Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Знакомство подростка с журналами для детей через библиотеки г. Челябинска

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователям хорошо известны негативные влияния на формирование личности подростков таких журналов. Речь идет о ранней сексуализации, проводимой через освещение интимных тем рядом типичных подростковых изданий, ориентации на нетрадиционные межпоколенческие отношения, снятии системы запретов, объявлении стыда рудиментом, установке на потребительство как жизненную позицию, подачу девиации как… Читать ещё >

Знакомство подростка с журналами для детей через библиотеки г. Челябинска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет журналистики Кафедра теории массовых коммуникаций знакомство подростка с журналами для детей через библиотеки г. Челябинска КУРСОВАЯ РАБОТА Исполнитель: Гришова Елена Александровна Группа: ФЖВ — 201

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры теории массовых коммуникаций Слепова Александра Валерьевна Челябинск

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Журнальная периодика как часть информационного пространства

1.1 Особенности подросткового возраста

1.2 Влияние печатных СМИ на формирование картины мира у современных подростков ГЛАВА 2. Подросток и современный рынок журналов для детей

2.1 Современное состояние рынка журналов для подростков

2.2 Журналы для подростков в детских библиотеках г. Челябинска ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас, несмотря на все возрастающую роль Интернета в жизни общества в целом, и подрастающего поколения в частности, печатные издания, в том числе и журналы, остаются достаточно популярным видом периодики среди подростков.

Сегодня, когда в России появились медиа-холдинги, а производство периодики превратилось в бизнес, рынок формирует интересы подрастающего поколения через популяризацию прессы развлекательного характера, в то время как качественная пресса остается в тени. Исследователями проблем подростковой периодики давно уже подмечено, что «если хорошие журналы для детей и существуют, то в торговле их не найти потому, что в торговлю их просто не берут. Среди торговцев печатной продукцией нет профессионалов, зато во множестве специалистов по удачному сбыту окололитературной фальшивок». Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 — № 3 — С. 173

Досуговые журналы издаются огромными тиражами. Оформленные ярко и красочно, данные издания имеются в свободной продаже. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость глянцевой печати.

При этом в России издается немало качественных изданий, способствующих всестороннему развитию подростков, у юных читателей есть возможность выбора тех изданий, которые помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни, но из-за низких тиражей и реализации только подписным путем качественные журналы не доходят до читателя.

К сожалению, у современных подростков часто нет возможности оформить подписку, кроме того, такой вид приобретения журналов давно не пользуется популярностью у населения.

Эта проблема вполне могла бы разрешаться детскими библиотеками, основная задача которых — воспитание культуры чтения у подрастающего поколения. Однако, как показывает практика, библиотеки нечасто выписывают малоизвестные издания, даже если те обеспечивают полноценное, культурное, духовно-нравственное развитие подростков (литературно-художественные, издания православной направленности). Библиотеки с целью привлечения читателей стараются в свои стены привнести дух современности, а значит, и выставить на полки яркие, популярные молодежные издания, аналогичные продающимся в газетном киоске по соседству. Таким образом, библиотеки своим предложением низкокачественной журнальной прессы формируют низкую культуру чтения читателей.

Следовательно, часть качественной периодики для подростков, проходя путь от издателя к читателю через посредника — библиотекаря, теряется. Поэтому проблема дойти до той части аудитории, на которую издание рассчитано, — одна из самых актуальных.

Актуальность темы

курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления, а также с тем, что исследования по данной проблеме ранее не проводились.

Наша гипотеза: только часть качественной подростковой прессы, издаваемой в России, доходит до своего читателя.

Цель данной работы — определить количество и типы подростковых изданий, попадающих к читателям через библиотечную систему.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть подростковый возраст как особый возраст в развитии человека;

2. Осмыслить влияние печатной периодики на формирование личности подростка;

3. Определить современное состояние рынка подростковых журналов в России через подписной каталог «Пресса России» 2012, перечислить;

4. Выявить типологию подростковых изданий;

5. Определить количество подростковых журналов, представленных в этом каталоге, в детских библиотеках города, перечислить;

6. Определить, какие журналы, из предложенных библиотекой, пользуются спросом у подростков;

Объект исследования — журнальная периодика.

Предмет исследования — доступность подростковой прессы читателям.

В качестве баз исследований нами были выбраны Челябинская областная детская библиотека им. Маяковского и 7 детских библиотек в разных районах г. Челябинска.

Эта работа будет интересна библиотекарям, студентам библиотечных факультетов, преподавателям и всем, кто работает с молодежью.

В процессе исследования мною были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, типологический и сравнительный анализ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Введение

раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, новизну, теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятие информационного общества, психологические особенности подростков, проблема влияния журнальной периодики на формирование картины мира подростков.

Вторая глава посвящена исследованию доступности читателю подростковых журналов. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Приложение содержит список подростковой журнальной периодики из 71 наименования, представленный в подписном каталоге «Пресса России» 2012.

ГЛАВА 1. Журнальная периодика как часть информационного пространства

§ 1.1 Особенности подросткового возраста Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Согласно определению Большого психологического словаря, подростковым принято считать период развития детей от 11−12 до 15−16лет; он знаменуется бурным ростом развитием организма и перестройкой социальной активности ребенка. Возрастные границы всё же остаются приблизительными (условными) и могут варьироваться в зависимости от особенностей и темпа развития каждого конкретного ребёнка. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко // М.: Олмапресс, 2004 Подростковый возраст часто подразделяют на младший (11−14 лет) и старший (15−17 лет) подростковые периоды.

Считается, что подростковый возраст начинается при наступлении периода половой зрелости. Этот период подразумевает увеличение роста, развитие вторичных половых признаков, а также перестройку всех органов и систем организма. Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено.

В это время происходит интенсивное развитие личности. Все стороны личностного развития подростка подвергаются качественной перестройке: возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, происходит становление нравственности, формируются социальные установки, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Уже в начале подростничества заметны перемены в ребенке: появляются новые черты в поведении, в отношении с окружающими, в отношении к учебе, возникают новые интересы и потребности. Большинство этих изменений направлены на то, чтобы доказать себе и окружающим свое взросление, право на независимость, отвержение всего, что, по мнению подростка, связывает его с детством. Авдулова, Т. П. Возрастная психология учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. Марциковской // М.: Академия, 2011

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как о взрослом, так называемое «чувство взрослости»: он стремится быть и считаться взрослым.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить себя от вмешательства и контроля взрослых, добиться их признания и уважения себе как личности. Уже в начале подросткового периода человек решительно протестует против сложившейся в детстве системы контроля родителей за его время провождением, выбором друзей и занятий. Отстаивая свои новые, «взрослые» права, подросток нередко идет на конфликт. В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка).

Появляются собственные взгляды, оценки, линия поведения. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими.

В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипироваться от родителей. По мнению Б. С. Волкова, обретение автономии в переходном возрасте предполагает:

— эмоциональную эмансипацию, т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве;

— формирование интеллектуальной независимости, т. е. способности мыслить самостоятельно, критически проверяя провозглашенные кем-то утверждения, способность самостоятельно принимать решения;

— поведенческую автономию, которая проявляется в самых различных областях жизни подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпрепровождения до выбора профессии. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2.От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // М.: Владос, 2005

Стать взрослым для многих подростков означает приобрести независимость, права на свободу, но вовсе не принять на себя ответственность и обязанности взрослого человека. Основой поведения здесь все еще остается принцип удовольствия, наивно-детская установка «Я так хочу!». Райс, Ф. / Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Должин, пер. Е. Н. Николаева // СПб, Питер, 2010 — С. 112 В этом заключается глубокое противоречие: ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

Социальная активность подростка теперь формируется на основе большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Одним из наиболее распространенных проявлений взрослости у подростков Т. В. Драгунова называет подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление спиртных напитков, особый лексикон, стремление к взрослой моде, косметика, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений (тусовки у подъезда, поездки за город и т. п. как внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»), ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости — и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ценностями. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т. В. Драгунова // Психология подростка: Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. — М.: 1997. — С. 23

Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение со сверстниками. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина // Ун-т Рос. Академии образования — М.: Изд-во УРАО, 1999 — С. 67 Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Исследования показывают, что общение со сверстниками положительно влияет на психологическое самочувствие и социальную адаптацию подростка: ребенок получает необходимые знания о жизни. Отношения со сверстниками теперь более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление ребенка от семьи. Для подростковой группы характерно отрицание авторитета взрослых: семьи, родителей, учителей.

Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Обычно ребята трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников.

В период с 12 до 17 лет у ребенка происходят изменение картины тела. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди и таза), отчего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми. Новые телесные ощущения, в том числе и свидетельствующие о половом созревании, нередко воспринимаются подростками как сенсация, далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием информации о своем новом физическом «Я».

Одной из характерных особенностей подросткового возраста становится появление в период полового созревания сильной, а зачастую и чрезмерной озабоченности своими внешними данными. Подростки постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Резкое отличие от сверстников, а главное — несовпадение с эталонами подростковой группы имеет громадное значение для самооценки подростков. Подлинные или мнимые недостатки внешности становятся основанием для очень тяжелых переживаний. Чаще всего подростки переживают из-за отличия их внешности от социально-формируемых СМИ стандартов мужской и женской красоты, носителями которых являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, фотомодели.

Половое созревание — явление не только биологическое, но и социальное. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание.

А. Реан считает, что в процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством вопросов и решает вполне конкретные проблемы:

— он хочет знать, как меняется его внешность по мере взросления, как он выглядит в глазах окружающих и каков он на самом деле;

— он познает собственное тело, его половые потребности и реакции;

— у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола, он начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности собственной половой ориентации; Психология подростка: пол. рук. для психологов, пед., родителей [Текст] / Под ред. А. А. Реан. // СПб: Прайм-Еврознак; 2003 — с. 224

Старший школьный возраст — время непосредственной подготовки юношей и девушек ко взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники стремятся глубже понять себя, сложную область человеческих отношений.

Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека, его убеждений и идеалов. Старший подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя, он впервые пытается нащупать свой жизненный план. Происходит активный процесс самоопределения.

А. Реан также отмечает, что у старшего подростка активно начинают развиваться творческие особенности. Психология подростка: пол. рук. для психологов, пед., родителей [Текст] / Под ред. А. А. Реан. // СПб: Прайм-Еврознак; 2003 — с. 243 В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. У девушек появляется потребность в создании любовного идеала. Их творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов.

Для юношей характерно объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).

Интенсивное развитие в подростковом возрасте получает такой феномен психического мира, как идеал. Основанием тому является повышение уровня самосознания подростков, саморефлексия и поиск своей идентичности, т. е. процесс творения самого себя. Идеал — это не только какая-либо конкретная выдающаяся личность, это может быть обобщенный образ желаемых подростком черт, он может выступать в качестве совокупности норм поведения и тем самым задавать ребенку определенные стандарты поведения. По мнению Л. И. Божович, идеал воплощает в себе определенную систему требований ребенка к самому себе, и как бы ни были настойчивы требования, предъявляемые ребенку извне, если они расходятся с требованиями его идеала, они не способны оказать на него должного воздействия. Созданный подростком некий идеальный образ приобретает способность направлять и определять движения формирующейся личности на пути как интеллектуального, так и личностного, а также профессионального развития. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — № 4; с. 76

.Подросток весьма подражателен. Он нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен, актер, певец, рок-музыкант и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. К. В. Рубчевский отмечает, что сегодня объектом подражания признакам взрослости у подростков являются не родители, учителя или старшие товарищи, а современные герои и звезды, образ жизни которых пропагандируется СМИ

§ 1.2 Влияние печатных СМИ на формирование картины мира у современных подростков подросток журнальный периодика библиотека Современное общество носит информационный характер и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей.

Важнейшим источником оперативного информирования читателей о событиях и фактах общественной жизни, о результатах научных исследований, а также средством формирования мировоззрения является периодическая печать. С ее помощью осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Печатные СМИ являются самым распространенным видом СМИ в Российской Федерации. Многие издательские дома сейчас находятся на пике популярности. Н. М. Запекина отмечает, что современные школьники в большей степени предпочитают формат глянцевого журнала с большим количеством иллюстраций, чем газеты, где превалирует текстовое наполнение. Запекина, Н. М. Современная доусговая периодика для детей: тематико-типологические черты [Текст] / Н. М. Запекина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2006. — № 2- С. 10−14

Молодежные журналы нацелены, прежде всего, на оказание помощи в социальной ориентации молодежи и публикуют для них актуальную информацию. Даже развлекательные журналы ориентируют молодого читателя в мире досуга, модных увлечений, эстетических предпочтений молодежи.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся спросом среди подростков. По мнению В. В. Ворошилова, подростковые журналы дублируют друг друга, их цели — информирование, развлечение, реклама и общение с читателями. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник для вузов [Текст] / В. В. Ворошилов // СПб, 1999. Тематика большинства журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков, а нацелены на всевозможные развлечения.

В ситуации острой конкурентной борьбы за рынки сбыта своей продукции, российские средства массовой информации в целях удержания и расширения зрительской и читательской аудитории прибегают к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на исконных человеческих слабостях, к смакованию и прославлению пороков, к уничижению нравственности. На страницах печатных СМИ появилось огромное количество информации, способной оказать негативное воздействие на нравственное сознание и поведение подрастающего поколения. А. Запесоцкий отмечает, что вместо просветительской работы и повышения уровня сознательности общества, молодежная периодика ориентирует молодежь к переосмыслению своих этических норм, к игнорированию общечеловеческих ценностей. Запесоцкий, А. Влияние СМИ на молодёжь как проблема отечественной педагогики [Текст] / А. Запесоцкий // Педагогика — 2010. — № 2 — С. 10 Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать.

Кузина С.В. подчеркивает, что дети, подростки наиболее внушаемы, неопытны, имеют недостаточный уровень знаний, неустойчивость психики, несформированность жизненных идеалов и целей, а потому более чем другие слои общества подвержены сильному влиянию нездоровой пропаганды СМИ. Структура психики подростка как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступающей из внешнего мира, еще до конца не сформирована. Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Текст] /С.В.Кузина // Власть. — 2007. — № 8

На начальном этапе жизни ребенок не только активно формируется, познает окружающую действительность, но и вырабатывает к ней соответствующее отношение, в соответствии с которым в будущем и будет строить своё поведение.

В связи с этим вызывает тревогу возросшее влияние средств массовой информации на процесс формирования мировоззрения подрастающего поколения. Это связано с тем, что в условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 — 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы, общение с детьми уходит у родителей на второй план. Т. Малых отмечает тенденцию резкого увеличения доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения. Малых, Т. Педагогические аспекты информационной безопасности [Текст] / Т. Малых // Народное образование, 2007 — № 5 — С.121

В подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, подросток начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты.

К. Сандалова указывает список тем, которые обязательно освещаются досуговой молодежной прессой и выдвигаются по значимости для читателя на первый план, формируя у него ложные ценности: Сандалова, К. Воспитание «Хулигана» «Молотком». Чему учат молодежные журналы? [Текст] / К. Сандалова // Москва, 2006 — № 3 С. 165

— музыка, кино, шоу-бизнес, жизнь звезд;

— компьютерные игры, Интернет; технические новинки;

— молодежная мода, аксессуары;

— культивирование образа «крутого парня» или «стильной девчонки»;

— отношение к материнству (отцовству);

— взаимоотношения с родителями;

— отношения полов, секс Молодежные СМИ часто, незаметно для подростка, формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка.

Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и подросток начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы. Подросткам даются подробные советы, как обманывать своих родителей, пресекать вторжения в свою личную жизнь.

Впрочем, негативное отношение прививается не только к родителям, но и к тем взрослым, которые напрямую связаны с воспитанием детей, особенно к учителям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном (как придирающиеся, неуравновешенные, перегруженные эмоциями) и становятся предметом насмешек. Тем самым нарушается иерархия «взрослый-ребенок».

Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие сексуальные темы. Интимные темы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку важнейшей особенностью данного возраста является пробуждение полового чувства, кроме того, в пубертатный период формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов активно обсуждаются проблемы свободного секса, толерантность к сексуальным девиациям.

В журналах для подростков часто на откровенные вопросы читателей отвечает доктор-сексолог, которому можно написать в редакцию. При этом основной контингент читателей подобных изданий — школьники от 11 до 16 лет. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия «стыд», «нравственность», «мораль», что, по мнению С. В. Кузиной, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка. Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Текст] /С.В.Кузина // Власть. — 2007. — № 8

Все это противоречит традиционному воспитанию, которое позволяло задействовать, прежде всего, развитие интеллектуальных и духовно-нравственных сторон личности ребенка. Возможность сексуально «растормозить» психику ребенка всегда осознавалась как опасность, чреватая глубокой последующей деформацией личности ребенка.

Притом, что происходит преждевременное сексуальное развитие, семейные ценности признаются «устаревшими». Супружество становится старомодной формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей.

Молодого читателя ориентируют, прежде всего, на удовлетворение собственных желаний и удовольствий, что невозможно при наличии семьи и особенно детей, пропагандируется секс вне связи с браком и семьей. Дети называются «обузой», которую не стоит торопиться на себя взваливать, поскольку отношения супругов и так скучны и монотонны. Подрастающему поколению навязывается новая идеология, новое мировоззрение, в котором дети — тяжкое бремя, В радикальных преобразованиях, происходящих в мире под воздействием СМИ, изменилось и понимание ценностей. Уменьшилось значение духовных аспектов жизни человека, внешность и внешние формы стали одним из главных параметров оценки людей, особенного молодого поколения. Идеалы, которые культивируются подростковыми журналами — это телесная красота и сексуальность.

Как известно, эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они переживают из-за отличия их внешности от социально-формируемых СМИ стандартов мужской и женской красоты, носителями которых являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, фотомодели. Подобные идеалы формируются у девочек-подростков при регулярном просмотре глянцевых журналов, на страницах которых мелькают героини — модели и другие ухоженные представительницы шоу-бизнеса.

Как отмечает Ю. Кузнецова, сследования в США показали, что почти половина девочек-подростков и треть мальчиков готовы пойти на крайние меры, чтобы достичь образа идеального, по их мнению, тела и идеального веса — наконец приблизить себя к глянцевому идеалу. Кузнецова, Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? [Текст] / Ю. Кузнецова // Народное образование — 2004 № 8

Этот же исследователь отмечает, что в первую очередь детей вводят в заблуждение изображения в журналах, которые перед публикацией обрабатываются в программе Photoshop и других аналогичных программах.

Дети не отдают себе отчет, что в большинстве случаев они хотят соответствовать нереальным стандартам.

Основным содержанием большинства подростковых журналов (например, «Ровесник», «Bravo International», «Все звёзды») являются материалы, посвященные кумирам. Кумиры, как компоненты подростковой и молодежной субкультуры, эмоционально притягательны для читателей. Они косвенно могут создавать представления об Идеальном Взрослом. Идеалы сегодняшних подростков — создаваемые и тиражируемые средствами массовой информации: кино-, поп-, рокзвезды, топ-модели и т. п. Кумир принадлежат к числу «избранных», противопоставляет унылому, рутинному существованию яркую, насыщенную событиями и впечатлениями жизнь.

По точному замечанию К. В. Рубчевского часто подростковая пресса внедряет в сознание юных читателей образы людей, страдающих психическими патологиями, которые становятся примерами для подражания. Рубчевский, К.В. СМИ и проблема развития личности [Текст] / К. Б. Рубчевский // Философия и общество. — 2006. — № 1

Рассказы о личной жизни и внешнем виде звезд не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают примитивное, разрушительное восприятие у подростка. Молодежные СМИ мощно влияют на смысложизненные ориентации старших подростков, задают и продвигают стандарты красивой жизни.

Молодежные иллюстрированные журналы претендуют на формирование стиля жизни своих юных читателей, пользуются потребностью подростков модно и привлекательно выглядеть и навязывают свои стандарты потребления различного рода дорогостоящей продукции, питания, одежды и т. д. А. Базанов считает, что реклама в российских СМИ превысила все допустимые или признанные во всех странах мира нормы. Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 — № 3

Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса.

Пропаганда наркотиков, по словам руководителя научно-практического центра «Барьер» Института социально-экономических проблем народонаселения, старшего научного сотрудника ИСЭПН РАН Н. Е. Марковой, ведется не только прямо, но и косвенно через рекламу поп-звезд, сведения об их гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений, сообщения о девиантных поступках кумиров: преступлениях и подтвержденности наркомании. Маркова, Н. Е. Глобальные экономические интересы и СМИ / Н. Е. Маркова // «Школьные технологии» № 4/2008 — с. 29 В таких статьях наркотики нередко являются неотъемлемой частью образа рокили кинозвезды, создают ореол загадочности и «крутости», а подростки стремятся подражать не только внешнему облику кумира, но и его стилю поведения.

Такие сведения, по мнению Н. Е. Марковой, могут убедить несовершеннолетнюю читательскую аудиторию в безопасности «легких» наркотиков и возможности избежать наркозависимости даже при употреблении некоторых видов «тяжелых» наркотиков. Также в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости Подобными публикациями, по мнению эксперта, журналисты разрушают у детей естественную преграду страха, пробуждают интерес к наркотическим веществам и тем самым провоцируют на потребление наркотических и психотропных средств.

Молодежные издания стараются позиционировать себя как партнеров по общению, тем самым завлекая подростковую аудиторию. Усиливают привлекательность издания различные приемы присоединения к читателю-подростку, в основном — особый язык:

С. В. Кузина отмечает следующие приемы:

— Используется подростковый сленг: «перец», «раша», «жесть», «предки» и т. п.;

— Подвергается культурной эрозии русский язык, путем усечения словоформ конструируется «новояз», создающий у использующих его подростков определенное эмоциональное состояние: «чел», «инфа», «туса», «препод», «МЧ» и т. д.:

— Употребляется нецензурная лексики, прозрачно завуалированная изъятием одной буквы из легко индентифицируемого слова: …опа, и др.: или слегка видоизмененная: пипец и др.

— Авторами используется способ обращения от Я к ТЫ;

— Существует доступность обратной связи: публикация почтовых и электронных адресов не только редакций, но и авторов текстов. Кузнецова, Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? [Текст] / Ю. Кузнецова // Народное образование — 2004 № 8 — С.229

По мнению С. В. Кузиной, подобные приемы и приобщение детей к нецензурным словам способствуют росту безграмотности и растормаживают психику подростка, поскольку матерная брань всегда была табуированной в русской культуре.

Часто подростковые СМИ путем пропаганды красивой жизни, умением героев «зарабатывать, но не работать» формируют в подростках установку на потребительство как жизненную позицию. А. Запесоцкий предупреждает, что одним из таких последствий может стать формирование антисоциальной направленности личности, под которой понимается устойчивое стремление личности к удовлетворению своих потребностей за счет общества без трудового участия. Запесоцкий, А. Влияние СМИ на молодёжь как проблема отечественной педагогики [Текст] / А. Запесоцкий // Педагогика — 2010. — № 2

Да и Волков отмечает, что идеал честного труженика за последние два десятилетия перестал быть привлекательным. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2.От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // М.: Владос, 2005

Подводя итог, можно сказать, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, моды и свободных отношений. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма.

Сегодня средства массовой информации стали преимущественно женскими, в большей мере сориентированы на девушек и девочек, и, как следствие, они не воспитывают будущих настоящих мужчин — защитников и отцов.

Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры, семье, ценности Родины, целомудрию и т. д. Задаются характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение.

Глава II. Подросток и современный рынок журналов для детей

§ 2.1 Современное состояние рынка журналов для подростков Для того, чтобы осмыслить современное состояние рынка журналов для подростков, мы просмотрели каталог «Пресса России» за текущий, 2012 год (рубрика «Детские и молодежные издания») и выявили в нем 71 издание (представлены в приложении), рассчитанных подростковую аудиторию. Их тираж колеблется от 998 экз. (православный литературно-художественный журнал «Кораблик») до 250 000 экз. (молодежный журнал «Все звезды»). Примечательно, что региональные издания православной и литературно-художественной направленности имеют тираж значительно ниже, чем популярные молодежные развлекательные журналы, посвященные звездам шоу-бизнеса.

Исследователь А. Базанов объясняет значительное превышение тиражей подростковой досуговой прессы высокой прибыльностью изданий подобного типа. По его мнению, их популярность среди подростков объясняется тем, что «подобные сугубо коммерческие журналы сориентированы, прежде всего, на развлечение молодежи». Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 — № 3 С. 172

Целевое назначение современной детской и юношеской журнальной периодики во многом определяется ее учредителями, издателями, редакциями. Сегодня ее выпуском периодики занимаются государственные и общественные структуры, информационные агентства и издательские дома, коммерческие организации, редакционные коллективы газет и журналов.

Издательствами «Юный техник», «Ровесник», «Эгмонт Россия», РИЦ «Кассея», «Росчерк» в каталоге представлены по три журнала, издательством «Комикс» — четыре. Это факт говорит о наметившейся сегодня тенденция к концентрации нескольких изданий в рамках одной издательской структуры.

Также нами было отмечено, что сегодня большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам: младшим школьникам и младшим подросткам (альманах «Клепа», журналы «Свирель», «GEOлёнок», «Миша» и др.), младшим подросткам и старшеклассникам (журналы «Bravo International», «Бумеранг», «Маруся», «Джульетта» и др.), старшеклассникам и молодежи («Наша молодежь», «Студенческий меридиан», «ELLE Girl», «Oops!», «Yes!»).

Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В каталоге «Пресса России» наибольшее количество журналов рассчитано на младших подростков (11- 14 лет) — 44, для старших подростков — (15−17 лет) журналов в два раза меньше — 22. Вместе с тем можно выделить 6 журналов, рассчитанных на довольно широкую детско-юношескую аудиторию. Их 6: научно-популярный журнал об окружающем мире для детей и подростков «Детская энциклопедия АиФ», журнал комиксов «Команда супергероев (MARVEL)», компьютерный журнал для начинающих «Компьютер — Mouse», литературно-художественный журнал экологической направленности «Лазурь», ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» «Левша», научно-популярное техническое издание «Мир техники для детей».

По своему целевому назначению мы выделили 10 типов журналов.

1) Досуговый (развлекательный) общей направленности На сегодняшний день это самый популярный тип журнала, ориентированный в основном на подростков от 10 до 17 лет. О себе эти журналы заявляют как о журналах, освещающих проблемы и события, интересные и актуальные для подростков.

Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики схожи со взрослой бульварной прессой: кино, музыка, мода, новости шоу-бизнеса, информация о личной жизни «звезд», секс, гороскоп, тесты, анекдоты. Журнал «Bravo International» выходит под лозунгом «BRAVO — с нами ты в теме!» и позиционирует себя как журнал, отвечающий на вопросы, «которые ты не можешь задать родителям». «Bravo International», июль 2012, № 7. В таких журналах часто используется молодежный сленг. К такому типу можно отнести журналы «Bravo International», «Бумеранг», «Ровесник».

Универсальные досуговые издания — фактически единственные подобного типа журналы, включающие в свою аудиторию мальчиков-подростков. Журнальной периодики, ориентированной исключительно на воспитание юноши, практически нет.

Большая часть досуговой подростковой прессы ориентирована на аудиторию девочек-подростков. Это — журналы для девочек «Bravo international for GiRL!», «Girl», «Все звёзды», «Маруся», «Джульетта», «Девчонки» и др. Эти журналы часто культивируют образ «стильной девчонки», уделяют большое внимание девичьим интересам, стилю жизни: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, построить отношения с любимым, а также «звездным» новостям, психологическим тестам, гороскопам. Часто «девчачьи журналы» ведут активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы — ответы), пытаются оказать психологическую помощь. В журнале «Маруся» много рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы «Маруся», сентябрь 2012, № 9. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и отношениях («Мне 15», «Ромео и Джульетта»). Эти журналы пользуются большой популярностью у девочек-подростков. «Мне 15», июнь 2012

Ориентированы на подростковую аудиторию и популярны среди старших подростков молодежные женские глянцевые русифицированные версии западных изданий, журналы нового типа — «lifestyle» («стиль жизни»).

Зарубежные глянцевые издания легко смогли завоевать интерес российских потребителей, так как не было конкурентов среди отечественных изданий. Е. В. Шабалина успех глянцевых журналов объясняет тем, что их созданием и распространением занимаются издательские медиа-холдинги, выпускающие глянцевые журналы в России: «Yes!» издает Independent Media, «Oops!» — Burda, «Elle Girl» — Hachette Filipacchi Shkulev. Шабалина, Е.В. «Глянцевые» журналы: манипуляция чтением [Текст] / Е. В. Шабалина, М. В. Шабалина // Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант: материалы Уральской библиотечной ассамблеи / ЧГАКИ; сост. Т. Д. Рубанова. — Челябинск, 2007.

Издатели глянцевых журналов видят своей целью формирование и поддержание у читателя представлений о модном образе жизни. К таким журналам «о моде и стиле для девушек», формирующим образ девушки, для которой первостепенное значение имеет модная внешность и позиционирующим себя как «твой первый глянцевый журнал», можно отнести журналы «Oops», «Yes!», «Elle Girl».

В таких журналах отражены типичные женские интересы: личная жизнь, здоровый образ жизни, стиль, макияж (как образец — внешность и стиль западных звезд), работа, учеба, развлечения, психологические аспекты жизни современной «идеальной» женщины. Много места в таких журналах уделено дорогостоящей рекламе брэндовой одежды и косметики, статьям о звездах шоу-бизнеса и fation-индустрии.

2) Научно-популярный журнал К этому типу мы отнесли издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор («Детская энциклопедия АиФ» журналы «А почему?», «Левша» «GEOлёнок», «Юный натуралист», «Юный техник», «Эскиз»). Также к научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний — в нашем случае это журнал для изучающих английский язык «SPEAK OUT» .

3) Литературно-художественный журнал К этому типу мы отнесли художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», журнал «Сибирячок», имеющие экологическую направленность, «Свирель», альманах для семейного чтения «Доброе слово» и др.).

В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю.

4) Информационно-публицистический журнал (для старших подростков) Цель информационно-публицистических изданий состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, освещать социально-экономические проблемы молодежи, влиять на сознательный выбор средств их решения. В рассматриваемом нами каталоге таких изданий представлено неоправданно мало — всего 2 — «Наша молодежь» и «Студенческий меридиан».

5) Детский познавательно-развлекательный журнал (детская доусговая пресса) В основном детские познавательно-развлекатльные журналы ориентированы как на младших школьников, так и на младших подростков. К этому типу мы отнесли журналы «Апельсинка» (Челябинская область), «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа», «Мурзилка», «Сказочный мир» и др.

Для детской досуговой периодики характерны публикации произведений русских, советских и зарубежных классиков. Печатаются малые литературные жанры, т. е. стихи, рассказы, юморески, повести Большинство детских изданий занимательны. Они создаются по принципу «развлекая — поучать». Всегда используются игровые элементы, даются развивающее-обучающие задания (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т. д.).

Чтобы привлечь детей и удержать их внимание во время прочтения, используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации, особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все познавательно-развлекательные журналы многоцветны и красочны.

6) Специализированный журнал К такому условному типу журналов мы отнесли издания, посвященные определенной тематике, вызывающей интерес у узкого круга читателей. В нашем случае — для младших подростков — журналы, посвященные прикладному творчеству: журналы «Мастерилка», «Коллекция идей», «Девчонки — мальчишки. Школа ремесел» и приложение к нему «Радость творчества» и др.; - журнал, посвященный изобразительному искусству (для профессионально занимающихся детей) «Юный художник»,

— для старших подростков — журнал, посвящены борьбе с наркотиками «Нарконет».

7) Журнал комиксов Традиционно этот тип изданий популярен у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков, однако сами журналы заявляют своей аудиторией возраст до 12 лет, т. е. включают и младших подростков. А журнал «Команда супергероев (MARVEL)» ориентируется на младших и старших подростков.

В комиксах предусмотрено деление по гендерному признаку В нашем случае — для девочек — «Totally Spies / Девочки-Супершпионки»,

для мальчиков «Приключения Скуби-Ду», «Команда супергероев (MARVEL)», но так же часто встречаются и универсальные, без деления на половую принадлежность, такие, как «Комиксы журнала «Развлекательный каламбур» .

8) Компьютерный журнал К журналам о компьютерах и компьютерных играх мы относим «Игроманию», «Страну игр», «Хакер», «Компьютер — Mouse» и др.

9) Православные журналы По чуткому замечанию исследователя А. Базанова, большинство православных детских журналов «добрые, милые». Издаются православные журналы «энтузиастами, пытающимися в меру своих сил и возможностей поддержать народ в столь критические времена». Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 — № 3 С. 169

К этому типу изданий мы отнесли «Кораблик», «Православная радуга» (г. Самара), «Наследник», «Саша и Даша».

10) Кроссворды. Сканворды Этот тип изданий ориентирован на младших подростков. В каталоге представлены два журнала этого типа: «Золотая антилопа», «Кроссвордленд».

Таким образом, по целевому назначения современные подростковые журналы можно поделить на 10 типов.

Количество журналов в каждом типе следующее:

Досуговые издания — 17 (из них — 7 журналов универсальные, 6 — для девочек-подростков и 4 — глянцевые издания для девушек);

Научно-популярные издания — 12 (из них: 10 — для младших подростков, 2 — для старших подростков);

Литературно-художественные издания — 11 (их них: 8 — для младших подростков, 3 — для старших подростков);

Детские познавательно-развлекательные журналы — 6;

Журналы комиксов — 6 (из них: для девочек — 2, для мальчиков — 2, универсальных также 2 журнала);

Специализированные журналы — 6 (из них — 4 посвященных прикладному творчеству, 1 — технике изобразительного искусства, 1 — пропагандирующий борьбу с наркотиками, журнал «Нарконет»);

Компьютерные журналы — 5 (из них: 1 — для младших подростков, 4 — для старших подростков);

Православные журналы — 4 (из них: 3 ориентированы на младших подростков, 1 — на старших подростков);

Кроссворды — 2 (для младших подростков);

Иформационно-публицистические журналы — 2 (для старших подростков).

К сожалению, уже при типологическом анализе журналов мы можем прийти к неутешительному выводу: современная российская подростковая пресса несоизмеримо больше представлена развлекательными (досуговыми) журналами, уводящими формирующуюся личность от жизненных реалий, приучает подростка к облегченной информации, которая не требует размышлений. Серьезные, информационно-публицистические издания по количеству предлагаемых на рынке стали в один ряд с кроссвордами. Современный рынок журналов для детей постоянно растет, появляются все новые издания, усиливается конкурентная борьба.

§ 2.2 Журналы для подростков в детских библиотеках г. Челябинска Журналы имеют два вида распространения: через подписку и через розничную продажу. Большинство из представленных в каталоге журналов распространяются через подписку.

К сожалению, у современных подростков нет возможности оформить подписку, кроме того, такой вид приобретения журнала не пользуется популярностью в нынешнее время.

Однако хорошо знакомы с подписными изданиями детские библиотеки, цель которых — знакомить читателей с новой качественной прессой, расширять их кругозор, стимулировать интерес детей к чтению.

Для того, чтобы определить доступность качественных и разнообразных подростковых изданий в челябинских библиотеках, мы проанализировали имеющуюся в библиотеке журнальную прессу, сравнили ее с периодикой, представленной в каталоге.

С этой целью мы посетили 8 библиотек г. Челябинска: Челябинскую областную детскую библиотека, Центральную детскую библиотеку им. А. М. Горького и другие районные детские библиотеки города: № 2, № 3, № 6, № 10, № 13, № 15.

Проанализировав собранные данные, мы пришли к выводу о том, что из 71 журнала, представленных в каталоге, читателям предлагаются только

32 издания (из них: 18 — для младших подростков, 14 — для старших подростков).

Младшим подросткам в библиотеке предлагались следующие типы современных журналов:

Научно-популярные журналы в количестве 9 изданий: «GEOленок», «А почему?» «Мир техники для детей», «Тошка и компания», «Филя», «Чудеса и приключения детям», «Эскиз», «Юный техник», «Юный эрудит».

Познавательно-развлекательные издания были представлены 3мя журналами: «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа».

Литературно-художественные издания были представлены также 3мя журналами: журнал: «Миша», «Пионер», «Свирель».

Из 2х специализированных журналов — 1 посвящен прикладному творчеству («Коллекция идей»), 1 — секретам изобразительного мастерства («Юный художник»).

1 журнал комиксов: «Приключения Скуби-Ду».

Из перечисленных в каталоге в библиотеке имелись следующие типы изданий для старших подростков:

Лидируют досуговые издания — их 9. Из них — 6 универсальных журналов: «Bravo International», «Бумеранг», «Все звезды», «Мне 15», «Ровесник», «Ромео и Джульетта», для девочек-подростков — 2: «Girl», «Маруся», 1 журнал о моде и стиле жизни для девушек «Oops!»;

В каталоге равное количество компьютерных журналов («Игромания» и «Страна игр») и информационно-публицистических («Наша молодежь», «Студенческий меридиан») — по 2;

1 специализированный журнал «Нарконет».

Чаще всего в библиотеке встречались журналы: досуговое издание для девочек «Маруся», научно-популярные — «GEOленок» (для младших подростков) и «Мир техники для детей» (для младших и старших подростков), познавательно-развлекательный журнал для младших подростков «Классный журнал».

Православные журналы и журналы кроссвордов, имеющиеся в подписном каталоге, не представлены ни одной библиотекой. Также удручает отсутствие разнообразия в выборе периодики для старших подростков.

Согласно проведенным исследованиям, у младших подростков пользуются спросом 9 изданий из четырех тематических групп:

6 наименований научно-популярных журналов:

«GEOленок», «Мир техники для детей», «Тошка и компания», «Юный эрудит», «Юный техник», «Эскиз»;

1 познавательно-развлекательный журнал «Классный журнал»;

1 литературно-художественный журнал «Миша»;

1 специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству, «Коллекция идей».

У старших подростков пользуются спросом 6 изданий из двух тематических групп:

4 подростковых досуговых издания.

Из них — универсальных — 3: «Бумеранг», «Мне 15», «Ромео и Джульетта», для девочек-подростков — «Маруся».

2 компьютерных журнала: «Игромания», «Страна игр».

В выборе периодики сказалась разница между чтением мальчиков и девочек.

Мальчики среднего школьного возраста отдали предпочтение техническим журналам: «Мир техники для детей», «Юный техник», «Юный эрудит», их ровесницы — «Тошка и компания», «Коллекция идей», «Эскиз». И мальчикам, и девочкам полюбились журналы «GEOленок», «Классный журнал».

В старшем подростковом возрасте интерес к чтению в основном проявляют девочки. Для них наиболее привлекательны журналы «Маруся», «Мне 15» и «Ромео и Джульетта». Иногда забредающим в библиотеку юношам интересы компьютерные журналы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок молодежной прессы сейчас находится в активной фазе развития. С каждым годом увеличивается поток изданий, адресованных юношеству.

Проанализировав подростковые журналы, представленные в подписном каталоге и журналы, существующие в библиотеке г. Челябинска, мы пришли к следующим выводам.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ — это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. «Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг — таким образом, сместился центр тяжести» Запесоцкий, А. Влияние СМИ на молодёжь как проблема отечественной педагогики [Текст] / А. Запесоцкий // Педагогика — 2010. — № 2.

Информация, публикуемая в досуговой подростковой прессе, часто оказывается антисоциальной или просто «пустой». Она беспрепятственно поступает к своему читателю, который в силу возраста оказывается к ней наиболее восприимчив. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания детско-юношеской аудитории, и в особенности подрастающего поколения.

На современном российском рынке детско-юношеской периодики доминирует развлекательная пресса западного образца, пропагандирующая идеалы массовой поп-культуры, проповедующая распущенность и вседозволенность. Сегодня реальность такова, что подростковое чтение все чаще становится источником развлечения.

Исследователям хорошо известны негативные влияния на формирование личности подростков таких журналов. Речь идет о ранней сексуализации, проводимой через освещение интимных тем рядом типичных подростковых изданий, ориентации на нетрадиционные межпоколенческие отношения, снятии системы запретов, объявлении стыда рудиментом, установке на потребительство как жизненную позицию, подачу девиации как нормы, пропаганда сексуальных отношений вне брака, обсуждение темы наркотиков, чрезмерное употребление молодежного слэнга и прозрачно завуалированной ненормативной лексики и т. д. Такого рода ценностно-смысловое поле, предлагаемое читателю в качестве единственно нормативного, в перспективе способно не просто еще больше исказить ценностные ориентации подростка, но и помешать целостному нравственному становлению личности. Кузнецова, Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? [Текст] / Ю. Кузнецова // Народное образование — 2004 № 8 — С.230

Также нами было отмечено, что сегодня большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам. В каталоге «Пресса России» наибольшее количество журналов рассчитано на младших подростков (11- 14 лет) — 44, для старших подростков — (15−17 лет) журналов в два раза меньше — 22. Вместе с тем можно выделить 6 журналов, рассчитанных на довольно широкую детско-юношескую аудиторию.

В каталоге «Пресса России» лидирует по количеству изданий досуговая пресса для подростков — 17 наименований из 71, освещающая такие незамысловатые темы, как музыка, мода, кино, развлечения, отношения с противоположным полом. К сожалению, как уже говорилось ранее, такие издания имеют значительно больший тираж, а потому продаются в розницу, в отличие от ряда региональных изданий православной и литературно-художественной направленности. Это уже говорит о том, что рынок формирует интересы подрастающего поколения, качественная пресса остается в тени, в то время как популяризируется пресса развлекательного характера. Информационные потребности и тематические интересы молодежи зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально — психологических факторов: таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц и явлений.

По полу прессу для подростков и молодежи издатели разделяют таким образом: универсальные журналы: «Bravo International», «Бумеранг», «Ровесник»; для девочек-подростков: «Bravo international for GiRL!», «Girl», «Все звёзды», «Маруся», «Джульетта»; для девочек постарше — «Oops», «Elle Girl», «Yes!».

Сегодня журнальная периодика стала преимущественно женской, в большей мере сориентирована на девушек и девочек, и, как следствие, она не воспитывают будущих настоящих мужчин — защитников и отцов.

К подсегменту подростковых/ молодежных журналов относятся — глянцевые журналы «о моде и стиле» для современных девушек «Oops!», «Elle Girl», «Yes!», рассчитанные на аудиторию как подростков, так и молодежи.

Не может не радовать тот факт, что наряду с преобладанием досуговых изданий, развивающей, качественной прессы, обеспечивающей полноценное, культурное, духовно-нравственное развитие подростков в каталоге — почти половина от общего количества наименований: из 71 наименования — 12 научно-популярных изданий, 11 литературно-художественных, 6 специализированных (посвященных специфической тематике или определенным интересам ребенка), 3 православных журнала, 2 информационно-публицистических. Эти группы журналов ориентированы не только на младших, но и на старших подростков.

Кроме того, в каталоге присутствуют такие типы журналов, как: детские познавательно-развлекательные (6), компьютерные (5), комиксы (6), кроссворды (2).

К сожалению, большинство этих изданий распространяется по подписке.

Таким можно образом, можно говорить о том, что на российском рынке представлено достаточное количество качественных журналов для детей, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка, однако они недоступны для читателя.

Но и библиотеки, задача которых — научить подрастающее поколение культуре чтения, далеко не всегда обеспечивают подростков недоступной им прессой. Согласно проведенному нами исследованию, в библиотеках г. Челябинска основная доля изданий для старших подростков — досуговые (9 из 17, представленных в каталоге: «Bravo International», «Бумеранг», «Все звезды», «Мне 15», «Ровесник», «Ромео и Джульетта», «Girl», «Маруся», «Oops!») и компьютерные издания (соответственно 2 из 4: «Игромания», «Страна игр»). Таким образом, библиотекой популяризируется среди старших подростков чтение журналов развлекательного характера, облегченных для восприятия и понимания, чтение для отдыха и развлечения. Также в библиотеке имеются 2 информационно-публицистических издания, не пользующихся спросом у подростков ((«Наша молодежь», «Студенческий меридиан»), 1 журнал носит специализированный характер, посвящен борьбе с наркотиками «Нарконет». Православных изданий, научно-популярных, литературно-художественных изданий, рассчитанных на подростковую аудиторию (при наличии этого типа изданий в подписном каталоге), нет.

Такое однообразие выбора изданий приводит к формированию низкой культуры чтения и узости интересов у подростка, что доказывают исследования журнальных предпочтений старших подростков.

На практике дело обстоит еще худшим образом: старшеклассники выбирают для чтения исключительно досуговые (развлекательные) журналы. Также популярны компьютерные издания. Старшие подростки совсем не проявляют интереса к изданиям более интеллектуального содержания, даже к тем, что есть в наличии (информационно-публицистические издания). Они не только не учатся нормам морали, нравственности, не знакомятся с литературой, культурой, историей своей страны, но даже не проявляют общественной заинтересованности; заинтересованность у них вызывает только та литература, над которой не надо думать.

С разнообразием журналов для младших подростков дела обстоят значительно лучше, даже в процентном соотношении в библиотеке их чуть больше тех, что ориентированы на старших подростков (56% против 44%).

Половина изданий для младших подростков из тех, что представлены в библиотеке — научно-популярные (9 из представленных в каталоге 10: «GEOленок», «А почему?» «Мир техники для детей», «Тошка и компания», «Филя», «Чудеса и приключения детям», «Эскиз», «Юный техник», «Юный эрудит»), познавательно-развлекательные (3 из 6 существующих: «Веселый затейник», «Классный журнал», «Клепа») и непростительно мало литературно-художественных изданий при сегодняшней острой проблеме качества детского чтения (всего лишь 3 из 8: «Миша», «Пионер», «Свирель»). К сожалению, библиотекари, постоянно обсуждая эту проблему, тем не менее, не способствуют ее решению, в частности, путем увеличения количества подписных литературно-художественных изданий.

Хорошо то, что в библиотеке имеются издания, способствующие развитию интересов ребенка, так называемые специализированные журналы — журналы, посвященные прикладному творчеству «Коллекция идей» и изобразительному искусству «Эскиз».

К сожалению, ни в одной библиотеке нет православных изданий, которые могли бы способствовать формированию нравственному развитию личности подростков (сознательности, милосердия, человеколюбия и других нравственных проявлений).

Наибольшее предпочтение младшие подростки отдают научно-популярным журналам, выбирают их в 5 раз чаще по сравнению с другими типами изданий (5 из 8 обычно предпочитаемых ими изданий), что свидетельствует об их хорошем познавательном интересе. Это также подтверждает и тот факт, что дети наряду с познавательно-развлекательными изданиями выбирают литературно-художественные и посвященные прикладному творчеству издания. Исходя из этого, можно сделать вывод о хорошей, правильно сформированной читательской культуре этой возрастной категории.

Однако не факт, что эта культура чтения сохранится через несколько лет у этих детей, когда они станут старшими подростками. Немало этому будет способствовать однобокий выбор журналов для старшеклассников в детских библиотеках, ориентированность на пустую развлекательную прессу, что мы можем наблюдать сейчас.

К сожалению, это происходит притом, что качественная пресса для старших подростков существует, что и показывают данные каталога. Таким образом, гипотеза о том, что только часть качественной подростковой прессы, издаваемой в России, доходит до своего читателя, подтверждена.

Также мы смогли проанализировать различия в предпочтениях мальчиков и девочек. Наиболее интересными в младшем подростничестве для мальчиков являются научно-популярные издания, издания связанные с играми и техникой, для девочек — познавательно-развлекательные, посвященные природе, животным, искусству и прикладному творчеству.

В старшем подростковом возрасте основные читатели библиотеки — девушки. Они выбирают досуговые издания для девочек, описывающие моду и жизнь звезд шоу-бизнеса. Для юношей представляют интерес компьютерные журналы.

Знание интересов и потребностей молодых читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки, как наиболее популярного и доступного хранилища информации.

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. Марциковской // М.: Академия, 2011 — 319 С.

2. Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 — № 3 С. 168−173

3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] // Л. И. Божович Вопросы психологии. — 1979. — № 4; С. 55−59

4. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко // М.: Олмапресс, 2004. 448 С.

5. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2.От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // М.: Владос, 2005 — 306 С.

6. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник для вузов [Текст] / В. В. Ворошилов // СПб, 1999. — 485 С.

7. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т. В. Драгунова // Психология подростка: Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. — М.: 1997. — С. 17 — 28

13. Запекина, Н. М. Современная доусговая периодика для детей: тематико-типологические черты [Текст] / Н. М. Запекина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2006. — № 2- С. 10−14

14. Запесоцкий, А. Влияние СМИ на молодёжь как проблема отечественной педагогики [Текст] / А. Запесоцкий // Педагогика — 2010. — № 2 — С. 3 — 16

17. Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Текст] /С.В.Кузина // Власть. — 2007. — № 8 С. 86−89

18. Кузнецова, Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять? [Текст] / Ю. Кузнецова // Народное образование — 2004 № 8 — С. 228 -234

19. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина // Ун-т Рос. Академии образования — М.: Изд-во УРАО, 1999 — 176 С.

20. Малых, Т. Педагогические аспекты информационной безопасности [Текст] / Т. Малых // Народное образование, 2007 — № 5 — С.118−123

21. Маркова, Н. Е. Глобальные экономические интересы и СМИ / Н. Е. Маркова // «Школьные технологии» № 4/2008 — с. 28 — 32

22. Психология подростка: пол. рук. для психологов, пед., родителей [Текст] / Под ред. А. А. Реан. // СПб: Прайм-Еврознак; 2003 — 590 С.

23. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова // Высшее образование, МГППУ, 2007 — 194 С.

24. ОСТ 29.127−2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия [Текст] // Стандарты по издательскому делу. — М., 2004. — C. 483.

25. Райс, Ф. / Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Должин, пер. Е. Н. Николаева // СПб, Питер, 2010 — 812 С.

26. Рубчевский, К.В. СМИ и проблема развития личности [Текст] / К. Б. Рубчевский // Философия и общество. — 2006. — № 1. — С. 117−131.

27. Русак, З. В. Журнальная периодика как фактор активизации читательской деятельности молодёжи [Текст] / З. В. Русак // Библиотечный Челябинск. Образ современной библиотеки в городском сообществе: сб. науч.-практ. материалов. Вып. 3 /МУК ЦБС, ЧГАКИ. — Челябинск, 2008. С. 28−31

28. Сандалова, К. Воспитание «Хулигана» «Молотком». Чему учат молодежные журналы? [Текст] / К. Сандалова // Москва, 2006 — № 3 С. 160- 168

29. Сафонов, В. Н. Средства массовой информации на пороге реформации [Текст] / В. Н. Сафонов / Вестник Московского университета — 2012 — № 2 С. 196 — 201

30. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания [Текст] / Под ред. А. Я. Варли, 2006

31. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Алексеева, Л. Д. Болотова, Л. Е. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2006 — 380 С.

32. Шабалина, Е.В. «Глянцевые» журналы: манипуляция чтением [Текст] / Е. В. Шабалина, М. В. Шабалина // Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант: материалы Уральской библиотечной ассамблеи / ЧГАКИ; сост. Т. Д. Рубанова. — Челябинск, 2007 — 37 — 39

ПРИЛОЖЕНИЕ Объединенный каталог «Пресса России» 2012

Рубрика: Детские и молодежные издания Здесь представлены подростковые журналы, ориентированные на аудиторию в возрасте 11−17 лет

Название журнала

Возрастная целевая аудитория

Тематическая направленность журнала

Тираж

Издательство

1. Bravo International

11 — 17 лет

Досуговый, общей направленности журнал

200 000 экз.

ИД Bauer Media

2. Bravo international for GiRL!

Девочки 11 — 18 лет

Досуговый, для девочек-подростков

200 000 экз.

ИД Bauer Media

3. ELLE Girl

Девушки 14 — 21 год

Досуговый журнал о моде и стиле жизни для девушек

210 000 экз.

HFS

4. Girl

Девушки 13 — 17

Досуговый журнал для девочек-подростков

180 000 экз.

ИД Burda

5. Oops!

Девушки 17 — 20 лет

Досуговый журнал для девушек

235 000 экз.

ИД Burda

6. Totally Spies / Девочки-Супершпионки

Девочки 5−12 лет

Комиксы, созданные на основе мультсериала «Totally Spies!»

10 000 экз.

«Комикс»

7. Yes!

Девушки 16−24 лет

Досуговый журнал для девушек

160 000 экз.

ИД Independent Media

8. А почему? Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник»

9−13 лет

Научно-популярный исторический журнал

64 800 экз.

ООО «Юный техник»

9. Апельсинка

5−12 лет

Познавательно-развлекательный (единственный детский журнал в Челябинской области)

1 600

экз.

Учредитель: газета Сосновского района Челябинской обл. «Сосновская нива»

10. Библиотека «Мир школьника»

Литературно-художественное издание

" Труд и Отдых"

Библиотека для детей

Литературно-художественное издание

" Труд и Отдых"

11. Библиотека школьника и студента

Литературно-художественное издание

ИИД «Профиздат»

12. Бумеранг

Для старшеклассников

Досуговый журнал о кино, музыке, знаменитостях

5 000 экз.

ИД «Бумеранг»

13. Весёлые картинки о природе Журнал для детей «Филя»

6−12 лет

Научно-популярный журнал о природе и экологии

48 500 экз. (из них — 33 900 экз. — по подписке)

ИД «Веселые картинки»

14. Весёлый затейник

7−14 лет

Познавательноразвлекательный журнал для детей

20 000 экз.

ИД «Звонница-МГ»

15. Все звёзды

12−20 лет

Досуговый журнал о знаменитостях для подростков

250 000 экз.

ИД «Ровесник»

16. GEOлёнок

6−12 лет

Научно-популярный, о природе и животных

70 000 экз.

ООО «Грунер+Яр Магазинз».

17. Девчонки

Девочки 13 — 17 лет

Досуговый журнал для девочек-подростков

18. Девчонки — мальчишки. Школа ремесел

для детей и подростков

Специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству

13 200 экз. (из них 7000 по подписке)

Русская школьная библиотечная ассоциация

19. Детская энциклопедия АиФ

9−18 лет

Научно-популярный журнал об окружающем мире для детей и подростков

180 000 экз.

ИД

«Аргументы и Факты»

20. Детский киноклуб

6−12 лет

Научно-популярный журнал, посвященный кинематографу

70 000 экз.

«Эгмонт Россия»

21. Джульетта

Девушки 11−20 лет

Досуговый журнал для девушек

10 000 экз.

РИЦ «Кассея»

22. Доброе слово. Альманах для семейного чтения

«детям разного возраста — от малышей до подростков»

Литературно-художественный альманах для семейного чтения

10 000 экз.

Учредитель: Телерадиокомпания «Мироздание»

23. Журнал для изучающих английский язык «SPEAK OUT»

Средний и старший школьный возраст

Научно-популярный, учебно-методический журнал для изучающих английский язык

20 000 экз.

" ГЛОССА-ПРЕСС"

24. Зажигай с нами! Marvel

9−12 лет

Комиксы

15 000 экз.

«Комикс»

25. Золотая антилопа для детей

7−12 лет

Кроссворды. Сканворды

90 000 экз.

000 «Логос-Медиа»

26. Игромания с DVD

Основная возрастная группа: мужчины от 15 до 25 лет

Компьютерный журнал

237 200 экз.

ООО «ТехноМир»

27. Классный журнал

дети 5 -12 лет

Познавательно-развлекательный детский журнал

95 000 экз.

" Открытые системы"

28. Клёпа

дети 7−12 лет

Познавательно-развлекательный детский журнал

25 000 экз.

Издательско-продюсерский центр «Клепа»

29. Книжная детская литературная серия «НАСТЯ и НИКИТА»

Приложение к журналу «Фома»

от 5 до 12 лет

Литературно-художественный журнал

5 000 экз.

ООО Издательский дом «Фома»

30. Когда ты один дома

8−16 лет

Досуговый журнал об Интернете и компьютерных играх

45 000 экз.

ООО «Росчерк»

31. Коллекция идей

7−13 лет

Специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству

ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА

32. Команда супергероев (MARVEL)

мальчики и юноши от 12 до 18 лет

Комиксы о приключениях популярных персонажей Вселенной Marvel

30 000 экз.

Издательства «Комикс»

33. Комиксы журнала «Развлекательный каламбур»

7−13 лет

Комиксы

22 000 экз.

ООО «Росчерк

34. Компьютер — Mouse

Компьютерный журнал

15 000 экз.

" Агентство Информ-Планета"

35. Кораблик. Детский журнал Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря

для детей 10−14 лет.

Православный литературно-художественный журнал

998 экз.

МАП-Центр

36. Кроссвордленд

для школьников

Кроссворды, сканворды

50 000 экз.

Издательский дом «НАПИ-М»

37. Лазурь

Для школьников и молодежи

Литературно-художественный журнал экологической направленности

3500 экз. (из них на подписку — 2000 экз.)

" Лазурь"

38. Левша (ежемесячное приложение к журналу «Юный техник»)

для читателя среднего и старшего возраста.

Научно-популярное техническое издание

3000 экз. (из них на подписку — 3000 экз.)

OOO «Объединенная редакция журнала «Юный техник», ОАО «Молодая гвардия»

39. Маруся

Девочки-подростки 11−15 лет

Досуговый журнал для девочек-подростков

45 000 экз.

ИД

«Бумеранг»

40. Мастерилка

5−11 лет

Специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству

ИД «Карапуз»

41. Мир техники для детей

для детей среднего и старшего школьного возраста.

Научно-популярный журнал, посвященный военной технике

3 000 экз.

«Аквариум»

42. Миша

7 до 12 лет

Литературно-художественный, познавательно-развлекательный детский журнал

30 000 экз.

ООО ИИА «Евразия +»

43. Мне 15

14 — 17 лет.

Досуговый журнал для подростков о любви и отношениях

20 000 экз.

ООО «Рекламно-Издательский центр «КАССЕЯ»

44. Мои секреты. Журнал для девочек

Для девочек-подростков

Досуговый журнал для девочек-подростков

45. Мурзилка

6 -12 лет

Познавательно-развлекательный, литературно-художественный,

75 000 экз.

Редакция журнала «Мурзилка»

46. Нарконет Россия без наркотиков

Предполагаемая аудитория: молодежь, родители, медики, учителя

Специализированный журнал, посвященный теме борьбы с наркотиками

15 000 экз.

ИД «Нарконет»

47. Наша молодёжь

14 — 30 лет.

Информационно-публицистический, литературно-художественный, журнал

40 000 экз.

«Наша молодежь»

48. Пионер

10−15 лет

Литературно-художественный, информационно-публицистический

300 000 экз.

«Правда»

49. Православная радуга (г. Самара)

6−14 лет

Православный журнал

Учредитель — Приход во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.

50. «НаследЪник»

Молодежь от 13 до 30 лет;

Православный молодежный журнал

10 000 экз.

Учредитель — Новоспасский Ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы

51. Приключения Скуби-Ду

7−14 лет

Комиксы

80 000 экз.

ИД «Ровесник»

52. Радость творчества. Приложение к журналу «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»

Целевая аудитория — методисты, учителя и ученики школ и лицеев.

Специализированный журнал, посвященный прикладному творчеству

5000 экз.

Издательско;

полиграфический центр «Формат-М» -;

53. Развлекательный каламбур

9 до 13 лет

Познавательно-развлекательный детский журнал

81 880 экз.

ОО «Росчерк»

54. Ровесник

от 14 до 23 лет

Досуговый журнал для подростков, посвященный зарубежной и русской рок-музыке, шоу-бизнесу, новинкам кино, видео, отдыхе, спорту и развлечениях.

100 000 экз.

ИД «Ровесник»

55. Ромео и Джульетта

Подростки 11−20 лет

Досуговый журнал для подростков о любви и отношениях

20 000 экземпляров

РИЦ «Кассея»

56. Саша и Даша

8−13 лет

Православный журнал

6 760 экз.

журнал Нижегородской епархии

57. Свирель

7−14 лет

Литературно-художественный

9 500 экз.

" Лазурь"

58. Сибирячок

5 -12 лет

Литературно-художественный журнал экологической направленности

5000 экз.

Восточно-Сибирское книжное издательство

59. Сказочный мир

5−12 лет

Познавательно-развлекательный детский журнал

25 000 экз.

ООО «ДОМ ПРЕССЫ» (Смоленск)

60. Стиль жизни для молодых

Девушки 17 — 20 лет

Досуговый журнал о моде и стиле жизни для девушек

61. Страна игр

геймеры 16 — 30 лет

Компьютерный журнал

80 000 экз.

Издательский дом «Гейм Лэнд»

62. Студенческий меридиан

Абитуриенты, студенты, педагоги, методисты

Информационно-публицистический, научно-популярный и литературно-художественный журнал для учащейся молодежи

12 000 экз.

ООО «Студенческий меридиан»

63 Техника — молодежи. Общедоступный выпуск

14—28 лет

Научно-популярный и литературно-художественный журнал

70 000 экз.

«Техника-молодежи»

64 Тошка и компания

6−12 лет

Научно-популярный журнал о животных

85 000 экз.

«Эгмонт Россия»

65. Хакер + DVD

Компьютерный журнал

«Гейм Лэнд»

66. Чудеса и приключения детям — ЧИП

7−14 лет

Научно-популярный литературно-познавательный журнал,

18 450 экз.

ИД «Журналист»

67. Winx Школа волшебниц

6−12 лет

Комиксы на основе одноименного итальянского мультсериала

«Комикс»

68. Эскиз

6−12 лет

Научно-популярный журнал, посвященный искусству

7 000 экз.

ИД «Веселые картинки»

69. Юный техник

10−15 лет

Научно-популярный журнал, посвященный технике

45 000 экз.

ООО «Юный техник»

70. Юный художник

10−14 лет

Специализированный журнал, посвященный изобразительному искусству

5 000 экз.

«Наша молодежь»

71. Юный эрудит

9−14 лет

Научно-популярный журнал о науке и технике

Средний тираж

40 000 экз.

«Эгмонт Россия»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой