Особенности вербального поведения в педагогической деятельности
Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с обучаемыми, а с другой — это общение с учащимися в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия… Читать ещё >
Особенности вербального поведения в педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения преподавателя правильно организовать общение с учащимися. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность студента осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
В. А. Кан-Калик, автор книги для преподавателя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у студента вызвано положительное отношение к тому, чему хотят его научить. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым преподавателем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на занятии, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции учащегося и, наконец, — это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение преподавателем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение студентов к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с обучаемыми, а с другой — это общение с учащимися в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности — это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние студента, в организации взаимоотношений с учащимися, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.