Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности промышленного производства на основе технического перевооружения предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Рыночная трансформация выявила неприспособленность к ее условиям и неконкурентоспособность хозяйствующих субъектов во многих отраслях общественного производства России, что повлекло за собой рост безработицы, снижение уровня жизни и привело к структурным диспропорциям в экономике страны. В частности, в 1990;е годы произошло существенное снижение доли обрабатывающей промышленности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы повышения эффективности промышленного производства в рыночных условиях хозяйствования
    • 1. 1. Теоретические аспекты обеспечения эффективности промышленного производства в регионе
    • 1. 2. Обновление производственной базы предприятий как ключевой фактор повышения эффективности промышленного производства в современных условиях
    • 1. 3. Преимущества технического перевооружения в мерах по повышению эффективности промышленного производства
  • Глава 2. Современное состояние и перспективы повышения эффективности промышленного производства в регионе
    • 2. 1. Анализ состояния промышленного производства в Республике Дагестан
    • 2. 2. Предпосылки и перспективы повышения эффективности промышленного производства в республике на основе технического перевооружения предприятий
    • 2. 3. Методические аспекты обновления основных фондов на основе технического перевооружения предприятий
  • Глава 3. Основные направления повышения эффективности промышленного производства на основе технического перевооружения предприятий
    • 3. 1. Региональная промышленная политика как основа обеспечения эффективности промышленного производства
    • 3. 2. Внутренние источники финансирования технического перевооружения предприятия и механизмы повышения эффективности их использования
    • 3. 3. Приоритетные направления и механизмы внедрения лизинговых отношений в обновление производственных фондов промышленных предприятий в регионе

Повышение эффективности промышленного производства на основе технического перевооружения предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночная трансформация выявила неприспособленность к ее условиям и неконкурентоспособность хозяйствующих субъектов во многих отраслях общественного производства России, что повлекло за собой рост безработицы, снижение уровня жизни и привело к структурным диспропорциям в экономике страны. В частности, в 1990;е годы произошло существенное снижение доли обрабатывающей промышленности, строительства и сельского хозяйства в экономике страны при параллельном росте сфер торговли, управления, финансов и страхования. Одновременно внутри промышленного комплекса наблюдались тенденции скачкообразного роста сырьевых и энергопроизводящих отраслей. Еще более негативные последствия наблюдались в промышленности Республики Дагестан. Снижение в несколько раз объемов, а, следовательно, и доходов производства нарушило воспроизводство основных фондов. На большинстве предприятий амортизационные средства были иммобилизованы, а ранее они служили основным источником собственных инвестиций в обновление производственного аппарата. За 15 лет отказ от обновления привел к физическому и моральному износу основных фондов и снижению возможностей восстановить конкурентоспособность производимой промышленными предприятиями продукции.

Решение проблемы конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности России кроется в обновлении производственных фондов. С учетом того, что на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий требуются гораздо большие капиталовложения, приоритет в ходе реализации планов предприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции целесообразно отдавать техническому перевооружению действующих технологических линий предприятий. С одной стороны, это позволит за минимальные капитальные вложения получить максимальный эффект, а с другой — это не приводит к остановке производства, что характеризует высокую социальную значимость для трудоизбыточного региона. В связи с чем, представляется достаточно актуальным разработка теоретических и практических подходов по повышению эффективности промышленного производства на основе обновления технической базы предприятий, а также определение организационно-управленческих аспектов активизации внутренних механизмов обновления производственных фондов промышленных предприятий в регионе.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемы управления развитием промышленных предприятий, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции нашли отражение в работах видных отечественных исследователей, таких как Абалкин Л. И., Богомолов О. Т., Львов Д. С., Некипелов А. Д., Петраков Н. Я., Виленский М. А., Градов А. П., Гринчель Б. М., Кравцов И. И., Яковец Ю. В., Новицкий Н. А., Ахмедуев А. Ш. и т. д.

Значительный вклад в развитие теории эффективного промышленного производства в проблемном регионе в рыночных условиях хозяйствования вносят работы Алиева В. Г., Багомедова М. А., Гордеева О. И., Дохоляна С. В., Петросянца В. З., Сагидова Ю. Н., Цапиевой O.K. и других ученых.

В тоже время, учитывая низкую конкурентоспособность промышленного производства в Республике Дагестан и высокую роль обновления технической базы в повышении эффективности промышленного производства, сохраняется острая необходимость разработки механизма повышения эффективности промышленного производства на основе обновления технической базы предприятий и определении методических аспектов повышения эффективности технического перевооружения промышленных предприятий в регионе.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является разработка теоретико-методических вопросов и системы организационно-экономических мер повышения эффективности промышленного производства в Республике Дагестан на основе замены изношенной технической базы предприятий.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались и решались следующие задачи:

— раскрытие теоретических и методических основ обеспечения эффективности промышленного производства и уточнение социально-экономической сущности и значения различных направлений воспроизводства основных фондов;

— определение основных факторов повышения эффективности промышленного производства и выявление преимуществ технического перевооружения по сравнению с другими факторами;

— анализ современного состояния промышленного производства в Республике Дагестан и выявление причин низкой конкурентоспособности промышленного производства в республике;

— выявление предпосылок и определение перспектив повышения эффективности промышленного производства в Республике Дагестан на основе технического перевооружения предприятий;

— разработка методики оценки сравнительной экономической эффективности вариантов обновления производственных фондов с учетом специфики развития промышленных предприятий в Республике Дагестан;

— выявление направлений повышения эффективности амортизационной политики промышленных предприятий в регионе;

— разработка механизма внедрения лизинговых отношений в воспроизводство основных фондов промышленных предприятий в Республике Дагестан.

Объектом исследования являются промышленные предприятия в Республике Дагестан и социально-экономические условия осуществления промышленного производства в регионе.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения и организационно-экономические механизмы обеспечения эффективности промышленного производства на основе технического перевооружения предприятий.

Методика исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения эффективности промышленного производства. В зависимости от решаемых задач в работе использовались методы обобщения, расчет-но-конструктивный, моделирования, абстрактно-логический, сравнительного анализа, а также применялся статистический анализ и статистическая проверка гипотез.

Исследование базируется на большом фактическом материале, а именно: статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее Территориального управления по Республике Дагестанотчетных данных министерств и ведомств Республики Дагестананалитических данных, собранных лично авторомрезультатах, полученных в других исследованиях.

Научная новизна исследования заключается в теоретико-методическом обосновании и разработке системы организационно-экономических мер повышения эффективности промышленного производства на основе технического перевооружения промышленных предприятий, а также в решении методических вопросов выбора варианта обновления производственных фондов предприятий в регионе.

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

— дополнены теоретические положения обеспечения эффективности промышленного производства и уточнена с учетом региональной специфики воспроизводства основных фондов социально-экономическая сущность «технического перевооружения производства»;

— обоснованы с использованием метода факторного анализа преимущества технического перевооружения по сравнению с другими направлениями обновления производственных фондов промышленных предприятий;

— выявлены основные причины низкой эффективности промышленного производства в Республике Дагестан и определены перспективы повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий на основе обновления производственных фондов;

— усовершенствована методика оценки сравнительной экономической эффективности вариантов обновления производственных фондов промышленных предприятий в регионе;

— предложена система организационно-управленческих мер по повышению эффективности амортизационной политики промышленного предприятия, направленные на обеспечение целевого использования средств амортизационного фонда промышленного предприятия;

— обоснованы направления и разработаны предложения по внедрению лизинговых отношений в воспроизводство основных фондов промышленных предприятий.

Практическая значимость проведенного исследования. Данная диссертационная работа является одной из ряда работ, посвященных исследованию вопросов повышения эффективности промышленного производства за счет обновления активной части основных фондов.

Предлагаемые в работе организационно-управленческие мероприятия к решению этой важной проблемы, а также методические подходы по осуществлению технического перевооружения промышленных предприятий в регионе, будут способствовать повышению конкурентоспособности региональной промышленной продукции.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и круглых столах в Республике Дагестан в 19 992 007гг.

По теме диссертационного исследования опубликованы 9 научных работ, объемом более 3,9 п.л., в том числе 1 статья в рекомендуемых ВАК России перечне журналов.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Диссертация содержит 158 страниц основного текста, в том числе 16 таблиц и 5 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие основные выводы:

1. В рыночных условиях хозяйствования при наличии рыночного спроса на выпускаемую продукцию эффективность промышленного производства во многом зависит от трех факторов: системы организации производствауровня технической оснащенности производственного процессапрофессионально-квалификационного уровня рабочего и управленческого персонала предприятия. Кроме этого, существуют внешние факторы, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на эффективность промышленного производства: государственная таможенная, инвестиционная, налоговая, денежно-кредитная политика, уровень инфляции и безработицы в экономике страны и т. д. Необходимость пристального внимания со стороны региональных органов государственной власти на развитие отраслей промышленности региона связана с наличием множества проблем, решение которых зависит от проводимой в регионе и в стране социально-экономической политики. Кроме того, анализ по основным отраслям промышленности РД показывает наличие серьезных структурных диспропорций. Анализ существующих тенденций в промышленности региона с 1992 по 2005 года показал, что в результате реформ произошли значительные качественные и количественные изменения, выражающиеся в снижении объемов производства промышленной продукции, инвестиций, увеличении степени износа основных производственных фондов, изменении структуры затрат и т. д.

2. Развитие отраслей промышленности неразрывно связано с прогрессом в научно-технической сфере и с возможностью обновления промышленного производства на более высоком техническом и технологическом уровне. В Республике Дагестан, в условиях физического и морального старения производственных фондов, повышение эффективности производства возможно только при полном или частичном обновлении активной части основных фондов. Наиболее эффективным вариантом обновления основных производственных фондов предприятий промышленности на современном этапе является техническое перевооружение существующего производства. Для решения задач увеличения объемов производства и повышения качества и конкурентоспособности товаров, необходимо значительно расширить масштабы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, переоснащать их новой высокоэффективной техникой, внедрять прогрессивную технологию, широко использовать возможности современного менеджмента и маркетинга.

3. Для того чтобы в современных экономических условиях предприятия промышленности России и республики смогли бы полноценно конкурировать с зарубежными, в первую очередь необходимо провести комплексную модернизацию большинства промышленных предприятий как страны в целом, так и региона в частности. Только в этом случае продукция республиканских предприятий сможет выдержать полноценную конкуренцию по отношению к импортной продукции, а также занять достойное место на мировом рынке. Одной из предпосылок, присущих техническому перевооружению в промышленности, является моральное и физическое состояние предприятий, построенных более сорока-пятидесяти лет назад. Для того чтобы показать актуальность проблемы технического перевооружения в промышленности на современном этапе необходимо провести сравнительный анализ состояния производственных фондов предприятий промышленности страны и региона за последние несколько лет.

4. Высокая конкуренция требует интенсификации производства, которое направлено на решение многих задач: эффективного использования существующего производственного потенциала промышленного предприятияэкономию материальных и энергетических ресурсов, рабочей силы и т. д. Техническое перевооружение позволяет достичь в действующем производстве более высокой эффективности использования материальных ресурсов и снижения трудоемкости продукции на базе применения прогрессивной техники, технологии и организации производства. Предусматриваемые интенсификацией снижение трудоемкости, материалои энергоемкости являются предпосылкой технического перевооружения действующего производства.

К важной предпосылке технического перевооружения следует отнести возрастающую необходимость постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции и создания высококонкурентной продукции. Как правило, производство продукции улучшенного качества нуждается в соответствующем росте технического уровня оборудования и производства, средством достижения которого является техническое перевооружение. Немаловажное значение в процессе повышения конкурентоспособности продукции региональных предприятий имеет внедрение и использование на промышленных предприятиях наиболее прогрессивных маркетинговых технологий.

5. Основными достоинствами технического перевооружения действующего производства по сравнению с другими направлениями освоения инвестиций являются: более быстрое внедрение (в некоторых средних по возрасту отраслях промышленности) новой техникименьшая доля строительно-монтажных работ в общей сумме производственных инвестиций, а значит и большая доля активной частименьшие сроки освоения инвестицийресурсосбережение за счет более полного и эффективного освоения вовлеченных в производство ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, энергетических и т. д.).

6. Непосредственным результатом технического перевооружения производства является замена и обновление старой техники — новой, то есть имеющей большую технико-экономическую эффективность. Последняя является следствием более высокого технического уровня новой техники. Поэтому показателем степени технического перевооружения может служить не коэффициент обновления парка оборудования, а рост технического уровня производства в результате этого обновления. Более высокий технический уровень производства проявляется в способности производить продукцию в заданном объеме и нужного качества с затратами не выше (а даже значительно ниже) среднеотраслевых или по сравнению с ведущими конкурентами. Более высокий технический уровень выступает источником более рационального использования ресурсов и интенсификации производства вообще. Определение и оценка технического уровня производства выступает важнейшим исходным элементом формирования программы технического перевооружения действующего производства, в которые в качестве первоочередных должны быть включены объекты, не соответствующие заданным техническим, экономическим, социальным, организационным и иным требованиям.

7. Экономическая сущность технического перевооружения как способа внедрения новой техники объективно обусловлена рядом важнейших обстоятельств:

— техническое перевооружение действующего производства выступает и как метод обновления основных производственных фондов. При этом обновляются не все основные производственные фонды предприятий, а главным образом их активная часть. Далее, обновлению подвергаются не единичные экземпляры машин и оборудования, а их комплексы, участки, цеха, включая объекты заводской инфраструктуры;

— техническое перевооружение производства находит свое конечное выражение в повышении его технического уровня, что приводит к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции;

— существенным преимуществом и важной особенностью технического перевооружения действующего производства является ускорение процесса внедрения новой техники, что должно найти свое отражение в повышении окупаемости инвестиционных вложений.

Техническое перевооружение действующего производства направлено не только на решение технико-экономических задач, но и на улучшение, как качества производимой продукции, так и производственной и природной среды, а также на достижение других социальных результатов. При оценке экономической эффективности технического перевооружения производства правильным, на наш взгляд, является требование учета в расчетах эффективности технического перевооружения его социальных результатов — улучшение качества производственной и природной среды.

8. Основная роль в ускорении процесса технического перевооружения промышленных предприятий принадлежит государству. В связи с этим, приоритетами государственной инвестиционной политики в современных условиях должны стать содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики» (прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей), формированию нового технологического облика национального хозяйства. В свою очередь, для достижения указанных целей государственной инвестиционной политики требуется осуществление комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране в целом, и в регионах, в частности: поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка.

9. Наиболее эффективным способом внедрения новой техники в действующее производство на современном этапе является техническое перевооружение. Для решения задачи увеличения объемов производства и повышения качества и конкурентоспособности товаров, необходимо значительно расширить масштабы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, переоснащать их новой высокоэффективной техникой, внедрять прогрессивную технологию, широко использовать возможности современного менеджмента и маркетинга.

Значение и роль технического перевооружения действующего производства, предприятий и отраслей (на основе реализации последних достижений научно-технического прогресса) в повышении эффективности производства, эффективном освоении инвестиций по направлениям воспроизводства основных фондов и производственных мощностей неуклонно возрастает, и будет возрастать в дальнейшем. Техническое перевооружение, по сравнению с другими видами освоения инвестиций в основные фонды, обладает множеством преимуществ. Основными технико-экономическим преимуществами технического перевооружения промышленности региона являются: уменьшение удельных инвестиционных вложенийэкономия земельного фонда под новое промышленное строительство и соответственно платы за землепользованиеснижение расходов на освоение территории, сооружение подъездных дорог и других объектов общезаводской инфраструктуры, совмещение процессов создания новых мощностей и повышения технического уровня действующихвозможность частичного использования средств, предназначенных на капитальный ремонт, для расширенного воспроизводства основных фондовповышение производительности труда в связи с сокращением потребности в дополнительном производственном персонале при одновременном и существенном росте объемов производства, а также обеспеченность его уже имеющимися на предприятии кадрами, что создает условие для более быстрого освоения вновь вводимых производственных мощностейповышение конкурентоспособности продукции за счет увеличения производительности, улучшения качества, расширения ассортимента и т. д.- экономия времени также является важнейшим преимуществом технического перевооружения по сравнению с новым строительством, расширением и реконструкцией предприятий промышленности.

10. Современная промышленность состоит из множества специализированных отраслей, каждая из которых объединяет сотни и тысячи различных по размеру и форме собственности предприятий. Промышленный комплекс играет в экономике любой страны важнейшую роль. Социальная стабильность и экономический прогресс находятся в прямой зависимости от состояния отраслей национальной промышленности. Правительства индустриально развитых стран принимают всевозможные участия, чтобы быть в авангарде технического прогресса, содействуя повышению конкурентоспособности национальных отраслей и предприятий. Стремясь снизить собственную зависимость от экспорта сырья и продукции трудоемких отраслей, государственные власти в развивающихся и переходных экономиках стимулируют диверсификацию промышленности.

На 1 январь 2006 г. в Республике Дагестан зарегистрировано 3,2 тыс. действующих предприятий и производств по выпуску промышленной продукции, выполнению работ и услуг промышленного характера, что на 5,8% больше, чем предыдущий год. Доля крупных и средних предприятий в общем их количестве составляет — 7,5%. Продолжились позитивные перемены, начатые в 2000 году. Наиболее позитивные результаты достигнуты, в основном за счет динамичного роста производства, в целлюлозно-бумажном производствеиздательской и полиграфической деятельности, производстве судов, летательных аппаратов и прочих транспортных средств, производстве резиновых и пластмассовых изделий и прочих производствах.

11. Возможность повышения эффективности промышленного производства в регионе во многом зависит от наличия инвестиционных средств. В целом, инновационная политика на уровне предприятия находит свое отражение в планировании инвестиционной деятельности. В то же время планирование источников финансирования инвестиций выступает составной частью программы инновационной деятельности на предприятии. С переходом отечественной экономики на рыночные отношения роль планирования, как на макротак и на микроуровне не снизилась, а возросла. Существенно изменилась и методология планирования. Анализ показывает, что именно те предприятия, которые с переходом на рыночные отношения мало обращали внимание на внутрифирменное планирование, оказались в тяжелейшем финансовом положении или вовсе банкротами.

12. Процесс реструктуризации отраслей и комплексов промышленности невозможно осуществить вне рамки промышленной политики. В условиях снижения возможности эффективного воздействия на развитие промышленных предприятий инвестиционно-финансовыми методами возрастает роль проводимой в том или ином регионе промышленной политики. Именно в рамках региональной промышленной политики необходимо осуществлять мероприятия по снижению налогового бремени на предприятия, повышать стимулы к привлечению внешних и использованию в инвестиционных целях внутренних источников, стимулировать предприятия к внедрению передовых технологических линий и техники. Конечным результатом всех этих мероприятий должно стать повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, что приведет к росту налоговых поступлений и уровня жизни всего населения региона. В целом государство, участвуя в реформировании промышленных предприятий, призвано осуществить комплекс мероприятий, способных ускорить адаптацию производства к рыночному хозяйствованию.

Развертывание активной региональной промышленной политики существенно затруднено инвестиционными возможностями бюджета региона и финансовым положением промышленных предприятий. Бюджет в условиях высокой дотационное&trade- (республиканский бюджет более чем на 80% дотационный) не может быть орудием инвестиционной политики.

13. Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность промышленных предприятий, в зависимости от их уровня, можно классифицировать в две группы: первая — факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне, все внешние факторы по отношению к предприятиювторая — факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне, т. е. внутренние факторы.

Многие из них тесно взаимосвязаны между собой и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны, динамизм ее развития — это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования осуществлять и активизировать инвестиционную деятельность.

14. Основной причиной незначительности иностранных инвестиций в Республику Дагестан является то, что еще не созданы благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. Инвестиционную активность иностранцев сдерживает весьма неблагоприятная для предпринимателей система законов, норм, регулирующих их хозяйственную деятельность, а также социальная напряженность в регионе. Наиболее ярким свидетельством непривлекательности нашего региона для иностранных инвесторов является то, что, например, в 2002 г. иностранные инвестиции в Республику Дагестан не поступали вообще.

15. Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в техническое перевооружение любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления, а в идеалеамортизационные отчисления, целевым назначением которых является замещение старой техники и технологий новыми.

16. Амортизационные отчисления являются важнейшим источником финансирования инвестиций. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70−80% покрывают потребности предприятий в инвестициях. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значимость амортизационных отчислений как источника, финансирования инвестиций также повысилась. В первую очередь это связано с ежегодной переоценкой основных фондов и убыточностью многих предприятий. Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций по сравнению с другими заключается в том, что при любом финансовом положении предприятия этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия. Амортизационные отчисления потенциально являются наиболее значительным внутренним источником финансирования технического перевооружения производства. Однако на данном этапе необходимо решить ряд проблем, связанных с целевым использованием амортизационного фонда.

17. В развитых странах с рыночной экономикой, в настоящее время получила распространение такая особая форма финансирования инвестиций в основные фонды, как лизинг. Как правило, приобретение машин и оборудования финансируется из прибыли, в то время как лизинговые платежи относятся к себестоимости, что уменьшает налогооблагаемую базу. Причем для получения имущества в лизинг не требуется иметь чистую прибыль, равную его стоимости. Применяемая ускоренная амортизация на имущество, находящееся в лизинге сокращает налогооблагаемую базу при уплате налога на имущество. Лизинг при прочих равных условиях, способствует обеспечению процесса расширенного воспроизводства в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В принципе лизинг — это смесь договора аренды и договора о предоставлении кредита. Для лизингополучателя расходы по лизинговому договору выступают как текущие без разграничения на проценты и амортизацию. При финансовом лизинге контрактом, как правило, предусматривается возмещение амортизации и определяется прибыль. Лизинговый контракт дает возможность для многообразия форм и условия заключенных договоров, включая и возможность перехода арендованного оборудования в собственность арендатора. Учитывая, что оборудования передаваемое в лизинг, в отличие от кредитования не подвержено инфляционному воздействию, использование финансового лизинга следует считать более предпочтительным.

18. В целом внедрение лизинговых отношений в процесс обновления производственных фондов промышленных предприятий имеет множество преимуществ. Лизинг выступает специфической формой кредитования процесса приобретения техники с рассрочкой при выплате до 5−7 лет. По сравнению с другими формами она имеет ощутимые экономические преимущества:

— во-первых, по лизингу технику получить значительно легче, чем кредит. Проще решается и залоговая проблема, поскольку залогом служит предоставленная техника, которая при нарушении договорных положений может быть возвращена лизингодателю;

— во-вторых, при заключении лизингового договора оборудование, как правило, оценивается в текущих ценах, которые остаются неизменными в течение всего срока аренды;

— в-третьих, снижается и налогооблагаемая база.

В условиях ограниченности инвестиций целесообразно для пополнения лизингового фонда использовать аккумулируемые предприятиями амортизационные средства, образуемые за счет отчислений от ускоренной амортизации основных производственных фондов. Перечисленные в этот фонд амортизационные средства предприятий — потенциальных лизингополучателейследует рассматривать как первичный взнос при заключении договора лизинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, 1997, № 6
  2. Л.И., Сорокин Д. Е. и др. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  3. С.Г., Гордеев О. И. Государственное регулирование развития промышленности региона на этапе стабилизации и подъема экономики. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2002. — 260с.
  4. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
  5. Р.Л. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972
  6. С.Д. Махачкала: Время созидать. Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004.
  7. С.Д. Стратегия социально-экономического развития города в период становления рыночного хозяйства. М.: Экономика, 2003.
  8. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1990
  9. Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от, А до Я. -М., 1998
  10. В., Ветошнова Ю. Стратегия выживания предприятий // Вопросы экономики, 1998, № 12
  11. М., Кузнецов П. Забытая амортизация // Вопросы экономики, 1996, № 11
  12. А.Ш. Государственное регулирование экономики Республики Дагестан: Материалы круглого стола, проведенного в ИСЭИ ДНЦ РАН 24 ноября 2000 г. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2001
  13. А.Ш. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование // Экономист, 1994, № 12.
  14. А.Ш., Сагидов Ю. Н., Цапиева O.K. Проблемы экономических трансформаций в Дагестане. Махачкала: Юпитер, 2003.
  15. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал, 1997, № 10
  16. А. Масштабы инвестирования в российской промышленности // Вопросы экономики, 1999, № 10
  17. Большой экономический словарь / Под ред. Азрилиян А. Н. М.: Фонд -правовая культура, 1994.
  18. М. Планирование первый признак цивилизованной экономики // Экономист, 1993, № 5
  19. А.С. Экономика. М.: БЭК, 1997
  20. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М. 1995.
  21. B.C. Промышленно-целевые методы в развитии промышленности. -М., 1983
  22. Вопросы промышленной политики // Экономист, 1998, № 4
  23. Н., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // Вопросы экономики, № 3, 2007.
  24. М.М. Политика и методология государственного регулирования инновационных процессов в Республике Дагестан. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2001
  25. В. Лизинг автотранспортных средств // Хозяйство и право, № 11, 1997.
  26. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999.
  27. Государственное регулирование инвестиций / Под ред. В. П. Орешина. -М.: Наука, 2000
  28. Государство и экономика: Факторы роста / А. Г. Зельднер, И.Ю. Васлав-ская, В. К. Южелевский и др.- Ин-т экономики. М.: Наука, 2003.
  29. А.П. Технический уровень производства предприятия. Методы анализа и количественной оценки. Л.: J111И, 1973.
  30. Гражданский кодекс РФ. М.: Профиздат, 1995.
  31. .М. Измерение эффективности научно-технического прогресса.-М.: Экономика, 1974.
  32. С.С. Экономические методы управления. М.: МГУ, 1969
  33. Т. Концентрация акционерной собственности и развитие российских компаний (эмпирические свидетельства) // Вопросы экономики, № 1, 2007.
  34. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал, 1998, № 6
  35. С.А. Управление процессом привлечения внутренних и внешних инвестиций в российскую экономику. М.: Институт экономики РАН, 2005.
  36. С. Государственное регулирование экономики в переходном периоде // Экономист, 1991, № 5
  37. Журнал «Правила игры», № 3, 2004 г.
  38. Журнал: Экономика России: 21 век, декабрь, 2001 г.
  39. Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20.07.95 № 115-ФЗ
  40. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2004 год». Махачкала: Юпитер, 2003
  41. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2005 год». Махачкала: Юпитер, 2004
  42. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2006 год». Махачкала: Юпитер, 2005
  43. Известия от 26 ноября 2003 года.
  44. А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики, 1996, № 7
  45. Инвестиции в России и зарубежных странах / Под ред. И. Комарова. -М., 2001.
  46. Инвестиции в России. 2003. М.: Госкомстат, 2004.
  47. Инвестиции в России. 2004. М.: Росстат, 2005.
  48. Инвестиции в России. 2005. М.: Росстат, 2006.
  49. О.В., Русскова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2005. Вып. 2.
  50. Н.И. Основы менеджмента. Минск: Новое знание, 2000
  51. М. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 года // Вопросы экономики, 1996, № 9
  52. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982
  53. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал, 1999, № 8
  54. Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал, 1998, № 11−12
  55. Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Наука, 1981
  56. Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 1993
  57. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).-М.:Ось-89, 2003.
  58. Н.А. Проблемы трансформации предприятий в фирмы // Регион: экономика и социология, № 1, 2007.
  59. Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1999
  60. В. Производительность труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании // Вопросы экономики, 1999, № 8
  61. Ли Цзиньвэнь. Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики, 1997, № 7
  62. С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции // Вопросы экономики, № 2, 2007.
  63. Д.С. Экономика развития. М., 2002.
  64. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1983.
  65. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М: Экономика, 1998. — 192 с.
  66. May В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики, № 2,2007.
  67. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики, 1997, № 6
  68. С. Сценарии развития ВПК // Вопросы экономики, 1997, № 7
  69. .З., Евенко А. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. -М.: Экономика, 1985
  70. С. Формализация макроэкономики и ее последствия для денежно-кредитной политики // Вопросы экономики, № 2, 2007.
  71. Народное благосостояние: тенденции и перспективы. / Отв. ред. Н. М. Римашевская, Л. А. Оников. М.: Наука, 1991
  72. Национальная промышленная политика конкурентоспособности: опыт Запада в интересах России. М.: ИМЭМО РАН, 2002.
  73. А.Д. Становление и функционирование экономических институтов: от «робинзонады» до рыночной экономики, основанной на индивидуальном производстве. М.: Экономистъ, 2006. — 238с.
  74. Н.Н. Региональная экономика. М., 1978
  75. А. и др. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий // Вопросы экономики, 1997, № 4
  76. А.С. Рыночная система региона: воспроизводственный аспект // Регион: экономика и социология, № 1, 2007.
  77. Д. Институты и экономический рост: историческое введение. -THESIS, 1993, т.1, вып. 2.
  78. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999
  79. Организация и планирование промышленного предприятия / Учебник под ред. С. Каменицер, В. Конто-рович, Г. Пищулин. М., 1963
  80. Ф., Новицкий В. Тенденции Структурных изменений и промышленная политика в странах СНГ // Вопросы экономики, 1999, № 1
  81. В.З. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник ДНЦ, 2000, № 8
  82. В.А. Ускорение научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1983
  83. Постановление Правительства РФ от 19.08.1994 года № 976 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов».
  84. Постановление Правительства РФ от 19.08.94 года № 967 «О переоценке основных фондов в отраслях экономики России»
  85. Промышленность в России. 2002. М.: Госкомстат РФ, 2003
  86. Промышленность в России. 2003. М.: Госкомстат РФ, 2004
  87. Промышленность в России. 2004. М.: Росстат, 2005
  88. Промышленность в России. 2005. М.: Росстат, 2006
  89. Пути и резервы повышения социально-экономической эффективности научно-технического прогресса / Отв. ред. М. А. Виленский. М.: ИЭ АН СССР, 1982.
  90. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004
  91. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М: «Инфра-М», 1998
  92. И., Кравцов И. Экономическая оценка технического уровня производства // Вопросы экономики, 1983, № 1.
  93. Регионы России. Социально-экономические показатели городов. 2005: Стат.сб./Росстат. М: Росстат, 2006.
  94. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. М., Госкомстат, 2005.
  95. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. М.: Рос-стат, 2006.
  96. Результаты мониторинга проведенного национальным банком РД ЦБ РФ // Вопросы структуризации экономики, № 3, 2003. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2000
  97. Реформа хозяйственного механизма в промышленности / Под ред. А. Г. Егизаряна. М.: Издательство МГУ, 1990
  98. К. Экономика предприятия. М.: Изд-во «Аристей», 1995.
  99. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. (Доклад ГУ ВШЭ, подготовленный В. Голиковой, К. Гончар, Б. Кузнецовым и А. Яковлевым. Научный руководитель проекта — Е. Ясин) // Вопросы экономики, № 3, 2007.
  100. Российский статистический ежегодник. 2003. М.: Росстат, 2004
  101. Российский статистический ежегодник. 2004. М.: Росстат, 2005
  102. Российский статистический ежегодник. 2005. М.: Росстат, 2006
  103. Ю4.Сагидов Ю. Н., Гичиев Н. С. Привлечение иностранных инвестиций вэкономику региона. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2001
  104. Ю5.Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Бином-КноРус, 1999
  105. Современный экономический словарь / Под ред. Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., и др. М.: ИНФРА-М, 1997
  106. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Январь-декабрь 2006 г. Махачкала: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, 2007
  107. JI.B. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность, № 2, 2007.
  108. В.В. Оценка эффективности оптимизационного планирования деятельности промышленного предприятия // Регион: экономика и социология, № 1,2007.
  109. Ю.Трапезников В. А. Вопросы управления экономическими системами // Автоматика и телемеханика, 1969, № 1.
  110. Ш. Урсул А., Романович А. Всемирный саммит по устойчивому развитию: итоги, надежды, перспективы // Alma Mater. М., 2003, № 4. — с.с. 3−12
  111. Федеральная программа «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)»
  112. Федеральная программа «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу 2002−2004 гг.» утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 910-р
  113. Федеральная программа «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003−2005 гг.)»
  114. Федеральный закон «О лизинге» № 164-ФЗ от 29 октября 1998 года
  115. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года, № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  116. Х.М., Маллаева М. И. Уровень жизни населения региона / Монография: Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН. Махачкала: Центр информационно-издательских услуг Госкомстата РД, 2004.
  117. Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979.
  118. Г. Г. Стратегия экономического и социального развития Республики Дагестан: цели и задачи // Региональные проблемы преобразования экономики, № 2 (7), 2006. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2006.
  119. Экономическая теория научно-технического прогресса / Отв. ред. -Львов Д.С. М.: Наука, 1982
  120. Экономическая энциклопедия. -М.: Экономика, 1 999 122. Эксперт, № 14, 2003
  121. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. -М.: Экономика, 1984
  122. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970
  123. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики, 1997. № 6
Заполнить форму текущей работой