подростков в подобного вида программах является средством формирования лидерского потенциала. При проверке условия использования социально-педагогических технологий развития лидерских качеств подростков в общественной деятельности мы получили подтверждение тому, что самореализация подростков в общественной деятельности, представляет собой становление субъ-ектности в различных условиях жизнедеятельности.

Социально-педагогические технологии развития лидерского потенциала подростков в общественной деятельности представляют собой определенную совокупность действий, последовательность выполнения которых способствует получению диагностируемого и гарантированного результата. В диссертации выделены две группы социально-педагогических технологий: организационной и педагогической поддержки самореализации в общественной деятельности. К первым относятся технологии программирования, проектирования, организации совместной деятельности, общественного поручения, «организаторского образования». Вторая группа ориентирована, в первую очередь, на создание ситуаций и условий реализации подростком позиции субъекта права и деятельности общественного объединения. В нее включены технологии игры, диалога, состязательности (конкурсы, фестивали, соревнования), совместного проживания (походы, лагеря), личностного роста (поощрение, стимулы, общественное признание, статус лидера), диагностики изменения лидерского потенциала подростков.

9. В исследовании разработана вариативная структура детского общественного объединения, позволяющая обеспечить потребности и ожидания участников общественной деятельности в процессе взаимодействия личности (группы) с общественными, государственными и социальными институтами. Выявленные организационно-педагогические условия взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединений будут способствовать развитию лидерского потенциала в ходе: реализации социальной активности подростков и образованию их общественно-значимых организаций, объединений по интересам на всех уровнях от муниципального до федеральногосоздания на региональном и местном уровнях системы взаимодействия органов управления образования и детских общественных объединенийсоздания и регистрации как юридических лиц органов общественной деятельности детей и молодежи при рассмотрении вопросов их государственной поддержки и взаимодействия с органами по делам молодежи и органами управления образования.

Полученные результаты позволили сформулировать ряд положений, требующих перспективного решения: преемственности и координации взаимодействия федеральных, региональных, межрегиональных, муниципальных, первичных организацийсодержания деятельности детских организаций в соответствии с постоянно меняющимися (разрастающимися) интересами и потребностями детей и подростковдифференциации деятельности детских организаций города и селаотбора и подготовки кадров для работы с членами детских общественных организацийразработки профессиограммы специалиста, работающего с подростками-лидерами. Это перспективы данного исследования.

Проведенное диссертационное исследование не охватывает все аспекты проблемы разработки организационно-педагогических условий развития лидерского потенциала подростков и открывает возможности проведения дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992. — N3. — С.5−33.
  2. Федеральный закон РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «Об образовании» (Новая редакция Закона РФ «Об образовании») // Официальные документы в образовании. 2004. — № 31. — С.11−83.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. — № 21. — С. З-11.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы / ред.-сост. Э. Д. Днепров. 2002. — 332с.
  5. Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь / ред. кол.: Б.М. Бим-Бад гл. ред. и др. М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. — С.508−515.
  6. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). М.: Школа, 1992. — 25с.
  7. Федеральный Закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». М.: Гросс Медиа, 2005.
  8. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Вестник образования. 1999. — № 8. — С.44−58.
  9. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Проблемы школьного воспитания. 1995. — № 2. — С. 13−83.
  10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10.05.2001 № 22−06−626 «Об официальных ритуалах в образовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» // Вестник образования. 2001. -№ 12. — С.28−67.
  11. Приказ Минобразования России от 08.06.2001 № 2334 «О Координационном совете по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями при Министерстве образования Российской Федерации» // Вестник образования. -2002. № 9.-С.18−41.
  12. Приказ Минобразования России от 11.02.2004 № 585 «О включении в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в2004 году» // Официальные документы в образовании. 2004. -№ 10. — С.8−13.
  13. Приказ Минобрнауки России (с приложением) от 28.01.2005 № 23 «Об организации работ по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года» // Официальные документы в образовании. 2005. -№ 9. — С.3−28.
  14. Методические рекомендации Министерства образования РФ от 11.02.2000 № 101/28−16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях». М., 2000. — 12с.
  15. , Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 621с.
  16. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1992. — 335с.
  17. , JI.B. Детское движение субъект воспитания. Теория, история, практика: монография / JI.B. Алиева. — М., 2002. -229с.
  18. Аналитический сборник «Молодежь в действии». М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 140с.
  19. , Б.Г. Проблемы социализации индивида / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Выпуск 9. — Д., 1979. — 144с.
  20. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608с.
  21. , Н.В. Проблемы социализации личности (социальные исследования) / Н. В. Андреенкова. М., 1970. — Вып. 3. -С.19−21.
  22. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608с.
  23. , Н.И. Социальная педагогика: метод, рекомендации / Н. И. Бабкин. М.: Социально-технологический институт, 1998. — 125с.
  24. , П.И. Социокультурное становление молодежи в динамично изменяющемся обществе: автореф. дис.. д-ра философ, наук: 09.00.11 / П. И. Бабочкин. М.: МГСА, 2001. — 42с.
  25. Байбородова, J1.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / JI.B. Байбородова. Ярославль: ЯГПИ, 1991. — 111с.
  26. Байбородова, J1.B. Воспитательный процесс в современной школе: учеб. пособие / J1.B. Байбородова, М. И. Рожков. 2-е изд., испр., дополн. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998. — 356с.
  27. , Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России: методология, историография, источниковедение (начало XX в. 90-е годы): автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Басов. — М.: ИТПиО РАО, 1997. — 32с.
  28. , И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. М.: Информпечать, 2000. -336с.
  29. , С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: автореф. дис.. д-ра псих, наук: 19.00.05 / С. А. Беличева. М., 1988. — 33с.
  30. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М.: Институт практической психологии, 1996. — 316с.
  31. , Т.В. Психология лидерства: тендерный и этнический аспекты: автореф. дис.. д-ра псих, наук: 19.00.05 / Т. В. Бендас. СПб.: СПбГУ, 2002. — 31с.
  32. , Г. Теория социально-психологической работы / Г. Берипер, J1. Юнесон. М.: ACT, 1991. — 287с.
  33. Берталанфи, J1. Общая теория систем / JI. Берталанфи. -М.: Прогресс, 1996. 520с.
  34. , О.Н. Организация жизнедеятельности детских объединений в учреждениях социального обслуживания населения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Бессонова. Кострома, 2002. — 19с.
  35. , Б.П. Гражданскому обществу институт социальных педагогов / Б. П. Бетинас, Л. И. Катаева // Педагогика. 1992. — №№ 5−6. — С.38−44.
  36. , М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. -М.: Междунар. пед. акад., 1994. 106с.
  37. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270с.
  38. , А.А. Личность в общении / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
  39. , А.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / А. А. Бодалев и др. М., 1991. — 98с.
  40. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «ИПП», 1997. -352с.
  41. , Л.А. Историко-педагогический анализ концепций детского движения в России: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Борисова. М., 1993. — 20с.
  42. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. -96с.
  43. , Т.П. Социально-педагогические условия формирования культуры демократических отношений у старшеклассников в деятельности детских организаций и объединений: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. П. Вернигорова. Ярославль, 1994. — 158с.
  44. Взаимодействие школы, пионерской, комсомольской организаций, внешкольных учреждений в коммунистическом воспитании учащихся: сб. науч. тр. / отв. ред. Б. Е. Ширвиндт. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.- 136с.
  45. Взрослые в детском движении: рабоч. материалы для проведения исследований. Ярославль, 1993. — 46с.
  46. , А.В. Педагогические основы детского движения «Наследники»: учеб.-метод, пособие / А. В. Волохов, В. А. Дергунов. -М., 2001. 110с.
  47. , А.В. Поговорим о понятиях «детское общественное объединение», «детская общественная организация» / А. В. Волохов // Лидер образования. 2002. — № 11. — С.5−8.
  48. , А.В. Рука в руке: учеб.-метод, пособие для организаторов «Школ подготовки волонтеров детских общественных объединений» / А. В. Волохов, И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. -М., 2006. 102с.
  49. , А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. В. Волохов. Ярославль: ЯГПУ, 1999. — 28с.
  50. Вопросы истории Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина: тез. докладов к Всероссийским педагогическим чтениям, посвященным 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. М., 1973. — 203с.
  51. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова // под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 336с.
  52. Воспитательная деятельность пионерской организации / под ред. Б. Е. Ширвиндта. М.: Педагогика, 1982. — 267с.
  53. , Н.В. Гражданское самоопределение подростков в деятельности детской общественной организации: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Вохмина. Кострома, 2006. — 22с.
  54. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина: документы и материалы / под ред. А. В. Федуловой. М., 1981. — 105с.
  55. , Б.З. Дети и взрослые: диалектика дистанции / Б. З. Вульфов // Государство и дети: реальности России. М., 1995. -С.96−101.
  56. , Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б. З. Вульфов, В. Д. Семенов. М.: Знание, 1981. — 94с.
  57. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. Т.З. — М.: Педагогика, 1983. — 368с.- Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  58. , П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118с.
  59. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 1997. — 697с.
  60. , С.С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. С. Гиль. Оренбург: ОГПУ, 2002.- 32с.
  61. , Л. Идентичность и культурное самосознание / Л. Гозман, А. Эткинд // Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. — 134с.
  62. , В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности / В. Г. Горб // Педагогика. 2003. — № 5. -С.10−14.
  63. , Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2003. -480с.
  64. , И.А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. М.: Изд-во «Ольга», 1996. -470с.
  65. , В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа / В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. Ставрополь, 1993. -179с.
  66. , А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. -2003. -№ 4. С.21−26.
  67. , И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.- 256с.
  68. , В.А. Социально-педагогические условия саморазвития личности ребенка в детской организации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Дергунов. Казань, 2000. — 20с.
  69. Детское движение: Словарь-справочник / под ред. Л. И. Швецовой. М.-Минск, 1998. — 183с.
  70. Детское и молодежное общественное движение: метод, сб.- Н. Новгород: Нижегородский областной центр эстетического воспитания детей, 2002. 135с.
  71. , Л.Г. Руководитель детского общественного объединения / Л. Г. Диханова. Екатеринбург, 1999. — 88с.
  72. , Е.И. Свободное время и развитие личности / Е. И. Добринская, Э. В. Соколов. Л., 1983. — 128с.
  73. , А.И. Психология коллектива / А. И. Донцов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 208с.
  74. , В.И. Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. И. Дубинский. -М.: ИПСР РАО, 2000.- 31с.
  75. , Т.В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Дурова. Ярославль, 1995. — 162с.
  76. , Дж. Школа общество / Дж. Дьюи. — М.: Работник просвещения, 1925. — 127с.
  77. , Э. О разделении общественного труда: метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. — 535с.
  78. , Н.А. Детское и общественное объединение каксамоорганизующаяся система / Н. А. Евлешина // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. М.: Логос, 2002. — С.180−188.
  79. , А.А. Как расколдовать «зомби». Либеральное воспитание против тоталитарных стереотипов / А. А. Ермолин. М.: Авантитул, 2004. — 304с.
  80. , В.И. Русский скаутизм: Краткие сведения о русской организации юных разведчиков / В. И. Жуков. СПб., 1916. -47с.
  81. , В.И. Система подготовки кадров по работе с молодежью в странах членах Европейского сообщества / В. И. Журко // Социально-молодежная работа: зарубежный опыт: учеб.-метод, пособие. — М., 1998. — С.45−56.
  82. , А.С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456с.
  83. , Н.М. Подготовка выпускников к социальной и профессиональной мобильности / Н. М. Зверева, С. М. Шевченко, О. В. Каткова // Высшее образование. 2006. — № 6. — С.89−93.
  84. , Н.М. Роль тренинга в развитии рефлексии у студентов / Н. М. Зверева // Профессиональное образование будущего учителя: воспитательный аспект / под ред. В. А. Глуздова, Л. В. Загрековой. Н. Новгород: НГПУ, 2006. — 280с.
  85. , Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений / Е. А. Здравомыслова. СПб.: Наука, 1993.- 172с.
  86. , В.В. Психология детства. / В.В. Зеньков-ский. М.: ИЦ «Академия», 1995. — 347с.
  87. , С.П. Социализация молодежи в современных условиях: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / С. П. Иваненков. -М.: МГУ, 1999. 32с.
  88. , В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами / В. Д. Иванов. М.: Просвещение, 1991. — 128с.
  89. , И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  90. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи: учеб. сб. Страсбург: Европейский Молодежный центр, 1999. — 96с.
  91. Из истории российских скаутов // Наука и жизнь. 1990. -№ 10. — С.38−39.
  92. Из опыта реализации областной программы «Лидер»: материалы из опыта реализации обл. прогр. «Лидер». Вологда, 2001.- 76с.
  93. , И.М. Молодежь и молодежная политика / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 243с.
  94. История Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина в хронике дат и событий: в 2 ч. / под общ. ред. В.К. Криво-рученко. М.: Молодая гвардия, 1985. — 248с.
  95. Как вести за собой: Большая книга вожатого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 406с.
  96. , П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Капте-рев. Петроград, 1915. — 540с.
  97. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса /
  98. B.А. Караковский. М., Просвещение, 1992. — 80с.
  99. , А.Г. Детская организация как общественная организация детей (к пересмотру концепции) / А. Г. Кирпичник // Несторонний взгляд. Вып. 1. — М., 1992. — С.129−138.
  100. , А.Г. Кому и зачем нужно детское движение / А. Г. Кирпичник // ТИМ. Спец. выпуск. — М., 1995. — 25с.
  101. , А.Г. Социальная работа в сфере детского движения (Исследовательская концепция) / А. Г. Кирпичник, Н. Ф. Басов, В. М. Басова // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. 1996. — № 1.1. C.131−134.
  102. , А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 1999. — 351с.
  103. ИЗ. Ковров, В. В. Самореализация подростка в общественном объединении: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ковров. М., 1996. — 21с.
  104. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: «Март», 2005. — 448с.
  105. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.- 255с.
  106. , Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Конвисарева. Кострома, 2006. — 22с.
  107. , В.Н. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков в деятельности детских организаций: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Кочергин. Казань, 1993. — 158с.
  108. , В.В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара: СГПИ, 1993 — 211с.
  109. Красный галстук. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1972.- 43с.
  110. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989.479с.
  111. , P.JI. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / P.JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 207с.
  112. , М. О самоорганизации учащихся / М. Крупе-нина // На путях к новой школе. 1928. — № 4. — С.63−72.
  113. , Н.К. О юках / Н. К. Крупская // Пед. соч.: в 10 т.- Т.5. М., 1959. — 550с.
  114. , Н.К. Пионердвижение и школа / Н. К. Крупская // Пед. соч.: в 10 т. М.: Педагогика, 1979. — Т.З. — С.156−182.
  115. , Н.К. По поводу проекта «Положения об ученических организациях в школе» / Н. К. Крупская // Пед. соч.: в 10 т.-М.: Педагогика, 1979. Т.10. — С.721−723.
  116. , М.Е. Детское общественное объединение как субъект воспитания / М. Е. Кульпединова, В. В. Ковров. М.: Педагогика, 2002. — 70с.
  117. , В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на III съезде РКСМ 2 октября 1920 г.) / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т.41. -С.170−180.
  118. , X. Научные понятия модели / X. Либмер // Эксперимент, модель, теория. М.: Наука, 1982. — С.182−195.
  119. , В.Т. Жизненные ориентации и профессиональные намерения выпускников средних школ (результаты социологического исследования) / В. Т. Лисовский, М. П. Гурьянова, А. А. Козлов. М.: Изд-во АСОПИР РФ, 2000. — 60с.
  120. , Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Р. А. Литвак. Екатеринбург, 1997. — 47с.
  121. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. М.: Сфера, 2003. — 200с.
  122. , Т.А. Деятельность детских общественных объединений как фактор нравственного закаливания подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Лубова. Кострома, 2002. — 18с.
  123. , В.А. Социальное проектирование / В. А. Луков. -М.: Ин-т соц. работы Ассоц. работников соц. служб, 1997. С.81−96.
  124. , А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 147с.
  125. , И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. А. Маврина. Тюмень: ТГУ, 2000. — 31с.
  126. , К.О. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект): автореф. дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04 / К. О. Магомедов. М.: РАГС, 2000. — 35с.
  127. , А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко // сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. — 334с.
  128. , Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Э. А. Мальцева. Ижевск, 2006. — 401с.
  129. , К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.:1. Юрист, 1994. 700с.
  130. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255с.
  131. , М.Р. Условия эффективного применения педагогических технологий детской организации «4-эйч»: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Р. Мирошкина. М., 1995. — 191с.
  132. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступ. М.: Логос, 2002. — 252с.
  133. Молодежные и детские общественные организации Республики Мордовия. Саранск: б.и., 2001. — 20с.
  134. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / под ред. А. А. Шупуса. М., 2001. — 118с.
  135. Молодые исследователи о молодежном движении: сб. науч. статей / под ред. Э. Ш. Камалдиновой. М., 2003. — 192с.
  136. , А.В. Социализация человека / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. — 306с.
  137. , А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. М.: МГПУ, 1990. — 74с.
  138. , Р.С. Путь к коллективу: кн. для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  139. , Т.Г. Правовая защита молодежи / Т. Г. Нехаева. -М.: НИЦ при Ин-те молодежи, 2000. 420с.
  140. , И.Н. Некоторые социально-психологические проблемы развития Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) / И. Н. Никитин // Несторонний взгляд. Вып. 2. -М., 1992.-С.42−46.
  141. , Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Г. Николаев. Екатеринбург, 2002. — 170с.
  142. , Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 144с.
  143. , Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 151с.
  144. Общественное движение в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. — 172с.
  145. , Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. Я. Олифиренко. М., 2000. -46с.
  146. Организация деятельности общественного объединения и школе: из опыта работы Российского союза молодежи: метод, рекомендации. М., 1999. — 46с.
  147. , И.К. Формирование гражданственности подростков в условиях взаимодействия общественных объединений и воинских частей: автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / И. К. Орлова.- Кострома, 2006. 22с.
  148. Основы социальной педагогики / В. И. Загвязинский и др. М.: Пед. общество России, 2002. — 160с.
  149. Откроем Книгу почета. М.: Молодая гвардия, 1987.129с.
  150. , О.А. Педагогическое стимулирование лидерстваво временных объединениях старшеклассников: автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Павлова. Кострома, 2004. — 20с.
  151. , В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи / В. В. Павловский. М.: Академ, проект, 2001. -304с.
  152. , А.С. Философия политики / А. С. Панарин. М.: Новая школа, 1996. — 424с.
  153. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 350с.
  154. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. пед. вузов в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / под ред. И. П. Подласого. — М.: Вла-дос, 1999. — 426с.
  155. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -403с.
  156. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общ-во России, 2005. — 608с.
  157. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. М.: Сов. энциклопедия, 1968. — Т.4. — 478с.
  158. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  159. Под знаком пионерского содружества («Пионерская копилка»). Орел, 2001. — 68с.
  160. Познай себя: программа СПО-ФДО / рук. кол. М. И. Рожков, А. В. Волохов. М., 1993. — 71с.
  161. Политология: Энциклопедический словарь М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — 431с.
  162. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. -М.: Изд. комплекс «Машмир», 2005. 168с.
  163. , В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512с.
  164. Потребность друг в друге: истоки, выявление, реализация // Социальная роль и позиция взрослых в детском движении: м-лы конф. Кострома, 1993. — 120с.
  165. Проблемы активизации детского движения в современных условиях: м-лы Межрегиональной науч.-практ. конф. Челябинск, 1993. — 109с.
  166. Проблемы школьного воспитания. 2002. — № 2. — 102с.
  167. Программа «Лидер» / рук. кол. М. И. Рожков, А.В. Воло-хов. М.: СПО-ФДО, 1992. — 76с.
  168. Профессиональная позиция лидера детского объединения: метод, и практ. материалы / Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы детям». — Минск, 1996. — 118с.
  169. Психология / под ред. Р. С. Немова. М.: Просвещение, 1995. — 406с.
  170. , Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Г. Родионов. М.: ВНИИ МВД России, 2002. — 36с.
  171. Радуга успеха: сб. СПО Нижегородской области, ДСО-ОЦ «Лазурный», 2004.
  172. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман, и др. М.: Академия, 1999. — 224с.
  173. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. -320с.
  174. , М.А. Психология индивида и группы / М. А. Роббер. М.: Прогресс, 1988. — 256с.
  175. , М.И. Детские организации: возможности выбора: метод, пособие для организаторов детского движения / М. И. Рожков, А. В. Волохов М., 1996. — 109с.
  176. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2001. — 256с.
  177. , М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод, пособие / М. И. Рожков. М.: Владос, 2002. -179с.
  178. , М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. 1994. -№ 1. — С.16−19.
  179. , М.И. Теоретические основы педагогики / М. И. Рожков. Ярославль, 1994. — 63с.
  180. , М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2004. — 384с.
  181. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. — 648с.
  182. Рост: программно-методическое пособие. М., 1996.78с.
  183. , М.М. Психология, педагогика и гигиена юности / М. М. Рубинштейн. М.: Мир, 1926. — 347с.
  184. , С.Л. Основы общей психологии: в 2 ч. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Ч.1.- 488с.
  185. , Б.А. Российская молодежь: десять главных проблем / Б. А. Ручкин, Е. А. Гришина, Н. А. Серикова. М.: Социум, 1999. — 65с.
  186. , Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы / Е. М. Рыбинский. М.:1. Академия, 2004. 222с.
  187. , В.Б. Педагогические условия развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении: автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / В. Б. Сбитнева. Ижевск, 2006. — 22с.
  188. Севицкая, J1.A. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Севицкая. М., 1998. — 157с.
  189. , Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 176с.
  190. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Ось, 1994. — 134с.
  191. Система воспитательной деятельности пионерской организации / под ред. Б. Е. Ширвиндта. М.: Педагогика, 1978. — 176с.
  192. , В.И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 174с.
  193. Создание общественных объединений в образовательных учреждениях начального профессионального образования (Из опыта работы Российского союза молодежи). М., 2003. — 232с.
  194. , Е.А. Организационно-педагогические условия развития детских объединений в детском общественном объединении: автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Солодова. Кострома, 2003. — 22с.
  195. , Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Сорочинская. М., 1996. — 36с.
  196. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: науч,-метод. сб. М.: Логос, 2005. — 248с.
  197. Социология молодежи: учебник / под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. — 460с.
  198. СПО-ФДО в новом веке: первые шаги, первые итоги: сб. рабочих материалов Ассамблеи СПО-ФДО. М., 2003. — 69с.
  199. , П.В. Диагностика и мониторинг процесса воепитания / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова // под ред. Н. П. Селивановой, В. М. Лизинко. М., 2003. — 83с.
  200. , Н.С. Феномен жизненных затруднений / Н. С. Степашов. Курск: КГМУ, 2002. — 143с.
  201. , В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192с.
  202. Теория. Опыт. Методика. Н. Новгород: Педагогические технологии, 2006. — 106с.
  203. , С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства / С. В. Тетерский. М.: РЕГ-ЛАНТ, 2003. — 214с.
  204. ТИМ теория, история, методика детского движения // Информ. бюллетень. — Вып. 4. — М.: Пресс-Соло, 1998. — 123с.
  205. , Е.В. Они и мы: О концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций / Е. В. Титова, Т. В. Трухачева. М.: б.и., 1993. — 68с.
  206. , С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений: автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Тиханова. Челябинск, 1999. — 17с.
  207. , Ж.Т. Социология / Ж. Т. Тощенко. М.: Прометей, 1994. — 509с.
  208. , Т.В. Новые взрослые и новые дети: проблема взаимодействия / Т. В. Трухачева. М.: МГУК, 1997. — 170с.
  209. , С.В. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / С. В. Туманов. М.: МГУ, 2000. -31с.
  210. , А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. Л. Уманский. Ярославль, 2005. — 40с.
  211. , А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Л. Уманский. Казань, 1994. — 122с.
  212. , JI.И. Психология организаторской деятельности / Л. И. Уманский. М., 1980. — 160с.
  213. , Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8−11 классы / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. М.: ВАКО, 2006. — 256с.
  214. , Д.И. Психология развития личности: в 2 т. / Д. И. Фельдшетейн. М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2005. — Т.1. — 568с.
  215. , Г. Н. Состояние социума и воспитание / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1995. — № 6. — С.26−31.
  216. , И.И. Выигрывает тот, кто играет!: учеб.-метод, сб. игровых программ детских общественных объединений / И. И. Фришман. Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001. — 106с.
  217. , И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. И. Фришман. Ярославль: ЯГПУ, 2001. — 31с.
  218. , И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман. М: Академия, 2001. — 160с.
  219. , И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: учеб.-метод, пособие / И. И. Фришман. М.: Владос, 2001. — 216с.
  220. , А.А. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939−2005гг., критический анализ) / А. А. Фролов. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. — 417с.
  221. , Е.А. Организация проведения деловых игр / Е. А. Хруцкий. М.: Высш. шк., 1991. — 320с.
  222. , С.Б. Кто они подростки девяностых? (Социологический портрет современного детства) / С. Б. Цымбаленко, С. В. Щеглова. М., 1995. — 50с.
  223. , Е.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Чепурных. Ярославль: ЯГПУ, 2001. -36с.
  224. , Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Чепурных. Ярославль, 1997. — 164с.
  225. , В.И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М.: Наука, 2001. — 159с.
  226. , С.Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. М.: Столица, 1998. — 347с.
  227. , С.А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М: Новая школа, 1994. — 238с.
  228. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. M.-JL: Наука, 1966. — 300с.
  229. , С.Н. Детство как социальный феномен (Концепция социального конструирования детства): автореф. дис.. д-ра соц. наук: 22.00.04 / С. Н. Щеглова. Москва, 1999. — 31с.
  230. , С.Н. Социология детства: учеб. пособие / С. Н. Щеглов. М.: Ин-т молодежи, 1996. — 128с.
  231. Европейские университеты Электронный ресурс. Режим доступа: http://lyutichce.narod.ru/otv.html. Загл. с экрана.
  232. , Ю.В. Демократический лидер организатор детского движения. Как создать детскую общественную организацию / Ю. В. Королев. — Электронный ресурс. Режим доступа: www.trainet.org. — Загл. с экрана (24 Кбайт).
Заполнить форму текущей работой