Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Анализ имеющихся источников по проблемам подготовки профессионально-педагогических кадров (Э.Ф. Зеер, B.C. Леднев, Г. М. Романцев, Б. А. Соколов, Е. В. Ткаченко, В.А. Федоров) показал, что авторы работ раскрывают основные положения теории содержания профессионально-педагогического образования, связанные с организацией… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Подготовка педагогов профессиональной школы в истории развития профессионально-педагогического образования
    • 1. 2. Профессиональное поле деятельности педагога как технолога образовательного процесса
    • 1. 3. Основы проектировочной деятельности педагога в области педагогических технологий
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Педагогические технологии как научная область педагогических знаний
    • 2. 2. Отбор и структурирование содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии»
    • 2. 3. Научно-методические основы организации самостоятельной работы при проектировании педагогических технологий
    • 2. 4. Апробация системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время изменения, происходящие в содержании профессионально-педагогической подготовки педагогов профессионального обучения, определяются социально-экономическими преобразованиями в стране. Появление новых образовательных программ на рынке образовательных услуг является устой-ф чивой тенденцией развития общества в сфере образования за последнее десятилетие.

Современный педагог профессионального обучения должен быть способен адаптироваться к современным изменяющимся условиям, видеть проблемы, пути их решения и перспективы развития образовательного процесса. Потребность в специалистах, способных профессионально выполнять методическую деятельность, разрабатывать образователь ф, ные программы и технологии профессионального обучения, достаточно высока. В научно-педагогической литературе предложены различные подходы к модернизации высшего профессионально-педагогического образования (П.Ф. Кубрушко, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, В.А. Федоров), определены особенности методической деятельности педагога (В.П. Косырев, В. И. Никифоров, Б. А. Соколов, Н.Е. Эрганова). Однако специфика профессиональной деятельности педагога, выполняющего функции технолога образовательного процесса, исследована недоста-ф точно полно.

В работах B.C. Безруковой, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, И. П. Подласого и др. определены место проектировочной деятельности педагога, состав проектировочных и конструкторских умений, обоснована методика их формирования. В работах В. В. Краевского, И.Я. Лер-нера, М. Н. Скаткина и др. подчеркивается закономерная связь между уровнем подготовленности педагога к проектированию учебного процесса и эффективностью его проведения. Этот фактор определяет важность и значимость проектировочной деятельности педагога профессионального обучения.

Одной из важнейших черт современного педагогического процесса является его технологичность. Научно-техническое развитие общества обусловило технологизацию не только отраслей производства, но и сферы образования. Меняется как содержание педагогической и учебной деятельности, так и структура учебной информации и формы ее подачи учащимся. Технологический подход к образованию подразумевает развитие сервиса образовательных услуг, осуществление педагогических инноваций, внедрение профессионально-педагогических технологий, которые позволяют проектировать вариативные системы подготов-, ки персонала по новым, интегративным видам профессиональной деятельности.

Сегодня педагогические технологии являются предметом многочисленных исследований и дискуссий. В научных трудах Б. П. Бархаева, В. Ф. Башарина, А. С. Белкина, В. П. Беспалько, В. И. Богомолова, М. В. Кларина, В. М. Монахова, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова и др. приведены различные подходы к пониманию педагогической технологии, рассмотрены основные категориальные ориентации и признаки технологии. Педагогическая технология — это феномен современного процесса обучения, в котором объединены, взаимосвязаны и интегрированы в единую систему теория, искусство обучения и методика. Наиболее важным результатом технологии обучения становится интеграция различных видов педагогической деятельности и областей педагогического знания.

С внедрением педагогических технологий в учебный процесс обострилась проблема недостаточной подготовленности и компетентности педагогических кадров. Выдвигаются новые требования к педагогу профессионального обучения в области проектирования образовательного процесса, диагностики его результатов, принятия управленческих решений по оптимизации этого процесса. Современный процесс подготовки педагогических кадров для профессиональной школы требует таЧ кого исследования, при котором изучается содержательный аспект профессиональной деятельности педагога в области педагогических технологий.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Анализ имеющихся источников по проблемам подготовки профессионально-педагогических кадров (Э.Ф. Зеер, B.C. Леднев, Г. М. Романцев, Б. А. Соколов, Е. В. Ткаченко, В.А. Федоров) показал, что авторы работ раскрывают основные положения теории содержания профессионально-педагогического образования, связанные с организацией и осуществлением профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по отраслям производства. Исследованием содержания учебных дисциплин, которые обеспечивают формирование методических знаний и умений, занимались А. А. Бытев, В. П. Косырев, В. И. Никифоров, О. А. Орчаков, Б. А. Соколов, Н. Е. Эрганова. В работах указанных авторов рассматриваются различные варианты структуры методической подготовки, дается обоснование отбора содержания курса «Методика профессионального обучения». Все предложения по совершенствованию процесса формирования методических знаний соотносятся с общими тенденциями развития структуры содержания профессионально-педагогического образования.

Вместе с тем отсутствуют исследования по проблеме подготовки педагогов профессионального обучения к проектированию, конструированию и применению педагогических технологий в практике обучения.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявляющихся при внедрении педагогических технологий в практику обучения выпускниками профессионально-педагогических специальностей, наиболее существенными из которых являются следующие:

— между традиционным содержанием подготовки будущих педагогов, ориентированным на готовность выпускников применять отдельные приемы и методы обучения, и современными потребностями профессиональной школы в специалистах по проектированию педагогических технологий;

— между высоким уровнем научно-методических разработок по организации образовательного процесса и недостаточной подготовленностью педагогов к их использованию в практике обучения;

— между объективной значимостью проектировочного компонента деятельности современного педагога и практической неразработанностью системы подготовки педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

Выявленные противоречия определяют научную область исследования, проводимого в двух направлениях: в педагогической теориипредставление теоретических основ проектирования педагогических технологий и их взаимосвязь с другими отраслями педагогических знанийв практике профессионально-педагогического образования — разработка системы подготовки будущих педагогов к проектированию педагогических технологий образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.

В связи с теоретической и практической значимостью выделенных противоречий и необходимостью поиска путей их разрешения нами сформулирована проблема исследования, которая заключается в научном обосновании системы подготовки педагога профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

На основании вышеизложенного нами определена тема диссертационного исследования «Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий».

Цель исследования — научное обоснование и разработка системы подготовки педагога профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

Объект исследования — система подготовки будущих педагогов профессионального обучения в профессионально-педагогических вузах.

Предмет исследования — процесс подготовки педагога профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

В диссертационном исследовании введено ограничение. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения рассматривается в рамках специальности 30 500 — Профессиональное обучение, специализации 30 510 — Профессионально-педагогические технологии.

Гипотеза исследования:

— подготовка будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий выступает в качестве необходимого условия целостного развития методической деятельности. Содержательную базу подготовки составляет учебный предмет «Педагогические технологии», в основе отбора и структурирования содержания которого лежит проектировочная деятельность педагога профессионального обученияч.

— структура содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии», построенная в соответствии с принципом модульности, позволяет развивать инвариантную основу проектировочных умений по каждой педагогической технологии;

— главным признаком, свидетельствующим о развитии проектировочных умений будущих педагогов, является их готовность проектировать педагогический процесс в целом в соответствии с характеристиками каждой педагогической технологии.

Профессиональную готовность будущего педагога к проектированию педагогических технологий мы рассматриваем одновременно как процесс и как результат подготовки. Формирование готовности личности к профессиональной деятельности происходит в процессе развития операционального компонента проектировочных умений будущего педагога в ходе самостоятельной работы. Термин «подготовка», употреб-^ ляемыи нами, означает освоение студентом социального опыта в целях его последующего применения для выполнения задач практического или познавательного плана, связанных с определенным видом профессиональной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать историю. развития профессионально-педагогического образования и обосновать необходимость подготовки педагогов как технологов образовательного процесса.

2. Провести анализ проектировочной деятельности будущего педагога профессионального обучения и выявить умения, необходимые педагогу для проектирования педагогических технологий.

3. Обосновать концепцию содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии». Разработать методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов по проектированию педагогических технологий.

4. В ходе опытно-поисковой работы определить готовность будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория формирования содержания образования и процесса обучения (С.Я. Батышев, В. И. Загвязинский, B.C. Леднев и др.) — системно-деятельностный подход в познании и обучении (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) — концепция профессионально-педагогического образования (Э.Ф. Зеер, Г. М. Романцев, Л. З. Тенчурина, Е.В. Ткаченко) — теоретические основы педагогической технологии (Б.П. Бархаев, В. Ф. Башарин, А. С. Белкин, В. П. Беспалько, В. И. Богомолов, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Се-левко, М. А. Чошанов, Н. Е. Эрганова и др.) — концепции профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин).

Логика исследования выстроена с учетом методологии и методики научных исследований (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M. Новиков и др.).

Для реализации поставленной цели и задач исследования применялись следующие методы исследования: логико-исторический анализ педагогической, методической и психологической литературы, анализ государственных стандартов и учебно-программной документации подготовки педагогов профессионального обучения, конкретно-научные методы (анкетирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности), опытно-поисковая работа и статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета. В исследовании приняли участие более 200 студентов специальности 30 500 — Профессиональное обучение, специализации 30 510 — Профессионально-педагогические технологии.

Этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход диссертационного исследования, которое проводилось в три этапа в течение 1997 — 2002 гг.

На первом этапе (1997 — 1998) изучались основные положения исследования, опыт подготовки специалистов, проводился анализ изучаемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, определялось состояние подготовки педагогов профессионального обучения к проектированию образовательного процесса на основе педагогических технологий, осуществлялся поиск путей повышения эффективности подготовки педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий, выявлялась методика опытно-поисковой работы.

На втором этапе (1999 — 2000) были определены подходы к проектированию содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии», разработаны технологические аспекты развития самостоятельной работы при разработке элементов педагогической технологии.

На третьем этапе (2001 — 2002) осуществлено внедрение курса «Педагогические технологии» в практику обучения, проверены основные положения гипотезы, произведена опытная проверка разработанной системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты опытно-поисковой работы прошли апробацию и получили положительные отзывы в статьях, докладах и сообщениях на заседаниях и научных семинарах кафедры профессионально-педагогических технологий Российского государственного профессио-нально-педагоги-ческого университета, Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика непрерывного профессионального образования» (Тольятти, 2002), Российской научно-практической конференции «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2001), Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном образовании «Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения» (Екатеринбург, 2002), научно-практических конференциях «Современные проблемы трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи» (Нижний Тагил, 1999), «Современные проблемы технологической подготовки учащихся образовательных учреждений» (Нижний Тагил, 2001).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: теоретической базой, включающей в себя психолого-педагогическую литературу, методические разработки, нормативно-правовые документы в области образованиявсесторонним анализом результатов теоретических и экспериментальных исследований по проблемам педагогических технологийприменением методологии педагогических исследований и методов, адекватных целям и задачам исследованиякомплексом количественных и качественных методов анализа результатов опытно-поисковой работы, позволяющих провести объективный анализ процесса подготовки будущих педагогов к проектированию педагогических технологийрепрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных опытных данныхсогласованностью основных результатов и положений с современными требованиями к профессиональной подготовке специалистаапробацией и внедрением основных положений исследования в образовательный процесс в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, а также в его филиалах и представительствах.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Конкретизирована структура проектировочной деятельности педагога профессионального обучения, уточнен состав проектировочных умений при проектировании педагогических технологий.

2. Предложена концепция содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии», построенного с учетом принципа модульности и теории проектировочной деятельности педагога.

3. Разработана последовательность проектирования педагогических технологий, включающая следующие этапы:

— изучение концептуальных положений педагогической технологии;

— проектирование моделей педагогической технологии;

— отбор методического инструментария к проектированию педагогической технологии;

— применение методического инструментария для разработки педагогической технологии;

— разработка диагностического инструментария;

— оформление проекта педагогической технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены объем и содержание следующих понятий, характеризующих педагогические технологии как самостоятельную отрасль педагогических знаний: «педагогические технологии», «профессионально-педагогические технологии», «педагог-технолог», «проектирование педагогических технологий" — расширено поле профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обученияконкретизирована структура проектировочной деятельности педагога, определены цели, объект и предмет проектирования, основные процедуры проектировочной деятельности по разработке педагогических технологийосуществлено научное обоснование содержания и структуры учебного предмета «Педагогические технологии».

Практическая значимость исследования состоит в том, что Щ предлагаемая в работе концепция построения курса «Педагогические технологии» нашла адекватное отражение в процессе учебно-познавательной деятельности студентов по образовательной программе «Профессионально-педагогические технологии».

На основе материалов исследования разработано методическое обеспечение дисциплины «Педагогические технологии»: учебная программа курса «Педагогические технологии», учебное пособие «Практи-^ кум по педагогическим технологиям» для организации самостоятельной работы студентов по проектированию педагогических технологий, тестовые задания для входного и выходного контроля знаний по модулям программы.

На защиту выносится концепция подготовки будущего педагога профессионального обучения к проектированию педагогических технологий, которая включает:

— научно обоснованное содержание учебной дисциплины «Педа-ф гогические технологии», в основе которого лежит проектировочная деятельность педагога;

— структура содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии», спроектированная с учетом принципа модульности, в соответствии с которым содержание каждой педагогической технологии представлено в виде целостного педагогического процесса;

— методическое обеспечение учебных занятий, направленных на формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к проектированию педагогических технологий.

Результаты исследования не претендуют на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Актуальными остаются вопросы прогнозирования развития педагогических технологий в профессиональной подготовке специалистов различного уровня. Существующие точки зрения на содержание курса «Педагогические технологии» нельзя считать окончательными, так как происходит постоянное развитие исследуемой научной области знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации подведены общие итоги проведенного исследования и сформулированы основные выводы.

1. Проведенный анализ подготовки педагогов профессионального обучения в процессе становления и развития системы профессионально-педагогического образования показал, что в настоящее время необходимость в подготовке педагогов, выступающих в роли технолога образовательного процесса и способных осуществлять проектирование, конструирование и внедрение педагогических технологий в практику обучения, является осознанной. Деятельность педагога профессионального обучения предусматривает управление образовательным процессом, разработку маркетинговых исследований развития образовательного учреждения, диагностическое обеспечение образовательного процесса, исследование эффективных и рациональных приемов, методов и технологий обучения.

2. Проведенный анализ проектировочной деятельности педагога в области педагогических технологий позволил выделить этапы проектирования педагогических технологий, которые позволяют говорить об алгоритмах проектирования на концептуальном и методическом уровнях.

В соответствии с логикой педагогического проектирования нами были определены этапы разработки педагогических технологий, включающие: изучение концептуальных положений педагогических технологийпроектирование моделей данной технологииотбор и применение методического инструментария для ее разработкиразработку диагностического инструментария и оформление проекта педагогической технологии. На основе представленных этапов были выделены три группы умений проектирования педагогических технологий: первая группа обеспечивает прогноз педагогической деятельностивторая группа направлена на создание проекта в виде педагогической технологиитретья группа связана с апробацией педагогических технологий.

3. В соответствии со спецификой проектировочной деятельности при разработке педагогических технологий и современного состояния теории педагогических технологий были произведены отбор и структурирование содержания учебной дисциплины «Педагогические технологии». В основу разработки содержательного компонента курса положен принцип модульности, подразумевающий укрупнение учебной информации в отдельные блоки — модули, которые представляют собой цикл учебных тем. Модульность направлена на обеспечение мобильности знания в структуре профессиональной компетентности специалиста. В качестве модулей представлены отдельные педагогические технологии, практико-ориентированные на профессиональную подготовку специалистов.

Методическое обеспечение подготовки студентов к проектированию педагогических технологий содержит «Практикум по педагогическим технологиям», рекомендованный Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведенийрабочую программу по дисциплине «Педагогические технологии» для специальности «Профессиональное обучение», тестовые задания для входного и выходного контроля знаний по модулям программы.

4. В ходе опытно-поисковой работы проведена оценка готовности будущих педагогов к проектированию педагогических технологий. Для этого были выделены критерии готовности студентов к проектировочной деятельности в области педагогических технологий: мотивационнонастроечный компонент к проектировочной деятельности, наличие системы знаний, необходимых для разработки педагогических технологий и владение проектировочными умениями.

Результаты опытно-поисковой работы показывают достаточную степень готовности будущих педагогов к проектированию педагогических технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая игра, 1999. 135 с.
  4. Т.К. Формирование самостоятельности учащихся на основе межпредметных умений // Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы: Межвуз. сб. науч. тр. Ленинград, 1986. -С. 69−74.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 128 с.
  6. Е.А. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризации учебного процесса: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. 210 с.
  7. Н.В. Проектирование технологии профессионального обучения с применением учебно-диагностического комплекта: Дисс.к.п.н. Ижевск, 2001. — 185 с.
  8. Н.В., Родыгина Т. А., Файзуллина Г. З. Методика оценки качества обучения в начальном профессиональном образовании: Метод, пособ. Ижевск, Изд-во ин-та совершенствования учителей, 2000. — 67 с.
  9. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя /Автореф. .д-ра пед. наук. Ленинград, 1991. — 36 с.
  10. . П. Новые аргументы в педагогических технологиях // Школьные технологии. -1997. № 4. — С. 47 — 52.
  11. С.Я. Подготовка инженеров-педагогов проблема комплексная // Профтехобразование. — 1976. — № 3. — С. 52 — 53.
  12. С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 22 — 27.
  13. В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. 1993. — № 9. — С. 25 — 26.
  14. B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. специальностей. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. — 320 с.
  15. B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. специальностей. Екатеринбург: Екатеринбургский обл. ИРРО, 1994. — 340 с.
  16. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1997. 94 с.
  17. М.Безрукова B.C., Бажутин В. В., Лысцов Н. А. Инженерно-педагогическая подготовка: современные тенденции // Советская педагогика. 1989. — № 1 — С. 82 — 86.
  18. А.С. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. -22 с.
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособ. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  22. А.С., Эрганова Н. Е. Маркетинг образовательных услуг: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.- 125 с.
  23. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123 — 128.
  24. Н.В., Самойлова Е. С. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 27 с.
  25. Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 88 с.
  26. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. пособ. М.: Флинта, 1997. — 207 с.
  27. А.А. Научные основы методической подготовки инженера-педагога // Актуальные проблемы подготовки инженеров-педагогов: Тез. докл. науч.-практ. конф. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1983. — С. 156 — 158.
  28. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: Концепция, опыт. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 1997. — 240 с.
  29. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошниковой и др. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  30. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образование в России. 1995.-№ 2. — С. 137- 145.
  31. А.А. Игровые формы контекстного обучения. — М.: Знание, 1983.- 156 с.
  32. В.А., Доронин Н. А., Зеер Э. Ф., Зеер П. Ф., Колобков И. А. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 233 с.
  33. A.M. и др. Деятельность: структура и регуляция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 216 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1991. — 480 с.
  35. Ъ5.Вяткин Л. Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. -125 с.
