Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая мысль второй половины XIX века и деятельность Льва Николаевича Толстого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. А. Добролюбов во взглядах на воспитание и образование сходился со своим единомышленником Н. Г. Чернышевским. Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Он стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении «естественных стремления» человека, которые «могут быть выражены в двух словах… Читать ещё >

Педагогическая мысль второй половины XIX века и деятельность Льва Николаевича Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ежели в моих мыслях о народном образовании найдется хоть малая доля истины, которая войдет в сознание человечества и послужит основанием дальнейшему развитию новых, сообразных времени идей образования, я, не увлекаясь самолюбием, знаю, что большей доле того, что я сделаю, я буду обязан не своей личности, но тому обществу в котором я должен был действовать.

Педагогическая мысль второй половины ХIХ века

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину ХIХ века — эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы.

На российской почве произрастали те же идеи, что и в Западной Европе Нового времени: идеи национального и общечеловеческого воспитания и образования, научности обучения и воспитания, перехода от классической школы к современной. В России они получили определенную специфическую направленность, вытекающую из особых условий российской жизни. Так, продолжалась разработка теории народности школы и педагогики.

В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Одновременно изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения.

О росте интереса к педагогике и школе свидетельствуют факты формирования педагогической журналистики, создания научных педагогических обществ. [8, стр. 279].

Во второй половине 1800-х гг. в педагогической мысли России с небывалой силой проявились стремления общества к обновлению и реформам. К началу XIX в. общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, созданными в 80-х гг. XVIII в. К 1800 г. насчитывалось всего 315 училищ, в которых обучалось 18 128 учащихся мужского и 1787 — женского пола. В них преподавали 790 учителей. 22, стр. 339−340]. Но стране необходимо было гораздо больше образованных людей. Остро осознается важность и необходимость расширения начального образования как основы всей системы народного просвещения. Возникает вопрос о подготовке учителей для общеобразовательных школ, так как без этого невозможно было осуществить назревшие практические вопросы просвещения.

Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику. К ним прежде всего относились:

Д.И. Писарев, который склонялся к идеям «свободного воспитания», считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Он отвергал профессионализацию [2], утилитаризм [7] общеобразовательной школы. Полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

Н.Г.Чернышевский, который вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, Схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания. Говоря о воспитательных идеалах, Чернышевский вставал на позиции революционной переделки общества и человека.

Н.А. Добролюбов во взглядах на воспитание и образование сходился со своим единомышленником Н. Г. Чернышевским. Добролюбов критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Он стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении «естественных стремления» человека, которые «могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо». Добролюбов помещал в центр воспитания заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовки юного человека к активной и счастливой жизни.

Н.И. Пирогов, в педагогическом наследии которого особое место занимают идеи самопознание посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания Пирогов видел в христианской религии. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования.

К.Д. Ушинский — основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из «мрака нищеты и невежества», веря, что «хорошее воспитание» может избавить человечество от многих зол. [8, стр. 285−305].

Среди тех, кто во второй половине ХIХ века занимался вопросами образования и воспитания подрастающего поколения, особая роль принадлежит Льву Николаевичу Толстому.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой