Масштаб съемки.
Соотношение слова и изображения в аудиолингвовизуальном сообщении
Если крупный план рассчитан на чувственное восприятие, то в общем плане преобладают сообщения, адресованные сознанию зрителя. Проявляя интерес к человеку, сосредоточивая на нем свое внимание, «телевидение использует крупный план как инструмент наблюдения, анализа» Копылова Р. Н. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116. Однако там, где необходимо показать действие, проинформировать зрителя… Читать ещё >
Масштаб съемки. Соотношение слова и изображения в аудиолингвовизуальном сообщении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информационная насыщенность кадра в значительной степени зависит от масштаба съемки.
Крупный план обладает повышенной аналитичностью, хорошо передает психологическое состояние человека. Используя крупный план, оператор и режиссер могут обратить внимание зрителя на какую-нибудь характерную деталь, имеющую, по мнению авторов, особенно важное значение для постижения образа, создаваемого на экране. Именно такое свойство изображения в первую очередь интересует телепублицистов.
Крупный план по-разному используется в кино и на телевидении. В кинематографе крупный план включен в общий монтажный ритм, участвует в построении автономной пространственно-временной структуры, отличной от реальной действительности. Здесь крупный план — своеобразный ритмический акцент, остановка во времени, подчеркивающая динамику общего повествования.
На телевидении крупный план органично включен в общий ритм реального течения времени. Поэтому на телевидении крупный план более самостоятелен и может держаться на экране сколь угодно долго — по мере длительности свершения события.
Естественно, в этом случае основой, формирующей образ, должно быть слово. Вот почему на телевидении возможны и вполне естественны передачи «разговорного» жанра, построенные преимущественно на крупном плане: «Двойной портрет», «Час Пик», «Один на один», «Моя семья», «Мы», «Человек в маске» и т. п. Действительно, такие передачи можно смотреть часами, буквально не отрывая глаз от экрана телевизора.
И, наконец, главной особенностью крупного плана, которая, пожалуй, и определила интерес к нему на телевидении, было то, что крупный план «является планом прямого общения с собеседником» Там же, стр. 66, позволяет устанавливать контакт с каждым зрителем в отдельности, разговаривать с ним как бы наедине. Этой возможности очень большое значение придает С. В. Образцов, считая это той особенностью телевидения, которая, собственно, и «делает передачу новым, самостоятельным жанром искусства, его разновидностью» Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год, стр. 252.
Средний и общий планы значительно богаче информацией. Они дают эффект непрерывности течения жизни в ее экранном варианте, показывают событие, действие в целом.
Если крупный план рассчитан на чувственное восприятие, то в общем плане преобладают сообщения, адресованные сознанию зрителя. Проявляя интерес к человеку, сосредоточивая на нем свое внимание, «телевидение использует крупный план как инструмент наблюдения, анализа» Копылова Р. Н. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116. Однако там, где необходимо показать действие, проинформировать зрителя о конкретном событии, явлении, авторы передач прибегают в основном к среднему и общему планам, и не случайно: «в документально-репортажном телевидении общие и средние планы применяются значительно чаще» Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 65.