  36. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Знание, 1965.- 123 с.
  37. Ъ1.Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. -215 с.
  38. . С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. — 113 с.
  39. Е.К. Организационно-дидактические аспекты концентрированного обучения специальным дисциплинам // Технологические аспекты образовательного процесса: проблемы, поиск, опыт: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
  40. С.Б. Концептуальная модель активной профессиональной подготовки студентов // Специалист. 1997. — № 4. — С. 20 — 23.
  41. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.205 с.
  42. Н.Н. Индивидуально-педагогическое развитие личности будущего учителя: теория, опыт, исследование: Монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-305 с.
  43. Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическая технология: структура, подходы к проектированию // Профессиональное образование. -2000.-№ 5.- С. 17−19.
  44. М.И., Краснянская К. Л. Применение математической * статистики в педагогических исследованиях. Непарометрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  45. В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992. — 60 с.
  46. Гузеев В В. Образовательная технология: от проема до философии. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  47. В.В. От методик к образовательной философии // Народное образование. 1998. — № 7. — С. 84−91.
  48. В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии // Завуч. 1998. — № 1- - С. 20 — 37.
  49. С.В. Современные образовательные технологии // Специалист. 1996. — № 1. — С. 20 — 21.
  50. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: Учеб. пособ. / Под ред. П. Ф. Кубрушко, В. П. Косырева. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 200 с.
  51. Дистанционное обучение: Учеб. пособ. / Под ред. Е. С. Полат. -М.: ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
  52. Л.И. Проектирование технологии обучения на основе моделирования // Специалист. 2000. — № 3. — С. 19 — 21.
  53. И.А. Диагностика сформированное&trade- конструктор-ско-технологических знаний и умений у будущего учителя технологии: Дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 221 с.
  54. В., Приходъко В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра (педагогический и квалификационный аспекты) // Высш. образование в России. 2000. — № 3 — С. 3 — 12.
  55. А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России: Организация и содержание. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1999. — 324 с.
  56. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  57. Л. Основы педагогических технологий // Высш. образование в России. 1997. — № 4. — С. 97 — 98.
  58. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.: Феникс, 1992. — 168 с.
  59. Э. Ф. Концепция инженерно-педагогического образования // Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования: Сб. науч. тр. СИПИ. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1986. — С. 13.
  60. Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1988. — 120 с.
  61. Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. — № 2(4). -С.31 -50.
  62. Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения // Специалист. 1993. — № 1. — С. 29 — 31.
  63. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для преподавателей. М.: Логос, 1994. -208 с.
  64. Кирикова 3.3. Выбор оснований при проектировании педагогической технологии // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С.61−65.
  65. Кирикова 3.3. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2000. -284 с.
  66. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -•¦ М: Арена, 1994. 222 с. 71 .Кларин М. В- Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. — 180 с.
  67. И.А. Развитие умений педагогического проектирования будущего учителя // Специалист. 2002. — № 3. — С. 33 — 36.
  68. И. Организация самостоятельной работы студентов // Высш. образование в России. 2000. — № 1. — С. 114−115.
  69. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.- 176 с.
  70. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Юристь, 1998. — 558 с.
  71. Контрольные задания и методические рекомендации к их выполнению по дисциплине «Педагогические технологии». — Екатеринбург: Изд-во Рос. проф.-пед. ун-та, 2001. 9 с.
  72. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 46 — 51.
  73. Т.В., Шубникова Л. Н. Урок по типу игры // Специалист. 1994. -№ 10.-С. 11 — 18.
  74. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 231 с.
  75. Краевский В В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  76. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  77. Н.В., Кукарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во ГПИ, 1976. — 220 с.
  78. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  79. Г. А. Обучение педагогическому проектированию в системе профессиональной подготовки учителя // Образование и наука. -2000.-№ 3(5).-С. 71−86.
  80. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. 168 с.
  81. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Дисс. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1993. -393 с.
  82. B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989.360 с.
  83. B.C. Школа педагогических кадров на среднем Урале. -Свердловск: Изд-во Свердл. инж.- пед. ин-та, 1975. 75 с.
  84. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высш. шк., 1994. -280 с.
  85. В.А. Статус деятельности как объяснительный принцип II Вопросы философии. 1985. — № 2. — С. 30 — 35.
  86. А.Н. Проблемы развития психики // Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -130 с.
  87. И.Я. Дидактические основы процесса обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  88. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с. 95 .Ляпина Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Мектеп, 1978. — 97 с.
  89. А. С. О коммунистическом воспитании. М.: Просвещение, 1956. — 246 с.
  90. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  91. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Педагогические технологии». Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 12 с.
  92. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 26 — 31.
  93. В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. 2000. -№ 3.- С. 57−71.
  94. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Педагогика. 1990. — № 7. — С. 17 — 22.
  95. В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя // Школьные технологии. 2000. — № 6. -С. 66−83.
  96. Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20 — 27.
  97. Наш А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: Изд-во Челяб. инта разв. проф. образ., 1998. — 264 с.
  98. В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высш. образование в России. 1997. — № 1. -С. 34−35.
  99. В.И. Дидактические основы дисциплины «Методика преподавания машиностроительных дисциплин» // Содержание подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.- пед. ин-та, 1987. — С. 88 — 94.
  100. A.M. Проектирование педагогических систем // Специалист. 1998. — № 5. — С. 23 — 28.
  101. A.M. Профессиональное образование на смене эпох // Специалист. 1997. — № 5. — С. 2 — 4.
  102. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высш. образование в России. 1994. — № 2. — С. 45 — 50.
  103. OA. Подготовка студентов инженерно-педагогических специальностей к дидактическому проектированию / Автореф.канд. пед. наук. Свердловск, 1991. — 24 с.
  104. И. В. Подготовка студентов профессионально-педагогического вуза к дидактическому технологическому творчеству: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 233 с.
  105. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — 272 с.
  106. Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. Пед. об-во России, 2000. — 451 с.
  107. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. об-во России, 1998. — 640 с.
  108. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 147 с.
  109. П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник высшей школы. 1985. — № 9. -С. 35 -39.
  110. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособ. М.: Гном-Пресс, 1999. — 192 с.
  111. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2000. — 576 с.
  112. В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 16−23.
  113. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2001. — 136 с.
  114. Проблемы методической подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1989. — 88 с.
  115. Программа дисциплины «Информационные технологии в образовании» для специальности 30 500 Профессиональное обучение специализации 30 543 — Профессионально-педагогические технологии.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1997. 7 с.
  116. Программа по дисциплине «Диагностическое обеспечение образовательного процесса» для специализации 30 543 Профессионально-педагогические технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 5 с.
  117. Программа по дисциплине «Основы педагогических технологий» для специализации 03.05.43. профессионально-педагогические технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998 -12 с.
  118. Программа по дисциплине «Педагогический маркетинг» для специальности 30 543 Профессионально-педагогические технологии.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1998. 12 с.
  119. Программа по дисциплине «Проектирование образовательной среды» для специализации 30 543 Профессионально-педагогические технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 1999. — 14 с.
  120. Программа по дисциплине «Региональные образовательные системы» для специализации 30 543 Профессионально-педагогические технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал гос проф.-пед. ун-та, 1998. — 10 с.
  121. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, J1.H. Лесо-хиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  122. Профессиональная педагогика / Под ред. С .Я. Батышева. -М.: Проф. образование, 1997. 512 с.
  123. А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 121 — 126.
  124. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. унта, 1996.- 148 с.
  125. Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высш. образование в России. 1995. — № 1. — С. 112 — 114.
  126. Е.В. О формировании методологической культуры учителя // Образование и наука. 2000. — № 3 (5). — С. 59 — 71.
  127. C.JJ. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. 488 с.
  128. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высш. образование в России. 1995. — № 2. -С. 29 -37.
  129. Самостоятельная работа учащихся на уроках // Под ред. Б. П. Есипова. М.: Педагогика, 1960. — 115 с.
  130. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 19 — 24.
  131. Селевко Г. К Взгляд на проблему: системный анализ и классификация современных педагогических технологий // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 27 — 32.
  132. Семенов В Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед. унта, 1991.-76 с.
  133. JI.H. Повышение качества профессионального образования выпускника колледжа в условиях персонализированного обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 196 с.
  134. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  135. В.А. Доминанта деятельности: о роли педагогической технологии в профессиональной деятельности учителя // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 41 — 42.
  136. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  137. С. Технологии в образовании // Высш. образование в России, 1999. -№ 1.-С. 109−112.
  138. Содержание подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1987. — 136 с.
  139. В.П. Организация процесса обучения в школе. -М.: Просвещение, 1964. 280 с.
  140. Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. 1997.7.-С. 18.
  141. М.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987.- 175 с.
  142. О.В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 168 с.
  143. Тенчурина JJ.3. Инженерно-педагогическое образование: история и современность // Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-С. 6−55.
  144. Л.З. История профессионально-педагогического образования: Монография. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 304 с.
  145. Л.З. Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров в России (1920 90): Учеб. пособ. — М.: Высш. шк., 2000. — 228 с.
  146. Е.В., Бухарова Г. Д., Контобойцева М. Г. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования (обзор диссертационных исследований за 1991 2001 гг.). — Екатеринбург: Изд-во Рос. проф.-пед. ун-та, 2002. — 154 с.
  147. В.М. Методы педагогического исследования: Учеб. пособ. Н. Тагил: Изд-во Нижнетагильского гос. пед. ин-та, 2002. -304 с.
  148. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  149. Учебный план (ГОС 2000 г.) Специальность 30 500.12 -Профессиональное обучение (производство продовольственных продуктов и общественное питание). Специализация 30 510.12 Профессионально-педагогические технологии
  150. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 330 с.
  151. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. эн-цикл., 1982.-840 с.
  152. Формирование методических знаний и умений инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992.- 168 с.
  153. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособ. для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 437 с.
  154. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособ. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  155. М.А. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С. 8 — 12.
  156. М.Г. Система методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения / Авто-реф.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
  157. В., Шатуновская В., Лебович 3. О самостоятельной работе студентов // Вестник высшей школы. № 2. — 1990. -С. 63 -73.
  158. КГ. Проектирование и инновационные процессы в образовании // Образование и наука. 2000. — № 1 (3). — С. 74 — 84.
  159. Л. Управление становлением проективно-технологической компетентности педагога // Школа. 2002. — № 2/47. -С. 43 -54.
  160. В.Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. -2000. -№ 1.-С. 15−36.
  161. В.Н. Об организации самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков // Самостоятельная работа студентов в вузе: теория, опыт, практика: Сб. науч. тр. Калуга: Изд-во КГПИ, 1991.- 150 с.
  162. А.Ф. Современные педагогические технологии -основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист.1998. -№ 3.- С. 8−12.
  163. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 66 — 70.
  164. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.: Пед. об-во России, 1998. 250 с.
  165. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т.2. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 568 с.
  166. Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособ. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 150 с.
  167. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.- 138 с.
  168. Н.Е. Подготовка педагогов профессиональной школы как технологов образовательного процесса / Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения. Сургут: Дефис, 2001.-С. 6- 16.
  169. Н.Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной программы // Образование и наука. 2000. — № 3 (5). — С. 110 — 119.
  170. Н.Е. Теоретические основы учебной дисциплины «Методика профессионального обучения» / Дисс.. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1997. 373 с.
  171. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М.: Просвещение, 1992. — 210 с.
  172. П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас: Швиеса, 1989. 345 с.
Заполнить форму текущей работой