Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физическое развитие студенток педагогического колледжа под воздействием упражнений чирлидинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичное сравнение данных после эксперимента показало повышение уровня физического развития в экспериментальных группах. Этот уровень стал соответствовать 3 баллам («среднему» уровню). В контрольных группах изменений по оценочной шкале не произошло. Таким образом, внедрение чирлидинга в учебный процесс по физическому воспитанию студенток педагогического колледжа положительно повлияло… Читать ещё >

Физическое развитие студенток педагогического колледжа под воздействием упражнений чирлидинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физическое развитие студенток педагогического колледжа под воздействием упражнений чирлидинга

В последнее время проблема состояния здоровья школьников и студентов приобретает всё большей актуальности. Данные научной литературы свидетельствуют о стойкой тенденции к ухудшению состояния здоровья учащейся молодежи [5, 29], которое во многом определяется физическим развитием [6].

Физическому воспитанию отводится одно из приоритетных мест в процессе управления физическим развитием, формирования культуры здоровья, полноценного всестороннего развития личности, воспитания физических качеств [15, 19].

Традиционные занятия по физическому воспитанию все меньше привлекают учеников и студентов. Это приводит к значительному снижению их двигательной активности и ухудшению состояния здоровья [14, 21, 32]. В связи с этим, актуальной проблемой является поиск инновационных путей оптимизации процесса физического воспитания в различных учебных заведениях [15, 30].

Анализ научно-методической литературы показал наличие значительного количества работ, посвященных применению нетрадиционных форм физического воспитания учащейся и студенческой молодежи.

В процесс физического воспитания школьников включались занятия по регби-5 [37], туризму [35], чирлидингу [1], шейпингу [7], физическому воспитанию студентов [24], аэробике [20], пилатесу и бодифлексу [31], практику Пранаяма Бхастрика [28].

На наш взгляд, современным инновационным средством физического воспитания является чирлидинг.

Чирлидинг положительно влияет на:

  • · физическое развитие детей дошкольного возраста и на физическое здоровье и двигательную подготовленность школьников средних классов [1−3, 23, 26, 27];
  • · физическое развитие и физическую работоспособность студенток [22];
  • · формирование широкого арсенала двигательных навыков у студентов [9];
  • · уровень физической подготовленности и функционального состояния студенток педагогического учебного заведения [36].

Другими авторами установлена: высокая степень заинтересованности студенток педагогического колледжа к занятиям чирлидингом [14]; положительное влияние чирлидинга на отдельные параметры физического развития [11] и проявление двигательных способностей [12, 13, 32, 34].

При этом, недостаточно изученным является вопрос о влиянии упражнений чирлидинга на общий уровень физического развития студенток педагогического колледжа 15−17 лет.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы — определить степень влияния упражнений чирлидинга на физическое развитие студенток педагогического колледжа.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, медико-биологические методы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Уровень физического развития студенток 15−17 лет определялся по показателям гармоничности телосложения (индекс Кетле 2), функциональных возможностей системы дыхания и устойчивости организма к гипоксическим явлениям (индекс Скибински) и регуляции сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона).

Измерялись: длина и масса тела, охватные размеры грудной клетки, талии, бедра, жизненная емкость легких, время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений в покое.

Исследование проводилось на базе педагогического колледжа Харьковского гуманитарно-педагогического института. В нем принимали участие 385 студенток I-III курсов не физкультурного профиля.

Из них было сформировано 3 контрольные и 3 экспериментальные группы: I группа — студентки I-го курса, II группа — студентки II-го курса, III группа — студентки III-го курса.

Все студентки были отнесены к основной и подготовительной медицинской группе.

В ходе эксперимента студентки контрольных групп занимались по государственной программе по физическому воспитанию. В вариативный компонент учебный программы студенток экспериментальных групп были включены элементы чирлидинга (базовые движения, прыжковые элементы т.д.).

Анализ результатов антропометрических измерений выявил отсутствие достоверных различий между показателями студентов экспериментальных и контрольных групп (р>0,05) (табл.1).

Анализ полученных показателей в возрастном аспекте позволил установить, что с возрастом они повышаются (не всегда достоверно, р>0,05). Достоверные различия наблюдаются между показателями массы тела студенток I-х и III-их групп, I-й и II-й экспериментальной и II-й и III-й контрольной группы. Также обхвата грудной клетки I-й и III-й экспериментальной группы (различия достоверны, р <0,01 — 0,001).

Таблица 1. Показатели антропометрических данных студентов экспериментальных и контрольных групп до и после эксперимента

Группы.

До эксперимента.

После эксперимента.

До эксперимента.

После эксперимента.

До эксперимента.

После эксперимента.

Показатели X ± m.

Длина тела (см).

n.

Экспериментальные.

163,4+0,66.

164,1+0,65.

163,9+0,50.

164,1+0,50.

164,4+0,52.

164,5+0,51.

n.

Контрольные.

163,0+1,41.

164,1+1,32.

165,3+1,14.

165,5+1,11.

162,9+0,68.

163,0+0,68.

t.

0,27.

0,03.

1,12.

1,15.

1,77.

1,74.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

Масса тела (кг).

Экспериментальные.

54,49+0,39.

55,03+0,34.

56,95+0,69.

56,53+0,62.

58,48+0,63.

58,03+0,58.

Контрольные.

54,00+1,76.

54,87+1,64.

55,41+1,13.

55,71+1,03.

59,55+0,88.

59,47+0,80.

t.

0,62.

0,09.

1,16.

0,68.

0,98.

1,45.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

Обхват грудной клетки (см).

Экспериментальные.

85,43+0,48.

85,59+0,47.

86,21+0,49.

86,50+0,50.

87,33+0,57.

87,71+0,55.

Контрольные.

84,87+1,08.

85,13+1,01.

86,10+1,01.

86,62+0,93.

87,24+0,83.

87,52+0,83.

t.

0,47.

0,41.

0,09.

0,11.

0,09.

0,19.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

Обхват талии (см).

Экспериментальные.

68,46+0,48.

68,56+0,47.

69,32+0,60.

68,94+0,53.

69,78+0,54.

69,18+0,55.

Контрольные.

67,28+1,38.

67,61+1,30.

69,15+0,99.

69,57+0,91.

68,55+0,84.

69,04+0,80.

t.

0,81.

0,69.

0,15.

0,60.

1,24.

0,14.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

Обхват бедра (см).

Экспериментальные.

53,75+0,40.

53,83+0,40.

53,70+0,38.

53,71+0,42.

54,72+0,45.

54,57+0,45.

Контрольные.

52,98+0,88.

53,13+0,83.

53,99+0,76.

54,37+0,68.

54,93+0,66.

55,01+0,61.

t.

0,79.

0,76.

0,33.

0,82.

0,27.

0,59.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

По показателям гармоничности телосложения (индекс Кетле 2) и оценочной шкале [17] студентки всех исследуемых групп соответствуют оценке 1 балл («тучное телосложение»). После применения на занятиях физического воспитания упражнений чирлидинга (табл. 1) в экспериментальных и контрольных группах антропометрические показатели существенно не изменились (р>0,05). Значительных изменений также не зафиксировано и при повторном расчете индекса Кетле 2. Таким образом, применение специально подобранных упражнений чирлидинга в процессе физического воспитания студенток педагогического колледжа I-III курсов на гармоничность телосложения существенно не повлияло.

Анализ результатов функционального состояния дыхательной системы (табл. 2) выявил отсутствие достоверных различий между показателями студентов экспериментальных и контрольных групп (р> 0,05).

Анализ указанных данных в возрастном аспекте показал, что с возрастом результаты жизненной ёмкости лёгких улучшаются (различия не достоверны, р>0,05). Исключение составляют результаты исследуемых I-й и III-й экспериментальной группы (различия носят достоверный характер, р 0,05). Исключение составляют показатели студенток II-й и III-й экспериментальных групп (различия достоверны, р<0,05).

Сравнивая полученные результаты по индексу Скибински с оценочной шкалой [17] определено, что показатели студенток всех исследуемых групп соответствуют оценке 2 балла («ниже среднего» уровня). После применения на занятиях физического воспитания специально подобранных упражнений чирлидинга (табл. 2) определено, что у студенток экспериментальных групп все показатели системы дыхания значительно улучшились (изменения носят достоверный характер, р<0,05−0,001). Наиболее существенное улучшение показателей наблюдается у девушек 17-ти лет.

Аналогичный анализ результатов студенток контрольных групп показал, что они также несколько улучшились. Но эти изменения менее существенны, чем у исследуемых экспериментальных групп (не достоверны, р>0,05). Анализ вторичных показателей в возрастном аспекте обнаружил отсутствие значительных изменений при сравнении с первичными данными. Исключение составляют показатели пробы Штанге исследуемых II-й и Ш-й экспериментальных групп (различия стали носить не достоверный характер, р>0,05).

Таблица 2. Показатели функционального состояния дыхательной системы студенток экспериментальных и контрольных групп до и после эксперимента

Группы.

До эксперимента.

После эксперимента.

До эксперимента.

После эксперимента.

До эксперимента.

После эксперимента.

Показатели X ± m.

Жизненная емкость легких (л).

n.

Экспериментальные.

2,61+0,05.

2,78+0,04.

2,70+0,04.

2,86+0,03.

2,76+0,05.

2,95+0,05.

n.

Контрольные.

2,67+0,07.

2,78+0,07.

2,72+0,07.

2,81+0,07.

2,76+0,06.

2,83+0,06.

t.

0,65.

0,02.

0,26.

0,56.

0,03.

1,58.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

Проба Штанге ©.

Экспериментальные.

29,40+0,59.

32,05+0,54.

30,32+0,75.

32,51+0,70.

27,92+0,65.

30,96+0,55.

Контрольные.

29,48+1,17.

31,96+1,14.

30,71+0,97.

32,03+0,84.

28,70+0,79.

30,36+0,74.

t.

0,06.

0,08.

0,31.

0,44.

0,77.

0,65.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

физический воспитание чирлидинг студентка Сопоставление результатов расчета индекса Скибински с оценочной шкалой [17] показало повышение результатов в исследуемых экспериментальных групп на 1 балл. В результате этого оценка стала равна 3 баллам («средний» уровень). У студенток контрольных групп изменений по оценочным критериям не произошло.

Таким образом, применение специально подобранных упражнений чирлидинга положительно повлияло на функционирование дыхательной системы студенток педагогического колледжа. Наиболее существенно улучшились показатели студенток 17-ти лет. Анализ показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (табл. 3) позволил установить отсутствие достоверных различий между показателями студенток экспериментальных и контрольных групп (р> 0,05).

Анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой системы студенток экспериментальных и контрольных групп в возрастном аспекте позволил установить, что показатели артериального давления с возрастом повышаются. При этом, различия в результатах систолического давления не достоверны (р> 0,05). В результатах диастолического давления различия достоверны (р<0,05−0,001).

Анализ данных частоты сердечных сокращений позволил установить отсутствие возрастных различий (р>0,05). Исключение составляют результаты студенток II-й и III-й групп между которыми различия достоверны (р <0,05). Анализ степени регуляции сердечно-сосудистой системы по индексу Робинсона [17] позволил установить, что показатели студенток всех исследуемых групп соответствуют оценке 3 балла («средний» уровень).

После применения на занятиях физического воспитания специально подобранных упражнений чирлидинга (табл. 3) определено, что у студенток экспериментальных групп все показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы улучшились (изменения в основном не достоверны, р>0,05).

Таблица 3. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток экспериментальных и контрольных групп до и после эксперимента

Группы.

До эксперимента.

После эксперимента.

До эксперимента.

После эксперимента.

До эксперимента.

После эксперимента.

Показатели X ± m.

n.

Артериальное давление (систолическое) (мм рт.ст.).

Экспериментальные.

111,2+0,94.

110,5+0,88.

112,1+0,95.

112,4+0,72.

114,3+0,90.

114,5+0,69.

Контрольные.

110,2+1,42.

119,8+1,80.

113,4+1,15.

113,2+1,03.

115,7+1,08.

115,3+0,87.

t.

0,58.

0,37.

0,87.

0,66.

0,99.

0,74.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

Артериальное давление (диастолическое) (мм рт.ст.).

Экспериментальные.

66,93+0,58.

66,53+0,49.

70,46+0,71.

70,42+0,53.

72,00+0,76.

71,42+0,54.

Контрольные.

65,22+1,22.

65,00+0,96.

69,41+1,31.

69,85+1,04.

73,50+0,85.

74,90+0,61.

t.

1,27.

1,42.

0,70.

0,48.

1,32.

4,24.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

>0,05.

<0,001.

Частота сердечных сокращений в покое (уд-мин-1).

Экспериментальные.

80,28+1,21.

77,27+1,01.

82,06+0,94.

77,72+0,80.

79,43+0,99.

75,11+1,08.

Контрольные.

81,57+2,03.

79,35+1,66.

83,26+1,70.

81,68+1,45.

77,50+1,51.

75,48+1,32.

t.

0,54.

1,07.

0,62.

2,39.

1,07.

0,22.

р

>0,05.

>0,05.

>0,05.

<0,01.

>0,05.

>0,05.

Достоверный характер изменений наблюдается лишь в показателях частоты сердечных сокращений студенток II-й и Ш-й возрастных групп (р <0,05 — 0,001). Анализ повторных данных в возрастном аспекте не выявил существенных изменений по сравнению с первоначальными данными.

Сопоставление вторичных результатов расчета индекса Робинсона с оценочной шкалой [17] показало повышение показателей у исследуемых экспериментальных групп на 1 балл.

В результате этого оценка стала соответствовать 4 баллам («выше среднего» уровень). У студенток контрольных групп изменений по оценочным критериям не произошло.

Таким образом, применение специально подобранных упражнений чирлидинга в процессе физического воспитания студенток педагогического колледжа I-III курсов положительно повлияло на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма студенток.

Анализ исходного уровня физического развития студенток (показатели гармоничности телосложения, функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой систем) установлено, что он соответствует оценке 2 балла («ниже среднего» уровень) во всех исследуемых группах.

Аналогичное сравнение данных после эксперимента показало повышение уровня физического развития в экспериментальных группах. Этот уровень стал соответствовать 3 баллам («среднему» уровню). В контрольных группах изменений по оценочной шкале не произошло. Таким образом, внедрение чирлидинга в учебный процесс по физическому воспитанию студенток педагогического колледжа положительно повлияло на физическое развитие исследуемых экспериментальных групп.

Анализ научно-методической литературы показал наличие незначительного количества работ, посвящённых изучению влияния чирлидинга на функциональное состояние студенток.

Отдельные работы посвящены изучению влияния чирлидинга на физическое развитие детей дошкольного возраста [23], студенток технического университета [22] и гуманитарно-педагогической академии [36], физическое здоровье школьников средних классов [1, 2, 27].

На основе анализа и обобщения результатов проведенных исследований выявлено, что включение в процесс физического воспитания студенток I-III-х курсов упражнений чирлидинга существенно не повлияло на антропометрические показатели (р>0,05).

Что согласуется и объясняется данными, представленными в работах ряда авторов [8, 10, 25]. Авторы отмечают, что исследуемый возрастной период характеризуется завершением процессов роста и формирования организма, большинство размеров тела достигаю конечной величины. Поэтому рациональная физическая нагрузка в этом возрасте не оказывает существенного влияния на их изменения.

Анализ показателей деятельности системы дыхания после применения упражнений чирлидинга позволил установить, что у студенток экспериментальных групп они существенно и достоверно улучшились (р<0,05−0,001).

У исследуемых контрольных групп параметры функционального состояния дыхательной системы также несколько улучшились (изменения менее существенные и не достоверны, р>0,05). Полученные результаты согласуются с исследованиями других авторов [1, 2, 27, 36].

Было выявлено положительное влияние различных видов чирлидинга на функционирование дыхательной системы школьников средних классов и студентов высших учебных заведений. Это объясняется тем, что при систематических занятиях физическими упражнениями значительно повышается уровень потребления кислорода, улучшается кровообращение, активизируется обмен веществ и опосредовано увеличиваются функциональные возможности дыхательной системы.

Анализ показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы после эксперимента показал, что у студенток экспериментальных групп они улучшились (изменения в основном не достоверны, р>0,05). Достоверный характер изменений наблюдается лишь в показателях частоты сердечных сокращений исследуемых II-й и III-й возрастных групп (р <0,05 — 0,001). В этом случае наблюдается общая тенденция к снижению частоты сердечных сокращений. У студенток контрольных групп результаты также несколько улучшились.

Эти изменения менее существенные, чем у исследуемых экспериментальных групп (изменения не достоверны, р>0,05). Полученные данные согласуются с исследованиями других авторов [1, 2, 27]. Авторы установили, что упражнения чирлидинга достоверно не повлияли на функционирование сердечно-сосудистой системы детей среднего школьного возраста. Также была отмечена общая тенденция к урежению частоты сердечных сокращений.

Вышеизложенное подтверждают данные Земцовой И. И. [8]. Автор утверждает, что систематические занятия физическими упражнениями на проявление выносливости влияют на снижение показателей частоты сердечных сокращений. Данные изменения свидетельствуют об экономичности функций сердца, увеличении его резервных возможностей и согласуются с основными закономерностями возрастного развития.

В результате проведенных нами исследований выявлено, что внедрение чирлидинга в учебный процесс по физическому воспитанию студенток педагогического колледжа положительно повлияло на общий уровень физического развития исследуемых экспериментальных групп. Этот уровень повысился с «ниже среднего» до «среднего».

У исследуемых контрольных групп изменений в уровне физического развития не зафиксировано. Полученные результаты согласуются с данными других авторов Авторы утверждают, что аналогичные изменения наблюдаются у школьников средних классов [1, 2, 27] и студентов высших учебных заведений [22, 36].

Таким образом, на основе анализа и обобщения результатов исследований дополнены данные Балы Т. М., Масляк И. П. [3, 26], Зинченко И. А. [9], Криворучко Н. В., Масляк И. П., Журавлёвой И. Н. [11−13, 32, 34] о влиянии чирлидинга на различные сферы жизнедеятельности занимающихся.

Также были подтверждены данные Балы Т. М., Масляк И. П. [1, 2, 27], Пятницкой В. [36], Тимофеевой О. В. [22] о положительном воздействии чирлидинга на параметры физического развития занимающихся. Впервые определено влияние упражнений чирлидинга на общий уровень физического развития студенток педагогического колледжа. Также выявлены наиболее восприимчивые к воздействию чирлидинга системы организма и обнаружены наиболее благоприятные возрастные периоды повышения уровня физического развития средствами чирлидинга.

Выводы

В результате первичного исследования установлен «низкий» уровень физического развития студенток 15−17 лет.

Применение в процессе физического воспитания упражнений чирлидинга положительно повиляло на уровень физического развития студенток педагогического колледжа.

Дальнейшие исследования в этом направлении могут осуществляться путем определения влияния упражнений чирлидинга на уровень физической подготовленности студенток.

Благодарности. Исследование выполнялось в соответствии с Тематическим планом научно-исследовательской работы Харьковской государственной академии физической культуры на 2013;2015 гг. по теме 3.5.29. «Теоретические и прикладные основы построения мониторинга физического развития, физической подготовленности и физического состояния различных групп населения».

Конфликт интересов. Авторы заявляют, что не существует никакого конфликта интересов.

  • 1. Бала Т. М. Зміна рівня фізичного здоров’я школярів 5−6х класів під впливом вправ черлідинга / Т. М. Бала, І. П. Масляк // Молода спортивна наука України: Збірник наукових праць з галузі фізичної культури та спорту. — Львів, 2011. — Випуск 15. — Т 2. — С. 10−15.
  • 2. Бала Т М. Зміна рівня фізичного здоров’я школярів 7−9х класів під впливом вправ черлідинга // Т. М. Бала, І. П. Масляк // Спортивний вісник Придніпров'я: науковопрактичний журнал. — Дніпропетровськ, 2011. — № 2. — С. 21−23.
  • 3. Бала Т М. Чирлідинг у фізичному вихованні школярів / Т М. Бала, І. П. Масляк. — Харків: ФОП Бровін О.В., 2014. — 144 с.
  • 4. Безверхня Г В. Мотивація до занять фізичним вихованням студенток педагогічних спеціальностей / Г. В. Безверхня, М. І. Маєвський // Слобожанський науково-спортивний вісник. — 2015. — № 2. — С. 28−33.
  • 5. Будаг’янц Г М. Здоров’я старшокласників і його залежність від зовнішнього оточуючого середовища / Г. М. Будаг’янц // Педагогіка, психологія та медикобіологічні проблеми фізичного виховання і спорту. — 2010. — № 8. — С. 15−17.
  • 6. Ермаков С. С. Физическая культура — основной инструмент культуры здоровья / С. С. Ермаков, Г. Л. Апанасенко, Т. В. Бондаренко, С. Д. Прасол // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. — 2010. — № 11. — С. 31−33.
  • 7. Жданова О. М. Зміни антропометричних показників дівчат-старшокласниць під впливом уроків шейпінгу / О. М. Жданова, Л. Я. Чеховська, У С. Шевців // Слобожанський науково-спортивний вісник. — 2008. — № С. 11−13.
  • 8. Земцова І. І. Спортивна фізіологія: навчальний посібник / І. І. Земцова. — К: «Олімпійська література», 2008. — 208 с.
  • 9. Зінченко І. А. Побудова тренувального процесу спортсменів у черлідингу на етапі спеціалізованої базової підготовки: автореф. дис. на здобуття. ступеня канд. наук з фіз. вих. і спорту: спец. 24.00.01- олімпійський та професійний спорт І. А. Зінченко. — Харків, ХДАФК, 2013— 22 с
  • 10. Зилов В. Г Физиология детей и подростков: учебное пособие / В. Г. Зилов, В. М. Смирнов. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. — 576 с.
  • 11. Криворучко Н. В. Вплив вправ чирлідингу на показники фізичного розвитку студенток ВНЗ І-ІІ рівня акредитації / Н. В. Криворучко // Молода спортивна наука України: зб. наук. праць з галузі фізичного виховання, спорту і здоров’я людини. Вип. 19: у 4-х т — Л.: ЛДУФК, 2015. — Т. 2. — С. 119−124.
  • 12. Криворучко Н. Динаміка показників розвитку координаційних здібностей студентів ВНЗ під впливом вправ чирлідингу / Н. Криворучко, І. Масляк // Молода спортивна наука України: зб. наук. праць з галузі фізичного виховання, спорту і здоров’я людини. Вип. 17: у 4-х т. — Л.: ЛДУФК, 2013. — Т 2. — С. 87−91.
  • 13. Криворучко Н. Динамика показателей уровня развития гибкости под влиянием упражнений чирлидинга / Н. Криворучко, И. Масляк // Международная научная конференция 6−7 ноября 2015 года, Кишинев «Физическое воспитание и спорт в обществе знаний», Кишинев USEFS, 2015. — Р. 145−147.
  • 14. Криворучко Н. В. Дослідження відношення студенток вищого навчального закладу І-ІІ рівня акредитації до занять з фізичного виховання / Н. В. Криворучко // Слобожанський науково-спортивний вісник. — 2011. — № 2. — С. 25−28.
  • 15. Масляк І. П. Стан використання інноваційних підходів у фізичному вихованні обласних загальноосвітніх навчальних закладів / І. П. Масляк, М. А. Мамешина, В. О. Жук // Слобожанський науково-спортивний вісник. -2014; № 6 (44). — С. 69−72.
  • 16. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.

    Введение

    в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 4-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004. — 160 с.

  • 17. Поляков С. Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников / С. Д. Поляков, С. В. Хрущев, И. Т. Корнеева. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.
  • 18. Синиця С. Динаміка морфо-функціональних показників студенток під впливом занять оздоровчою аеробікою / С. Синиця, Л. Є. Шестерова // ТМФВіС. — 2011. — № 3. — С. 78−83.
  • 19. Соловей А. Визначення особливостей мотивації до занять фізичними вправами студентів вищих навчальнх закладів ІІІ-IV рівнів акредитації / А. Соловей, О. Римар // Молода спорт. наука України. — 2012. — Т.2. — С. 194−198.
  • 20. Сичова Т. Зміцнення здоров’я студенток засобами танц. аеробіки / Т. Сичова, О. Корягіна // Спорт. Вісн.Придніпров'я. — 2013. — № 2. — С. 176−179.
  • 21. Сичова Т. Ставлення студенток до занять фізичного виховання у вищому навчальному закладі / Т. Сичова // Молода спортивна наука України. — 2011. — Т.2. — С. 233 236.
  • 22. Тимофеева О. В. Чирлидинг в системе физического воспитания студенток / О. В. Тимофеева // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 11. — С. 3638.
  • 23. Тимофеева Т. Н. Черлидинг для дошкольников Тимофеева, О. О. Татаринова, С. М. Владимировна // Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 10. — С. 68−75.
  • 24. Усачов Ю. Особливості морфо функціонального стану дівчат, які займаються оздоровчим фітнесом / Ю. Усачов // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. — 2007.№ 3. — С. 86−89.
  • 25. Фомин Н. А. Физиология человека: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Н. А. Фомин. — М.: Просвещение, 1982. — 320 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой